Что значит соседская община
Родовая и соседская община – что это и отличия
Родовая и соседская община – понятия знакомые каждому человеку еще со школьных времен. Известно, что понятия определяют последовательные этапы, которые происходили в социуме. Дать более глубокое определение или объяснить, в чем состоит разница между общинами, сможет далеко не любой, так как нужно учитывать целый ряд нюансов и особенностей. Именно поэтому и требуется провести сравнение по основным параметрам.
Определение понятий
Родовая община появилась раньше, нежели соседская, которая стала результатом процессов трансформации. Происходило это под влиянием развития отношений между членами в общине. Появлялись собственные социальные группы, происходило деление общества на несколько частей.
Родовая община – формация человеческого общества, которая пришла на смену первобытному способу проживания. Специалисты считают, что смена произошла 50-100 тысяч лет назад. Существовали подобные общины у кроманьонцев, неандертальцев. Учены выделяют 3 основных параметра, характеризующих родовую общину:
Для того чтобы добыть пропитание требовалось приложить максимум усилий. Внутри крупных коллективов выжить было легче, поэтому люди выбрали способ совместного проживания.
Соседская община – образование, новая формация, которая позволила расшириться уже существующему обществу за счет вступления в браки с членами других родовых общин. Произошло это около 8 тысяч лет назад. В этом случае жен и мужей искали в разных общинах, чтобы будущие поколения имели крепкое здоровье и были выносливые и сильные.
Сравнение
Соседская община является более сложной формой организации людей, нежели родовая. Она возникает под влиянием целого ряда факторов: необходимость искать пищу и производить продукцию для большого числа людей, проблемы со здоровьем в результате вступления в браки с кровными родственниками. Повлияло на появление соседской общины и развитие орудий труда. С появлением более совершенных средств для обработки почвы, охоты необходимость в проживании в составе большой группы людей исчезла. Теперь только некоторые виды деятельности требовали присутствия сразу всех членов общины.
В соседской общине каждая семья получала собственную часть земли, на которой она вела хозяйство. Объединение с соседями требовалось для выполнения глобальных задач – вырубка леса для новых полей, охота на крупных или опасных зверей, перевозка предметов по воде, путешествия на дальние расстояния. Полностью исчезла соседская община, как форма социальной формации сравнительно недавно – около 100 лет назад. Начало этому процессу положили столыпинские реформы. На смену пришли советские колхозы. Важно понимать, что родовая и соседская общины не исчезли полностью. Многие принципы применяются и в повседневной жизни современных людей.
Выводы
Основываясь на сравнении соседской и родовой общин, принимая во внимание приведенные для каждого вида определения, можно сделать выводы, касающиеся каждой из рассмотренных формаций. Для родовой общины главным показателем было наличие кровного родства между всеми ее членами. Внутри подобного общества имелся коллективный труд – все выполняли определенные поручения, способствующие тому, чтобы соседство развивалось и процветало. Коллективное потребление продуктов, произведенных общиной, также относится к родовой форме такой социальной организации. Со временем в родовой общине возник запрет на браки с ее членами. Имущество являлось общим.
Для соседской общины наличие кровного родства не являлось главным показателем для того чтобы человек мог проживать в обществе. Коллективный труд из обязательного становился частичным. Общий труд является важным для решения глобальных задач. Коллективное потребление отсутствует полностью, так как каждая семья обеспечивает себя полностью. Семейные отношения выстраиваются с учетом того, что разрешается выдавать замуж/ искать жен за пределами собственной общины. Семья имеет право на часть от общего имущества общины. В результате возникновения автономии в вопросе содержания семьи, начинается социальное расслоение – появляются богатые и бедные.
Значение словосочетания соседская община, признаки
Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.
Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.
Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.
Это интересно: Владимиро-Суздальское княжество, кратко о главных фактах.
Понятие соседской формы организации населения
Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.
Это интересно: когда отменили крепостное право в России?
Среди главных признаков соседской общины следует выделить:
Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.
Это интересно: барщина это что такое, примеры.
Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:
Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.
Это интересно: Полтавская битва кратко самое главное. Итоги боя.
Сравнение родовой и соседской общин
Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую — это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.
Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.
Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело, с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.
Это интересно: что такое аракчеевщина, определение термина.
Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:
Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.
Это интересно: указ об обязанных крестьянах в 1842 году.
Восточнославянская соседская община
Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый.
Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.
Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.
Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.
В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.
Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.
Особенности древнерусской соседской общины
Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины — профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья, каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.
Князья имели авторитет и военную силу, поэтому они часто отбирали остаточные продукты у простых общинников. Такие деяния подтолкнули к формированию государства, которым стала Киевская Русь.
Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории — «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.
В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения. Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.
Соседская община и родовая община
Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.
Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:
Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.
Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.
Отличия соседской общины от родовой
Чем отличается родовая община от соседской?
Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.
Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.
Соседская община у восточных славян
У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.
В заключение
Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.
Соседская община: одна из первоначальных форм социальной организации человечества
Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.
Родовая и соседская община
Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).
В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.
Соседская община
Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.
Основные черты соседской общины
– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;
Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.
Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.
Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.
Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.
Соседская община у восточных славян
Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.
Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).
Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.
На вервь налаживались общая воинская повинность.
Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.
В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.
На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.
Древнерусская соседская община
Древнерусская община по данным летописи называлась мир.
Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.
Соседская община: одна из первоначальных форм социальной организации человечества
Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.
Можно сказать, что соседская община — переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?
Причины формирования
Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:
Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.
Уклад соседской общины
Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.
В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.
Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы — выборного старейшину.
Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины — задруга и вервь.
Понятие соседской формы организации населения
Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.
Среди главных признаков соседской общины следует выделить:
Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.
Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:
Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.
Расслоение общества
Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее — и рабство).
Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать — чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:
Старейшины — представляли собой административную власть;
Вожди (князья) — осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;
Волхвы — духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.
Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.
Прообраз государственности
Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.
Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады — хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра — Новгород и Киев.
Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.
Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.
Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.