Что значит соблюдать субординацию на работе
Кто обязан ее соблюдать
Свойственна она не только подчинённым. Обязанности любого руководителя предполагают аналогичное соблюдение принципов деловой этики, отдачу распоряжений, имеющих корректную форму, отсутствие попыток унижать младших по должности и критиковать их личные качества.
В деле подачи подчинённым начальственных приказов всегда существует определенный порядок. Одновременно с этим каждый сотрудник обязан иметь представление о приемлемых формах, принятых в данной организации, в которых руководству докладывается, как проделана работа. В определенных ситуациях сотрудник нижестоящего уровня имеет право на обжалование действий того, кто является его непосредственным начальником.
Почему субординация на работе так важна
Где о ней написано
Ознакомить нового сотрудника с основными принципами корпоративной этики следует непосредственно по приеме на работу. Это происходит в процессе переговоров о его функционале, служебных полномочиях и обязанностях.
Какой она бывает
Настоящий начальник, придерживающийся правил корпоративной культуры, никогда не допустит панибратства по отношению к тем, кто занимает низшие должности. Во избежание рабочих неурядиц дистанция должна соблюдаться всегда, причём взаимным образом. Ведь случаются ситуации некорректного поведения и со стороны сотрудников по отношению к руководителю. Выражаться это может в подшучивании или неуместном категоричном тоне.
Начальник всегда прав?
Чрезмерно авторитарному стилю руководства сопутствует сниженный уровень инициативы работников. Когда от начальства идет лишь постоянный поток команд, распоряжений и приказов, подчиненные автоматически перестают интересоваться сутью производственного процесса и бывают сосредоточены лишь на слепом (порой формальном) выполнении пунктов инструкции. При возникновении внештатных ситуаций ответственности от них ждать не приходится, как и правильного решения, не подкрепленного приказом руководства.
Гибкий стиль взаимодействия с подчиненными гораздо продуктивнее. Руководитель вполне может позволить себе некоторые отступления от правил в тех ситуациях, когда требуется выслушивание независимой точки зрения. Именно на такой случай проводятся совещания и мозговые штурмы, когда решение бывает принято путем приложения совместных усилий, и оптимально прорабатывается план дальнейших операций.
Как общаться с равными
Попытки принижения и постоянной беспредметной критики сослуживцев неприемлемы. Любой сотрудник, исповедующий данную линию поведения, рискует безвозвратно испортить отношения в коллективе. Да и не каждый из руководителей станет терпеть в рабочей среде склочника.
Не секрет, что в любом коллективе порой встречаются случаи попыток перекладывания сотрудниками собственных обязанностей на плечи коллег, используя, к примеру, дружеские отношения. Но бездельника на рабочем месте рано или поздно всё равно вычисляют и наказывают как в дисциплинарном, так и в денежном смысле.
Когда заместитель директора не у дел
Другие ошибки
Очень часто встречаются случаи обращения к руководству высшего звена, минуя непосредственного начальника. О возникшей проблеме прежде всего принято извещать непосредственно главу подразделения.
О грубости и бестактности
Если критиковать начальника за его спиной, такое поведение не только нарушает субординацию, но и является откровенно неэтичным. Такая критика рано или поздно дойдет до ушей руководства. А больше всего рискуют те, кому «хватает ума» подчеркнуть некомпетентность начальника в случае возникновения публичного конфликта. Подрыва собственного авторитета руководство, как правило, не прощает никому.
Критикуя сотрудника или подчинённого, важно придерживаться стремления улучшить работу как его лично, так и всей организации. В попытках обсуждать поведение не должно прослеживаться стремления унизить или продемонстрировать власть.
Порой в больших и маленьких коллективах субординация на работе, как и этика делового общения, отсутствуют напрочь. Особенно грешат этим небольшие структуры, где все друг друга знают достаточно хорошо. Обращение на «ты» не всегда уместно в деловой среде, размывает грани между начальством и подчиненными, а младшему по должности в такой атмосфере трудно воспринимать руководство в истинном свете. У него снижается мотивация к безоговорочному выполнению указаний.
Чего следует опасаться
Какие последствия несет в себе несоблюдение субординации на работе? Все проявления панибратских отношений с начальством, отсутствие выполнения его указаний, некорректная критика, так или иначе, сказываются на деловых устоях предприятия и заметно снижают авторитет руководства. В качестве последствий в таких корпорациях можно наблюдать разгул дисциплинарных мер воздействия в виде выговоров, замечаний, лишений премиальных и т. п. Ну а крайней мерой расплаты за погрешности против субординации служит увольнение.
Субординация – что это такое? Важна ли субординация на работе?
Создание на рабочем месте благоприятной атмосферы, располагающей к труду – главная цель предусмотрительного руководителя, желающего повысить производительность сотрудников предприятия. Психология манипуляции и способ иллюзорного премирования становятся нецелесообразными решениями начальника, ведь подчиненные могут затаить на него обиду, узнав истинные намерения босса. В сложившейся ситуации нарушается душевное равновесие работника, в сознании которого появляются и процветают негативные мысли. Подобные факторы отрицательно сказываются на рентабельности компании, поэтому важно вовремя провести внутреннее собрание, определив правила поведения всех участников коллектива.
Субординация на работе
Для начала выясним, что такое субординация на работе? По определению это значит деловые отношения между начальником и подчиненным, которые выстраиваются по принципу иерархической лестницы. Соблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник» либо же «старший – младший». Такая система способствует поддерживанию рабочей атмосферы на производстве или в офисе. Более того, соблюдение субординации предупреждает возникновение и развитие конфликтов на предприятии.
Соблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник»
Как устанавливается субординация?
Любое предприятие должно располагать документацией, которая призвана определять трудовую иерархию, так речь идёт о следующих документах:
Следует отметить, что соблюдение служебной субординации на работе обязательно для всех сотрудников любого предприятия
Различают два вида субординации: вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная субординация
Вертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым, то есть по принципу «сверху вниз». Речь идёт о том, что, к примеру, начальник отдела не должен допускать панибратских отношений со своими работниками. Сотрудники не должны позволять себе подшучивать над людьми, занимающими более высокие должности, то есть при вертикальной субординации соблюдается чёткая иерархия.
Если говорить о плюсах вертикальной субординации, то речь идёт:
Однако вертикальная субординация обладает и некоторыми минусами:
Словом, при обсуждаемом виде субординации начальники нередко «перегибают палку», а в результате проигрывают все: начальники, сотрудники и компания в целом, – в связи с чем субординировать нужно, что называется, с умом.
Вертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым
Горизонтальная субординация
О горизонтальной субординации говорят, когда имеют в виду общение между собой людей, занимающих равные должности. Это могут быть руководители разных отделов или работники одного структурного подразделения предприятия или компании.
При горизонтальной субординации на первый план выходят другие правила общения, при которых приветствуется взаимоуважение, равноправие, взаимовыгодное партнёрство. Преимущества такой модели отношений в любом коллективе очевидны, поскольку при должном отношении к работе совместное сотрудничество будет плодотворным и долгосрочным.
Только при наличии уважения сотрудников к идеям друг друга создаются реальные предпосылки для возможности долгой совместной работы, результатом которой может стать создание чего-то поистине стоящего.
Однако и горизонтальная субординация имеет свои минусы, связанные с необходимостью:
Как поддерживать субординацию на работе?
Возможно ли наказание сотрудника за нарушение правил субординации на работе? Возможно, а потому все члены рабочего коллектива должны соблюдать ряд правил, которые будут способствовать поддержанию субординации на работе.
Особенности субординации на рабочем месте
Субординация на работе предполагает наличие определённого языка жестов, с которым должны быть ознакомлены сотрудники и руководство компании
Деловое общение становится более обстоятельным, а иерархическое положение человека можно без труда определить по ряду поведенческих признаков.
Что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе?
Субординация должна соблюдаться, иначе на работе порядка не будет. Однако что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе? Вообще такое поведение подчинённого работника свидетельствует о том, что начальнику не удалось выстроить в коллективе правильные отношения. Иногда неуважительное отношение сотрудников к своему боссу обусловлено его некомпетентностью.
Кроме того, следует отметить, что подчинённый должен уважительно относиться к начальнику, однако и боссу не стоит пренебрегать правилами хорошего тона, поскольку «начальственное положение» не даёт ему права повышать голос на подчинённых, а уж тем более оскорблять их. По большому счёту, начальник просто обязан быть для подчинённых примером для подражания, в том числе и в вопросе соблюдения субординации и уважительного отношения к сотрудникам.
Что же делать в случае конфликта с коллегой? Кто кому должен уступить? Кто кого должен слушать? Здесь всё зависит от ваших человеческих качеств. Когда люди понимают, что в офис они ходят чтобы работать, а не выяснять отношения, тогда и работа клеится куда лучше. Кстати, несоблюдение субординации на работе по статье 192 ТК РФ «Комплекс взыскательных мер за нарушение субординации на рабочем месте» предполагает следующие виды наказаний:
Основные составляющие субординации в условиях работы – тактичность и уважительное отношение, их должны придерживаться все сотрудники предприятия, включая руководителя
О принципе субординации в семье
А теперь поговорим о том, что такое принцип субординации в семье. Понятие субординации в семейных взаимоотношениях опирается на критерии «старший – младший». В традиционных семьях главой семьи является муж. Укрепление лидерства мужчины произошло ещё в эпоху патриархата, отголоски этого можно увидеть во многих семьях, в которых чтут принципы домостроя и большое значение придают христианской морали.
Субординация в семье строится на двух основных принципах, так речь идёт:
Однако следует констатировать, что в современных семьях роли часто перепутываются: женщина зарабатывает больше мужчины, трудится за двоих и т.п.. В связи с этим понятие семейной субординации как бы размывается. Мужчины в таких семьях уже не чувствуют себя авторитетом, чему в немалой степени способствуют женщины, перманентно подчёркивающие своё превосходство. В семьях, где царит уважение, субординация соблюдается независимо от того, кто сколько зарабатывает.
В традиционных семьях главой семьи является муж
Субординация в школе
Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство». В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший».
Учитель должен выстраивать со всеми учениками доверительные отношения, но при этом держать с ними соответствующую дистанцию
Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев. Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно, поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний.
Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.
Взыскание за скандал с начальством
Субординация – «вещь» полезная и нужная. Все вроде бы знают, что для пользы дела ее надо соблюдать. Однако на практике это правило соблюдают далеко не все. Чем грозит нарушение канонов для начальника и подчиненного?
Скандал с начальством
Пример попытки усмирения через чур эмоциональной и не слишком воспитанной сотрудницы, когда требование соблюдения субординации отсутствовали в локальных актах фирмы. Работницу привлекли к дисциплинарной ответственности и объявили выговор, обвинив в неоднократном оскорблении руководителя, в том числе и в, так сказать, самой грубой форме и регулярных скандалах с и.о. руководителя. Сотрудница не согласилась с мнением руководства и сочла санкции незаконными. Она составила исковое заявление, ссылаясь на то, что, в нарушение норм, ей не предложили дать никаких объяснений, а трудовую дисциплину она не нарушала и претензий к ней по поводу производства со стороны руководства никогда не было.
Изучив все предоставленные сторонами документы, служители Фемиды решили, что иск подлежит удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 статьи 192 ТК, за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание, в том числе, выговор.
Наложение взыскания
Из приведенной нормы следует, что наложение взыскания возможно лишь в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на работника конкретных обязанностей, трудовой функции, обусловленных трудовым договором и непосредственно связанным с работой, в том числе за нарушение правил внутреннего распорядка.
Но как видно из приказа, дисциплинарное взыскание применено к истице не за нарушение дисциплины, а за нарушение субординации: оскорбление руководителя и регулярные скандалы. Но в локальных актах фирмы-ответчика требований соблюдать субординацию, нет. А раз привлечение истицы к ответственности не связано с нарушением ею дисциплины, то приказ о наложении дисциплинарного взыскания – незаконен и должен быть отменен (решение Макарьевского районного суда Костромской области 01 марта 2011 г. по делу № 2к-22/2011).
Все о кадровой службе
В Бераторе «Сотрудники и вы» подробно описана вся работа по кадровому учету: как организовать кадровую службу «с нуля», безошибочно оформить отпуск, обосновать надбавки, премии, выплатить декретные и отпускные. Узнайте больше >>
Читайте также по теме:
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Выбор читателей
Новые ФСБУ в Учетной политике на 2022 год
Социальный вычет по НДФЛ у работодателя: новые правила с 1 января 2022 года
СЗВ-СТАЖ за 2021 год: какие изменения учитывать?
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Субординация в банкротстве: правовые реалии и новые ориентиры для судов
iqoncept / Depositphotos.com |
Несмотря на то что законодательного определения термина «субординация» в нормативных правовых актах федерального уровня не имеется, российская судебная практика последних лет содержит немало примеров применения конструкции изменения очередности удовлетворения требований кредиторов (как правило, понижения в очередности). Особенно актуальным с точки зрения обеспечения прав кредиторов, но неоднозначным в части законодательного регулирования институт субординации является в банкротном праве. И если законодатель пока не воспринял призывы предпринимательского сообщества регламентировать проблемные аспекты этого явления, то Верховный Суд Российской Федерации отозвался на них и взял на себя важную миссию – дать судам полезные правовые ориентиры.
29 января Президиум ВС РФ утвердил Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (далее – Обзор). В документе по результатам изучения и обобщения судебной практики выработаны единые подходы к разрешению споров, связанных с установлением в процедурах банкротства таких требований.
Субординация требований кредиторов: правовая природа
Этимологически термин «субординация» означает подчинение. В разрезе процедуры банкротства это выражается в подчинении так называемых «младших» кредиторов «старшим». В российской практике суть субординации сводится к понижению контролирующих должника или аффилированных с ним лиц в очередности удовлетворения требований перед другими кредиторами. Контролирующими в данном случае считаются физические или юридические лица, имеющие либо имевшие не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (ст. 61.10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Аффилированными, в свою очередь, признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (абз. 2 ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ).
Такая мера борьбы с неправомерным обходом очередности удовлетворения требований кредиторов применяется тогда, когда контролирующие должника лица в целях повышения очередности удовлетворения своих требований пытаются выдать корпоративные по своей природе требования (например, взносы в уставный капитал для поддержания платежеспособности должника) за внешне некорпоративные требования, прикрывая их договорами займа, поставки, подряда, аренды без их оплаты и истребования долга.
Следует отметить, что сама конструкция субординации не является отечественной правовой разработкой – ее истоки заложены в зарубежных правовых системах, где исторически сформировалось два основных подхода:
В российском законодательстве институт субординации появился недавно – предпосылкой к его возникновению стало введение с 1 июня 2015 года в Гражданский кодекс ст. 309.1 (о межкредиторском соглашении). Указанная норма предусматривает возможность заключения между кредиторами одного должника по однородным обязательствам соглашения о порядке удовлетворения их требований к должнику, в том числе об очередности их удовлетворения и о непропорциональности распределения исполнения (договорная субординация).
Кроме того, отголоски субординации как механизма организации правовых связей прослеживаются в общих положениях об очередности погашения денежных требований (ст. 319 ГК РФ), об очередности погашения требований по однородным обязательствам (ст. 319.1 ГК РФ), а также в нормах о соглашении об изменении старшинства залогов (п. 1 ст. 342 ГК РФ), о возможности заключения подобного соглашения между созалогодержателями (абз. 2 п. 1 ст. 335.1 ГК РФ).
Между тем, субординации в банкротстве посвящены нормы ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), которые выводят учредителей (участников) должника по требованиям из перечня конкурсных кредиторов. Кроме того, в п. 12 и п. 12.1 ст. 189.49 Закона о банкротстве говорится о списании при санации банка любых денежных обязательств банка (в том числе вкладов) перед контролирующими банк лицами (членами коллегиальных органов, директорами и главными бухгалтерами филиалов банка).
Положения о договорной субординации можно проследить и в ст. 189.95 Закона о банкротстве, согласно которой требования кредиторов по субординированным займам удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, а также в ст. 25.1. Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в части списания при санации банка субординированных займов, депозитов для восстановления капитала кредитной организации.
К субординации эксперты относят и эффект, описываемый в п. 2 ст. 61.6 Закона о банкротстве, который позволяет требования кредитора, сделка которого оспорена по п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве, помещать в реестр после кредиторов третьей очереди.
Субординация: ориентиры для судов
Для корпоративных юристов и правоприменителей не менее значимыми, чем нормы законов, являются разъяснения и решения ВС РФ. Так, первые намеки на законность субординации в банкротстве были даны в Определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 6 августа 2015 г. № 302-ЭС15-3973. Рассматривалось дело о включении в реестр требований кредиторов требований акционера должника, основанных на договоре беспроцентного займа. Нижестоящие суды отказали в таком включении, сославшись на недопустимость конкуренции требования о возврате займа с обязательствами должника как участника имущественного оборота перед другими участниками оборота, поскольку учредители (участники) должника несут риск отрицательных последствий, связанных с его деятельностью. Управляющий директор, начальник управления принудительного взыскания и банкротства департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Евгений Акимов в ходе конференции ИД «Коммерсантъ», посвященной актуальным вопросам и новому опыту банкротства-2020, пояснил, что «заведомо лицо, которое управляет бизнесом, владеет им, находится в привилегированном положении к любым кредиторам, потому что такое лицо может определять стратегию развития бизнеса, оно реализует эту стратегию».
Проанализировав доказательства, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае обязательственный механизм выдачи займа фактически подменил корпоративный механизм внесения вклада в уставный капитал. Между тем, ВС РФ напомнил о том, что правоотношения, основанные на договорах займа, регулируются нормами ГК РФ о займе и кредите, и вытекающие из этих правоотношений требования не носят корпоративного характера. «Сам по себе факт того, что займодавцем выступает участник должника, является недостаточным для вывода об отсутствии заемных отношений и направленности на реализацию внутрикорпоративных отношений», – резюмировал Суд.
Затем несколько лет (вплоть до конца 2019 года) активно формировалась правоприменительная практика в части субординации требований кредиторов. Однако в отсутствие прямых и однозначных норм закона решения судов, равно как и обоснования их позиций, не отличались единством. В связи с этим ВС РФ решил разъяснить некоторые особенности субординации, обобщив судебную практику по этому вопросу и выпустив соответствующий Обзор.
В Обзоре сформулировано 14 ключевых тезисов, на которые должны ориентироваться нижестоящие суды при разрешении споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц:
Отметим, как и ранее, в Обзоре не упоминается термин «субординация» – используется лишь конструкция «понижение в очередности». Однако появляется ряд новых понятий, на которые в ходе конференции указал руководитель направления «Реструктуризация и банкротство» фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Олег Пермяков. Это такие понятия, как «имущественный кризис» (трудное экономическое положение должника, обусловленное наличием любого из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве) и «компенсационное финансирование» (предоставление контролирующим лицом, которое пытается вернуть подконтрольное общество, пребывающее в состоянии имущественного кризиса, к нормальной предпринимательской деятельности, финансирования, в частности с использованием конструкции договора займа). Помимо этого, ВС РФ ввел не поименованную в законе очередность удовлетворения требований кредиторов – очередность, предшествующую распределению ликвидационной квоты. Речь идет о том, что при банкротстве требование о возврате компенсационного финансирования не может быть противопоставлено требованиям контролирующего лица – оно подлежит удовлетворению после погашения требований, указанных в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, но приоритетно по отношению к требованиям лиц, получающих имущество должника по правилам п. 1 ст. 148 Закона о банкротстве и п. 8 ст. 63 ГК РФ.
***
В настоящее время определение существа отношений по субординированию контролирующих должника и аффилированных с ним лиц пока не нашло должного отражения в Законе о банкротстве, но можно говорить о том, что зачатки становления института субординации в банкротстве уже намечены. Важную роль в этом сыграл утвержденный ВС РФ в начале текущего года Обзор. Обобщенные в нем выводы призваны не только внести правовую определенность в вопросы субординации требований кредиторов при банкротстве путем установления единых правил для судов, но и помочь участникам (акционерам) общества сформировать модель своего правомерного поведения в рамках дела о банкротстве должника, в частности структурировать отношения таким образом, чтобы избежать последующей субординации своих требований.