Что значит смоделировать ситуацию
Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций
Елена Ошуркова
Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций
Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций.
«…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Поэтому организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций как никогда актуальна в наше время и является одной из ведущих инновационных направлений в деятельности современного воспитателя.
Использовать экспериментирование можно не только в структуре образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности. Дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познавать и приобретать знания.
Он стремится разрешить все противоречия путём бесконечных вопросов, путём маленьких самостоятельных поисков. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. Смоделированная ситуация – это система специально сконструированных условий, помогающая ребенку понять себя, осознать свои особенности и научить действовать в той или иной обстановке. Экспериментирование понимается нами как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Практика моей работы показывает, что организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у детей имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение. Согласно исследованиям Н. Н. Поддьякова, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь. Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
С помощью организации простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций ребенок лучше познает и открывает окружающий мир. Мы создаем обстановку, в которой ребенок всё может делать самостоятельно. Метод детского экспериментирования не труден,он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его не сложно. Для этого мы используем схемы, карточки, модели. Особенностью данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода экспериментирования и моделирования ситуаций: на первом этапе я ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку. Используется предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей. На втором этапе я ставлю проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На третьем этапе постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Во время всей работы с детьми поддерживается адекватный эмоциональный фон.
Организуя самостоятельную экспериментальную деятельность детей, становлюсь реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаюсь в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев — насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Организация развивающей среды для экспериментирования должна быть эффективна для воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Для этого у нас в детском саду имеются лаборатория
Используя моделирование я формирую математические понятия у дошкольников (например отрабатывается состав числа, нахождения части от целого, пространственное отношение) развиваем память (чтение и разучивание стихотворений по схемам, внимание, речь, мышление (с помощью схем и моделей, кроме того, учимся абстрагироваться, классифицировать, анализировать, синтезировать.
Таким образом, широко внедряя метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и моделирования мы можем выйти на многоуровневый эксперимент:
физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Мы стремимся дать детям возможность реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.
Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.
Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.
Моделирование событий
Данная статья поможет раскрыть очень важную тему – моделирование событий. Ведь именно они влияют на наше настоящее и будущее. Многим знакома такая ситуация, когда вы запланировали сделать кучу дел за день, но в самый ответственный момент вам мешают внезапные гости, срочная командировка или простуда.
Причем ничто не предвещало беды. Еще утром все шло по плану и вы были уверены в своих силах. Что же случилось и пошло не так? Давайте разберем все более подробно.
Данное понятие — это четкое представление достигнутой цели мысленно. Как это работает? Когда вы представляете в своем воображении то, что желаете получить, то формируете новую реальность на энергетическом уровне.
Простыми словами: ваше поле помогает вам материализовать все желаемое. Например, если пожелания хорошие и с любовью, то окружающие вас люди на подсознательном уровне начнут помогать вам в реализации будущих планов.
Вы и сами не заметите, как поставленные цели выполняются, а вы не прикладываете к этому особых усилий.
Как делать моделирование событий?
Вы можете смоделировать все что угодно: посещение врача, подписание выгодной сделки, поездку за границу, поход в кафе, найти новую выгодную работы, выйти замуж и так далее.
Однако для реализации всего этого необходимо выполнить несколько простых, но очень эффективных упражнений:
Моделирование ситуаций событий: Видео
Лекция 7. Моделирование ситуаций и разработка решений
— ознакомить с основными моделями науки управления и связующей функцией управления принятием решений.
— раскрыть суть решения и модели;
— определить виды решение и моделей, основные подходы к принятию решений;
— показать этапы рационального решения и процесса построения модели;
— выделить факторы, влияющие на принятие решений, и основные проблемы моделирования.
1. Принятие решений как связующая функция управления.
1. Принятие решений как связующая функция управления.
Принятие решений – процесс выбора альтернатив, связующая функция управления.
Подходы к принятию решений. Важно учитывать, что принимать решения, как правило, сравнительно легко, но трудно принять хорошее решение, и что принятие решений процесс психологический и поведение человека не всегда логично, иногда человеком движет логика, иногда чувства. Поэтому процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Руководитель должен четко представлять, что именно он может сделать для решения проблемы, учитывая ограничения. Возможные решения не будут реалистичны, если отсутствуют ресурсы для их реализации, или на некоторые факторы руководитель не может воздействовать. Пример общих ограничений: недостаток полномочий, недостаток квалифицированных работников, высокая стоимость технологий, острая конкуренция, законы и т.д. Так же руководителю требуется определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты – критерии принятия решений. Например, критерии при принятии решения о покупке автомобиля – стоимость, вместимость, расход бензина и т.д.
3. Определение альтернатив. В идеале необходимо выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы, но у руководителя отсутствуют обычно для этого время, знания, к тому же большое количество альтернатив не редко приводит к путанице. Вместо поиска оптимального решения, руководители продолжают перебирать альтернативы только до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворяет минимально приемлемому стандарту.
4. Оценка альтернатив. При оценке решений руководитель определяет недостатки и достоинства каждого из них и возможные общие последствия. Любая альтернатива может содержать отрицательные последствия и необходимо приходить к компромиссу. Для оценки альтернатив может применяться метод экспертных оценок.
5. Выбор альтернативы. Если проблема правильно определена, альтернативы выявлены и оценены, сделать выбор, т.е. принять решение просто – руководитель выбирает альтернативу с наибольшими благоприятными общими воздействиями.
Процесс решения проблем не заканчивается выбором альтернативы. Для разрешения проблемы принятое решение должно быть реализовано. После того как решение начало действовать, необходимо установить обратную связь – с помощью функции контроля провести измерение и оценку последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.
1. Личностные оценки руководителя. Содержат субъективное ранжирование важности, качества и блага. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.
2. Среда принятия решения. При принятии решения всегда важно учитывать риск, не в смысле опасности, а как уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат. При принятии решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты при разных обстоятельствах по отношению к риску, таких как условия определенности, неопределенности, риска. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждой из альтернатив, например, вложить свободные денежные средства в банковский депозит – известен процент по депозитам разных банков, за исключением непредвиденного обстоятельства (банкротства банка), руководитель точно знает, какую сумму он получит в итоге. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Например, прогнозирование уровня смертности компаниями, занимающимися страхованием жизни. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно оценит вероятность потенциальных результатов. Например, принятие решения о разработке новой очень сложной наукоемкой продукции. Важно учитывать, что время меняет окружающую среду. Если время между принятием решения и его реализацией не значительно, то ситуация не успеет поменяться настолько, что критерии принятия решения станут недействительными.
3. Информационные ограничения. Информация необходима для рационального решения проблемы. Порой информация недоступна или стоит дорого (включаем время, затраченное на ее сбор, услуги консультантов и т.д.). Руководителю нужно решить, существенна ли выгода от информации, насколько важно решение, необходимо ли приобретать ее.
4. Поведенческие ограничения. Руководители по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы, ограничения и альтернативы, что может привести к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.
5. Негативные последствия. Принятие решений во многих случаях является искусством нахождения компромисса. Выигрыш в одном почти всегда доставляет ущерб другому, например, решение в пользу производства продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек. Подобные негативные последствия всегда нужно учитывать при принятии решения.
6. Взаимозависимость решений. Все организационные решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решения потребует сотни решений менее значительных. Крупные решения имеют последствия для организации в целом. Например, покупка нового высокотехнологичного и более производительного оборудования скажется на деятельности производственного отдела и отделов маркетинга и сбыта, т.к. нужно будет увеличивать объем продаж. Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние уровни власти. Менеджеры, способные разглядеть взаимозависимость решений, зачастую становятся кандидатами на повышение.
Представители школы науки управления применяют методы научного исследования к решению операционных проблем организации. Особенности науки управления как подхода:
— Использование научного метода. Фундаментальной процедурой любого научного исследования является научный метод, состоящий из трех этапов:
1. Наблюдение. Включает сбор и анализ информации по проблеме и ситуации.
2. Формулировка гипотезы. Исследователь выявляет имеющиеся альтернативы и их последствия для ситуации, а так же делает прогноз. Цель – установить взаимосвязи между компонентами.
3. Верификация. Подтверждение достоверности гипотезы, проверка, наблюдение результатов принятого решения.
— Системная ориентация. Заключается в необходимости учитывать, что организация – открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей.
— Использование моделей. Необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Модель – представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета, упрощение реальности для ее понимания.
1. Физическая. Например, уменьшенная модель здания или автомобиля.
2. Аналоговая. Например, схема организационной структуры или график зависимости между объемами производства и издержками.
3. Математическая. Например, зависимость между объемом производства и издержками описывается с помощью математической модели C=PV(0,1)+2500.
Этапы процесса построения модели:
1. Постановка задачи. Проблема должна быть точно диагностирована.
2. Построение модели. Должны быть определены главная цель модели, выходные нормативы (информация) для принятия решений руководителем, информация для построения модели, расходы (модель, которая стоит больше, чем вся задача, не имеет смысла).
3. Проверка модели на достоверность. Определение степени соответствия модели реальному миру, степени помощи руководителю в принятии решения.
4. Применение модели.
5. Обновление модели. Необходимо, если меняются цели или неясны выходные данные, или нужны дополнительные данные.
Общие проблемы моделирования:
1. Недостоверные исходные допущения. Например, модель построена на основе предположения, что рост спроса в следующем году составит 10%, а этого не произошло.
2. Информационные ограничения. Недостаток информации, влияющей на построение и применение модели.
3. Страх пользователей. Основная причина не использования моделей заключается в том, что руководители, для которых она предназначена, могут не вполне понимать получаемые данные и бояться ее применять.
4. Слабое использование на практике. Страх, недостаток знаний, сопротивление переменам – причины не использования моделей в практике.
5. Чрезмерная стоимость. Выгоды от использования моделей должны оправдывать ее стоимость.
1. Теория игр. Метод моделирования воздействия принятого решения на конкурентов.
2. Теория очередей. Используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них.
3. Управление запасами. Используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а так же количества готовой продукции на складах.
4. Линейное программирование. Определение оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.
5. Имитационное моделирование. Процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации.
6. Экономический анализ. Включает почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а так же относительной рентабельности деятельности предприятия.
Методы принятия решений:
1. Платежная матрица. Один из методов статистической теории решений. Полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.
2. Дерево решений. Используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся решений. Заключается в схематическом представлении проблемы принятия решения.
Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Методы прогнозирования:
1. Неформальные методы: сбор вербальной и письменной информации от потребителей, поставщиков, конкурентов, из журналов, газет и т.д., промышленный шпионаж.
2. Количественные методы: анализ временных рядов (проецирование тренда), казуальное (причинно-следственное) моделирование (прогнозирование, что пройдет с ситуацией, путем исследования статистической зависимости между фактором и другими переменными).
3. Качественные методы: мнение жюри (экспертов в наиболее важных сферах), сбытовиков, модель ожидания потребителя (на основе опроса клиентов), метод экспертных оценок.
1. Принятие решений – процесс выбора альтернатив, связующая функция управления.
2. Решения бываю запрограммированные и незапрограммированные.
3. Существуют три подхода к понятию решений: интуитивный, основанный на суждениях, рациональный.
4. Рациональное решение состоит из следующих этапов: диагностика проблемы, формулировка критериев и ограничений, определение, оценка и выбор альтернатив.
5. На принятие решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда, информационные и поведенческие ограничения, негативные последствия и взаимозависимость решений.
6. Модель – представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета, упрощение реальности для ее понимания.
7. Этапы построения модели: постановка задачи, построение модели, проверка на достоверность, применение, обновление.
8. Основные модели науки управления: теория игр, теория очередей, управление запасами, линейное программирование, имитационное моделирование, экономический анализ.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004.
гл. 7 «Принятие решений», гл. 8 «Модели и методы принятия решений»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Техники моделирования будущего
Сегодня мы поговорим об очень важной вещи, о которой вы, возможно, никогда не задумывались, а может, когда-либо, и слышали о ней. Речь пойдет о моделировании будущего, о программировании и создании нужных событий.
Мы поговорим о том, что в нашей жизни являют собой события: откуда они берутся, кто их программирует и почему так случается, что события, которых вы не ждете, наступают, а те события, которых вы очень хотите, просто страстно жаждете, никак не наступают и не сбываются.
Как оказалось, все события, которые происходят в нашей жизни, они создаются (моделируются) нами самими — нашими мыслями, тем, как мы относимся к тому или иному человеку и к тем или иным предметам, событиям и к тому образу жизни, которым мы живем. Все, что мы получаем в нашей жизни, целиком и полностью зависит от нас.
Сегодня с нами происходит то, о чем мы думали вчера. А завтра будет происходить то, о чем мы думаем с вами сегодня. И не зря мы сегодня с вами об этом говорим, потому что меня многие спрашивают: «Мерлин, а как сделать так, чтобы события в моей жизни происходили так, как я хочу?».
И это оказалось не столь сложным. Оказалось, что уже давно, много веков назад люди умели это делать. Люди умели программировать свои события. И не только прогнозировать, а прямо создавать событийный поток, который приводил их к нужному результату. Этим занимались очень многие духовные практики, в том числе и даосские. Вот как раз о даосских практиках чуть больше я вам сейчас и расскажу.
Как вы уже, наверное, догадались, необходимо что-то делать, чего в жизни вы еще не делали. И необходимо, соответственно, как-то думать, как вы в жизни не думали. Для того, чтобы притянуть в свою жизнь нужные события, нужные суммы денег, нужных людей, нужных партнеров, нужный бизнес, необходимо кое-что у себя перестроить. И, возможно, я вам расскажу то, о чем вы никогда не слышали. Сейчас вы услышите, как это можно сделать вам лично и абсолютно изменить свою жизнь.
Но сначала пару слов о том, как это работает. Работает это следующим образом. Древние даосы заметили, что мысли очень сильно влияют на то, что у нас происходит в жизни. Они в прямом смысле моделируют и программируют наше будущее.
Наверняка вы знаете, что я практик. Давайте сделаем с вами практику. Для этого у меня есть специальные предметы, которые нам помогут. Например, это натуральные рога дикого яка из Тибета. И еще поможет нам пчелиный воск, который пчелы заготавливают. Зачем нам это нужно? Вы, наверное, слышали неоднократно пословицу «Брать быка за рога». Чтоб вам легче было представлять, как эту практику делать, мы с вами будем брать быка за рога.
Для чего это нужно? В этой практике мы будем использовать две стихии – стихию Огня и стихию Воды. Огонь – это сердце, а Вода – это почки. Эти рога будут символизировать связь с природой, с жизненной силой быка. Так вам легче будет представить. Конечно, на самом деле получается немножко не так, все сложнее. Но для того, чтобы вы могли без рогов яка сделать эту практику, представлять будете так.
Техника «Моделирование событий» (практика)
Я беру кусочек воска и кладу его в рот. Немножко разжевываю. Получается своего рода жвачка. Оставляю его во рту. Для чего это делается? Это делается для того, чтобы у меня появилась некая связь с тем пространством жизненным, в котором живут пчелы. И рога я беру таким образом, как будто беру быка за рога. Это лечебные рога. Они используются специально для лечебных целей, существуют практики соскабливания.
Вам тоже нужно сделать жевательные движения, они помогут вам войти в состояние. Дальше необходимо руки вытянуть вперед и сжать рога в кулаки. Представьте, что перед вами бык, и вы держите его за рога. Необходимо сильно сжать кулаки. Сначала пальцы сжимаются, потом сам кулак. Напрягаете эти кулаки. Потом глаза закрываются и тоже сжимаются. Сжимаются челюсти и напрягаются все мышцы лица. И не только это.
Упражнение выполнять нужно стоя. Ступни стоят на поверхности. Пальцы ног сжать так, как будто вы цепляетесь когтями. В цигуне это называется укоренение. И еще нужно будет сжать три группы мышц в промежности. Что мы будем делать? Во-первых, это делается очень быстро, но вы почувствуете всю действенность этого упражнения. Это будет первый шаг к программированию и моделированию ваших событий в жизни. Это такой предварительный вступительный шаг.
Когда вы все сожмете, представьте огонь в своем сердце. Вы должны понимать, огонь в вашем сердце разгорится. Две стихии – Огонь и Вода – будут взаимодействовать, и вы наполнитесь энергией.
Упражнение мы будем делать всего три раза. Поэтому приготовьтесь, встаньте, ноги на ширине плеч, носки ног чуть-чуть внутрь. Пальцы ног как будто вцепились в поверхность, как когти. Нужно будет напрячь все группы мышц, лицо, сжать кулаки. Возможно, у вас лицо покраснеет или вы почувствуете жар, начнет выделяться пот. Это все нормально. Таким образом, вы входите в состояние для создания событий в своей жизни.
И как раз в тот момент, когда вы все это сделаете, зажжете в сердце Огонь, вам необходимо будет почувствовать, как вы соединяете Огонь в сердце с Водой в почках. Все усиливается и в этот момент нужно подумать о том событии, которое вы бы хотели создать.
У нас будет с вами три попытки. Это сделать физически достаточно напряженно, чтоб вы знали. Поэтому приготовьтесь к тому, что будет физическая нагрузка. Итак, приготовились. Руки вытянули вперед, сжали в кулаки. И теперь закрыли глаза, сжали кулаки, лицо, вцепились ногами, укоренились. Напрягли все мышцы промежности. И задержали дыхание.
Представляем Огонь в сердце. Отпустили. Вы чувствуете, как пошла энергия. И второй раз. Закрыли глаза, взяли быка за рога, сжали кулаки, глаза, лицо, мышцы промежности. Ноги вцепились и задержали дыхание. Почувствовали огонь, он разгорается в теле. Остановились второй раз.
И еще третий раз. В нем происходит соединение, которое помогает создать события в вашей жизни. Итак, приготовились. Руки вперед. Взяли быка за рога. Сжали кулаки, мышцы лица, промежности, укоренились. Задержали дыхание. И представили то, что вы хотите. Расслабьтесь.
Это упражнение, которое вы проделали, способствует моделированию будущего и привлечению нужных вам событий, которые вы хотите увидеть в собственной жизни.
Практика «Моделирование событий» (видео)
Смотрите видео, делайте практику и моделируйте нужные вам события — управляйте своей Судьбой!
Пусть ваши желания станут Реальностью!
P.S. Примите в ДАР мощный Цифровой Амулет «ЭКСТРЕННАЯ УДАЧА» :
ПОНРАВИЛОСЬ ТО, ЧТО ПРОЧИТАЛИ? ПОДЕЛИТЕСЬ!