Что значит смешанное обучение в образовательном процессе
Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.
Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:
Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies
Принципы смешанного обучения
Появление и развитие смешанного обучения
Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.
В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:
Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.
Также лепту в развитие смешанного обучения вносят исследования в области обработки информации мозгом, которые стали весьма популярны в последние годы благодаря развитию роботостроения. Так, после научных публикаций профессора Сюзанны Дикельман в 2008-2010 гг., косвенно свидетельствующих о важной роли сна в процессе запоминания информации, библиотеки американских университетов оперативно пересмотрели свое отношение к дремлющим над книгами студентам и стали создавать специальные помещения для кратковременного сна.
В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.
По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.
Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:
Специализация деятельности в системе BL ITyStudio
Главная задача СДО для смешанного обучения
Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.
В рамках смешанного обучения это противоречие разрешается просто: в фазу электронного обучения выносят тестовую проверку знаний, оставив преподавателю более интересную для него работу по измерению уровня творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С-Р-П (Ситуация→Реакция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить “Подкрепление”, а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т.е. «Реакции»).
Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.
Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.
Как главная задача СДО решается в iSpring
Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.
Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.
23 встроенных типа вопросов обеспечивают большое разнообразие представления тестов.Для отдельного вопроса или всего теста можно настроить мультимедийные и текстовые сообщения, несущие справочную или «подкрепительную» информацию.
Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:
Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.
Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.
Смотрите подборку видео о смешанном обучении.
Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:
Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:
Список источников:
Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.
Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.
Смешанное обучение — новый тренд в образовании. Что о нем нужно знать?
Школа в ее классическом варианте у многих вызывает массу вопросов, кроме того, весна-2020 показала родителям, чему и как учат их детей. К этому добавляются большой объем уроков и домашних заданий, мало времени на отдых и хобби и другие проблемы. Но перейти полностью в онлайн готовы не все родители и ученики. Золотая середина — смешанное обучение. Рассказываем, что в нем хорошего и почему его практикуют даже в государственных школах.
Ребенок может потерять интерес к учебе, особенно это проявляется в средней школе, а впереди ОГЭ, ВПР и поступление в вуз. Нравоучения и наказания с подростками не работают — ну или их хватает максимум на неделю. Если школьник не хочет учиться или ему некомфортно в обычной школе, стоит задуматься о смене формата обучения.
Альтернативные варианты учебы в России
Вот самые популярные направления:
Как сохранить баланс между учебой и жизнью
Смешанное обучение позволяет избавиться от рамок общеобразовательной системы и вместе с тем получить полноценные знания под руководством педагогов. Появилась эта методика еще в XX веке, материал для изучения дома выдавали на компакт-дисках (вы еще помните такие?).
С развитием технологий такой формат стали практиковать все больше школ, сначала в США и Европе, а теперь и в России. Кстати, ученые Стэнфордского университета с 1996 по 2008 год проводили эксперименты и сравнивали разные форматы учебы. Онлайн- и традиционное обучение одинаково уступали по эффективности смешанному!
Сейчас у смешанного обучения более 100 подвидов, и, пожалуй, у каждой школы свой подход. Дома школьники учатся не только по видео и учебникам — больше возможностей дает интерактивное онлайн-пространство на специальной платформе, как, например, в Школе Le Sallay Диалог.
Важные плюсы смешанного обучения:
Главные школы смешанного обучения
Школа Le Sallay Диалог
Школа Le Sallay Диалог
Школа Le Sallay Диалог — отделение международной академии Le Sallay в Европе, одна из самых продвинутых школ, где смешанное обучение — не модный эксперимент одного учителя, а полноценная концепция, выстроенная по европейским стандартам.
Обучение организовано в группах по 5–6 человек для детей в возрасте 10–14 лет. Большую часть года дети учатся дистанционно (до 5 уроков в день), 4 раза в год на 2 недели переходят на обучение лицом к лицу с педагогами, где особенное внимание уделяется общению со сверстниками и развитию эмоционального интеллекта. Школа Le Sallay Диалог полностью берет на себя обучение ребенка в средней школе, и родителям не приходится вовлекаться в процесс учебы и контроля успеваемости ребенка. Программа ориентирована на российскую образовательную систему, но расширена по сравнению со стандартными учебными планами и составляется индивидуально для каждого ученика. За школьниками закреплены личные тьюторы и психолог. Большинство учителей хорошо известны в Москве, до Le Sallay Диалог они работали в Летово и Хорошколе.
Обучение в Le Sallay Диалог держится на трех ценностях: учителя стараются развивать у учеников системный подход, критическое мышление и креативность. Сильная команда педагогов, продуманная академическая программа и эффективное обучение — это касается как естественнонаучных, так и гуманитарных предметов.
подать заявку и пройти небольшое собеседование.
10 000 евро год с полным пансионом на время очных сессий. Есть рассрочка.
Смешанное обучение в вузе: что это такое, модели и их описание
Традиционное образование со скучными лекциями и стандартными задачами уже давно не соответствует духу времени. Однако переход на альтернативные методы может стать слишком радикальным решением. Есть ли золотая середина? Да, и имя ему — смешанное обучение.
Что собой представляет смешанное обучение, на каких принципах оно строится и какие модели смешанного обучения существуют — об этом мы расскажем в статье.
Хотите первыми получать свежие новости из мира образования? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое смешанное обучение в образовательном процессе
Современные тренды образования будущего и классический подход объединились в технологии смешанного обучения. Давайте разберёмся, что это такое.
Смешанное обучение — это образовательный подход, который сочетает в себе разные учебные форматы: очный, заочный, дистанционный, интерактивный, электронный и другие. Это даёт студенту возможность самостоятельно выбирать время, место, скорость и направление своего образования.
Смешанное обучение сочетает очные и заочные форматы
Смешанное обучение появилось благодаря современным технологиям и развитию интернета. Они позволили совмещать лучшие практики традиционного образования в школе или вузе и свободу дистанционного обучения.
Термин «смешанное обучение» впервые появился в 1999 году, когда выпустили программное обеспечение, позволявшее учиться через интернет дистанционно.
Принципы смешанного обучения
Смешанный формат обучения строится на определённых принципах:
Последовательность
Смешанное обучение в вузе должно быть последовательным. Сначала студент изучает новый материал сам, потом слушает объяснения преподавателя и закрепляет знания на практике.
Наглядность
Электронное обучение невозможно без наглядных обучающих материалов, к которым студент всегда может обратиться. Поэтому преподаватели создают электронные учебники, видеоуроки, схемы и так далее, чтобы учащимся было проще разбираться в новой информации.
Отработка на практике
Чтобы закрепить полученные знания, необходимо отработать их на практике. В смешанном формате обучения это могут быть как групповые занятия в аудитории, так и цифровые тренажёры.
Непрерывность
Основа смешанного обучения — это его непрерывность. Она предполагает, что студент может зайти на дистанционную учебную площадку и получить новый материал для изучения. Это пересекается с концепцией микрообучения в высшем образовании.
В смешанном обучении также используются разные форматы учебных материалов
Поддержка
В отличие от адаптивного обучения смешанное предполагает активное взаимодействие студента и преподавателя как онлайн, так и офлайн. Учащиеся всегда могут обратиться к педагогу, задать вопросы и получить поддержку.
Преподаватель в модели смешанного обучения — это наставник, который стимулирует интерес учащихся, мягко направляет их учебный поиск и даёт необходимые инструменты для самостоятельной работы.
Модели смешанного обучения и их описание
На сегодняшний день существует около 40 моделей смешанного обучения. В школах и вузах чаще всего используют следующие методики и их подвиды:
Ротация
У данной модели смешанного обучения много подвидов: ротации станций, лабораторий и так далее. Но главный принцип — это перемещение учащихся по разным группам. Например, преподаватель может разделить студентов на две части. Одна будет заниматься онлайн, а вторая — непосредственно в аудитории.
Или организовать три группы студентов: одни работают дистанционно, вторые — самостоятельно в аудитории, третьи — под руководством учителя. Важно, что состав групп может меняться, а учащиеся пробуют разные виды взаимодействий.
Перевёрнутый класс
Модель смешанного обучения «перевёрнутый класс» считается одной из самых популярных. Это такой тип организации учебного процесса, при котором студенты изучают новый материал дома, а в аудитории работают непосредственно над практическими задачами в группах.
Главная трудность учебной модели «перевёрнутый класс» — отследить, чтобы учащиеся действительно выполняли домашнее задание в полном объёме, самостоятельно изучая новый материал.
Индивидуальный план
Данный вид смешанного обучения максимально персонализирует образование студентов. Для этого разрабатывается индивидуальный учебный профиль, по которому проходят обучение как отдельные ученики, так и определённые группы. Преподаватель должен при этом учитывать личные особенности учащихся, их цели и возможности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Проектная работа — важная часть смешанного обучения
Гибкая модель смешанного обучения
Такая модель предполагает, что студенты самостоятельно разрабатывают свои графики обучения, выбирают темы и скорость, с которой они планируют осваивать выбранные материалы и достигать поставленных целей. Главное — гибко подходить к выбору образовательного плана, исходя из целей и потребностей. Преподаватель лишь курирует и помогает отстающим студентам, работая с ними индивидуально или в группах.
В школе используют ротацию, перевёрнутый класс и персонализацию. А вот гибкая модель подойдёт только для вузов, так как требует ответственности и высоких навыков самоорганизации.
Факторы успеха смешанного обучения
Для успешности моделей смешанного обучения необходимо соблюдать определённые факторы:
Смешанное обучение плюсы и минусы
Давайте подведём итоги и посмотрим, какие преимущества и недостатки есть у смешанного обучения.
Преимущества смешанного обучения | Недостатки смешанного обучения |
Сохраняется возможность обучения лицом к лицу. | Смешанный формат обучения невозможен, если у студентов или преподавателей отсутствует вычислительная техника или недостаточно знаний для работы с ней. |
Создаётся атмосфера достижения результатов и поддержки. | Отсутствие должной ответственности за обучение со стороны студентов может свести идею смешанного обучения на нет. |
Обеспечивается быстрая обратная связь. | Преподавателям необходимо не только готовиться к урокам, но и создавать электронные учебные материалы. |
Благодаря групповой работе развиваются не только мыслительные способности, но и эмоциональный интеллект, а также другие soft skills. | Технические проблемы могут повлиять на процесс обучения. |
Смешанный формат даёт большую свободу выбора предметов, способов и скорости обучения. | Низкая подготовка методической базы для смешанного обучения. |
При смешанном обучении происходит значительная автоматизация контроля и оценки образовательных результатов. | |
Обучение становится более персонализированным и индивидуальным. |
Несмотря на существующие недостатки, смешанное обучение — это довольно перспективная образовательная модель. Она действительно помогает найти здоровый компромисс между традиционным образованием и новыми тенденциями. А её элементы используются в школах и вузах уже сейчас.
Теперь вы знаете, что из себя представляет смешанное обучение и на каких принципах оно строится. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ — обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
Традиционные образовательные методики все сильнее перестают соответствовать духу времени. Ученики 21 века не хотят, а порой даже не могут слушать скучные лекции и выполнять однотипные домашние задания. Однако переход на альтернативные способы обучения – например, полная диджитализация образования, – станет слишком радикальным изменением.
Есть ли менее кардинальный вариант? Да, это смешанное обучение. Рассказываем, что оно собой представляет, на каких принципах основывается и как реализуется на практике.
Что такое смешанное обучение
Смешанное обучение – это образовательная технология, объединившая в себе целый комплекс учебных форматов, от очного до электронного. Студенты, обучающиеся по такому принципу, самостоятельно выбирают время, место и скорость освоения учебного материала. Они могут совмещать образование с работой и сразу же применять новые знания на практике.
Учебный процесс при смешанном или, как его еще называют, интегрированном может состоять, например, из очных занятий, лабораторных работ, самостоятельного обучения и онлайн. Разные образовательные форматы все время чередуются.
Принципы смешанного обучения
Последовательность
В первую очередь, студенты должны самостоятельно ознакомиться с изучаемым предметом или явлением, затем получить подробные объяснения от преподавателя и только после этого использовать новые знания и умения на практике.
Наглядность
Современные технологии электронного обучения позволяют создавать базы знаний для каждой дисциплины, модуля и даже отдельной темы. В них могут быть видеоуроки, пособия со схемами, таблицами, изображениями, онлайн-тренажеры. Удобно, когда студенты имеют такие базы под рукой и могут обратиться к ним в любой момент.
Практическое применение
Для закрепления новых знаний необходима практика. В ходе смешанного обучения студенты могут выполнять практические задания в классе, а могут заниматься в онлайн-тренажерах. На очных занятиях индивидуальная работа чередуется с групповой.
Непрерывность
Очень важно, чтобы студенты постоянно оставались вовлеченными в образовательный процесс. Длительные паузы в обучении негативно сказываются на его результатах. Онлайн-технологии позволяют учащимся продолжать заниматься в любых условиях.
Поддержка
В системе интегрированного обучения студент всегда может связаться с учителем и задать интересующий его вопрос. Для получения важной информации не нужно ждать следующего занятия, как это бывает в классической системе образования.
Чтобы всегда оставаться на связи с клиентами, включая нерабочее время, выходные и праздничные дни, подключите обратный звонок Calltouch.
Виджет обратного звонка для сайта
Преимущества смешанного обучения
Учет потребностей всех учеников
Технология смешанного обучения легко адаптируется под все типы учеников, независимо от того, нравится ли им учиться в группах или индивидуально, очно или через интернет. В отличие от аудиторных занятий и онлайн-курсов, у которых всегда есть ограничения, интегрированные образовательные технологии можно менять в зависимости от дисциплины, модуля, потребностей самих студентов. Не все курсы адаптируются под формат цифрового обучения, но добавить в них интерактивные элементы и онлайн-занятия всегда можно.
Тенденции обучения и обратная связь
Благодаря комплексному применению онлайн- и офлайн-технологий преподаватели могут быстро внедрять в учебную программу новые образовательные технологии и приемы. Например, можно анализировать прогресс учеников при помощи специальных инструментов и программ.
Студенты смешанной формы обучения применяют, обсуждают и моделируют новые навыки в комфортной обстановке. Они не просто смотрят и слушают, а используют изученный материал на практике. Такой подход делает образовательный процесс более эффективным.
Снижение затрат
Классическое обучение в классе кажется менее дорогим, чем интегрированное. Но это только на первый взгляд. Время на поездки в учебный центр, оплата питания, затраты на учебные материалы – это лишь часть расходов, связанных с очным обучением.
Интегрированный подход к электронному обучению позволят сократить расходы учащихся и избавляет их от необходимости тратить время на поездки и проживание вне дома – если они учатся в другом населенном пункте.
Добавьте к этому экономию времени и денег у преподавателей – разница получится впечатляющей.
Удовольствие и участие
Опыт коллективного взаимодействия помогает поддержать вовлеченность каждого ученика и указывает преподавателям на те области и темы, которые требуют большего внимания.
Охват и персонализация
Интегрированное обучение доступно людям из разных регионов, разного возраста и уровня образования. При этом учебные программы подбираются исходя из личных потребностей ученика: ему не придется изучать уже знакомый материал.
Технологии смешанного обучения сравнивают со «шведским столом»: каждый учащийся сам выбирает, как и когда он будет взаимодействовать с учебным материалом. Получение знаний в таком – свободном, непринужденном формате – делает учебный процесс более быстрым и эффективным.
Модели смешанного обучения
Лицом к лицу
Это очные и дистанционные занятия под руководством учителя, в которых учащиеся контролируют свою скорость обучения. В таком формате проводятся ролевые игры и практические уроки. Эта модель смешанного обучения применяется для реализации программ наставничества.
Смена
Студенты переходят от одной учебной активности к другой, осваивая материал в классе с преподавателем либо самостоятельно в онлайн-формате. Часто учащимся предлагают сначала разобрать тему дома, а затем отработать ее на очном занятии.
Гибкое обучение
При гибком обучении студент получает доступ к личному кабинету в системе дистанционного образования и самостоятельно контролирует свой путь получения знаний. Он выбирает, какие дисциплины изучать в первую очередь, а какие – потом. Преподаватель выполняет роль наставника: отвечает на вопросы, оценивает прогресс студента.
Геймификация
Игра – один из самых эффективных способов мотивировать учеников. Получая баллы за каждую освоенную тему или выполненную работу, студенты начинают соревноваться друг с другом. В условиях конкуренции они учатся с большим энтузиазмом, быстрее запоминают материал, делают задания дома.
Онлайн-лаборатория
Это полностью цифровая модель смешанного обучения. Студенты получают доступ к учебным материалам с ноутбуков и занимаются самостоятельно, с минимальной помощью со стороны преподавателя. При необходимости они консультируются друг у друга.
Самостоятельное обучение
Онлайн-драйвер
Модель онлайн-драйвера предполагает самостоятельное изучение материала под руководством учителя. Студент консультируется по любым вопросам, отправляет свои задания на проверку, сдает экзамены. Преподаватель следит за его прогрессом и при необходимости указывает учащемуся на допущенные ошибки.
Как начать смешанное обучение
Сквозная аналитика
Факторы успеха смешанного обучения
Чтобы успешно реализовать обучение в смешанном формате, выполните следующие действия:
Коротко о главном
Смешанная модель обучения – это одно из наиболее перспективных направлений в современной системе образования. Она помогает найти здоровый компромисс между классическими приемами обучения и новыми, еще только набирающими обороты тенденциями. Элементы интегрированного обучения уже сейчас используются в школах, образовательных центрах и вузах.