Что значит снискал мудрость
Притчи 3 глава
Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии
1. ПРИЗЫВ СОБЛЮДАТЬ НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА (3:1−4)
Притч 3:1−2. Слову наставления здесь соответствует евр. торах, означавшее как Моисеев закон, так и обучение ему. Человек, который почитает отца и учителя, и то, чему он «наставляет его», т. е. заповеди закона, хранит в сердце, другими словами, постоянно руководствуется ими в жизни, будет награжден долголетием, миром и покоем.
Награда эта понималась и как знак Божьего благоволения и как следствие воздержанной, благоразумной жизни. Еврейское шалом, обычно (и тут) переводимое как «мир», включает в себя более чем наши понятия мира и процветания, предполагая и жизнь, чуждую раздвоенности, в здоровьи и гармонии. В сущности шалом — это пожелание полноты бытия.
Притч 3:3−4. Фраза Милость и истина нередко употребляется на страницах Библии как «устойчивое словосочетание», причем евр. ве-эмет, переводимое на русский язык как «истина», означает и неизменную правдивость и вытекающую из нее «верность» (обычно верность Господа Его завету с людьми). Вообще же это словосочетание может относиться и к людям, подтверждением чему служит стих 3: прибегая к этому выражению, Соломон наставляет сына всегда быть милосердным (милостивым), правдивым и верным — своему слову и обязательствам, как и людям, доверившимся ему.
Во второй части стих 3 образно выражен призыв к сыну запечатлеть отцовские наставления в сердце. Не следует видеть здесь «параллели» с ношением филактерии (толкование на Втор 6:8−9). Милостивый и правдивый по отношению к людям обретет ответную милость и доброе отношение не только у них, но и у Бога (стих 4).
2. ПРИЗЫВ (ЗАПОВЕДЬ) НАДЕЯТЬСЯ НА ГОСПОДА, БОЯТЬСЯ ЕГО И НЕ ПОЛАГАТЬСЯ НА СВОЙ РАЗУМ (3:5−8)
Притч 3:5−6. Вторая фраза стиха 5 вытекает из первой его фразы. Мудрость сказывается и в признании человеком малости и недостаточности своего разума перед разумом и всезнанием Господа, масштабы которых остаются за пределами человеческого познания (Ис 55:8−9; Рим 11:33−34). Однако на собственном опыте люди многократно убеждались в том, что вполне могут довериться Господу, хотя во многом Он остается для них непостижимым.
Познавай в стихе 6 предполагает не простое признание того факта, что Бог существует, а познание Его как Того, Кто близок каждому человеку, открывающему Ему сердце, Кто, невидимый, всегда рядом с таким человеком («соучаствуя» во всей жизни его — Во всех путях твоих познавай Его). Самонадеянный (полагающийся па разум свой) сам отдаляет от себя Бога; к смиренному же Он близок. К смирению и призывает Соломон сына в стихе 5, обещая ему, что в награду Господь направит стези его (стих 6). Это означает более чем руководство, но предполагает и удаление излишних препятствий, помощь в достижении цели, облегчении жизни как таковой (сравните 3:10,16,24−25).
Притч 3:7−8. Первая фраза стиха 7 повторяет в иных словах мысль, выраженную во второй фразе стиха 5 «Боязнь» Господа, т. е. благоговейное отношение к Нему, несовместимо с тяготением ко злу. А «удаление от зла», в свою очередь, есть залог крепкого здоровья как физического, так и душевного.
3. ЧТИ ГОСПОДА ОТ ИМЕНИЯ ТВОЕГО (3:9−10)
Притч 3:9−10. В Израиле «почтить» Господа от имения своего (т. е. ежегодно посвящать Ему десятину от своих стад и всех произведений земли) и от начатков всех прибытков своих (т. е. приносить Ему первые плоды от всякого урожая и первородных от скота своего; Втор 26:1−3,9−11; сравните Притч 3:6) означало выразить Ему благодарность за попечение Его о людях. «Чтущему Господа» Соломон напоминает, что «взамен» житницы его наполнятся зерном, и в точилах его не будет недостатка в новом вине (стих 10 сравнитесо стихом 4). В принципе это верно, что благочестие и смирение благословляются свыше (стих 2; Втор 28:1−14; Мф 6:33).
Но обобщение такого рода, характерное для книги Притчей, не означает, что Богу «не позволительны исключения». Ведь если бы это было так, то пришлось бы вести речь о людях, которые приходят к Господу не с тем, чтобы «почтить» Его, а стем, чтобы «с выгодой вложить свой капитал». Может быть, не случайно стих 10 «уравновешивается» в этом смысле стихами 11−12.
4. НАКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ… НЕ ОТВЕРГАЙ (3:11−12)
Притч 3:11−12. Бог, на Которого мы можем полагаться как на Того, Кто облегчает или устраняет препятствия на нашем пути и ведет нас к осуществлению благих целей (стихи 5−6), Кто заботится об удовлетворении наших материальных нужд, Свою любовь к нам являет и в наказании (евр. мусор, употребленное здесь, подразумевает и физическое воздействие на наказуемого).
Наказанием и обличением Божиими Соломон называет здесь любые страдания, несчастья, которые попускаются в жизни человека свыше — с педагогической целью; на основании других мест в Притчах (к примеру, 19:18; 23:13) можно говорить о сопоставлении Соломоном наказания Господня с тем, которое строгая система древнеизраильского воспитания предусматривала в семье; выразительное подтверждение этому находим (помимо 2-ой части стих 12) во Втор 8:5, где сказано: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего».
Отсюда призыв Соломона к разумному и терпеливому восприятию жизненных бедствий. потому что порой они служат знаком особой Божией любви к наказуемому, которого Господь посредством их вразумляет еще более и укрепляет в осознании им своей нужды в Господе, в любви к Нему. Да не озлобится он! «Тяготиться» подобными испытаниями, думать, может быть, что они посылаются Богом потому, что Ему доставляет удовольствие причинять людям боль, возможно лишь в случае упорного непонимания (и неприятия!) благих последствий этих Божиих «обличений». Мысль Соломона, выраженная в этих стихах, более подробно развивается автором послания к Евреям (Евр 12:7−8).
Д. Высокая цена мудрости (3:13−20)
Притч 3:13−15. Можно видеть смысловую связь между стих 13 и двумя предыдущими стихами, ибо в мудрости человек черпает терпение и смирение, с которыми переносит испытания, принимая их как волю Господню. Счастлив (блажен) такой человек, мудрость (хокма) и разум (в значении «благоразумия») которого основаны на его опыте — как житейском, так и духовном: приобретение его дороже серебра и потому, что обретший богатство далеко не всегда обретает с ним и счастье (стих 14 сравните с Еккл 5:10−12). Мудрость дороже драгоценных камней (стих 15), которые служат внешним украшением, тогда как она украшает интеллект человека и содействует его духовному возрастанию.
Притч 3:16−18. Мудрость выступает в роли женщины, обеими руками раздающей дары тем, которые стремились к ней и, вот, обрели и хранят. В правой руке ее главный дар — долгоденствие, а в левой — дары «вторичные» (по сравнению с главным): богатство и слава. Вспомним, что, вступив на царство, Соломон и сам в первую очередь просил у Бога мудрости и, радуясь этой просьбе его, Господь дал ему и то, чего он не просил: богатство и славу (3Цар 3:6−13).
Пути жизни, определяемые мудростью, приятны и в том, вероятно, смысле, что ведут к успехам и к достижению поставленных целей; они мирны, потому что мудрому человеку свойственно умение разрешать возникающие разногласия и противоречия мирным путем, не вступая в конфликты. Древо жизни, впервые упоминаемое в книге Бытия (Быт 2:9; 3:22), являлось источником здоровья и бессмертия. Мудрость-источник здоровой полноценной жизни в страхе Божием. Отсюда сравнение, к которому Соломон прибегает в стихе 18.
Притч 3:19−21. Здесь еврейское бехокма — «премудрость». Она была движущей силой всего процесса творения, говорит Соломон, облекая свою речь в красочные образы. Их в стихе 21 относится к «здравомыслию рассудительности», являющимся атрибутами той же мудрости. Соломон призывает сына постоянно руководиться ими.
Е. О значении мудрости во взаимоотношениях с другими людьми (3:22−35)
Притч 3:22−26. В иносказательно-образной речи перечисляются блага, которые ожидают «здравомыслящего и рассудительного» на его жизненном пути: это безопасность, чувство покоя и защищенности (стихи 24−25), свобода от страха. Они — достояние всех уповающих на Господа (стих 26).
Притч 3:27−35. В стихах 27−31 содержится пять лаконичных сентенций, начинающихся с Не; все они касаются взаимоотношений «мудрого» с другими людьми и определяют характер его действий, поступков и поведения в целом на тех «направлениях», которым в древнеизраильском обществе придавалось особое значение. Это милосердие, благотворительность, доброжелательность к ближним, отвращение к насилию и своеволию.
В смысловом отношении стихи 27−32 связаны «попарно»: стихи 27−28; стихи 29−30 и стихи 31−32. Благотворительность как моральная добродетель ставилась древними евреями настолько высоко, что «нуждающийся» выступал в глазах «благотворящего» как тот, кому милостыня принадлежит по праву (это отражено в евр. слове баал, которое переведено как «нуждающийся» (не отказывай… нуждающемуся), если только ты в состоянии помочь ему (смысл второй фразы в стихе 27). Звучание этого наставления усиливается в следующем стихе: подай ему милостыню тотчас, не откладывай исполнения этого своего долга (подразумевается) до следующего дня (стих 28).
Не делай зла ближнему своему, который доверяет тебе (это могло быть и предостережением против нарушения 9-ой заповеди; Исх 20:16), не ссорься с человеком, не сделавшим зла тебе. Сказанное в стихах 29−30 можно резюмировать в трех словах: будь доброжелателен к ближнему. Соблазном, особенно для неокрепшей юной души, могло служить видимое преуспевание всякого рода злодеев. Не соревнуй (т. е. не завидуй) таковым, предостерегает Соломон.
Не соблазняйся ни одним из путей их (сравните 23:17; 24:1,19), ибо это мерзость пред Господом, Который поддерживает общение только с праведными. В трех последних стихах этой главы как бы сформулирован неизменно действующий нравственный закон: Проклятие Господне тяготеет над нечестивым, благословения Его — удел благочестивых; эта мысль весьма созвучна словам Иакова и Петра (частично она цитируется обоими): Иак 4:6; 1Пет 5:5.
Глава 3
1–18. Более частное изображение свойств истинной мудрости в отношении к Богу и ближним; мудрость, как высочайшее благо. 19–26. Господь, Премудрый Творец и Промыслитель, охраняет и защищает жизнь мудрого и благочестивого. 27–35. Увещание быть милосердым и справедливым к ближним и предостережение от подражания насильникам и вообще беззаконным.
Кто истинно верует в Бога, Творца и Промыслителя мира, тот не может в своей деятельности полагаться только на свои силы; напротив, истинно верующего отличает прежде всего твердое упование на милость и благодать Божию, всецелая преданность и верность Богу (ст. 5), причем самонадеянность, желание обеспечить себе благоденствие одними своими силами, не может иметь места (ср. Иер 9.23 ; Пс 36.3 сл., Пс 118.8–9 ). Только при условии смиренной преданности воле Божией человек может бодро встретить и все испытания житейские. Но для этого человек должен именно «зна ть» Бога во всех путях своих (ст. 6), т. е., быть всецело проникнут мыслью о Боге (ср. Пс 1.6 ); тогда и Бог »направит» («уравняет» – по более точному перев. архим. Макария) все пути человека на служение нравственным целям, истине, правде, добру. Но такое направление человеческой воли возможно только в том случае, когда человек, совершенно отказываясь от всякого самомнения и самопревозношения (7а, сн. Еккл 7.16 ; Рим 12.16 ), в основу своей деятельности положит страх Божий и вытекающее из него уклонение от всякого зла (7б), в чем и заключается истинная мудрость жизни (ср. Притч 1.7 ; Иов 28.23 ). Мудрость – благочестие, необходимо соединяющееся с страхом Божиим и удалением от зла, спасительно не только для души, но и для тела (ст. 8), поскольку страх Божий и опасение впасть в грех удерживают человека от разного рода излишеств, разрушительно действующих на тело.
Честь Господу со стороны человека должна быть воздаваема не одним смирением, благоговением и страхом пред Ним, не одним удалением от греха, – вообще не одними лишь духовными средствами Богопочтения, но и материальными, внешними делами благоугождения Богу, к числу которых в Ветхом Завете относилась и обязанность каждого еврея посвящать Иегове первые произведения земли ( Исх 23.19 сл., Исх 34.26 ; Лев.23:10–17 ; Чис 18.12–18 ; Втор 18.4 сл.; Втор 26.2–10 ), равно как десятины от скота и всех произведений земли ( Втор 14.21 сл.; Втор 26.12–14 ) и первородные из животных ( Исх 22.29 ; Чис 18.15–18 ). Так как во все времена от исполнения этого закона о теократических приношениях святилищу могло удерживать евреев опасение оскудения вследствие щедрости (ср. Лев. 25:20 ). – то Премудрый, имея в виду обетование благословения Божия за ниспослание этого закона (см. Лев. 25:21–22 ), обещает усердному жертвователю изобилие хлеба и вина (ст. 10). Если в других местах книги Притчей вообще мало говорится об обрядовом законе, то принесение Иегове первых произведений земли было столь естественным обнаружением благодарности Богу за Его дары (в силу этого принесение напр., десятины Богу было обычаем еще до Моисея ( Быт 28.22 ); равно как обычай жертвовать Богу первые и лучшие произведения был широко распространен и у др. древних народов), что Премудрый не мог обойти молчанием столь непосредственной формы выражения религиозного чувства, и увещает своего слушателя к ревности в соблюдении упомянутого закона, подобно как то же впоследствии делает пророк Малахия ( Мал 3.10–12 ).
Научая слушателя своего выражать преданность Богу, Богопочтение, еще и терпеливым перенесением посылаемых Богом бедствий, Премудрый сравнивает эти бедствия с тяжелыми для питомца приемами человеческой ветхозаветной педагогики: как эта последняя, по воззрению Премудрого ( Притч 19.18, 23.13 ), неизбежно включает систему физических воздействий (таково значение евр. мусар ; греч. παιδία ; лат. disciplina, слав. русск. наказание), так и всякого рода бедствия в руках, посылающего их Бога имеют педагогическую цель – воспитание в народе Божием и всех его членах истинной преданности Богу и верности Его завету (ср. Втор 8.5, 1.31 ; Пс 117.18 ; Плач 3.33 ).
Притч.3 :16а. –[из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]
Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, Церковь применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. Мф 11.19 ; Лк 11.49 ; 1Кор 1.24 ), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел Притч 3.11–18 читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова – 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста).
Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью ( бехокма ) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (ст. 19–20).
Такое различное отношение Бога к нечестивым и праведным и такая различная судьба тех и других суть явления постоянные, составляют как бы закон нравственной жизни; поэтому в ст. 34–35 Премудрый выражает эти мысли еще раз в кратких, выразительных положениях, из которых данное в ст. 34 дважды цитируется (по переводу LXX-ти) в Новом Завете ( Иак 4.6 ; 1Пет 5.5 ).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что такое мудрость и как её получить?
Когда мы говорим слово «мудрый», мы представляем старого, седовласого старца. Но мудрость не всегда приходит с возрастом. Любой человек может стать мудрым. «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду» ( Иов. 32:9 ). Один молодой человек просил у Бога мудрости и стал самым мудрым человеком на земле. Соломон сказал: «даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» ( 3 Цар.3:9 ). Царица Савская, пришедшая издалека, увидев Соломона, сказала: «Верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала» ( З Цар. 10:6-7).
Что же такое мудрость?
Давайте посмотрим определения их разных источников:
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что мудрость – это житейский опыт плюс познания.
Что Библия говорит о мудрости?
Страх Господень.Это самое главное выражение мудрости. «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» ( Прит.1:7 ). Только тот человек, который благоговеет перед Богом, может называться мудрым.
Ничто не может сравниться с ней. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» ( Прит. 8:10,11 ).
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» ( Прит.3:13-18 ).
Строит дом. «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается» ( Прит.24:3 ). Чтобы в доме был мир, любовь, достаток живущим, им важно мудро управлять. Тогда будут приниматься правильные решения, наладятся отношения.
Мудрость дает долгую жизнь: – «Долгоденствие – в правой руке ее».
Мудрость оберегает человека: «Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя» ( Прит.4:6 ).
Благодаря мудрости мы можем помогать другим людям: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует» ( Прит.12:18 ). Как опасно иногда распустить язык, – неудержимое зло. Но как преображается жизнь людей, когда мы благовествуем им, утешаем и ободряем.
Мудрость оберегает от греха: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» ( Прит.2:10-13 ).
Как хочется быть мудрым человеком, но часто мы осознаем, что поступили там-то и когда-то совсем не мудро. Наделали ошибок, наломали дров.
Как стать мудрым?
Давайте воспользуемся методом Соломона. Он попросил ее у Бога. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но, да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:5,6 ).
Чтобы стать мудрым, надо смириться. «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» ( Прит.11:2 ). Один человек сказал так: «Прежде чем вы сможете стать действительно сильным, вам надо понять, что вы слабы; прежде чем стать мудрым, вам надо понять, что вы не мудры».
Не всегда нужно принимать решения самому.
Нам может помочь мудрый совет. «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость» ( Прит.13:10 ). «Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний» ( Прит.24:6 ).
Мудрость приходит от исследования и познания. «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия» ( Еккл.7:25 ). Это изучение Библии, справочной литературы, исторических книг, жизнеописания людей и так далее.
И, чтобы стать мудрым, нужно воспользоваться помощью других людей. Можно молиться на общениях, в группах. Попросить молиться за вас ваших друзей, служителей. «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» ( Кол.1:9 ).
«Поэтому с тех пор как мы о вас впервые услышали, мы постоянно о вас молимся и просим, чтобы Бог дал вам знание Его воли, ясное мышление и духовную мудрость» (Новый перевод).
Итак, наш мудрый Бог хочет и своих детей видеть мудрыми. Он щедро дарит нам Свою мудрость, сходящую свыше. Это большая ценность, которая может преобразить нашу жизнь. Давайте будем молиться друг за друга, за нашу церковь, за «царей и за всех начальствующих».
Похвала Мудрости
Похвала мудрости
Так как истина вечно уходит из рук —
Не пытайся понять непонятное, друг,
Чашу в руки бери, оставайся невеждой,
Нету смысла, поверь, в изученье наук! – восклицает Омар Хайям.
Многие языческие авторы открывают невозможность, а то и бессмысленность познания и мудрости – к примеру, Платон цитирует ставшие широко известными слова своего учителя – самоубийцы Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Это логический тупик философской мудрости, это повод к эпикурейству.
Вопрос стоит очень остро – зачем человеку мудрость, если он не знает, для чего он вообще живёт? О какой мудрости может идти речь, если «мудрецы» не в состоянии ответить на эти вечные и такие простые вопросы: откуда мы? Куда идём? Этот вечный вопрос Пилата – что есть истина? Бессмысленность жизни, с которой человек сталкивается лицом к лицу, уничтожает всякую мотивацию, всякое желание к движению и действию, лишает человека морали и разрушает личность. Недаром среди наркозависимых, среди алкоголиков и подобных им опустившихся «на дно» так много образованных, по меркам этого мира, людей. И немало из них с усмешкой цитируют Экклезиаста: «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1:18).
Однако в этих текстах сохраняется драматическая интрига непостижимой удалённости Божией мудрости от людей в силу нашей греховности, несостоятельности и немощи. Праведник Иов, мудрый и богобоязненный (по свидетельству Самого Творца!) человек, снова и снова спрашивает: «Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых…» (Иов 28:12-13) Автор книги Притч словно вторит Иову: «…подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, и не научился я мудрости, и познания святых не имею. Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» (Прит.30:2-4). Поэтические книги словно задают загадку, которая неразрешима в рамках человеческого познания, они словно подходят к самой границе, за которой – неведомая для человеческого разума истина. И эта Истина была возвещена через откровение Нового Завета! Апостол Павел, словно приоткрывая завесу Времени, возвещает: «…написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор 1:19-24). Вот Он – Итог поисков ветхозаветных праведников и пророков, Иисус Христос, Сын Божий, «…Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор 1:30). Именно Христос, Его евангельская истина, открывает людям истины о цели и назначении человеческой жизни, о грехе и прощении, о любви и справедливости, и Дух Святой приносит примирённому с Богом сердцу все ИСТИННЫЕ сокровища небес.
Да благословит Господь каждого из нас принять и сохранить этот дар Божий. Так и слышится евангельская проповедь в книге Притч: «…Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: …вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои» (Прит.1:20-23). Слава нашему Господу Иисусу Христу, «…Который пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20). Аминь!