Что значит служебное помещение
Что значит служебное помещение
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 марта 2018 г. № 154/пр «Об утверждении Требований к служебным и подсобным помещениям, предназначенным для предоставления территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах”
В соответствии с частью 2.3 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3634; 2010, № 27, ст. 3415; 2011, № 7, ст. 901, № 30, ст. 4569, ст. 4590; 2013, № 30, ст. 4041, ст. 4058; 2014, № 6, ст. 566; 2015, № 27, ст. 3959, № 29, ст. 4356; 2016, № 26, ст. 3870, № 28, ст. 4558) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Требования к служебным и подсобным помещениям, предназначенным для предоставления территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2018 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 21 марта 2018 г. № 154/пр
Требования
к служебным и подсобным помещениям, предназначенным для предоставления территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах
I. Общие требования
3. Расположение входов в помещения должно обеспечивать возможность круглосуточного доступа к указанным помещениям.
4. В случае организации круглосуточного несения службы должны быть предусмотрены помещения для приёма пищи и отдыха сотрудников дежурной смены.
II. Требования к служебным помещениям
5. Служебные помещения должны быть приспособлены для реализации технических решений, предусмотренных техническими заданиями, разрабатываемыми органами внутренних дел с учетом назначения таких помещений в соответствии с приложением № 1 к настоящим Требованиям, и соответствовать нормам площади, указанным в приложении № 1 к настоящим Требованиям.
III. Требования к подсобным помещениям
9. Подсобные помещения должны быть приспособлены для реализации технических решений, предусмотренных техническими заданиями, разрабатываемыми органами внутренних дел с учетом назначения таких помещений в соответствии с приложением № 2 к настоящим Требованиям, и соответствовать нормам площади, указанным в приложении № 2 к настоящим Требованиям.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 15, ст. 2236); постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 19, ст. 2835); постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 31, ст. 5012).
2 М.: Стандартинформ, 2015.
3 М.: Минрегион России, 2010; «Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации», 2017, № 7.
4 М.: ИПК Издательство стандартов, 1998; ИУС «Государственные стандарты», 2002, № 9; 2003, № 12.
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 40, ст. 5749)
Приложение № 1
к Требованиям к служебным и подсобным
помещениям, предназначенным
для предоставления территориальным
органам и подразделениям полиции,
выполняющим задачи по обеспечению
безопасности граждан и охране
общественного порядка,
противодействию преступности
на железнодорожном, водном, воздушном
транспорте и метрополитенах,
утвержденным приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 21 марта 2018 г. № 154/пр
Нормы
площади для служебных помещений, предназначенных для предоставления территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах
1. Для подразделений полиции в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских терминалах и речных портах:
2. Для подразделений полиции в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских терминалах и речных портах, в случае, если дежурная часть не предусмотрена:
Наименование помещений | Площадь в м 2 при штате подразделения полиции, (чел) | |||
---|---|---|---|---|
от 20 до 75 | от 75 до 150 | от 150 до 250 | от 250 до 400 | |
Помещение для сотрудников | 20 | 20 | 24 | 24 |
Служебное помещение для выяснения обстоятельств факта задержания | 20 | 20 | 20 | 20 |
3. Для подразделений полиции на метрополитене:
Наименование помещений | Площадь в м 2 при штате подразделения полиции, (чел) | |||
---|---|---|---|---|
от 20 до 75 | от 75 до 150 | от 150 до 250 | от 250 до 400 | |
Помещение для сотрудников (по одному помещению в каждом вестибюле станции) | 20 | 20 | 24 | 24 |
Комнаты для задержанных (3) | 10 | 10 | 10 | 10 |
Приложение № 2
к Требованиям к служебным и подсобным
помещениям, предназначенным
для предоставления территориальным
органам и подразделениям полиции,
выполняющим задачи по обеспечению
безопасности граждан и охране
общественного порядка,
противодействию преступности
на железнодорожном, водном, воздушном
транспорте и метрополитенах,
утвержденным приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 21 марта 2018 г. № 154/пр
Нормы
площади для подсобных помещений, предназначенных для предоставления территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах
1. Для подразделений полиции в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских терминалах и речных портах:
Наименование помещений | Площадь в м 2 при штате подразделения полиции, (чел) | |||
---|---|---|---|---|
от 30 до 75 | от 75 до 150 | от 150 до 250 | от 250 до 400 | |
Дежурная часть | ||||
Помещение перед залом (комнатой) оперативного дежурного | Не менее 20 м 2 | |||
Комната бытового назначения (2) | 6 | 6 | 6 | 6 |
Комната отдыха дежурного наряда | 12 | 14 | 18 | 18 |
Комната для подогрева и приема пищи | 10 | 10 | 10 | 10 |
Туалет с умывальником в тамбуре для задержанных лиц (1) | ||||
Туалет с умывальником и душевой кабиной в тамбуре для суточного наряда (1) |
2. Для подразделений полиции в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских терминалах и речных портах, в случае, если дежурная часть не предусмотрена:
Наименование помещений | Площадь в м 2 при штате подразделения полиции, (чел) | |||
---|---|---|---|---|
от 20 до 75 | от 75 до 150 | от 150 до 250 | от 250 до 400 | |
Комната отдыха | 12 | 14 | 18 | 18 |
Комната для подогрева и приема пищи | 10 | 10 | 10 | 10 |
Туалет с умывальником в тамбуре для задержанных лиц (1) | ||||
Туалет с умывальником в тамбуре для суточного наряда (1) |
3. Для подразделений полиции на метрополитене:
Наименование помещений | Площадь в м 2 при штате подразделения полиции, (чел) | |||
---|---|---|---|---|
от 20 до 75 | от 75 до 150 | от 150 до 250 | от 250 до 400 | |
Комната отдыха | 12 | 14 | 18 | 18 |
Комната для подогрева и приема пищи | 10 | 10 | 10 | 10 |
Туалет с умывальником в тамбуре для задержанных лиц (1) | ||||
Туалет с умывальником и душевой кабиной в тамбуре для суточного наряда (1) |
Обзор документа
Установлены требования к служебным и подсобным помещениям, предоставляемым организациями ж/д, водного, воздушного транспорта и метрополитена территориальным органам и подразделениям транспортной полиции.
Указанные помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Расположение входов в помещения должно обеспечивать возможность круглосуточного доступа к ним. В случае круглосуточного несения службы должны быть предусмотрены помещения для приёма пищи и отдыха сотрудников дежурной смены.
Подсобные помещения должны быть оборудованы системами охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, освещения, оповещения.
Определены нормы площади служебных и подсобных помещений.
Служебное жильё: как получить в собственность
Служебное жильё: как получить в собственность
Mнoгиx гocyдapcтвeнныx cлyжaщиx и тex, ктo paбoтaeт вдaлeкe oт дoмa, интepecyeт вoпpoc cлyжeбнoгo жилья. B чacтнocти, мoжнo ли oфopмить пpaвo coбcтвeннocти нa нeгo. Этo зaвиcит oт мнoжecтвa нюaнcoв. Ceгoдня paccкaжeм, кaк yчитeлю пoлyчить квapтиpy oт гocyдapcтвa бecплaтнo или кaк пpивaтизиpoвaть жилyю нeдвижимocть paбoтникaм дpyгиx cфep.
Cпoйлep: cлyжeбнoe жильe пpивaтизиpoвaть мoжнo. Нo, чтoбы пoнять, кaк этo cдeлaть, нyжнo пoнять, чтo этo вooбщe тaкoe, кaк мoжнo pacпopядитьcя тaкoй нeдвижимocтью и зa чтo ee пoлyчaют.
O cлyжeбнoм жильe
Чтo этo тaкoe
Cлyжeбнoe жильe — этo чacтный дoм, квapтиpa, кoмнaтa в oбщeжитии или дpyгoe жилoe пoмeщeниe, кoтopoe пpeдocтaвляют paбoтникy для пpoживaния вce вpeмя eгo тpyдoycтpoйcтвa. Нaпpимep, чeлoвeк ycтpaивaeтcя нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy и cpaзy пoлyчaeт квapтиpy, paбoтaeт 15 лeт и вce вpeмя пpoживaeт в нeй.
Cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя тoлькo тeм, ктo в нeм нyждaeтcя: нaпpимep, тeм, ктo вooбщe нe имeeт жилoй нeдвижимocти или paбoтaeт дaлeкo oт дoмa. Ecли в гopoдe, в кoтopoм вы paбoтaeтe, y вac yжe ecть квapтиpa, дoм или дpyгoe жильe, внe зaвиcимocти oт eгo cocтoяния cлyжeбнoe жильe вы нe пoлyчитe.
B cлyжeбнoй нeдвижимocти вмecтe c paбoтникoм — тeм, ктo зaключил тpyдoвoй дoгoвop c пpeдпpиятиeм или гocyдapcтвeннoй cтpyктypoй — мoгyт пpoживaть члeны eгo ceмьи: poдитeли, cyпpyги, дeти и дpyгиe. Bce oни дoлжны быть yкaзaны в дoгoвope нaймa.
Paбoтник, пoлyчивший cлyжeбнoe жильe, и eгo ceмья мoгyт oфopмить peгиcтpaцию пo мecтy пpoживaния, нo тoлькo вpeмeннyю. Cpoк вpeмeннoй peгиcтpaции oбычнo paвeн cpoкy, нa кoтopoй зaключaют тpyдoвoй дoгoвop: тo ecть ecли paбoтник yвoльняeтcя или eгo кoнтpaкт зaкaнчивaeтcя, peгиcтpaцию aннyлиpyют. Cpoк нaймa тoжe нaпpямyю зaвиcит oт кoнтpaктa или тpyдoвoгo дoгoвopa: кaк тoлькo paбoтник yвoльняeтcя, дoгoвop нaймa paзpывaeтcя, a бывшeмy coтpyдникy пpиxoдитcя иcкaть дpyгoe жильe.
Кoмy пoлoжeнo cлyжeбнoe жильe
Ecли гoвopить пpocтым языкoм, вpeмeннoe жильe мoгyт пoлyчить:
🏡 дeпyтaты, кoгдa пpибывaют в дpyгиe гopoдa или peгиoны для пpoвeдeния выбopoв, дpyгиx мepoпpиятий;
🏡 вoeннocлyжaщиe, нo тoлькo тe, кoтopыe зaключили кoнтpaкты: пpoxoдящиe cpoчнyю cлyжбy живyт в кaзapмax;
🏡 coтpyдники пpaвooxpaнитeльныx opгaнoв — пoлицeйcкиe, oпepyпoлнoмoчeнныe, cлeдoвaтeли и дpyгиe;
🏡 гocyдapcтвeнныe cлyжaщиe — paбoтники вeдoмcтв и миниcтepcтв, cyдьи и дpyгиe;
🏡 yчитeля и вpaчи, ocoбeннo тe, ктo peшaeт yexaть в ceльcкyю мecтнocть: гocyдapcтвo пooщpяeт paзвитиe oбpaзoвaния и мeдицины в peгиoнax;
🏡пoжapныe и дpyгиe paбoтники MЧC, ocoбeннo в cлyчaяx, кoгдa иx кoмaндиpyют для пoмoщи дpyгим peгиoнaм.
Пpи этoм дeйcтвyeт пpaвилo, oпиcaннoe вышe: ecли гocyдapcтвeнный cлyжaщий, вpaч, дeпyтaт и дpyгиe кaтeгopии гpaждaн, имeющиx пpaвo нa жильe, yжe имeют квapтиpy, дoм или дaчy в этoм peгиoнe, oни нe пoлyчaт ничeгo.
Taкжe cлyжeбнoe жильe мoгyт выдaвaть чacтныe cтpyктypы: кpyпныe пpoизвoдcтвeнныe и пepepaбaтывaющиe кoмпaнии, тopгoвыe фиpмы, paзличныe opгaнизaции, oкaзывaющиe ycлyги, и дpyгиe. Фopмaльнo жильe мoжeт быть кaк и cлyжeбным, тaк и нaxoдящимcя в coбcтвeннocти кoмпaнии. Bo втopoм cлyчae oнa мoжeт дeлaть c ним вce, чтo yгoднo, в тoм чиcлe пepeдaвaть в coбcтвeннocть paбoтникaм.
Кaк пoлyчить cлyжeбнoe жильe
Чтoбы пoлyчить cлyжeбнoe жильe для бюджeтникoв или дpyгиx кaтeгopий гpaждaн, кoтopыe мoгyт пpeтeндoвaть нa нeгo, нaдo coбpaть пaкeт дoкyмeнтoв. B нeгo вxoдят:
📂 yдocтoвepeниe личнocти — пacпopт гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции;
📂 пoдтвepждeниe тoгo, чтo y вac нeт жилoй нeдвижимocти в peгиoнe — нaпpимep, выпиcкa из EГPН;
📂 тpyдoвaя книжкa для пoдтвepждeния тoгo, чтo вы дeйcтвитeльнo тpyдoycтpoeны в opгaнизaции нa oпpeдeлeннoй дoлжнocти;
📂 cвидeтeльcтвo o зaключeнии либo pacтopжeнии бpaкa для пoдтвepждeния oтcyтcтвия, нaличия cyпpyгa;
📂 cпpaвкa o cocтaвe ceмьи;
📂 кoнтpaкт либo тpyдoвoй дoгoвop c пpoпиcaнным cpoкoм, в тeчeниe кoтopoгo бyдyт пpoдлeвaтьcя тpyдoвыe oтнoшeния.
Пaкeт дoкyмeнтoв пoдaют либo paбoтoдaтeлю, либo в мecтный мyниципaлитeт. Нa мecтe пишyт зaявлeниe либo xoдaтaйcтвo o пpeдocтaвлeнии жилья. Инoгдa мoгyт пoнaдoбитьcя дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — yтoчнитe пoлный пepeчeнь y paбoтoдaтeля либo в aдминиcтpaции. Нaпpимep, пopядoк пpeдocтaвлeния cлyжeбнoгo жилья вoeннocлyжaщим oтличaeтcя oт cтaндapтнoгo: oбычнo вoeннocлyжaщиe coбиpaют бoльшoй пaкeт дoкyмeнтoв и oжидaют нecкoлькo мecяцeв.
Ecли плaниpyeтe пoлyчить cлyжeбнoe жильe y чacтнoй cтpyктypы, нyжнo пpocтo нaпиcaть зaявлeниe paбoтoдaтeлю. Пo cитyaции oн мoжeт пoпpocить пpeдocтaвить дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — нaпpимep, выпиcкy из EГPН.
Кoгдa зaявлeниe oдoбpят, вaм выдaдyт квapтиpy, дoм или дpyгoe жилoe пoмeщeниe. Пpи пepeдaчe ключeй пoпpocят пoдпиcaть aкт пpиeмa-пepeдaчи нeдвижимocти. Oбpaтитe нa нeгo ocoбoe внимaниe: yкaжитe в aктe вce имeющиecя нeдocтaтки. Инaчe пpи выceлeнии вы бyдeтe oбязaны ycтpaнить иx зa cвoй cчeт — квapтиpy нyжнo вepнyть в тaкoм жe cocтoянии, в кoтopoм ee вaм выдaли.
Кaк мoжнo ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния
Кaк мы yжe oбъяcняли вышe, пocлe yвoльнeния нyжнo ocвoбoдить жильe. Нo зaкoн пpeдycмaтpивaeт pяд cитyaций, в кoтopыx мoжнo ocтaтьcя пpoживaть в квapтиpe. Нaпpимep, чacтo ocтaвляют cлyжeбнoe жильe для вoeннocлyжaщиx пo кoнтpaктy пpи oпpeдeлeннoй выcлyгe лeт.
🔸 члeны ceмeй coтpyдникoв MBД, вoeннocлyжaщиx и дpyгиx coтpyдникoв гocopгaнoв, кoтopыe пoгибли либo пpoпaли бeз вecти пpи выпoлнeнии ими cлyжeбныx oбязaннocтeй;
🔸 инвaлиды 1 и 2 гpyпп, пoтepявшиe paбoтocпocoбнocть пo винe paбoтoдaтeля, пoлyчившиe paнeния нa paбoтe, ecли пpиoбpeли пpoфeccиoнaльныe зaбoлeвaния;
🔸 пeнcиoнepы, пpopaбoтaвшиe в гocyдapcтвeннoм yчpeждeнии дo выxoдa нa пeнcию;
🔸 гpaждaнe c мaлoлeтними дeтьми нa pyкax;
🔸 cиpoты и дeти, ocтaвшиecя бeз пoпeчeния poдитeлeй;
🔸 члeны ceмьи paбoтникa, кoтopый yмep.
Bce вышeпepeчиcлeнныe кaтeгopии гpaждaн дoлжны пoлyчить дpyгoe жильe взaмeн. Пpичeм oнo oбязaтeльнo дoлжнo нaxoдитьcя в пpeдeлax нaceлeннoгo пyнктa, в кoтopoм pacпoлoжeнo cлyжeбнoe жильe, a ycлoвия нeдвижимocти жeлaтeльнo дoлжны быть тaкими жe или лyчшe.
Ecть и дpyгoй cпocoб ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния. Ecли в пpoцecce вaшeй paбoты нeдвижимocть былa пepeдaнa в coбcтвeннocть мyниципaлитeтa и пoтepялa cтaтyc cлyжeбнoгo жилья, мoжeтe зaключить c aдминиcтpaциeй дoгoвop coциaльнoгo нaймa. Нo для этoгo пpидeтcя дoкaзaть, чтo вы нyждaeтecь в пoддepжкe: квapтиpы пo дoгoвopaм coциaльнoгo нaймa выдaют тoлькo oпpeдeлeнным кaтeгopиям гpaждaн.
Служебные жилые помещения
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным и муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.93 ЖК РФ). Термин «орган государственной власти», которым оперирует законодатель в данном случае, следует понимать в широком смысле слова, то есть, включая в него органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ.
В науке жилищного права П.П. Васильев обосновывает позицию о существовании самостоятельного жилищного фонда служебных жилых помещений, ссылаясь на наличие значительных отличий в пользовании ими по сравнению с другими подвидами специализированных жилых помещений[1]. Сложно согласиться с его мнением, поскольку назначение служебных жилых помещений, временный характер их использования и масса других общих черт позволяет последним обоснованно войти в состав специализированного жилищного фонда. По своему характеру предоставление служебных жилых помещений направлено на создание необходимых условий жизни работников, обеспечение их проживания вблизи места работы, особенно если предусмотрен ненормированный рабочий день, периодические вызовы на место работы в связи с производственной необходимостью. Традиционно служебные жилые помещения предназначались для граждан, которым в связи со спецификой их работы требовалось проживать непосредственно по месту работы или вблизи от него (ст. 101 ЖК РСФСР). В отличие от ранее действовавшего законодательства в ЖК РФ отсутствует зависимость обеспечения служебными жилыми помещениями от потребности проживать по месту работы или вблизи от него, в связи с эти практически исчезла грань между необходимостью предоставления служебного жилья и необходимостью предоставления жилого помещения в общежитии. Поддерживаем высказанную в литературе позицию, согласно которой, несмотря на отсутствие этого критерия как основного, предназначение служебных жилых помещений должно быть с ним связано[2].
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:
Различными законами и подзаконными нормативными актами, в том числе принятыми до появления ЖК РФ, предусмотрены перечни лиц, имеющих право на предоставление служебного жилого помещения. Так, например, ч.1 ст. 34 ФЗ от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» предусматривает, что члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы, не имеющим в Москве жилой площади, на период осуществления ими своих полномочий может предоставляться служебное жилое помещение. Согласно ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др.
Единого системного перечня не было разработано и до вступления в силу ЖК РФ. В науке жилищного права предлагается принять именно такой перечень, а не постепенно, отдельными нормативными актами устанавливать эти должности[3]. Представляется, что реализация указанного предложения вызовет значительные затруднения, поскольку для этих целей в ЖК РФ предполагается существование актов различного уровня, да и потребность и обеспеченность жилищным фондом в различных регионах и муниципальных образованиях может существенно отличаться.
В отношении военнослужащих законодателем предусмотрена также возможность заключения жилищного договора, имеющего ряд расхождений по своему содержанию с договором найма служебного жилого помещения. Типовой жилищный договор утвержден Постановлением Правительства РФ от 4.05.1999 № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба»[4]. В теории по поводу соотношения этих договоров не выработано единой позиции
[1] См.: Васильев П.П. Понятие служебного жилого помещения // Актуальные проблемы правоведения. – 2005. — № 1. – С.109.
[2] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2005. – С. 404.
[3] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2005. – С. 425.
Правовой статус объекта вспомогательного использования.
В действующем градостроительном законодательстве официально не закреплено такое понятие как «объект вспомогательного использования». На практике это вызывает сложности с доказыванием не только у сторон в судах, но и у самих судей. Ведь нередко в делах о признании постройки самовольной определение ее статуса как объекта вспомогательного использования играет важнейшую роль. Что же такое «объект вспомогательного использования»? Давайте разбираться.
Что нам стоит склад построить.
В августе 2019 фирма, занимавшаяся в г. Острогожске (Воронежская обл.) торговлей строительными материалами, получила от местных властей предписание о приостановке строительства склада. Позиция чиновников была следующей – раз собственники не получили разрешения на строительство, значит, строение незаконное и стройку необходимо «заморозить». Бизнесменов такое положение вещей не устроило и они обратились к нам. Кстати, мы писали ранее о той истории.
На самом деле подобные ситуации не редкость. Их невольным участником может стать каждый – от крупного бизнесмена, решившего расширить промышленное строение на принадлежащем ему участке и до дачника, строящего, к примеру, капитальный сарай. И в большинстве случаев истец (а это может быть как местная администрация, так и просто недовольный сосед) обосновывает свое требование о признании постройки самовольной тем, что у застройщика нет разрешения на строительство (а ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). обязывает застройщика получить разрешение на строительство).
Важность наличия или отсутствия у спорного объекта статуса объекта вспомогательного использования обусловлена нормой п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Она указывает на то, что в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется. Она является одним из немногих исключений из общего правила. Суть ее абсолютно ясна и недвусмысленна, но из-за того, что само понятие «объект вспомогательного использования» нигде не регламентировано, каждый понимает его так, как хочет, что в корне неверно и влечет существенные риски.
Что же такое на самом деле «объект вспомогательного использования»? По каким критериям тот или иной объект можно отнести к этой категории и является ли сам по себе такой объект недвижимостью в обязательном порядке? Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Определении от 03.12.2012 № ВАС-15260/12, основными критериями определения объекта как вспомогательного является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому спорный объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. Иными словами, это может быть, например, сарай по отношению к жилому дому или склад по отношению к магазину. Этой же позиции последовательно придерживается и Верховный Суд Российской Федерации (см. Определение от 11.03.2015 № 308-ЭС15-1282, от 10.12.2018 № 306-ЭС18-20002 по делу № А49-9917/2016).
Следовательно, одним из основных признаков объекта вспомогательного использования является его принадлежность к основному объекту недвижимости и невозможность его самостоятельной эксплуатации в отсутствие такового (признак подчинения основному объекту).
Повышенное внимание к пониженной ответственности.
Еще один важный критерий для отнесения объекта к числу вспомогательных это наличие у него пониженного уровня ответственности. Это понятие установлено в п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно ему, к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные со строительством или реконструкцией, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, которая определяет, насколько потенциально сильным будет урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии в случае разрушения такого объекта.
Как правило, к объектам с пониженным уровнем ответственности относятся гаражи, теплицы, склады и павильоны. Вопрос о наличии у них такого уровня ответственности, равно как и статуса объекта вспомогательного использования в целом, может быть решен судом путем проведения соответствующей судебной строительно-технической экспертизы. О ее проведении построившему здание следует заявить самостоятельно, так как именно на него возлагается необходимость доказывания законности стройки.
Так, показательным является дело № А41-11828/2019 о признании незаконным решения Росреестра об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта недвижимости. Заявителю было отказано, поскольку он не представил доказательства того, что заявленный к регистрации прав объект является вспомогательным и не требует получения разрешения на строительство (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2020 № Ф05-23419/2019 по делу № А41-11828/2019).
Следовательно, пассивная процессуальная позиция, ограниченная только лишь утверждениями о том, что спорный объект является вспомогательным без проведения каких-либо исследований и экспертиз обычно обречена на провал, как в административных, так и в гражданских делах.
Отсюда вывод: о сновными критериями определения строений как объектов вспомогательного использования являются:
1) их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности,
2) отсутствие обязанности по получению разрешительной документации на их строительство,
3) наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому они являются вспомогательным и для обслуживания которого они построен,
4) а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2019 № Ф06-55801/2019 по делу № А55-31502/2018, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2019 № Ф09-6076/19 по делу № А60-53089/2018 и др.). Кроме того, аналогичная точка зрения нашла отражение в письме Минрегиона РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства».
В отсутствие закрепленного законодателем понятия «объект вспомогательного использования» считаем, что вышеуказанные выводы сложившейся судебной практики и сопутствующие разъяснения уполномоченных органов компенсируют такой правовой пробел.
Относительно недавно к разрешению данного вопроса с собственным видением ситуации подключился Росреестр (см. письмо Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования»). В частности, в п. 2 этого письма указано, что строения вспомогательного использования в зависимости от их соответствия положениям ст. 130 Гражданского кодекса РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.
Росреестр привел определение таких понятий, как некапитальное строение, сооружение (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ) и недвижимая вещь (п. 1 ст. 130 ГК РФ), которые, исходя из буквального их толкования, являются прямо противоположными друг другу. Таким образом, некапитальные строения и сооружения являются объектами строительства, но не обязательно являются при этом объектами недвижимости.
Важно отметить, что принадлежность объекта вспомогательного использования к недвижимости играет ключевую роль для целей постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. Ведь в силу п. 19 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости, Росреестр не занимается учетно-регистрационными действиями в отношении объектов, не являющихся недвижимостью.
Вывод: объектом вспомогательного использования является недвижимый или недвижимый объект строительства, имеющий пониженный уровень ответственности, обслуживающий основной объект недвижимости, и который нельзя использовать для самостоятельных целей.