Что значит социалистическая республика
Значение словосочетания «социалистическая республика»
Термин социалистическая республика используется социалистами, которые хотели бы подчеркнуть, что они выступают за республиканскую форму правления. Кроме того, поскольку много разновидностей социализма претендует на представление интересов рабочего класса, много социалистических государств являются рабочими государствами. Другие социалисты, вроде социальных анархистов и других либертарных социалистов отвергают концепцию социалистического государства в целом, считая, что левые не обязаны брать власть в государстве, которое как аппарат угнетения несовместимо с социалистической системой.
Значение термина социалистическая республика, социалистическое государство и рабочее государство, как правило, варьируются в зависимости от мнения сторонников вариантов марксизма, марксизма-ленинизма, и некоммунистических социалистических теорий. Большинство из этих теорий (но не все) требуют, как минимум, национализации экономики, которая, как правило, будет работать в соответствии с плановой экономикой и без использования наемного труда для получения частной прибыли, которая отменяется по крайней мере в производственной и социальной сферах, хотя есть некоторые социалистические экономические теории способствуют различным уровням рыночных отношений, в сочетании с общественной собственностью и/или рабочими кооперативами.
Большинство теорий имеют в виду широкую демократию, а некоторые предполагают демократическое участие рабочих на всех уровнях экономического и государственного управления, при этом экономические решения делегируются государственным должностным лицам и административным специалистам. Государство, где демократия подавляется в пользу экономики под контролем государства, называют согласно ортодоксальной троцкистской теории «деформированным рабочим государством» — не буржуазным, но также и не социалистическим государством.
Некоторые политологи используют термин «социалистическое государство», чтобы описать государство, которое обеспечивает социальные гарантии, как охрана здоровья и помощь по безработице, несмотря на определенные экономические капиталистические устои государства, смешивая это понятие с понятием социального государства.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова элитаризм (существительное):
Социалистическая республика
3.4 Социалистическая республика
Социалистическая республика – это форма правления, обеспечивающая полновластие советов в политической системе общества. Впервые социалистическая республика возникла во Франции в 1871 г. (Парижская коммуна), затем установилась в Советской России после революции 1917 года.
Основными признаками социалистической республики являются:
а) вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках представительных
органов государственной власти – Советов;
б) отрицается принцип разделения властей;
в) местные и государственные органы соединяются в единую систему советов, действующую на основе принципа демократического централизма: подчинения нижестоящих звеньев представительной системы – вышестоящим. Различают три разновидности социалистической республики: Парижскую коммуну, советскую республику и народно-демократическую республику.
Особой спецификой организации политической власти характеризуется Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахерия – государство в Северной Африке. 1 сентября 1969 г. в Ливии была ликвидирована монархия и провозглашена республика.
4. Нетипичные формы правления в современном государстве
В современных условиях прежние градации изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного развития. В большинстве случаев это — позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в XIX в. суперпрезидентских, а в XX в. президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (последняя возможность предусмотрена в КНДР).
4.1 Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления
Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий. Так было во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США президентские республики утвердились в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.
«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и «гибридных» формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.)
Такие модификации форм обусловлены, на наш взгляд, несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, это создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди главных превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.
Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма — в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки «чистых» форм.
В-третьих, возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии — государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства, но даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) в соответствии с пренцепцией ислама аш-шура является лишь консультативным учреждением. Наконец, изменения в форме правления, появление «гибридных» черт связаны с явлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи Королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.
4.2 «Монархическая республика» и «республиканская монархия»
Глава государства в монархии — наследственный к пожизненный, но до его совершеннолетия, управляет государством регент или регентский совет. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях существуют такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это принижает главу государства — монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из «местных монархов» — правителей составных частей федерации.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983—1984 гг.). Малайзия — парламентарная монархия.
Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров — субъектов федерации обладает всей полнотой власти — он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак — систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Речь идет не престо о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических.
В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, «руководителей государства».
Начало этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60—80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента — в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.
Социалистическая республика
Термин социалистическое государство (или социалистическая республика, или социалистическая страна) может иметь несколько различных, но взаимосвязанных значений.
Термин социалистическая республика используется социалистами, которые хотели бы подчеркнуть, что они выступают за республиканскую форму правления. Кроме того, поскольку много разновидностей социализма претендует на представление интересов рабочего класса, много социалистических государств являются рабочими государствами. Другие социалисты, вроде социальных анархистов и других либертарных социалистов отвергают концепцию социалистического государства в целом, считая, что левые не обязаны брать власть в государстве, которое как аппарат угнетения несовместимо с социалистической системой.
Значение термина социалистическая республика, социалистическое государство и рабочее государство, как правило, варьируются в зависимости от мнения сторонников вариантов марксизма, марксизма-ленинизма, и некоммунистических социалистических теорий. Большинство из этих теорий (но не все) требуют, как минимум, национализации экономики, которая, как правило, будет работать в соответствии с плановой экономикой и без использования наемного труда для получения частной прибыли, которая отменяется по крайней мере в производственной и социальной сферах, [1] хотя есть некоторые социалистические экономические теории способствуют различным уровням рыночных отношений, в сочетании с общественной собственностью и/или рабочими кооперативами.
Содержание
Марксистская концепция социалистического государства
Фридрих Энгельс утверждал, что государство при социализме не является «правительством народа, но управляет им». Другие домарксистские социалисты вроде Анри де Сен-Симона понимали, что характер государства будет меняться при социализме от политического правления (с помощью принуждения) над людьми к научному управлению ими и производственными процессами; то есть государство станет координировать экономические процессы [5] [6]
Ранняя марксистская концепция социалистического государства
Фридрих Энгельс отметил, что «все чиновники, всех уровней, имели доход, который они получали от других рабочих. Таким образом, был создан эффективный барьер на месте злоупотреблений и карьеризма». [8]
Комментируя положение государства, Энгельс продолжает: «С самого начала Коммуны был вынужден признать, что рабочий класс, придя к власти, не смог справиться со старой государственной машиной».
Чтобы не быть свергнутым, завоевав власть, Энгельс утверждает, что рабочий класс «должен, с одной стороны, устранить всю старую машину угнетения, что ранее использовались против него самого, и, с другой стороны, должен обеспечить защиту против своих собственных депутатов и чиновников, объявляя их всех, без исключения, заменимыми в любой момент.» [9]
Новое поколение, предположил он, воспитанное в «новых, свободных общественных условиях», будет в состоянии «выбросить весь этот хлам государства на помойку».
Эти идеи были приняты В. И. Лениным в 1917 году незадолго до Октябрьской революции в России и опубликованы в Государстве и революции, центральной научной работе для многих марксистов. После провала мировой революции, предусмотренной Лениным и Троцким, гражданской войны, и, наконец, смерти Ленина, военные меры, которые, как считается, носили временный характер, такие, как принудительная реквизиция продуктов питания и отсутствие демократического контроля, стали постоянными инструментами для увеличения власти Сталина.
Марксизм-ленинизм или коммунистические государства
Несколько бывших и сегодняшних государств шли по пути марксизма, как правило, марксизма-ленинизма. Советский Союз первым объявил себя «социалистическим государством» в своей Конституции 1936 года и последующей конституции 1977 года. Другим хорошо известным примером является Китайская Народная Республика, которая провозгласила себя «социалистическим государством» в Конституции Китайской Народной Республики от 1982 года. На Западе такие государства, как правило, известны как «коммунистические государства» (хотя они не используют этот термин для обозначения себя).
Некоммунистические страны
Некоторые другие страны используют термин «социалистический» в официальном названии или конституции, не претендуя на следование коммунизму.
В таких случаях, значение «социализм» может широко варьировать, а иногда в конституции остались ссылки на социализм, что остался от предыдущего периода в истории страны.
Примеры стран, использующих слово «социализм» в некоммунистическом смысле — Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка и Социалистический Союз Мьянмы. Страны, в которых элементы социализма утверждены в конституциях, как в Индии и Португалии, к социалистическим странам не относятся.
Существующие социалистические страны
В настоящее время к социалистическим странам, как в политическом, так и в экономическом отношении, относится КНДР.
В КНР, Вьетнаме, Лаосе и Непале у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике присутствует значительный сектор частной собственности на средства производства, при доминировании государственной собственности на средства производства, в следствии чего они ещё остаются социалистическими. Похожая ситуация наблюдается и на Кубе.
В начале XXI века социализм стал усиливать свои позиции в странах Латинской Америки. На 2010 год правительства Никарагуа, Венесуэлы, Боливии и Белорусии, проводят в жизнь социалистическую политику.
АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Созданные в результате осуществления в СССР права наций на самостоятельное государственное существование (см.), АССР являются советскими национальными государствами, высшей формой советской автономии. Каждая АССР представлена в Совете Национальностей Верховного Совета СССР 11 депутатами независимо от количества её населения. АССР имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией союзной республики, в состав которой входит данная АССР. Конституция АССР утверждается Верховным Советом соответствующей союзной республики. Законы союзной республики обязательны на территории АССР; в случае расхождения закона АССР с законом союзной республики действует закон союзной республики. Территория АССР не может быть изменена без согласия АССР. Каждый гражданин АССР является гражданином союзной республики, в которую входит АССР, и гражданином СССР. Граждане данной союзной республики и всех других союзных республик пользуются на территории АССР одинаковыми правами с её гражданами.
В компетенцию АССР в лице её высших органов государственной власти и органов государственного управления входят: принятие Конституции АССР, внесение её на утверждение Верховного Совета союзной республики и контроль за её исполнением; установление районного деления АССР, а также границ районов и городов и внесение их на утверждение Верховного Совета союзной республики; законодательство АССР; охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана АССР; утверждение бюджета АССР и отчёта об его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной республики государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов; руководство страховым и сберегательным делом; управление промышленными, сельскохозяйственными, торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования землёй, недрами, лесами и водами в соответствии с законами СССР и союзной республики; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населённых мест; дорожное строительство, руководство местным транспортом и местной связью; контроль за проведением законов СССР и союзной республики о труде; руководство делом здравоохранения и социального обеспечения; руководство делом начального и среднего образования, контроль и наблюдение за делом высшего образования; руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями АССР; руководство и организация дела физической культуры и спорта; организация судебных органов АССР.
Высшим органом государственной власти АССР является Верховный Совет АССР (см. Верховный Совет республики), избираемый гражданами республики сроком на 4 года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией АССР. Верховный Совет АССР осуществляет все права, присвоенные АССР, поскольку они не входят в силу Конституции в компетенцию подотчётных Верховному Совету АССР органов АССР: Президиума Верховного Совета АССР, Совета Министров АССР и министерств АССР. Согласно Конституции союзной республики, Верховный Совет АССР: принимает Конституцию АССР и вносит её на утверждение Верховного Совета союзной республики; устанавливает районное деление АССР, границы районов и городов и вносит на утверждение Верховного Совета союзной республики; утверждает народнохозяйственный план и бюджет АССР; присваивает почётные звания АССР. Верховный Совет АССР является единственным законодательным органом АССР. Законы, принятые Верховным Советом АССР, публикуются на языке АССР и на русском языке за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета АССР.
Верховный Совет АССР избирает Председателя Верховного Совета и его заместителей. Председатель Верховного Совета АССР руководит заседаниями Верховного Совета и ведает его внутренним распорядком. Сессии Верховного Совета АССР созываются Президиумом Верховного Совета АССР 2 раза в год; внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета АССР по его усмотрению или по требованию 1/3 депутатов Верховного Совета. Верховный Совет АССР избирает Президиум Верховного Совета республики, Верховный суд автономной республики (см.) и образует Правительство АССР – Совет Миниггров республики (см.), который является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики. При Совете Министров АССР имеется государственная Плановая Комиссия АССР.
Руководство отраслями гос. управления, входящими в компетенцию АССР, осуществляется соответствующими министерствами и управлениями АССР.
Надзор за исполнением законов на территории АССР производится как непосредственно Генеральным Прокурором СССР, так и через прокурора союзной республики и прокурора АССР, назначаемого Генеральным Прокурором СССР сроком на 5 лет. Правосудие в АССР осуществляется Верховным судом АССР и народными судами (см.), а также специальными судами (см.), создаваемыми Верховным Советом СССР.
АССР имеет государственный герб (см. Герб государственный). Государственным гербом АССР является государственный герб соответствующей союзной республики с добавлением наименования АССР и надписи: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языке данной автономной республики. Государственным флагом (см. Флаг государственный) АССР является государственный флаг соответствующей союзной республики с добавлением наименования АССР. Каждая АССР имеет свою столицу.
Административно-территориальное деление АССР закрепляется их Конституциями. Как правило, они делятся непосредственно на районы. Некоторые города АССР, указанные в Конституциях АССР, являются городами республиканского подчинения.
В наст, время в СССР имеется 16 АССР, из них: в составе РСФСР – 12 (Татарская, Башкирская, Дагестанская, Бурят-Монгольская, Кабардинская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Удмуртская, Чувашская и Якутская); в составе Грузинской ССР – 2 (Абхазская н Аджарская); в составе Узбекской ССР–1 (Кара-Калпакская); в составе Азербайджанской ССР – 1 (Нахичеванская).
Освобождённые Великой Октябрьской социалистической революцией ранее угнетённые национальности России, создавшие в форме автономной республики свою национальную государственность, под руководством Коммунистической партии Советского Союза, с помощью великого русского народа осуществляют в дружной семье социалистических наций постепенный переход к коммунизму.