Что значит слово ренессанс
РЕНЕССАНС
Полезное
Смотреть что такое «РЕНЕССАНС» в других словарях:
ренессанс — а, м. renaissance возрождение. 1. Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья и обусловленный развитием капиталистических отношений; то же, что Возрождение. БАС 1. Частные письма ни для кого не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Ренессанс — (Renaissance, Rinascimento) Возрождение слово, в своем специальном смысле впервые пущенное в оборот Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях художников» (1550). И у него же оно (rinascita) фигурирует уже в двух пониманиях. В одном случае Вазари говорит о … Литературная энциклопедия
Ренессанс — (фр. renaissance қайта өрлеу, қайта өркендеу) – XIV ғ. алдымен Италияда басталып, кейін Батыс Еуропа елдерінде өріс алған білім, ғылым, өнер, әдебиет, сәулет салаларындағы мәдени төңкеріс дәуірі, кезеңі. Ол антикалық идеалдар мен құндылықтарды… … Философиялық терминдердің сөздігі
Ренессанс — (Зеленоградск,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Гагарина 17 Б, Зеленоградск, Россия … Каталог отелей
ренессанс — эпоха (ренессанса, возрождения), возрождение Словарь русских синонимов. Ренессанс см. Возрождение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
РЕНЕССАНС — (Ренессанс), (Р прописное), ренессанса, мн. нет, муж. (франц. renaissance). То же, что возрождение2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РЕНЕССАНС — (от франц. Renaissance) Возрождение, а именно эпоха Возрождения классической древности, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому… … Философская энциклопедия
РЕНЕССАНС — РЕНЕССАНС, смотри Возрождение … Современная энциклопедия
РЕНЕССАНС — (франц. Renaissance) см. Возрождение … Большой Энциклопедический словарь
РЕНЕССАНС — РЕНЕССАНС, а, муж. То же, что Возрождение (во 2 знач.). Искусство Ренессанса. | прил. ренессансный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Ренессанс – что означает это слово и примеры
Значение слова «ренессанс»
Ренессанс – период развития европейской культуры, его начало – 14 век. Усиление светских идей в культуре в противовес церковным традициям Средневековья возникло в Италии, а позднее в других странах Европы.
Античная культура Греции и Рима вновь воскресла для художников, архитекторов, философов и поэтов. Само слово «Ренессанс» в переводе с итальянского – «Возрождение». Такое наименование эпохи также распространено в русской исторической, философской и художественной литературе.
Подъем интереса к великолепным образцам античного искусства и философии связывают с последствиями падения Византийской империи.
Академия Платона во Флоренции, образованная в 1462 г. Козимо Медичи, – результат влияния византийцев на образованных и богатых людей в Италии того времени.
Основные периоды Ренессанса
Возрождение условно делят на несколько основных периодов. Его предвестником стало возникновение в Италии художественных школ, стремящихся к реформированию живописи, наполнению религиозных картин иным, светским содержанием.
Выдающийся художник и архитектор этого времени Джотто (1266-1337) считается родоначальником Проторенессанса.
Начало нового периода в литературе было положено Данте (1265-1321), великим автором «Божественной комедии”.
Ранний период Возрождения, который начинается 1420 году, в итальянском искусстве характеризовался некоторым смешением средневековой традиции со свежим восприятием греческим и римских образцов и новаторством во многих сферах культуры.
Высокое Возрождение (1500 – 1527 годы) с началом нового века приносит ряд существенных перемен. Рим становится центром культурной жизни Италии. В значительной мере это происходит благодаря Папе Римскому Юлию Второму, который считался щедрым меценатом, ценящим величие истинного искусства.
В этот относительно короткий промежуток времени – чуть больше четверти века – одновременно создавали свои бессмертные произведения величайшие итальянские мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.
Рим эпохи высокого Возрождения отказывается от средневековых канонов в искусстве. Подражание античности сменяется самостоятельно разработанными техниками в живописи, скульптуре и архитектуре.
Позднее Возрождение – это эпоха, когда ценности гуманизма, антропоцентризма и преклонения перед высоким искусством продолжали существовать, несмотря на Контрреформацию и усиление влияния римско-католической церкви.
Заканчивается Ренессанс в начале 17 века, уступая место новым социальн-историческим процессам.
Высокий Ренессанс: научные достижения
Наука 14-16 веков вышла на новый, ранее небывалый уровень. Кардинально изменились представления о мироустройстве. Этому способствовали открытия новых земель, в том числе открытие Америки. Система Коперника стала настоящей революцией в мировоззрении. В это же время закладываются основы анотомических познаний.
Изучение социальных процессов в трудах Макиавелли, проекты идеального устройства общества в трудах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы – серьезные шаги в понимании общества и происходящих в нем процессов.
Поскольку все гуманисты того времени изучали классическую латынь и древнегреческий язык, интерес к античным текстам не угасал: удалось восстановить большое количество текстов. Эпоха Возрождения дала основы для формирования новой стадии в развитии науки и культуры. За ней пришло Новое время.
Итальянское искусство в период высокого Ренессанса стало известно во многих европейских странах. Под его влиянием сформировались такие живописцы как Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк. Развитие культуры во Франции, Германии, Нидерландах принято называть Северным Возрождением.
Философия и литература
Гуманизм Ренессанса был основан на изучении античной литературы и философии и являлся новым мировоззренческим движением. Изучение целостности человеческого духа было положено в основу произведений Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня и других известных философов эпохи Возрождения.
Литература Ренессанса прославлена именами Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Николло Макиавелли. Пороки и достоинства людей своей эпохи они описали с неподражаемым мастерством.
Соединение достоинств античных авторов с пристальным вниманием к народным жанрам дало основание для возникновения национальной литературы во многих европейских странах.
Литературными памятниками того времени являются «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Уильям Шекспир и Лопе де Вега – великие драматурги позднего Ренессанса.
Значение слова ренессанс
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от фр. Renaissance — возрождение)
1) Возрождение, эпоха Возрождения классической античной греческой культуры после средневековья, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Культ Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания, представлением о единой природе и идеей посюсторонности культуры. Крупнейшие представители того времени: Петрарка, Боккаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Галилей, Макиавелли, Монтень, Рафаэль;
2) в переносном смысле — период подъема, расцвета в развитии чего-либо.
Культурология. Словарь-справочник
(от фр. renaissance – возрождение)
2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.
Архитектурный словарь
эпоха развития итальянского искусства с 1420-х годов до середины XVI в., когда оно обратилось к античной архитектуре. Принципы архитектуры итальянского Ренессанса, отмеченного такими именами, как Брунеллески, Браманте, Рафаэль, Микеланджело, в XVI в. распространились по всей Европе, в том числе в качестве теоретических трактатов и архитектурных руководств.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Педагогический терминологический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Renaissance)
период в европейской истории (ок. 1300-ок. 1600), отмеченный культурным переходом от средневековья к современности. Возрождение знаний и других элементов культуры явилось основой для Реформации протестантской.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Renaissance
Возрождение интеллектуализма (1350-1650), отметившее новую тенденцию к секуляризму, рационализму и скептицизму, сосредотачивающим внимание на человеке, а не Боге.
Энциклопедический словарь
(франц. Renaissance), см. Возрождение.
Словарь Ожегова
РЕНЕССАНС, а, м. То же, что возрождение (во 2 знач.). Искусство Ренессанса.
| прил. ренессансный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
м.
Архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший
элементы греко-римской архитектуры.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(итал. Rinascimento, франц. Renaissance = Возрождение) — общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся с середины XV до начала XVI столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того — сближением художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось только с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. странах это движение началось значительно позже; несмотря на то, его свойства и ход развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода.
Первый из них, период так называемого «Раннего Возрождения», обнимает собой в Италии время с 1420 по 1500 гг. В течение этих восьмидесяти лет искусство еще не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается примирить между собой те и другие. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в их отделке, в распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов, подражает греко-римским памятникам, причем стремится — по крайней мере в Италии — к образованию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще больше, чем в храмоздательство, новизна проникает в гражданскую архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто средневековое, но изменяют свой прежний крепостной, угрюмый характер на более приветливый и нарядный, становятся столь же непохожими на прежние замки, как новая, более безопасная жизнь не похожа на тревожное существование предшествовавшего времени. Важную роль в этих постройках играют просторные, красивые внутренние дворы, обнесенные в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются либо колоннами, либо пилястрами античной формы и с античными капителями. Повсюду в зданиях видно стремление их строителей соблюсти симметричность и гармонию пропорций; фасад обыкновенно расчленяется в горизонтальном направлении посредством изящных карнизов и увенчивается вверху особенно роскошным главным карнизом, образующим сильный выступ под крышей. Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятников раннего Р. мы находим во Флоренции; это — купол тамошнего собора и палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенные Микелоццо-Микелоцци), Строци (Бенедетто да-Майяно и С. Кронака), Гонди (Джульяно да-Сан-Галло), Руччеллаи (Л.-Б. Альберти) и некоторые др.; кроме того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый и большой венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди-Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр. Боргоньоне), палаццо Вендрамин-Калерджи (П. Ломбардо), Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Р.» (Hochrenaissance); он простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 гг. В это время центр тяжести итальянского искусства, которое возделывалось дотоле, главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла: в нем созидается множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Лучшие памятники, оставленные нам итальянской архитектурой этой блестящей поры — опять-таки дворцы и вообще здания светского характера, большинство которых пленяет нас гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом расчленений, благородством деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей и пр., а также дворцами с легкими, по большей части двухъярусными галереями на колоннах и столбах. Церковное зодчество, со своей стороны, стремится к колоссальности и внушительной величественности; отказавшись от средневекового крестового свода, оно почти постоянно пользуется римским коробовым сводом и любит купола, подпираемые четырьмя массивными столбами. Главным двигателем архитектуры Высокого Р. был Донато Браманте, прославившийся сооружением колоссального «палаццо делла-Канчеллериа», менее значительного, но превосходного дворца Жиро, двора Сен-Дамазо в Ватиканском дворце и «Темпьетто» при церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, в Риме, а также составлением плана для нового Петровского собора, который и был начат постройкой под его руководством. Из последователей этого художника, наиболее выдаются Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого — Фарнезинская вилла и палаццо-Массими, в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини, во Флоренции, Антонио да-Сангалло, строитель палаццо-Фарнезе, в Риме и Джулио Романо, выказавший себя талантливым зодчим в вилле-Мадама, в Риме, и в палаццо дель-Те, в Мантуе. Кроме римской архитектурной школы, в рассматриваемый период блистательно развилась венецианская, главным представителем которой явился Якопо Татти, прозванный Сансовино, оставивший нам доказательства своего таланта в сооруженных им библиотеке св. Марка и в роскошном палаццо-Корнер. Выступление на сцену Микеланджело Буонаротти, положившего надолго печать своего гения на все три образные искусства, обозначает в истории зодчества наступление самого полного расцвета стиля Р. Несравненные памятники его творчества в области архитектуры — усыпальница семейства Медичи при церкви Сан-Лоренцо, во Флоренции, произведенная по его проекту застройка в Риме Капитолийского холма, с его зданиями, верхней площадью и ведущей на нее лестницей, и такое чудо в своем роде, как громадный по размерам и до крайности смелый по конструкции купол Петровского собора.
С 1550 г., в итальянском зодчестве заметна перемена, а именно более холодное, рассудочное отношение художников к их задачам, стремление еще более точно воспроизводить античные формы, систематическому применению которых посвящаются теперь целые трактаты; несмотря на то, возводимые сооружения продолжают отличаться высоким изяществом и ничем не нарушенным благородством. Главные представители этого направления, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. Бароцци, прозванный Виньолой (церковь иезуитов, в Риме, и замок Капрарола, в Витербо), живописец и биограф художников Дж. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции), Ант. Палладио (несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце), генуэзец Галеаццо Алесси (церковь Мадонны да-Кариньяно и дворцы Спинола и Саули, в Генуе) и некоторые др. За пределами Италии, цветущая пора Р. наступила полувеком позже, чем в этой стране, и длилась до середины XVII столетия. Стиль, выработанный итальянцами, проник всюду и пользовался везде почетом, но при этом, приноравливаясь ко вкусам и условиям жизни других национальностей, утратил свою чистоту и до некоторой степени легкость и гармоничность; тем не менее он выразился во многих прекрасных сооружениях, каковы, например, во Франции западный фасад Луврского дворца в Париже (архитектор П. Леско), королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри (Филибер Делорм), Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании — Эскорьяльский дворец (X. де-Толедо и X. де-Эррера), в Германии — Отто-Генриховская часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кельнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и др.
Третий период искусства Возрождения, так называемый период «позднего Р.», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались еще в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим. Ровные фасады и ритмичная правильность их разделки перестают удовлетворять архитекторов; не ограничиваясь устройством выступов, балконов, порталов, боковых флигелей и других уместных с конструктивной или декоративной точки зрения частностей в зданиях, они капризно усложняют детали, скучивают колонны, полуколонны и пилястры без цели или даже наперекор ей, изгибают, ломают и прерывают архитектурные линии самым причудливым образом, пускаются в затейливую, преувеличенную орнаментацию. Главным представителем такого искаженного стиля, оставившего, однако, немало весьма любопытных, роскошных памятников по себе во всей Европе, был итальянец Л. Бернини, трудившийся также и по части скульптуры, в которую введены им подобная же утрированность, подобное жеманство (полуциркульные колоннады при Петровском соборе, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно, скульптурная группа «Похищение Прозерпины» в вилле Лудовизи, колоссальная статуя императора Константина верхом на коне, в притворе Петровского собора, надгробные памятники пап Урбана VII и Александра VII, там же, и многие др. работы в Риме). Еще более изысканным является в своих произведениях соперник этого художника, Фр. Борромини (северный фасад церкви Санта-Сапиенца, церкви св. Агнесы на Навонской площади, часть коллегии Пропаганды, отделка возобновленной внутренности Латеранской базилики и др. римские постройки). Стиль барокко господствовал в Италии приблизительно до 1715 г., в прочих странах — до 1720 или 1740 гг.
Ср. J. Burckhardt, «Die Kunst der Renaissance in Italien» (3 изд., 1877); его же, «Geschichte der R. in Italien» (1867); W. Lü bke, «Geschichte der R. in Frankreich» (1868); его же, «Geschichte der R. in Deutschland» (2 изд., 1881); Voigt, «Die Wiederbelebung des klassischen Altertums» (3 изд., 1893) и пр.
Что такое Ренессанс (эпоха Возрождения) — история и достижения этого периода
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».
Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки.
Невозможно дать исчерпывающую характеристику этому периоду, уж слишком он многогранен, охватывает огромные территории, скрывает в себе противоречия, о которых до сих пор спорят историки.
Даже в определении четких временных границ этой эпохи нет согласия среди исследователей. Чего уж говорить о каком-то универсальном ответе на вопрос «что такое Ренессанс».
В этой статье мы попытаемся остановиться на основных характерных чертах эпохи Возрождения, приблизительно очертить временные рамки этого периода и вспомнить самых ярких представителей Ренессанса, без которых невозможно представить европейскую культуру.
Ренессанс — это возрождение по-французски
Термин Ренессанс французского происхождения (Renaissance) и дословно обозначает «заново рожденный», «возрождение».
В обиход, как название целой эпохи, слово вошло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине XIX века выпустил книгу «История Франции в XVI веке: Ренессанс».
И хотя новая эра культурного подъема началась отнюдь не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода, как обозначение временного отрезка европейской истории приблизительно с XIV по XVI век.
В русском языке термины Ренессанс и Возрождение равноправны и взаимозаменяемы.
Люди, жившие и творившие в эпоху Ренессанса, сами ощущали свое время как переломное, как возрождение после мрака средневековья.
Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле в середине XVI века итальянский художник Джорджио Вазари тоже применил термин Возрождение на итальянском языке (rinascita) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду прорыв в искусстве. Сейчас в Италии в ходу термин Rinascimento.
Когда была эпоха Возрождения
В определении дат начала и конца эпохи Возрождения нет согласия среди историков. Проблема усугубляется еще и тем, что в разных странах Европы Ренессанс начинался в разное время, по-разному протекал и не заканчивался синхронно по команде отбой.
Но бесспорно одно – раньше всех особая культура Возрождения сложилась в Италии, т.к. эта страна к XIV веку достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.
Кстати, на протяжении средневековья выделяют как минимум три периода культурного расцвета в IX–XII веках, которые тоже принято называть ренессансом. Все они, так или иначе, были связаны с обращением к античному наследию, но не стали серьезным поворотом в истории.
Многие исследователи считают отправной точкой Ренессанса 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за достижения в области литературы.
Петрарка выступал за возрождение античной культуры, проповедовал возвращение к чистой латыни, освоение культурного наследия древних.
*Памятник Петрарке во Флоренции
И если Петрарка был первым культурным деятелем Ренессанса, то Флоренцию называют его первым центром и культурной столицей, удерживающей лидирующую позицию вплоть до XVI века.
Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки:
Эти предпосылки характерны не только для Флоренции, но и для всей Италии в целом.
С датой окончания великой эпохи Возрождения еще меньше определенности.
Среди прочих называют:
Итальянское и Северное Возрождение
В Италии брожение умов началось раньше на целый век в отличие от регионов, расположенных за Альпами. Если в свободных итальянских городах предвестники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце XIII века, то первые ласточки Северного Ренессанса братья ван Эйк работали в Нидерландах в начале XV века.
*Художники братья ван Эйк – основоположники Северного Возрождения
Ренессанс, как расцвет культуры и гуманистических идей, как время великих творцов, объединяет Италию и северную Европу, но все же различия между ними существенны.
Итальянское Возрождение | Северное Возрождение |
---|---|
Распространилось с середины XIV века | Началось в XV веке на закате итальянского Ренессанса |
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др. | Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия |
Обращение к идеалам античного мира | Обращение к идеалам раннего христианства |
Развитие идей светского мировоззрения | Развитие идей религиозного обновления |
Влияние античного искусства | Влияние готического искусства |
Фокус внимания на человеке, как героической личности, на божественной природе человека | Фокус внимания на христианской любви к ближнему, на божественной сути природы |
На первом плане эстетика (что это?) | На первом плане этика (что это?) |
Стремление к освобождению от церковных догм | Стремление к совершенствованию церкви и ее учения |
*Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435 г. Северное Возрождение.
*Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем.1490 г. Итальянское Возрождение.
Этапы итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:
Отмечается феноменальный подъем итальянской культуры. В этот период закладывается фундамент всех последующих тенденций в искусстве. Проторенессанс связан с именами поэта Данте Алигьери, скульптора Никколо Пизано, художника Джотто ди Бондоне.
Резкий перелом в искусстве. В живописи классические религиозные сюжеты наполняются земным содержанием, художники разрабатывают теории перспективы и пропорций, во главу угла ставятся гармония (что это такое?) и многообразие мира, наслаждение красотой.
В скульптуре появляется отдельно стоящая статуя, конные монументы, портретные бюсты. Закладываются основы новой европейской архитектуры.
Главные имена Раннего Ренессанса: скульптор Донателло, заложивший основы индивидуального скульптурного портрета, художник Мазаччо, реформировавший флорентийскую школу живописи.
*Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446–1451 г.
Архитектор Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы и автор грандиозного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, революционер в области архитектуры Леон Баттиста Альберти, разработавший новый тип палаццо.
Связано с именем папы Юлия II, который собрал в Риме лучших художников Италии. Именно в это время создаются самые знаменитые шедевры Ренессанса.
Троица гениев Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти подняли искусство Возрождения на недостижимые высоты. Но этими именами не ограничивается список великих творцов.
*Собор Святого Петра в Ватикане.
Тициан, Джорджоне, первый архитектор Собора Святого Петра в Ватикане Донато Браманте также творили именно в этот тридцатилетний отрезок времени.
Благословенное время закончилось с приходом папы Павла III, который объявил войну Ренессансу по всем фронтам.
Истребление инакомыслия, под которым понимались идеи и идеалы гуманизма (что это?), тотальный контроль над искусством, где отныне все должно быть подчинено исконно-посконным канонам (что это?). Кризис в искусстве не везде ощущался одинаково.
Венецианская школа, например, благодаря Тициану и Палладио, вполне успешно сохраняла художественные традиции, в то время как молодые художники создали новые течения маньеризм и барокко, в которых проявился упадок Ренессанса.
Главные достижения Ренессанса
Заключение
В заключение хочется привести оригинальную метафору русского философа Алексея Федоровича Лосева, приведенную им в книге «Эстетика Возрождения». Лосев настаивает на том, что средневековье ни в коем случае не забывало наследие античного мира, но и не позволяло ему заявить о себе во весь голос.
«Средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. Ренессанс стоял в слезах на ее могиле и пытался воскресить ее душу. В один фатально-благоприятный момент это удалось».
В нужное время и в нужном месте произошел перелом в развитии культуры, родившийся как антагонист (кто это?) суровым Средним векам, поющий оды прекрасному античному миру, но в то же время идущий своим собственным путем.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Елена, спасибо за статью! Дальнейших творческих успехов!
Самое печальное, что многие консервативно настроенные граждане и политики активно сопротивлялись веянию прогресса и наступлению эпохи ренессанса в целом. Хорошо, что передовые взгляды все же победили.