Что значит слово причастие
Значение слова «причастие»
1. То же, что причастность. Дружба и тесная связь его [художника Бари] с музыкантами и певцами, жившими в Риме, несомненна, и объясняется, с наибольшей вероятностью, тем, что сам он имел какое-то причастие к музыке. Шагинян, Воскрешение из мертвых.
2. Церк. Один из обрядов христианской церкви, во время которого дается вино с кусочками просвиры. Батюшка с тетеньками-сестрицами каждый день ездили в церковь, готовясь к причастию. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
3. Церк. Вино с кусочками просвиры, употребляемое при причащении.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Причастие (калька с лат. participium) в грамматике — часть речи или особая форма глагола
Причастие (Святые Тайны, евхаристия, святое причастие, причащение) в христианской религии — таинство. Также используется для обозначения Святых Даров.
Причастие — присоединение к чему-либо, становление частью этого.
«Причастие» (швед. Nattvardsgästerna) — шведский кинофильм режиссёра Ингмара Бергмана.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прича́стие I
2. религ. вино с кусочками просвиры, употребляемое в христианском таинстве причащения ◆ На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. Л. Н. Толстой, «Война и мир», Том третий, 1867–1869 гг. г.
3. устар. принадлежность к чему-либо; то же, что причастность ◆ Но, вернувшись с войны, я осознал свое, хочешь не хочешь, причастие к человекоубийству. Евгений Весник, «Дарю, что помню», 1997 г. (цитата из НКРЯ)
прича́стие II
1. лингв. знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т. е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, рода и падежа ◆ Иногда причастия настоящие страдательные употребляются как будущие страдательные. М. В. Ломоносов, «Российская грамматика», 1755 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторые старые причастия с чисто русским окончанием -чий окаменели в виде прилагательных (ходячий, стоячий, сидячий, лежачий, горячий, висячий, колючий, могучий, жгучий), но они уже не сознаются как причастия, утратили способность конструироваться как глагольные формы (например, уже не могут принимать прямого дополнения в винительном падеже) и почти утратили живую формальную связь с соответствующими глаголами (как о том свидетельствуют, например, случаи вроде вонючий, плакучий, дремучий, сыпучий, неминучий, летучий, кипучий с «неправильным» применением суффикса). Н. С. Трубецкой, «Общеславянский элемент в русской культуре», 1928 г. (цитата из НКРЯ)
Что такое причастие в русском языке?
Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного.
Причастие в русском языке
Чтобы понять, что такое причастие в русском языке, укажем, что оно образуется от глагола с помощью характерных формообразующих суффиксов:
Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, которая обладает признаками прилагательного. С одной стороны, причастие обозначает признак, как и прилагательное, но, с другой стороны, это признак особенный, который связан с действием.
Имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета безотносительно ко времени (платок какой? синий), а причастие — это глагольная форма, выражающая признак, связанный с течением времени.
К примеру, в словосочетании «плавающая утка» причастие «плавающая» обозначает признак. К нему можно задать вопрос прилагательного:
И в то же время этот признак связан с действием в настоящем времени:
Сравним с другой формой причастия:
Здесь речь идет о птице, которая плавала раньше, до момента речи об этом, то есть в прошлом. Признак связан с уже совершенным действием.
Подытожим наши наблюдения определением, что такое причастие в русском языке.
Причастие совмещает в себе признаки двух самостоятельных частей речи: глагола и прилагательного.
Признаки прилагательного у причастия
Как и прилагательное, причастие
1. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | играющий | играющая | играющее | играющие |
Р. п. | играющего | играющей | играющего | играющих |
Д. п. | играющему | играющей | играющему | играющим |
В. п. | играющего | играющую | играющее | играющих |
Т. п. | играющим | играющей | играющим | играющими |
П. п. | об играющем | об играющей | об играющем | об играющих |
3. причастие изменяется по родам:
4. согласуется с существительным в роде, числе и падеже:
В предложении причастие выполняет синтаксическую роль определения.
В густой кроне деревьев на ветках сидят поющие скворцы.
Признаки глагола у причастия
Как и глагол, от которого образовано причастие, оно имеет грамматические категории:
2. действительный или страдательный залог
Причастие в форме действительного залога обозначает признак действия, которое совершает сам производитель:
Причастие в форме страдательного залога обозначает признак предмета, который испытывает действие со стороны, подвергается чьему-то воздействию:
3. Причастие сохраняет переходность/непереходность производящего глагола:
5. у причастий различают настоящее и прошедшее время:
Действительные причастия
Действительное причастие обозначает признак предмета, который сам производит действие или испытывает определенное состояние.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени переходных и непереходных глаголов с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов с помощью суффиксов -вш- (после гласного), -ш- (после согласного) и окончаний прилагательных:
Страдательные причастия
Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым совершается или уже произведено действие извне. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Эти формы также обладают категорией времени.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени с помощью суффикса -ем- (от глаголов I спряжения) или суффикса -им- (от глаголов II спряжения):
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-:
Страдательный причастия прошедшего времени имеют полную и краткую форму:
Краткие формы причастий, как и прилагательных, не склоняются, а только изменяются по родам и числам:
Причастия могут потерять признак действия и переходить в имена прилагательные. Наиболее часто переходят в прилагательные страдательные причастия. Некоторые из них совсем утратили связь с глаголом:
Морфологический разбор причастия
Начальная форма причастия — это полная форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
I. Особая форма глагола — причастие
а) действительное или страдательное
а) полная или краткая форма;
б) падеж (в полной форме);
г) род (в единственном числе).
Примеры
Ольга толкнула створки рассохшихся ставен.
Рассохшихся — это особая глагольная форма причастие
Синтаксическая роль — определение.
Село расположено на высоком берегу реки.
Расположено — это особая глагольная форма причастие
Синтаксическая роль — сказуемое.
Видеоурок
Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия
К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».
Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».
То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.
Что надо говорить о причастии вашей учительнице
Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.
Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.
Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.
Виды причастий – вот тут все срезаются
В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.
По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:
По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:
По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.
Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.
По роду: мужского, женского, среднего рода:
Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:
Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.
Еще два слова о действительных причастиях
Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.
Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.
Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.
Пример характеристики причастия
Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:
Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.
Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
P. S. Мое видео про причастия.
Значение слова причастие
Словарь Ушакова
1. Вино и хлеб, употр. при причащении.
2. То же, что причащение (разг.). После причастия.
Словарь лингвистических терминов
Глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками имени прилагательного.
К признакам глагола относятся:
1) переходность — непереходность. Ученик, читающий книгу — ученик, интересующийся книгой;
2) действительное и страдательное значение (залоги). Ученик, прочитавший книгу — книга, прочитанная учеником;
3) наличие возвратной формы. Умывающий — умывающийся;
4) значение времени. Читающий — читавший;
5) значение вида. Читавший — прочитавший.
К признакам имени прилагательного относятся:
1) формы изменения (формы рода, падежные формы, формы числа). Читающий ученик, читающая ученица, читающего ученика, читающую ученицу, читающие ученики и ученицы;
2) синтаксическая функция определения. Читающий ученик;
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Один из обрядов христианской церкви, во время которого дается вино с кусочками просвиры.
* ► Батюшка с тетеньками-сестрицами каждый день ездили в церковь, готовясь к причастию. // Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина //* *
Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
Прилагательное (см.), образованное от глагольной основы, имеющее формы вида, залога и времени и сохраняющее управление глагола, т. е. вступающее в сочетание со всеми наречиями и с теми же косвенными падежами существительных, как и глагол, от которого образовано П. В русском яз. переходные глаголы (см.) имеют формы П. 3-х залогов (см.): невозвратного, возвратного (см. Возвратная форма и Возвратный залог) и страдательного (см. Страдательный залог): мывший, мывшийся, мытый; а из непереходных те, которые образуют невозвратную и возвратную форму, имеют и П. невозвратное и возвратное (ср. стучавший, стучавшийся), кроме тех, у которых возвратная форма употребляется только безлично (ср. спящий, без соответствующей возвратной формы). Виды у причастий различаются те же, что и в остальных глагольных формах; что касается форм времени, то глаголы несовершенного вида имеют причастия настоящего и прошедшего времени, а глаголы совершенного вида – только прош. вр. Причастие будущего врем, образуется только от глагола быть; впрочем, изредка употребляются и причастия будущ. вр. от глаголов соверш. вида (вымрущий и т. п.). Причастия наст. врем, нестрадат. обозначают действие или состояние, одновременное с наст, или будущ. врем, речи, причастия наст. врем, страдат. – действие, одновременное с временем речи вообще, причастия прош. врем, несоверш. вида нестрад. – действие, одновременное прош. времени речи или предшествующее наст, времени речи, а причастия прош. врем, соверш. вица – действие, предшествующее всякому времени речи. По происхождению причастия в русском яз. – из церковнославянского языка; те же причастия, какие были русским языком унаследованы от общеславянского языка, перешли в русском яз. с течением времени в деепричастия или утратили причастные значения (т. е. значения вида, залога и времени): горячий, висячий, любимый, желанный.
Библия: Тематический словарь
♦ см. Вечеря Господня
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Communion (Holy))
термин, часто используемый для обозначения Вечери Господней.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Communion
Термин, обозначающий Вечерю Господню, обряд, который Иисус Христос заповедал совершать до Его возвращения в память о Его смерти и воскресении. Причастие символизирует ежедневное общение верующего с Иисусом Христом и поддержку в Нём.
Энциклопедический словарь
глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного; выражает окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета.
Словарь Ожегова
ПРИЧАСТИЕ 1 , я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное п.
| прил. причастный, ая, ое. П. оборот.
ПРИЧАСТИЕ 2 , я, ср.
2. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда причащения.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Причастие
Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) — приобщение; μετάληψις — принятие) (Евхаристия – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение) — таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие потребляют их во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его любви и благодати.
Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» ( Ин.6:54 ). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.
Что такое Причастие?
протоиерей Евгений Горячев
Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. Церковь разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но Церковь относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.
Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
О. Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.
Ведущая. Все же почему – Причастие?
О. Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пища становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.
Ведущая. Все ли могут причащаться?
О. Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.
Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
О. Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».
Ведущая. Как часто нужно причащаться?
О. Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение…
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
Патриарх Кирилл:
Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые — четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.
игумен Пётр (Мещеринов):
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ( Ин.10:10 ). Я есмъ путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. Еф.3:19 ).
священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии (см. на сайте).
святой Алексий Мечёв († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».
святой праведный Иоанн Кронштадтский:
Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.
игумен Силуан (Туманов):
Нельзя часто причащаться, говорят, а то привыкаешь. Так, может, это неплохо — привыкнуть к хорошему?
Насчёт привыкания к святыне – если вдруг кажется, что действительно есть такая опасность, надо усиливаться в осмыслении святыни и в том, чтобы готовиться к встрече с ней, вот и всё. Встреча происходит не ради результата, а ради Христа. Чувства в этом смысле вещь очень ненадежная. Поэтому не чувствуешь – может, оно и к лучшему… Многие православные ведь говорят, что чувства нередко могут сыграть с тобой дурную шутку, и ты начинаешь всё видеть в каком-то искаженном свете – это называется духовной прелестью. И уже перестаешь видеть правду, а видишь одни чувства.
священник Антоний
архимандрит Рафаил (Карелин):
Священник причащается на каждой литургии, однако, по словам святителя Иоанна Златоуста («Толкование на Книгу Деяния апостолов»), он не имеет преимуществ перед мирянином в принятии Святых Тайн. Профессионального причастия Церковь не знает; священнослужитель подходит к Святой Чаше как член Церкви, без каких-либо привилегий. Духовник может не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточно подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допущены до Причастия и одного раза в году, а другие, считающие Причастие самым главным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовленностью к этому Таинству.
Архиепископ Амвросий (Ермаков):
Достижением лукавого стало то, что ему удалось исказить наше отношение к Божественному Причащению, к принятию Бога в Таинстве Святой Евхаристии. Хлеб насущный, ежедневное пропитание, лекарство от страсти, нерадения, от греховных наклонностей и духовных болезней мы превратили в роскошь. Христиане приступают к Святому Причащению крайне редко. Еще есть немало храмов, где не причащают совсем на Рождество и на Пасху, где сами священнослужители создают препятствия верующим к их соединению со Христом в таинстве Евхаристии, где бытует печально ошибочное мнение, что причащаться часто – чуть ли не грех, и можно лишь в посты, и тогда это спасительно.
Но разве можно любить и не стремиться к встрече и единению? А если не любишь, что смогут дать эти несколько причащений в год, если в жизни не дышишь ожиданием встречи с Богом и желанием причаститься Его Божественных Даров.
В конечном итоге причастие из животворного Таинства, совершаемого для всей христианской общины, нередко становится неким чином, на который приходят попеть, почитать, постоять, а когда Христос приглашает: “Приимите, ядите, Сие есть Тело мое”, “Пийте от Нея вси! Сия есть Кровь моя Нового Завета, яже за вы, и за многия изливаемая”, и Церковь приглашает: “Со страхом Божиим и верою приступите”, делают вид, что не замечают, не слышат… Но если Христос не для вас, кто тогда вы? Чьи? Разве Христовы?
преподобный Варсонофий Оптинский:
Вот ты завтра хочешь приобщиться Святым Тайнам Христовым; не говори: я завтра буду приобщаться, а говори: если Господь сподобит приобщиться мне, грешному. Иначе бойся говорить.
Вот какой был случай у вас, в Петербурге. Жил на Сергиевской улице очень богатый купец. Вся жизнь его была — сплошная свадьба, и в продолжение 17 лет не приобщался он Святых Тайн. Вдруг он почувствовал приближение смерти и испугался. Тотчас же послал своего слугу к священнику сказать, чтобы он пришел приобщить больного. Когда батюшка пришел и позвонил, то открыл ему дверь сам хозяин. Батюшка знал о его безумной жизни, разгневался и сказал, зачем он так насмехается над Святыми Дарами, и хотел уходить. Тогда купец со слезами на глазах стал умолять батюшку зайти к нему, грешному, и исповедать его, так как он чувствует приближение смерти. Батюшка наконец уступил его просьбе, и он с великим сокрушением в сердце рассказал ему всю свою жизнь. Батюшка дал ему разрешение грехов и хотел его приобщить, но тут произошло нечто необычайное: вдруг рот у купца сжался, и купец не мог его открыть, как он ни силился. Тогда он схватил долото и молоток и стал выбивать себе зубы, но рот сомкнулся окончательно. Мало-помалу силы его ослабели, и он скончался. «Так, — заметил Старец, — Господь дал ему возможность очиститься от грехов, может быть, за молитвы матери, но не соединился с ним»…
Кого священник может не допустить до Причастия?
Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).
протоиерей Олег Стеняев:
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ).
«Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ).
Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся Литургия с её последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.