Что значит социальная база партий
Социальная база политических партий
Социальная база политической партии условно может быть представлена трехуровневой:
Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России».
4 % членов партии- это предприниматели, примерно столько же партийцев трудятся в сфере искусства, 8 % — в здравоохранении, в образовании работают 21,2 %, в промышленности — 20,9 %, 26 % — пенсионеры, студенты и временно не работающие, и только 13,2 % — состоят на госслужбе и работают в органах власти.
Лишь немногие партии из числа существующих в России имеют социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которых выражают. Большая часть партий выражает только свои собственные интересы и потому имеет вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный срок существования многопартийности в нашей стране, большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активной политической деятельности и потому политически проявляет себя в основном во время выборов.
«Единая Россия» Электорат партии власти, т.е. «Единой России» максимально близок к портрету «среднестатистического избирателя». Тем не менее в этом электорате есть набор значимых особенностей:
КПРФ В электорате КПРФ наиболее выраженной социально-демографической особенностью является линейное возрастание поддержки партии с возрастом избирателя. Практически две трети нынешнего электората КПРФ — граждане не моложе 55 лет. Другие социально-демографические особенности — высокая поддержка среди малообеспеченных слоев и лиц без полного среднего образования. С гендерной точки зрения за КПРФ активнее голосуют мужчины, чем женщины.
ЛДПР В электорате ЛДПР с возрастом поддержка партии убывает. На сторону ЛДПР встают такие «социальные типы», как:
«Справедливая Россия» Электорат «Справедливой России» поддается анализу с большим трудом. Очевидно, что он имеет черты сходства как с электоратом КПРФ, так и «Единой России». У «Справедливой России» высока поддержка в старших возрастных группах, но, по данным Левада-Центра, там несколько больше лиц среднего и предпенсионного возраста и меньше собственно пенсионеров; за «Справедливую Россию» также голосуют преимущественно небогатые люди, но, скорее, со средне-низким, а не низким доходом.
Социальная база политических партий. Партии «хватай-всех». Социальная база политических партий в современной России
Социальная база партии – это совокупность усредненных социально-демографических характеристик ее электората.
Различие в социальной базе пп объясняется теорией социальных расколов Липсета и Роккана.
Проследив историю политических партий Запада, они пришли к выводу о том, что существует 4 основных раскола, по которым происходит образование политических партий.
1. Территориальный – центр-периферия. Размежевание берет свое начало с образования государтв-наций и, соответственно, начала вмешательства центра в дела регионов. В некоторых случаях ранние волны мобилизации могли поставить территориальную систему на грань полного распада, способствуя формированию трудноразрешимых территориально-культурных конфликтов: противостояния каталонцев, басков и кастильцев в Испании, фламандцев и валлонов в Бельгии, размежевания между англоговорящим и франкоговорящим населением Канады. И образование партий – баскской в Испании, националистических партий Шотландии и Уэльса.
2. Государство – церковь. Это конфликт между централизующим, стандартизующим и мобилизующим государством-нацией и исторически укрепившимися привилегиями церкви.
Как протестантские, так и католические движения создавали широкие сети ассоциаций и институтов для своих членов, организуя стабильную поддержку даже среди рабочего класса. Это объясняет создание христианско-демократической партии Германии и других.
Таким образом, социальная база партий зависит от типа раскола, повлекшего образование партии, они могут быть классовые, национальные, региональные, религиозные.
Структурные сдвиги второй половины ХХ века, связанные с построением велфэр стейт, возникновением среднего класса, породили изменения в партийных системах и возникновение нового типа партий – всеохватных.
Понятие «всеохватывающих партий», использованное впервые Кирхаймером в 1966 г., отражало новые явления в отношениях между партиями, государством и гражданским обществом. Во-первых, эрозия жестких социальных границ между группами ослабляла политическую идентификацию населения и размывала прежние связи между их интересами и партиями. Во-вторых, экономический рост и политика всеобщего благосостояния заставили партии разрабатывать партийные программы, которые отражали интересы не отдельных групп, а всего населения, или почти всего. В-третьих, развитие средств массовой информации позволило партийным лидерам обращаться ко всем избирателям сразу, а не к какой-то особой их части, и сделало последних скорее «покупателями» партий, а не их активными участниками. «Всеохватные партии» превратились в брокеров, торгующих государственными постами. Дальнейшее развитие партий идет по пути установления все более тесной связи между партиями и государством и усиления связи между партиями.
Эти партии характеризуются отсутствием идеологических устремлений, размытой социальной базой, партии и их электорат все ближе сдвигаются к центру, стремясь к идеям социального улучшения и поддержанию консенсуса в среде среднего класса.
Социальная база современной России характеризуется крайней противоречивостью.
ПП сейчас крайне неохотно приписывают к себе определенный электорат, стремясь стать всеохватными, перехватывая лозунги.
КПРФ по-прежнему остается партией прежде всего людей пожилых, малообразованных и – в несколько меньшей степени – тех, кто проживает в сельской местности. Среди лиц с высокими доходами и особенно среди столичного населения (Москва и Санкт-Петербург) она явно недопредставлена. СПС (как и либералы 1995 г.) пользуется популярностью в первую очередь у молодежи (особенно до 25 лет), у людей обеспеченных, высокообразованных, а также у жителей столиц и мегаполисов. Можно сказать, что эти партии представляют как бы два противоположных полюса электората. Если СПС опирается главным образом на “сильные” группировки, обладающие значительными адаптационными ресурсами, то КПРФ – на “слабые”, уязвимые в условиях рыночной трансформации. Качественные различия находят и количественное выражение: в частности, доля молодежи в электорате СПС почти в два раза больше, чем в избирательском корпусе в целом, и примерно в четыре раза больше, чем в электорате КПРФ.
Принято считать, что СПС и “Яблоко” конкурируют за один и тот же электорат. Данные ВЦИОМ и ФОМ показывают, что это не совсем так. Несомненно, что по уровню образования избиратели обеих партий весьма схожи. Однако по возрасту они сильно различаются: за “Яблоко” голосуют люди более зрелого возраста (35—45 лет), те, чья молодость пришлась на времена перестройки и подъема демократического движения на рубеже 1980-х – 1990-х годов. Менее выражена, по сравнению с СПС, и поддержка “Яблока» со стороны людей с высокими доходами, жителей столиц и мегаполисов.
Единая Россия: среди ее электората меньше столичных жителей, и их число снижается, традиционно за них голосует более слабая периферия, люди разных возрастов.
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1910 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Социальная база политических систем
Политические партии в своем функционировании и взаимодействии между собой и обществом образуют партийную систему, которая представляет совокупную связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи важным звеном политической системы, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества. Наиболее распространенной типологией партийных систем является их классификация по количественному критерию (числу партий, реально имеющих влияние на власть, правящих или оказывающих на нее давление), позволяющему характеризовать партийные системы как однопартийные, двухпартийные и многопартийные.
Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных обществ. Она возникает вследствие стремления государства слить различные партии в одну лояльную политическую организацию, либо ориентации партии на монополизацию всей системы политической власти. Единственная партия рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Вместо метода убеждения и консенсуса применяются судебные и внесудебные расправы. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашаться с официальными властями. При однопартийности не устраняется присущий каждому обществу идейный и политический плюрализм, а закрываются каналы, По которым могут циркулировать различные идеи в обществе. Сращивание партийного и государственного аппаратов ведет к бюрократизации, ослаблению демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. Отмена однопартийной системы устраняет правящую партию от власти, т.к. для этого имеются объективные условия в виде социально-экономической неоднородности общества. Конкурирующие между собой различные слои общества с разнообразными интересами получают отражение в деятельности различных политических партий.
Многопартийные системы возникают, когда в стране действуют три и более партий, каждая, из которых собирает на выборах значительное число голосов. Такие системы существуют тогда, когда по сути дела ни одна партия не способна добиться большинства в парламенте, вследствие чего она лишается права формировать правительство, а осуществлять достаточно последовательную законотворческую деятельность бывает довольно сложно. Поэтому такие партии находят выход на путях образования коалиций.
Характер партийной системы зависит от политического статуса входящих в нее партий. Этот статус определяется числом членов партии, количеством избирателей ее поддерживающих, числом полученных депутатских мандатов. Соответственно партии подразделяются на мажоритарные, имеющие абсолютное большинство парламентских мест и права на формирование правительства; доминирующие, имеющие относительное большинство депутатских мандатов; миноритарные, получившие незначительное число мест в парламенте и часто вступающие в коалиции. В зависимости от соотношения партий с различным статусом партийные системы подразделяются на мажоритарные (чаще двухпартийные), доминирующие, коалиционные.
Очевидно, что многопартийность есть результат длительного развития политических систем, имеет количественные и качественные параметры. Количественный параметр при всей его значимости все же носит формальный характер, поскольку множество партий не является критерием демократизма, показателем развитости, эффективности политической и партийной систем общества. Все небольшие партии не в состоянии конкурировать с партиями, традиционно мощными по характеру, возможностям и средствам демократического воздействия на массы. Многопартийность позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия.
Двухпартийная система не исключает наличия других партий. Эта система характеризуется тем, что абсолютное большинство мест в парламенте, обеспечивает себе одна из двух партий. Такая система обычно базируется на мажоритарном законе о выборах по одномандатным округам. Проигравшая выборы, партия составляет оппозицию, чаше всего достаточно лояльную по отношению к правящему большинству.
Для России 90-х гг. ХХ в. более характерна двухблоковая система (встречающаяся во Франции и Финляндии), сама формула которой показывает, что здесь соперничают за власть союзы партий. Такие объединения создаются добровольно, однако, под давлением ряда обстоятельств. Структура кооперации встречается в Швеции и Сан-Марино, она проявляется в долгосрочном соглашении о разделе постов в структурах власти между представителями> двух или нескольких партий, при любом положительном результате их выборной компании.
В Российской Федерации формирование партийной системы в конце ХХ в. связано с многопартийностью. Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 1980-х гг. многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К началу 1990-х гг. в стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организованных, идейно очерченных форм, многие партии находятся на стадии становления, идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.
На современном этапе развития многопартийности в России наметилась достаточно устойчивая тенденция к организации блоковой партийной системы. Первые попытки политиков создать партию центристского толка оказывались безуспешными по ряду объективных причин и, прежде всего, по причине сильной поляризации социальной структуры общества на сверхбогатых и крайне бедных. Малочисленность и слабость средних слоев российского общества, неудавшиеся прежде попытки сформировать центристский блок не остудили пыл, амбиции и стремление отечественных политиков создать подобное избирательное объединение.
Произошедшие изменения в перестановке политических сил дают основание утверждать о том, что в России начинается новый этап партийного строительства. Возможно два варианта развития событий: в первом случае, становление двухсполовинной партийной системы; во втором, многопартийной системы с доминирующей партией. Но при любом стечении обстоятельств определяющую роль в выборе себе союзника, для формирования правительства и принятия политических решений будет играть партия центра, партия, стоящая у власти.
Сегодня в политической жизни страны наряду с политическими партиями и движениями активизировались различные организованные группы давления, мафиозные структуры. Для оказания политического влияния используются разнообразные формы подкупа, снабжения дозированной или искаженной информацией лиц и организаций, представляющих политический интерес. Предпринимаются усилия по целенаправленному формированию общественного мнения по тому или иному важному политическому вопросу, что находит непосредственное отражение на избирательных кампаниях, степени популярности партий и их лидеров.
Процесс формирования многопартийной системы в России еще не завершен, но наметившаяся тенденция движения к центризму, характеризует нынешнюю политическую жизнь общества. Все политические партии, движения, избирательные блоки, участвуя в российском политическом процессе, воздействуют на его ход и результаты. Мировая политическая практика показывает, что демократия успешно развивается, когда правят партии политического центра.
Социальная база политических партий.
Социальная база политической партии условно может быть представлена трехуровневой:
Основой состав членов партии.
Сторонники, имеющие представления о целях и программе партии, симпатизирующие ее федеральным и/или региональным лидерам.
Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России».
4 % членов партии- это предприниматели, примерно столько же партийцев трудятся в сфере искусства, 8 % — в здравоохранении, в образовании работают 21,2 %, в промышленности — 20,9 %, 26 % — пенсионеры, студенты и временно не работающие, и только 13,2 % — состоят на госслужбе и работают в органах власти.
Лишь немногие партии из числа существующих в России имеют социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которых выражают. Большая часть партий выражает только свои собственные интересы и потому имеет вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный срок существования многопартийности в нашей стране, большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активной политической деятельности и потому политически проявляет себя в основном во время выборов.
«Единая Россия» Электорат партии власти, т.е. «Единой России» максимально близок к портрету «среднестатистического избирателя». Тем не менее в этом электорате есть набор значимых особенностей: • Женщины оказывают большую поддержку «Единой России», чем мужчины • С возрастом поддержка «Единой России» имеет тенденцию к линейному снижению • Поддержка «Единой России» среди граждан с высшим образованием несколько ниже средней • За «Единую Россию» более охотно голосуют наиболее и наименее обеспеченные слои населения. • Максимальных значений поддержка «Единой России» достигает на селе, а труднее всего этой партии «дается» крупный город.
КПРФ В электорате КПРФ наиболее выраженной социально-демографической особенностью является линейное возрастание поддержки партии с возрастом избирателя. Практически две трети нынешнего электората КПРФ — граждане не моложе 55 лет. Другие социально-демографические особенности — высокая поддержка среди малообеспеченных слоев и лиц без полного среднего образования. С гендерной точки зрения за КПРФ активнее голосуют мужчины, чем женщины.
ЛДПР В электорате ЛДПР с возрастом поддержка партии убывает. На сторону ЛДПР встают такие «социальные типы», как: • молодые люди, зачастую — студенты, привлеченные яркой риторикой В. Жириновского; • мужчины среднего возраста; • занятые в частном бизнесе.
«Справедливая Россия» Электорат «Справедливой России» поддается анализу с большим трудом. Очевидно, что он имеет черты сходства как с электоратом КПРФ, так и «Единой России». У «Справедливой России» высока поддержка в старших возрастных группах, но, по данным Левада-Центра, там несколько больше лиц среднего и предпенсионного возраста и меньше собственно пенсионеров; за «Справедливую Россию» также голосуют преимущественно небогатые люди, но, скорее, со средне-низким, а не низким доходом.
Понятие партии, социальная база, функции и типы
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПАРТИЙНЫЕ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.
Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.
Признаками партии являются:
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
Предложено несколько типологий политических партий:
Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.
К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.