Что значит соматически здоров в справке у ребенка это
I группа
К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.
По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
II группа
В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).
Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.
К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний
Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.
Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.
III группа (а и б)
К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.
К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Группы здоровья для детей
Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).
Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.
1 группа
К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.
2 группа
Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.
3 группа
К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.
4 группа
Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.
5 группа
К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.
Заключение
Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.
Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.
Могу и справку показать
Один из обычаев, которые широко распространены в обществе, но никакой фактической пользы не несут, а создают иллюзию выглядит так. Заболевший студент, школьник или детсадовец, после выздоровления должен принести в учебное заведение медицинскую справку.
Справка вроде как призвана выполнить целый ряд функций.
1. Справка с синей печатью врача как бы намекает преподавателю, что школьник не балду пинал, не пил пиво по подъездам и не завис за плейстешном у друзей на двое суток, а болел. Так принято, но зачем об этом знать преподавателю мне непонятно. Ведь школьника должны оценивать не по количеству часов, а по знаниям показанным на экзамене или в ходе контрольной.
2. В детском саду принесенная справка однозначно свидетельствует о том, что ребёнок не пользовался услугами воспитателей, следовательно при оплате услуг сумма в квитанции будет ниже. В таких случаях, чтобы не тратить время на сидение в очередях из-за простуды я всегда звонил в детсад и просил воспитателей отмечать в ведомости, что мы детсад посещали. Сэкономленная сумма не компенсировала мне потерю времени в очередях.
3. В справке написано что ребенок «соматически здоров». Раньше, кстати, писали «здоров», сейчас добавляют «соматически». То есть физически здоров, а что у тебя в голове не выяснялось. Если ребёнок здоров на момент окончания приёма у врача, то это не значит, что он будет здоров когда завтра пойдет в школу. Смысла диагноза для тех, кто его окружает, таким образом нет никакого. Обязательный еженедельный медосмотр, думаю дал бы больше пользы, но хорошо, что до него никто не додумается.
Единственной полезной функцией справки от врача в учебное заведение являются разве что рекомендации по физической нагрузке или питанию. Но в этом случае это действительно должны быть рекомендации конкретному человек, а не шаблонные «от занятий физической культурой на 14 дней…»
Болеть, на мой взгляд нужно так. Заболел, если необходимо — вызвал врача, если во враче необходимости нет — сходил в аптеку. Как ты будешь компенсировать пропуски занятий — твои проблемы (звони одноклассникам, занимайся дома сам или просто надейся на удачу). После того как выздоровел, можно как ни в чем ни бывало идти на занятия.
Что значит соматически здоров в справке у ребенка это
Диспансеризация является основным мероприятием для исследования и мониторинга уровня здоровья взрослого населения.
На основании сведений, полученных в результате прохождения диспансеризации, врач или фельдшер присваивает каждому гражданину группу здоровья в соответствии с требованиями и критериями, определенными в Приказе Минздрава РФ № 869ан от 01.01.2018 г. Нормативный акт выделяет четыре группы здоровья взрослого населения – 1, 2, 3а и 3б.
Группы здоровья для взрослого населения
К 1 группе здоровья относятся граждане, не имеющие каких-либо хронических заболеваний и факторов риска для их возникновения. Результаты проведенных медицинских обследований в данной группе здоровья находятся в пределах нормальных показателей. Данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия. По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
К 2 группе здоровья относятся граждане, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).
Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых. По итогам диспансеризации лицу назначается план лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с результатами анализов, и при необходимости назначаются лекарственные средства и препараты.
К 3 группе здоровья относятся граждане, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни. К категории 3б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но есть другие заболевания, требующие постоянной или высокотехнологичной медицинской помощи.
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц (статья 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»). Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим организацию диспансерного наблюдения за состоянием здоровья граждан является Порядок проведения диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1344н. Его положения лежат в основе настоящих методических рекомендаций в форме адаптированной к практическому применению участковым врачом с поясняющими комментариями и дополнительными информационными материалами.
Для лиц, имеющих доказанные хронические неинфекционные заболевания, основное предназначение диспансерного наблюдения заключается в достижении заданных значений параметров физикального, лабораторного и инструментального обследования, а также коррекции факторов риска развития данных заболеваний с целью предотвращения прогрессии патологического процесса и развития обострений, снижения числа госпитализаций и осложнений, повышения качества и увеличения продолжительности жизни. Для лиц, не имеющих доказанных ХНИЗ, но имеющих высокий риск их развития, основное предназначение диспансерного наблюдения заключается в контроле факторов риска этих заболеваний путем достижения заданных значений параметров физикального, лабораторного и инструментального обследования, в том числе с помощью медикаментозных средств, с целью предотвращения прогрессии патологического процесса и развития внезапных осложнений, повышения качества и увеличения продолжительности жизни.
2) врачи-специалисты (по профилю заболевания гражданина);
3) врач (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профилактики;
4) врач (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья;
Основаниями для прекращения диспансерного наблюдения являются: 1) выздоровление или достижение стойкой компенсации физиологических функций после перенесенного острого заболевания (состояния, в том числе травмы, отравления); 2) достижение стойкой компенсации физиологических функций или стойкой ремиссии хронического заболевания (состояния); 3) устранение (коррекция) факторов риска и снижение степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний и их осложнений до умеренного или низкого уровня. В случае отказа пациента от диспансерного наблюдения оформляется письменный отказ.
ЗАБОЛЕВАНИЙ (СОСТОЯНИЙ), ПРИ НАЛИЧИИ
КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГРУППА ДИСПАНСЕРНОГО
Специфика медицинских осмотров детей
С момента рождения и до 18 лет дети регулярно проходят медицинские осмотры – профилактические, предварительные, периодические. По результатам медосмотра ребенку устанавливают группу здоровья, которая необходима для определения допустимой физической нагрузки, своевременного и эффективного лечения заболеваний.
Приоритет в работе каждой медицинской организации, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь, – медицинские осмотры. Они в свою очередь направлены на профилактику и раннее выявление различных заболеваний.
Медицинские осмотры детей регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 №1346н и начинаются с рождения ребенка, когда его прикрепляют к детской поликлинике. Здесь кипит работа участковых врачей-педиатров, а также других специалистов, которые и проводят эти медицинские осмотры.
Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка. Цель таких осмотров – понять, каково состояние ребенка, выявить заболевания на ранней стадии. Во время профосмотров устанавливают группу здоровья и дают рекомендации. Детей того или иного возраста осматривают определенные специалисты, назначают необходимые исследования. Осмотры младенцев проходят по одному алгоритму, подростков – по-другому, с учетом возрастных особенностей детей.
Также существуют предварительные осмотры. Их проводят в поликлинике по месту прикрепления перед поступлением в детский сад, школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, при устройстве несовершеннолетнего на работу. Предварительные осмотры детей также предполагают определение группы здоровья, к которой относится ребенок, – это нужно для выбора правильной нагрузки на занятиях физкультурой.
Раз в год медицинская организация, осуществляющая медицинское сопровождение образовательного учреждения, проводит периодические осмотры детей.
Все виды осмотров существуют для того, чтобы вырабатывать тактику наблюдения за детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Чем болеют дети?
На первом месте у детей практически любого возраста стоят болезни органов дыхания: ОРВИ и другие острые простудные заболевания.
Если мы говорим о детях до года – на втором месте после болезней органов дыхания идет патология нервной системы. На третьем месте по распространенности у детей этой группы стоят болезни пищеварения: непереносимость каких-либо веществ, аллергия на отдельные продукты питания и другие.
У детей дошкольного (3–7 лет) и младшего школьного возраста (от 6–7 до 10 лет) наряду с болезнями органов дыхания чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.
Среди заболеваний детей старшего школьного возраста (15–18 лет) болезни глаза и его придаточного аппарата занимают уже первое место: самая распространенная патология подростков – близорукость. На втором месте стоят болезни костно-мышечной системы, в том числе сколиоз и нарушение осанки.
У подростков, особенно у мальчиков, отмечается травматизм, количество повреждений при этом в два раза превышает число травм у девочек. Тем не менее стоит отметить, что в последнее время девочки стали вести более активный образ жизни и чаще получать травмы, осваивая, например, роликовые коньки или скейтборды.
Группы здоровья
Профилактические медицинские осмотры детей позволяют оценить состояние здоровья ребенка и присвоить ему так называемую группу здоровья, от I до V. Критериями для выбора той или иной группы служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка, когда он поступает в дошкольное или учебное учреждение.
I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений.
Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также выздоравливающие дети, которые перенесли инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела. Наконец, в указанную группу включают детей, которые часто и долго болеют острыми респираторными заболеваниями, а также несовершеннолетних с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.
III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, он переживает последствия травм и операций, но функции его органов и систем организма компенсируются, позволяют работать и учиться.
В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, несовершеннолетние с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.
В течение первого года жизни детей относят, как правило, к I группе здоровья. К подростковому возрасту процент здоровых детей уменьшается, и значительному числу детей присваивают уже II группу здоровья.
В целом среди детей от 0 до 18 лет около 30% относятся к I группе здоровья, 60–67% – это II группа, на III, IV и V группу приходится приблизительно 13% детей.
Группа здоровья – важный показатель для доктора, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия – чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.
К примеру, есть дети, которых отнесли к III группе здоровья, означающей стабилизацию некоторых процессов, происходящих в организме. Ребенка из III группы важно наблюдать для того, чтобы исключить возможность рецидивов, а само заболевание протекало более спокойно.
Врач-педиатр определяет, какое количество детей на его участке относятся к той или иной группе здоровья, после чего планирует и проводит необходимые мероприятия. В этом и заключается работа учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Осмотры учащихся проходят строго по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Родителей обязательно оповещают о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.
В целях профилактики инфекционных заболеваний в юном возрасте и для предупреждения эпидемий в детских коллективах в детских поликлиниках проводится вакцинация.
Медицинские осмотры детей и профилактические прививки регламентируются разными документами. Медосмотры идут по собственному графику, и календарь прививок с ним не совпадает. Детские медицинские осмотры и вакцинация никак не связаны между собой: медицинский (врачебный) осмотр перед вакцинацией проводится в день прививки и не зависит от прохождения профилактических или периодических медицинских осмотров.
Повысить группу здоровья позволит ведение здорового образа жизни: занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, своевременное лечение заболеваний, вакцинопрофилактика, регулярное прохождение медицинских осмотров.
Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – детские санатории Департамента здравоохранения Москвы, которые работают круглый год.
В санаториях проходят дни открытых дверей, которые позволяют увидеть, какие оздоровительные, образовательные, воспитательные мероприятия организуют в детских лечебно-профилактических учреждениях столицы.
Направление в детский санаторий Департамента здравоохранения Москвы можно получить в детской поликлинике.
Правовые аспекты медосмотров
Все медицинские мероприятия в поликлинике или образовательном учреждении (если образовательная организация имеет на то медицинскую лицензию) проходят после подписания информированного согласия родителями.
Ребенок, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактические осмотры самостоятельно. Для этого не требуется получения информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей ребенка.
Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам медицинского осмотра, предоставляется подростку лично врачом или другим медицинским работником, который принимал непосредственное участие в проведении медицинского осмотра. Если ребенок не достиг 15 лет, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.
Если у ребенка обнаружили заболевание, которое вызывает тревогу врачей, законных представителей в обязательном порядке информируют об этом.
Возрастные особенности показателей церебральной оксигенации у детей.
Одной из важнейших проблем современной анестезиологии является поддержание адекватного функционального состояния головного мозга и в частности его кислородного статуса в ходе проведения анестезиологического пособия, в послеоперационном периоде и при проведении интенсивной терапии. Это связано с тем, что одно из лидирующих мест в статистике анестезиологических осложнений занимают различные гипоксические состояния головного мозга, вызванные либо нарушением церебральной перфузии, либо гипоксемией различного генеза.
Неблагоприятные гипоксические ситуации могут иметь место как у пациентов, относящихся к группе повышенного риска (дети, имеющие сопутствующую неврологическую или сосудистую патологию), так и у соматически здоровых детей.
Таким образом, одной из важнейших составляющих анестезиологического пособия и интенсивной терапии является поддержание кислородного статуса головного мозга в нормативных пределах. Отсутствие в настоящее время в литературе показателей церебральной оксигенации у соматически здоровых детей разного возраста послужило поводом для проведения данной работы. В процессе проведения исследования нами использовался весьма перспективный метод изучения данного вопроса- метод церебральной оксиметрии или спектроскопии в близком к инфракрасному спектр (БИКС).
Церебральная оксиметрия (ЦО, rSO2) — оптический метод определения степени насыщения гемоглобина кислородом, основанный на отличиях спектральных свойств окисленного гемоглобина (оксигемоглобина) и восстановленного гемоглобина (дезоксигемоглобигна). Данный метод является неинвазивным оценкой регионарной оксигенации головного мозга. Принцип метода основан на определении интенсивности параинфракрасного излучения (длина волны 730 и 810 нм), проходящего через ткани двумя фотодиодами. Этот специальный технический прием – разделение фотодиодов — используют для отделения света, прошедшего через мозг, от света, прошедшего через экстрацеребральные ткани. Параинфракрасное излучение поглощается гемоглобином крови и его восстановленной фракцией. Так как по морфометрическим исследованиям головного мозга в корковых отделах 70-85% крови является венозной, то показания церебрального оксиметра отражают, в основном, насыщение кислородом гемоглобина венозной крови мозга. Снижение объемного кровотока в ткани (ишемия) или пониженное содержание в притекающей артериальной крови (гипоксия) формируют тканевой дефицит кислорода. Известно, что одним из первых компенсаторных механизмов, направленных на ликвидацию тканевого дефицита кислорода является увеличение его экстракции из протекающей крови. Результатом повышенной тканевой экстракции кислорода является неизбежное снижение содержания оксигемоглобина в оттекающей венозной крови. Метод церебральной оксиметрии улавливает именно этот процесс и позволяет оценить его количественно.
Измерительный датчик церебрального оксиметра располагают на коже лобной области на границе волосистой части головы. После подключения датчика к прибору на экран в постоянном режиме выводится показатель rSO2 с левого и правого полушарий. Рис №1.
Рис. №1. Схема работы церебрального оксиметра.
Основным преимуществом ЦО перед другими методами оценки церебральной оксигенации является, несомненно, его неинвазивность и безопасность, что безусловно очень значимо в педиатрии, а также, что измерение оксигенации мозга происходит в режиме реального времени и не зависит от пульса и давления пациента.
Следовательно, этот простой в использовании метод позволяет оценить состояние оксигенации головного мозга у соматически здоровых пациентов и изучить динамику этих показателей у здоровых детей различного возраста.
Задачей нашего исследования явилось определение нормативных показателей церебральной оксиметрии у соматически здоровых детей различного возраста.
Исследование проводилось с помощью оксиметра- INVOS Somanetics (США). Данный прибор удобен в использовании, является компактным и портативным, значения показателей оксигенации обновляются каждые 5 секунд.
Нами были обследованы 50 соматически здоровых детей ( таблица №1) в возрасте от 0 до 17 лет, которые были разделены на 4 группы в зависимости от возраста (дети 0 до 1 года-I группа ; от 1 года до 3-х лет-II группа; от 3-х до 10-ти лет-III группа; старше 10-ти лет- IV группа). Распределение детей по возрасту и полу представлено в таблице №1.
Таблица № 1. Распределение детей по возрасту и полу.
Возраст Пол | I группа (0-1 год) | II группа (1-3 года) | III группа (3-10 лет) | IV группа (>10 лет) | Всего |
мальчики абс % | 5 10% | 7 14% | 11 22% | 8 16% | 28 62% |
девочки абс % | 5 10% | 3 6% | 4 8% | 7 14% | 22 38% |
абс Всего % | 10 20% | 10 20% | 15 30% | 15 30% | 50 100% |
Для объективности данных каждая группа была представлена детьми разного пола: 1 группа представлена мальчиками и девочками в равном количестве, по 5 человек; II-ая группа представлена 7 мальчиками и 3 девочками, III-ю группу составляли 11 мальчиков и 4 девочки; IV- составляли 8 мальчиков и 7 девочек.
Все исследуемые дети находились в покое на спонтанном адекватном дыхании воздухом. У детей 1-ой группы (до 1 года) исследование проводилось в состоянии физиологического сна. Показатели кислородного статуса снимались одновременно с левого и правого полушария в течение 30 минут.
Показатели церебральной оксигенации в разных возрастных группах представлены в таблице №2.
Таблица № 2. Показатели церебральной оксигенации в разных возрастных группах.
I группа (0-1 год) | II группа (1-3 года) | III группа (3-10 лет) | IV группа (>10 лет) | |
Левое полушарие- L (%) | 62,5+-1,57 | 70,3+-2,47 | 69,6+-1,44 | 73,8+-1,98 |
Правое полушарие-R (%) | 64,3+-1,85 | 70,1+-2,28 | 69,4+-1,78 | 73,8+-2,06 |
Как видно из таблицы: показатели церебральной оксигенации с левого и с правого полушария в 1-ой группе (дети до 1 года) практически не отличаются между собой и составляют 62,5% и 64,3% соответственно. Далее отмечается значительное увеличение оксигенации головного мозга во II-ой группе (дети от 1 года до 3 лет), с левого полушария они составляют 70,3%, с правого 70,1%, так же как и в I-ой группе не отличаются между собой. Такой повышение, по нашему мнению, связано с активным развитием центральной нервной системы на первом году жизни (идет дифференцировка и увеличение размеров и объемов нервных клеток больших полушарий, увеличивается количество нервных отростков и их миелинизация). В III-ей группе (дети с 3 до 10 лет) получаем практически те же результаты, что и во II-ой группе и они составляют 69,6% с левого полушария и 69,4%- с правого; так же как и в предыдущих группах показатели не различаются между собой. В IV-ой группе (дети старше 10 лет) наблюдаем менее выраженное повышение показателей церебральной оксигенации справа и слева, в последующем их стабилизацию, что, повидимому, связано с окончанием активного морфофункционального созревания центральной нервной системы. Так же, как и в предыдущих группах они не отличаются между собой и составляют по 73,8%.
Кроме того нами проводилось сравнение показателей ЦО с правого и с левого полушария в общей группе мальчиков и девочек. Результаты представлены в таблице №3.
Таблица № 3. Показатели церебральной оксиметрии в зависимости от пола.
мальчики | девочки | |
Левое полушарие L (%) | 68,31+-1,59 | 69,08+-1,78 |
Правое полушарие R (%) | 68,13+-1,57 | 69,01+-1,85 |
Таким образом, показатели церебральной оксигенации с правого и левого полушария как у мальчиков, так и у девочек одинаковы и не зависят от пола.
Определение нормативных показателей ЦО у детей различного возраста позволяют фиксировать их отклонения на разных этапах ведения больного: во время проведения анестезиологического пособия, в раннем послеоперационном периоде, при интенсивной терапии и при необходимости своевременно осуществлять их коррекцию.