Что значит служба безопасности
Что проверяет служба безопасности при приеме на работу
Когда проводится проверка
Служба безопасности при приеме осуществляет целый комплекс мер, направленных на пресечение возможных экономических потерь организации как из-за действий конкурентов, так и из-за работников компании.
Поэтому основные усилия безопасников направлены на работу с кадрами, в частности:
В отношении соискателя проверка происходит:
При устройстве в коммерческую организацию. В крупных компаниях обычно функционирует собственная служба безопасности, которая нередко состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов. Эти люди используют инструменты и навыки проверки, полученные на прежней работе. Задача такого отдела — защитить интересы организации, ее имущество и нематериальные ценности от несанкционированного посягательства, сохранение коммерческой тайны и предотвращение конфликтов внутри компании. В этом случае порядок работы СБ регулируется локальными актами (Концепцией безопасности, Положением о СБ).
Проверка документов
Поскольку главная цель службы безопасности при проведении проверки — выявить факты, которые негативно влияют на выполнение соискателем своей трудовой функции, то основной массив исследований проводится до приема на работу. Для этого каждая организация формирует анкету, которую предлагают заполнить кандидату, что позволяет выяснить первичную информацию о нем.
Прежде чем обрабатывать полученные из анкеты сведения, необходимо взять у соискателя письменное согласие на обработку персональных данных. В противном случае на организацию вправе наложить штраф в соответствии с ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.
Итак, что проверяет служба безопасности при трудоустройстве, какие сведения изучают ее представители перед приемом на работу? Обычно исследованию подвергается следующее:
Трудовая биография. Для этого просят предоставить рекомендательные письма. Если есть сомнения, представители службы звонят бывшим работодателям, а иногда и коллегам. Это позволяет выяснить реальные причины увольнения, особенности характера человека, его компетентность и отношения с коллегами.
Информация из социальных сетей. Иногда личные качества кандидата имеют приоритетное значение. Такой прием, как изучение соцсетей, дает много информации о сотруднике и даже помогает составить его психологический портрет.
Во многих организациях при приеме проверяется кредитная история соискателя и наличие связей с конкурирующими организациями.
Отказ в работе по решению службы безопасности
Работодатель не вправе отказать кандидату из-за того, что тот когда-то нарушил ПДД либо выложил сомнительное фото в Сеть. Случаи, когда служба безопасности отказала в приеме на работу на основаниях, не имеющих ничего общего с деловыми качествами, нарушают действующее законодательство и расцениваются как дискриминация (ст. 64 ТК РФ). Компания использует результаты того, что проверяет служба безопасности при приеме на работу, лишь в качестве вспомогательной информации, необходимой для выбора между двумя равноценными кандидатами при приеме и закрытии вакантной должности.
В случае если кандидат не согласен с полученным отказом и считает его необоснованным, он вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Но какой-либо специальной меры пресечения для работодателя законодательство не устанавливает. Максимум, что присуждают несостоявшемуся сотруднику, — это компенсация морального вреда. В любом случае работодатель вправе заявить, что у соискателя недостаточно навыков делового общения, что является необходимым условием получения вакансии и практически недоказуемо.
Служба безопасности и ее роль в обеспечении комплексной защиты предприятия
Олег ПАНИН, независимый эксперт
Источник: БДИ
Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.
Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности
Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):
• комплекс организационных мероприятий;
• инженерно-технические средства защиты;
• действия сотрудников СБ.
Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты
Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:
• обеспечение санкционированного доступа;
• обнаружение проникновения нарушителя на объект;
• создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;
• контроль проноса запрещенных предметов и т.п.
Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:
• войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);
• отрядом ведомственной охраны;
• подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;
• частным охранным предприятием.
Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).
Таблица 1. Правовая база охранной деятельности
Внутренние войска
Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».
Ведомственная охрана
Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».
Основными задачами ведомственной охраны являются:
• защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
• обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».
Вневедомственная охрана
В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:
• охрана имущества собственников на договорной основе;
• участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
• организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;
• технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.
Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомственной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».
Частные охранные предприятия
В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
• защита жизни и здоровья граждан;
• охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:
• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
• консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
• обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).
Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.
Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.
Служба безопасности: задачи и функции
В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.
Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:
• безопасность внешней деятельности;
Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.
Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности
Составляющие
Задачи СБ
по обеспечению безопасности
и сотрудников предприятия
Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:
• обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;
• охрана имущества предприятия;
• защита персонала предприятия от преступных посягательств;
• обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;
• организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.
Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.
В том числе, сюда входит:
• изучение криминальных аспектов рынка;
• противодействие экономическому шпионажу;
• выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;
• борьба с недобросовестной конкуренцией;
• выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.
Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:
• организацию конфиденциального делопроизводства;
• ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;
• организацию ведения конфиденциальных переговоров;
• расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;
• мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;
• мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.
Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:
• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);
• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;
• профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.
Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности
Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.
Таблица 2. Типовая структура СБ
Подразделение СБ | Внутренняя структура | Функции |
1. Отдел физической охраны и режима | 1. Группа охраны 2. Группа сопровождения 3. Тревожная группа 4. Группа инженерно-технической защиты 6. Бюро пропусков | 1. Обеспечение физической безопасности людей 2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима |
2. Отдел безопасности внешней деятельности | 1. Разведывательная группа 2. Контрразведывательная группа 3. Аналитическая группа | Сбор и анализ разведывательной информации |
3. Отдел защиты информации | 1. Группа технической защиты информации 2. Группа конфиденциального делопроизводства | Предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта |
4. Отдел психологической безопасности | – | Проверка благонадежности сотрудников, защита от «внутреннего» нарушителя |
Отдел физической охраны и режима
Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:
• патрулирование (периодический обход территории);
• выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);
• контрольно-пропускные функции (операторы КПП);
• сопровождение (охрана физических лиц).
К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:
• технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средства теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);
• средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);
• инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);
Отдел безопасности внешней деятельности
Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:
• замаскированный опрос сотрудников;
• негласное наведение справок;
• скрытое наблюдение и т.д.
К техническими средствам сбора информации относятся:
• средства негласного съема информации;
• средства скрытого видеонаблюдения;
• средства компьютерного шпионажа и т.п.
Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.
Отдел защиты информации
Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:
Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:
• ведением конфиденциального делопроизводства;
• ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;
• установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;
• воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;
• совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.
К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:
• периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;
• реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.
Отдел психологической безопасности
Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:
• профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);
• личная беседа с сотрудником, опрос;
В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.
Нормативное обеспечение деятельности
Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:
• документы федерального уровня;
• документы ведомственного уровня;
• документы локального уровня.
Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ (см. табл. 1).
Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.
В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.
Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ
№ | Название | Содержание |
1 | Положение о СБ предприятия (Устав СБ) | См. в тексте |
2 | Комплект положений о подразделениях СБ | Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения |
3 | Комплект должностных инструкций персонала СБ | Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности |
4 | Инструкция по организации охраны предприятия | Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д. |
5 | Инструкция по защите информации | Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте |
6 | Инструкция об организации пропускного режима | Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения |
7 | Инструкция об организации внутриобъектового режима | Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта |
8 | Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны | Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания |
9 | Инструкция о действиях в нештатных ситуациях | Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.) |
Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:
• нормативно-правовое обеспечение деятельности СБ;
• кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;
• взаимодействие с правоохранительными органами;
• контроль деятельности СБ.
В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:
• число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;
• число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;
• число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,
• число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.
Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.
Что проверяет служба безопасности при приеме на работу?
При трудоустройстве на работу есть стандартная процедура – проверка кандидата службой безопасности. Это присутствует почти повсеместно, за исключением неофициальных рабочих мест. Делается такая проверка с целью удостовериться в благонадежности кандидата, а так же с целью проверки соответствия будущей должности.
Что проверяет СБ?
Служба безопасности проверяет претендентов по нескольким параметрам, для чего используется определенный комплекс мер в рамках закона «об оперативно-розыскной деятельности». Прежде всего, сотрудники проверяют и контролируют такие моменты:
Целью службы безопасности является пресечение возможных экономических проблем и потерь организации, вызванной как действиями сотрудников, так и действиями конкурентов.
Контроль при трудоустройстве в госструктуры
При проверке СБ кандидата на государственную должность служба руководствуется ФЗ No144. Как правило, при трудоустройстве в государственные органы проверки проходят гораздо тщательнее. Проверяются: трудовая книжка, биография, документы на подлинность. Иногда делается проверка на полиграфе (детекторе лжи), но это уже является добровольным делом.
Сколько длится?
Как правило, ждать по времени результатов проверки можно по истечении минимум двух недель. В особо требовательных или закрытых учреждениях проверка сотрудников по времени может быть увеличена.
Устройство на работу в коммерческую компанию
В больших организациях наличествует собственная служба безопасности, большинство сотрудников которой бывшие офицеры или работники правоохранительных органов и схожих структур. Для этого отдела появляются и дополнительные обязанности: охрана и защита интересов организации, коммерческой тайны, предотвращение конфликтов внутри организации, предотвращение краж или иных хищений.
Действия сотрудников тут регламентируются локальными актами, принятыми в организации. Чем интересуется и что принимает во внимание служба безопасности в таких организациях сказать трудно, зависит от принятых актов, но есть основные моменты, которыми всегда руководствуется данная служба.
Обязательная проверка на судимость
В первую очередь, соискатель проверяется на отсутствие (наличие) судимости путем направления запроса в соответствующий государственный отдел. Делается это с целью понять, будет ли принимаемый на работу гражданин негативно влиять на коллег и организацию в целом, что можно от него ожидать. На административные должности практически не берут лиц прежде судимых по любым уголовным статьям.
Заполнение анкеты
Для упрощения процедур проверки претендент на заявленную вакансию заполняет специальные анкеты, которые предоставляет отдел кадров организации, где указывает требуемые сведения о себе. Обязательным условием приема является письменное согласие гражданина на обработку персональных данных, после чего служба безопасности может заняться проверкой полученной информации. Если согласие не было дано, то организация получит штраф в соответствии с КоАП РФ.
СБ при приеме на работу не ограничивается формальной проверкой представленного резюме. Специалистами отдела дополнительно проверяются сведения о состоянии на учёте в психоневрологическом, наркологическом диспансерах. Соискателей призывного возраста проверяют на предмет уклонения от воинской службы. Перечень проверяемой информации зависит от направления деятельности организации.
Анкета службы безопасности образец:
Как удостовериться в действительности подаваемых документов
Работодатель может потребовать документы, основываясь на ст. 65 ТК РФ. Подлинность предоставленных бумаг (паспорт, диплом, сертификат, наличие регистрации) будет рассматривать именно служба безопасности. Проверить представленные документы на действительность можно на сайтах госструктур, например:
При наличии сомнений или для более детальной проверки служба безопасности может позвонить по месту предыдущего трудоустройства, а так же задать вопросы бывшим коллегам и руководству. Делается это с целью уточнить причину увольнения, пояснения взаимоотношений с коллективом. Иногда могут и рассказать о характере и нравах сотрудника, его стрессоустойчивости, составить психологический портрет.
В зависимости от направления и сферы работы компании, личные качества кандидата могут как помешать ему исполнять должностные функции, так и улучшить выполнение. В некоторых организациях проверяется и кредитная история будущего сотрудника, а так же связи с конкурентами.
Когда СБ не пропускает?
Отрицательный ответ на анкету может быть как по объективным причинам, прописанным в законе, так и по личным. Во втором случае, такой отказ считается незаконным. Нередки случаи, когда СБ проверяет личные странички кандидатов в социальных сетях, но это не является основанием для отказа. Не могут и отказать из-за качеств кандидата, которые не связанны с занимаемой должностью, о чем прописано в статье 64 ТК РФ. Фактически, служба безопасности может воспользоваться результатами проверки с целью выявить из нескольких кандидатов наиболее подходящего.
Видео по теме
Такая детальная проверка службой безопасности будущих сотрудников помогает отсеять людей еще на этапе подачи документов и собеседовании. Нанимателю важно трудоустроить компетентного специалиста, а для работника проверка — повод продемонстрировать свои положительные стороны.