Что значит служить обществу
Что значит служить обществу
Иван Ильич Гандзий
Сюзанна Севаковна Давоян
«Не могу изменить «вчера» но могу изменить «сегодня»»
Специалист по компьютерной безопасности
Елена Леонидовна Кондратьева
Артур Сергеевич Борсук
Георгий Павлович Брилев
Специалист по компьютерной безопасности
Людмила Аркадьевна Макарова
«Здесь не нужна запятая!»
Алексей Андреевич Дроник
«Если не мы, то не мы»
Специалист по компьютерной безопасности
Марина Николаевна Телегина
Директор по маркетингу
Поднять запись
Алексей Сергеевич Гулов
Алексей Сергеевич Гулов
В последнее время, все чаще приходиться слышать от умных, деятельных, хорошо устроенных и обеспеченных молодых людей такие слова: «Блин, в нашей стране жить фигово, не держали бы меня тут друзья, родственники, и некоторая оседлость, давно бы свалил в Европу». И, вы знаете, диву даешься, задаешь им вопрос: «А почему вы не хотите что-то создавать, улучшать, менять на благо своей страны? Вы же знаете, чем в Европе лучше, попробуйте у себя дома создать такие же условия». Ответ до тупости прост: «Да, блин, страна говно потому, что правительство говно, и народ такой же и что-то тут делать бесполезно – это пустая трата времени, и вообще моя забота – мой кусок хлеба, я на него зарабатываю, причем прилично, и тратить свое время на тупую страну не намерен, да и бесполезно это».
И вот тут мой рассудок приходит в полный упадок.
Неужели люди не понимают, что если бы не общество, в котором мы живем, все, что бы мы могли – это жить собирательствам, может быть вырастить пару грядок, и ходить в вонючей шкуре плохо разделанного животного?
2) Неужели они думают, что приедут в другую страну, город, край, где кровью и потом многих поколений местных жителей было построено более совершенное общество, более качественная жизнь, более крепкие моральные и политические устои, и будут там приняты на ура со своим иждивенчески-паразитарным: «Мое дело – мой кусок хлеба, об остальном позаботиться государство»?
Почему люди в Европе и Америке в целом и общем живут обустроенние и лучше, чем у нас в России? Потому, что там не одно поколение людей выросло с пониманием, что служение обществу, в котором ты живешь – есть наиглавнейшая цель и задача в твоей жизни. И это они называют «патриотизм», а не размахивание в пьяном угаре со слезами на глазах флагом под гимн, слов которого ты не помнишь.
Когда слушаешь нашу «золотую молодежь» (я имею ввиду не только обеспеченных студентов, но и всех трудоспособных и не плохо устроенных людей в разном возрасте, среди них между прочим и руководители отделов, департаментов, руководители и собственники компаний, представители шоу бизнеса и прочие), то невольно понимаешь, почему в нашей стране не так благоустроено как хотелось бы, потому что львиная часть наиболее деятельной и способной части общества считает нормальной мораль паразитирующих иждивенцев (я не ставлю под сомнение их заслуги в работе и не оцениваю способы получения ими дохода, говорю только об их отношении к обществу, в котором они живут).
С чего может начинаться служение обществу? Да с любого доброго дела. Ты можешь помочь нищему на паперти (и не надо разговоров, про то, что это только развратит и унизит его, вы не знаете, почему он здесь и как сюда попал, и вы ведь не приемлете, когда кто-то вместо того, чтобы дать вам то, что вы просите, начнет рассказывать, как вам лучше поступить и как правильнее жить, так почему вы пройдете мимо него решив, что вы лучше понимаете как правильно ему строить свою жизнь, окинув его взглядом, и решив что он негодяй недостойный?), помочь другу, помочь детскому дому, пожертвовать на операцию, на восстановление памятников и зданий, помыть свой подъезд, убрать за сбой, не на мусорить, сделать что-то от души, от чистого сердца, не требуя ничего в замен, тем самым вы уже сделаете что-то хорошее, принесете какое-то благо обществу. Если бы каждый это осознавал, то жизнь была бы совсем другой, похожей более на утопию. Служение обществу, в сущности, может проявляться в любом правильном, моральном добром поступке, будь то усердное выполнение своей работы, учебы или какой-либо иной функции, возложенной на вас (как мы все любим критиковать халтурщиков, которые плохо отштукатурили стену, криво положили асфальт, не продумали дизайн, не создали качественной машины, не произвели качественных услуг, не написали хороших законов, не оказали хорошей медицинской помощи, и при этом через час, придя на работу, мы спокойно халтурим или уклоняемся от работы сами, облегчая себе жизнь, так чем мы лучше?). Служение обществу также может проявляться в не преподавании плохих примеров, в вежливости, в помощи прохожему, в чем угодно. Главное все время помнить, что наша цель в жизни – это служение обществу, даже когда мы получаем образование, рожаем детей и воспитываем их, грамотно обустраиваем свой распорядок дня и отдых – мы служим обществу, потому, что мы получаем знания, силы для дальнейшего продуктивного труда, и производим на свет новых членов общества, которым обязаны дать все самое лучшее, чтобы далее они могли с ещё большей пользой служить обществу, чем мы. Одним словом, надо чаще задумываться, о том, чем ты в конкретный момент, можешь послужить обществу. И никто не требует от тебя быть святым, и стараться сделать что великое – это только твоя гордыня. Начни с малого, начин с самого простого хорошего дела, и все время спрашивай себя: «А что ещё я могу сделать для общества».
Подводя итог, хочется как-то обобщить, что стоит понимать под служением обществу. Более просто выражаясь – это все время жить и поступать, следуя принципам и учениям христианской морали. Почему именно христианкой? Нет, это слепое верование или догматическое восприятие. Но заметите, наиболее процветающая часть населения земного шара так называемый «золотой миллиард» или все, что есть около него – это страны в котором большая часть населения являются христианами или, покрасней мере, являются приверженцами общих принципов христианской морали. Исключение может составить только Япония, и некоторые малые страны восточного мира, но заметите, что в той же Японии и в восточной философско-религиозной мыли – служение своей стране и своему обществу есть главнейший постулат и важнейшая жизненная ценность. (Кстати мусульманская Малайзия и иные более-менее развитые мусульманские страны, также подтверждают идею, что лучше жить там, где каждый человек превыше всего и своих интересов ставит служение обществу, будь то форме исполнения законов, заповедей или иных наставлений).
И поверьте, многие преуспевающие люди, мульти-миллиардеры, крупные ученые, политические деятели, деятели культуры, не ради своих благ и постоянного обогащения работают, они создают что-то лучшее новое, новый уровень качества жизни – и это есть основной мотиватор их деятельности. Кто не верит, почитайте биографии Форда, Дайсона, Гейтса, Джобса, Менделеева да кого угодно, великих поэтов, композиторов, ученых – они все жили не ради прославления и обогащения себя (получение материальных благ и славы являлось скорее, результатом, но не причиной, по которой они создавали, творили и работали), а ради того, чтобы привнести что-то новое, лучшее в мир, в котором они живут. А тот «спортивный интерес» в бизнесе, политике, науке и в целом в жизни, который так часто превозносят в нашей стране после достижения определённого уровня, как раз и является тем разлагающим фактором, который превращает наших видных политиков, бизнесменов, ученых в деструктивной и всеми ненавистный слой населения.
Почему я особенно уделяю внимание наиболее успешной и деятельной части населения, потому, что мне тяжело упрекнуть человека, который еле сводит концы с концами, в том, что он не заботиться и не думает об окружающем его мире и окружающих его людях (хотя и для него служение обществу должно быть главной целью в жизни), у него действительно основной головной болью стоит: «прокормить себя и семью», и другого требовать от него в данной ситуации сложно. Но другое дело, успешные и состоятельные люди, которые тратят свою жизнь на ублажение себя… Не зря в дореволюционной России именно дворян воспитывали в понимании необходимости служить своей стране, т.к. именно они являлись наиболее деятельной и активной частью общества, способной двигать и развивать страну.
А тем, кто все же считает, что живя на благо одного лишь себя, и своих интересов можно построить успешную жизнь, советую чаще бывать на кладбище и думать о смерти, это не страшно, но очень быстро приводит к пониманию того, что разлагаясь в земле тебе будут абсолютно безразличны все твои достижения и победы в этой жизни.
Будьте все здоровы! И помните, зачем вы пришли в этот мир, и благодаря чему вы в нем существуете и имеете, все, что у вас есть. Почаще спрашивайте себя: «А чем я могу быть полезен обществу?». И не бойтесь неприятных поступков, ощущений или лишних отягощении. Когда начинаешь больше делать добрых дел и «напрягать» себя в служении обществу, каждый день наполняется ощущением того, он прожит не зря и вся жизнь обретает смысл.
Да простит меня В.В. Шахиджанян и все читающие, за орфографию, пунктуацию и стиль изложения. В более поздней переработке материала обещаю исправиться, но сейчас очень важно донести до читателей саму мысль, ибо терпеть она больше не может :)))
Основы государственной службы и кадровой политики
Принцип служения государству и обществу
Во многом этические нормы государственно-служебных отношений базируются на традиционных представлениях о долге и чести российского чиновника ответственного перед государством. В ряду морально-этических принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной службы современной России, особо выделяется принцип служения государству и обществу. Его актуальность и практическая значимость определяются тем обстоятельством, что этот принцип имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Будучи близким по своему содержанию с принципами лояльности и политической нейтральности, он имеет свою специфику, обусловленную историческими традициями, менталитетом, политическими, культурными, психологическими и иными факторами.
Понятие «служба» уходит своими корнями в старину, в эпоху формирования Московского централизованного государства, т.е. в тот период в истории нашей страны, когда государственная служба понималась как «государева служба», как служение государю. Непубличность, придание государственной службе характера служения первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу были и пока еще остаются одной из существенных особенностей нашей государственной службы.
Все это порождало нестабильность служебного положения, приводило к резкой смене уровня и профиля службы, увеличивало возможность оказаться в немилости у государя или непосредственного начальника со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правовые и организационные основы «государевой службы» регламентировал и законодательно утвердил Петр I, введя уже упомянутую выше Табель о рангах. Эти основы обозначили появление в России новой профессиональной категории, нового социального слоя людей — чиновников, всецело обязанных своим положением и существованием государственной службе, но более всего государю. Однако осознание роли российского чиновничества в системе власти и управления, вопрос о долге, ответственности, правах и обязанностях государственных служащих, о их служении государству и обществу — эти проблемы были поставлены в России с большим опозданием от стран Западной Европы.
Непризнание принципа служения государству и обществу прослеживается и в советскую эпоху. Главным было служение партии и ее идеалам. В тот период определяющим условием работы в государственном аппарате было членство в коммунистической партии, личная преданность делу партии. Государственный аппарат, служа КПСС, в то же время служил государству, поскольку по своей сути Советский Союз был партийным государством. Существовало лишь формальное различие между партийной и государственной властью.
В этом служении советских чиновников партии и государству нельзя не заметить и служения обществу. Но оно осуществлялось не прямо, а опосредованно. Во всех партийных документах подчеркивалось, что своей высшей целью партия ставит служение советскому народу, обществу. В действительности в практике государственного управления советской эпохи видно служение партийно-советского аппарата интересам государства, которое отождествлялось со служением партии. Служение обществу лишь декларировалось.
Следовательно, становление и развитие российской бюрократии на всем протяжении нашей истории были связаны с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.
Государственная служба в современной России нацелена на служение государству и обществу, многонациональному российскому народу. Это вытекает из конституционного положения: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3). Государственная служба по своему определению предназначена прежде всего для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня считается, что прежде всего чиновник должен служить обществу. Этот подход направлен на «быстрый уход» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития промышленно развитых западных стран. В этом нет ничего плохого, но необходимо только учитывать исторические традиции, а также современные экономические и социально-политические реалии России.
Государственный чиновник в любом государстве служит, прежде всего, своему государству. Данный вывод вытекает уже из самого его названия — «государственный служащий», т.е. служащий государству. Кроме того, именно государство, а не общество нанимает гражданина на государственную службу, заключая с ним служебный контракт.
Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Это актуально не только в правовом, но и нравственном отношении. Для человека, находящегося на государственной службе, чрезвычайно важна нравственная установка, кому служить. Он должен понимать, что главная цель для него — это безупречное служение государству. Но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу — это стратегический приоритет государственной службы любого демократического государства.
Государство является частью общества и существует за счет общества. Государственный аппарат содержится за счет налогоплательщиков. Поэтому и государство, и его механизм — государственная служба должны служить обществу, человеку. Поскольку государство служит обществу, то и государственная служба должна служить ему.
Государственный служащий должен служить не своему начальнику, а государству и народу как первоисточнику власти в обществе. Сегодня предпринимаются попытки ее ориентации на служение не самому государству, а руководителю конкретного государственного органа. Это контрпродуктивный, негосударственный подход.
Как известно, действующее законодательство определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан России. Это прагматичный взгляд на государственную службу как на деятельность, работу или служение в пользу государства в системе его органов. Здесь вновь возникает вопрос, кому служит государственный служащий. Сегодня служба в органах власти является осмысленной деятельностью во имя государства и во имя человека. Смысл и главный принцип современной государственной службы — власть для людей. Служа государству, государственный служащий одновременно служит людям, обществу как главному (согласно Конституции РФ) источнику власти в стране. Это и конституционная и нравственная норма.
В российской традиции государство всегда доминировало над обществом, и чиновничество свысока и несколько пренебрежительно смотрело на общество, на людей. Такая тенденция еще осталась.
Практика свидетельствует, что чиновники не ограничивают свои интересы и свое влияние рамками чисто инструментальных функций. Им присуще стремление к обладанию как можно большими властно-политическими полномочиями. Данное явление следует объяснять причинами не только карьерно-служебного, психологического, но и морального порядка. Чиновникам это удается в силу профессиональных знаний, навыков, опыта управленческой деятельности, наличия административных, материальных ресурсов, личных связей. Очень часто бюрократия становится самодостаточной и самостоятельной политической силой, активно влияющей на вектор развития государства и общества.
Отечественный опыт показывает, что почти каждая попытка реформирования государственного аппарата придавала чиновничеству все больше власти, увеличивая полномочия тех, чьи притязания планировалось ограничивать и контролировать. Следует признать, что российское государство в своем историческом развитии вплоть до начала 1990-х годов, его государственного аппарата, монополизировало политику, управление, экономику, социальную сферу, культуру, резко ограничив поле деятельности общества. Пересмотр направления развития и функционирования государства резкое усиление роли гражданского общества стали возможны после крушения монополии КПСС на власть.
Известно, что политическая функция — не прерогатива бюрократии. Идеальный тип государственной службы не допускает наличия в руках чиновников политической власти, выхода за пределы административных полномочий. Это, в сущности, нарушение не только правовое, но и моральное. В данном случае чиновники начинают служить не государству, и тем более не обществу, а самим себе, своему корпоративному классу, что противоправно и аморально. Это опасная для страны тенденция.
Объективно чиновничество как особая и обособленная социальная категория вряд ли способно абстрагироваться от интересов своей корпоративной группы и стать беспристрастным выразителем позиции и воли общества. Отождествляя себя с государством, бюрократический аппарат вольно или невольно защищает прежде всего свои интересы. Наивно полагать, что даже самый сознательный чиновник будет выполнять управленческие задачи, не учитывая их политический, идеологический и нравственный смысл, забывая о своих политических и материальных интересах.
Служение государству и обществу — нравственная категория. Следует ли ее облекать в правовые нормы? Думается, что да. Когда моральные нормы подкрепляются правовыми, это идет на пользу развития административной ветви власти.
Таким образом, в государственной службе интегрируются политическая, административная и социальная составляющие системы государственного управления.
Принцип служения государству и обществу предъявляет определенные требования к государственным служащим.
Позиция политической нейтральности, сознательной лояльности и на этой основе добросовестное служение государству и его суверену — народу, обществу. Это должно проявляться в верности государственного аппарата конституционному строю, в поддержке общеполитического курса государства определенного в федеральных законах, указах Президента РФ, его ежегодных посланиях Федеральному Собранию и других нормативно-правовых и концептуальных документах.
Сегодня практически во всех цивилизованных странах государственному служащему запрещено не только выступать против конституционного строя, но и участвовать в забастовках или защищать право на забастовку, выдвигаться кандидатом на выборную должность в законодательное собрание или органы местного самоуправления, использовать свое служебное положение для оказания влияния на результаты выборов. Наряду с этим чиновнику запрещается вести какую-либо политическую деятельность при исполнении служебных обязанностей, участвовать в митингах, высказываться по острым политическим вопросам в средствах массовой информации.
На государственной службе не должно быть места политическим симпатиям и антипатиям. Но это если смотреть на проблему в целом.
В действительности происходит иначе. К примеру, в Государственной Думе РФ подбор кадров для аппаратов депутатских групп проводится по принципу политической ориентации и партийной принадлежности. Но в какой бы фракции или депутатской группе государственный служащий ни работал, он должен служить в первую очередь государству и народу, а не партии. Здесь для работника аппарата возникают проблемы не столько правового, сколько морального характера.
Возможность партизации государственной службы контрпродуктивна, поскольку с неизбежностью приведет к ухудшению ее качества, а главное — к определенной социальной направленности. Конечно, можно понять политиков и их стремление подключить мощный административный ресурс к реализации своих партийно-политических программ. Но этот опыт мы уже проходили.
Служение не конкретным государственным органам, не лицу, замещающему руководящую государственную должность, и не своей корпоративной группе, а только Конституции, государству и через него народу, т.е. некорпоративный, неличностный и высокоморальный подход к организации государственной службы и ее кадровому обеспечению.
Действительно, чиновник должен служить не отдельным лидерам, группам, кланам, а обеспечивать общегосударственные интересы, быть преданным государству и своему народу. Важно, чтобы это закрепилось не только в правовом сознании корпуса государственных служащих, но и на духовном, моральном уровне каждого управленца, превратилось во внутреннюю ценность и установку. Государственная служба никогда не станет по-настоящему эффективной и социально ориентированной, если она будет служить эгоистическим, узкогрупповым, меркантильным интересам. Для современной кадровой политики в сфере государственной службы это наиболее злободневная проблема, которую необходимо решать.
Сегодня складывается система, когда федеральная и региональные управленческие команды формируются и соответственно почти полностью меняются с приходом новых высших руководителей — министров. губернаторов. Такой подход к решению кадровых вопросов приводит к постоянным и массовым кадровым переменам, к безразличному отношению чиновников к проблемам и судьбам государства или региона
Несмотря на известные усилия политической элиты «перетянуть» на свою сторону государственный аппарат, это ей не вполне удалось. Российское чиновничество оказалось «стойким». Оно остается приверженным своим корпоративным интересам. Политическое сознание и этика наших чиновников оказались менее политизированными, чем предполагалось аналитиками. На наш взгляд, это больше положительная тенденция, чем отрицательная, ибо она свидетельствует о том, что в общественном мнении служащих утвердилось мнение — служить нужно не личностям. Но данная тенденция не подтверждает и абсолютную готовность российских чиновников служить государству, а тем более народу. Она еще раз напоминает, что бюрократия служит, прежде всего, своим интересам.
Публчность государственной службы. Это означает придание ей характера, обеспечивающего общий, совокупный интерес государства, общества и личности. При таком подходе государственная служба должна максимально полно отвечать критериям профессионализма, социальности, нравственности, духовности.
Открытый, «прозрачный» характер государственной службы. Принцип гласности должен стать для нее основополагающим. Данное требование означает, что современная государственная служба должна быть открытой для гражданского общества в рамках действующего законодательства.
Основные условия эффективного служения работников государственного аппарата государству и обществу следующие.
1. Строгое проведение в жизнь демократического принципа разделения ветвей государственной власти, т.е. разделение федеральной государственной службы на три ветви — государственную службу законодательных органов власти (Аппарат Государственной Думы и Аппарат Совета Федерации), государственную службу исполнительных органов власти (Аппарат Правительства РФ, федеральные министерства и ведомства) и государственную службу судебной власти (аппараты Конституционного Суда, Верховного Суда Высшего Арбитражного Суда и Прокуратуры РФ).
Данное условие требует не только разделения властных полномочий, но и разделения ответственности между политико-административными структурами. Кроме того, этот принцип включает координирование и баланс властей и их государственных служб, наличия системы взаимных сдержек и противовесов, их взаимодействие на принципах конвенционализма и субсидиарности, т.е. соглашения и возможности при необходимости вмешиваться в компетенцию другой ветви власти при согласии последней.
2. Демократизация всей системы кадровой политики и деятельности в сфере государственной службы. Отказ от подбора и расстановки кадров на основе приоритетности принципов политической лояльности и личной преданности и усиления роли коллегиальности при принятии кадровых решений. Опыт показывает, что этому способствует реализация принципа конкурсного отбора на государственную службу, аттестационная практика выдвижение на должность по критериям деловых и нравственных качеств, профессионализма и компетентности.
3. Повышение качества служения государству и обществу: взаимодействие государства и гражданского общества, социальный контроль за системой государственной службы. В демократическом обществе государственная служба не может не быть институтом, открытым для общественного контроля. Многолетний отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что ни государственная служба в целом, ни каждый чиновник в частности не могут находиться вне такого контроля.
На путях совершенствования взаимоотношений государства и общества, олицетворяемых аппаратом органов власти и населением, следует преодолеть ряд барьеров:
1) в практике административного управления наследуется старая система, когда чиновник находится в публично-правовых отношениях не с государством, а с конкретным государственным органом и должностным лицом. Это отрицательно влияет на его работу с общественными структурами, с людьми;
2) растущие масштабы отчуждения граждан от власти как следствие бюрократизации государственного аппарата. По некоторым оценкам, подобное отчуждение сегодня превосходит даже уровень советской эпохи;
3) отсутствие у граждан ярко выраженного желания участвовать в совершенствовании организации и деятельности государственного аппарата органов государственной власти и местного самоуправления. Во многом это объясняется тем, что властные структуры и должностные лица имеют в глазах народа отрицательный имидж. Как показывают социологические опросы, это сформировалось под влиянием многих факторов, среди которых превалируют два:
4) нежелание значительной части государственных и муниципальных служащих ориентироваться на открытый диалог с общественностью. Это традиционно для отечественной бюрократии. Однако многолетний опыт западных стран показывает, что альтернативы превращению властных структур в открытую и прозрачную систему для общества и взаимодействующую с ним не существует.
Сегодня общество нуждается в пересмотре российской традиции доминирования государства и государственной службы над ним и в отказе от традиции фетишизации чиновничества. Необходимо создать подлинно государственную гражданскую службу, ответственную не перед партией, не перед лидером, пусть даже демократически избранным, а перед обществом, которое, в конечном счете, содержит эту службу.