Что значит слово срезал в рассказе шукшина

«Срезал» (В. М. Шукшин) история создания, краткое содержание и анализ рассказа

Что значит слово срезал в рассказе шукшина

В подготовке к уроку по рассказу Шукшина «Срезал» поможет краткое содержание, которое можно использовать для читательского дневника ученика 6 класса.

В статье по плану изложены история создания произведения, даны характеристики героев, пересказ текста в сокращении, определена основная идея.

О произведении Василия Шукшина Срезал

Рассказ был впервые напечатан в журнале «Новый мир» в 1970 г. Писатель, родившийся и выросший в алтайской деревне Сростки, использовал свои впечатления от встреч и общения с земляками.

Что значит слово срезал в рассказе шукшина

Василий Макарович Шукшин (1929 — 1974) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.

Многие односельчане стали прототипами его персонажей. В основе сюжета рассказа «Срезал» конфликт между отдыхающим в деревне ученым-филологом и деревенским жителем.

Главные герои и их характеристика

Что значит слово срезал в рассказе шукшинаБелобрысый, толстогубый, с настырными глазами сорокалетний Глеб Капустин знаменит в своей деревне благодаря своей одной особенности – умением щелкнуть по носу какого-нибудь выскочку.

Он человек начитанный, но язвительный, мог виртуозно «срезать» любого городского умника, хотя работал простым пильщиком на лесопильне. Вот что значит «срезал» в рассказе Шукшина.

Автор сравнивает Глеба с коршуном, взмывающим ввысь перед броском на добычу. Его жертвами были полковник, кандидаты наук и многие другие.

Глеб дает возможность потешиться мужикам над учеными зазнайками, показать, что в деревне тоже щи не лаптем хлебают. Своими абсурдными вопросами он может вывести из себя образованного человека.

Для деревенской аудитории Глеб – настоящий «эрудит», но для людей иного круга он – пустомеля. Глеб не глуп, обладает природной смекалкой, но знания его поверхностны, у него неплохо подвешен язык, но смешны его примитивные попытки неуча рассуждать о научных явлениях.

Константин Иванович Журавлев кандидат филологических наук, преподаватель вуза, приехал погостить в родную деревню. Таких бывших деревенских, которые выучились и чего-то достигли, недолюбливали за их городские замашки: приезжают на такси, с пятью чемоданами и бесполезными для деревенского уклада подарками.

Журавлев ведет себя как радушный и гостеприимный хозяин, не ожидая подвоха от тех, с кем вырос, а деревенские терпеливо ожидали, когда Глеб Капустин «срежет» человека с научной степенью. Глеб задает глупые вопросы, на которые растерявшийся кандидат не в состоянии ответить.

Журавлев – интеллигентный, воспитанный человек, он не способен противостоять невежественному напору деревенщины.

Второстепенные персонажи

Валентина Журавлева – жена Константина Ивановича. Она тоже филолог и кандидат наук. Умна, скромна, в спор мужчин не вмешивается, но поддерживает мужа.

Деревенские мужики в большинстве своем простые и доброжелательные люди. Хотя им и нравятся представления, которые устраивает Глеб, ставя на место городских, они испытывают чувство жалости к пострадавшим, как, например, к кандидату наук Журавлеву.

При общем невежестве, для них Капустин – свой местный «образованный» человек.

В. М. Шукшин Срезал краткое содержание

Что значит слово срезал в рассказе шукшинаВ деревню к Агафье Журавлевой приехал с женой и дочкой средний сын, ученый и богатый. Подъехали на такси, выгружали чемоданы всей семьей.

К вечеру в деревне всем было известно, что он и жена – кандидаты наук, дочка учится в школе, привезли старухе Агафье подарки.

У дома Глеба Капустина стали собираться вечером мужики. Деревня была небольшой, но много вышло отсюда знатных людей: один стал полковником, двое летчиками, были корреспондент и врач, а теперь появился еще и кандидат.

И когда кто-нибудь из таких земляков приезжал погостить, к нему приходили поговорить и посмотреть, как Глеб срежет гостя. Ему это не раз удавалось.

Однажды срезал полковника на том, что тот забыл фамилию графа, велевшего поджечь Москву в 1812 году. Спорили, посылали спрашивать к учительнице. Глеб призывал полковника к спокойствию, насмехаясь, что они не в Филях, мстительно прищуриваясь. Теперь настала очередь кандидата Журавлева.

Мужики дождались Глеба после работы, завели разговор про гостей Агафьи и повели проведать кандидатов. Константин Иванович обрадовался гостям, предложил угощение. Вспоминали годы детства, а Глеб присматривался и прислушивался. Затем наехал на кандидата с вопросами.

Поинтересовался, в какой области Журавлев работает. Услышав, что на филфаке, Глеб, перепутав философию с филологией, затевает спор о первичности духа и материи. Кандидат, сначала улыбаясь, отвечает. Но дальнейшие нелепые вопросы и суждения ставят его в тупик.

Глеб несет полную ахинею про понятие невесомости и стратегическую философию, о проблемах шаманизма у народов Севера, о Луне, созданной руками разума, о разумных существах, живущих в лунном пространстве, и что необходимо для общения с ними.

Недоумевающий Журавлев запросто говорит, что Глеб катит на него бочку и словно с цепи сорвался, и тут же все узнал о своем кандидатском бескультурье, недалекости и нескромности. Ведь в деревне газеты и книги тоже почитывают, и телевизор смотрят, но не приходят в восторг от КВН и других развлекательных программ, как городские. При этом много говорят и пишут про народ, от которого так далеки.

Расходившиеся из гостей мужики восхищались мастерством Глеба, который не переставал их удивлять. Но не любили его за жестокость, а Константина Ивановича искренне жалели и сочувствовали ему.

Анализ рассказа

Срезал ли Глеб Капустин кандидата? В просторечное словечко «срезать» вкладывается особый смысл: принизить уровень чувства собственной значимости и превосходства над простыми людьми, укоротить амбиции выучившихся и сделавших карьеру.

Глеб чувствует себя победителем, думая, что ему удалось срезать очередного умника. Но вряд ли Константин Иванович воспринимал всерьез доводы деревенского дурачка.

Лишенные здравого смысла высказывания Глеба и его нападки на человека, добившегося успеха и признания в жизни, смешны. Но при всей анекдотичности и абсурдности происходящего конфликта, в обвинительной речи Глеба жестко, но справедливо говорится о народе.

Простому труженику, работающему на земле, чужда городская, так называемая массовая культура. При всех тяготах непростой жизни ему не понятна суть того, что он может читать в газетных статьях или видеть по телевизору. О жизни народа очень любят рассуждать, не понимая ее насущных нужд.

Заключение

Затронутая Василием Макаровичем Шукшиным проблема социальной разобщенности интеллигенции и народа остается актуальной и в наше время.

Он сам, будучи деревенским уроженцем и став известным писателем, режиссером и актером, очень тонко понимал и чувствовал противоречия в восприятии жизненных ценностей такими разными людьми одной страны с общей историей и культурой.

Источник

Смысл рассказа «Срезал» Шукшина

Главная тема творчества русского, советского писателя В. М. Шукшина – жизнь простого деревенского человека. Один из самых известных рассказов Шукшина — рассказ «Срезал». Не случайно автор выбрал такое название для своего произведения.

КАКОЙ СМЫСЛ АВТОР ВЛОЖИЛ В НАЗВАНИЕ РАССКАЗА?

«Срезать» — в просторечии значит: «поставить на место», «унизить», «публично опустить в глазах других людей». Как колосок, срезанный серпом, падает на землю, так один человек теряет свою репутацию в результате хамского и резкого обращения с ним другого человека.

Смысл названия рассказа «Срезал» полностью соответствует его содержанию.

СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Герои произведений Шукшина часто недовольны своей жизнью, они не хотят быть «как все», мириться с одинаковостью и стремятся показать свою индивидуальность очень необычными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Именно чудиками, а не чудаками.

«Чудики» живут среди обычных людей, в обычном мире. Но в них накапливается столько нереализованного потенциала, что в обыденной среде им тесно и душно. Эта огромная душевная сила пытается вырваться наружу и устремится к идеальному миру. Такие персонажи чувствуют свою чудаковатость, но не находят поддержки и понимания со стороны окружающих.

Обычно шукшинские «чудики» очень наивные, добродушные, трогательные люди. Но ситуацию, описанную в рассказе «Срезал», комичной назвать нельзя. Скорее она трагикомична.

Герой рассказа Глеб Капустин – тоже чудик. Но чудик злой, хамоватый и жестокий, к тому же имеющий претензию на роль лидера в своем социуме. Деревенский житель Капустин чувствует свою нереализованность и никчемность. Очевидно, жизненные обстоятельства не дали ему возможности получить образование, вырваться из деревни и совершить что-то значимое, что сделало бы его известным. А, возможно, исполнению мечты помешала банальная лень и нежелание упорно потрудиться.

Среди местных мужиков Глеб чрезвычайно популярен. Его умение «срезать» городских жителей, приезжающих в деревню — это зрелище яркое. Все они являются постоянными зрителями представлений, на которых Глеб Капустин является единственным актером. Для мужиков Глеб – очень умен, начитан и всесторонне развит. На самом деле этот человек невежественен, а образован весьма поверхностно. В основном, посредством чтения газет и журналов. К тому же у Глеба хорошо «подвешен язык», которым он умело владеет в дискуссиях. Типичный холерический темперамент помогает ему быстро реагировать на реплики и вопросы, что также способствует выполнению «миссии» по унижению собеседника.

Глеб ненавидит всех, кто когда-то уехал из родной деревни, занял свою нишу в жизни, «поднялся». Он пытается самоутвердиться за счет других. В основном, это городские образованные люди, которым он доказывает, что все их образование ничего не стоит.

В деревню к матери приезжает погостить на лето Константин Иванович Журавлев, ученый человек, кандидат наук, филолог. Ученый не загордился, не стал надменным. Он относится к землякам с должным уважением и почтением, несмотря на довольно высокое положение в обществе. Возможно, поэтому Константин Иванович проигрывает в споре с деревенским демагогом, что просто не позволяет себе опускаться до его уровня.

Глеб заранее готовится к «спектаклю», собирает вокруг себя зрителей – деревенских мужиков. Он и ведет-то представление по законам жанра. Задавая глупые вопросы о «проблемах шаманизма» и прочей ерунде, он подводит беседу к ее кульминации. Значения вопросов, которые он сам же задает образованному человеку, Глеб совершенно не понимает. Тем более, их не понимает собеседник. Дурацкие вопросы ставят Константина в тупик, и он не хочет на них отвечать. Именно этого и надо Глебу: показать, что раз ученый человек не отвечает, значит, он не знает ответа.

СМЫСЛ ФИНАЛА РАССКАЗА

В финале рассказа Глеб произнес фразу о том, что он любит «щёлкнуть по носу образованных». Не задирайся, мол. Унизив таким образом земляка, Глеб возвысился сам.

Но возвысился — то он в чьих глазах? – Только лишь в глазах таких же, как и сам, завистливых м злобных людей. Да еще в своих собственных. Теперь он может шествовать по деревне с гордо поднятой головой, не понимая при этом, что все его злорадство и пафос на самом деле ровным счетом ничего не стоит.

Источник

«Срезал» Шукшина: краткое содержание и анализ рассказа. 6 класс

В.М. Шукшин. «Срезал». Краткое содержание рассказа, пересказ. Читать полностью. Слушать аудиокнигу. Литература, 6 класс. Анализ рассказа: тема и смысл произведения.

Что значит слово срезал в рассказе шукшина

«Срезал» — рассказ Василия Шукшина, написанный в 1970 году. В произведении рассказывается, как деревенский пустослов «поставил на место» приехавшего из города кандидата наук потоком бессмысленных вопросов и критики.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Срезал» можно найти в библиотеке Максима Мошкова.

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

В деревню к матери приезжает из города сын — Константин Иванович Журавлев. Он кандидат наук, как и его жена. Работает на филфаке. В деревне таких людей называют «знатными».

Вечером вместе с другими гостями к Журавлевым заходит Глеб Капустин, известный умением «срезать» любого умника ехидными замечаниями. Деревенские мужики с интересом ждут, что скажет Глеб на этот раз.

Капустин пытается сбить кандидата наук с толку «умными», как ему кажется, вопросами: «как сейчас философия определяет понятие невесомости?» и «как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?».

Константин с женой Валей поначалу смеются на глупыми вопросами. Городской гость коротко отвечает Глебу, что вопросами невесомости философия не занимается, а никакой проблемы с шаманизмом нет.

Глеб продолжает наступление: а что если внутри Луны живут разумные существа, как с ними контактировать? «Петухом петь?» — издевательски спрашивает он у кандидата наук.

Затем он начинает осыпать Константина ехидными замечаниями, цепляется к словам, перебивает и критикует за «отрыв от народа»: «Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии!».

С ощущением собственного превосходства Глеб уходит. И долго еще в деревне поговаривают о том, как ловко он «срезал» кандидата наук и его жену. «Дошлый, собака», — говорят о Капустине односельчане. Но все-таки в деревне Глеба не любят, ведь жестокость вообще не любит никто и нигде.

Анализ рассказа «Срезал»

Тема рассказа — торжество наглости и глупости над настоящим умом.

Обычно деревенский «чудик» в произведениях Шукшина — человек добрый, но здесь от лица «простого народа» говорит дурак и демагог. Главное удовольствие для Глеба Капустина — унизить другого, показать свое превосходство. Как и любой глупый человек, он не осознает своей глупости. Глеб, вероятно, завидует более образованным и состоявшимся в жизни людям, а потому считает важным приструнить их, «щелкнуть по носу».

Для кандидата наук Константина Ивановича и его жены очевидна безграмотность Капустина и нелепость затеянной им «дискуссии». Но необразованные деревенские мужики в итоге решают, что спор выиграл Капустин: он не давал собеседнику вставить ни слова.

Шукшин не понаслышке знал, что не все сельские жители хороши от природы. Некоторые выходцы из деревни получают образование: становятся летчиками, офицерами, учеными… Но большинство так и остается необразованной толпой, готовой слушать демагога и смеяться над умным человеком.

И все-таки деревенский народ не любит злых и жестоких людей. А значит, есть надежда, что агрессивные дураки вроде Капустина не заставят остальных жить по своим правилам.

Источник

Срезал (Сборник рассказов) — Шукшин В.М.

Срезал

К ста­рухе Ага­фье Журавле­вой при­е­хал сын Кон­стан­тин Ива­но­вич. С женой и доче­рью. Попро­ве­до­вать, отдох­нуть. Деревня Новая – неболь­шая деревня, а Кон­стан­тин Ива­но­вич еще на такси под­ка­тил, и они еще всем семей­ством долго вытас­ки­вали чемо­даны из багаж­ника… Сразу вся деревня узнала: к Ага­фье при­е­хал сын с семьей, сред­ний, Костя, бога­тый, ученый.

К вечеру узнали подроб­но­сти: он сам – кан­ди­дат, жена – тоже кан­ди­дат, дочь – школь­ница. Ага­фье при­везли элек­три­че­ский само­вар, цве­та­стый халат и дере­вян­ные ложки.

Вече­ром же у Глеба Капу­стина на крыльце собра­лись мужики. Ждали Глеба.

Про Глеба Капу­стина надо рас­ска­зать, чтобы понять, почему у него на крыльце собра­лись мужики и чего они ждали.

Глеб Капу­стин – тол­сто­гу­бый, бело­бры­сый мужик сорока лет, начи­тан­ный и ехид­ный. Как-то так полу­чи­лось, что из деревни Новой, хоть она неболь­шая, много вышло знат­ных людей: один пол­ков­ник, два лет­чика, врач, кор­ре­спон­дент… И вот теперь Журавлев – кан­ди­дат. И как-то так пове­лось, что когда знат­ные при­ез­жали в деревню на побывку, когда к знат­ному зем­ляку в избу наби­вался вече­ром народ – слу­шали какие-нибудь див­ные исто­рии или сами рас­ска­зы­вали про себя, если зем­ляк инте­ре­со­вался, – тогда-то Глеб Капу­стин при­хо­дил и сре­зал знат­ного гостя. Мно­гие этим были недо­вольны, но мно­гие, мужики осо­бенно, про­сто ждали, когда Глеб Капу­стин сре­жет знат­ного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж – вме­сте – к гостю. Прямо как на спек­такль ходили. В про­шлом году Глеб сре­зал пол­ков­ника – с блес­ком, кра­сиво. Заго­во­рили о войне 1812 года… Выяс­ни­лось, что пол­ков­ник не знает, кто велел под­жечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф, но фами­лию пере­пу­тал, ска­зал – Рас­пу­тин. Глеб Капу­стин кор­шу­ном взмыл над пол­ков­ни­ком… И сре­зал. Пере­вол­но­ва­лись все тогда, пол­ков­ник ругался… Бегали к учи­тель­нице домой – узна­вать фами­лию графа-под­жи­га­теля. Глеб Капу­стин сидел крас­ный в ожи­да­нии реша­ю­щей минуты и только повто­рял: «Спо­кой­ствие, спо­кой­ствие, това­рищ пол­ков­ник, мы же не в Филях, верно?» Глеб остался побе­ди­те­лем; пол­ков­ник бил себя кула­ком по голове и недо­уме­вал. Он очень рас­стро­ился. Долго потом гово­рили в деревне про Глеба, вспо­ми­нали, как он только повто­рял: «Спо­кой­ствие, спо­кой­ствие, това­рищ пол­ков­ник, мы же не в Филях». Удив­ля­лись на Глеба. Ста­рики инте­ре­со­ва­лись – почему он так говорил.

Глеб посме­и­вался. И как-то мсти­тельно щурил свои настыр­ные глаза. Все матери знат­ных людей в деревне не любили Глеба. Опасались.

И вот теперь при­е­хал кан­ди­дат Журавлев…

Глеб при­шел с работы (он рабо­тал на пило­раме), умылся, пере­оделся… Ужи­нать не стал. Вышел к мужи­кам на крыльцо.

Заку­рили… Малость пого­во­рили о том о сем – нарочно не о Журавлеве. Потом Глеб раза два посмот­рел в сто­рону избы бабки Ага­фьи Журавле­вой. Спросил:

– Гости к бабке Ага­фье приехали?

– Кан­ди­даты? – уди­вился Глеб. – О‑о. Голой рукой не возьмешь.

Мужики посме­я­лись: мол, кто не возь­мет, а кто может и взять. И посмат­ри­вали с нетер­пе­нием на Глеба.

– Ну, пошли попро­ве­даем кан­ди­да­тов, – скромно ска­зал Глеб.

Глеб шел несколько впе­реди осталь­ных, шел спо­койно, руки в кар­ма­нах, щурился на избу бабки Ага­фьи, где теперь нахо­ди­лись два кан­ди­дата. Полу­ча­лось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опыт­ного кулач­ного бойца, когда ста­но­вится известно, что на враж­деб­ной улице объ­явился некий новый ухарь. Доро­гой гово­рили мало.

– В какой обла­сти кан­ди­даты? – спро­сил Глеб.

– По какой спе­ци­аль­но­сти? А черт его знает… Мне бабенка ска­зала – кан­ди­даты. И он и жена…

– Есть кан­ди­даты тех­ни­че­ских наук, есть обще­об­ра­зо­ва­тель­ные, эти в основ­ном тре­по­ло­гией занимаются.

– Костя вообще-то в мате­ма­тике рубил хорошо, – вспом­нил кто-то, кто учился с Костей в школе. – Пяте­роч­ник был.

Глеб Капу­стин был родом из сосед­ней деревни и здеш­них знат­ных людей знал мало.

– Посмот­рим, посмот­рим, – неопре­де­ленно пообе­щал Глеб. – Кан­ди­да­тов сей­час как нере­за­ных собак.

– Ну, марку-то надо под­дер­жать. – посме­ялся Глеб.

Кан­ди­дат Кон­стан­тин Ива­но­вич встре­тил гостей радостно, захло­по­тал насчет стола… Гости скромно подо­ждали, пока бабка Ага­фья накрыла стол, пого­во­рили с кан­ди­да­том, повспо­ми­нали, как в дет­стве они вместе…

– Эх, дет­ство, дет­ство! – ска­зал кан­ди­дат. – Ну, сади­тесь за стол, друзья.

Все сели за стол. И Глеб Капу­стин сел. Он пока помал­ки­вал. Но – видно было – под­би­рался к прыжку. Он улы­бался, под­дак­нул тоже насчет дет­ства, а сам все взгля­ды­вал на кан­ди­дата – примеривался.

За сто­лом раз­го­вор пошел друж­нее, стали уж вроде и забы­вать про Глеба Капу­стина… И тут он попер на кандидата.

– В какой обла­сти выяв­ля­ете себя? – спро­сил он.

– Где рабо­таю, что ли? – не понял кандидат.

– Не совсем… Ну, можно и так сказать.

– Необ­хо­ди­мая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была – фило­со­фия. Он ожи­вился. – Ну, и как насчет первичности?

– Какой пер­вич­но­сти? – опять не понял кан­ди­дат. И вни­ма­тельно посмот­рел на Глеба. И все посмот­рели на Глеба.

– Пер­вич­но­сти духа и мате­рии. – Глеб бро­сил пер­чатку. Глеб как бы стал в небреж­ную позу и ждал, когда пер­чатку под­ни­мут. Кан­ди­дат под­нял перчатку.

– Как все­гда, – ска­зал он с улыб­кой. – Мате­рия первична…

– А дух – потом. А что?

– Это вхо­дит в мини­мум? – Глеб тоже улы­бался. – Вы изви­ните, мы тут… далеко от обще­ствен­ных цен­тров, пого­во­рить хочется, но не осо­бенно-то раз­бе­жишься – не с кем. Как сей­час фило­со­фия опре­де­ляет поня­тие невесомости?

– Как все­гда опре­де­ляла. Почему – сейчас?

– Но явле­ние-то открыто недавно. – Глеб улыб­нулся прямо в глаза кан­ди­дату. – Поэтому я и спра­ши­ваю. Натур­фи­ло­со­фия, допу­стим, опре­де­лит это так, стра­те­ги­че­ская фило­со­фия – совер­шенно иначе…

– Да нет такой фило­со­фии – стра­те­ги­че­ской! – завол­но­вался кан­ди­дат. – Вы о чем вообще-то?

– Да, но есть диа­лек­тика при­роды, – спо­койно, при общем вни­ма­нии про­дол­жал Глеб. – А при­роду опре­де­ляет фило­со­фия. В каче­стве одного из эле­мен­тов при­роды недавно обна­ру­жена неве­со­мость. Поэтому я и спра­ши­ваю: рас­те­рян­но­сти не наблю­да­ется среди философов?

Кан­ди­дат искренне засме­ялся. Но засме­ялся один… И почув­ство­вал нелов­кость. Позвал жену:

– Валя, иди, у нас тут… какой-то стран­ный разговор!

Валя подо­шла к столу, но кан­ди­дат Кон­стан­тин Ива­но­вич все же чув­ство­вал нелов­кость, потому что мужики смот­рели на него и ждали, как он отве­тит на вопрос.

– Давайте уста­но­вим, – серьезно заго­во­рил кан­ди­дат, – о чем мы говорим.

– Хорошо. Вто­рой вопрос: как вы лично отно­си­тесь к про­блеме шама­низма в отдель­ных рай­о­нах Севера?

Кан­ди­даты засме­я­лись. Глеб Капу­стин тоже улыб­нулся. И тер­пе­ливо ждал, когда кан­ди­даты отсмеются.

– Нет, можно, конечно, сде­лать вид, что такой про­блемы нету. Я с удо­воль­ствием тоже посме­юсь вме­сте с вами… – Глеб опять вели­ко­душно улыб­нулся. Особо улыб­нулся жене кан­ди­дата, тоже кан­ди­дату, кан­ди­датке, так ска­зать. – Но от этого про­блема как тако­вая не пере­ста­нет суще­ство­вать. Верно?

– Вы серьезно все это? – спро­сила Валя.

– С вашего поз­во­ле­ния. – Глеб Капу­стин при­встал и сдер­жанно покло­нился кан­ди­датке. И покрас­нел. – Вопрос, конечно, не гло­баль­ный, но, с точки зре­ния нашего брата, было бы инте­ресно узнать.

– Да какой вопрос-то? – вос­клик­нул кандидат.

– Твое отно­ше­ние к про­блеме шама­низма. – Валя опять невольно засме­я­лась. Но спо­хва­ти­лась и ска­зала Глебу: – Изви­ните, пожалуйста.

– Ничего, – ска­зал Глеб. – Я пони­маю, что, может, не по спе­ци­аль­но­сти задал вопрос…

– Да нет такой про­блемы! – опять сплеча руба­нул кан­ди­дат. Зря он так. Не надо бы так.

Теперь засме­ялся Глеб. И сказал:

– Ну, на нет и суда нет!

Мужики посмот­рели на кандидата.

– Баба с возу – коню легче, – еще ска­зал Глеб. – Про­блемы нету, а эти… – Глеб что-то пока­зал руками замыс­ло­ва­тое, – тан­цуют, зве­нят бубен­чи­ками… Да? Но при жела­нии… – Глеб повто­рил: – При жела­нии – их как бы нету. Верно? Потому что, если… Хорошо! Еще один вопрос: как вы отно­си­тесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?

Кан­ди­дат молча смот­рел на Глеба. Глеб продолжал:

– Вот выска­зано уче­ными пред­по­ло­же­ние, что Луна лежит на искус­ствен­ной орбите, допус­ка­ется, что внутри живут разум­ные существа…

– Ну? – спро­сил кан­ди­дат. – И что?

– Где ваши рас­четы есте­ствен­ных тра­ек­то­рий? Куда вообще вся кос­ми­че­ская наука может быть приложена?

Мужики вни­ма­тельно слу­шали Глеба.

– Допус­кая мысль, что чело­ве­че­ство все чаще будет посе­щать нашу, так ска­зать, соседку по кос­мосу, можно допу­стить также, что в один пре­крас­ный момент разум­ные суще­ства не выдер­жат и выле­зут к нам навстречу. Готовы мы, чтобы понять друг друга?

– Вы кого спрашиваете?

– Мы не мыс­ли­тели, у нас зар­плата не та. Но если вам это инте­ресно, могу поде­литься, в каком направ­ле­нии мы, про­вин­ци­алы, думаем. Допу­стим, на поверх­ность Луны вылезло разум­ное суще­ство… Что при­ка­жете делать? Лаять по-соба­чьи? Пету­хом петь?

Мужики засме­я­лись. Поше­ве­ли­лись. И опять вни­ма­тельно уста­ви­лись на Глеба.

– Но нам тем не менее надо понять друг друга. Верно? Как? – Глеб помол­чал вопро­си­тельно. Посмот­рел на всех. – Я пред­ла­гаю: начер­тить на песке схему нашей сол­неч­ной системы и пока­зать ему, что я с Земли, мол. Что, несмотря на то что я в ска­фандре, у меня тоже есть голова и я тоже разум­ное суще­ство. В под­твер­жде­ние этого можно пока­зать ему на схеме, откуда он: пока­зать на Луну, потом на него. Логично? Мы, таким обра­зом, выяс­нили, что мы соседи. Но не больше того! Дальше тре­бу­ется объ­яс­нить, по каким зако­нам я раз­ви­вался, прежде чем стал такой, какой есть на дан­ном этапе…

– Так, так. – Кан­ди­дат поше­ве­лился и зна­чи­тельно посмот­рел на жену. – Это очень инте­ресно: по каким законам?

Это он тоже зря, потому что его зна­чи­тель­ный взгляд был пере­хва­чен; Глеб взмыл ввысь… И оттуда, с высо­кой выси, уда­рил по кан­ди­дату. И вся­кий раз в раз­го­во­рах со знат­ными людьми деревни насту­пал вот такой момент – когда Глеб взмы­вал кверху. Он, наверно, ждал такого момента, радо­вался ему, потому что дальше все слу­ча­лось само собой.

– При­гла­ша­ете жену посме­яться? – спро­сил Глеб. Спро­сил спо­койно, но внутри у него, наверно, все вздра­ги­вало. – Хоро­шее дело… Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать? А? Как дума­ете? Гово­рят, кан­ди­да­там это тоже не мешает…

– Да мы уже послу­шали! Имели, так ска­зать, удо­воль­ствие. Поэтому поз­вольте вам заме­тить, гос­по­дин кан­ди­дат, что кан­ди­дат­ство – это ведь не костюм, кото­рый купил – и раз и навсе­гда. Но даже костюм и то надо ино­гда чистить. А кан­ди­дат­ство, если уж мы дого­во­ри­лись, что это не костюм, тем более надо… под­дер­жи­вать. – Глеб гово­рил негромко, но напо­ри­сто и без пере­дышки – его несло. На кан­ди­дата было неловко смот­реть: он явно рас­те­рялся, смот­рел то на жену, то на Глеба, то на мужи­ков… Мужики ста­ра­лись не смот­реть на него. – Нас, конечно, можно тут уди­вить: под­ка­тить к дому на такси, выта­щить из багаж­ника пять чемо­да­нов… Но вы забы­ва­ете, что поток инфор­ма­ции сей­час рас­про­стра­ня­ется везде рав­но­мерно. Я хочу ска­зать, что здесь можно уди­вить наобо­рот. Так тоже бывает. Можно пона­де­яться, что тут кан­ди­да­тов в глаза не видели, а их тут видели – и кан­ди­да­тов, и про­фес­со­ров, и пол­ков­ни­ков. И сохра­нили о них при­ят­ные вос­по­ми­на­ния, потому что это, как пра­вило, люди очень про­стые. Так что мой вам совет, това­рищ кан­ди­дат: почаще спус­кай­тесь на землю. Ей-богу, в этом есть разум­ное начало. Да и не так рис­ко­ванно: падать будет не так больно.

– Это назы­ва­ется – «пока­тил бочку», – ска­зал кан­ди­дат. – Ты что, с цепи сорвался? В чем, собственно…

– Не знаю, не знаю, – тороп­ливо пере­бил его Глеб, – не знаю, как это назы­ва­ется, – я в заклю­че­нии не был и с цепи не сры­вался. Зачем? Тут, – огля­дел Глеб мужи­ков, – тоже никто не сидел – не пой­мут. А вот и жена ваша сде­лала удив­лен­ные глаза… А там дочка услы­шит. Услы­шит и «пока­тит бочку» в Москве на кого-нибудь. Так что этот жар­гон может… плохо кон­читься, това­рищ кан­ди­дат. Не все сред­ства хороши, уве­ряю вас, не все. Вы же, когда сда­вали кан­ди­дат­ский мини­мум, вы же не «катили бочку» на про­фес­сора. Верно? – Глеб встал. – И «оде­яло на себя не тянули». И «по фене не ботали». Потому что про­фес­со­ров надо ува­жать – от них судьба зави­сит, а от нас судьба не зави­сит, с нами можно «по фене ботать». Так? Напрасно. Мы тут тоже немножко… «мики­тим». И газеты тоже читаем, и книги, слу­ча­ется, почи­ты­ваем… И теле­ви­зор даже смот­рим. И, можете себе пред­ста­вить, не при­хо­дим в бур­ный вос­торг ни от КВН, ни от «Кабачка „13 сту­льев“». Спро­сите, почему? Потому что там – та же само­на­де­ян­ность. Ничего, мол, все съе­дят. И едят, конечно, ничего не сде­ла­ешь. Только не надо делать вид, что все там гении. Кое-кто пони­мает… Скром­ней надо.

– Типич­ный дема­гог-кля­уз­ник, – ска­зал кан­ди­дат, обра­ща­ясь к жене. – Весь набор тут…

– Не попали. За всю жизнь ни одной ано­нимки или кля­узы ни на кого не напи­сал. – Глеб посмот­рел на мужи­ков: мужики знали, что это правда. – Не то, това­рищ кан­ди­дат. Хотите, объ­ясню, в чем моя особенность?

– Люблю по носу щелк­нуть – не зади­райся выше ватер­ли­нии! Скром­ней, доро­гие товарищи…

– Да в чем же вы уви­дели нашу нескром­ность? – не вытер­пела Валя. – В чем она выразилась-то?

– А вот когда одни оста­не­тесь, поду­майте хоро­шенько. Поду­майте – и пой­мете. – Глеб даже как-то с сожа­ле­нием посмот­рел на кан­ди­да­тов. – Можно ведь сто раз повто­рить слово «мёд», но от этого во рту не ста­нет сладко. Для этого не надо кан­ди­дат­ский мини­мум сда­вать, чтобы понять это. Верно? Можно сотни раз писать во всех ста­тьях слово «народ», но зна­ний от этого не при­ба­вится. Так что когда уж выез­жа­ете в этот самый народ, то будьте немного собран­ней. Под­го­тов­лен­ней, что ли. А то легко можно в дура­ках очу­титься. До сви­да­ния. При­ятно про­ве­сти отпуск… среди народа. – Глеб усмех­нулся и не торо­пясь вышел из избы. Он все­гда один ухо­дил от знат­ных людей.

Он не слы­шал, как потом мужики, рас­хо­дясь от кан­ди­да­тов, говорили:

– Оття­нул он его. Дош­лый, собака. Откуда он про Луну-то знает?

– Откуда что берется!

И мужики изум­ленно качали головами:

– Дош­лый, собака. При­че­сал бед­ного Кон­стан­тина Ива­ныча… А? Как милень­кого при­че­сал! А эта-то, Валя-то, даже рта не открыла.

– А что тут ска­жешь? Тут ничего не ска­жешь. Он, Костя-то, хотел, конечно, ска­зать… А тот ему на одно слово – пять.

– Чего тут… Дош­лый, собака!

В голосе мужи­ков слы­ша­лась даже как бы жалость к кан­ди­да­там, сочув­ствие. Глеб же Капу­стин по-преж­нему неиз­менно удив­лял. Изум­лял. Вос­хи­щал даже. Хоть любви, поло­жим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жесто­кость никто, нико­гда, нигде не любил еще.

Зав­тра Глеб Капу­стин, придя на работу, между про­чим (играть будет) спро­сит мужиков:

– Ну, как там кан­ди­дат-то? – И усмехнется.

– Сре­зал ты его, – ска­жут Глебу.

– Ничего, – вели­ко­душно заме­тит Глеб. – Это полезно. Пусть поду­мает на досуге. А то слиш­ком много берут на себя…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *