Что значит слово пропасть в басне мартышка и очки
Анализ басни И. Крылова «Мартышка и очки»: краткое содержание и мораль
Басня Мартышка и очки читать текст
Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
Крылов. «Мартышка и очки». Анализ
Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.
Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня «Мартышка и очки». Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.
Анализ басни Мартышка и очки, главные герои басни
«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.
О басне
«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.
Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.
Мартышка — главный герой
Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?
Басня Крылова «Мартышка и очки». Содержание
В 1812 году Крыловым была создана басня «Мартышка и очки». Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.
Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.
История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?
Басня «Мартышка и очки»
Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»:
Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».
Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки (в фигуральном смысле) на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы».
Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами
Басня «Мартышка и очки»
В басне самое важное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что хотел донести до читателя автор. Вот мораль басни «Мартышка и очки» своими словами:
Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие этого никогда не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (мартышка) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот – будет иметь место весьма нелепая, смешная картина. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон.
Соответственно, эрудиция, ум, интеллект, признание – они не во внешних особенностях и облике. Не в очках, цилиндре либо фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Так же, как насильно невозможно стать любимым, так же и невозможно получить хорошую репутацию, только лишь напялив на себя мантию ученого. Ее нужно добиваться не кривлянием, а собственными стараниями, развитием и делами. Самая простая истина – если недалекость присутствует в человеке, то ее не скроешь.
Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи
Басня «Мартышка и очки»
Задачи автора басни — это показать на примере персонажей творения недостатки общества или отдельных людей. Вот чему учит басня «Мартышка и очки»:
На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.
Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.
Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.
Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.
Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация
Басня «Мартышка и очки»
Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:
Почему мартышка решила обзавестись очками?
Сколько очков достала мартышка?
Куда невежда клонит толк о полезной вещи?
Кого высмеивает басня?
Тот дурак, кто…
Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.
План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор
Басня «Мартышка и очки»
Мартышка, чьи глаза стали к старости видеть хуже, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их с полдюжины, и конечно же, все меряет. Очень надеется преобразиться, однако этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение на презентацию по произведению «Мартышка и очки». Вот основные пункты и разбор:
Произведение небольшое, поэтому и план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.
Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение
Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:
Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.
Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.
На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.
Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях
Басня «Мартышка и очки»
Эта басня глубокомысленная. В ней мораль перенесена на сферу отношений с людьми. Автор грамотно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьянка. Вот главная мысль басни «Мартышка и очки» в деталях:
Тот, кто от природы глуп, останется таковым, вне зависимости от того, во что будет облачен и какие «умные» приспособления он будет использовать. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают обывателя астрономом, самые лучшие кинокамеры не делают обычного человека профессиональным режиссером, а микроскоп – учеными.
Кроме этого, в руках невежи даже та вещь, что направлена на его развитие, не будет приносить пользы. Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим.
Каждая «мартышка» (в фигуральном смысле) думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает.
Читать текст басни:
Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. \»Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них\». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
Краткий анализ басни Крылова «Мартышка и очки»: мораль, план, главная мысль, чему учит?
В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Мартышка и очки» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.
К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится»
. Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.
Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так: «. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в следуюшем:
«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Крылатые выражения из басни «Мартышка и очки»
Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение — Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.
Сюжетная линия
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.
Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст
Как было сказано выше, произведение «Мартышка и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это прекрасный автор многих русских небылиц. Он писал красиво, а читать творения легко. Написана басня автором не позднее начала мая 1815 года. Впервые напечатана в собрании басен этого же года.
Мартышка и очки — басня Крылова
Мартышка к старости стала плохо видеть, но от людей она слышала, что с помощью очков это легко исправить. Она раздобыла себе очки, но не знала, как их правильно использовать. Она надевала их на темя, на хвост, нюхала и лизала их. Но видеть от этого лучше не стала. Тогда Мартышка решила, что люди все врут и разбила все очки о камень.
Читать басню Мартышка и очки онлайн
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль басни Мартышка и очки
Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке.
Урок литературного чтения по теме «И.А. Крылов. «Мартышка и очки»»
Цели урока:
1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;
2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;
3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;
4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.
План урока.
1. Организация класса.
— Проверим готовность к уроку. Учебник, дневник, ручка.
2. Обобщение знаний о произведения А.С.Пушкина.
— Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – стихотворение. Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.
Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).
4. Имя молодого князя (Гвидон).
5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).
— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).
3. Подготовка к восприятию нового произведения.
Можно использовать памятку (Приложение №1).
— Молодцы, и так, что же такое басня?
Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.
— Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?
— Что вы знаете о творчестве И.А.Крылова? (На доске портрет писателя)
— Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”.
— Поднимите руку, кто видел мартышку?
— Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)
4. Работа над произведением.
— Послушайте произведение и постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.
1) Учитель читает наизусть вслух.
— Какие картины вы себе представили?
— Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?
2) Словарная работа.
— Прочитайте слово, которое записано на доске?
— Объясните смысл этого слова.
— Прочитайте второе слово.
— Объясните значение этого слова.
— Невежа – грубый, невоспитанный человек.
-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?
Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.
— Какое из данных слов встречается в тексте басни?
— Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.
II. Развитие действия.
— Прочитайте первую часть. Как она называется?
— Прочитайте вторую часть. Как она называется?
— Прочитайте третью часть. Как она называется?
— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?
— А как называется следующая часть?
— Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).
— В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).
— А кто такой невежда, давайте вспомним.
4) Работа над языком басни.
— Сейчас поработаем над языком басни.
— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.
— Зло не так большой руки.
— Не так уж большое горе.
— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”
— Купить, достать, приобрести.
— Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?
— Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.
— Очки не действуют никак – не помогают.
— Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.
— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?
— Проку на волос нет – очень мало пользы.
— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.
— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.
— Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.
— Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.
— Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
— К худу клонит – говорит плохо о ней.
— То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.
— Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.
5) Выделение главной мысли произведения.
— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?
— В каких строчках заключена идея басни?
6) Работа в группах.
— А сейчас первая (творческая) группа готовиться к выполнению своего задания (проинсценировать басню).
— Вторая группа, выразительно читает басню.
— Третья – составляет диафильм.
— Прочитайте выразительно басню.
— Какие кадры диафильма нарисовали бы?
— А теперь посмотрим работу творческой группы.
— Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?