Что значит сложение с переходом через разряд
Что такое переход через разряд?
Ответ или решение 2
Переходом через разряд называется такое действие, которое нельзя выполнить, используя только цифры данного разряда.
Если бы в примере было: 68 + 34 = 102, по был бы переход через разряд и в классе единиц и в классе десятков.
Определим, что такое переход через разряд
Переход через разряд – это те действия, которые нельзя невозможно выполнить с имеющимися цифрами разряда. Например, 8 + 5 = 13. Здесь, цифра 3 записывается в разряде единиц, а цифра 1 в разряде десятков.
Запишем, какие действия можно выполнять с переходом через разряд:
Есть определенные правила сложений и вычитаний чисел через разряд. Возьмем на примере число вычитание 28 – 9. Для того, чтобы из двузначного числа 28 вычесть однозначное число 9, нужно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в единице. То есть, 28 – 9 = 28 – (8 + 1) = 28 – 8 – 1. Вычитаем из 28 число 8 и получаем: 28 – 8 = 20 + 8 – 8 = 20. Затем, вычитаем из найденного отчета 20 оставшиеся число 1. Получаем: 20 – 1 = 19. В итоге получаем: 28 – 9 = 19.
Для того, чтобы произвести переход разряда при сложении, нужно одно число разложить так, чтобы одна из промежуточных сумма была равна десятку, сотне, и так далее.
Запишем алгоритм сложения и вычитания чисел
Сложение и вычитание дробей удобнее решать в столбик, или разложением на разрядные слагаемые.
При сложении и вычитании в столбик, единицы записываем по единицами, десятки по десятками и так далее. Затем проводим действия сложения или вычитания.
При разложении на разрядные слагаемые, используем следующий алгоритм действий:
«Методика изучения сложение и вычитание с переходом через разряд».
Методика изучения сложение и вычитание с переходом через разряд.
На подготовительном этапе учащиеся знакомятся с приемом дополнения, т.е. выполняют задания вида «дополни число до 10». Дополнить число 8 до 10 — это значит подобрать такое число, которое в сумме с числом 8 дает 10, такое число 2.
Рекомендуется использовать демонстрационное наборное полотно, на котором учитель предлагает проиллюстрировать пример на сложение однозначных чисел с переходом через разряд, например 9 + 4: на верхнюю полочку кладет 9 красных кружков, на нижнюю полочку — 4 синих кружка, затем перекладывает один из четырех на верхнюю полочку (дополняет 9 до 10), получает на верхней полочке 10 кружков, на нижней осталось 3 (10 и 3 всего 13). Записать рассуждения, т. е. перевести практическую ситуацию на язык математики: 9 + 4 = 9 + (1 + 3) = 13.
Также надо использовать демонстрационные и индивидуально-раздаточные модели десятка (2 треугольника, на котором нарисованы по 10 кружков и отдельные 10 кругов одного цвета и 10 другого цвета). В первый треугольник кладут столько кругов, сколько указывает первое слагаемое, во второй кладут круги другого цвета — сколько указано во втором слагаемом. Рассуждения проводятся 9 + 4 = 9 + 1 + 3 = 13. Использование моделей десятка позволяет учащимся сразу определить, что необходимо сначала дополнить первое слагаемое до десяти, и для этого нужно разложить второе слагаемое на сумму удобных слагаемых.
-Для усвоения этого приема учащиеся должны запомнить последовательность действий, уметь подбирать нужный случай разложения состава числа и дополнять однозначные числа до 10, выполнять разрядное сложение в пределах второго десятка. Затем составляется таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток:
9 + 2 = 11; 8 + 3 = 11; 7 + 4 = 11; 6 + 5 = 11; 9 + 3 = 12; 8 + 4 = 12; 7 + 5 = 12; 6 + 6 = 12; 9 + 9 = 18;
Презентация к уроку
Цель урока: Формирование умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
— Сегодня к нам на урок пришли гости. Они пришли посмотреть какие вы умнички и молодцы.
— Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!— Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?
— А можно ли заставить кого-то учиться?
(Нет, он должен сам этого захотеть.)
— Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.
— Давайте вспомним, какую тему проходили на предыдущем уроке? (Письменное сложение двузначных чисел).
— Эти умения помогут вам открыть новое знание.
— Ребята, нам в школу пришла телеграмма от принцессы Математики.
“Дорогие ребята, уважаемые гости! Я приглашаю вас всех в гости”.
— Итак, сегодня мы с вами и нашими гостями отправляемся в путешествие к Математической принцессе. Путешествие далекое, интересное, но опасное. Поэтому с собой берем дружных, сообразительных и находчивых математиков.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действий.
Задача: актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
— Составьте такие выражения, чтобы сумма двух чисел равнялась третьему. (Работа в тетради)
— Какие выражения получились?
— Проверьте себя. (Самопроверка).
— Ребята, возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в листе самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса.
8 + 5 = 13 7 + 6 = 13 8 + 6 = 14 9 + 5 = 14 — Разбейте примеры на группы. (По значению суммы14, 13; второе слагаемое равно 5 или 6; первое слагаемое равно 8 или не равно 8.)
— Что общего в этих примерах? (Все примеры на сложение, сумма больше 10, с переходом через разряд).
— Назовите компоненты сложения.
2. Работа на карточке в парах.
— Назовите правила работы в парах и группе.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Говори спокойно, ясно и по делу.
Дайте возможность высказаться каждому.
— Подчеркните только те числовые выражения, сумма которых больше 10.
6+8 4+6 7+7 5+5 9+4 2+8 7+2 8+4 7+5 9+2 — Проверьте себя. (Самопроверка.)
— Оцените себя на листе самооценки. Самооценка
— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. И теперь мы все отправляемся в путешествие. Путь к замку принцессы лежит через логическое море. Чтобы переплыть через логическое море мы должны ответить на вопросы и выполнить задание.
— Какие примеры на сложение вы еще знаете? (Сложение двухзначных чисел без перехода через разряд.)
— Посмотрим, кто из вас умеет решать эти примеры быстро и правильно?
(В первом слагаемом одна цифра неизвестна, известные цифры чередуются, идут в порядке возрастания. Во втором слагаемом десятки уменьшаются на 1 десяток и идут в порядке убывания, а количество единиц не изменяется).
— Молодцы, ребята вы и с этим заданием справились. И мы с вами приплыли к арифметическому лесу. Тропинка нас выведет к замку принцессы. В этом лесу живут коварные злые ошибки. Они наставили много ловушек. Чтобы не попасть в эти ловушки, мы должны найти значение выражений (записать примеры в столбик и выполнить письменное сложение двухзначных чисел).
3. Самостоятельная работа.
Выполните задание с комментированием, по алгоритму.
Алгоритм сложения двузначных чисел
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками
Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.
Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.
+64
35+82
15Пробное действие
+37
25(Первый, второй пример комментируем).
— Обобщите, какие знания мы повторили?
(Сложение двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения в столбик).
— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
— Эти знания нам будут необходимы.
(Задание для пробного действия, дети решают третий пример самостоятельно).
— Какой результат получили?
(Учитель фиксирует на доске варианты ответов).
III. Выявление места и причин затруднения.
Задачи: создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
— Что показало ваше пробное действие?
(Мы не все смогли правильно найти сумму чисел 37 и 25)
— Удалось ли вам самим выяснить, что в примере было для вас новым?
(Мы раньше не решали примеры, когда при сложении единиц получается больше 10).
— Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.
— В чем у вас возникло затруднение?
(Не знаем способа, с помощью которого можно выполнить вычисления).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Задачи: сформулировать конкретную цель, составить план будущих учебных действий.
— Сформулируйте цель урока. (Узнать способ, прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд).
— Какова будет тема урока?(Сложение двузначных чисел с переходом через разряд).
— Как вы будете действовать?
(1. Сначала решим пример с помощью графических моделей.
2. Решим этот же пример в столбик.
3. Построим алгоритм решения таких примеров.)
V. Реализация построенного проекта
Задачи: построить новый способ решения примеров на сложение двузначных чисел с переходом через разряд путём достраивания известного алгоритма, зафиксировать новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
— Следующее задание мы будем выполнять в группах.
— Действуйте по плану. С чего начнете? (С графической модели)
— Выложитее графическую модель последнего примера.
— Что мы с вами знаем и умеем? (Складывать двузначные числа, ед. + ед.; дес. + дес.)
— Складываем ед. Что у нас получилось? (12 ед.)
— Сколько у нас десятков? (5 д.)
— Почему возникло затруднение? (Ед. больше 10).
— Что мы знаем? (10 ед. = 1 д.)
— Что мы можем сделать с 12 ед.? (Преобразовать в 1 дес. 2 ед.)
— Сколько у нас десятков в сумме, единиц? (6 дес. 2 ед)
— Что произошло с десятками? ( Число десятков увеличилось на 1 дес.). ОТКРЫТИЕ!
Вывод: Если при сложении двузначных чисел сумма единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить его к десяткам.
-Дальше по плану? (Записать решение этого примера в столбик.)
(Один ученик комментирует у доски).
— Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в имеющийся алгоритм.
— Проговорите полученный алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
(В итоге алгоритм должен принять такой вид).
1. Пишу. (единицы под единицами, десятки под десятками)
3. Складываю десятки.
4. Увеличиваю количество десятков на 1. Результат пишу под десятками.
Подведение итогов этапа реализации построенного проекта.
— Какое открытие мы сделали?
(Мы узнали новый прем сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Если при сложении единиц получается больше 10, то 1 десяток мы прибавляем к десяткам)
— Как вы думаете, о чем всегда надо помнить, чтобы не допустить ошибку? (Что образовался новый десяток. Десяток, который мы выделяем добавить к десяткам)
— Какой следующий шаг в нашем уроке?
(Потренироваться в решении примеров с помощью алгоритма)
— Коварные злые ошибки хотели нам устроить западню, чтобы мы никогда не смогли найти тропинку, которая ведет к замку. Но мы не только не попались в их лапы, но и уже дошли все вместе дружно до замка принцессы.
— Теперь давайте немного отдохнем.
— Во все времена все замки охранялись. Наше математическое королевство тоже охраняется, поэтому ворота закрыты. Вход открыт только самым умным и смекалистым математикам.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Задача: создать условия для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.
1. Коллективная работа.
— Пользуясь алгоритмом, найдите сумму чисел.
+28
23+26
37+54
38+19
64Учащиеся выходят к доске и выполняют задание с комментированием)
— Решите выражения в столбик, комментируя ход решения друг другу.
(Проверка по эталону)
Кто допустил ошибку? В чём она?
(Забыли добавить десяток).
— Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
— Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод.
(Мы поняли, как складывать двузначные числа с переходом через разряд).
— Как в этом убедиться?
(Нужно выполнить самостоятельную работу).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Списать и решить примеры на новый прием.
— Решите выражения, записывая их в столбик.
Проверка по образцу.
— Сравните свой ответ с эталоном. Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с заданием знак “?” и исправьте свои ошибки.
— Кто выполнил задание правильно, поставьте себе “+”.
— Кто понял и исправил свою ошибку? Молодцы.
— Зафиксируйте результат самостоятельной работы в листе самооценки .
— Ворота открыты. Нас встречает принцесса Математики.
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
Задачи: включить новые знания в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное.
— Составьте задачу по схеме и решите ее.
— Кто допустил ошибку в вычислении? Исправьте. В чём она?
(Учащиеся называют свои ошибки).
— Какую задачу ставите перед собой?
(Нам необходимо потренироваться в вычислениях).
— Кто выполнил решение верно?
— Какие знания помогли найти значения выражения?
(Знание алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд).
— Оцените себя на листе самооценки.
— При выполнении, каких заданий вы можете использовать новый способ?
— Принцесса очень рада, что у нее такие добрые, смелые друзья-математики.
Реши примеры. Что надо записать в последнем столбике? Проверьте себя по эталону.
+48
24+48
25+48
26+48
26+48
27+48
* *— Сравните решение с эталоном и зафиксируйте результат при помощи знаков “+” или “?” в листе самооценки.
— Кто допустил ошибки при выполнении задания?
— В чём причина? Что вам поможет их исправить?
— У кого все верно? Молодцы.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Задачи: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления.
Какова была цель сегодняшнего урока?
— Достигли ли цели? Докажите.
— Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.
— Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Самооценка учебной деятельности
— Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?
— Кто считает, что лучше мог поработать?
— Что нам необходимо сделать для улучшения результата?
— Поэтому дома потренируйтесь в примерах подобного вида.
Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд
Цель: Формирование навыков сложения трёхзначных чисел.
Задачи:
Оборудование: плакат «За одного учёного трёх неучёных дают», раздаточный материал (эталоны), схема «Лестница успеха».
Ход урока
I. Орг. момент. Самоопределение деятельности.
Сегодня наш урок проходит под девизом «За одного учёного трёх неучёных дают».
Как вы понимаете смысл данной пословицы? (выслушиваются мнения учащихся)
Начинаем работу с лестницы успеха.
С какими числами мы ведём работу на уроках? (с трёхзначными)
Чему мы научились на прошлых уроках? (читать, записывать, раскладывать на разрядные слагаемые, складывать и вычитать).
Хотите научиться большему?
Желаю вам подняться по лестнице знаний ещё на одну ступень!
II. Актуализация знаний.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Приготовились к математическому диктанту.
Запишите число, в котором 5 с. 7 дес. 6 ед. = 576
Запишите число 207
Запишите число, в котором 4 с. 2 дес. 3 ед. = 423
Проверим 576, 207, 424.
Подчеркните числа в порядке возрастания (одной, двумя, тремя чертами).
У кого получилось также как у меня?
Какое на ваш взгляд число лишнее?
Варианты: 576 – т.к. последняя цифра чётная
207 – т.к. отсутствуют единицы II разряда (разряда десятков).
Сложите 1 и 3 числа в столбик.
Какое правило поможет правильно записать выражение? (Единицы записываем строго под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями).
– Что заметили? (в числе 999 один знак, обозначающий цифру 9)
Сложите 1 и 2 числа в столбик.
О чём должны помнить при записи чисел?
– Сколько получилось? (дети называют разные ответы)
– Пример один, а ответы получились разные!
III. Постановка учебной задачи.
Где возникло затруднение? (Единицы складывали и получилось двузначное число, записать не смогли и применили правило, когда складывали двузначные числа).
Какова же будет тема нашего урока? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд).
IV. Открытие нового знания.
Откроем учебник с.54 №1.
Посмотрите на графические модели во втором прямоугольнике.
Вспомним, что обозначают
С чего начинаем выполнять работу? (с единиц)
Что обозначают кружки, взятые в красный овал? (добавляем до 10)
Сколько единиц осталось? (3)
У нас получилось 10 точек или 10 единиц, а по-другому? (1 десяток)
Куда мы добавляем десяток? (к десяткам)
Откуда взяли десяток? (Когда складывали единицы добавили до 1 десятка, а десяток добавили к десяткам)
Найдите выражение справа, соответствующее нашей графической модели (237+153=253)
Докажите, что выражение 162+153=315 составлено правильно (к 2 ед. + 3 ед.= 5ед ; к 6 дес. + 5 дес. = 11 дес. В одну клетку записать не можем, поэтому 1 десяток пишем под десятками, а 1 сотню добавляем к сотням и получается 315).
Вернёмся к устному счёту. Кто же был прав?
Поднимите руку кто не ошибся? Молодцы!
V. Первичное закрепление.
а) Вычисли, используя запись в столбик.
Проверяем алгоритм сложения. После решения первого выражения задаём вопрос :
Нужно ли считать дальше? (Нет. Если одно из слагаемых увеличивается на 1 единицу, то и сумма увеличивается на одну единицу).
б) Запишите в столбик следующие выражения:
Что помним при записи выражения в столбик? (В числе 54 сотен нет).
Проверяем алгоритм сложения. Нужно ли считать все выражения?
Физминутка.
VI. Самостоятельная работа.
Работа в учебнике проводится по вариантам.
Решаем выражения самостоятельно.
Проверка производится по эталону. Эталоны лежат на партах перевёрнутые. По мере
выполнения работы ученики переворачивают и самостоятельно проверяют свою работу.
Поднимите руки у кого работа выполнена без ошибок?
На каком этапе была допущена ошибка?
Есть ли дети, у которых была допущена ошибка в алгоритме? (Будешь помощником при повторении алгоритма).
Есть ли дети, у которых допущена ошибка в вычислениях? (Нужно вспомнить таблицу на сложение).
VII. Включение в систему знаний.
VIII. Рефлексия.
Где возникли трудности?
Что вам помогло? (алгоритм сложения в столбик)
Поднимите руку, кто получил «5» и «4» на этапе самостоятельной работы?
Надеюсь, на следующем уроке тех ошибок, которые были допущены сегодня не будет.
Как вы считаете, смогли мы подняться на следующую ступеньку?
Урок математики на тему «Сложение с переходом через разряд (все случаи). Закрепление» (4 класс)
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска
« Сложение с переходом через разряд (все случаи). Закрепление »
Учитель начальных классов
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: создать условия для закрепления письменных приёмов сложения в пределах 100.
— закреплять умение решения примеров и задач на сложение с переходом через разряд ; способствовать совершенствованию вычислительных навыков; учить применять эти знания при решении примеров и задач;
— развивать навыки счета, смекалку, сообразительность; корригировать память, внимание, мышление, математическую речь детей, геометрические представления, мелкую моторику мышц пальцев рук;
— воспитывать познавательный интерес к математике, любовь к природе; формировать чувство взаимопомощи, коллективизма; прививать навыки контроля и самоконтроля; воспитывать нравственные качества
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Методы: словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, вариативное повторение
Предметные: закрепление письменных приемов вычисления в пределах 100;
Л ичностные: уважать и принимать чужое мнение, осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, взаимодействия с учителем и учениками.
Регулятивные : учиться принимать учебную задачу, сохранять её в течение всего урока; осуществлять под руководством учителя итоговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные : понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения; работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, карточки «Грибы» с примерами, геометрические фигуры с примерами для самостоятельной работы, разрезные картинки с изображением лесных птиц и примерами на обратной стороне, конверты, индивидуальные карточки-задания.
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
(Коллективно читают стихотворение)
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас.
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
II. Проверка домашнего задания.
— Проверим домашнее задание.
— Прочитайте примеры по цепочке.
49+21=70 30+56=86 65+35=100 37+43=80 23+70=93
— Молодцы, хорошо справились с домашним заданием.
III . Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы закрепим приёмы письменного сложения чисел в пределах 100.
— Наш урок будет необычным. Мы с вами совершим заочное путешествие по лесу. Вспомним правила поведения в лесу, познакомимся с жизнью лесных жителей. Представьте, что мы пришли в лес. Слайд
(Чтение стихотворения учеником)
«Лес» С. Погореловский
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.
— Ребята, для чего нужен лес?
IV. Актуализация необходимых знаний.
— Во время путешествия мы выполним много интересных заданий.
А) Счет круглыми десятками от 10 до 100.
В) Счёт от 36 до 50.
Г) Счёт от 80 до 70.
— Молодцы. Вспомним первое правило поведения в лесу. Посмотрите на знак и скажите, что он обозначает. Слайд
«В лесу нельзя шуметь!»
Д) Соотнесение числа и цифры.(инд. задания)
Е) Решение примеров.
8+3=11 7+7=14 9+9=18 6+7=13 12-3=9 9+6=15
— Прочитайте числа в порядке возрастания. (9, 11, 13, 14, 15, 18)
— Прочитайте числа в порядке убывания. (18, 15, 14, 13, 11, 9)
— Какое число лишнее в ряду чисел? (9-однозначное)
— Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
— Назовите самое большое двузначное число. (99)
— Сколько десятков и единиц в числе 99?
— Молодцы. Следующее правило поведения в лесу.
«Не ломай ветки деревьев!»
V. Первичное закрепление.
1. Гимнастика для пальцев. «Сорока»
2. Запись числа и вида работы.
— Какие числа будем прописывать? (42, 68)
— Сколько десятков и единиц в числе 42, 68?
— Назовите соседей числа 42, 68?
— Мы идём по лесу, любуемся его красотой, дышим свежим воздухом и, вдруг, встречаем лесного жителя.
Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (Белка)— Что вы знаете о белочке?
48+24=72 26+39=65 37+43=80 74+19=93 26+58=84
56+34=90 62+38=100 35+26=61 65+35=100 46+14=60
(Грибы складываем в корзинку)
— Молодцы, правильно решили примеры и помогли белочке.
— Давайте вспомним ещё два правила поведения в лесу.
«Не лови диких животных и не уноси их домой!»
5. Физкультминутка «Ветер».
6. Составление и решение задачи по краткой записи.
— Продолжаем путешествие. На пути у нас «горельник». Слайд
— Горельник –это лесная территория, с деревьями, погибшими от пожара.
— Нравится вам такой участок леса?
— Что мы можем предпринять, чтобы восстановить лес? (посадить новые деревья)
— И если мы правильно выполним следующее задание, то деревца приживутся и на этом месте вновь будет лес через много-много лет.
— Составьте задачу по краткой записи про посадку деревьев.
«В лесу посадили 47 сосен, елей на 25 деревьев больше, чем сосен. Берёз посадили в 8 раз меньше, чем елей. Сколько берёз посадили в лесу?»
— Сколько сосен посадили?
— Что сказано о елях?
— Что сказано о берёзах?
— Что надо узнать в задаче?
— Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
— Можем узнать, сколько елей посадили? Каким действием? Почему?
— Давайте запишем решение и ответ задачи.
1) 47 дер. + 25 дер. = 72 дер. ели.
2) 72 дер. : 8 = 9 дер.
Ответ. 9 берёз посадили в лесу.
— Молодцы, правильно решили задачу. Все деревья прижились.
— А чтобы в лесу некогда не случались пожары мы вспомним ещё одно правило.
«Нельзя в лесу разводить костры!»
7. Гимнастика для глаз. Слайд
8. Работа с геометрическим материалом.
— Продолжаем путешествие по лесу и попадаем на лесные полянки, на которых растут весенние цветы.
— Какие цветы вам знакомы?
— Давайте вспомним названия всех цветов. (Медуница, подснежники, фиалки, мать-и-мачеха)
— Посмотрите, все цветы выросли на полянках, которые имеют разную геометрическую форму.
— Назовите форму полянок.
— Как одним словом назвать эти фигуры? (многоугольники)
— Что общего у многоугольников? (углы, вершины, стороны)
— Сколько сторон у шестиугольника, треугольника, прямоугольника?
— Как называются углы у прямоугольника?
— Молодцы, правильно назвали все фигуры.
— Вспомним еще одно правило.
«Не рви в лесу цветы!»
VI. Самостоятельная работа.
— А сей час мы выполним самостоятельную работу по решению примеров.
— У вас на партах карточки с примерами. Какую форму имеют карточки? (восьмиугольники)
— Вычисления выполняете столбиком.
48+25=73 67+24=91 55+45=100 39+41=80 27+57=84
— Проверим самостоятельную работу.
— Вспомним ещё правило.
«Нельзя трогать птичьи гнёзда!»
— Каких птиц мы можем встретить в лесу?
— Лесные птицы приготовили для вас домашнее задание. У вас на партах лежат конверты. В них осколочные картинки, на каждой части которой написан пример с одной стороны, а с другой стороны часть картинки. После решения примеров вы можете собрать картинку и узнать птицу на ней.
— Если правильно решите все примеры, то получите целую картинку с изображением птицы.
— А наше путешествие по лесу подошло к концу. Уходя из леса помним еще об одном правиле поведения в лесу.
«Нельзя оставлять мусор в лесу!»
— Мы вернулись в класс.
— Давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке?
— Какие задания вам понравились больше?
— Какие задания оказались трудными?
— Вы очень хорошо работали на уроке, справились со всеми заданиями.
— Посмотрите, на доске появилось солнышко без лучиков. Причем, одно солнышко веселое, а второе грустное. Подарите каждый свой лучик тому солнышку, которое характеризует ваше настроение в конце урока.