Что значит сопоставьте звуки и буквы
Что такое звуки и буквы?
Содержание:
Слова состоят из звуков. Звуки – неделимые частички звуковой речи. Они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают различать слова. Звуки образуются с помощью речевых органов.
Буква – это условный графический знак звука. Цель буквы – преобразовать звуки речи в письменную форму.
Как различать звуки и буквы?
Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: [п] [о] [л]. Такая запись называется транскрипцией.
Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?
В русском языке 33 буквы и 42 звука.
Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый [р] и мягкий [р’].
По какому принципу делятся звуки речи?
Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.
При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести [б], [п] нужно теснее сжать губы, а звуки [в], [ф] произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.
Гласные звуки и буквы
В русском языке шесть гласных звуков:
На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами:
а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
Десять гласных букв легко запомнить парами.
В чём особенность е, ё, ю, я?
Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:
В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются. Их исключили из звукового ряда.
В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?
Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.
Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – п[и]тёрка, пелёнка – п[и]лёнка, так как звук [и] безударный.
Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки и буквы
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несовпадение в количестве появляется из-за того, что многие согласные построили пары по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости.
По какому признаку согласные делят на глухие и звонкие?
Глухие и звонкие согласные делят по наличию шума и голоса при произнесении.
Для глухих согласных характерен шум. В образовании звонких согласных участвует голос и шум. Звонкие и глухие согласные помогают различать слова:
Большая часть звонких и глухих согласных, словно солдатики, становятся в пары.
Но есть среди согласных звуки-одиночки.
Как различать твёрдые и мягкие согласные?
Мягкие и твёрдые согласные различаются произношением. Главную роль при произнесении мягких согласных играет язык. Средняя часть языка поднимается к нёбу.
В основном твёрдые и мягкие согласные стройными рядами объединяются в пары:
Непарными звуками считаются:
На письме мягкие согласные звуки обозначают символом [’] справа сверху: ночь – но[ч’].
Зачем нужны цветовые схемы?
При звуко-буквенном разборе слова удобно использовать цветовые схемы. Они помогают визуально определить, из каких звуков состоит слово. Существуют установленные цветовые соответствия для различных звуков:
Мягкий и твёрдый знаки цветом не выделяют, так как не дают звуков.
Фонетический разбор слова
Для чего нужен фонетический разбор слова?
Фонетический разбор даёт звуковую характеристику слову.
С его помощью можно разложить слово на буквы и звуки. Сопоставить количество букв и звуков. И узнать расхождения между буквами и звуками, если они есть.
Каков порядок фонетического разбора?
Фонетический разбор производится в такой последовательности.
Примеры фонетического разбора слов
1. Свадь-ба — [сва’т’ба], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;
2. Чёр-ный – [ч’э’рный], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;
Соотношение букв и звуков — основные правила
Звуки и буквы в русском языке
Звуки изучаются в разделе фонетика. В младших классах ученики проходят базовый материал, где знакомятся с понятием звуков и их признаками. Более углубленное изучение звуков преподают в средней и старшей школе.
Звуки и слова выступают главной единицей языка. Благодаря звукам мы можем отличить одно слово от другого, не смотря на то что они не выражают никакого значения.
В словах разное количество звуков (спирт — спит), отличается их набор (бровь — морковь) и последовательность (нос — сон).
Соотношения звуков и букв, их основные особенности
Буквы и звуки легко отличаются друг от друга. Буквы — это то, что мы можем написать, нарисовать, увидеть: Р, Ш, К, А, Л, У. Основная функция букв — переводить устные слова в письменные.
Звуки мы произносим и слышим. В письменном виде они отображаются в виде транскрипций: [л] [р] [д].
Общее число букв в русском языке — 33, а звуков — 42.
Звуков больше по той причине, что не для каждого из них есть соответствующая буква.
Одна буква может включать в себя два звука или, наоборот, ни одного. Примеры: ё[йо]ж, отмерь[р’].
Как подразделяются звуки речи
Звуки разделяются на согласные и гласные в зависимости от их голосового использования.
Для гласных характерно свободное произношение, рот открывается широко.
Когда произносятся согласные, то воздух во рту не идет так свободно, а встречает препятствия: небо, зубы, губы, язык. При произнесении [п] губы нужно тесно сжать, а при [ф] образуется цель между зубами. Каждый согласный звук сопровождается характерным шумом.
Мягкие гласные
Некоторые гласные буквы, такие как Е, Ё, Ю, Я, обозначают два звука в следующих случаях:
Согласные звуки
Согласные звуки разделяются на следующие категории:
Всегда твердыми являются звуки: [ц] [ж] [ш].
Всегда мягкие: [ч’] [щ’] [й’].
Звонкие непарные: [й] [л] [м] [н] [р].
Парные звуки
Звонкие:
Какие буквы не обозначают звуков
Есть буквы, не обозначающие никаких определенных звуков. Их наличие/отсутствие может полностью изменить сам смысл слова.
К таким буквам относятся «Ь» и «Ъ». Их функция — указать правильное произношение слова.
«Ъ» и «Ь» не являются новыми буквами. Они были известны еще в древнерусском языке. Однако «Ь» читали как «и», а «Ъ» — «ерь» и она звучала как [о].
Мягкий знак
На примере написания «Ь» можно увидеть, как меняется смысл слова. Эта буква необходима для придания мягкости предыдущей согласной букве: мель, тюль, тюльпан, гладь.
Твердый знак
«Ъ» так же, как и «Ь», выполняет только функцию разделения: сел — съел. Как мы видим, смысл слова меняется кардинально. Разница с «Ь» в том, что «Ъ» ставится после приставок после согласных и перед гласными: я, ё, ю, е. Примеры: предъявить, съязвить, объявить.
Чем отличаются звуки от букв? Разбор темы с примерами
Порой очень сложно почувствовать, где грань между звуком и буквой. И чем отличаются звуки от букв в русском языке? Но, скорее всего, очень многие замечали, что то, что мы произносим, иногда немного отличается от того, что написано. Например, иногда в слове не читается какая-то буква. Почему это происходит? Особенно важно познакомиться с этой темой и разобраться в ней школьникам, поскольку она пролегает красной нитью через курс русского языка. Разница между звуком и буквой есть, причем очень большая. И давайте в ней разберемся.
Чем отличаются звуки от букв?
Вам будет интересно: Павел Головин: биография, награды, фото
Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам. Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве. На письме буква, обозначающая звук, заключается в квадратные скобки: б-[б], в-[в]. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.
Что такое гласные?
Гласные звуки бывают ударными и безударными. Если звук находится под ударением, т. е. выделяется голосом при произношении, то он пишется так же, как и слышится. Если звук находится в безударной позиции, то иногда на письме он может обозначаться другой буквой. Пример в слове «весы» после «в» мы произносим звук [и], хотя на письме в этом месте стоит буква «е».
Что такое согласные?
Также необходимо разобрать, чем отличаются звуки от букв на примере согласных. Кроме десяти гласных букв и двух, не обозначающих никаких звуков, все остальные буквы алфавита – согласные.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Это зависит от того, как они произносятся. Звонкие состоят из шума и голоса. Чтобы это понять, лучше произнести их: [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [й]. Глухие звуки состоят лишь из шума: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [х], [ч], [щ]. Для того чтобы лучше почувствовать разницу, можно произнести по очереди сначала звонкие, а потом глухие звуки.
Кроме того, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Твердыми они бывают тогда, когда в слове за ними следует либо согласный звук, либо [а], [о], [у], [ы], [э], либо твердый знак. Мягкими они становятся, когда стоят перед мягким знаком либо буквами я, е, е, ю, и. На письме мягкость звука обозначается следующим образом: [м’]. Для сравнения можно произнести два слова: «мягкий» и «мыло». В первом слове за «м» следует «я», и звук [м’] мягкий, во втором за «м» следует «ы», звук [м] получился твердым.
Фонетический разбор слова
При изучении того, чем отличаются звуки от букв, школьники всегда сталкиваются с фонетическим разбором слова. Что это такое? В общих чертах, это определение того, из каких звуков состоит слово т. е. как оно произносится. Фонетика – это раздел науки в языкознании, который изучает звуки языка, ударение в словах и деление на слоги. Также иногда фонетический разбор называют разбором на звуки и буквы.
Как происходит фонетический разбор? Проведем его на примере слова «вода».
Для начала нужно выписать необходимое слово – вода.
Далее нужно разделить слово на слоги и определить, какой из них ударный – во-да. Ударным является последний слог.
Затем необходимо составить транскрипцию слова – [в а д а]. Стоит отметить, что поскольку гласная в первом слоге не находится под ударением, то, когда мы произносим слово, на этом месте слышим звук [а].
Также нужно охарактеризовать отдельно каждый звук разбираемого слова: [в] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой в, [а] гласный, безударный, обозначен буквой о, [д] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой д, [а] – гласный, ударный, обозначен буквой а.
И, наконец, нужно обозначить количество звуков и букв в слове и сравнить их: 4 буквы и 4 звука. Порой встречается несоответствие, и количество звуков может быть больше, чем количество букв, и наоборот. Это также нужно отмечать и анализировать. Такое явление может встретиться в словах, где есть непроизносимая согласная. В таком случае звук, соответствующий определенной букве в слове, не произносится. Буква как бы пропускается при чтении слова. Получается, что буква есть, а звука нет. Как пример, можно рассмотреть слово «солнце». Обычно при произнесении этого слова вслух, буква л пропускается. Поэтому в этом случае звуков окажется меньше, чем букв. Похожая ситуация может возникнуть, когда в слове есть твердый или мягкий знак. Получается, что звуков меньше, чем букв.
Разбирать слово по звукам довольно просто, когда усвоено, чем отличаются звуки от букв, и какими характеристиками обладают и те, и другие. Необходимо лишь произнести слово и прислушаться к нему.
Эти знания значительно облегчают работу по разбору слова и помогают в процессе избегать различных ошибок.
Звуки русского языка
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Гласные | а о у э и ы я ю е ё |
Согласные | ц ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й |
ь, ъ | ь ъ |
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)
Разделы: Логопедия
Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:
Итак, какие же бывают звуки?
Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.
Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики
План анализа слова:
Порядок анализируемых слов
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.
Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова ДОМ.
— Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])
— Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).
— Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).
— Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).
— Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
— Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).
Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)
Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)