ВИНОГРА́ДЬЕ — разновидность обрядовых обходных песен — колядок. Выделяется по характерным зачинам («Прикажи, сударь-хозяин, виноградью петь!») и концовкам («Виноградье, виноградье красно-зелено!»); иногда исполнители наз. себя виноградчиками. В. преим. входит в состав зимних обходных обрядов. Бытование В. зафиксировано на обширной территории, в первую очередь на Рус. Севере, а также в Волго-Окском бассейне, Поволжье, Сибири и в нек-рых зап. и юж. р-нах России. Помимо осн. темы В. — благопожелания дому, восхваления хозяев — значит. место занимают свадебно-брачные сюжеты (отношения молодца и девицы, символич картины сватовства) В отличаются особой муз структурой, выделяющейся в рус. песенном фольклоре.
См.:Бернштам Т. А., Лапин В. А. Виноградье — песня и обряд // Рус. Север. Пробл. этнографии и фольклора. Л., 1981.
Смотреть что такое «Виноградье» в других словарях:
Виноградье — поздравительно величальные песни, исполняемые (преимущественно на Русском Севере) во время святочного колядования. Вместе со среднерусскими овсенями и южнорусскими колядками виноградье образуют цикл русских святочных песен обходного типа.… … Википедия
СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались… … Русская история
Колядование — Колядовщики. Россия, декабрь 2012 г … Википедия
Колядки — … Википедия
ВИНО — ср. растительная жидкость, перешедшая третью степень брожения (1. квасное, 2. сахарное, 3. винное, 4. гнилое) и получившая от этого пьяное свойство. Вино хлебное, водка, горячее вино, зелено вино, перегоняемое в кубе из заквашенного хлебного… … Толковый словарь Даля
Колядки — святочные народные песни К. широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белоруссов, у русских встречаются сравнительно редко и то большей частью в виде так наз. «виноградья», т. е. в виде величальных песен с традиционным припевом:… … Литературная энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Коляда — Запрос «Коляда» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Коляда Трутовский К. А. Колядки в Малор … Википедия
Топорков, Андрей Львович — Андрей Львович Топорков Дата рождения: 15 марта 1958(1958 03 15) (54 … Википедия
Колядка — Запрос «Коляда» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Коляда дохристианский славянский праздник 21 декабря связанный с зимним солнцестоянием и новым годом[1], позднее вытесненный или слившийся с Рождеством[2] и Святками (Ср. лит.… … Википедия
Виногра́дье — поздравительно-величальные песни, исполняемые (преимущественно на Русском Севере) во время святочного колядования. Вместе со среднерусскими овсенями и южнорусскими колядками виноградье образуют цикл русских святочных песен обходного типа.
См. также
Примечания
Литература
Народные праздники славян
Полезное
Смотреть что такое «Виноградье» в других словарях:
Виноградье — разновидность обрядовых обходных песен колядок. Выделяется по характерным зачинам ( Прикажи, сударь хозяин, виноградью петь! ) и концовкам ( Виноградье, виноградье красно зелено! ); иногда исполнители наз. себя виноградчиками. В. преим. входит в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались… … Русская история
Колядование — Колядовщики. Россия, декабрь 2012 г … Википедия
Колядки — … Википедия
ВИНО — ср. растительная жидкость, перешедшая третью степень брожения (1. квасное, 2. сахарное, 3. винное, 4. гнилое) и получившая от этого пьяное свойство. Вино хлебное, водка, горячее вино, зелено вино, перегоняемое в кубе из заквашенного хлебного… … Толковый словарь Даля
Колядки — святочные народные песни К. широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белоруссов, у русских встречаются сравнительно редко и то большей частью в виде так наз. «виноградья», т. е. в виде величальных песен с традиционным припевом:… … Литературная энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Коляда — Запрос «Коляда» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Коляда Трутовский К. А. Колядки в Малор … Википедия
Топорков, Андрей Львович — Андрей Львович Топорков Дата рождения: 15 марта 1958(1958 03 15) (54 … Википедия
Колядка — Запрос «Коляда» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Коляда дохристианский славянский праздник 21 декабря связанный с зимним солнцестоянием и новым годом[1], позднее вытесненный или слившийся с Рождеством[2] и Святками (Ср. лит.… … Википедия
1. этногр. разновидность обрядовых обходных песен ◆ Почти совсем забыты виноградья и вечериночные припевки. Виноградья ещё вспоминают старые женщины, чаще всего это «У Егорья в соборе у храброго», «Что во далече, далече во чистом поле». «Советская этнография», 1963 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова разделываться(глагол), разделывается:
Предложения со словом «виноградие»
Отправить комментарий
Предложения со словом «виноградие»
Колядования сопровождались переодеванием, исполнением святочных песен, которые назывались по-разному: «овсенями», «колядками», «виноградиями».
Убыток величайший его промысла – суть вещей воздуха: древа, виноградие, воздушного рукоделия, древо делателие, каменноделцы, карабленицы и иныя мастеры: весети, мерети, глаголати на суде.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Виноградье: какое место оно занимало в святочных обычаях наших предков?
Виноградье на Святки — старинная традиция славянской культуры. Это такой вид колядовых песен, главной особенностью которого было величанье хозяев приходившими к ним веселыми компаниями девушек и парней.
Потому-то их часто называли славильщиками. Впрочем, еще одна характерная черта виноградий заключалась в том, что их можно было распевать не только в строго регламентированные дни, а в течение всего периода Святок (в отличие от собственно колядок и овсенек).
Почему величальные песни назывались виноградьем?
Прежде всего, стоит отметить, что образ винограда у славян олицетворял богатство, любовь и благополучие, а у восточных славян был еще и символом новобрачных. Видимо, поэтому венчальные и свадебные сюжеты часто включались в тексты виноградий.
В построении этих песен существовали свои строгие правила. Во-первых, полагалось начинать пение обращением к главе дома: «Прикажи, сударь-хозяин, виноградью петь!». Во-вторых, исполнение каждого двустишия сопровождалось рефреном: «Виноградье, виноградье красно-зелено!» (либо красно-зеленое, либо красно-зеленыя).
Место выступления зависело от состава славильщиков: красных девиц принимали где-то только в избе, где-то — в сенях и в избе или во дворе и в избе. Парням чаще предлагалось спеть во дворе и лишь потом иногда пускали в дом, а смешанные группы принимали исключительно во дворе.
Кого и как славили в виноградьях?
Содержание величальных песен зависело от того, кому посвящалось: холостой молодежи (причем для девушек и юношей были свои, особые сюжеты), семейным с детьми и семейным без детей.
Так, в «девьих» сюжетах часто рассказывалось, как девица в шатре вышивает платок/ковер, а увидавший ее добрый молодец предлагает выйти за него замуж; как она гуляет в саду и слушает соловья, а тот сманивает на чужую сторонушку, к чужим родителям. Парням пели о расчесывания волос перед походом в церковь, в ходе которого задавались вопросы: кто его породил, вскормил и кудри завил; об охоте на птицу, которая просит не губить ее; о потере перстня в море и поиске его корабельщиками.
Новобрачным тоже пели о перстне, правда, в этом случае он не теряется, а катается в постели меж князем молодым и его госпожой, как намек на рождение первенца. Тот же образ, адресованный паре со взрослыми детьми (равно как и жемчужина, так же катающаяся в семейной постели) символизируют скорый брак сына или дочери.
Каким было царское виноградье?
Традиция святочных виноградий была столь крепкой и распространенной, что государь Алексей Михайлович как-то раз не выдержал и завел обычай славить своих подданных, навещая в Святки знатных вельмож. Придворная процессия при входе в дом пела во славу Богу, а царь получал от хозяина дома подарок и угощал всех, кто с ним прибыл.
А вы слышали когда-нибудь виноградье?
Разве можно удержаться от того, чтобы привести хотя бы один пример виноградья целиком? Вот он:
А мы ходим, мы ходим по Кремлю городу, Уж ищем мы, ищем господинова двора. Припев.
Господин двор на седьми верстах, На седьми верстах, на осьмидесяти столбах. Припев.
Что же около двора, да железной тын, Что на всякой же тычинке по маковке. Припев.
Что на всякой же тычинке по маковке, Что на всякой же по крестику. Припев.
А среди того двора, что три терема стоят, А среди того двора, что три терема стоят. Припев.
Что в первом терему красно солнце, Красно солнце, то хозяин в дому. Припев.
Что в другом терему светел месяц, Светел месяц, то хозяйка в дому. Припев.
Что во третьем терему часты звезды, Часты звезды, то малы детушки. Припев.
Хозяин в дому, как Адам в раю, Хозяин в дому, как Адам в раю. Припев.
Хозяйка в дому, как оладья на меду, Хозяйка в дому, как оладья на меду. Припев.
Малы детушки, как оладушки, Малы детушки, как оладушки. Припев.
* * * Вот так весело и по-доброму величали соседей и знакомых наши предки. А ведь славная традиция! И если возвышенный тон виноградий, может, кому-то покажется устаревшим, стоит все-таки, поддерживая обычай, сказать друг другу хорошие слова, и притом — от всего сердца. Желаю всем коллегам и читателям душевной радости и жизненной удачи, а более всего — в творчестве!
Какого числа Рождественский Сочельник у восточных христиан?
В 2020 году Рождественский сочельник приходится на 6 января, как обычно. Он становится последним днем в 40-дневном цикле Рождественского поста (Филиппов пост). Христиане восточного обряда в этот момент завершают последние приготовления к празднованию Рождества Христова.
Рождественский сочельник у восточных христиан, 6 января, история
Еще с IV столетия нашей эры Православная Церковь ввела традицию отмечать навечерие Рождества Христова. Спустя какое-то время, в течение следующих 400 лет писались священные песнопения, которые и до сих пор используются во время службы на рождественских богослужениях. В это время в старых храмах принято было проводить Царские часы. Речь идет о периоде, когда воспевалось многолетие царю и его патриаршей семье, а также всем православным христианам.
Традиции и обряды праздника
Православные христиане во время Рождественского сочельника отправлялись семьями в храм. Богослужение предусматривало всенощное бдение и литургию. Хозяйки по своим домам с самого утра затевали уборку и выбрасывали мусор и ненужные вещи. Кроме этого, они занимались приготовлением торжественного ужина. Как правило, на столе должно было оказаться 12 постных блюд.
Приступали к пище только после молитвы, в которой благими словами вспоминали об Иисусе Христе. У него просили счастья и благополучия для всех, кто собрался за праздничным столом. Первым делом, принято было есть кутью, после которой можно было пробовать остальные блюда.
Молодежь за день до Рождества собиралась большими компаниями и разукрашивала друг другу лица. Надевались необычные причудливые костюмы, в которых они ходили по разным домам и пели колядки. Обязательным праздничным атрибутом должна была стать Вифлеемская звезда, которую выполняли из лент и цветной бумаги. В центральной ее части располагалась икона. Во время исполнения обрядовых песен постоянно упоминалось имя Иисуса Христа в хвалебных одах, а также хозяин дома и все члены семьи. Взамен колядующим дарили конфеты, деньги и выпечку.
Даже сегодня сохранилась древняя традиция гадать в ночь с 6 на 7 января. Молодежь часто обращалась к потусторонним силам, чтобы получить совет или узнать будущее. В Сочельник часто обращались к людям с просьбой о прощении, чтобы на вас не таили обиду. Аналогично прощали и своих врагов.
Как отмечают Святки православные
Святочное колядование являются одним из распространенных обрядов в праздничный период Рождества Христова. Они проводятся в течение трех дней с момента наступления Рождества. Причем стартовой, отправной точкой является еще Сочельник. Чаще начинают данный обряд только поутру, в Рождество. Принято повторять его в первый день старого Нового года, который отмечают ночью с 13 на 14 января, незадолго до Крещения.
Во время колядования исполняют благожелательные песни-колядки, в которых прославляют рождение Спасителя человечества. Среди колядующих зачастую оказываются дети, которые собираются большими группами и следуют из одной избы в другую. Они могли наряжаться самым необычным способом. В группе нередко присутствуют актеры в образе козы или медведя, беса, бродяги или кикиморы. Одной из задач ряженых было исполнение поздравительных песен, после чего у слушателей требовали угощений. После получения даров от хозяев песнопения продолжались.
Наибольшее распространение колядки получили у украинцев. У белорусов данная традиция не столь развита, тогда как в Российской Федерации она сохранилась лишь на севере. Ее называют «Виноградьем». То есть, используются величальные песни, в которых традиционным припевом являются слова «виноградье, красно-зелено мое».
В процессе проведения ритуальных обходов по домам использовали классический обряд христославения, который применяли древние славяне. Он обозначал приход волхвов, которые сообщали окружающим о приходе в этот мир Спасителя. Как правило, обряд исполнялся детьми, которые собирались в группы по 15 человек. Христа славили в первый либо второй день после Рождества. Основным атрибутом в процессе проведения церемонии была рукотворная звездочка, которая символизировала собой Вифлеемскую звезду. В процессе обхода населенного пункта славильщики поздравляли хозяев, а те в ответ одаривали нежданных гостей пряниками, пирогами или давали деньги.
Многие дети или пастушки носили с собой в варежках зерно. В горницах создавали сцену сева, в процессе которого хозяевам дома желали добра и хорошего урожая. В завершение обряда хозяева благодарили засевальщиков деньгами и угощали их за семейным столом. В некоторых избах во время святочных дней устраивались театрализованные спектакли. Подобное действо называли вертепом. Дети и молодежь устраивали кукольный театр, который напоминал об основных знамениях Рождества Христова. Куклы ангелов, волхвов и пастухов создавали из глины.