Что значит сочинение миниатюра
Как написать сочинение-миниатюру
Прежде всего определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие. Необходимое условие: вы должны быть свидетелем данных событий. И эти события не должны вас оставить равнодушным.
Определите, какова будет основная мысль миниатюры. Для этого вы должны четко сформулировать свой замысел: какого результата вы ждете от данной работы и какие чувства хотите вызвать у читателей. Это идея произведения.
Оттолкнувшись от идеи своей миниатюры, подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.
Обращайте внимание на детали: цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику. Деталь в миниатюре расскажет много и углубит создаваемый образ.
Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо. Речь должна быть четкой, живой, образной. В миниатюре за каждым скупым словом должен стоять богатый образ.
Используйте средства художественной выразительности. Самые распространенные и популярные из них помогут вам создать яркий образ и передать чувства. Среди них метафора (кудри березок, зеркало озера), олицетворение (ручеек болтал что-то о своем), сравнение (осенние листья словно янтарь), эпитет (серебряная роса).
Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению. Не увлекайтесь сложными предложениями. Употребляйте предложения полные и неполные, распространенные и нераспространенные, вопросительные и восклицательные и даже предложения, состоящие из одного слова.
Как написать сочинение-миниатюру
Так как участникам клуба предстоит написать по заданной теме миниатюру, то не повредит освежить знания, как писать миниатюру.
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:
Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.
Шаг 5. Проверяем текст
Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.
Сочинение-миниатюра «От А до Я»
Разделы: Литература
При подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) учитель-словесник обращает внимание учащихся на то, что часть С соответствует высокому уровню сложности и способна обеспечить объективный отбор наиболее сильных выпускников, проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. На основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре. Поэтому готовиться к этой работе целесообразно с 5 класса, где закладываются основы написания сочинения-миниатюры.
В процессе обучения этой творческой работе (с 5 по 11 классы) совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (извлекать информацию из различных источников, умение осуществлять библиографический поиск, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Чтобы достичь положительного результата, нужно приложить много усилий, как учителю, так и ученику. Компетентный словесник в этом творческом процессе должен опираться на личностно-ориентированное обучение, которое позволяет обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся. Деятельность педагога нацелена на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию.
В совместной деятельности с учителем ребята не только усваивают новые для себя знания, но и переживают этот процесс как субъективное открытие каких-либо явлений. Учебная деятельность осознается учениками как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету.
Личностно-ориентированная технология обеспечивает анализ и оценку, прежде всего, процессуальной стороны работы ученика наряду с результатом.
Сочинения-миниатюры могут быть очень оригинальными. Например, при подготовке к написанию сочинения-миниатюры в форме рассказа с заранее определенным началом и концом учащиеся развивают умение работать самостоятельно со словарями и дополнительной литературой, расширяют кругозор, повышают эрудицию.
Ученикам 5-б класса дано было задание написать сочинение-миниатюру в форме рассказа с заранее определенным началом и концом. Первым было слово аккордеон, а последним – якорь. Мы с учениками в классе обговорили план выполнения данной творческой работы. Результат превзошел все ожидания: дети раскрыли свой творческий потенциал в построении связного текста на заданную тему, в котором все слова следуют в алфавитном порядке, в полной мере. Каждое сочинение-миниатюра получилось оригинальным, законченным произведением, имеющим право на самостоятельное существование, несущим свою неповторимую внутреннюю энергетику, которая, безусловно, была заложена автором-учеником.
1. Аккордеон басил. Весенняя голубая даль еще ежилась жемчужными зимними искрами. Корабли, ласкаемые морем, наполняли озорством паруса. Раздавался скрип тяжелой уставшей флотилии. Хотелось царства чаек, штормов, щемящего эха юркнувшего якоря. Седнева Дарья.
2. Аккордеон был Владимиру главным делом ежедневных желанных занятий. Искренне композитор любил мелодии народа. Они помогали русскому сердцу точнее услышать финал, характер целой части, шлифовать щемящую, эмоциональную юмореску “Якорь”. Кобернык Владимир.
Африка была Владимиру главным делом его жизни земной. Искренне Кобернык лечил маленьких негритят. Они полюбили русского санитара. Там, у финикового холма, ценили человека, шлющего щедро энергию юного “Я”.
Кобернык Владимир.
4. Аккордеон будоражил воображение гаммами. Дети ежеминутно ерзали, ждали зрелища. И йоги, клоуны ловко манипулировали новыми острыми пресмешными репризами. Сейчас такое услышат! Фантастический хохот цирка, чудесные шутки щеголя-эксцентрика юмористического “Якоря”.
Ефремов Виктор.
5. Аккордеон Бориса Викторовича, гармошка деда Евдокима жалобно заиграли. Исполняли капитанскую любимую мелодию. Незабываемы отголоски прошлой ратной службы Тихоокеанского удалого флота. Характерами ценились честные штурманы “Щуки”, “Элиты”, “Южного якоря”.
Филиппов Михаил.
6. Аккордеон был всегда главным другом его, живо звучащим инструментом. Капитан любил море неистово. Океанские просторы радовали старика, тоску уносили. Флотский характер ценили члены шустрой “Щуки”, экипаж юного “Якоря”. Дзигора Виталина.
7. Аккордеон будет веселить, гармошка, дудка еще живее зазывать. Искры костра летят мимо нас. О, палуба, раскачивай сильней! Там, у флага, ходит целый час штурман, щурится: “Это, юнги, якорь!”
Шаборшина Дарья.
8. Аккордеон, баян, виолончель, гитара… Долго еще живые звуки инструментов каруселью летели мимо нас, оживляли пространство. Радостно слушать такую удивительную феерию химерного царства чарующих, шаловливых, щемящих, экзотических юрких “якорей”. Старцев Антон.
9. Аккордеон берет веселый гармонист. Давно его ждут здесь. И каждый любит минорные ноктюрны. Они постоянно радуют сердца Тани, Ульяны, Феди. Хрупко царство человека, швартующего щепетильно эстрадный юмористический якорь.
Инякин Владислав.
В шестом классе ребята создали презентации к своим сочинениям-миниатюрам, и мы объединили их в проект “Сочинение-миниатюра “От А до Я””. Практическое применение проекта оправдано на уроках развития речи при обучении написания сочинения-миниатюры.
Система творческого самовыражения в личностно-ориентированном обучении развивает воображение и творчество учащихся, способствует развитию самосознания, укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал. Методы личностно-ориентированного обучения нацелены на развитие чуткого отношения к художественному слову через творческий и вдумчивый подход к подбору слов и языку в целом. Они способствуют развитию чувства слова и желанию создавать свои словесные произведения.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Как написать сочинение-миниатюру
Пример сочинения-миниатюры:
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:
Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.
Шаг 5. Проверяем текст
Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.
Рекомендации как написать сочинение-миниатюру
Как написать сочинение-миниатюру
(из опыта работы в начальной школе)
Л.А Конакова, учитель МКОУ «Гимназия №1» г. Нальчик
Большую роль в развитии речи учащихся играют сочинения-миниатюры. Особенность этого жанра заключается в том, что нужно двумя, тремя предложениями раскрыть тему, создать запоминающийся художественный образ. Практика показывает, что миниатюру создать достаточно трудно, так как она требует лаконизма, выразительности, точности в подборе слов.
Целесообразнее всего начинать с устных миниатюр. Например, записывая текст под диктовку, ученики должны придумать его концовку. Предварительно обсуждается тема, идея, при необходимости стиль и тип речи. Выслушиваются несколько вариантов, затем задается вопрос: «Какой вариант вам кажется лучше и почему?». Такая работа на первых порах может отнять время от изучения грамматической темы, но результат не замедлит сказаться.
Темой для устных, а потом и письменных миниатюр может быть любое жизненное явление, любой предмет. Причем тема может предлагаться заранее, а может экспромтом. Но в любом случае внимание учеников обращается на удачные фразы, подмечаются и исправляются речевые недочеты. Интерес представляет своеобразное соревнование между учителем и учеником, когда учащиеся слышат миниатюры учителя и предлагают свои миниатюры. Победителем становится тот, чьи миниатюры, по мнению класса, лучше.
Перед составлением сочинения-миниатюры ученики выполняют ряд заданий.
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Шаг 5. Проверяем текст
1. Подобрать красочные определения (дана таблица со словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна). Воздух свежий, морозный, чистый, колючий, обжигающий.
2. Ответить на вопросы, подобрав сравнения: Как переливается снег? Как сверкают снежинки? и т.д.
Ученики отвечают: снег, как сахар; снежинки, похожие на цветочки, звездочки.
— Из-за чего кружится снег? (Из-за ветра.)
— Какими глаголами можно описать действия ветра? (Крутит, бушует, бросает.)
— Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видно.)
— Какими словами опишем действия снега? Как он шел? (Снег идет, валит, сыплет, падает.)
— Какое из этих слов наиболее точное? (Валил.)
— Почему снег валил с неба? (Тучи затянули небо.)
— Какие тучи? (Мрачные, снеговые, тяжелые, свинцовые.)
— Какое определение подойдет больше, чтобы показать, что тучи полны снегом, что из них валит снег? (Снеговые.)
Затем ученики составили устный рассказ «Погода за окном». На следующем уроке ученикам было предложено написать сочинение-миниатюру о происходящем за окном. Заголовок они подбирали сами: «Погода за окном», «Круговерть», «Метель», «За окном метет» и др. Было предложено начало рассказа: «Я заметил…»
«Я заметил, что в классе стало темнее. Посмотрел в окно, а там настоящая метель. Тяжелые снеговые тучи заволокли небо. С неба валит снег. А злой ветер кружит снег и кусками кидает его на землю».
Очень важно настроить школьников на творческую волну: поделиться своими мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент.
В вазе прекрасный цветок. У него темно-зеленый стебелек с продолговатыми листьями. На нем держаться красивые розовые бутоны. Приятно смотреть среди зимы на этот нежный цветок.
На уроках развития речи, когда изучается употребление глагольных форм в художественном повествовании, ученики составляли миниатюры на тему «Я собираюсь в школу».
Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в своих сочинениях, но и уметь восхищаться удачным словом, словосочетанием, предложением.