Что значит составить сообщение по литературному чтению

Как подготовить сообщение о писателе

Данная презентация поможет легко составить краткое сообщение о писателе.

Просмотр содержимого документа
«Как подготовить сообщение о писателе»

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Дидактическая копилка Как подготовить сообщение о писателе?

Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г. Томска

Ученикам 5-6 класса можно предложить шаблон таблицы для работы с текстом статьи учебника или текста из другого источника. Таблица позволяет отработать навыки составления плана биографического текста и написания тезисов.

1. Дата и место рождения, происхождение, семейная атмосфера.

2. Интересы, увлечения детства, повлиявшие на будущее (почему стал писателем?).

С детства ФИО любил (увлекался, интересовался) …………………………….

3. Первый литературный опыт, писательский дебют, реакция читателей

4.Мировоззрение писателя: жизненные принципы, литературная позиция, нравственные идеалы.

Большую часть времени проводил за ……………………………………………………

5.Литературное направление, к которому можно отнести писателя.

6.Основные произведения с указанием жанра и датой создания.

7. Итоги жизни и творчества.

Пример заполнения таблицы

1. Дата и место рождения, происхождение, семейная атмосфера.

2. Интересы, увлечения детства, повлиявшие на будущее.

Происхождение и воспитание наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность.

3. Первый литературный опыт, писательский дебют, реакция читателей.

Короленко начал свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой не был замечен. Его первая повесть «Эпизоды из жизни искателя» появилась в «Слове» 1879 года. Сам автор, очень строгий к себе и вносивший в им самим изданные собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не включил в них «Эпизодов». А между тем, несмотря на большие художественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, как историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х годов.

4.Мировоззрение писателя: жизненные принципы, литературная позиция, нравственные идеалы.

5.Литературное направление, к которому можно отнести писателя.

Вторичный дебют писателя состоялся после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, в 1885 году, когда в «Русской Мысли» опубликовали «Сон Макара». Признание пришло к Короленко лишь после публикации этого рассказа.

6.Основные произведения с указанием жанра и датой создания.

Повесть «В дурном обществе»(1885), этюд «Слепой музыкант» (1887), рассказы «Парадокс» (1894), «Без языка» (1895) и др.

7. Итоги жизни и творчества.

Важнейшее произведение, автобиографическая «История моего современника», было полностью опубликовано посмертно.

Короленко стал своего рода «учреждением»; около него группировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода.

Умер писатель от воспаления легких.25 декабря 1921 года в Полтаве.

Источник

Как схемы произведений помогают изучать литературу

Рассказываем, что такое схемы произведений, чем они полезны и как их составлять.

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Схема — способ кратко и упрощённо изложить любую информацию. Сложные схемы с использованием разных шрифтов, цветов, графических элементов, стрелок и так далее, называют интеллект-картами. Они помогают быстрее разобраться в произведении, составить о нём целостное представление, написать сочинение и быстро повторить материал перед экзаменом. Разбираемся в основных плюсах использования схем.

Задействуют зрительную память

Нарисованную схему вспомнить легче, чем текст, особенно длинный и непонятный. Люди с хорошей зрительной памятью могут вспомнить информацию, записанную в той или иной части рисунка, вверху или внизу страницы.

Например, сюжет «Евгения Онегина» можно изобразить в виде такой схемы. При желании её можно дополнить цветом, деталями, рисунками и иными графическими элементами.

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Включают воображение

Благодаря схемам в голове читателя формируется чёткий образ, понятная и запоминающаяся картинка происходящего.

Пример — схема, посвящённая одному дню Евгения Онегина, его идеалам и материальному положению.

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Подобная схема меняет представление о персонаже: становится ясно, что Онегин вёл весьма активный образ жизни, у него был жёсткий распорядок дня. Глядя на схему, девятиклассники начинают лучше понимать героя, примеряют на себя его образ жизни, оценивают, насколько Онегин приятен или привлекателен. Схемы помогают воссоздать картину бытовой жизни человека в XIX веке, которая плохо знакома современному читателю.

Помогают систематизировать информацию

С помощью схем большие объёмы информации легко раскладывать по категориям или составлять определённую последовательность, создавать списки или диаграммы. В результате тексты воспринимаются легче, особенно если в них много персонажей, событий, подробностей времени и места.

Рассмотрим схему по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Что значит составить сообщение по литературному чтению

В повести автор описывает, в какое время и кто появляется на Невском проспекте. Читая текст, очень легко запутаться в обилии информации. Схема в виде часов даёт ясное представление: рано утром, около 4 часов, Невский проспект пуст, потом появляются рабочие, затем около 8 утра — чиновники, спешащие на работу, после 12 — гувернёры, гуляющие с детьми.

Такая схема составляется прямо во время чтения, по мере того как в тексте встречается нужная информация.

Схему можно составить и по системе героев произведения. В этом случае можно указывать степень родства (муж, жена, тётя, двоюродный брат), полное имя. Дополнить схему можно указанием на смену мест действия, если герои перемещаются.

Упрощают анализ текста

На схемах отмечают самые главные характеристики произведения, из которых легко сделать вывод. Возьмём для примера схему, составленную во время изучения пьесы А. С.Грибоедова «Горе от ума».

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Справа на ней кратко обозначены герои — Софья, Молчалин, Лизонька, Петруша, Фамусов и Чацкий. Рядом с героями подписаны их краткие характеристики: Софья — сообразительная, образованная девушка, Молчалин — секретарь, родом из Твери, для него главное деньги. Красными стрелочками обозначены их любовные интересы и симпатии: Софья влюблена в Молчалина, тому нравится Лизонька, Лизоньке мил Петруша, а Чацкий влюблён в Софью.

Из этой части схемы сразу понятно, насколько запутанную любовную коллизию создал автор, и что эта запутанность — один из элементов комедии.

Слева на схеме отражено, где происходит действие пьесы, упоминается о единстве места и времени (дом Фамусова, один день). Отсюда можно сделать вывод, что в произведении есть черты классицизма. Видно, что Грибоедов отходит от жёстких требований этого направления: единства действия не сохраняется. Таким образом, схема помогает проводить литературоведческий анализ.

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Ускоряют подготовку к экзаменам

В схемах фиксируют основную информацию по произведению, необходимую для выполнения заданий. С помощью схем можно быстро повторить пройденный материал.

По каждому произведению, которое входит в школьную программу, можно и нужно составить схему по определённому шаблону. Выглядеть она будет примерно так:

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Схема заполняется в процессе чтения и анализа произведения или по итогам его изучения. При необходимости в готовую схему можно вносить изменения.

Возле названия кратко записана информация о первом издании, если с ним были связаны какие-то сложности или особые обстоятельства. Сбоку указан жанр, ниже, под названием, разобран основной конфликт произведения, в центре обозначено направление, в котором оно написано. Здесь схема требует доработки: нужно добавить в неё основные черты классицизма и реализма. Слева вверху перечисляются персонажи, справа вверху даётся краткая информация об авторе. Слева и справа внизу вертикально записаны ключевые цитаты критиков.

В итоге получается схема, которая помогает создать целостное представление о произведении.

Необязательно делать схему точно такой же формы, полет фантазии здесь только приветствуется. Можно добавлять в схему картинки, оформлять её разными цветами, менять шрифты. Отличия необходимы, чтобы схемы лучше запоминались, но при этом должен сохраняться примерно одинаковый шаблон, по которому она заполняется. При изучении лирики для каждого поэта можно выбрать цвет, с которым этот автор у вас ассоциируется.

Облегчают подготовку к сочинению

Если написание сочинения вызывает у вас сложности, попробуйте работать со схемой. Для этого оттолкнитесь от ключевых слов темы. Найдите для них определения, синонимы. Подумайте, какие фрагменты текста помогают раскрыть пункты схемы. В итоге у вас получится материал, который может пригодиться для раскрытия темы сочинения.

Например, так выглядит схема для написания сочинения «Береги честь смолоду» по книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Сначала подробно разбираем понятие «честь»: что это такое и что означала честь в те времена, когда разворачивается действие повести.

Далее анализируем название темы. «Береги честь смолоду» — это:

2. эпиграф к книге; значит, эта фраза отражает главную идею произведения, что честь либо есть, либо её нет;

3. эти слова произносит отец Гринева, значит, понятие чести идёт из семьи.

После этого переходим к перечислению героев и соотносим их с понятием чести: у кого она есть, а у кого нет. Перечисляем эпизоды, которые это подтверждают.

Получившуюся схему можно использовать для составления плана сочинения.

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Из неё видно, какую информацию использовать для вступления, основной части и заключения. Основная часть сразу делится на абзацы. Всё, тема раскрыта.

Чтобы набить руку, такие схемы полезно составлять по всем темам, которые встречаются в демоверсиях ЕГЭ или приводятся в пособиях по подготовке к экзамену. Одновременно повторяется основной материал школьной программы.

Что нужно запомнить

1. Схемы активизируют зрительную память и развивают воображение.

2. Они помогают понять текст, проанализировать его и сделать выводы.

3. С помощью схем удобно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

4. Полезно составлять схемы, раскрывающие темы сочинений.

5. Схемы лучше составлять сразу при чтении и изучении произведения.

6. Они могут быть любой формы, вида, размера, по-разному оформлены и украшены — главное, чтобы вам было удобно ими пользоваться.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что такое доклад — как его написать и правильно оформить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Когда в качестве домашнего задания учитель просит подготовить доклад, трудностей обычно не возникает.

Мы все более или менее представляем себе, что это такое.

А вот откуда пошла традиция устных и письменных докладов, по каким правилам он составляется, для каких целей служит – узнать необходимо.

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Доклад — это.

Слово «доклад» происходит от глагола «докладывать», то есть произносить вслух, на широкую аудиторию информацию, полученную из специальных источников.

Доклад – это информативное краткое сообщение о событии, лице, явлении, результатах проделанной работы или проведённого исследования. Данный термин широко используется в официально-деловом и научном стилях.

На рабочих совещаниях, отчётных собраниях докладчик предлагает слушателям ознакомиться с результатами своей работы или совершает обзор достижений своих подопечных (если это учитель, руководитель). Как правило, такое выступление для наглядности сопровождается презентацией.

Что значит составить сообщение по литературному чтению

Учебный процесс предполагает написание докладов как отдельный вид работы.

В школьной практике доклады бывают устными и письменными. Обычно текст доклада фиксируется на бумаге, а затем произносится публично.

Большим плюсом является наличие дополнительных аудио-и видеоматериалов.

Как оценивают доклад

Пока ученик или студент выступает перед аудиторией, педагог оценивает его труд по следующим критериям:

Как выбрать материал

Перед тем, как выбрать информацию из книги или интернет-источника, нужно проверить подлинность найденных сведений. В этом смысле книга авторитетнее и надёжнее. Энциклопедии составляются целым коллективом учёных-специалистов, затем проходят экспертную оценку и редакторскую правку. Не все сайты также добросовестно работают со своим контентом.

Чтобы не попасть впросак, придерживайтесь нескольких правил:

Например, если задан доклад на тему «Жизнь и творчество С.А.Есенина», не поленитесь составить маленькую анкету для друзей. Там может быть всего 3 вопроса (например, «Какие произведения Есенина вы читали?», «Какие стихотворения знаете наизусть?», «О чём бы вы спросили Есенина, если бы он жил в наши дни?»).

Проанализируйте ответы и в конце доклада сделайте вывод о том, интересен ли поэт современным читателям.

Как писать доклад (из каких частей он состоит)

Текст письменного сообщения включает в себя три раздела: вступление, основную часть и заключение.

Здравствуйте! Сегодня я расскажу о галапагосских черепахах. На своих морщинистых панцирях они носят следы древнейших цивилизаций. Эти редчайшие животные, возможно, скоро исчезнут с лица Земли. Как не допустить этого? Что мы можем сделать для них сегодня?

А знаете ли вы, что галапагосские черепахи откладывают за один раз 120 яиц, каждое из которых напоминает по размерам мяч для пинг-понга?

Итак, галапагосские черепахи – уникальные существа нашей планеты, которые остро нуждаются в охране. Можно помочь сохранению вида распространением информации об этих рептилиях, посильной поддержкой зоопарков, океанариумов, специальных питомников и охранных зон.

Введение и заключение – зеркальное отражение друг друга. Следите за тем, чтобы вопросы не остались без ответа.

Как оформить доклад

Когда материал найден, его нужно распечатать, особым образом расположив графы текста на листах бумаги.

Первым необходимо оформить титульный лист доклада. На середине листа по центру добавляется следующая «шапка»:

Доклад на тему:
«Жизнь и творчество С.А.Есенина»

Выполнил: ученица 8 класса «Б»
МАОУ СОШ № 555 г.Сверхсекретчинска
Умняшина Наталья

Проверил: Строгова Л.К.

Для школьного доклада этого достаточно.

В университете на верхней части листа нужно будет указать полное название учебного заведения и кафедру. Внизу вы проставите город и год написания работы. Образец оформления доклада (титульный лист):

«СВЕРХСЕКРЕТЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Н.МИКЛУХО-МАКЛАЯ»
«Кафедра природных аномалий»

Доклад на тему:
«Поведенческие особенности галапагосских черепах»

Выполнил: студент 1 курса специальности «Черепаховедение»
Вверхтормашкин Р.М.

Проверил: д.б.н., проф. И.И.Бородатов

После титульного листа находится оглавление – раздел, отражающий структуру доклада.

Текст основной части набирается 14 кеглем Times New Roman через полуторный интервал. Выравнивание производится по ширине листа, поля – стандартные.

В конце необходимо поместить список использованной литературы, который оформляется по требованиям ГОСТ: http://www.diss.rsl.ru/datadocs/doc_291ta.pdf

Секреты успешного выступления

Доклад записан и распечатан, но это только полдела. Нужно пересказать его с минимальной опорой на текст, не «по бумажке».

Для этого выполните следующие шаги:

Выступление имеет успех, когда докладчик чувствует себя уверенно, хорошо разбирается в материале. Он готов ответить на любой вопрос и даже ждёт диалога от аудитории.

Чтобы как следует подготовиться, познакомьтесь с дополнительной литературой по выбранной проблеме, поинтересуйтесь новейшими исследованиями в данной области.

Желаем удачи при подготовке доклада и на выступлении. Смело идите вперёд к вершинам ораторского мастерства!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Не понимаю, как можно два разных события назвать одним словом. Проходит планёрка у директора, он говорит инженеру, сделайте доклад за вчерашний день. И в тоже время идёт заседание съезда и на нём выступает три часа докладчик. И всё это называется одним словом доклад?

Главное для докладчика понимать самому, что он написал, а то сейчас скачивают из интернета чужие работы, даже в суть не хотят вникнуть. Раньше с поиском информации было сложнее, сами книги искали, сами доклады по заданной теме писали, но была уверенность в достоверности информации. Сейчас же пишут все кому не лень, один Дзен чего стоит, а дети из таких сомнительных источников берут информацию и в лужу садятся.

Источник

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку” в душе ребенка.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

– наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
– разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
– соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
– последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;
– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
– разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.

1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.

Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесете с ними;
– определите количество кадров.

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения. (Приложение №1)

Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.

Например, у Юли Даниловой книжка “Котик вам расскажет” имеет силуэт котика. А у Данила Юдина “Веселый поезд”: странички – вагончики.

В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Например, пересказывая рассказ Л.Н. Толстого “Прыжок” от лица сына капитана Бердияров Сережа опускает упоминания о поведение матросов, о том, какая участь ждет мальчика, когда он возьмет шляпу, и другие детали. Но Сережа подробно рассказал о том чувстве, которое вызвали у мальчика проделки обезьяны, описал состояние ужаса, пережитое мальчиком при взгляде на палубу, почему он повиновался отцовской команде.

Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
– упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Хочу привести некоторые стихотворения.

Снег летит ко мне в окошко.
Засыпая все дорожки.
К нам во двор пришла зима.
Будет долгая она!

У меня есть кошка.
Она глядит в окошко.
И хочет поскорей
Найти себе друзей.

Осень золотая!
Как ты хороша!
Красные листочки,
Желтая трава.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни, хокку и другое. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.

Каждая сказка, как жемчужина из шкатулки мудрости и красоты, предлагает массу ситуаций для обыгрывания и слова– творчества.

Вот некоторые темы, которые подсказала сказка.

Сказки Х-К. Андерсена (предметные: “Штопальная игла”, “Серебряная монета”)– “Умные вещи” (возможность вжиться в образ собственного портфеля, зубной щетки, тапочек, будильника и посмотреть их “глазами” на мир).

Однажды я просмотрел на своего хозяина. Надо же, он совсем не такой, как я. Он совсем не такой круглый, как я. И у него нет таких стрелок, как у меня. Интересно, кто его заводит?

Прочитав сказку “Снежная королева” дети писали “Письмо Герде”

Вот некоторые из писем.

Герда, ты спасла Кая. И я поумнела от этой сказки. И если бы я потеряла Кая, то поступила, как ты. Дорогая Герда, твоя сказка самая добрая, которую я видела в моей жизни.

Герда, я тебя понимаю, тебе задали много испытаний. Я очень рад, что ты осталась такой же доброй. Я очень рад, что в тебя не попал осколок. Ты стала еще мужественнее. Герда, ты сильнее всех.

При чтении “Синей птицы” М. Метерлинк была подсказана такая тема, как “Разговор стихий” (ощущения воды, воздуха, земли, огня).

Прочитав произведение А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” дети писали “Письмо Маленькому принцу”. Вот один из примеров.

Дорогой Маленький принц, если ты очень любишь свою розу и ей не будет хватать воды, то я попрошу своего знакомого сантехника, и он сделает тебе на планете водопровод, и ты всегда сможешь поливать свою розу.

Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

В своей практике я организую письмо отзыва следующим образом. В классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем проверяю поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы читаются товарищам. После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, в на их месте вывешиваются новые отзывы.

Не позднее 3-го класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (Дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.

Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.

Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку.

Памятка

3. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Называю возможные формы драматизаций:

– пальчиковый театр;
– кукольный театр;
– костюмированные представления по известным произведениям;
– музыкальные инсценировки;
– спектакли по собственным сценариям.

Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).

Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам. (Приложение №3)

4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.

Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.

По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.

Учитель.

Маленькая кнопочка.
Лежала в коробочке…

Аня Б.

Тут девочка пришла
И кнопочку нашла.

Марина Г.

Прошептала она:
– Ах, я одна. Ах, я одна.
Никому я не нужна.

Сережа Б.

Она вышла тихонько
И вдохнула легонько.

Юля Д. Попасть хотелось ей туда,

Куда звала ее душа.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.

Записывают дети только две цифры:

0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.

Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.

Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.

Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *