Что значит сопоставить звуки и буквы в данных словах
Сопоставление гласных и согласных. Соотношение звука и буквы в слове.
Тема занятия: Сопоставление гласных и согласных. Соотношение звука и буквы в слове.
Цели занятия : умение различать гласные и согласные буквы; умение соотносить звук и букву.
Сегодня на нашем занятие мы вспомним гласные и согласные буквы, попробуем научиться соотносить звук и букву.
Постановка целей занятия:
Ребята, сегодня мы с вами вспомним о гласных и согласных звуках и буквах. Скажите, в чем их отличие? (ответы детей)
Нам нужно запомнить гласные звуки [а],[о],[у],[ы],[э],[и] эти звуки можно пропеть. Воздух во рту не встречает преграду. Давайте попробуем вместе. (Дети поют звуки)
Произношение согласных может вызвать затруднения. Воздух во рту встречает преграду, поэтому согласные не поются.
Вспомним, что мы знаем о согласных? (ответы детей)
Молодцы! Вы правильно справились с этими заданиями.
Теперь, давайте немного поиграем в игру «Действия»
1.Кто или что может это делать? Запишите в тетради несколько вариантов ответов для каждого слова.
Скакать, готовить, ползать, плавать, лежать, летать, бегать.
(Самостоятельная проверка тетради после выполнения)
2.Подумайте и ответьте, всегда ли совпадают звук речи и буква, которая его обозначает. (Ответы детей)
3. (Карточки со словами). Прочитайте слова, запишите те слова, в которых первый звук не отличается от буквы.
Тыква, репа, стол, компьютер, орёл, ива, эскимо, осень, приправа, орлёнок, цыплёнок, кран, водопровод, телефон, огурец, чеснок.
4. Определи количество звуков в словах (устно)
5. Придумай и запиши 3-4 предложения о сборе урожая. Постарайся, чтобы в предложении присутствовали названия овощей и фруктов.
Ребята, скажите, о чем мы говорили сегодня на занятии?
Русский язык
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Русский язык 2 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть — страница 128
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 128 странице по предмету русский язык за 2 класс. Ответы на задания: 209 и 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Учебник 1 часть — Страница 128.
Прочитайте. В чём смысл первого предложения?
1. Не спор(?) по пустякам! 2. Нел(?)зя брат(?) чужие вещи! 3. У кол(?)ца нет кон(?)ца. 4. Горят угол(?)ки в угол(?)ке печи. 5. У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки. 6. У крыл(?)ца шест(?). На нём шест(?) гал(?)чат.
Ответ:
Не спорь по пустякам, значит, что нужно уметь приходить к компромиссам, уметь договариваться.
Не спорь по пустякам! Нельзя брать чужие вещи! У кольца нет конца. Горят угольки в уголке печи. У лесенки есть ступеньки. У крыльца шест. На нём шесть галчат.
Проверь себя
Прочитайте. Запишите данные слова по степени убывания в них согласных звуков.
Сыр, спорт, ива, край.
Ответ:
Спорт, край, сыр, ива.
Прочитайте. Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки.
Капля – цапля, лук – люк, хор – хорь.
Ответ:
Капля – цапля [к – ц]
Лук – люк [л – л’]
Хор – хорь [р – р’]
Прочитайте. Запишите только те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Щавель, якорь, кисель, йод, ручей.
Ответ:
Щавель [щ’], якорь [й’], кисель [к’], йод [й’].
Прочитайте. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены твёрдые согласные звуки.
Чайка, сентябрь, шляпа.
Ответ:
Чай к а, се н тя б рь, ш ля п а.
Прочитайте. В каких словах количество звуков и букв одинаково? Объясните свой ответ.
Ответ:
Зима – [з’ и м а] 4 буквы, 4 звука
Июль – [и й’ у л’] 4 буквы, 4 звука
(льды – [л’ д ы] 4 буквы, 3 звука, потому что мягкий знак звука не обозначает)
Расскажите о «работе», которую выполняет буква «мягкий знак» (ь) в слове.
Ответ:
Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука на письме.
Определите какие слова имеют в своём составе согласные звуки только твердые только мягкие твердые и мягкие только звонкие только глухие звонкие и глухие Сопоставьте звуки и буквы в данных словах учите?
Все согласные звуки твёрдые : сказал, стол, охота, сбор.
Все согласные звуки мягкие : учитель, делить.
Твёрдые и мягкие согласные звуки : тетрадь, сходи, медведи, Ольга, столпиться, завидной, ягода.
Все согласные звуки звонкие : медведи, Ольга, завидной, сбор, ягода.
Все согласные звуки глухие : охота.
Звонкие и глухие согласные звуки : учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, делить, столпиться.
Найдите слова, имеющие в своем составе следующие звуки : а) только твердые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твердые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согла?
Найдите слова, имеющие в своем составе следующие звуки : а) только твердые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твердые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согласные ; е) звонкие и глухие согласные.
Слова : Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.
Напишите пожалуйста транскрипции к словам Учитель Сказал Тетрадь Стол Сходи Медведи Охота Ольга Делить Столпиться Завидно Сбор Ягода Помоги пожалуйста))?
Напишите пожалуйста транскрипции к словам Учитель Сказал Тетрадь Стол Сходи Медведи Охота Ольга Делить Столпиться Завидно Сбор Ягода Помоги пожалуйста)).
Найти слова, имеющие в своём составе следующие звуки : а) только твёрдые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твёрдые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согласн?
Найти слова, имеющие в своём составе следующие звуки : а) только твёрдые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твёрдые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согласные ; е)звонкие и глухие согласные.
Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.
№20 ОПРЕДЕЛИТЕ КАКИЕ СЛОВА ИМЕЮТ В СВОЁМ СОСТАВЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ : а) только твёрдые ; б)только мягкие ; в) твёрдые и мягкие ; г)только звонкие ; д) только глухие ; е)звонкие и глухие?
№20 ОПРЕДЕЛИТЕ КАКИЕ СЛОВА ИМЕЮТ В СВОЁМ СОСТАВЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ : а) только твёрдые ; б)только мягкие ; в) твёрдые и мягкие ; г)только звонкие ; д) только глухие ; е)звонкие и глухие.
Сопоставти звуки и буквы в данных словах.
УЧИТЕЛЬ, СКАЗАЛ, ТЕТРАДЬ, СТОЛ, МЕДВЕДИ, ОХОТА, ОЛЬГА, ДЕЛИТЬ, СТОЛПИТЬСЯ, ЗАВИДНО, СБОР, ЯГОДА.
Определите, какие слова имеют в своём составе согласные звуки : а) только твёрдые ; б) только мягкие ; г) только звонкие ; д) только глухие ; е) звонкие и глухие?
Определите, какие слова имеют в своём составе согласные звуки : а) только твёрдые ; б) только мягкие ; г) только звонкие ; д) только глухие ; е) звонкие и глухие.
Сопоставьте звуки и буквы в данных словах.
Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпится, завидно, сбор, ягода.
62 балла дою за ответ!
Привести по два примера слов, которые начинаются : на гласный звук, на согласный глухой твердый, на согласный глухой мягкий, на согласный звонкий твердый, на согласный звонкий мягкий?
Привести по два примера слов, которые начинаются : на гласный звук, на согласный глухой твердый, на согласный глухой мягкий, на согласный звонкий твердый, на согласный звонкий мягкий.
Укажи верную характеристику последнего звука в слове кирпич 1?
Укажи верную характеристику последнего звука в слове кирпич 1.
Звук согласный, твердый, глухой 2.
Звук согласный, мягкий, глухой 3.
Звук согласный, твердый, звонкий 4.
Звук согласный, мягкий, звонкий.
Транскирипция слов сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода?
Транскирипция слов сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.
Произведенный основанный выполненный жареный политый записанный квашеная запутанный брошенный жженый заросший.
И. П. Тысяча девятьсот семьдесят четыре Р. Д. Тысячи девятьсот семидесяти четырёх Д. П. Тысячи девятьсот семидесяти четырём В. П. Тысячу девятьсот семьдесят четвёртого Т. П. Тысячей девятьсот семьдесят четвёртым П. П. Тысячи девитясот семидесят..
Только вперед! Девиз означающий лидерские качества.
Глухое сочетание ЗД в корне проверить можно гроздь, гроздья.
Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.
№20 ОПРЕДЕЛИТЕ КАКИЕ СЛОВА ИМЕЮТ В СВОЁМ СОСТАВЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ : а) только твёрдые ; б)только мягкие ; в) твёрдые и мягкие ; г)только звонкие ; д) только глухие ; е)звонкие и глухие?
№20 ОПРЕДЕЛИТЕ КАКИЕ СЛОВА ИМЕЮТ В СВОЁМ СОСТАВЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ : а) только твёрдые ; б)только мягкие ; в) твёрдые и мягкие ; г)только звонкие ; д) только глухие ; е)звонкие и глухие.
Сопоставти звуки и буквы в данных словах.
УЧИТЕЛЬ, СКАЗАЛ, ТЕТРАДЬ, СТОЛ, МЕДВЕДИ, ОХОТА, ОЛЬГА, ДЕЛИТЬ, СТОЛПИТЬСЯ, ЗАВИДНО, СБОР, ЯГОДА.
Найдите слова, имеющие в своем составе следующие звуки : а) только твердые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твердые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согла?
Найдите слова, имеющие в своем составе следующие звуки : а) только твердые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твердые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согласные ; е) звонкие и глухие согласные.
Слова : Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.
Напишите пожалуйста транскрипции к словам Учитель Сказал Тетрадь Стол Сходи Медведи Охота Ольга Делить Столпиться Завидно Сбор Ягода Помоги пожалуйста))?
Напишите пожалуйста транскрипции к словам Учитель Сказал Тетрадь Стол Сходи Медведи Охота Ольга Делить Столпиться Завидно Сбор Ягода Помоги пожалуйста)).
Найти слова, имеющие в своём составе следующие звуки : а) только твёрдые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твёрдые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согласн?
Найти слова, имеющие в своём составе следующие звуки : а) только твёрдые согласные ; б) только мягкие согласные ; в) твёрдые и мягкие согласные ; г) только звонкие согласные ; д) только глухие согласные ; е)звонкие и глухие согласные.
Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.
Определите какие слова имеют в своём составе согласные звуки только твердые только мягкие твердые и мягкие только звонкие только глухие звонкие и глухие Сопоставьте звуки и буквы в данных словах учите?
Определите, какие слова имеют в своём составе согласные звуки : а) только твёрдые ; б) только мягкие ; г) только звонкие ; д) только глухие ; е) звонкие и глухие?
Определите, какие слова имеют в своём составе согласные звуки : а) только твёрдые ; б) только мягкие ; г) только звонкие ; д) только глухие ; е) звонкие и глухие.
Сопоставьте звуки и буквы в данных словах.
Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпится, завидно, сбор, ягода.
62 балла дою за ответ!
По каким признакам можно определить звуки : гласные, согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонки?
По каким признакам можно определить звуки : гласные, согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонки?
По каким признакам можно определить звуки : гласные, согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие?
По каким признакам можно определить звуки : гласные, согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие?
Транскирипция слов сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода?
Транскирипция слов сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.
Произведенный основанный выполненный жареный политый записанный квашеная запутанный брошенный жженый заросший.
И. П. Тысяча девятьсот семьдесят четыре Р. Д. Тысячи девятьсот семидесяти четырёх Д. П. Тысячи девятьсот семидесяти четырём В. П. Тысячу девятьсот семьдесят четвёртого Т. П. Тысячей девятьсот семьдесят четвёртым П. П. Тысячи девитясот семидесят..
Только вперед! Девиз означающий лидерские качества.
Глухое сочетание ЗД в корне проверить можно гроздь, гроздья.
Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.