Что значит слово смысловые части
Что такое смысловая часть?
Ответ или решение 2
Любое литературное произведение имеет определенный смысл. Оно может выражать поучительную историю, быть остроумным или страшным. Но смысл будет всегда. Даже в произведении развлекательного характера будет иметься смысл. Указанный смысл выражается при помощи развития сюжета повествования. По ходу такого развития читатель понимает замысел автора и глубже вникает в смысл произведения.
Описание смысловой части
Каждое произведение построено по определенному алгоритму. Все рассказы, повести или книги имеют свою структуру. Структуру имеете и каждое предложение. И во всех случаях имеется смысловая часть. Чтобы понять значение смысловой части следует разобраться со структурой литературных произведений:
Таким образом, смысловая часть представляет собой часть повествования, которая содержит основную информацию. В ней заложена главная мысль. Именно ее хотел выразить автор.
Смысловая часть предложения
Каждое предложение тоже имеет свой смысл. Фактически, это законченная мысль. Поэтому, предложение тоже имеет смысловую часть. Это его суть. При этом в предложении могут быть и дополнительные элементы. Они могут делать предложение более ярким, понятным и интересным. Но на смысл они не влияют и к его смысловой части отношения не имеют. То есть, смысловая часть является «выжимкой» всего предложения, его основой.
Учимся выделять смысловые части в тексте
На протяжении многих лет были созданы, опробованы, можно сказать «отшлифованы» памятки-помощники, точнее система памяток, алгоритмов, схем, символов призванных помочь маленьким читателям в овладении литературоведческим и программным материалом. Эта система зрительных опор, памяток-помощников, «объяснялок» и «напоминалок» работает с 1-го по 4-й класс начальной школы. Количество памяток год за годом расширяется, их содержание пополняется, претерпевает изменения вместе с развитием каждого читателя.
В современное технократическое время, когда повседневная речь и язык обедняются, когда школьники предпочитают компьютер и телевизор книге или личному общению, важно использовать такие приемы работы, которые помогут не только существенно облегчить овладение программным материалом по литературному чтению в начальных классах, но и сделать это освоение осознанным и увлекательным, и во многих случаях побудить ученика к собственному творчеству, стать опорой этого творчества. Поэтому готова поделиться личным опытом и раскрыть некоторые эффективные приемы знакомства и освоения программных знаний и умений по курсу литературного чтения в 1–4-х классах. Данные приемы работы позволяют увидеть, как на практике можно помочь юным читателям, а также их уважаемым родителям в общении с разными литературными и речевыми «премудростями».
В известной детской песенке есть строчки: «Когда учиться весело, как хорошо учиться…» Мы с ребятами (моими учениками) немного изменили эту фразу: «Когда тебе понятно, как хорошо учиться. »
Имею в виду, что используя памятки, каждый юный читатель осознанно осваивает материал, предложенный учителем, понимает, как выполнить задание и даже может объяснить это другому, например взрослому. Когда ребенок понимает слова-понятия, термины, умеет ими осознанно пользоваться в творческой работе – он, ученик, получает удовольствие не только от положительного результата своей работы, но и от самого процесса. Использование памяток даже самостоятельную или контрольную работу может превратить в увлекательное раскрытие секретов литературы, привнеся в работу элемент игровой или соревновательной деятельности. Многие наши памятки, схемы и символы рождались в совместной работе с читателями прямо на уроке.
ПАМЯТКА – «Три подружки»
Начиная с 1-го класса на уроках литературного чтения и русского языка, учащиеся овладевают умением выделять в тексте произведения смысловые части, необходимые для составления ПЛАНА. Для тех, у кого это получается не так легко и успешно, как хотелось бы, мы предлагаем познакомиться с озорными «подружками» – ТРЕМЯ ПОДСКАЗКАМИ (памятка «Три подружки – три подсказки»).
Ребятам предлагается познакомиться с особенностями и «характером» каждой подружки – «подсказки». Преподносится это в виде рисунка-символа: три фигурки девочек, одна из них – держит в руках флаг (она «командир» и всегда увлекает двух других за собой). Учитель (взрослый) называет их: ТРИ ПОДРУЖКИ – ТРИ ПОДСКАЗКИ. Каждая из них является определенным условием, при наличии которого в тексте начинается новая смысловая часть:
– появляется новый ГЕРОЙ,
– меняется МЕСТО ДЕЙСТВИЯ,
– изменяется ТЕМА (!).
Именно третья «подсказка» главная, она «командир» среди «подружек», если она начинает работать в каком-то эпизоде, значит – начинается новая смысловая часть.
Обычно в первом классе эта памятка не фиксируется в рабочих тетрадях учащихся, а работает во время урока как опорная схема на доске. Во втором классе, повторяя изученное, учащиеся записывают ее в тетрадь в раздел ПАМЯТОК.
Чтобы отработать и закрепить данное умение на уроках литературы в 1–2-х классах (дома за чтением и работой с каким-либо текстом), можно воспользоваться игрой «КТО КОГО?». Это название придумали сами мои ученики.
Любая дидактическая игра – это «КУЗНИЦА» жизненного опыта и творчества учащихся. Игра помогает не только в расширении активного словаря учащихся, а значит и способствует развитию их устной речи, но и активизирует мышление, учит простейшим логическим рассуждениям. И что не менее важно дарит опыт общения со сверстниками, учит ответственности не только за себя, но и за всю команду (класс).
Описание игры «КТО КОГО?»
Учитель (взрослый) предлагает классу (своему ребенку) в игре проверить свои силы и умения в выделении в тексте смысловых частей. Это игра-соревнование с «Его величеством» ТЕКСТОМ произведения, где юным читателям предлагается проявить свои знания, внимание и умение работать сообща (если это класс, группа).
Читая текст произведения вслух по цепочке (друг за другом, самостоятельно), ребята отслеживают течение событий, ищут конец одной смысловой части и начало следующей. Нашедший поднимает руку – это сигнал для остановки. Он объясняет всем, почему этот эпизод является началом новой смысловой части (работают все три подсказки: появился новый герой, изменилось место действия и тема или поменялась только тема, то есть работает подсказка-«командир»).
Каждый имеет право на помощь класса (взрослого, памятки). При этом на обсуждение и принятие решения отводится 30 секунд (время устанавливается в зависимости от опыта и темпа работы маленьких читателей). Если нашедший границу смысловой части или класс, принявший его рассуждения, ошиблись, то их положительный балл присуждается ТЕКСТУ, а если ребята не допустили ошибки, то балл присуждается им. В конце работы подводится итог, анализируются ошибки и достижения.
В классе на учебной доске можно наглядно отобразить течение работы в баллах.
Например:
ТЕКСТ 1-Б
— *
— *
— —
* *
В данном случае со счетом 1–3 интеллектуальную победу одержал 1-Б класс.
Редко, но проигрыши бывают и почти всегда с достойным счетом, для учителя (взрослого) это диагностика не только учебных умений учащихся, но и их делового настроя, психологического «климата» класса, способности и умения справиться «проигрышем».
*** В свое время эта игра привлекла внимание известного специалиста в области игрового обучения, автора многих книг и статей, разработчика игровых пособий и игр различного типа Гурина Юрия Владимировича. Описание игры «Кто кого?» можно найти в его новой книге «УРОК + ИГРА. Современные игровые технологии для школьников».
ВОТ ПРИМЕР ТАКОГО УРОКА:
Работаем с текстом рассказа Сергея Образцова «СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД». В произведении герой делится необычными впечатлениями и открытиями, сделанными им на берегу пруда ранней осенью.
Произведение прочитано самостоятельно, ребята выполнили иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа. Представляем иллюстрации и делимся своими читательскими впечатлениями: кто с каким настроением читал произведение, что запомнилось (понравилось), что вызвало удивление, о чем хочется спросить после чтения (какие возникли вопросы) и т.п.
Предлагаем ребятам расположить иллюстрации по порядку событий, происходящих в тексте, и пересказать понравившиеся произведение. Выстраивается определенная цепочка из рисунков, но, так как по некоторым эпизодам не были выполнены иллюстрации, у ребят возникает проблемная ситуация. Сообща приходим к выводу, что нам необходимо восстановить все события рассказа, для этого предлагаю перечитать текст, выделить все смысловые части и зафиксировать их последовательность.
Чтобы быстро и правильно найти начало и конец каждой смысловой части текста мы знакомимся с «тремя подружками – тремя подсказками». Предлагаем проверить свою внимательность и понимание прочитанного, перечитывая текст и играя в игру «Кто кого?»
Важное обстоятельство! Ребята, с которыми мы начинаем выделять смысловые части уже должны знать, что такое «тема», «герой» или «персонаж», «место действия». Понятие темы может быть введено на примере любой знакомой ребенку ситуации. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Можно предварительно потренироваться в определении и смены темы в разговоре, рассказе о прогулке, о любимой игрушке, празднике, о времени года и т.д.
Начинаем перечитывать текст. По правилам игры любой читатель, как только заметит появление «трех подружек», поднимает руку (так как это происходит на уроке), мы останавливаемся и слушаем обоснование того, кто заметил определенные изменения (новая тема, новый герой, новое место действия).
Читаем первый абзац рассказа «Стеклянный пруд»:
«Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.
Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зеленая, а пруд стеклянный. Лед. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит».
Далее по тексту следуют воспоминания героя, как он летом ходил купаться на этот пруд и играл в «блинчики» – бросал камушки вдоль воды. Среди ребят находятся несколько человек, которые замечают изменения и останавливают чтение. Они обосновывают свое предположение о том, что первая смысловая часть, посвященная удивлению героя (сразу определяется тема 1-ой части) закончилась и начинается вторая часть, которая посвящена воспоминаниям героя о летней игре в камешки и желании проверить, будет ли камешек отскакивать ото льда. Таким образом, ребята сразу фиксируют две смысловые части. Мы даем им названия и записываем, обозначая последовательность частей. Варианты детских названий:
1) Чудо пруд./ Необычный пруд./ Пруд – зеркало!
2) Летние воспоминания./ Воспоминания об игре в камешки./ Игра в камешки.
Если мы работаем с читателями, которые еще не обладают достаточными умениями в письме, можно каждую смысловую часть изображать небольшим рисунком.
Обычно работаем на распечатке с текстом (не в книге) с карандашом в руках и как только находим границы смысловой части, отделяем одну от другой линией и нумеруем.
Читаем вторую часть о летних воспоминаниях и отслеживаем момент, когда изменится тема – «позсказка-командир». Этот момент наступает, когда герой от слов переходит к делу:
«Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подскочил, полетел дальше. »
Ребята обосновывают конец второй части так: герой опять «вернулся» из своих воспоминаний на берег пруда и начал свой «эксперимент», до этого он вспоминал, а сейчас берет камешки и бросает на лед.
Далее работа с текстом строится аналогично. Рассказ С. Образцова «Стеклянный пруд» интересен тем, что в этом произведении меняется только тема, а герой и место действия остаются неизменными.
Как быть, если ребенок не заметил изменения темы? Важно дать ему возможность прочитать одно-два предложения новой смысловой части, остановить чтение и задать вопрос, что изменилось по сравнению с первой частью, тему которой мы обозначили. Ничего страшного, что у некоторых ребят с первого раза не получается.
Начинать выделение смысловых частей (деление текста на части) необходимо в работе с текстами, где четко видна смена тем. Главная ответственность в освоении ребенком умения выделять смысловые части лежит на взрослом (учителе), которому не только необходимо подобрать определенные произведения, но и корректно помочь каждому маленькому читателю в преодолении индивидуальных трудностей в этой работе.
Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»
Что такое смысловая структура текста и почему она должна быть чёткой
А ещё немного про виды композиции текста (и бонус).
Под материалом «Как устроена редакция DTF» Семён Муравьёв запросил пост о том, как устроены тексты. Ну и вуаля!
Разумеется, всё это — лишь мой личный опыт. Но вдруг он вам пригодится? Кто ж его знает. И да, речь исключительно о публицистике: художественные тексты работают как-то немного не так (понятия не имею как, я не литред).
Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Индустрия развлечений — специфическая, особенно это касается игр. Чтобы автор мог сделать, скажем, достойный лонгрид про какую-нибудь гонку, он должен иметь определённый опыт в жанре. Та же история с другими жанрами.
Посмотрите, например, на текст Андрея про Baldur’s Gate III — по сравнениям и анализу можно понять, что он играл в кучу игр жанра. И это всё — необходимые знания: если их нет, то текст получится пустым, а может быть даже дефектным.
Всё сводится к банальному «нужно разбираться в теме», но в случае с видеоиграми (да и кино с литературой) это особенно непросто. Просто потому, что эти знания нельзя быстро набрать: они копятся вместе с, скажем так, игровым стажем. То есть, человек должен много и часто играть с детства. Не получится взять талантливого человека с журфака, который особо и не играл никогда, и научить писать про игры. Как бы хорошо он не писал и не обрабатывал информацию, ему просто не хватит опыта.
Тут как в случае с изданиями, посвящёнными финансам и экономике — проще взять человека, который уже разбирается в теме, и научить его журналистике, чем наоборот. Разумеется, во всё играть не получается: именно поэтому авторов лонгридов у нас так много и постоянно нужны ещё — у каждого своя экспертиза, свой профиль.
Очень редко бывает так, что новичок сразу же пишет идеальные или, как минимум, редактируемые тексты — чаще тексты приходится гонять туда-сюда с комментариями. В моей практике было и так, что я возвращал автору текст с сотней комментариев в гуглодоке. Однако если всё грамотно объяснить и попросить автора исправлять ошибки самостоятельно, то уже через пять-шесть текстов он превращается в крутого чувака, который может написать текст, к которому не будет замечаний и советов.
Лирическое отступление закончено, возвращается к нашим баранам.
Орфографию, пунктуацию или, там, стилистику можно поправить. Это всё ерунда, хоть и запарная порой. Но вот что поправить не получится, так это дефектную структуру. Если структура, эта самая чёткая схема, нарушена, то текст на 100% не редактируемый, и его нужно возвращать автору на полную переработку.
Люди разные. Кому-то проще набросать себе структуру текста заранее и писать по ней. Кому-то проще написать, и потом посмотреть, всё ли в порядке со структурой. Я, например, из последних — заранее составленный план меня путает и мешает входить в состояние потока. Однако и в таком случае стоит всегда проверять, всё ли со структурой текста в порядке, и не получилась ли случайно какая-то мешанина, не упустил ли ты нечто важное.
Дальше о структуре и поговорим.
Примерно так выглядит любой текст. Прошу прощения за мат, я рисовал это очень давно и для «внутряка».
Понятие слова, его смысл и логика словообразования или информационная значимость составляющих частей слова.
Что обозначают и какой имеют смысл слова свобода, благоволение, любовь, демократия, президент.
От понимания их зависит политика и благополучие людей на Земле, а сегодня и будущее нашей цивилизации. В этой статье Вы найдёте объективный, истинный ответ.
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДОВАТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ, ИСТОРИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ НОШЕНСКОЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Абанского района. Красноярского края.
Кривоносова Виктора Михайловича.
ПОНЯТИЕ СЛОВА, ЕГО СМЫСЛ И ЛОГИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
(информационная значимость составляющих слово).
Словесно – логический метод познания основан на мышлении. Каков же смысл слова и наши понятия о нём. В нашем современном обществе существует парадокс понимания смысла и понятия слов, людьми. Мы живём в запутанном лукаво – коварном времени, где торжествует иллюзия правды – истины и уничтожение истинных людей. В каждой профессиональной области используются свои слова – термины.
В образовании используют слово дисциплина – латинское, его смысл ди – два, сциплина – сципление двух понятий. В смысл этого слова заложены два понятия, это права и обязанности их выполнение способствуют качественности учебного процесса. У нас часто формируют шаблонное – трафаретное понятие слов, что затрудняет правильную организацию жизнедеятельности человека. Люди в основном как «попугайчики» повторяют слова услышанные, не размышляя о смысле сказанных слов.
Исходя из информационной значимости составляющих слов, слова «образование» и «воспитание» имеют один смысл. Воспитание, его смысл следующий – дать человеку питание которое будет способствовать его воскресению, это значит жить по законам Бога. Образование, его смысл сформировать у русского человека – Вани, (так называли раньше Русских) образ жизни Бога Иисуса Христа.
А теперь немного археологии слова, Пруссия – название Германии в прошлом, Руссия – так пишут наше государство на международных мероприятиях. А отличаются лишь буквой «п», выходит, наши народы имеют общее воздействие какого – то народа. И логика словообразования на это отвечает – этот народ был Этрусы, жившие до образования Римской империи в Италии, на Аппенинском полуострове, после их разгрома, они вероятно расселились по Европе, внеся свои слова в их речь, которыми мы сейчас пользуемся.
Демократия не способна привести человеческое общество к социальной и экологической гармонии, ибо это слово лукавое, по – тому, что логическая концовка первой части слова отсутствует. А посему смысл слова двойной, это либо власть демона, либо народа. Власть демона к хорошему не приведёт, а только к насмешливому, позорному самоуничтожению человечества.
От народа то же особого добра не жди, так как народ разнолик, и отражает либо экологически и социально здравые интересы – волю Бога (главная воля Бога – благоволение т. е. любовь),- этих мало, либо злые – претворяют в жизнь наглые интересы демона. А чаще это лукавство – симбиоз добра и зла, что мы в жизни и наблюдаем, получаются двойные стандарты, что мы сегодня и наблюдаем в Мире, это касается Евросоюза и США. По логике слова получается, что посеешь то, пожнёшь, а слово материально, и слово от Бога, и в слове Бог. Размышляй о смысле слов, а потом произноси.
А сколько сегодня жаргонных выражений с переносным смыслом, а они отвлекают людей от истинного понятия и чистоты речи. Замутить, поколбасить, оттянуться, крутой, и т.п.
Частенько в некоторых трудовых коллективах общаются, объясняя что – либо с помощью русских бранных слов или как говорят в народе – матов, другой вариант – не цензурных слов.
В уточнении и логическом осмыслении применяемых слов, нуждаются не только мирские сферы, но и духовно – религиозные. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово», так что каждое слово, используемое нами по воле Бога, и оно несёт соответствующую информацию, Богом предусмотренную. И даже часть слова, его буквы.
Каков же смысл слова заложен Богом в слово СВОБОДА, его понятие следующее.
С – с, ВО – воля, БО – Бога, ДА – да, в итоге получается
С ВОЛЕЙ БОГА ДА, жить с волей Бога. Хорошее слово, только вот многие его как вседозволенность понимают, а оно это слово ко многому обязывает. Главная ВОЛЯ БОГА это БЛАГОВОЛЕНИЕ то есть ЛЮБОВЬ, и она – ВОЛЯ БОГА проявляется в жизни следующим образом:
1. добромыслием кротким,
5. ДОБРОДЕЛАНИЕМ целомудренным,
7. ПРОЩЕНИЕМ материнским,
8.ВРАЗУМЛЕНИЕМ ласковым спасительным,
9.НАКАЗАНИЕМ посильным, ради исправления.
При рождении Иисуса Христа ангелы пели на небе: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех БЛАГОВОЛЕНИЕ». А ангелы слуги Бога и его волю исполняют, и людей к её исполнению призывают.
Во время крещения Христа Иоанном с неба был голос Бога Отца: «Се сын мой возлюбленный в нём моё БЛАГОВОЛЕНИЕ». И мы видим, что Христос выполнил волю Бога, и проявил в своих действиях 9 качеств БЛАГОВОЛЕНИЯ. Вдумайтесь, когда человек ЛЮБИТ другого человека эти качества обязательно проявляются в их отношениях.
Иисус Христос завещал Апостолам, отвечая на их вопрос? Господи что главное из того что тынам завещал. Иисус ответил: «ЛЮБИТЕ БОГА и ЛИБИТЕ друг друга».
Так что современные политики и средства массовой информации должны понимать смысл слова СВОБОДА, в которое Бог вложил тайно его смысл. И не путать его со словом ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Так что смысл слова СВОБОДА и его рамки определяется его логическим смыслом ВСЕВЫШНЕГО. То есть информационной значимостью состовляющих частей слова.
Религия – пересмотренный союз Бога с людьми это по смыслу слова. А по содержанию: «Религия это учение от Бога; пророков, апостолов, святых помогающее человеку жить правильно среди людей и природы, и защищающая от не видимых сил зла с помощью таинств; крещение, покаяние на исповеди, причастие, водосвятье, молитва, соборование, крестное знамение.
От понимания смысла этих слов: свобода, демократия; демосократия, демонократия, свобода, президент, зависит политика в современном мире, благополучие современной человеческой цивилизации на нашей МНГОСТРАДАЛЬНОЙ планете Земля.
Смысл слова лепесток? … подумали. Оно образовано из частей двух слов, лепота и листок, соединяет эти части слов соединительная гласная «е».
Кривоносов Виктор Михайлович. Учитель высшей категории Березовской Средней школы, Абанского района Красноярского края. Заслуженный учитель Красноярского края. Биолог-географ по специальности, краевед в области географии, биологии и истории, археолог. Учитель курса «Основы Христианской Православной культуры».
Надеюсь выслушать ваше мнение!
Тел. Сот. 89135899733. Тел Дом.83916371318.
Мой адрес: 663747. д. Ношино, Абанского района, Красноярского края.
Не всё мудрое рождается в центре России, ищите истину в глубинке и вразумляйтесь. Наказание Божие будет тому, кто воспротивется распространению данной информации в средствах массовой информации.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Значение слова «смысловой»
1. Связанный с мыслью, с деятельностью рассудка. Смысловая память.
2. Относящийся к внутреннему содержанию, значению чего-л. Смысловая характеристика слова. Смысловая сторона картины.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СМЫСЛОВО’Й, а́я, о́е (лингв.). Прил. к смысл в 1 знач. Смысловые оттенки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
смыслово́й
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным смысл
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дождить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «смысловой»
Синонимы к слову «смысловой»
Предложения со словом «смысловой»
Сочетаемость слова «смысловой»
Что (кто) бывает «смысловым»
Понятия, связанные со словом «смысловой»
Афоризмы русских писателей со словом «смысловой»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «смысловой»
Очевидно, надо учитывать ещё и контекст, в котором это слово несёт смысловую нагрузку, а тем самым эпоху, потому что с течением времени значение слов меняется.
Во-вторых, влияние христианства сказывается в наделении старых слов новым смысловым значением, взятым из церковного лексикона.
Я хочу создать у вас в голове новый пласт смыслового содержания, который был бы таким же реальным, как и всё остальное, влияющее на ваше восприятие и жизнь.