Что значит слово секуляризация
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» в других словарях:
Секуляризация — Ч … Исторический словарь
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (ново лат., от лат. secularis мирской). Обращение лица или вещи из духовного состояния в светское; преимущественно же обращение церковных имений в светские. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Секуляризация — (secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи… … Политология. Словарь.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, секуляризации, мн. нет, жен. (от лат. secularis светский) (книжн.). 1. Изъятие чего нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация… … Толковый словарь Ушакова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелатинского saecularis мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Западной Европе переход лица из духовного… … Современная энциклопедия
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское … Большой Энциклопедический словарь
Секуляризация — Секуляризация. В средние века лат. слово Saeculum (век) получилозначение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовнымпредметам. Отсюда saecularis мирской, светский и т. п. Словом С.каноническое право стало обозначать переход лица… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Секуляризация — (лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. 1) обращение церковной и монастырской… … Энциклопедия культурологии
секуляризация — и, ж. sécularisation f. <лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС 1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Когда буржуазия достигла власти, она целым рядом мер от секуляризации… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской, светский) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Широко проводилась в Европе во время Реформации (XV1 XV1I вв.). В России произведена в XVI И в. В широком смысле… … Юридический словарь
Секуляризация — что это такое, суть и смысл процесса.
Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям. В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа. Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.
Что такое Секуляризация – определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Секуляризация – это процесс при котором общество в процессе своей жизнедеятельности руководствуется светскими нормами и законами, а не религиозными взглядами и догматами. При этом, различные религиозные деятели и церкви как таковые, теряют свое влияние на общество.
Следует отметить, что термин «Секуляризация», не имеет четкого и однозначного определения, так как с течением времени оно довольно часто видоизменялось и приобретало новые смыслы. Тем не менее сейчас чаще всего термин используют в следующих контекстах:
Процесс и политика секуляризации.
Говоря о политике секуляризации, в первую очередь следует отметить, что это достаточно горячая тема для обсуждения во всем мире. Дело в том, что даже несмотря на весомую убедительность социологической теории секуляризации, далеко не все страны готовы внедрять или содействовать данному процессу.
Теория секуляризации гласит, что с развитием человеческого интеллекта, науки и технологий, религии становятся устаревшими и пустыми. По сути, они теряют свое социальное значение и не должны влиять на жизнь светского общества.
Так к примеру, многие мусульманские страны полностью отказываются от политики секуляризации, и выстраивают исключительно религиозные общества. Стоит отметить, что это не всегда вредит развитию самого государства. В качестве примера, можно привести Саудовскую Аравию, которая показывает довольно высокий уровень жизни и развития в целом. Тем не менее подобных государств с развитой экономикой не так уж и много, что по сути подтверждает смысл теории.
Что касается немусульманского мира, то тут процесс секуляризации развивается достаточно стремительно. Влияние религии во многих странах постепенно снижается, уступая место науке, светской морали, и установленным в обществе законам. Естественно, что прямого давления или искоренения религиозных институтов не происходит, но идет четкое разграничение между духовной и общественной жизнью.
Процесс секуляризации выражается в следующих действиях:
В итоге можно сказать, что секуляризация – это достаточно полезный процесс для современного общества. Особенно, это заметно в тех государствах, где присутствует множество религиозных течений. Дело в том, что если государство и религия не соприкасаются, а общество живет исключительно по светским законам, то и конфликтов на религиозной почве становится гораздо меньше. В свою очередь, это положительно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности и развития государства в целом.
Значение слова «секуляризация»
1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества.
2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Секуляризация школьного преподавания.
3. Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Секуляризация общественной жизни.
[От лат. saecularis — светский]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.
Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
СЕКУЛЯРИЗА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
секуляриза́ция
1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.
2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.
3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав
4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обмолотить (глагол), обмолотили:
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» в других словарях:
Секуляризация — Ч … Исторический словарь
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из под контроля религии (от лат. saeculum срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному; начиная с Августина «секулярный» это мирской … Философская энциклопедия
Секуляризация — (secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи… … Политология. Словарь.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, секуляризации, мн. нет, жен. (от лат. secularis светский) (книжн.). 1. Изъятие чего нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация… … Толковый словарь Ушакова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелатинского saecularis мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Западной Европе переход лица из духовного… … Современная энциклопедия
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское … Большой Энциклопедический словарь
Секуляризация — Секуляризация. В средние века лат. слово Saeculum (век) получилозначение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовнымпредметам. Отсюда saecularis мирской, светский и т. п. Словом С.каноническое право стало обозначать переход лица… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Секуляризация — (лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. 1) обращение церковной и монастырской… … Энциклопедия культурологии
секуляризация — и, ж. sécularisation f. <лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС 1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Когда буржуазия достигла власти, она целым рядом мер от секуляризации… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской, светский) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Широко проводилась в Европе во время Реформации (XV1 XV1I вв.). В России произведена в XVI И в. В широком смысле… … Юридический словарь
Секуляризация (история)
Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению, превращение церковной собственности в государственную. До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке. Другие значения [1] :
Содержание
Секуляризация в истории
Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление. Сам процесс проходил и раньше: при образовании централизованных национальных государств с помощью секуляризации светская власть освобождалась от церковного покровительства и укрепляла государственные финансы за счёт духовенства.
Передача церковных земель государству в России
Первые признаки секуляризации замечаются в России в конце XIV века среди представителей самой церкви; это направление развивается в конце XV и начале XVI веков, и одновременно с ним течение в пользу секуляризации заявляет о себе в обществе — в ереси жидовствующих — и в управлении Иоанна III и Василия III. В XVI столетии два первых течения иссякают, а правительственное, напротив, проявляется все настойчивее и чаще. В XVII веке Уложение царя Алексея Михайловича включает несколько весьма серьёзных мер в этом направлении, торжеством которого были церковные реформы Петра Великого и Екатерины II.
Причины
Причины секуляризации в России были почти те же, что и в других странах Европы: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство», и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.
Внутрицерковная полемика
Секуляризация в XVI—XVII веках
С развитием Московского государства, вопрос о церковных и монастырских вотчинах получит государственное значение: не хватало земель на испомещение служилого класса, а монастырские земли все росли, и испомещенные служилые страдали от ухода крестьян на льготные монастырские земли. Уступка Новгородом Иоанну ряда владычних и монастырских земель в 1478 году не может считаться актом секуляризации в точном смысле; Иоанн «брал по праву завоевателя и в виде наказания провинившемуся духовенству» (митрополит Макарий). Для государства дело секуляризации затруднено было тем, что церковь явно высказалась против него: поэтому оно пошло крайне медленно. На Стоглавом соборе в 1551 году было положено новые вотчины владыкам и монастырям принимать не иначе, как с согласия царя, а в собственно Московской области не принимать вовсе; наличные владения пересмотреть и возвратить в казну или жертвователям те, которые взяты насильством или противозаконно в царское малолетие. Ливонская война вызвала новый собор о вотчинах, в 1580 году. На нем было постановлено возвратить земли, отданные на помин души, родне завещателя, а монастыри вознаградить деньгами; если родственников нет, отобрать за такое же вознаграждение в казну. В 1584 году была попытка уничтожить льготы монастырских земель, но они были восстановлены уже через месяц. Постепенное прикрепление крестьян в XVI—XVII веках вызвано было отчасти этими льготами, ради которых крестьяне от вотчинников-мирян сбегали на монастырские земли. По счету иностранцев, в XVII веке около 1/3 всей территории считалось за церковью; по Котошихину, епископы и монастыри владели 118000 крестьянских дворов. Уложение царя Алексея 1648 года воспретило дальнейшее увеличение церковных вотчин, и часть их была прямо отписана в казну: тяглые люди жаловались, что духовные беломестцы селятся около городов и отбивают у них торги и промыслы; эти-то слободы и были отписаны безвозмездно на государя. При царе Фёдоре Алексеевиче (1676—82) составлена была подробная опись церковным имениям и их доходам, для определения сборов с церковного ведомства и для контроля над его экономией. Этот контроль и временное обращение известной части доходов церковных на государственные нужды вошли в обычай уже давно, ещё с Василия III; при Романовых контроль велся приказом Большого дворца. Кроме того, правительство увеличивало для церковных земель те сборы, которые они несли наравне с прочими: ямские, стрелецкие, полоняничные и др. В XVII веке правительство также стало пользоваться исконным назначением монастырей, как центров благотворительности, посылая туда на содержание увечных и престарелых служилых людей, их вдов и сирот.
Секуляризация в XVIII веке
При Петре Великом страшное напряжение финансовых сил страны поставило ребром вопрос о монастырских имениях. Стефан Яворский назвал однажды Петра «иконоборцем», намекая вероятно на императора Константина V, обращавшего монастыри в казармы, монахов — в солдаты, и конфисковавшего их имущества в пользу войска. Когда синод объявил, что для инвалидов шведской войны нет более в монастырях мест и окладов, Петр запретил было вовсе постригать вновь в монашество кого бы то ни было. В «Объявлении, когда и какоя ради пользы начался чин монашеский», составленном Феофаном Прокоповичем по поручению Петра, изложены такие взгляды: «А что говорят — молятся, то и все молятся; что же прибыль обществу от сего? Большая часть бегут в монастыри, чтобы даром хлеб есть». Таким образом Петр резко критиковал ту точку зрения на монастыри, под влиянием которой древняя Русь несла в них свои приношения, желая обставить их церкви возможно богаче, а монахам дать возможность безраздельно отдаться молитве за себя и за всю землю русскую. Петр звал монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), как приносящие обществу слишком мало материальной пользы. Уже в 1700 году все льготы, сохраненные ещё монастырями со времен Уложения, были уничтожены; в 1701 году восстановлен упраздненный в 1675 году монастырский приказ и монастыри и архиереи вполне устранены от управления своими хозяйствами и доходами. На содержание их приказу велено выдавать крайне скромные оклады, «без чего пробыть невозможно»; остальное должно было идти на государство, школы и благотворительные заведения. В 20 лет приказ устроил в одной Москве 93 богадельни на 4400 человек и госпиталь на 500 человек. Святейший Синод в первом же своем докладе просил возвратить управление церковным имением духовному ведомству, и в 1724 году монастырский приказ превратился в синодальную камер-контору. Синодальное управление вызвало недовольство и вверху, и внизу — недовольство несправедливое, так как синод не мог ни собрать для казны больше, чем собирал, ни выдавать духовенству больше, чем было позволено. Уже при Петре однажды было приказано задержать жалованье самим членам синода, пока не соберут недоимок. При Анне Иоанновне в 1732 году недоимка с церковных вотчин исчислялась в 81 тысяч рублей; доимочная контора сильно донимала их, и управление ими было передано коллегии экономии при сенате, получившей то же значение, какое имел при Петре монастырский приказ. Дело не поправилось: в 1740 году на одних синодальных учреждениях лежала недоимка в 32000 рублей, и нечем было платить жалованье синоду. Елизавета Петровна закрыла в 1744 году коллегию экономии и передала имения опять духовным властям, но сборы и оклады остались прежние. В 1757 году, на конференции Сената и Синода, императрица заметила, что, так как монастыри употреблять свои доходы иначе, как по положению штатов, не могут, то и управление землями составляет для них «суетное затруднение».
Петр III сделал было распоряжение включить церковные вотчины в общий состав государственных; Екатерина II сперва отменила его, но уже в конце 1762 году поручила рассмотреть вопрос смешанной духовно-светской комиссии, с Дмитрием Сеченовым во главе. Ее доклад Екатерина утвердила в 1764 году; 26 февраля 1764 года был подписан Манифест о секуляризации монастырских земель. Все церковные вотчины (911 тысяч крестьян) были переданы из духовного ведомства в коллегию экономии; на содержание монастырей и архиерейских домов назначены штатные оклады по трем классам; безвотчинные монастыри отчасти упразднены, отчасти предоставлены своей судьбе (не внесены в штаты). Из всех поступлений в коллегию экономии на церковные учреждения положено всего 404 тысяч рублей, тогда как одного крестьянского оброка получалось до 1780-х годов 1366 тысяч, а позднее — около 3400 тысяч. В 1786 году секуляризация была распространена на Малороссию и тогда же закрыта коллегия экономии, так что бывшие церковные вотчины окончательно слились с государственной землей. Последним архиереем, выступившим за старый порядок и оттого пострадавшим был Арсений Мацеевич. Последствием секуляризации было огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По штатам 1764 года из 954 великорусских монастырей упразднены 569, за штатом оставлены 161; к 1801 году во всей Империи из 1072 осталось всего 452 монастыря.
Секуляризация в 1764 году не распространялась на западные губернии, и была проведена в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях лишь по указу от 10 апреля 1786 года. Указ от 25 апреля 1788 года провёл секуляризацию в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.
Секуляризация в XIX—XX веках
В губерниях Витебской, Гродненской, Могилевской, Виленской и Минской, Белостокском крае, а также Подолии и Волыни земли архиерейских домов и монастырей были секуляризованы указом от 25 декабря 1841 года, а земли приходов по указу от 10 мая 1843 года.
Окончательную секуляризацию в России провели большевики. После Октябрьской революции декретом о земле 1917 были конфискованы все остававшиеся в собственности духовенства земли (около 3 млн десятин). Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 года церковь была отделена от государства и в её распоряжении оставлены лишь здания для отправления богослужения, и те на условиях безвозмездной аренды у государства.