Что значит слово срезал в рассказе срезал
Смысл рассказа «Срезал» Шукшина
Главная тема творчества русского, советского писателя В. М. Шукшина – жизнь простого деревенского человека. Один из самых известных рассказов Шукшина — рассказ «Срезал». Не случайно автор выбрал такое название для своего произведения.
КАКОЙ СМЫСЛ АВТОР ВЛОЖИЛ В НАЗВАНИЕ РАССКАЗА?
«Срезать» — в просторечии значит: «поставить на место», «унизить», «публично опустить в глазах других людей». Как колосок, срезанный серпом, падает на землю, так один человек теряет свою репутацию в результате хамского и резкого обращения с ним другого человека.
Смысл названия рассказа «Срезал» полностью соответствует его содержанию.
СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Герои произведений Шукшина часто недовольны своей жизнью, они не хотят быть «как все», мириться с одинаковостью и стремятся показать свою индивидуальность очень необычными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Именно чудиками, а не чудаками.
«Чудики» живут среди обычных людей, в обычном мире. Но в них накапливается столько нереализованного потенциала, что в обыденной среде им тесно и душно. Эта огромная душевная сила пытается вырваться наружу и устремится к идеальному миру. Такие персонажи чувствуют свою чудаковатость, но не находят поддержки и понимания со стороны окружающих.
Обычно шукшинские «чудики» очень наивные, добродушные, трогательные люди. Но ситуацию, описанную в рассказе «Срезал», комичной назвать нельзя. Скорее она трагикомична.
Герой рассказа Глеб Капустин – тоже чудик. Но чудик злой, хамоватый и жестокий, к тому же имеющий претензию на роль лидера в своем социуме. Деревенский житель Капустин чувствует свою нереализованность и никчемность. Очевидно, жизненные обстоятельства не дали ему возможности получить образование, вырваться из деревни и совершить что-то значимое, что сделало бы его известным. А, возможно, исполнению мечты помешала банальная лень и нежелание упорно потрудиться.
Среди местных мужиков Глеб чрезвычайно популярен. Его умение «срезать» городских жителей, приезжающих в деревню — это зрелище яркое. Все они являются постоянными зрителями представлений, на которых Глеб Капустин является единственным актером. Для мужиков Глеб – очень умен, начитан и всесторонне развит. На самом деле этот человек невежественен, а образован весьма поверхностно. В основном, посредством чтения газет и журналов. К тому же у Глеба хорошо «подвешен язык», которым он умело владеет в дискуссиях. Типичный холерический темперамент помогает ему быстро реагировать на реплики и вопросы, что также способствует выполнению «миссии» по унижению собеседника.
Глеб ненавидит всех, кто когда-то уехал из родной деревни, занял свою нишу в жизни, «поднялся». Он пытается самоутвердиться за счет других. В основном, это городские образованные люди, которым он доказывает, что все их образование ничего не стоит.
В деревню к матери приезжает погостить на лето Константин Иванович Журавлев, ученый человек, кандидат наук, филолог. Ученый не загордился, не стал надменным. Он относится к землякам с должным уважением и почтением, несмотря на довольно высокое положение в обществе. Возможно, поэтому Константин Иванович проигрывает в споре с деревенским демагогом, что просто не позволяет себе опускаться до его уровня.
Глеб заранее готовится к «спектаклю», собирает вокруг себя зрителей – деревенских мужиков. Он и ведет-то представление по законам жанра. Задавая глупые вопросы о «проблемах шаманизма» и прочей ерунде, он подводит беседу к ее кульминации. Значения вопросов, которые он сам же задает образованному человеку, Глеб совершенно не понимает. Тем более, их не понимает собеседник. Дурацкие вопросы ставят Константина в тупик, и он не хочет на них отвечать. Именно этого и надо Глебу: показать, что раз ученый человек не отвечает, значит, он не знает ответа.
СМЫСЛ ФИНАЛА РАССКАЗА
В финале рассказа Глеб произнес фразу о том, что он любит «щёлкнуть по носу образованных». Не задирайся, мол. Унизив таким образом земляка, Глеб возвысился сам.
Но возвысился — то он в чьих глазах? – Только лишь в глазах таких же, как и сам, завистливых м злобных людей. Да еще в своих собственных. Теперь он может шествовать по деревне с гордо поднятой головой, не понимая при этом, что все его злорадство и пафос на самом деле ровным счетом ничего не стоит.
Тема урока «В.М. Шукшин «Срезал». Идея рассказа
Разделы: Литература
Воспитательные:
- формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой)
Составленный мини-словарь (Приложение 1) раздаётся на парты)
– Как я понял его смысл?
Результаты ваших работ представлены на слайдах. (Приложение 4)
– “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”;
– “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.
– “о душевной травме Глеба Капустина”;
– “о том, как деревенские унижают городских”;
– ”о том, как необразованный деревенский мужик задавал глупые вопросы образованным людям с целью их опозорить перед односельчанами”;
– “об обычной жизни в обычной деревне”.
В чем его смысл? (слайд 5)
– “В людях надо видеть не только плохие, но и хорошие качества”;
– “автор сожалеет о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу”;
– “учит не завидовать другим”;
– “главное в человеке не внешнее благополучие, а социальное положение и внутренние качества”;
– “никогда не надо унижать других”;
Как доказать, чья версия верна?
(Заголовок – окошко для взгляда вперёд:
Посмотри и подумай – что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова,
Эти слова – всему голова.)
На доске появляется запись:
нет конфликта – нет сюжета.
– Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию.
– “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов. Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162).
1 гр. – Как относятся к Глебу односельчане?
2 гр. – Как относится к Глебу автор?
3 гр. – Как Глеб относился к тем, кого срезал?
4 гр. – Как относятся мужики к “знатным людям”?
5 гр. – Как проявил себя кандидат по отношению к односельчанам?
“как собаки нерезаные” –
Вывод: вокруг Глеба – негатив (что посеешь, то и пожнёшь)
“Знатные люди” +
(Примерный результат групповой работы представлен в таблице к уроку – Приложении 3)
Выступление групп.
Шукшину важнее другое – выявить причины взаимного непонимания между людьми.
Противостояние города и деревни будет продолжаться, в этом и ужас положения, его АКТУАЛЬНОСТЬ.
– О чём же хотел сказать автор читателю, изображая таких героев и такой конфликт?
– Зачем описал подобную ситуацию? (Смысл рассказа?)
– Воспитывает уважительное отношение людей друг к другу, независимо от положения.
Учит человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.
Вспоминая биографию писателя, скажу, что с людьми, подобными Глебу, Шукшину самому, наверняка, довелось встречаться. Выходец из деревни, он всего в жизни добился сам. Поступил в знаменитый творческий вуз страны, смело начал создавать своё кино. Фильм “Живёт такой парень” принёс Шукшину, начинающему сценаристу и режиссёру, мировую известность. На Венецианском международном кинофестивале он получил высшую награду — “Золотого льва Cвятого Марка”. Его самобытный талант актёра и писателя тоже громко заявил о себе, но, разумеется, были люди, не верящие в Шукшина и завидующие его славе. И, может быть, одну из своих поездок в родную деревню и описал Шукшин в этом рассказе. Эти мои догадки подтвердились, когда я стала читать воспоминания о Шукшине.
Дарья Ильинична Фалеева около тридцати лет заведовала сельской библиотекой, знала будущего писателя “худеньким, бедно одетым мальчишкой, молчуном и книгоедом”. Она хотела организовать встречу земляков с Василием Макаровичем, ставшим известным человеком. “А што нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?” — говорили некоторые. Шукшин знал эту неприязнь и болезненно переживал её. От матери слышала Дарья Ильинична: “Ходит-ходит иногда по комнате, курит, хмурится, потом вздохнёт и с такою обидой скажет как сам себе: “Гады, я ж люблю вас…””.
“Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножечко добрее быть…”.
«Срезал» (В. М. Шукшин) история создания, краткое содержание и анализ рассказа
В подготовке к уроку по рассказу Шукшина «Срезал» поможет краткое содержание, которое можно использовать для читательского дневника ученика 6 класса.
В статье по плану изложены история создания произведения, даны характеристики героев, пересказ текста в сокращении, определена основная идея.
О произведении Василия Шукшина Срезал
Рассказ был впервые напечатан в журнале «Новый мир» в 1970 г. Писатель, родившийся и выросший в алтайской деревне Сростки, использовал свои впечатления от встреч и общения с земляками.
Василий Макарович Шукшин (1929 — 1974) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.
Многие односельчане стали прототипами его персонажей. В основе сюжета рассказа «Срезал» конфликт между отдыхающим в деревне ученым-филологом и деревенским жителем.
Главные герои и их характеристика
Белобрысый, толстогубый, с настырными глазами сорокалетний Глеб Капустин знаменит в своей деревне благодаря своей одной особенности – умением щелкнуть по носу какого-нибудь выскочку.
Он человек начитанный, но язвительный, мог виртуозно «срезать» любого городского умника, хотя работал простым пильщиком на лесопильне. Вот что значит «срезал» в рассказе Шукшина.
Автор сравнивает Глеба с коршуном, взмывающим ввысь перед броском на добычу. Его жертвами были полковник, кандидаты наук и многие другие.
Глеб дает возможность потешиться мужикам над учеными зазнайками, показать, что в деревне тоже щи не лаптем хлебают. Своими абсурдными вопросами он может вывести из себя образованного человека.
Для деревенской аудитории Глеб – настоящий «эрудит», но для людей иного круга он – пустомеля. Глеб не глуп, обладает природной смекалкой, но знания его поверхностны, у него неплохо подвешен язык, но смешны его примитивные попытки неуча рассуждать о научных явлениях.
Константин Иванович Журавлев кандидат филологических наук, преподаватель вуза, приехал погостить в родную деревню. Таких бывших деревенских, которые выучились и чего-то достигли, недолюбливали за их городские замашки: приезжают на такси, с пятью чемоданами и бесполезными для деревенского уклада подарками.
Журавлев ведет себя как радушный и гостеприимный хозяин, не ожидая подвоха от тех, с кем вырос, а деревенские терпеливо ожидали, когда Глеб Капустин «срежет» человека с научной степенью. Глеб задает глупые вопросы, на которые растерявшийся кандидат не в состоянии ответить.
Журавлев – интеллигентный, воспитанный человек, он не способен противостоять невежественному напору деревенщины.
Второстепенные персонажи
Валентина Журавлева – жена Константина Ивановича. Она тоже филолог и кандидат наук. Умна, скромна, в спор мужчин не вмешивается, но поддерживает мужа.
Деревенские мужики в большинстве своем простые и доброжелательные люди. Хотя им и нравятся представления, которые устраивает Глеб, ставя на место городских, они испытывают чувство жалости к пострадавшим, как, например, к кандидату наук Журавлеву.
При общем невежестве, для них Капустин – свой местный «образованный» человек.
В. М. Шукшин Срезал краткое содержание
В деревню к Агафье Журавлевой приехал с женой и дочкой средний сын, ученый и богатый. Подъехали на такси, выгружали чемоданы всей семьей.
К вечеру в деревне всем было известно, что он и жена – кандидаты наук, дочка учится в школе, привезли старухе Агафье подарки.
У дома Глеба Капустина стали собираться вечером мужики. Деревня была небольшой, но много вышло отсюда знатных людей: один стал полковником, двое летчиками, были корреспондент и врач, а теперь появился еще и кандидат.
И когда кто-нибудь из таких земляков приезжал погостить, к нему приходили поговорить и посмотреть, как Глеб срежет гостя. Ему это не раз удавалось.
Однажды срезал полковника на том, что тот забыл фамилию графа, велевшего поджечь Москву в 1812 году. Спорили, посылали спрашивать к учительнице. Глеб призывал полковника к спокойствию, насмехаясь, что они не в Филях, мстительно прищуриваясь. Теперь настала очередь кандидата Журавлева.
Мужики дождались Глеба после работы, завели разговор про гостей Агафьи и повели проведать кандидатов. Константин Иванович обрадовался гостям, предложил угощение. Вспоминали годы детства, а Глеб присматривался и прислушивался. Затем наехал на кандидата с вопросами.
Поинтересовался, в какой области Журавлев работает. Услышав, что на филфаке, Глеб, перепутав философию с филологией, затевает спор о первичности духа и материи. Кандидат, сначала улыбаясь, отвечает. Но дальнейшие нелепые вопросы и суждения ставят его в тупик.
Глеб несет полную ахинею про понятие невесомости и стратегическую философию, о проблемах шаманизма у народов Севера, о Луне, созданной руками разума, о разумных существах, живущих в лунном пространстве, и что необходимо для общения с ними.
Недоумевающий Журавлев запросто говорит, что Глеб катит на него бочку и словно с цепи сорвался, и тут же все узнал о своем кандидатском бескультурье, недалекости и нескромности. Ведь в деревне газеты и книги тоже почитывают, и телевизор смотрят, но не приходят в восторг от КВН и других развлекательных программ, как городские. При этом много говорят и пишут про народ, от которого так далеки.
Расходившиеся из гостей мужики восхищались мастерством Глеба, который не переставал их удивлять. Но не любили его за жестокость, а Константина Ивановича искренне жалели и сочувствовали ему.
Анализ рассказа
Срезал ли Глеб Капустин кандидата? В просторечное словечко «срезать» вкладывается особый смысл: принизить уровень чувства собственной значимости и превосходства над простыми людьми, укоротить амбиции выучившихся и сделавших карьеру.
Глеб чувствует себя победителем, думая, что ему удалось срезать очередного умника. Но вряд ли Константин Иванович воспринимал всерьез доводы деревенского дурачка.
Лишенные здравого смысла высказывания Глеба и его нападки на человека, добившегося успеха и признания в жизни, смешны. Но при всей анекдотичности и абсурдности происходящего конфликта, в обвинительной речи Глеба жестко, но справедливо говорится о народе.
Простому труженику, работающему на земле, чужда городская, так называемая массовая культура. При всех тяготах непростой жизни ему не понятна суть того, что он может читать в газетных статьях или видеть по телевизору. О жизни народа очень любят рассуждать, не понимая ее насущных нужд.
Заключение
Затронутая Василием Макаровичем Шукшиным проблема социальной разобщенности интеллигенции и народа остается актуальной и в наше время.
Он сам, будучи деревенским уроженцем и став известным писателем, режиссером и актером, очень тонко понимал и чувствовал противоречия в восприятии жизненных ценностей такими разными людьми одной страны с общей историей и культурой.
В чем смысл названия рассказа «Срезал» Шукшина?
Какой смысл названия рассказа Шукшина «Срезал»?
О чем заставляет задуматься рассказ?
В данном рассказе мы наблюдаем жизнь мужчины у которого хоть и есть семья, но его отношение к людям презренное. Пусть и несмотря на то, что у него есть семья. Нашлись однако люди, которые смогли с ним ужиться.
По своей сути мужчина толком ничего не знает, а спорит с кем только получится. И все время он подбирал способ разговора таким образом, чтобы стоять психологически выше. Он постоянно острил, пытался переговорить собеседника, говорил глупости чтобы высмеять чужую мысль и так далее. Коротко говоря делал так, чтобы выставить собеседника ниже по уровню образования и мышления. Однако на самом деле это всего лишь способ поднять самооценку. Ни в каких спорах и рассуждениях он так и не оказался прав. Все его победы были ложными, ведь собеседникам проще было не спорить с дураком.
Так вот смысл названия в том, что слово «срезал» означает что-то типа уделал, одержал верх, переспорил и так далее. Но это не означает, что тот кто срезал на самом деле прав.
Да какой же тут «философский спор»..
Насколько помню жил в одной деревне мужичок..
Никуда он не выбился, жил да жил..
Но был завистлив и злобен, желчный..
Приезжает в деревню человек из города, он многого добился, он уважаемый, хороший специалист, например учёный..
И встречают его бывшие односельчане, накрывают стол, они радушны..
Он своими дурацкими вопросами ставит гостя в тупик..
Не зря говорят, что один дурак задаст столько вопросов, что и сто умных не ответят..
А этот мужичок особенный «специалист» в подколах..
Вот он вводит своими вопросами приезжего, «лажает» в глазах деревенщины..
Вот для них и «развлечение»..
Заодно большинство из них тоже завистливы, но не добились такого, им приятно как «выскочку» «опускают»..
Представление закончилось, все довольные расходятся..
Но. в конце фраза: «Но в деревне его [того мужичка] не любили..
Нравится, когда кого-то травят (особенно когда ему завидуешь),но не нравится, когда тебя будут травить..
Т.е. выпускали как бультерьера, но держались сами от этого бультерьера..
Необычное название имеет рассказ «Срезал». Его главный герой- простой деревенский работяга. Его имя- Глеб Капустин. Он настоящий неудачник, мучающийся от ощущения собственной никчемности и черной зависти. Его скудные знания были взяты из газет с нередко недостоверной информацией, которую он даже не понимал. Он стал злым вследствие своей неспособности состояться в жизни. Его терзает чувство собственной неполноценности.
Любого успешного собеседника осмеять, запятнать, унизить старается он при любом удобном случае – т.е. «срезать». Отсюда происхождение названия рассказа. «Срезал»-это произведение о негативной жизненной позиции людей. Капустин демонстрирует окружающим собственную зависть, глупость, подлость, когда он «срезает» других людей.
В рассказе описывается философский спор двух уважаемых людей. В этом споре один их мужчин применил технику спора под названием «Срезал», тем самым в споре победил.
Рассказ заставляет задуматься о применимых в своей жизни способах техники «Срезал» и как, вообще, конструировать тезисы по этой технике. Ну и как противостоять- тоже интересно.
Например, один из самых простых вариантов противостояния- никогда не отвечать на вопрос, задавая вопрос самому в каждой реплике. Впорос срезать не так просто.
Главного героя рассказа Шукшина «Чудик» зовут Василий Егорович Князев. Это простой человек, киномеханик из сельского клуба. За его странности он был прозван Чудиком.
Автору импонирует честность героя, его непосредственность, способность радоваться простым вещам.
К таким людям, как Чудик, писатель испытывает и некоторое сочувствие, ведь они не поняты окружающими и часто сами тяготятся своей непохожестью на других людей.
Рассказ Шукшина «Критики» заканчивается тем, что дедушку уводит милиционер, а Петька плачет. Напишем продолжение этой истории:
Петька проплакал всю ночь, а утром за завтраком сидел очень грустный, с опухшими от слез глазами.
Мама пыталась его растормошить, говорила, что ничего страшного не случится, если дед проведет ночь в вытрезвителе, что там он уже пришел в себя и скоро его отпустят.
Петька молча слушал, что говорила ему мать, а потом сказал:
-Когда я вырасту, а вы станете старенькими, я тоже вас буду в вытрезвитель сдавать, раз от этого только польза будет.
Мама растеряно замолчала, а городская тетя хмыкнула:
Петька выскочил из-за стола и убежал на улицу. А мама долго о чем-то говорила с отцом и тот кивнул, быстро собрался и уехал.
Вскоре сидевший во дворе Петька увидел как к подъезду подкатила машина и оттуда вышел папа, а за ним дед.
Мальчик подбежал к деду и уткнулся ему в живот. он снова плакал.