Что значит социалистическая страна
Социалистические страны
Социалисти́ческие стра́ны — определение, использовавшееся во время холодной войны в СССР, в соответствии с терминологией КПСС, для обозначения стран, вставших на путь развития социализма, то есть придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма и с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с СССР [1] (ряд стран социалистического строя имели серьёзные идеологические и политические разногласия с Советским Союзом, например, социалистические Югославия, КНР и Албания).
В литературе США и их политических союзников такие страны и страны социалистической ориентации вместе как правило называли коммунисти́ческими (термин, который с конца 1980-х также используется рядом российских политологов и журналистов [кем?] для характеристики стран с подобным строем).
Наряду с понятием «социалистические страны» также использовался термин «социалисти́ческое содру́жество» (по-западному — социалистический лагерь, советский блок) для союзных СССР социалистических стран, в число которых входили все соц.страны, кроме Югославии, КНР, Албании и союзной СССР, но идеологически обособленной КНДР.
Содержание
Классификация в СССР
С середины 1940-х до середины 1950-х годов в СССР и ряде других стран для обозначения стран с переходным между капиталистическим и социалистическим строем использовалось определение «страны народной демократии».
К середине 1980-х годов в СССР к социалистическим странам относили 15 государств:
Прекратившие существование
Флаг | Название республик | период существования |
---|---|---|
Союз Советских Социалистических Республик (СССР) | 1922-1991 гг. | |
Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА) | 1946-1992 гг. | |
Народная Республика Болгария (НРБ) | 1946-1990 гг. | |
Венгерская Народная Республика (ВНР) | 1949-1989 гг. | |
Германская Демократическая Республика (ГДР) | 1949-1990 гг. | |
Монгольская Народная Республика (МНР) | 1924-1992 гг. | |
Польская Народная Республика (ПНР) | 1952-1989 гг. | |
Социалистическая Республика Румыния (СРР) | 1947-1989 гг. | |
Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) | 1960-1990 гг. | |
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) | 1945-1992 гг. |
Действующие
Такие страны, как Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Сенегал, Мавритания, Тунис, Суринам, Судан, Замбия, провозглашавшие национальные модели социализма, но ориентировавшиеся (за исключением Ливии) на Запад, или страны, в которых элементы социализма закреплены в конституциях, как Индия и Португалия, а также Демократическая Кампучия «аграрного социализма» режима «красных кхмеров», где идеи коммунизма были доведены до абсурда, к социалистическим странам в СССР не причислялись.
Существующие социалистические страны
В настоящее время к классическим социалистическим странам как в политическом, так и в экономическом отношении относятся Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.
В социалистических КНР и Вьетнаме у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике присутствует значительный сектор частной собственности на средства производства. Сходная ситуация наблюдается и в Лаосе.
Во всех остальных вышеперечисленных странах в начале 1990-х годов произошёл возврат к капитализму.
В начале XXI века социализм стал усиливать свои позиции в странах Латинской Америки. На 2010 год правительства Никарагуа, Венесуэлы, Эквадора и Боливии уже проводят в жизнь социалистическую политику.
В 2008 году в Непале коммунисты (Коммунистическая партия Непала (маоистская) одержали победу на выборах в Учредительное собрание и с тех пор формируют правительство. С 29 августа 2011 года главой правительства Непала стал главный идеолог ОКПН(м) Бабурам Бхаттараи. Однако взять в свои руки всю власть маоистам не удалось. Президентом Непала избран представитель Непальского конгресса. На сегодняшний день Непал представляет из себя страну с преобладанием в политической жизни коммунистических идей и доминированием двух основных коммунистических партий — Объединённой Коммунистической партии Непала (маоистской) (ОКПН(м)) и Коммунистической партии Непала (объединённой марксистско-ленинской) (КПН(омл)).
Реформы кубинского социализма
Свобода передвижения
Временный выезд за границу в СССР осуществлялся либо в связи со служебной командировкой, либо в составе организованной туристической группы, либо для посещения живущих за границей родственников. При этом часть граждан были «невыездными» (им разрешение на поездку за границу не выдавали) либо в связи с их доступом к секретной информации, либо в связи со слабым здоровьем, либо в связи с «неблагонадёжностью». [4]
Из-за ограничений были случаи «бегства» за границу (см. Невозвращенцы). Чаще всего люди, временно пребывающие в капиталистической стране, просили там политического убежища, которое гражданам соцстран предоставлялось автоматически.
На Кубе в 2011 году было принято решение о легализации выезда за границу. [5]
Социализм
Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834). [4] [5] [6]
Содержание
Определения
М.Туган-Барановский писал, что создатели термина «социализм» хотели охарактеризовать им новое общественное направление, выдвигавшее значение общественного сотрудничества, в противоположность господствовавшей экономической школе, признававшей идеалом хозяйственного строя неограниченную свободу единоличного предпринимательства. Социализм, таким образом, противопоставлялся индивидуализму. [7]
На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:
В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права индивидуальной частной собственности на средства производства при коллективном производстве продукта и частной и коллективной на общественные средства производства, в том числе и права государственных чиновников.
Отъём частной собственности на общественные средства производства и индивидуальной частной собственности на коллективные средства производства, и возвращение их в их действительное состояние, коллективной и общественной собственности, под общественный контроль, производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.
Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества.
По мнению И. В. Сталина, основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники». [8]
История идей социализма
Античность
Утверждаю: все сделаться общим должно и во всем
пусть участвует каждый.
Мы общественной сделаем землю,
Всю для всех, все плоды, что растут на земле, все чем
собственник каждый владеет.
Утописты
Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.
Новое время
Всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона, Фурье и Оуэна.
Социализм по Марксу
Для введения социализма Маркс предлагал следующие меры:
Пути перехода к социализму
Споры революционных анархистов и марксистов по вопросу об участии в парламентской борьбе, а также о захвате государственной власти привели к размежеванию этих двух течений (окончательно — в 1893-м году после долгих споров внутри уже Второго Интернационала, куда споры перекочевали из Первого Интернационала).
Государственный социализм
Коммунизм
Ведущим идеологом и практиком этого направления был В. И. Ульянов (Ленин), доктрину которого принято называть марксизмом-ленинизмом. Ленин подчеркивал отличия своей идеологии и практики от умеренного социализма (социал-демократии [Прим. 2] ) и для практического размежевания с последними в 1919 г. создал международную структуру — Коммунистический интернационал в отличие от уже существовавшего Социалистического интернационала.
На VII съезде РСДРП (б) было принято решение переименовать партию в коммунистическую, которая ранее называлась «Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков)» (РСДРП (б)). В своём докладе Ленин сказал:
— В.И. Ленин. ПСС. Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии. [17]
Социал-демократия
Социал-демократия — умеренный тип социализма. Основным отличием является отказ от насилия, как средства политической борьбы. Основными целями социал-демократии являются снижение имущественного неравенства путем законодательных реформ, в частности — изменения налоговой системы. Некоторые социал-демократические партии и в XXI веке употребляют в своих программных документах термин «Социализм»
В России
Национал-социализм
Существует мнение, что нацизм и коммунизм объединяло отрицание либеральной демократии и замена рыночной экономики государственным планированием [19]
Социалистические страны
«Социалистические страны» — термин, использовавшийся в СССР в соответствии с терминологией КПСС для обозначения стран, придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма, с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с Советским Союзом. В СССР не причислялись к социалистическим развивающиеся страны с марксистско-ленинскими режимами.
На Западе социалистические страны и «страны социалистической ориентации» обычно именовались термином «Коммунистические страны» (англ. Communist states ).
Советский Союз и социализм
Основные группы различных взглядов на советский строй [источник не указан 124 дня]
Существует мнение (пример — тот же «ранний» С. Платонов), что апологетика Советского Союза и попытка скрыть реальное положение привели, кроме прочего, к забвению самого духа марксистско-ленинского учения, в котором всегда подчёркивалась абсолютная важность опоры на науку и научности идеологии (не основанная на науке идеология у Маркса приравнена к идеализму), что выражалось в «схоластическом» следовании конкретным, частным положениям марксистских и ленинских учений о социализме, коммунизме, капитализме и так далее, и тиражировании идеологизированных представлений о них, вопреки реальному ходу событий в развивающемся мире, — при том, что классики писали свои работы в середине XIX — начале XX века, в соответствии с тогдашней обстановкой, и физически не могли с детальной точностью предугадать дальнейший ход мировой истории.
Например, широко применявшиеся в официальной советской идеологии термины «империализм» и «государственно-монополистический капитализм» на самом деле изначально характеризовали вполне определённые этапы развития общественно-экономических отношений в отдельных странах во времена Ленина, но впоследствии были стереотипно и некритично распространены «коммунистическими» идеологами на весь западный мир, хотя их актуальность к тому времени уже давно исчезла. С этой точки зрения, в СССР происходило негативное обратное влияние идеологии на науку, хотя по тому же Марксу идеология должна наоборот базироваться на выводах науки, донося её выводы до масс в «популяризованном», понятном им виде.
…наша теоретическая мысль в течение десятилетий фактически блокирована, что обрекает нас на необходимость двигаться «эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»»
/автор цитируемого высказывания — Андропов/.
Современный «научный коммунизм», который многими ошибочно рассматривается как коммунистическая теория, на самом деле (в его части, касающейся деятельности уже победившего пролетариата) целиком относится к сфере идеологии, и слово «научный» в его названии не должно вводить в заблуждение.
Идеология, которая подвизается в несвойственной ей роли теории, то есть берется объяснять и предсказывать, неизбежно порождает фантастические представления о современном мире — и что самое опасное и печальное — творит идеологические мифы о нас самих.
Внешне сходная, но по сути противоположная точка зрения состоит в том, что с теми же целями подвергались умышленному искажению марксистские и ленинские представления, которые в данном случае часто трактуются как нечто заведомо верное и не требующее корректировок, как в общем, так и в частностях.
Так, с этой точки зрения постепенно становился всё более и более общепринятым тезис о том, что при социализме действие закона стоимости, наличие прибыли — нормальные явления, не противоречащие марксистской концепции. Подобная ситуация называлась творческим развитием марксистско-ленинской теории (постулат существования при социализме закона стоимости был выдвинут И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год), хотя на деле противоречил исходному марксову пониманию:
Таким образом, с одной из точек зрения, представления о социализме, столкнувшись с реалиями, постепенно в определённой степени отошли от изначальной марксистско-ленинской концепции.
С другой точки зрения, раз советское общество было по сути капиталистическим, то и применять к нему представления о социализме было явно преждевременно, так как в нём в полном объёме продолжали действовать законы капиталистической экономики, которые её огосударствление (лишь «упразднение» частной собственности, а не её уничтожение) не «обмануло» и не отменило, а лишь сделало их влияние скрытым, малозаметным внешне, но от этого не менее действенным.
В целом и общем, можно сказать, что до определённой степени и со своей позиции по своему верна каждая из представленных выше точек зрения на эту проблему.
С. Г. Кара-Мурза считает, что «схоластический» спор о том, являлся ли советский строй социализмом или нет, и если да — о том, «какой» это был социализм — типичный пример гипостазирования и по сути своей лишён смысла. [26]
«Шведская модель социализма»
Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».
Шведская модель (в оригинальных терминах — «Народный Дом», Folkhem) исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка — в частности, безработицу и сильное неравенство — можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).
В реформистской идеологии такая деятельность получила название «функциональный социализм».
Ряд исследователей действительно усматривает в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды.
На практике, однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа», так и «слева».
Критики «справа» (неолибералы) отмечают, что в сущности такая система осуществляет «скрытую экспроприацию», при которой имущие вынуждены платить за неимущих, и является тупиковой. Отмечается, что «конфискационное налогообложение» душит экономику и уже привело к прекращению экономического роста, а «государство всеобщего благоденствия» приводит лишь к массовому Иждивенчеству и апатии населения, большая часть которого живёт преимущественно на государственные дотации и не имеет никакого стимула к деятельности. [27]
С противоположной стороны, от более радикальных социалистов и коммунистов, в свою очередь исходят утверждения, что «шведская модель» — это «политическая маскировка буржуазного паразитизма» и «оправдание грабежа трудящихся», являющаяся лишь мелкой уступкой капитализма с целью сохранить текущее положение вещей. [28] Отмечается, что, во-первых, «шведская модель» никак не устраняет отчуждение и эксплуатацию трудящихся, что является одной из главных задач социализма, а лишь сглаживает их последствия, во-вторых — выгодна в первую очередь крупному бизнесу, так как создаёт ему стабильный рынок сбыта и поддерживает народные массы в относительном спокойствии, при этом все отрицательные явления бьют больнее всего по самим народным массам — «потери при капитализме всегда обобществляются, а прибыли остаются частными».
Менее радикальные критики «слева» отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и в том числе СССР, в Швеции госсектор отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет — 50—65 %, служащего — до 80 %. [29] Вывод делается следующий:
Социальные, или как их именуют социал-демократы «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми и в долгосрочной перспективе — непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наемных работников. [29]
Американский социолог и экономист Дж. Бьюкенен вполне законно называет подобный тип социально-политического устройства «государством трансфера»:
«Государство трансфера» всего лишь взимает налоги с индивидов и групп, находящихся в его юрисдикции, и переводит [англ. transfers] эти средства в виде выплат наличными другим индивидам и группам данного политического сообщества. [29]
Лишена такая «перераспределительная» социальная система, стоящая на ориентированном на получение прибыли любой ценой (то есть, имеющим с ней строго противоположные цели) рыночно-капиталистическом базисе, и большинства характерных (как практически, так и потенциально) для плановой экономики преимуществ — в частности, рационального, планомерного и научно обоснованного развития производительных сил общества как единого народнохозяйственного организма.
Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе проблемы, как огромный рост бюрократизации, сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и так далее.
Социализм 21-го века
Социализм 21 века является проектом такого общественного государственного устройства, в котором главными принципами являются:
Термин «Социализм 21 века» введён Хайнцом Дитерихом, издавшем одноимённую книгу (1996). Книга базируется на идеях Арно Петерса. Переняв у Хайнца Дитериха термин «Социализм 21 века», президент Венесуэлы Уго Чавес сделал его своим политическим лозунгом и политической программой социалистических реформ в Венесуэле. Другими социалистическими государствами XXI века являются: Куба и Северная Корея.
В Российской Федерации термин «Социализм 21 века» является слоганом программ политических партий Справедливая Россия и КПРФ.
Критика
Теория
Практика
Из словаря А. А. Ивина
Что такое социализм?
Идеология социализма. Суть и принципы социализма
Основные идеалы социализма:
Отсутствие эксплуатации человека человеком, социального угнетения
Общественная собственность на средства производства
Социальное равенство, справедливость
Основные принципы и ценности
Свобода личности, права человека, частная собственность, демократия
Традиционные институты: государство, семья, церковь, частная собственность
Равенство, отсутствие эксплуатации, справедливое распределение и общественная собственность
Отсутствие власти одних людей над другими, свобода от принуждения
Роль государства в экономической жизни
Государство минимально вмешивается в свободный рынок, не мешает конкуренции
Государство защищает частную собственность как основу экономики
Государство регулирует экономическую жизнь, распределяет ресурсы, ограничивает частную собственность
Государство не нужно, оно не должно вмешиваться в экономику
Отношение к социальным вопросам
Люди равны перед законом, в остальном неравенство нормально
Люди не равны, часть из них может иметь привилегии
Все люди должны иметь равные права и обязанности, государство борется с неравенством доходов
Отказ от частной собственности обеспечит равенство людей
Пути решения социальных вопросов
Реформы, постепенные изменения общества
Укрепление традиционных устоев и институтов общества
Контроль государства, обеспечение социального равенства
При отсутствии государства люди сами решат свои проблемы
SOPA Images/LightRocket via Getty Images
Что такое утопический социализм?
Немецкий философ Карл Маркс превратил социализм из философского идеала в революционную теорию: он утверждал, что социалистический строй уничтожит капитализм в результате пролетарской революции.
Социализм в СССР. Развитой социализм
После победы Октябрьской революции 1917 года РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию. Большевистское государство во главе с Лениным взяло курс на построение социализма и коммунизма. Экономика стала централизованной, Компартия не допускала к власти другие политические силы, государство строго контролировало социальную сферу, культуру и идеологию.
Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы ни государственной власти.
Конституция РСФСР 1918 года
При Н.С. Хрущеве в 1961 году была принята новая программа Компартии, обещавшая «создание материально-технической базы коммунизма» к 1980 году. Уже тогда многие посчитали несбыточным обещание построить коммунизм за 20 лет. После отставки Хрущева это признало и руководство страны.
В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.
Конституция СССР 1977 года
Советский плакат эпохи Л.И. Брежнева
Построение коммунизма, таким образом, откладывалось на неопределенный срок. Тем временем СССР вступил в эпоху экономической и социально-политической стагнации, а затем и острого кризиса. Коммунистическая идеология стала подвергаться все большей критике.
Во второй половине 1980-х годов М.С. Горбачев пытался реформировать социалистическую систему, однако эти попытки закончились неудачей. Мировой социалистический лагерь распался. В декабре 1991 года официально перестал существовать и Советский Союз. Появившиеся на его месте независимые республики отказались от идей социализма.
Критика социализма. Чем плох социализм?
В настоящее время принято считать, что «социалистический эксперимент» XX века закончился провалом. Анализируя причины его неудачи, критики указывают на фундаментальные экономические, социальные и политические недостатки социализма.
Отсутствие экономических стимулов и уравнительная оплата труда неизбежно вели к низкой производительности. Ориентация на количественный план вредила качеству продукции. Не было заинтересованности во внедрении новых технологий. В результате усугублялся товарный дефицит, усиливалась скрытая инфляция, социалистические страны проигрывали в конкурентной борьбе капиталистам.
Depositphotos