Что значит смысл понятия
Значение слова «понятие»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.
ПОНЯ’ТИЕ, я, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. П. квадрата. П. прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. 2. только ед. Представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь п. о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. — Когда он приезжает? — Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное п. о математике. || Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже п. иметь! 3. чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимания чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров. Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней. Чернышевский. 4. Способность понимания, интеллект (устар.). Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поня́тие
1. научн. логически расчленённая общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков ◆ Противоречащие друг другу понятия. ◆ Определение понятия. ◆ Понятие квадрата. ◆ Содержание понятия. ◆ Описание свойств класса изделий представляет собой систему конструкторских понятий. И. А. Барков, «Автоматический синтез структурного описания конструкции // «Информационные технологии»», 2004 г. ◆ Для этого Минфин вводит понятие «бюджетные полномочия», сводящее воедино права и обязанности органов местной власти в рамках бюджета. Евгения Обухова, Константин Фрумкин, «Сельсоветы — возрождать, регионы — банкротить», 2003.06.10 г. // «Независимая газета»
2. только <<ед>> разг. представление о чём-нибудь, осведомлённость в чём-нибудь ◆ Иметь понятие о чём-нибудь. ◆ Не имею ни малейшего понятия об этом. ◆ У него очень смутное понятие о математике.
3. прост. умение разобраться в чём-нибудь, разум, толк ◆ Человек без (всякого) понятия. ◆ Человек с понятием. ◆ Надо тоже понятие иметь!
4. чаще <<мн>> то или иное представление о чём-нибудь, способ понимание чего-нибудь ◆ Лектор применялся к понятиям слушателей. ◆ Предвзятые понятия. ◆ Здравые понятия. ◆ Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. И. А. Гончаров ◆ Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого поня́тия о ней. Чернышевский
5. устар. способность понимания, интеллект ◆ Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою поня́тия, Ломоносов о́бнял все отрасли просвещения. Пушкин
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: картотека — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова «смысл»
1. Устар. Разум, рассудок. Руслан томился молчаливо, И смысл и память потеряв. Пушкин, Руслан и Людмила. — Я сам, брат, учился. С самого раннего возраста бог вложил в меня смысл и понятие. Чехов, Степь. || с определением. Способность понимать что-л., разбираться в чем-л. — И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? Тургенев, Отцы и дети. У нее от природы был ясный практический смысл и она знала свое маленькое дело. Лесков, Островитяне.
2. Внутреннее логическое содержание, значение чего-л., постигаемое разумом. Смысл статьи. Смысл событий. Смысл слова. В буквальном смысле слова. В широком смысле слова. □ Критика и существует затем, чтобы разъяснить смысл, скрытый в созданиях художника. Добролюбов, Темное царство. Петька шел рядом с отцом, стараясь вникнуть в смысл происходящего. Вишневский, Песнь человеческая.
3. Разумное основание, назначение, цель. Нехлюдов надеялся, что семья, дети дадут смысл его теперь бессодержательной жизни. Л. Толстой, Воскресение. Все, что она делала, она делала ради него. И когда его не стало, все дела потеряли смысл. Николаева, Жатва. || Достаточное основание, разумная причина; резон. [Тригорин:] Теперь вот она, эта любовь, пришла наконец, манит… 161 Какой же смысл бежать от нее? Чехов, Чайка. В квартирах с утра был полумрак, потому что тревога объявлялась по многу раз в день и не имело смысла все время открывать и закрывать ставни. Каверин, Два капитана.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности. Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться, например, целеполагание, а также результат какого-либо действия.
В других славянских языках «смысл» может означать ощущение (ср. чеш. Smysl).
В церковнославянском переводе Библии смыслом (лат. prūdentia) именует то, что в синодальном переводе обозначено разумом (Иез. 28:4).
СМЫСЛ, а, м. 1. Внутреннее, логическое содержание (сло́ва, речи, явления), постигаемое разумом, значение. Прямой с. слова. Переносный с. слова. Проникнуть в с. событий. С. закона совершенно ясен. Придать чему-н. какой-н. с. Не мог уловить смысла в этой запутанной фразе. В тесном, в широком, в точном смысле слова. 2. только ед. Цель, разумное основание. В чем с. этой затеи? С. жизни. Не вижу никакого смысла в этом поступке. || Преимущество, выгода, польза (разг.). Мне нет смысла переходить на другую работу. 3. только ед. Разум, способность понимать и рассуждать (книжн., устар.). Вы. не предполагаете во мне художественного смысла. Тургенев. Иметь природный с. Здравый с. (простая, трезвая рассудительность). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
смысл
1. устар. рассудок ◆ Из крестьянского дома он вынес свое необыкновенное, для нынешних нравов прямо немыслимое трудолюбие; оттуда же его трезвый взгляд на вещи, его врожденный практический смысл при всём его несомненном идеализме… Б. Д. Порозовская, «Мартин Лютер», 1895 г. (цитата из НКРЯ)
2. информационное содержание, совокупность значений чего-либо, постигаемых разумом ◆ Сафронов знал, что социализм ― это дело научное, и произносил слова так же логично и научно, давая им для прочности два смысла ― основной и запасной, как всякому материалу. Андрей Платонов, «Котлован», 1930 г. ◆ Конечно, без обращения к подзаконным актам иногда трудно уяснить смысл закона, но включение их в предмет прокурорского надзора делает его безбрежным и неосуществимым. Игорь Петрухин, «Исторический очерк деятельности прокуратуры», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
3. назначение, цель ◆ Смысл его заключается в либерализации валютного законодательства, и в то же время он оставляет возможность правительству и ЦБ в случае определённых кризисов вводить меры, которые позволят защитить нашу денежно-кредитную систему от резких колебаний притока и оттока валюты. «Беседа Т. Пелипейко с А. Жуковым в прямом эфире «Эха Москвы»», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
4. разумная причина; резон, достаточное основание ◆ Иначе вхождение во власть для нас теряет всякий смысл. Владимир Федоткин, 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Значение слова понятие
Словарь Ушакова
пон я тие, понятия, ср.
1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.
| Умение разобраться в чем-нибудь, разум, толк (прост.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, состоящих из понятий; понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения» (немецкий философ Христов Зигварт); мысль, фиксирующая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Педагогический терминологический словарь
В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.
В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребёнка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют чёткие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут «книжными», формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)
Словарь лингвистических терминов
1) Единица логического мышления, непосредственней всего связанная со словом. Понятие указывает на существенные признаки предметов и явлений объективного мира. Признаки понятия включают его в ту или иную систему знаний, устанавливают между понятиями определенную иерархию. Например, мебель включает, будучи родовым и общим понятием, все видовые понятия: шкаф, стол, стул, диван и т.п.
2) Форма абстрактного мышления, отражающая общие и существенные признаки класса однородных предметов и имеющая вербальную форму выражения.
Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология
Отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов.
Фразеологический словарь (Волкова)
► Он дал мне понятие о поэзии.
► Я, понятное дело, согласился. Понятная вещь, человек молодой, умный, живет в деревне, в глуши. Чехов.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления.
Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта (который вначале нужно осмыслить). Концепт есть результат умственных усилий; понятие – скорее условие этих усилий. Концепт может служить инструментом, но вначале он должен быть создан. Понятие – скорее материал или отправная точка размышления. Концепт принадлежит сфере науки, в частности философии; понятие – всеобщее достояние.
У Канта понятием называется чистый концепт, «поскольку оно имеет свое начало исключительно в рассудке (а не в чистом образе чувственности)». Однако подобное толкование термина не прижилось. Причина этого в том, что концепт слишком узок и слишком зависим от конкретной философской доктрины, чтобы заменить собой понятие.
Расхожими понятиями, согласно Спинозе, называют идеи или принципы, свойственные «всем людям», те, без которых было бы невозможно ни размышление, ни взаимопонимание между людьми. Эмпирики утверждают, что понятия суть результат опыта; рационалисты настаивают на врожденном характере понятий, благодаря чему только и возможен опыт. Вот почему эмпиризм всегда казался мне более рациональным (в широком смысле слова), чем сам рационализм (в узком смысле), – он не отказывается от объяснения тех понятий, которыми пользуется.
Толковый переводоведческий словарь
1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.
2. Представления, сведения о чем-либо.
3. Способ, уровень понимания чего-либо.
4. Оформленное в мысли обобщение класса объектов по совокупности их специфических признаков. Осознанное обобщение по существенным признакам объекта становится научным понятием. Обозначение понятия с помощью языкового знака называется значением слова.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: мнение, суждение, соображение, взгляд, воззрение, представление, концепция, идея
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПОНЯТИЕ, я, ср.
1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чегон. П. времени. П. качества. Понятия науки.
2. Представление, сведения о чёмн. Иметь, получить п. о чёмн.
3. обычно мн. Способ, уровень понимания чегон. У детей свои понятия.
• Понятия не имею (разг.) не знаю, не имею представления о ком-чёмн. Когда уходит поезд? Понятия не имею.
С понятием кто (прост.) об умном человеке.
С понятием делается что (прост.) делается чтон. умно, разумно.
Без понятия кто (прост.) ничего не понимает.
| прил. понятийный, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от П., заменяя главу о П. главой об именах; но если наше познание касается самих вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, причем П. является научным термином для обозначения результата методичного исследования предмета — исследования, в котором выражается сама природа его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное определение того П., которое составляет предмет ее (напр., П. жизни — в биологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этом смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы, существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение. От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем, что в категориях (этих высших, определяющих П. — предикабилиях) мыслится лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие возможности бытия самого предмета, между тем как в П. предмета определяется само содержание его с существенной стороны. Общее представление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникает путем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьба направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление вполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения, второе, напротив, отождествляет П. с самим предметом и видит в развитии П. развитие предметного миpa. — Формальная логика в главе о П. трактует об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика отличает объем П. от его содержания, причем не совсем точно утверждает, что объем П. находится в обратном отношении к содержанию. Под содержанием П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., чем больше при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов, имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будет охватывать собой наибольшее количество предметов. Дробиш («Logik», 2 изд., стр. 196 — 200) показывает неточность обычной формулировки отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более точных математических терминах. По степени общности, П. могут быть разделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделение поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех объектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные, приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе. Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, что отвлеченное обозначает собой признак, конкретное — предмет. Это деление П. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие и несоозначающие : первые указывают прямо на предмет и косвенно на признак его, вторые — только на предмет или только на признак. Далее П. могут быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о высших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П., подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить о тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежели говорят о П. взаимнопересекающихся, то при этом имеют в виду как объем, так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются графически. См. Милль, «Система логики», V кн. (об именах и предложениях); Ueberweg, «Logik».
Значение и смысл
До того как перейти к основной теме, следует ввести одно понятие, которое сыграет значительную роль во всем дальнейшем рассуждении.
Рядом с понятием значения в современной психологии применяется понятие смысла, которое играет решающую роль для анализа важнейших сторон проблемы языка и сознания.
Для классической лингвистики «значение» и «смысл» были почти синонимами и, как правило, применялись однозначно. Лишь в самое последнее время в зарубежной психологии и психолингвистике стали различаться два аспекта понятия значения слова: «референтное» значение, т. е. значение вводящее его в определенную логическую категорию и «социально-коммуникативное» значение, отражающее его коммуникативные функции (Халлидей, 1970, 1973; Ромметвейт, 1968, 1972; и др.).
В советской психологии различие «значения» и «смысла» было введено несколькими десятилетиями раньше — еще Л. С. Выготским в его классической книге «Мышление и речь», которая впервые была опубликована в 1934 г. и приобрела широкую известность.
Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за словом. Например, за словом «чернильница» стоит значение, на котором мы останавливались выше. Как мы уже говорили, слово «чернильница», которое сложилось в общественной истории, обозначает нечто, имеющее отношение к краске (черн-), к орудийности (-ил-), к вместилищам (-ниц-). Таким образом, это слово не только указывает на определенный предмет, но подвергает его анализу, вводит его в систему объективных связей и отношений.
Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной. «Значение» есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых ими предметов, но она обязательно сохраняет неизменное «ядро» — определенный набор связей.
Рядом с этим понятием значения мы можем, однако, выделить другое понятие, которое обычно обозначается термином «смысл». Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации. Поэтому если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл» — это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации.
Обратимся к примеру, иллюстрирующему это положение. Слово «уголь» имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого лежит элемент С (углерод). Однако смысл слова «уголь» может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово «уголь» обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь — это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова — строение угля, его свойства.
Для художника — это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набросок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово «уголь» имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания.
Значит, одно и то же слово имеет значение, которое объективно сложилось в истории и которое потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной. Однако наряду со значением каждое слово имеет смысл, под которым мы имеем в виду выделение из этого значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением субъекта.
Именно поэтому современные психолингвисты с полным основанием считают, что если «референтное значение» является основным элементом языка, то «социально-коммуникативное значение» или «смысл» является основной единицей коммуникации (в основе которой лежит восприятие того, что именно хочет сказать говорящий и какие мотивы побуждают его к высказыванию) и вместе с тем основным элементом живого, связанного с конкретной аффективной ситуацией использования слова субъектом.
Взрослый культурный человек располагает обоими аспектами слова: и его значением, и его смыслом. Он твердо знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с данной ситуацией. Легко понять, что слово «веревка» для человека, который хочет упаковать покупку, имеет один смысл, а для человека, который попал в яму и хочет выбраться из нее, это средство к спасению. Только при некоторых нарушениях психики, например при шизофрении, резко страдает возможность выбрать смысл, соответствующий ситуации, и если человек, который упал в яму и которому бросили веревку, будет рассуждать о качествах веревки, скажем о том, что «веревка — это вервие простое», и будет резонерствовать вместо того, чтобы действовать, это будет свидетельствовать о явном отклонении его психики от нормы.
Итак, в слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуальный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, выделение из числа всех связей, стоящих за словом той системы связей, которая актуальна в данный момент.
Обратимся теперь к основной интересующей нас теме и попытаемся проследить, как формируется значение слова в процессе развития ребенка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5.2. Смысл и значение. Групповые смыслообразующие контексты и пределы понимания
5.2. Смысл и значение. Групповые смыслообразующие контексты и пределы понимания Первой из обозначенных выше проблем, относящихся к проблематике трансляции смыслов, является проблема передачи и понимания смыслов в межличностном общении. Это, по сути, проблема того, как
Значение восприятия (Смысл восприятия)
Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может
Смысл любви
Смысл любви Многое, наверное, можно было бы еще сказать, объясняя, что же такое любовь; однако совершенно очевидно, что истинная любовь требует забвения себя. Поскольку существует великое множество людей, употребляющих слово любовь и претендующих на понимание его
Смысл жизни
Смысл жизни Смысл жизни искали тысячелетия, тысячи людей. Для этого они уходили в леса, горы, пустыни, запирались в монастырские кельи, годами неподвижно сидели перед стеной или как Будда под деревом.Когда отшельники появлялись вновь в обществе людей и им начинали
Смысл жизни
Смысл жизни КанадаГэри Т. Рекер«Истинное счастье – это побочный результат поисков и нахождения смысла и цели в вашей жизни», – говорит почетный профессор на пенсии Гэри Т. Рекер. Он любит творческую работу с английским языком и заинтересован в разгадке вот такой игры
Смысл жизни
Смысл жизни Итак, мы рассмотрели второй уровень структуры личности — ценностно-смысловое измерение ее существования, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности и личностные ценности, отношения и конструкты. В их
2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни
2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Евангелие от Марка, 8: 36 Мы должны найти два разных смысла: во-первых, смысл нашего собственного существования, во-вторых, смысл мира,
А был ли смысл?
А был ли смысл? В распространенном ныне подходе к собственной жизни есть забавный момент, можно даже сказать «глюк сознания», а именно подсознательно внедренная зависимость от моделей предсказания. Но если сами модели предсказания являются механизмом мозга, то
А был ли смысл?
А был ли смысл? В распространенном ныне подходе к собственной жизни есть забавный момент, можно даже сказать «глюк сознания», а именно подсознательно внедренная зависимость от моделей предсказания. Но если сами модели предсказания являются механизмом мозга, то
СМЫСЛ
СМЫСЛ Может показаться странным, что до сих пор я не часто использовал слово «смысл», хотя его следовало бы признать важнейшим понятием, когда речь идет о потоке, водной логике и восприятии. Причина заключается в том, что прежде я хотел заложить основу для введения понятия
Смысл
Смысл Когда я был в Москве, мне рассказывали, что красная звезда как символ Советской Армии на самом деле возникла вследствие интереса, который Троцкий питал к каббале[18], и происходит от пентаграммы — одного из важных каббалистических знаков. Штаб военного ведомства США
Смысл имеет значение, детали – нет
Смысл имеет значение, детали – нет Почему же лица запоминаются лучше, чем имена людей, которым они принадлежат? Частично ответ на этот вопрос кроется в том, что для человеческой памяти главенствующим является смысл. Долгосрочная память ограничена даже в запоминании