Что значит составить глоссарий

Как составить глоссарий, чтобы повысить общую оценку работы?

Многие работы не подразумевают составление глоссария. Поэтому, когда студенту приходится столкнуться с такой работой, то он оказывается к ней не готов. Вместе с тем, все чаще преподаватели требуют составлять глоссарий даже к таким простым работам, как доклад или реферат. А если дело касается такого труда, как магистерская диссертация или диссертация на соискание научной степени, то без него, как правило, не обойтись. Что же такое глоссарий? Рассмотрим в данной статье.

Что такое глоссарий?

Глоссарий представляет собой своего рода сборник научных терминов и «професионализмов», разъяснение которых требуется для понимания сути работы. Таким образом, глоссарий является толковым словарем специальных терминов. В него входят термины, которые чаще других упоминаются в работе.

Глоссарий является структурной частью работы. Как правило, он приводится в конце работы после списка литературы или перед ним. Однако все зависит от требований конкретного вуза.

Поэтому целесообразно сначала ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению конкретной работы, в которых будут приведены и требования к оформлению глоссария.

В некоторых случаях глоссарий оформляют в отдельной папке и используют титульный лист.

Правила составления глоссария

Чтобы глоссарий подчеркивал положительные стороны работы, его следует составлять по основным правилам:

Что значит составить глоссарий

Обычно к каждому определению, вынесенному в глоссарий, в основной части работы делается сноска на словарь терминов.

Если студент пишет обычную студенческую работу (реферат, курсовую или доклад), то глоссарий должен, в первую очередь, показать, как он усвоил понятия. Они не являются новыми для преподавателя. В этом случае следует отбирать те понятия, которые помогут студенту лучше усвоить материал. Если же выполняется такая серьезная работа, как диссертация, то словарь терминов играет уже другую роль. Этот аспект будет рассмотрен в другом разделе.

Требования к оформлению глоссария

Мало просто отобрать слова по теме работы. Нужно их правильно оформить в виде словаря. Для этого можно воспользоваться стандартными требованиями (если методические рекомендации ВУЗа не предусматривают иное):

Отдельно следует выделить особенности оформления титульного листа:

Что значит составить глоссарий

Если термины приведены в такой работе, как доклад, реферат или «курсовик», то их следует выучить наизусть. Ведь на защите работы преподаватель будет спрашивать их в первую очередь.

Поэтому не рекомендуется выносить в словарь те определения, которые студент не понимает. Также не следует упоминать их в работе. Иначе это может стать проблемой при защите.

Иногда преподаватели просят студентов представить глоссарий отдельно от работы. В любом случае, требования следует уточнить у того, кто будет проверять работу.

Как будет оцениваться глоссарий? Термины, упоминаемые в нем, должны целиком соответствовать теме дисциплины. В глоссарии должно быть приведено требуемое количество определений. Студенту следует знать наизусть определения терминов из глоссария. Данная работа должна быть правильно оформлена.

Глоссарий для диссертации

Если диссертация содержит много новых профессиональных слов и понятий, то их рекомендуется привести в виде глоссария. Ведь тот, кто будет читать работу, не обязан досконально разбираться в профессиональных понятиях. Поэтому вынесение таких профессиональных жаргонов в отдельный раздел служит своего рода данью уважения к читателям.

Словарь терминов для студенческой работы призван, в первую очередь, помочь студенту разобраться в представленных в нем определениях. То есть он нужен не для преподавателя, а для студента. Словарь терминов в диссертации призван помочь членам комиссии разобраться в сути работы.

Что значит составить глоссарий

Правила составления глоссария следует уточнить в методических рекомендациях по написанию и оформлению диссертаций.

Как правило, глоссарий приводится в виде таблицы. В левой колонке обозначается сам термин, а в правой – его расшифровка. При этом следует выделить «шапки» для колонок:

Однако требования могут разниться в зависимости от вуза.

Правильное составление и оформление глоссария положительным образом скажется на работе и создаст соответствующее впечатление о ней у преподавателя.

Источник

Как сделать словарь терминов для научной работы?

Каждая научная работа состоит из нескольких структурных элементов. Как правило, к ним относятся: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и приложения. Однако в некоторых случаях требуется также составить глоссарий. Если студент еще ни разу не приводил его в курсовой работе или реферате, то при написании выпускной квалификационной работы (ВКР) или магистерской диссертации у него могут возникнуть проблемы. Рассмотрим этот структурный элемент работы в данной статье.

Что такое глоссарий?

Как говорит легенда, первый глоссарий появился еще в 25 веке до н.э. С тех пор он претерпел значительные изменения. Теперь он представляет собой словарь профессиональных терминов и определений, аргументированных примерами и комментариями. В некоторых случаях в нем уместно приводить перевод термина на другой язык. Все термины в глоссарии должны быть объединены одной общей тематикой. Например, если вы пишите работу по банковскому делу, то все понятия должны иметь банковскую направленность.

Составление глоссария – настоящее искусство. Существует даже наука, которая этим занимается. Она называется лексикографией и исследует методы создания и составления глоссариев.

Глоссарий – это часть научной работы, как правило, помещаемая перед приложениями и после заключения. В нем должны быть приведены основные термины, встречающиеся в работе. Их следует указывать строго в алфавитном порядке. Глоссарий составляется в табличной форме, но без рамок. Вся информация помещается в трех столбцах. Так, в первом столбце указывается порядковый номер, во втором – название термина, в третьем – его расшифровка.

Что значит составить глоссарий

Глоссарий для научной работы

Как правило, составление глоссария требуется для магистерской диссертации, выпускной квалификационной работы и диссертации на соискание степени кандидата наук. Однако иногда преподаватель может потребовать составление глоссария и для курсовой работы, а также для реферата.

О необходимости составления глоссария должен сказать научный руководитель или другое ответственное лицо. Это также можно узнать из методических рекомендаций по написанию того или иного вида работ. К примеру, многие вузы требуют в обязательном порядке привести глоссарий в магистерской диссертации.

Обычно объем глоссария ничем не ограничен. Однако каждый специфический термин должен быть в нем упомянут. Как правило, глоссарий включает в себя минимум 25 терминов и профессионализмов.

Однако словарь специфических терминов нужен не только аспирантам. В некоторых вузах составление глоссария требуется даже к курсовым работам.

В некоторых случаях глоссарий будет уместен и в конце научной статьи. Особенно логично это выглядит, когда в ней приводится много терминов и профессионализмов.

Многие высшие учебные заведения требуют составить глоссарий к ВКР. Как правило, в него рекомендуется включить источник информации. Эта информация помещается в четвертой колонке («Источник»). Минимальное количество терминов в глоссарии для ВКР – 10 статей. Все термины должны быть выделены полужирным шрифтом.

Что значит составить глоссарий

Для чего нужен глоссарий?

Главное предназначение глоссария заключается в том, чтобы любой читатель мог понять, о чем идет речь в работе, которая сплошь «усеяна» специфическими терминами и профессиональным жаргоном.

Глоссарий покажет проверяющему лицу, насколько автор работы готов к научной деятельности и профессиональной карьере.

Обычно считается, что в глоссарии приводятся термины и определения, а также их аналоги на иностранном языке. Это лишь отчасти так. Помимо этой информации, в глоссарий можно включать важнейшие даты, факты, сведения о научных деятелях.

Формулировка терминов в глоссарии должна соответствовать определениям из различных словарей, энциклопедий и документов законодательного характера.

Качество составления глоссария учитывается при выставлении конечной оценки.

Методика составления глоссария

Прежде чем приступить к составлению глоссария, следует внимательно прочитать работу еще раз, обращая внимание на специфические термины, которые могут быть непонятны неосведомленным людям. Определите термины, которые встречаются чаще всего. Можно это сделать «на глазок». Другой вариант – воспользоваться специальной программой seo-анализа, например, адвего. Просто загрузите в нее текст, запустите проверку и посмотрите слова, которые встречаются чаще всего.

После того, как вы выделили несколько десятков терминов, следует расположить их в алфавитном порядке и составить список. Следующий этап составления глоссария – написание статей. Статья глоссария представляет собой определение понятия. Она включает в себя две части:

Что значит составить глоссарий

Ниже приведем советы, которые помогут вам правильно составить глоссарий для любого вида работы:

Имейте в виду, что в глоссарии следует приводить лишь факты, не стоит давать свою точку зрения. Будьте объективны и беспристрастны.

В отдельных случаях не возбраняется включать в глоссарий не только отдельные слова, но и целые фразы и словосочетания. Однако этот момент следует уточнить у научного руководителя работы.

Таким образом, к составлению глоссария стоит подойти со всей ответственностью. Ведь этот структурный элемент работы учитывается при выставлении конечной оценки. О необходимости его составления следует узнать у преподавателя или научного руководителя.

Источник

Глоссарий проектной работы

Содержание статьи

Глоссарий или список терминов является разделом работы, в котором необходимо представить термины, которые были использованы в работе и могут быть незнакомы как проверяющему работу, так и простому читателю и дать их трактовку или краткое описание, не следует путать глоссарий и список сокращений.

Что значит составить глоссарий

Глоссарий (список терминов) проектной работы

Глоссарий является не обязательным структурным элементом проектной работы, но при наличии в проекте большого количества сложных понятий (терминов) рекомендуется его составить.

Расположение глоссария в работе

В любой работе в том числе и проектной (проектно-исследовательской) глоссарий располагается после титульного листа перед содержанием, в том случае, если в проектной работе предполагаются дополнительные документы (аннотация, паспорт) глоссарий (список терминов) располагается перед данными структурными элементами, то есть глоссарий всегда располагается сразу после титульного листа.

Что значит составить глоссарий

Расположение глоссария (список терминов)

Расположение глоссария (или списка терминов) следующим за титульным листом разделом связано с тем, что новые термины могут встречаться на любых листах и в любых структурных элементах работы.

Особенности составления списка терминов (глоссария)

Так как глоссарий является словарём сложных терминов, используемых в работе его составление, имеет ряд особенностей:

Что значит составить глоссарий

Особенности составления глоссария (списка терминов)

Варианты структурирования глоссария (списка терминов)

Глоссарий или список используемых в работе терминов может быть оформлен различными способами в зависимости от требований методического пособия или положения:

Термины могут располагаться как в алфавитном порядке, так и в порядке появления в работе.

Этапы составления глоссария (списка терминов)

Составляя глоссарий работы необходимо следовать определённой последовательности:

После того как значения всех терминов были найдены глоссарий готов.

Пример глоссария (списка терминов)

Для лучшего понимания приведём наглядный пример глоссария, составленного по теме различным темам и оформленным по-разному.

Обратите внимание, что глоссарий напрямую связан с используемыми в проекте терминами, поэтому использовать чужие глоссарии не рекомендуется, так как даже в одинаковых темах могут встречаться различные понятия тем самым использую чужой глоссарий по схожей теме может получиться ситуация, когда понятия глоссария и текста проектной работы полностью отличаются – это может привести к тому, что проектная работа не будет принята, потратьте время и составьте глоссарий самостоятельно и не переживайте за свою проектную работу.

Пример глоссария по теме «Нормы русского языка», глоссарий оформлен в таблице.

Что значит составить глоссарий

Пример глоссария по теме «Геральдика городов России», глоссарий составлен оформлен в таблице.

Что значит составить глоссарий

Пример глоссария по теме «Экологические проблемы Санкт-Петербурга», глоссарий оформлен в виде нумерованного списка.

Что значит составить глоссарий

Как видно из приведённого примера, в глоссарий включаются только сложные и непонятные термины трактовка которых не была представлена в тексте проектной работы.

Ошибки при составлении глоссария (списка терминов)

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки при подготовке списка терминов (глоссария):

Источник

Что такое глоссарий, пример его использования

В некоторых книгах или курсовых работах постоянно встречаются такие термины, которые не понятны обывателю. Для того чтобы читателю было легче понимать материал, авторы добавляют в книгу специальный словарь, который называется глоссарием.

Что такое глоссарий, для чего он нужен

Глоссарий – это словарь, в котором содержатся толкования всех слов, которые могут быть незнакомы читателю. Глоссарий значительно облегчает восприятие текста, так как человек в любой момент имеет возможность обратиться к словарю и проверить значение определённого термина.

Что значит составить глоссарий

Кроме того, глоссарий эффективно используется при переводе профессиональных текстов на другой язык. В некоторых языках есть термины, которые не имеют своих аналогов в других.

Кроме того, часто возникает ситуация, когда в тексте встречаются слова, которые обладают несколькими значениями, и далеко не всегда по контексту понятно, что термин обозначает. Глоссарий позволяет максимально снизить вероятность неточного перевода, ведь в таком случае значения определённого термина всегда можно уточнить в словаре.

Глоссарий широко используется при составлении различных юридических документов. Это делается для того, чтобы избежать любых возможных неточностей, что особенно важно в юриспруденции и законодательстве.

Что такое определение термина, пример

Термином называется слово, которое точно объясняет понятие, использующееся в определённой сфере науки. В отличие от общепринятых слов, термин бывает только однозначным, и он никогда не выражает какой-то эмоции. Чтобы определить термин, нужно пересказать суть понятия упрощёнными словами. Рассмотрим конкретный пример.

В литературе часто встречается такое понятие, как амфибрахий. Несведущему человеку будет непонятно, о чём именно ведётся речь. Для того чтобы уточнить значение слова, стоит дать ему определение: амфибрахий трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Теперь любому читателю станет понятно, что значит амфибрахий. Тоже самое стоит проделывать с терминами при создании глоссария.

Что значит составить глоссарий

При этом значение некоторого термина может отличаться в различных сферах. К примеру, в анатомии язык это человеческий орган, а в военной среде языком называют пленного, способного поделиться ценной информацией.

Некоторые термины прочно вошли в язык и широко используются, такие как мышление, сознание, язык, в то время как гуманитарий никогда не употребляет слово дифференциал в своей речи.

Здесь то и возникают проблемы при прочтении текста, ведь не все термины получили широкое распространение в языке. Именно для уточнения специальных слов и применяется глоссарий.

Методика составления глоссария

Перед тем, как начать делать глоссарий, стоит понять, какие принципы лежат в основе составления глоссария. Читатель должен полностью понимать смысл изложенного в тексте материала. Соответственно, все слова, которые могут вызвать трудности в понимании, должны быть вынесены в глоссарий.

Определение термина обязано точно и недвусмысленно раскрывать понятие. При этом информация должна быть изложена простыми словами. Читатель не должен испытывать трудностей при поиске определения термина, а потому в глоссарии все слова следует расставлять в алфавитном порядке.

Необязательно использовать именно такой порядок, вполне реально составлять словарь по страницам. Главный принцип – человек, обратившийся к глоссарию, не должен иметь проблем с нахождением требуемого определения.

Что значит составить глоссарий

Определение термина должно быть просто найти

Из всех вышеперечисленных принципов составления словаря исходит весь алгоритм составления глоссария:

Процесс составления глоссария достаточно прост. Перед завершением работы стоит заново перечитать все слова и их понятия и убедиться в том, что все значения внятно объяснены. Не мешает перестраховаться и попросить знакомых и друзей помочь с проверкой.

Пример глоссария

Чтобы внести окончательную ясность, как выглядит правильно оформленный глоссарий, стоит привести конкретный пример. Рассмотрим выдержку из глоссария, который связан с футбольной тематикой. Большинство слов, представленных в этом списке, непонятны простому человеку. Здесь приведены самые яркие примеры терминов, которые должны быть занесены в глоссарий.

Термин

Определение

Оборонительная тактика, при которой игроки занимаются защитой своих ворот и не выходят в атаку.

Гол, который забил игрок команды в собственные ворота.

Нападающий, постоянно забивающий много голов.

Момент, когда футболист обладает отличными шансами забить гол.

Тип тактики, когда футболисты команды ради достижения результата грубо нарушают правило и ведут себя вызывающе.

Удар, который крайне сложно отбить даже опытному и квалифицированному вратарю.

Ситуация, когда среди запасных есть множество игроков, не уступающих по уровню игры футболистам основного состава.

Испанское название Чемпионата Мира, главного футбольного состязания планеты.

Тактика, при которой команда полностью контролирует ситуацию на поле, владеет мячом и атакует большую часть игрового времени.

Большое пространство, в котором не находятся игроки противоположной команды

Нарушение правил, когда футболист в момент паса располагается к чужим воротам ближе, чем 2 игрока противника.

Футболист, который играет ключевую роль при атакующих действиях.

Вид наказания, при котором футболист отдаёт мяч партнёру с места нарушения правил. Прямым ударом забить гол нельзя.

Момент, когда игра возобновится после пробития штрафного или свободного ударов или после введения аута.

Футбольный приём, в котором игрок сразу после приёма мяча возвращает его обратно партнёру в другое место.

Чем так хорош этот пример? Здесь прекрасно видно, для чего создаются глоссарии. Человек, который не разбирается в футболе, скорее всего сразу не поймёт, что значит играть автобусом. Единственная возможность разобраться с таким термином это обратиться к глоссарию.

Более того, определения слов понятны на интуитивном уровне, и читатель сразу понимает, о чём идёт речь в тексте. В этом глоссарии соблюдены все основные правила составления таких словарей – все слова упорядочены в алфавитном порядке, с левой стороны указаны все возможные футбольные термины, а справа чёткие объяснения этих слов.

Составить глоссарий намного легче, чем кажется. Для этого достаточно найти в тексте все термины, который могут вызвать затруднения в понимании, а затем написать исчерпывающее и понятное определение.

В этом видео вы узнаете, как быстро изучать языки:

Источник

Глоссарий научных статей — термины, определения и обозначения

Каждая научная работа состоит из нескольких структурных элементов. Как правило, к ним относятся: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и приложения. Однако в некоторых случаях требуется также составить глоссарий.

Если студент еще ни разу не приводил его в курсовой работе или реферате, то при написании выпускной квалификационной работы (ВКР) или магистерской диссертации у него могут возникнуть проблемы. Рассмотрим этот структурный элемент работы в данной статье.Что значит составить глоссарий

Что такое глоссарий?

Как говорит легенда, первый глоссарий появился еще в 25 веке до н.э. С тех пор он претерпел значительные изменения. Теперь он представляет собой словарь профессиональных терминов и определений, аргументированных примерами и комментариями.

В некоторых случаях в нем уместно приводить перевод термина на другой язык. Все термины в глоссарии должны быть объединены одной общей тематикой.

Например, если вы пишите работу по банковскому делу, то все понятия должны иметь банковскую направленность.

Составление глоссария – настоящее искусство. Существует даже наука, которая этим занимается. Она называется лексикографией и исследует методы создания и составления глоссариев.

Глоссарий – это часть научной работы, как правило, помещаемая перед приложениями и после заключения. В нем должны быть приведены основные термины, встречающиеся в работе.

Их следует указывать строго в алфавитном порядке. Глоссарий составляется в табличной форме, но без рамок. Вся информация помещается в трех столбцах.

Так, в первом столбце указывается порядковый номер, во втором – название термина, в третьем – его расшифровка.

Глоссарий для научной работы

Как правило, составление глоссария требуется для магистерской диссертации, выпускной квалификационной работы и диссертации на соискание степени кандидата наук. Однако иногда преподаватель может потребовать составление глоссария и для курсовой работы, а также для реферата.

О необходимости составления глоссария должен сказать научный руководитель или другое ответственное лицо. Это также можно узнать из методических рекомендаций по написанию того или иного вида работ. К примеру, многие вузы требуют в обязательном порядке привести глоссарий в магистерской диссертации.

Обычно объем глоссария ничем не ограничен. Однако каждый специфический термин должен быть в нем упомянут. Как правило, глоссарий включает в себя минимум 25 терминов и профессионализмов.

Однако словарь специфических терминов нужен не только аспирантам. В некоторых вузах составление глоссария требуется даже к курсовым работам.

В некоторых случаях глоссарий будет уместен и в конце научной статьи. Особенно логично это выглядит, когда в ней приводится много терминов и профессионализмов.

Многие высшие учебные заведения требуют составить глоссарий к ВКР. Как правило, в него рекомендуется включить источник информации. Эта информация помещается в четвертой колонке («Источник»). Минимальное количество терминов в глоссарии для ВКР – 10 статей. Все термины должны быть выделены полужирным шрифтом.

>> Чем российские научные журналы отличаются от международных?Что значит составить глоссарий

Для чего нужен глоссарий?

Главное предназначение глоссария заключается в том, чтобы любой читатель мог понять, о чем идет речь в работе, которая сплошь «усеяна» специфическими терминами и профессиональным жаргоном.

Глоссарий покажет проверяющему лицу, насколько автор работы готов к научной деятельности и профессиональной карьере.

Обычно считается, что в глоссарии приводятся термины и определения, а также их аналоги на иностранном языке. Это лишь отчасти так. Помимо этой информации, в глоссарий можно включать важнейшие даты, факты, сведения о научных деятелях.

Формулировка терминов в глоссарии должна соответствовать определениям из различных словарей, энциклопедий и документов законодательного характера.

Качество составления глоссария учитывается при выставлении конечной оценки.

Методика составления глоссария

Прежде чем приступить к составлению глоссария, следует внимательно прочитать работу еще раз, обращая внимание на специфические термины, которые могут быть непонятны неосведомленным людям.

Определите термины, которые встречаются чаще всего. Можно это сделать «на глазок». Другой вариант – воспользоваться специальной программой seo-анализа, например, адвего.

Просто загрузите в нее текст, запустите проверку и посмотрите слова, которые встречаются чаще всего.

После того, как вы выделили несколько десятков терминов, следует расположить их в алфавитном порядке и составить список. Следующий этап составления глоссария – написание статей. Статья глоссария представляет собой определение понятия. Она включает в себя две части:

Что значит составить глоссарий

Ниже приведем советы, которые помогут вам правильно составить глоссарий для любого вида работы:

Имейте в виду, что в глоссарии следует приводить лишь факты, не стоит давать свою точку зрения. Будьте объективны и беспристрастны.

В отдельных случаях не возбраняется включать в глоссарий не только отдельные слова, но и целые фразы и словосочетания. Однако этот момент следует уточнить у научного руководителя работы.

Таким образом, к составлению глоссария стоит подойти со всей ответственностью. Ведь этот структурный элемент работы учитывается при выставлении конечной оценки. О необходимости его составления следует узнать у преподавателя или научного руководителя.

Терминологические словари и энциклопедии

Кроме того, имеются небольшие энциклопедические разделы на библиографических страницах этого сайта, например, в юридической и других библиографиях. А также на его ресурсных страницах, к примеру, в биографической, военной (в т.ч. армейской и стрелковой), единоборческой, кинематографической, песенной и других сетевых коллекциях.

I. Тематические энциклопедии и глоссарии:

Различные иноязычные словари вы можете найдете в разделах соответствующих языков, а также на дочернем сайте Лексиконы языков мира На другом дочернем сайте Словород, посвященный русскому слову, вы найдёте основные виды словарей русского языка: этимологические, толковые, морфологические, орфографические, семантические, частотные, архаизмов, иностранных слов, синонимов, собственных имён и другие словари (как веб-страницы, архивы или библиографии).

Авторские исследования по классификации слов и понятий, выделению базовых корней и аффиксов смотрите на странице Системные исследования. Также смотрите страницу с электронными библиотеками.

Если вы ищете информацию на иностранных языках, то национальные поисковые системы найдете на странице регионов. Русскоязычные и англоязычные универсальные и специализированные поисковики — на странице поисковые системы.

В дальнейшем этот раздел переместиться в портал культуры и искусства. Смотрите также музыкальную и другие страницы этого портала.

В дальнейшем этот раздел переместиться в бизнес-портал. Смотрите также финансовую и банковскую страницы этого портала.

Термины по архитектуре смотрите также в энциклопедиях по культуре и искусству. Смотрите также строительную и риэлтинговую страницы нашего бизнес-портала.

В дальнейшем этот раздел переместиться в лит-портал. Смотрите также страницы по книговедению и книгоиздателям этого портала, а также страницу о рекламе бизнес-портала.

В дальнейшем этот раздел переместиться на воинский портал.

В дальнейшем этот раздел переместиться на будо-портал.

Смотрите также кулинарный раздел и страницы о продуктах и диетах портала о здоровье.

Составляем глоссарий курсовой работы, дипломного проекта *

Что значит составить глоссарий

Понятие глоссария

На протяжении всей курсовой или дипломной работы студент использует профессиональные термины, ключевые слова, специфические для конкретных специальностей, в определенных ситуациях и обстоятельствах.

Иногда возникает необходимость создания специального «словаря», который призван растолковать отдельные категории. Именно таким «словарным путеводителем» по теме является глоссарий.

Глоссарий – это перечень часто упоминающихся в работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием. Глоссарий выносится в отдельный раздел учебной или научной работы.

Чаще всего его размещают в конце проекта, после или перед списком использованных источников. Основные требования к оформлению глоссария указываются в методических рекомендациях ВУЗа.

Нередко в этом документе отражаются не только критерии по составлению глоссария, но и пример его оформления. Иногда словарь терминов выносят за пределы работы и оформляют отдельным документом.

Принципы составления глоссария

Глоссарий призван не просто растолковать профессиональные и сложные термины, клише, но и подчеркнуть особенности курсовой или дипломной работы.

Для этого при составлении глоссария необходимо придерживаться следующих принципов:

Все термины, отраженные в глоссарии, должны иметь сноску на него, тем самым направляя читателя за «пояснением» или расшифровкой.

Роль глоссария

Если правилами ВУЗа предусмотрено создание глоссария к учебной или научной работе, то такой порядок был упразднен не просто так.

В частности, создание глоссария в курсовой или дипломной работе призвано показать, как студент/выпускник освоил «профессионализмы», разбирается в них, понимает смысл и умеет правильно их употреблять.

Требования, предъявляемые к глоссарию

Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Согласно данному документу, словарь терминов должен быть:

Следует отметить, что все термины, указанные в глоссарии, студент обязан знать наизусть, уметь их грамотно и правильно употреблять.

Научная терминология: статьи, публикации, словари и сайты

Ученые для создания новых терминов для обозначения своих открытий или изобретений, как правило, используют греческие или латинские морфемы. И даже когда точно известно, кто и когда придумал тот или иной термин и даже дал объяснение причин использования греческих, латинских или иных морфем, на проверку оказывается, что термины не греческие и не латинские, а арабские или русские.

Комитет научной терминологии в области фундаментальных наук Российской академии наук (ранее — с 1933г. Комитет научно-технической терминологии АН СССР) создан по инициативе академика С.А. Чаплыгина и кандидата технических наук Д.С. Лотте и издает терминологические рекомендации (сборники) по различным отраслям науки и техники. (ru.science.wikia.com)

Научный стиль — сайт студентов МГУП
Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только в одном, которое становится терминологическим.

Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов.

Язык науки и его использование. Слова и термины — Лекции профессиональных исследователей (alter.sinor.ru:)
Главное требование к языку науки — это ясность, не зависящая от личного опыта разных исследователей.

Наука добивается ясности путем использования терминологии. В отличие от слов естественного языка, термин всегда описывает строго определенное, единое для всех, множество материальных объектов или их взаимодействий и отношений.

Такое единство достигается благодаря тому, что каждый термин имеет строгое определение, и для понимания термина необходимо знать как его собственное определение, так и определения всех терминов, использованных в его определении, вплоть до базовых, неопределяемых, понятий.

Вместе с тем, для понимания термина, необходимо представлять себе ту физическую реальность, которая за ним стоит. Если за термином не стоит никакая физическая реальность, он лишен смысла.

И наконец — в науке допустимо только использование ее терминов. Если какое-то отношение или взаимодействие в данной науке не определено, то пользоваться им нельзя.

Но ничто не мешает вначале дать определение, а потом использовать полученный таким образом новый термин.

Благодаря этой возможности научная терминология не является чем-то застывшим, но развивается вместе с наукой.

Краткий словарь вузовских терминов

Декан — руководитель факультета, в полномочия которого входит решение вопросов учебной, воспитательной и научной работы, а также вопросов, связанных с приемом, отчислением, переводом, акад. отпуском и пр.
Деканат – административно-учебное управление факультета, возглавляемое деканом

Диплом — итоговый документ о высшем образовании, дающий право работать по специальности. Предъявляется при приеме на работу

Докторантура – форма подготовки научных кадров высшей квалификации – докторов наук

Доцент — ученое звание, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией; не путать с должностью доцента конкретного вуза. Это ученое звание присваивается лицам, как правило, имеющим ученую степень кандидата наук. Право занимать должность доцента имеют, как правило, лица, имеющие ученое звание Д.

Зачет — вид аттестации по шкале зачтено/незачтено; часто является промежуточным видом аттестации по части курса; в ряде вузов выставляется по итогам практических занятий и является допуском для сдачи экзамена

Инженер – 1) первоначальное название лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданский инженер появилось в 16 веке в Голландии, затем в Англии и других странах, применительно к строителям мостов и дорог; 2) специалист с высшим техническим образованием, способный к творческой деятельности в какой-либо области техники

Итоговый контроль — И.К. по дисциплине – контроль, осуществляемый при полном завершении курса; может проводиться в любой форме (экзамена, тестирования) с выставлением, как правило, дифференцированной оценки

Кандидат наук – ученая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавших кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию

Кафедра — основная структурная единица вуза, организующая учебную, научно-методическую и научную работу по определенным направлениям
Кафедра выпускающая — кафедра, ответственная в данном вузе за выпуск по конкретной специальности; основные вопросы, возникающие в ходе учебы, решаются именно с заведующим выпускающей К.

Коллоквиум — вид промежуточного контроля; В переводе с латинского К. означает собеседование. В вузе К.

— одна из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Обычно К. проводится по темам, по которым не запланированы семинарские занятия.

К. могут проводиться и вне сетки расписания по согласованию со студентами

Лекция — форма проведения теоретического обучения, связанная с изложением преподавателем материала по теме Л.; распространенная ошибка – представление о Л., как о своего рода «диктанте»; Л. предполагает активную работу студента

Отчисление — прекращение обучения студента в вузе, оформляемое соответствующим приказом; происходит по разным основания, в т.ч. и по собственному желанию, в связи с переводом, а также в связи с академической неуспеваемостью, нарушением студентом устава вуза либо невыполнением им условий договора об обучении

Перевод (из вуза в вуз) — осуществляется в конце учебного года по согласию принимающего вуза; устав вуза может предусматривать специальные вступительные испытания и сдачу академической разницы
Перезачет (оценок) — производится при переводе из другого вуза или восстановлении после отчисления; конкретные условия П. Определяются собственными положениями вуза; при этом общими правилами являются: совпадение наименований дисциплин, их объемов (в часах) и содержания.

Положения — локальные нормативные акты, принимаемые вузом и конкретизирующие те или иные виды его деятельности, не оговоренные уставом

Практика — вид внеаудиторной работы студента, предусмотренный профессиональной образовательной программой; П. является обязательным видом работы, отсутствие по ней аттестации является академической задолженностью. Практика бывает учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной

Практическое занятие — вид аудиторной учебной работы, в рамках которой происходит освоение умений и навыков по дисциплине, предусмотренных ее программой; в рамках П.З. возможно также проведение текущего контроля знаний

Преподаватель — работник высшего учебного заведения, ведущий какой-либо предмет(ы). Может иметь ученую степень и (или) звание

Проректор — заместитель ректора по конкретному направлению деятельности; в большинстве вузов это П. по учебной работе, П. по науке, П. по админ. — хоз. работе, а также по иным видам, предусмотренным уставом вуза

Профессор — ученое звание, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией; не путать с должностью профессора конкретного вуза. Это ученое звание присваивается лицам, как правило, имеющим ученую степень доктора наук. Право занимать должность П. имеют, как правило, лица, имеющие уч. звание П.

Сессия установочная — форма проведения занятий при заочном обучении, когда студентам начитываются обзорные (установочные) лекции, содержащие методические указания и рекомендации по изучению соотв.

дисциплин Специальность, специализация — определенное классификатором наименование конкретного вида профессиональной подготовки, предполагающее некоторую специализацию; завершается присвоением квалификации «дипломированный специалист»; на базе С.

вуз может вводить «специализации», в рамках которых происходит углубленное изучение некоторых дисциплин

Ученая степень — степень, присуждаемая президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета вуза. Для получения ученой степени необходимо защитить кандидатскую или докторскую диссертацию. Существуют ученые степени кандидата и доктора наук

Экзамен — форма выборочного (т.е. неполного в смысле охвата объема программы) итогового контроля знаний по дисциплине

Экзамен государственный — форма контроля знаний выпускников; осуществляется, как правило, по ряду дисциплин, выносимых вузом в соответствии с государственным образовательным стандартом на Э.Г.; может осуществляться, по решению вуза и в форме междисциплинарного Э.

Словарь научных терминов

Аброгация — отмена устаревшего закона. Собственно аброгация — полная отмена старого закона; Дерогация (лат. derogatio) — частичная отмена старого закона; Оброгация (лат.

obrogatio) — внесение частичных изменений в старый закон; Суброгация (лат. subrogatio) — дополнение старого закона.

Абулия – патологическое безволие, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособности выполнить действие, необходимость которого осознаётся. См. также апатия.

Адсорбция — процесс поглощения газов, паров, веществ из раствора или газовой смеси поверхностным слоем жидкости или твердого тела — адсорбентом (активированным углем и др.). См. абсорбция.

Ажитация – сильное эмоциональное возбуждение, сопровождаемое чувством тревоги и страха

Айдентика – рекламный термин – комплекс индивидуальных элементов, повышающих узнаваемость компании, товара и т.д. Фирменный стиль иными словами.

Акалькулия — расстройство, при котором человек не способен считать по причине поражения участков мозга. Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики, часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем.

Альтер-э́го — реальная или придуманная альтернативная личность человека. Это может быть лирический герой, образ, закрепившийся за псевдонимом, наместник или даже одна из множества личностей, появившихся в результате психического расстройства.

Амбициозный — высокомерный (тщеславный, притязательный, честолюбивый), имеющий большие амбиции. Амбиция — 1. самолюбие, спесивость, чванство 2. претензии, притязания на что-либо.

А́мок – внезапно возникающее буйное психическое расстройство.

Амперсанд – знак «&». В европейских языках в некоторых случаях заменяет союз «и». Применяется как технический символ, напр., логическое «и».

Амфиболичность – двусмысленность, двойственность, противоречивое толкование. Амфиболический.

Андрогин – мифологическое существо одновременно и равномерно обладающее признаками двух противоположных полов как базовых принципов (мужественность и женственность, небо и земля и т.д.)

Антагонизм — нечто, действующее противоположным образом, также соперник. Антоним — агонизм.

Антимония – болтовня, пустые разговоры. Противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым

Антиномичный – противоречивый. Антиномия — противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым

Антипатия – чувство неприязни, отвращения к кому-либо. Противоположность симпатии.

Антипод – человек, противоположный кому-н. по убеждениям, свойствам, вкусам.

Апофео́з — феерическое окончание, завершение какого-либо процесса. Прославление, возвеличение кого-либо или чего-либо.

Априори – изначально принимаемое утверждение, не требующее доказательств и подтверждения опытом. Апостериори — знания полученные опытным путем.

Артефакт – что-то искусственно сделанное, предмет изготовленный человеком, представляющий некую ценность.

Архаизм — устаревшее слово, вышедшее из употребления. В общем смысле — пережиток прошлого.

Словарь терминов для написания научно-исследовательской работы

Абстрагирование – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учёта всех остальных.

Актуальность – важность изучения данной проблемы для современной науки и практики. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; строится по внутренней логике: «Если…, то…». Это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяется и прикладывется к широкому кругу явлений; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования.

Идеализация – проектирование идеального, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, т.е. теоретической модели; применяется при выработке гипотез.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методы исследования делятся на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка, изучение опыта, опытная работа, обследование, эксперимент).

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Новизна – степень вклада в настоящую отрасль науки или науки в целом.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Обобщение – одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (научная) – противоречие между наличествующим и должным.

Проблема способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности.

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Теория – учение, система идей или принципов, совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Цель – конечный результат работы, которые формулируется на основе гипотезы. Это конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого лежит строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *