Что значит слово случается нередко нам по литературе
Ответ или решение 2
«Зефир» в поэзии зачастую означает: лёгкий ветерок.
«Привлекать» означает: заманивать.
«Смиренно» значит: спокойно, неторопливо.
«Надменно» означает: высокомерно, своенравно.
«Дерзко» значит: грубо.
«Случается нередко нам. » означает что-то, что часто происходит.
«Мудрость» означает: глубокий ум.
«В глаза кидался» означает, что что-то бросалось в глаза.
«Исподтишка» означает то, что делается скрытно от других.
«Голову ломает» означает: много и усердно о чем-то думать.
«Сказывают» означает: рассказывать, говорить.
«Зефир» в поэзии зачастую означает: лёгкий ветерок.
«Привлекать» означает: заманивать.
«Смиренно» значит: спокойно, неторопливо.
«Надменно» означает: высокомерно, своенравно.
«Дерзко» значит: грубо.
«Случается нередко нам. » означает что-то, что часто происходит.
«Мудрость» означает: глубокий ум.
«В глаза кидался» означает, что что-то бросалось в глаза.
«Исподтишка» означает то, что делается скрытно от других.
«Голову ломает» означает: много и усердно о чем-то думать.
«Сказывают» означает: рассказывать, говорить.
Как вы понимаете слова и выражения : зефи привлекать смиренно надменно дерзко, случается нередко нам, мудрость, в глаза кидался, исподтишка, голову ламает, аврора, изрядно, навострился?
Как вы понимаете слова и выражения : зефи привлекать смиренно надменно дерзко, случается нередко нам, мудрость, в глаза кидался, исподтишка, голову ламает, аврора, изрядно, навострился.
Обьясни значение слов и выражений исходя из смысла басни ВЕЛИКО ЛЬ ПОДЛИННО ТВОЕ УМЕНЬЕ?
Обьясни значение слов и выражений исходя из смысла басни ВЕЛИКО ЛЬ ПОДЛИННО ТВОЕ УМЕНЬЕ.
Запишите название басни, мораль которой заключена в строках(автор И?
Запишите название басни, мораль которой заключена в строках(автор И.
А. Крылов) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.
Объясните значение слов : Изрядно и Боле навострился?
Объясните значение слов : Изрядно и Боле навострился.
Случается нередко нам и труд, и мудрость видет там, где стоит только догадаться за дело просто взятся?
Случается нередко нам и труд, и мудрость видет там, где стоит только догадаться за дело просто взятся.
Из какой басни взята это мораль.
Как вы понимаете слова и выражения зефир привлекать смиренно надменный дерзкое случается нередко нам?
Как вы понимаете слова и выражения зефир привлекать смиренно надменный дерзкое случается нередко нам.
Значение выражения «Приходится нередко нам»?
Значение выражения «Приходится нередко нам».
Осел и Соловей?
объясните значение слов и выражений, исходя из смысла басни.
Что обозначает слово изрядно, боле навострился?
Что обозначает слово изрядно, боле навострился.
Анализ басни ЛАРЧИК Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться?
Анализ басни ЛАРЧИК Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.
Как вы понимаете слова и выражения зефир привлекать смиренно надменный дерзкое случается нередко нам?
Как вы понимаете слова и выражения зефир привлекать смиренно надменный дерзкое случается нередко нам.
привлекать означает вызывать интерес
смиренно значит без пререканий тихо скромно
надменный человек возомнивший слишком многое о себе
дерзкое дерзким может быть провидение грубое смелое необдуманное резкое
случается не редко нам(Крылов обожаю) приходит часто или можно сформулировать так : бывает часто.
Запишите название басни, мораль которой заключена в строках(автор И?
Запишите название басни, мораль которой заключена в строках(автор И.
А. Крылов) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.
Найдите олицетворения, эпитеты, сравнения и метафоры в баснях «Листья и корни» и «Ларчик»?
Найдите олицетворения, эпитеты, сравнения и метафоры в баснях «Листья и корни» и «Ларчик».
Листья и корни : В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали : «Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?
Что́ б было в нем без нас?
Ну, право, 10 Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами».
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?
» — Листы, по дереву шумя, залепетали.
83 «Мы те», Им снизу отвечали : «Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас.
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
30 Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас : Что с новою весной лист новый народится ; А если корень иссушится, — Не станет дерева, ни вас».
Ларчик ; : Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался ; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал : «Ларец с секретом, Так ; он и без замка ; А я берусь открыть ; да, да, уверен в этом ; Не смейтесь так исподтишка!
Вот за Ларец принялся он : Вертит его со всех сторон И голову свою ломает ; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной Качает головой ; Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается : «Не тут, не так, не там!
» Механик пуще рвется.
Потел, потел ; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался : А Ларчик просто открывался.
Что значит слово случается нередко нам по литературе
Что такое эмоционально экспрессивная лексика
Стилистические функции
Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.
Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.
Виды эмоционально окрашенных слов
пренебрежительные (крохобор, малевать);
По типу оценки
По части речи
Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.
Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.
Однозначные слова
Многозначные слова
С суффиксами эмоциональной оценки
Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?
Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики
В разговорной лексике
Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.
В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.
Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).
Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.
Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.
В литературе
Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.
Обозначение в словарях
Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов
В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.
При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).
Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.
КИМ по литературе 6 класс
Входная контрольная работа по литературе 6 класс.
Правильность выполнения каждого задания первой части (А1-А7) и второй части (В1-В3) контрольного теста оценивается 1 тестовым баллом. Третья часть работы (С1) оценивается от 2 до 5 баллов.
21-22 баллов – «5», 16-20 баллов – «4», 11-15 баллов –«3».
А1. Из какого произведения взяты следующие строки: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: богатыри – не вы»?
1)«Железная дорого» (Н.А. Некрасов) 2)«Узник» (А.С. Пушкин)
3)«Бородино» (М.Ю. Лермонтов) 4)«Волк на псарне» (И.А. Крылов)
А2. Определите композиционную часть из «Муму»: «И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверых по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
1)Экспозиция 2)Кульминация 3)Эпилог 4)Завязка
А3. Лиза Муромская – героиня произведения А.С. Пушкина
1)«Выстрел» 2)«Барышня-крестьянка» 3)«Дубровский» 4)«Метель».
А4. Басня И.А. Крылова – это отклик на события
1)Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном) 2)Великой Отечественной войны
3)Гражданской войны 4)Первой Мировой войны
А5. Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:
«Неохотно и несмело солнце солнце смотрит на поля,
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».
1)Эпитет 2)Метафора 3)Олицетворение 4)Сравнение
А6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Это был большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
1)Саша Черный «Кавказский пленник» 2)Саша Черный «Игорь-Робинзон»
3)Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 4)В.Г. Короленко «В дурном обществе».
А7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «При мысли о своем одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слезы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
1)В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 2)Д. Дефо «Робинзон Крузо»
3)Н.А. Некрасов «На Волге». 4)Саша Черный «Игорь-Робинзон»
В1. Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В2. Выпишите сравнение из отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».
В3. Допишите фамилии писателей
Входная контрольная работа по литературе 6 класс.
Правильность выполнения каждого задания первой части (А1-А7) и второй части (В1-В3) контрольного теста оценивается 1 тестовым баллом. Третья часть работы (С1) оценивается от 2 до 5 баллов.
14-15 баллов – «5», 11-13 баллов – «4», 7-10 баллов –«3».
А1. Кто из героев рассказа «Муму» И.С. Тургенева «одаренный необычайной силой …работал за четверых»?
Капитон 2) Герасим 3) Калиныч 4) Рассказчик
Присказка 2) Зачин 3)Эпитет 4) Концовка
А3. Жилин – герой произведения
1)»Бежин луг» (И.С. Тургенев) 2)»Барышня-крестьянка» (А.С. Пушкин)
3)»Дубровский» (А.С. Пушкин) 4)»Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)
А4. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено
1)Отечественной войне 1812 года (войне с Наполеоном)
2)Великой Отечественной войне
4)Первой Мировой войне
А5. Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:
Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит…»
1)Эпитет 2)Аллегория 3)Олицетворение 4)Сравнение
А6. Определите из какого произведения взят данный фрагмент: «Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи. Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
1)П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» 2)Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
3)Д.Дефо «Робинзон-Крузо» 4)В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
А7. Определите из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
1)Г.К. Андерсен «Снежная королева» 2)П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
3)В.Г. Короленко «В дурном обществе» 4)А.П. Чехов «Хирургия»
В2. Из данных стихотворных строк выпишите олицетворение:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную
В3. По датам жизни определите писателя. Укажите соответствие.
А) А.С. Пушкин 1) 1769-1844
Б) Н.В. Гоголь 2)1814-1841
В) И.С. Тургенев 3) 1818-1883
Г) М.Ю. Лермонтов 4) 1809-1852
Д) И.А. Крылов 5)1799-1837
Е) Л.Н. Толстой 6)1828-1910
Часть С Напишите сочинение-рассуждение (6-8 предложений) по предложенному заданию.
С1. Объясните, почему Васютке удалось выжить в тайге (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».)
В1-вечные, лазурною, жемчужною, милого
В1-одиноко, диком, голой
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь
краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме)
произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле
краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
А2. И.И. Дмитриев написал басню:
«Муха», 3) «Осёл и Соловей»,
«Свинья под Дубом», 4) «Листы и Корни».
А3. Найдите мораль басни «Ларчик»:
«А ларчик просто открывался»,
«Избави бог и нас от этаких судей»,
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
А4. В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
Без корней дерево погибнет,
Листы справедливо считают, что они «краса долины всей»,
Корни не умеют ценить красоту,
Процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!» ___________________________
В2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________
С1. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»? ________________
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
А1. Мораль басни – это:
краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения,
краткий поучительный вывод,
художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений,
та часть басни, в которой описываются основные события..
А2. Назовите автора басни «Муха»:
И.А. Крылов, 2) Ж. де Лафонтен,
Эзоп, 4) И.И. Дмитриев.
А3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:
пустое мудрствование, 3) невежество,
жадность, 4) самолюбование.
А4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?
«Листы и корни», 3) «Осёл и Соловей»,
«Ларчик», 4) «Ворона и Лисица».
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!» ___________________________
В2. Какой художественный приём лежит в основе басни? _________________________________________________________________
С1. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»? ________________
А1-2, А2-1, А3-4, А4-4, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
А1-2, А2-4, А3-1, А4-3, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Стихотворения поэтов 19 века.
1 Трехсложный размер с ударением на третьем слоге:
2 Определите размер, которым написано стихотворение:
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
3 К какому виду лирики относится стихотворение Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»
4 Какое художественно-выразительное средство поэтической речи использовал Е.А. Баратынский в следующих строках:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей,
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней.
5.Соотнесите авторов и названия произведений
А) «Чудный град порой сольется…»
Б) «Посмотри, какая мгла…»
В) «Где гнутся над омутом лозы…»
6 Какой фонетический прием использован поэтом в строках:
« Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Пока не проснулася мать!
7. Как называется фонетический прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении согласных звуков:
Бледный ме с яц невидимкой
Без прию т а в небе х оди т
И, с квозя, на в с е наводи т
8 Анализ стихотворения по выбору.
Какие изобразительные средства использует автор для передачи этой картины. Каким настроением проникнуто данное стихотворение? Какие мысли и чувства возникают при чтении этого стихотворения?
Анализ стиха. Критерии: 15б-5; 12-14б-4; 7-11б-3
Контрольный тест по лирике М.Ю.Лермонтова 6 класс.
1.Что общего в тематике стихотворений М.Лермонтова « Тучи», «Листок», « На севере диком», « Утес», « Парус»?
2.Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М.Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес»- и определяет все его творчество.
3.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
а)ямб; б)хорей; в)дактиль; г)амфибрахий.
4. Что символизируют собой герой стихотворения «Листок»?
б) отрыв от реальной жизни
в) неспособность к состраданию
5.Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а)баллада; б)поэма; в)сонет; г)элегия.
6.Определите размер, которым написано стихотворение «Утес».
а)ямб; б)хорей; в)дактиль; г)амфибрахий.
7.Какова основная тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»?
а)разлука двух влюбленных;
б)трагическая непреодолимость одиночества;
8.Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а)сопоставления мира и чинары и листка;
б)антитезы двух миров;
в)стремление к единению.
9.Назовите основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
10.Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
а)дактиль; б)амфибрахий; в)анапест.
11. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?
. Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
а) для создания поэтического колорита
б) для сохранения ритма и соответствия размеру
в) таковы были нормы ударения в то время
12. Анализ стихотворения Лермонтова. (По выбору).
Контрольный тест по лирике М.Ю.Лермонтова 6 класс.
б) бунтарства, стихийного порыва
в)непонятности, страдания, тоски;
2. Что называется стопой в стихотворении?
в)группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
3. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
в)непрочностью человеческих отношений;
г)бунтарством, мятежным неприятием мира.
4. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны
5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Парус».
а) ямб б) хорей в) дактиль г) амфибрахий
6. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия
в) роковой смысл ропота пальм на Бога
8. Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».
а) ямб б) хорей в) дактиль г) амфибрахий
9. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка
б) антитезы двух миров
в) стремления к единению
10. Что символизируют собой герой стихотворения «Листок» чинара?
а) скитальческая жизнь
б) одинокая, бесприютная,
11. Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
12. Анализ стихотворения Лермонтова. (По выбору).
Контрольный тест по лирике М.Ю.Лермонтова 6 класс
9. одиночества, тоски, свободы, дороги, любви к Родине
11. одиночества, тоски, свободы, дороги, любви к Родине;
по стихотворениям о природе поэтов XX века.
1.Назовите автора стихотворных строк:
О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая.
2.Назовите двусложные и трехсложные размеры стиха:
А) Двусложные размеры
Б) Трехсложные размеры
3. Двухсложный размер стиха с ударением на первом слоге:
4. Трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге:
5. Метафора – это…
А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
Б) художественное определение
В) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
6. Олицетворение – это…
А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
Б) художественное определение
В) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
7.Определите тему и основную мысль стихотворения Н.М.Рубцова «Звезда полей».
8. Определите размер стихотворения Н.М.Рубцова «Звезда полей».
Звезда полей, во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
9. Какой художественный прием использует автор:
А) Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним
Б) Звезда. остановившись, смотрит в полынью; своим лучом приветливым касаясь.
В) Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.
10. Какие чувства передаёт автор благодаря использованным им художественным приёмам?
по стихотворениям о природе поэтов XX века.
1.Назовите автора стихотворных строк:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
2.Назовите двусложные и трехсложные размеры стиха:
А) Двусложные размеры
Б) Трехсложные размеры
3. Двухсложный размер стиха с ударением на втором слоге:
4. Трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге:
5. Эпитет – это…
А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
Б) художественное определение
В) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
6. Метафора – это…
А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
Б) художественное определение
В) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
7. Определите тему и основную мысль стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».
8. Определите размер стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».
А) Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)
Б) Отдыхает луг. Дивится тело.
10. Какие чувства передаёт автор благодаря использованным им художественным приёмам?
2. А) ямб, хорей Б) дактиль, амфибрахий, анапест
3. В
4. Б
5. А
6. Г
7.Определите тему и основную мысль стихотворения Н.М.Рубцова «Звезда полей» (Письменный развёрнутый ответ: любовь к родной природе и родине; Рубцов размышляет о привязанности к родному краю )
10. Какие чувства передаёт автор благодаря использованным им художественным приёмам? ( взволнованность и любовь к родной земле)
2. А) ямб, хорей Б) дактиль, амфибрахий, анапест
3. А
4. Г
5. Б
6. А
7. Определите тему и основную мысль стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» (Письменный развёрнутый ответ: приближение, предчувствие весны; главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем)
9. Какой художественный прием использует автор:
Г) аллитерация
10. Какие чувства передаёт автор благодаря использованным им художественным приёмам? ( волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами, каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека. )
6 класс литература
Часть А. Обведи букву, под которой дан верный ответ.
1. Как назывались песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д.?
А) колядки; Б) масленичные песни; В) веснянки.
А) к эпосу; Б) к лирике; В) к драме.
3. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
А) «Осёл и Соловей»; Б) «Листы и Корни»; В) «Ларчик».
4. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин?
А) в Царскосельском лицее; Б) в Московском университетском благородном пансионе;
В) в Ярославской гимназии.
5. У кого из писателей XX века настоящая фамилия была Климентов?
А) у А.С. Грина; Б) у А.П. Платонова; В) у А.И. Куприна.
6. Кто является автором сказа «Левша»?
А) Ф.А. Искандер; Б) А.П. Платонов; В) Н.С. Лесков.
7. Кто является автором феерии «Алые паруса»?
А) Н.С. Лесков; Б) А.С. Грин; В) В.М. Шукшин.
А)«Тучи»; Б)«Три пальмы»; В «Листок».
А) «Никита»; Б) «Неизвестный цветок»; В) «Чудесный доктор».
10. О ком из героев сказа Н.С. Лескова «Левша» идёт речь в приведённом ниже отрывке? «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
А) о донском казаке Платове; Б) о левше; В) об императоре Александре Павловиче.
А) об Ассоль (А.С. Грин. «Алые паруса»); Б) о Даше (А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»);
В) о Машутке (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»).
12. Кто из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» ходил по дому и насвистывал: «Гром победы раздавайся»?
А) Андрей Гаврилович Дубровский; Б) Кирила Петрович Троекуров;
В) Марья Кириловна Троекурова.
А) Ассоль (А.С. Грин. «Алые паруса»); Б) о Даше (А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»); В)о Машутке (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»).
14. Кто из героев произведений русской литературы попросил своего младшего брата Сашеньку положить кольцо в дупло дуба?
А) Марья Кириловна (А.С. Пушкин. «Дубровский»);
Б) Ассоль (А.С. Грин. «Алые паруса»);
Г) Машутка (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»).
15. В каком произведении русской литературы упоминаются такие предметы, как макароны, несколько больших кусков сахара, две плитки гематогена, три красных яблока?
А) в романе А.С. Пушкина «Дубровский»;
Б) в сказе Н.С. Лескова «Левша»; Г) в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
А) Порфирий и Луиза (А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»);
Б) Лонгрен и Ассоль (А.С. Грин. «Алые паруса»);
В) Володя и Машутка (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»).
А) эпитет; Б) сравнение; В) олицетворение.
А)эпитет; Б)сравнение; В) олицетворение.
19. В романе А.С. Пушкина «Дубровский» есть предложения: «Приезд Троекурова и приём, ему оказанный, были уже известны всему околотку. », «На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку». Что означает слово «околоток»?
А) близко расположенный город; Б) окружающая местность; В) отдалённое село.
20. Какие из приведённых ниже строф принадлежат Ф.И. Тютчеву?
А) Пусть сосны и ели
Хоть ввек не желтеет,
Б) Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
В) Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
21. Кто из поэтов XX века является автором приведённых ниже строк?
О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождём,
И ветер воет, замирая!
А) А.А. Блок; Б) С.А. Есенин; В) Н.М. Рубцов.
22. Каким трёхсложным размером написан отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
А) дактиль; Б) амфибрахий; В) анапест.
А) Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. (А.А. Блок. «Летний вечер»)
Б) Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы. (С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали. »)
В) Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин. «Пороша»)
24. Как называется рифмовка, использованная в приведённой ниже строфе из стихотворения А.С. Пушкина «Узник»?
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
А) опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка;
Б) парная (смежная) рифмовка;
В) перекрёстная рифмовка.
25. Как называется синтаксический приём, использованный в приведённых ниже строках из стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»?
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
А) эпитет; Б) сравнение; В) инверсия.
Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.
1. Как называется жанр устного народного творчества, который соответствует следующему определению: «Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль»?
2. Какое средство художественной выразительности отличает басню от других эпических жанров?
3. Как называется рассказ писателя XX века, в котором главный герой играл с ребятами на деньги, чтобы покупать молоко?
4. Каким размером написана поэма Гомера «Илиада»?
6 класс литература
Часть А. Обведи букву, под которой дан верный ответ.
1. Как назывались песни, которые люди не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши?
А) колядки; Б) масленичные песни; В) веснянки.
2. К какому роду литературы относится «Сказание о белгородском киселе»?
А) к эпосу; Б) к лирике; В) к драме.
4. В каком учебном заведении учился М.Ю. Лермонтов?
А) в Царскосельском лицее; Б) в Московском университетском благородном пансионе;
В) в Ярославской гимназии.
5. Кто из писателей XX века родился в селе Овсянка близ Красноярска?
А) А.П. Платонов; Б) В.П. Астафьев; В) Ф.А. Искандер.
А) И.С. Тургенев; Б) Н.С. Лесков; В) А.П. Чехов.
А.) Н.С. Лесков; Б) А.П. Платонов; В) В.М. Шукшин.
8. Какое стихотворение А.С. Пушкин написал в кишинёвской ссылке?
А) «И.И. Пущину»; Б) «Узник»; В) «Зимнее утро».
9. Какое произведение не принадлежит В.П. Астафьеву?
А) «Васюткино озеро»; Б) «Конь с розовой гривой»; В) «Чудесный доктор».
10. О ком из героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» идёт речь в приведённом ниже отрывке?«. только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем».
А) о тонком (Порфирии); Б) о сыне тонкого (Нафанаиле); В) о толстом (Михаиле).
А ) об Артуре Грэе (А.С. Грин. «Алые паруса»); Б) о Григории (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»);
В) о Василии Князеве (В.М. Шукшин «Чудик»).
А) императору Александру Павловичу; Б) донскому казаку Платову; В) левше.
13. Кому из героев произведений XX века принадлежат приведённые ниже слова?«Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
А) Артуру Грэю (А.С. Грин. «Алые паруса»); Б) Григорию (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»);
В) Петьке (В.М. Шукшин. «Критики»).
14. Кто из героев произведений русской литературы играл вместе со своим учеником в «замеряшки»?
А) француз-учитель Дефорж (А.С. Пушкин. «Дубровский»);
Б) учитель французского языка Лидия Михайловна (В.Г. Распутин. «Уроки французского»);
В) учитель математики Харлампий Диогенович (Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»).
А) в романе А.С. Пушкина «Дубровский»; Б) в сказе Н.С. Лескова «Левша»;
В) в рассказе В.М. Шукшина «Чудик».
А) Порфирий и Луиза (А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»);
Б) Лонгрен и Ассоль (А.С. Грин. «Алые паруса»);
В) Василий Князев и Софья Ивановна (В.М. Шукшин. «Чудик»).
А) эпитет; Б) сравнение; В) олицетворение.
18. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»: «Стоял он [соседский дом] сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни»?
А) антитеза; Б) сравнение; В) олицетворение.
19. В стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины. » есть строки: Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Что означает слово «околица»?
А) изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него;
Б) отдалённый посёлок; В) близко расположенный город.
20. Какие из приведённых ниже строф принадлежат А.А. Фету?
А) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Б) Пусть сосны и ели
Хоть ввек не желтеет,
В) Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
21. Кто из поэтов XX века является автором приведённых ниже строк?
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
А) А.А. Блок; Б) С.А. Есенин; В) Н.М. Рубцов.
22. Каким трёхсложным размером написан отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
А) дактиль; Б) амфибрахий; В) анапест.
23. Какое из приведённых ниже стихотворений поэтов XX века написано хореем?
А) Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи. (А.А. Блок. «Летний вечер»)
Б) Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы. (С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали. »)
В) Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг. (А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие. »)
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
А) опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка;
Б) парная (смежная) рифмовка;
В) перекрёстная рифмовка.
25. Как называется синтаксический приём, использованный в приведённых ниже строках из стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей»?
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.
А) сравнение; Б) олицетворение; В) инверсия.
Часть В. Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.
3. Как называется рассказ писателя XX века, главный герой которого работал киномехаником в селе, в детстве мечтал быть шпионом, обожал сыщиков и собак?
4. Каким размером написана поэма Гомера «Одиссея»?
5. Что означает выражение «яблоко раздора»?