Что значит смежная рифмовка
Сатурния
Сайт литературного объединения «Сатурния»
Системы рифмовки
Обычно литературоведы и авторы учебников по стихосложению не выделают системы рифмовки как отдельные виды рифмы и относят их к разновидностям рифмы, либо к строфике. Однако я считаю, что выделить отдельно их стоит, чтобы у начинающих поэтов не было каши в голове. Всё-таки они больше относятся к внешней форме рифмы, а не к внутренней. К тому же, именно системы рифмовки лежат в основе строфического построения стихов.
Графически системы рифмовки представляют в таком виде: аабб, абаб, абабвв и т.д. Символами букв обозначают рифмы. Это очень удобно, чтобы понять схему рифмовки отдельного стихотворения. Например, схему рифмовки «Осеннего романса» И. Анненского можно записать так: абаб:
А в сердце тоски не уйму… – б
Сегодня томительно душно, – а
Но солнце таится в дыму. – б
Самые распространенные схемы рифмовки (их три) имеют свои названия:
– Смежная (её также называют последовательная или параллельная) – рифмовка, смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертным (аабб). Это наиболее очевидная система рифмовки, пользующаяся особой популярностью во все времена. Практически все рифмованные эпосы написаны с помощью смежной системы рифмовки. Такими же стихами написана знаменитая поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Пример из творчества Сергея Есенина:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Кажется, что пользоваться смежными рифмами – проще простого, но это ощущение обманчиво. Короткая строка, которая чаще всего употребляется при смежной рифмовке, близость рифмующихся строк требует от поэта виртуозного владения техникой. Ему требуется не только максимально точно подобрать рифму (неточные рифмы, как правило, не звучат), но и сформулировать в малом пространстве строки свою мысль так, чтобы она не звучала искусственно.
– Кольцевая (опоясывающая или охватная) – рифмовка первого стиха с четвёртым, второго – с третьим (абба):
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.
В. Брюсов. Сонет к форме
Несколько более сложная система рифмовки, нежели смежная. Вторая и третья рифмующиеся строки немного затеняют рифму первой и четвёртой строки, «смазывают» её. Но такой системой рифмовки очень удобно пользоваться, например, при описании противоречивых чувств, поскольку вторая и третья строки как будто быстро проговариваются, имеют более выраженную динамику, нежели первая и четвёртая опоясывающей рифмы.
– Перекрёстная – рифмовка первого стиха с третьим, второго – с четвёртым (абаб). Самая популярная и наиболее гибкая в ритмическом плане система рифмовки. Она несколько сложнее, чем стихи со смежной рифмовкой, но проще, чем с кольцевой. Примеров такой системы рифмовки великое множество. Один из них – хрестоматийное тютчевское четверостишие:
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
– Некоторые литературоведы выделяют ещё сплетённую (или смешанную) систему рифмовки. Это общее название всех остальных систем рифмовки (например, онегинская строфа) и их модификаций, а также сонетных и других твёрдых форм. Например, схема английского сонета такова: абаб вгвг деде жж, вариант французского сонета: абба абба ввг ддг, схема рубаи – ааба и т.д.
сонет заказан был, а с ним мороки:
четырнадцать в нём строк, считают доки
(из коих правда, три — уже в ряду).
А вдруг я рифмы точной не найду,
слагая во втором катрене строки!
И всё же, сколь катрены ни жестоки,
господь свидетель — с ними я в ладу!
А вот и первый подоспел терцет!
В терцете неуместна проволочка,
постойте, где же он? Простыл и след!
Второй терцет, двенадцатая строчка.
И раз тринадцать родилось на свет —
то всех теперь четырнадцать, и точка!
Лопе де Вега. Сонет о сонете
Схема рифмовки этого сонета такова: абба абба вгв гвг.
Смежная, кольцевая, перекрестная рифмы
Смежная, перекрестная, кольцевая рифмы и их комбинации
Писать стихи хотя бы раз в жизни пробуют многие, желая настрочить оригинальное признание в любви или дифирамбы юбиляру, а то и просто вылить избыток эмоций на бумагу. В освоении искусства стихосложения начинающим поэтам, несомненно, пригодятся и некоторые теоретические познания в этой области.
Рифмовкой принято называть определенный порядок чередования рифмующихся строк, то есть строк с созвучными окончаниями, в строфе. По этому критерию обычно выделяют следующие рифмы:
Смежная (или парная) рифма предполагает, что смежные строки рифмуются последовательно одна за другой по парам: первая – со второй, третья – с четвертой. В виде простой формулы это можно выразить так: ААББ (одинаковые буквы означают строки с созвучными окончаниями). Такой подход к «ваянию виршей» является, пожалуй, наиболее распространенным среди людей, впервые берущихся за перо, вследствие технической простоты написания и высокой динамичности изложения текста. Особенно часто авторы используют этот вид рифмовки при создании литературных творений для детей. Самым известным примером, наверно, можно назвать стишок А. Барто про девочку Таню, которая «уронила в речку мячик». Бесчисленные детские скороговорки, считалки, загадки также изобилуют этим способом рифмовки. Впрочем, с его помощью и сама малышня с легкостью может поупражняться на поэтическом поприще.
В гости к нам пришла весна – (А)
Лес проснулся ото сна! (А)
Мы гулять пойдем по лужам! (Б)
До свиданья, злая стужа! (Б)
Перекрестная рифма подразумевает, что строки в строфе рифмуются через одну, «по очереди»: первая – с третьей, вторая – с четвертой. В виде простой формулы это выглядит следующим образом: АБАБ. Такая рифма наиболее популярна среди авторов. Зачастую она звучит более «изящно», чем смежная, достаточно универсальна при выборе ритма стихотворения, но вместе с тем не так уж технически сложна при ее создании. Строфы с таким видом рифмы гораздо проще заучить наизусть, так как две смежные несозвучные строки уже содержат своего рода «подсказки» к последующим двум рифмующимся с ними строчкам. Немало произведений, написанных с помощью этого подхода, отнесено к российской литературной классике и включено в школьную программу.
Застыло небо яркой синевою, (А)
Куда ни глянь – бескрайние луга. (Б)
Средь них река игривою волною, (А)
Петляя, лобызает берега. (Б)
Где каждый путник преподнес урок. (Б)
Случайных нет тропинок и дорог, (Б)
Как и случайных нет на них людей. (А)
Как правило, большинство поэтов при написании одного произведения используют лишь один из вышеописанных способов рифмовки. Но таким творческим подходом ограничиваются не все. Поэтому часто принято выделять еще одну разновидность рифмы.
Сплетенная (или смешанная) рифма – это общее название сложной рифмы, при создании которой было использовано несколько комбинаций рифмовок или же более двух рифмующихся строк с одинаковым созвучием окончаний. Схематически это может выглядеть совершенно по-разному: так, формула написания английского сонета – АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ, персидских рубаи – ААБА и т. д.
Какими бывают способы рифмовки?
Стихи и песни содержат рифмованные строки. Чтобы создать по-настоящему достойное произведение, поэты перебирают множество слов. Мало просто подобрать ее, необходимо красиво расставить слова. Если все стихотворение написано на одной рифме без глубокого содержания, оно может показаться однообразным, нудным и неинтересным. Поэтому часто применяют две пары рифмованных строк.
Примитивное стихосложение изучают в 5 классе. Способы рифмовки, которые при этом рассматривают, находят примеры в классической отечественной поэзии. Чтобы сделать обзор основных способов рифмования строк, следует уделить внимание такому понятию, как рифма.
Что это такое?
Вам будет интересно: Существует ли гравитация на Луне?
Слова имеют ударные и безударные слоги. Одинаково оканчивающиеся могут составить рифму друг другу. Для этого они должны иметь созвучное окончание, например:
Не всегда рифма состоит из одного слова. Встречаются и такие, что используют два, даже три односложных:
Способы рифмовки в литературе могут применяться разные, но на конце строки должны стоять рифмующиеся слова. Принято обозначать их буквами латинского алфавита. При этом рифмующиеся строки имеют одну и ту же букву. Сколько их будет в строфе, решает автор. Рассмотрим самый простой вариант, который распространен в русских народных частушках.
Если говорить коротко, это две строки, стоящие рядом и имеющие одну рифму. Ее обозначают АА. Примеры можно найти в народных поговорках:
В русском фольклоре часто встречаются рифмованные строки, использующие смежную рифмовку:
Что ты, миленький, не весел?
Что головушку повесил?
Такой способ рифмовки использовал М. Ю. Лермонтов в некоторых стихотворениях.
Короткие рубленые строки создают тревожное настроение. Предложения укладываются в две коротких строки и похожи на тезисы. Рифмы выбраны простые, но от этого впечатление грядущей беды только усиливается. Писать в такой манере не так легко, как кажется. Если то, что хочет сказать поэт, составляет рассказ или балладу, смежная рифмовка имеет схему ААББ.
Перекрестная
Самой распространенной стала перекрестная рифмовка, в которой строки выстроились в следующем порядке: АБАБ. В своем творчестве А. С. Пушкин часто прибегал к такому способу рифмовки.
Две пары строк как бы пересекаются друг с другом. Это создает поэтический настрой, задает музыку речи. В песнях строфа из четырех строк с перекрестной рифмовкой считается классикой. Ф. И. Тютчев написал знаменитый гимн весне именно таким образом.
Кажущаяся сложность такого построения строфы на самом деле дает больше возможности выражению мыслей и чувств. Такие стихи легко учатся, поскольку каждая строка повествования нанизывается на стройный каркас формы АБАБ. А дополняется по смыслу Б, затем просится рифмованная А, которая опять тянет за собой Б.
Кольцевая
Способ рифмовки строк, где составляют пару первая с четвертой и вторая с третьей – АББА – применяется не так часто. Это изысканный стиль салонной поэзии, который несет в себе благородный оттенок. Его используют в сонетах, одах и прочих возвышенных произведениях. А. С. Пушкин написал в поддержку декабристам стихотворение, которое позже укрепляло веру очень многих борцов, именно таким способом.
В первой строфе поэт использует перекрестную рифмовку, и она становится похожей на девиз. Остальные охвачены кольцами внешней и внутренней рифмовки. Средние строки создают впечатление некоторого дополнения темы, и окончательный ритм стихотворения становится ясен только в конце четверостишия.
Холостая
Начинающие поэты часто используют рифму только во второй и четвертой строках строфы: АБСБ. Это не режет слух, но и не производит академического впечатления. А. С. Пушкин не позволял себе поблажек, тщательно отыскивая подходящие слова. Впрочем, Г. Гейне часто прибегал к такому способу рифмовки.
С. Есенин очень тонко чувствовал поэзию и мог, даже используя нерифмованные первую и третью строки, создавать прекрасные произведения. Одним из примеров служит стихотворение «Белая береза», которое стало песней. Секрет чарующего влияния есенинской лирики в красивых словах на концах нерифмованных строк: береза, снегом, ветках, кисти, снежинки, лениво, ветки. Простое перечисление уже создает неспешное зимнее настроение.
Смешанная
Онегинская строфа, которую А. С. Пушкин использовал для написания романа в стихах, содержит все три способа рифмовки. Пример с классика берут не часто, но все же встречаются сонеты-подражания, в строфе которых применяется метод А. С. Пушкина. Чаще смешанную рифмовку применяют в устойчивых формах стихосложения: триады, тетрады, лимерики. Способы рифмовки стихотворений довольно разнообразны:
Яркий пример смешанной рифмовки – лимерик, состоящий из пяти строк. Первая, вторая и пятая представляют одну группу. Третья и четвертая строка – вторую: ААББА. Это стихотворение, состоящее из одной строфы, чаще всего имеет юмористические мотивы.
Заключение
Известно очень много видов смешанной рифмовки. Поэты развивают их с древних времен. Строфа может иметь восемь, десять, двенадцать или четырнадцать строк. Естественно, что разнообразие способов рифмовки стихотворений создает более яркое полотно стиха.
Все еще продолжаются эксперименты по стихосложению. Начало двадцатого века поражало обилием форм. Пусть прижились не все из них, но творческий человек всегда открыт для экспериментов. Одно остается незыблемым: три классические формы рифмовки.
Что значит смежная рифмовка
Рифма и ее разновидности
Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Азы стихосложения: способы рифмовки и виды строф
Рифмовка – словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом – два красных или чередовать их… Комбинаций много.
Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.
Итак, РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихе.
Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».
СТРОФА – группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.
Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо «Евгения Онегина», написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.
Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.
1.Смежная рифмовка «ААBB».
Мы хлеба горбушку – и ту пополам! (А)
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, (В)
Тебе – половина, и мне – половина! (В)
2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».
О, есть неповторимые слова, (А)
Кто их сказал – истратил слишком много, (В)
Неистощима только синева (А)
Небесная и милосердье Бога. (В)
3. Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»
Уж подсыхает хмель на тыне. (А)
За хуторами, на бахчах, (В)
В нежарких солнечных лучах (В)
Краснеют бронзовые дыни… (А)
4. Холостая рифмовка – в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.
Чаще всего первый и третий стих не рифмуются – «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки – «АВАС».
Бушуют кудри у ней по плечам, (А)
Как смоляные реки. (В)
От этих огромных ясных очей (С)
Займется дух в человеке. (В)
Так что холостая рифмовка – вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!
В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.
5. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.
Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):
Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)
Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)
Поёт ли дева за холмом – (А)
Свой отклик в воздухе пустом (А)
Исторически сложился ряд «твёрдых строфических форм» – устойчивых строфических схем стихотворных текстов.
Твёрдая форма – промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.
ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC. («Божественная комедия» Данте).
Земную жизнь пройдя до половины, (А)
Я очутился в сумрачном лесу, (В)
Утратив правый путь во тьме долины. (А)
Каков он был, о, как произнесу, (В)
Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)
Чей давний ужас в памяти несу! (В)
Но, благо в нем обретши навсегда, ( D )
Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)
РУБАИ – четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:
В колыбели – младенец, покойник в гробу: (А)
Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)
Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)
Господин не откроет секрета рабу. (А)
ЛИМЕРИК – пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже – амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.
Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
И немного ему полегчало.
ОКТАВА – строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :
Обол – Харону: сразу дань плачу (А)
Врагам моим. – В отваге безрассудной (В)
Писать роман октавами хочу. (А)
От стройности, от музыки их чудной (В)
Я без ума; поэму заключу (А)
В стесненные границы меры трудной. (В)
Попробуем, – хоть вольный наш язык (С)
К тройным цепям октавы не привык. (С)
Ты промелькнула, как виденье, (А)
О, юность, быстрая моя, (В)
Одно сплошное заблужденье! (А)
Ты промелькнула, как виденье, (А)
И мне осталось сожаленье, (А)
И поздней мудрости змея. (В)
Ты промелькнула, как виденье,— (А)
О, юность быстрая моя! (В)
СОНЕТ – стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже – на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности – ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» – ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).
Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).
Ещё несколько распространённых видов рифмовки.
МОНОРИМ – стих, построенный на одной рифме – монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард. Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Нежат думы про весну.
РИФМОВКА 4+4 («квадратная рифмовка») – рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Ночью снял на память гром.
Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
РИФМОВКА 3+3 («треугольная рифмовка») – рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
А потом мне снились горы – ( A )
В белоснежных одеяньях ( B )
Непокорные вершины, ( C )
И хрустальные озёра (А)
У подножий великаньих, (В)
И пустынные долины. (С)
Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.