Что значит сонм богов
Что значит сонм богов
Подскажите, что может означать 81-й псалом, потому что мормоны используют его для подтверждения политеизма. «Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81: 1, 6–7).
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Из текста совершенно очевидно, что под «богами» здесь понимаются люди, наделенные судебной властью: «доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых (Пс. 81: 2–4).
Еврейское общество представляло собой теократию. Бог был Вождем народа и Судьей. Земные судьи назначались для исполнения воли Божией и были как бы видимыми представителями Бога. Поэтому они неоднократно в Ветхом Завете называются богами. Спаситель говорит иудеям: «Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне» (Ин. 10: 34–37).
Такое толкование мы находим у святых отцов. Святитель Афанасий Великий объясняет: «Богами назвал князей иудейских, именовавшихся сынами Божиими. Поэтому Бог стал посреди них во время спасительного Своего пришествия, чтобы рассудить их, обличая дела их» (Толкование псалмов. 81).
Что такое «сонм» и «сонм богов»?
Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и погружаются в океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!
Дорогой читатель, в различных материалах частенько можно повстречать такую фразу, как «сонм богов». Смело предполагаем, что далеко не каждый знает о значении данного слова и выражения.
Мерри-Жозеф Блондель (1781-1853)
Сегодня, безусловно, мы расскажем что же это значит. Как следует из всех толковых словарей, «сонм» — скопление чего-либо или кого-либо.
«От сонма чувств вскружилась голова» — Сергей Есенин
И, конечно же, в любых других контекстах, речь будет идти вовсе не о богах. Это слово может быть применено к толпе или собрании людей, рою насекомых и всего, что только вздумается.
«Я попекусь отгонять от него кровожадные сонмы мух, которые тело убитых мужей пожирают» — «Илиада» Гомера в переводе Н. И. Гнедича
Это слово достаточно устаревшее, но периодически встречается и по сей день. Более популярным и схожим по значению можно привести слово «пантеон». Происходит оно от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог.
В первую очередь это наименование храма, посвящённого всем богам. Также это слово является термином, означающим группу богов какой-либо мифологии. Кроме этого, так говорят о совокупности выдающихся имён, произведений и т. д.
Тема: О каком сонме богов говорит Исаия?
Опции темы
О каком сонме богов говорит Исаия?
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Исаия 14:11-15) «
О каком сонме богов говорит Исаия?
читайте внимательно, это не Исаия говорит, а тот, кто фантазирует безбожно. От того и пал. Думал, что богов много и проч.
Через пророка (Исаия) Бог показывает образ мыслей нечестивца.
Мир!
Возможно, но тогда, как объяснить это:
«. Бог стал в сонме богов ; среди богов произнес суд. » (Библия Пс.81: 1)
И почему в Бог говорит:
«. Вот Адам стал как один из НАС..» (Библия Быт.3:22)
Возможно, но тогда, как объяснить это:
«. Бог стал в сонме богов ; среди богов произнес суд. » (Библия Пс.81: 1)
мир вам от Господа Иисуса Христа
Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.
(БЛЕЗ ПАСКАЛЬ)
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Исаия 14:11-15) «
О каком сонме богов говорит Исаия?
Что за «сонм богов»?
Шалом. В псалме 81:1 написано: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Вопрос: на кого произнесён этот суд? На ангелов или людей? Или на тех и других? Спасибо.
Отвечает рав Зеев Урман
Здравствуйте. В принципе, мы давно уже привыкли к вопросам, основанным на цитировании неточных переводов Писания, в той или иной мере искажающих его смысл. Чего стоит только история с Микеланджело (см. «Мертвые ничего не знают?»), который изваял Моисея, увенчанного рогами. Тем не менее, перевод присланного Вами стиха выделяется даже на этом фоне. Он не просто неточен. Этот перевод находится в полном противоречии с основой всего еврейского мировоззрения — положением о единстве Творца! О каких «богах» или «божествах», извините, может говорить царь Давид, уже сказавший: «Кто как Господь Б-г наш, восседающий высоко?» (Тэилим113, 5). В псалмах Давида так не написано и не могло быть написано! Давайте постараемся впредь, цитируя Писание, во избежание казусов и недоразумений, обращаться только к точным переводам.
Теперь обратимся к такому переводу (это 82-я глава Тэилим в нашей нумерации) этого стиха, а также стихов, следующих за ним, и попытаемся разобраться, о чем идет речь:
Бог пребывает в общине Божьей, среди судей Он вершит суд.
До каких пор вы будете судить по кривде?
Вечно ли будете благоволить к нечестивцам?
Верша суд над нищим и сиротой, отстаивайте правоту обездоленного и слабого.
Выручайте неимущего и нищего, от рук нечестивцев спасайте.
Не ведают и не понимают, бродят во тьме — содрогаются все основания Земли.
Сказал я: «Вы, как ангелы, все вы — сыны Всевышнего».
Но вы умрете, как люди, падете, как любой вельможа.
Поднимись, Бог, суди землю, ибо Ты властвуешь над всеми народами!
Если прочесть всю главу целиком, станет ясно, что Всевышний обращается с наставлением именно к земным судьям, а не к кому-либо другому. Комментаторы (Мальбим и др.) поясняют, что «общиной Б-жьей» (עֲדַת אֵל) которая в присланном Вами переводе стиха названа «сонмом богов», названы в псалме люди, пришедшие к судьям для разрешения конфликта, возникшего между ними. Псалом напоминает нам, что в час судебного разбирательства Всевышний находится между тяжущимися сторонами, поскольку в этот момент в результате справедливого суда должна проявиться Его воля. И суд вершит Он не среди каких-то «богов», а среди элоим (אֱלֹהִים), так Тора, в случае если речь не идёт о Самом Всевышнем, называет судей и князей, влиятельных людей поколения.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 81:1
Свт. Афанасий Великий
Псалом Асафу
Содержание: Сказав в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг израильтян.
Бог ста в сонме богов. Богами назвал князей иудейских, именовавшихся сынами Божиими. Поэтому, Бог стал посреди них во время спасительного Своего пришествия, чтобы рассудить их, обличая дела их.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит
Кратко надписание псалма, потому что содержанием его служит увещание творить правду и порицание тем, кто ей не следует. «Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произвести суд«. И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Свое название творению. Называемый Сам Богом в исключительном смысле, Он по благодати позволил также называться и тем, кто из любви к Богу, Владыке всего, хранит первоначальное достоинство. Потому и теперь пророк назвал богами начальников народа, о которых и Моисей говорил: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28). Тех из них, которые говорят истину и избегают лжи, которые блюдут достоинство пророка ли, священника ли, или вождя, Бог удостаивает такой части, что, как говорит псалмопевец, становится в их сонме; тех же, которые поступают недостойно полученной ими чести, судит «среди», т.е. пред лицом всей твари лишает их достоинства и чести и подвергает позору за то, что они, поставленные начальствовать, сами подчиняют себя нечестию. Таких начальников пророк далее с одной стороны порицает, с другой – увещает.
Беседа на псалом 81.
Блж. Феодорит Кирский
«Псалом Асафу». В предшествовавшем сему псалме сказав об отвержении Иудеев, Пророк здесь ясно излагает и причины, по которым Бог отверг их, научая, без сомнения, и нас, что, если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще и худшему.
«Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит». Пророк наименовал богами князей иудейских, потому что им вверено было право судить; так называет их и закон: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» (Исх.22:28). Поелику, хотя в подлинном смысле судия есть Бог, но и людям дает власть судить; то, кому вверено сие, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами. Но тех, которые не праведно судят, и весов суда не держат неуклонно, правдивый Судия обличает здесь, и предвозвещает будущий Свой правдивый суд.
Евфимий Зигабен
Бог ста в сонме, богов.
Христос, говорит, стал в собрании книжников, фарисеев и старейшин народа, которых Давид назвал здесь богами по причине начальственного и судебного их достоинства, как и Моисей назвал богами судей: Богов не злословь (Исх. 22,28) и мы сказали о том довольно пространно и подробно в 49 псалме, при изъяснении слов 1го стиха: Бог богов Господь возглаголал. А Григорий Богослов разумел сии слова иначе в слове на крещение.
По словам Григория Богослова, которого приводит сочинитель, и Василия, сии слова относятся ко второму явлению Христову, когда праведники возсияют как солнце; ибо тогда среди спасаемых станет Бог среди богов и царей, распределяя и разделяя достоинства тамошнего блаженства и различая, кто какой чести и обители достоин. Слова Феодорита: Поелику истинно судия есть Бог, и людям поручено (от Него) судить; то те, которым это вверено, названы богами, как действительно в том уподобляющееся Богу. Но праведный Судия обличает здесь неправедно судящих и не держащих весы правосудия неуклонно и наперед говорит о будущем праведном своем суде. Евсевия: Бог судит не на возвышенном месте и на подобие правителей, сидя, но нисходя к судимым и среди их стоя, Он подобен им по виду, как сделавшийся непреложно человеком.
Посреде же (народа) боги разсудит.
Став, говорит, Христос открыто будет суд производить, то есть, обличать богов—начальствующих и судей народных; так как Христос и обличал их открыто, обвиняя их и говоря: горе вам книжники и фарисеи—лицемеры, что вы делаете то и то, как говорит о том Матфей подробно в 23й главе. Иудеи думают о сем так, что Бог стал среди начальствующих, поелику Он находится невидимо, и посему среди многих обличит их, то есть, чрез пророков, если они начальствуют и судят неправедно.
Слова Оригена: Жившим суетно приличен суд. Так сказано в другом месте: и будет судить среди народов; а святым— не суд, а нечто большее—различие, ибо различит их как царь в радостный день, награждая каждого достойного чести, кто достоин восстать в воскресение в виде солнца, кто в виде луны и кто в виде звезд. Итак станет в сонме богов, а не людей, т. е. живущих по обычаям человеческим и различит, кому из сих богов, иметь достоинство солнца, кому луны и кому звезд.
Еп. Ириней (Орда)
Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит
Бог Сам был царем израильского народа, и земные цари были только видимыми представителями Его. От Бога происходил как гражданский закон, так и всякая исполнительная власть в теократическом государстве; очень часто мы видим, как Бог непосредственными Своими действиями побуждал к исполнению Своих законов и наказаниями утверждал значение их. Как цари, так и все судии были только видимыми представителями Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом закон. Как представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете обыкновенные судьи неоднократно называются «богами» (Исх. 21:6, 22:7, 8. ср. Втор. 1:17, 19:17). Так они называются и в нашем псалме, и под «богами» здесь нельзя разуметь ни царей; ни правителей, ни языческих судей, но именно иудейских судей, и притом тех, которые забыли, что они должны судить во имя Божие, и поэтому справедливо, которые не чуждались подкупа и угнетали вдов и сирот. Такие судьи всегда были в израильском народе, как это доказывают обличения пророков; и в царствование Давида, именно в начале оного, были, конечно, такие, и поэтому нет решительного основания к сомнению, что псалом наш написан Асафом, современником Давида; впрочем он мог быть написан в позднейшее время и одним из потомков Асафа.
Псалмопевец представляет Господа, Верховного Судию, внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчета в злоупотреблении своей властью, произвести суд над ними (рассудить).
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит
При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.
Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек
«Бог стал в сонме богов». Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (ст. 2-4); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек (ст. 5-7). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом (ст. 6). Имя богов прилагается к судьям (как видно из Исх XXI:6) потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог (Втор I:17). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению («произнес суд»).