Что значит слово причастие

Значение слова «причастие»

Что значит слово причастие

1. То же, что причастность. Дружба и тесная связь его [художника Бари] с музыкантами и певцами, жившими в Риме, несомненна, и объясняется, с наибольшей вероятностью, тем, что сам он имел какое-то причастие к музыке. Шагинян, Воскрешение из мертвых.

2. Церк. Один из обрядов христианской церкви, во время которого дается вино с кусочками просвиры. Батюшка с тетеньками-сестрицами каждый день ездили в церковь, готовясь к причастию. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

3. Церк. Вино с кусочками просвиры, употребляемое при причащении.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Причастие (калька с лат. participium) в грамматике — часть речи или особая форма глагола

Причастие (Святые Тайны, евхаристия, святое причастие, причащение) в христианской религии — таинство. Также используется для обозначения Святых Даров.

Причастие — присоединение к чему-либо, становление частью этого.

«Причастие» (швед. Nattvardsgästerna) — шведский кинофильм режиссёра Ингмара Бергмана.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

прича́стие I

2. религ. вино с кусочками просвиры, употребляемое в христианском таинстве причащения ◆ На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. Л. Н. Толстой, «Война и мир», Том третий, 1867–1869 гг. г.

3. устар. принадлежность к чему-либо; то же, что причастность ◆ Но, вернувшись с войны, я осознал свое, хочешь не хочешь, причастие к человекоубийству. Евгений Весник, «Дарю, что помню», 1997 г. (цитата из НКРЯ)

прича́стие II

1. лингв. знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т. е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, рода и падежа ◆ Иногда причастия настоящие страдательные употребляются как будущие страдательные. М. В. Ломоносов, «Российская грамматика», 1755 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторые старые причастия с чисто русским окончанием -чий окаменели в виде прилагательных (ходячий, стоячий, сидячий, лежачий, горячий, висячий, колючий, могучий, жгучий), но они уже не сознаются как причастия, утратили способность конструироваться как глагольные формы (например, уже не могут принимать прямого дополнения в винительном падеже) и почти утратили живую формальную связь с соответствующими глаголами (как о том свидетельствуют, например, случаи вроде вонючий, плакучий, дремучий, сыпучий, неминучий, летучий, кипучий с «неправильным» применением суффикса). Н. С. Трубецкой, «Общеславянский элемент в русской культуре», 1928 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Что такое причастие в русском языке?

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и прилагательного.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов:

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

Что значит слово причастие

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем времени.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос прилагательного:

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем времени:

Сравним с дру­гой фор­мой причастия:

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным действием.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и прилагательного.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, причастие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопросы:

ПадежМужской родЖенский родСредний родМн. чис­ло
И. п.игра­ю­щийигра­ю­щаяигра­ю­щееигра­ю­щие
Р. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щейигра­ю­ще­гоигра­ю­щих
Д. п.игра­ю­ще­муигра­ю­щейигра­ю­ще­муигра­ю­щим
В. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щуюигра­ю­щееигра­ю­щих
Т. п.игра­ю­щимигра­ю­щейигра­ю­щимигра­ю­щи­ми
П. п.об игра­ю­щемоб игра­ю­щейоб игра­ю­щемоб игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и падеже:

Что значит слово причастие

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль определения.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие скворцы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские категории:

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам производитель:

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воздействию:

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го глагола:

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее время:

Что значит слово причастие

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состояние.

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):

Что значит слово причастие

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний прилагательных:

Что значит слово причастие

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей времени.

Что значит слово причастие

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спряжения):

Что значит слово причастие

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -:

Что значит слово причастие

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую форму:

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с глаголом:

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — причастие

а) дей­стви­тель­ное или страдательное

а) пол­ная или крат­кая форма;

б) падеж (в пол­ной форме);

г) род (в един­ствен­ном числе).

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ставен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

Синтаксическая роль — определение.

Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

Синтаксическая роль — сказуемое.

Видеоурок

Источник

Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия

К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».

Что значит слово причастие

Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».

То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.

Что надо говорить о причастии вашей учительнице

Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.

Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.

Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.

Виды причастий – вот тут все срезаются

В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.

По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:

По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:

По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.

Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.

По роду: мужского, женского, среднего рода:

Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:

Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.

Еще два слова о действительных причастиях

Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.

Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.

Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.

Пример характеристики причастия

Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:

Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.

Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.

P. S. Мое видео про причастия.

Источник

Значение слова причастие

Словарь Ушакова

1. Вино и хлеб, употр. при причащении.

2. То же, что причащение (разг.). После причастия.

Словарь лингвистических терминов

Глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками имени прилагательного.

К признакам глагола относятся:

1) переходность — непереходность. Ученик, читающий книгу — ученик, интересующийся книгой;

2) действительное и страдательное значение (залоги). Ученик, прочитавший книгу — книга, прочитанная учеником;

3) наличие возвратной формы. Умывающий — умывающийся;

4) значение времени. Читающий — читавший;

5) значение вида. Читавший — прочитавший.

К признакам имени прилагательного относятся:

1) формы изменения (формы рода, падежные формы, формы числа). Читающий ученик, читающая ученица, читающего ученика, читающую ученицу, читающие ученики и ученицы;

2) синтаксическая функция определения. Читающий ученик;

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Один из обрядов христианской церкви, во время которого дается вино с кусочками просвиры.

* Батюшка с тетеньками-сестрицами каждый день ездили в церковь, готовясь к причастию. // Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина //* *

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Прилагательное (см.), образованное от глагольной основы, имеющее формы вида, залога и времени и сохраняющее управление глагола, т. е. вступающее в сочетание со всеми наречиями и с теми же косвенными падежами существительных, как и глагол, от которого образовано П. В русском яз. переходные глаголы (см.) имеют формы П. 3-х залогов (см.): невозвратного, возвратного (см. Возвратная форма и Возвратный залог) и страдательного (см. Страдательный залог): мывший, мывшийся, мытый; а из непереходных те, которые образуют невозвратную и возвратную форму, имеют и П. невозвратное и возвратное (ср. стучавший, стучавшийся), кроме тех, у которых возвратная форма употребляется только безлично (ср. спящий, без соответствующей возвратной формы). Виды у причастий различаются те же, что и в остальных глагольных формах; что касается форм времени, то глаголы несовершенного вида имеют причастия настоящего и прошедшего времени, а глаголы совершенного вида – только прош. вр. Причастие будущего врем, образуется только от глагола быть; впрочем, изредка употребляются и причастия будущ. вр. от глаголов соверш. вида (вымрущий и т. п.). Причастия наст. врем, нестрадат. обозначают действие или состояние, одновременное с наст, или будущ. врем, речи, причастия наст. врем, страдат. – действие, одновременное с временем речи вообще, причастия прош. врем, несоверш. вида нестрад. – действие, одновременное прош. времени речи или предшествующее наст, времени речи, а причастия прош. врем, соверш. вица – действие, предшествующее всякому времени речи. По происхождению причастия в русском яз. – из церковнославянского языка; те же причастия, какие были русским языком унаследованы от общеславянского языка, перешли в русском яз. с течением времени в деепричастия или утратили причастные значения (т. е. значения вида, залога и времени): горячий, висячий, любимый, желанный.

Библия: Тематический словарь

см. Вечеря Господня

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG Communion (Holy))

термин, часто используемый для обозначения Вечери Господней.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Communion

Термин, обозначающий Вечерю Господню, обряд, который Иисус Христос заповедал совершать до Его возвращения в память о Его смерти и воскресении. Причастие символизирует ежедневное общение верующего с Иисусом Христом и поддержку в Нём.

Энциклопедический словарь

глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного; выражает окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета.

Словарь Ожегова

ПРИЧАСТИЕ 1 , я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное п.

| прил. причастный, ая, ое. П. оборот.

ПРИЧАСТИЕ 2 , я, ср.

2. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда причащения.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Причастие

Прича́стие (греч. κοινωνία (кино­ниа) — при­об­ще­ние; μετάληψις — при­ня­тие) (Евха­ри­стия – от греч. Εὐχαριστία (евха­ри­стиа) — бла­го­да­ре­ние) — таин­ство, в кото­ром хлеб и вино пре­ла­га­ются в истин­ное Тело и истин­ную Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа, после чего веру­ю­щие потреб­ляют их во остав­ле­ние грехов и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви при­ча­ще­ние также назы­ва­лось словом «кино­ния», (обще­ние), т.е. обще­ние людей с Богом и в Боге, т.е. пре­бы­ва­ние в Его любви и бла­го­дати.

Сам Спа­си­тель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в Послед­ний день» ( Ин.6:54 ). Этими сло­вами Гос­подь указал на необ­хо­ди­мость для всех хри­стиан тес­ней­шего соеди­не­ния с Ним в Таин­стве При­ча­стия.

Что такое При­ча­стие?

про­то­и­е­рей Евге­ний Горя­чев

Веду­щая. Что же такое – При­ча­стие? Это Таин­ство? Обряд? Свя­щен­но­дей­ствие? Магия или кол­дов­ство?

Отец Евге­ний. Хоро­ший вопрос. Цер­ковь раз­го­ва­ри­вает до какой-то сте­пени на очень понят­ном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начи­на­ется язык услов­но­стей, язык икон­ный, язык свя­щен­ный. Термин «При­ча­стие», так же как и сино­нимы: Евха­ри­стия, Святые Дары, Тело и Кровь Хри­стовы, отно­сятся именно к этому. Воз­вра­ща­ясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в исто­рии, людьми, не нахо­дя­щи­мися внутри риту­аль­ного круга, то есть теми, кто это вос­при­ни­мал изнутри, будучи цер­ков­ными, Таин­ство Евха­ри­стии вос­при­ни­ма­лось и как обряд, и как магия, и как кол­дов­ство. Зна­ме­ни­тый роман Л.Н. Тол­стого «Вос­кре­се­ние» прямо ука­зы­вает на то, что это что-то вар­вар­ское: «Они едят своего Бога». Это что-то, свя­зан­ное с язы­че­ством, с какой-то такой инфер­наль­ной древ­но­стью, это не может вос­при­нять совре­мен­ный чело­век. Но Цер­ковь отно­сится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внеш­ние, а с неко­то­рых времен Тол­стой сде­лался внеш­ним по отно­ше­нию к Церкви, а вос­при­ни­мают это так, как об этом учат и Свя­щен­ное Писа­ние, и тра­ди­ция, и Уста­но­ви­тель этого Таин­ства Гос­подь Иисус Хри­стос. Я уже про­из­нес это слово – «таин­ство». Цер­ковь вос­при­ни­мает это как нечто таин­ствен­ное, кото­рое мы не можем до конца объ­яс­нить, а просто делимся опытом пере­жи­ва­ния в этом свя­щен­но­дей­ствии каж­дого хри­сти­а­нина, кото­рый вби­рает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таин­ства отли­ча­ются от других запо­ве­дей Божьих тем, что они не гово­рят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сде­ла­лась реаль­ной, не абстрак­цией, на кото­рую мы смот­рим и гово­рим: «Да, это кра­сиво, да, это пра­вильно, но испол­нить я это не могу». Все, навер­ное, помнят фреску Сикс­тин­ской капеллы «Сотво­ре­ние Адама», где Боже­ствен­ная рука тянется навстречу руке чело­ве­че­ской. Так вот, я бы сказал так: Таин­ства, в том числе и При­ча­стие, даны Богом для того, чтобы наша чело­ве­че­ская немощь полу­чила под­держку в Боже­ствен­ной кре­по­сти. Бог из веч­но­сти про­тя­ги­вает свою руку с тем, чтобы под­дер­жать немощ­ную руку чело­века. И все Цер­ков­ные Таин­ства, начи­ная с Кре­ще­ния и закан­чи­вая Вен­ча­нием и Собо­ро­ва­нием – они обра­щены именно к этому. Бог под­дер­жи­вает нас, в том числе и через Таин­ство Евха­ри­стии.

Веду­щая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людо­ед­ство?

О. Евге­ний. Вос­при­ни­маться это может так, если исхо­дить из линг­ви­сти­че­ского кон­тек­ста, но если мы обра­ща­емся к Биб­лей­ской исто­рии, то видим, что Тот, кто уста­но­вил это Таин­ство, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, отсы­лает слу­ша­те­лей к древ­ней­шему Биб­лей­скому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, кото­рый Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Пода­вай нам такой хлеб каждый день», – ска­зали иудеи. «Я – хлеб, сошед­ший с небес, – гово­рит Гос­подь Иисус Хри­стос, – кто будет вку­шать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти тер­мины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вку­шаем мясо, неважно чье: сви­нина, говя­дина, оле­нина, кроль­ча­тина – мы всегда вку­шаем мерт­вую отдель­ность. А на Тайной Вечере не мерт­вый, но живой Хри­стос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мерт­вый, но живой Хри­стос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таин­ства? Неизъ­яс­ни­мым для чело­века спо­со­бом весь целый живой Хри­стос соеди­нился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы при­ча­ща­емся не мерт­вой отдель­но­сти, а целого живого Христа.

Веду­щая. Все же почему – При­ча­стие?

О. Евге­ний. Дей­стви­тельно, это очень инте­ресно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две сто­роны: при­ставку и, соб­ственно, сам корень «часть», то есть мы при­об­ща­емся к чему-то, ста­но­вимся частями чего-то боль­шего. Апо­стол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы соте­лес­ники Христу?» Что это значит? В обыч­ном порядке зако­но­мер­но­стей мы вку­шаем с тем, чтобы то, что мы съели, сде­ла­лось нами. Если чело­век не очень раз­бор­чив в коли­че­стве съе­ден­ного, то можно на весах отсле­дить на сколько он попра­вился после того как поси­дел за столом. В Цер­ков­ном Таин­стве поря­док зако­но­мер­но­стей прямо про­ти­во­по­ло­жен. Не пища ста­но­вится нами, а мы ста­но­вимся тем, к чему мы при­об­ща­емся. Поэтому мы и гово­рим: «При­ча­стие», мы ста­но­вимся частью чего-то боль­шего.

Веду­щая. Все ли могут при­ча­щаться?

О. Евге­ний. Конечно, да, но для этого необ­хо­димо соблю­сти несколько усло­вий. Конечно, чело­век должен быть крещен, потому что про­пус­ком, про­стите уж за этот образ, к уча­стию в мисти­че­ской жизни Церкви, про­пус­ком к осталь­ным Таин­ствам, явля­ется именно кре­ще­ние. Некре­ще­ного чело­века Цер­ковь к Таин­ству допу­стить не может, потому что это будет наси­лие над ним. Если он не выка­зал своего жела­ния быть хри­сти­а­ни­ном, пред­ла­гать ему чисто хри­сти­ан­ское вре­мя­про­вож­де­ние, духов­ную мистику – это будет нару­ше­нием его сво­боды. Но, даже если чело­век крещен в дет­стве, но поте­рял веру или вос­при­ни­мает При­ча­стие как маги­че­ский обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и сооб­ра­же­ния, то тогда Цер­ковь напо­ми­нает, что При­ча­стие в этом случае может не только не обла­го­ро­дить и исце­лить чело­века, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участ­ник Тайной Вечери тоже при­ча­стился, и о нем ска­зано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Вели­чай­шая свя­тыня, кото­рая должна и обла­го­ро­дить, и пре­об­ра­зить, и исце­лить, вместе с тем ста­но­вится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес жела­ние пре­дать Спа­си­теля. Свя­щен­ник, выходя с евха­ри­сти­че­ской чашей, про­из­но­сит всегда одни и те же слова: «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». С верой, что это дей­стви­тельно Тело и Кровь Христа. И со стра­хом, потому что можно при­ча­ститься не в улуч­ше­ние, не в исце­ле­ние, а в суд и во осуж­де­ние.

Что каса­ется дей­стви­тель­но­сти, то здесь, мне кажется, хри­сти­ан­ская тра­ди­ция раз­де­ли­лась на два неоди­на­ко­вых лагеря, а пра­во­сла­вие пошло посе­ре­дине между ними. Про­те­станты стали гово­рить, что При­ча­стие надо вос­при­ни­мать как некий символ, за кото­рым не стоит ника­кой реаль­но­сти, как услов­ность. Гово­рит же Хри­стос о себе в Еван­ге­лии как о двери, мы же не вос­при­ни­маем его как дверь. Гово­рит о лозе, это не значит, что Он – вино­град­ная ветвь. Так и При­ча­стие – это услов­ность и не более того. Есть другая край­ность, кото­рая вос­при­ни­мает это как нату­ра­лизм гипер­тро­фи­ро­ван­ной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, дей­стви­тельно, пра­во­мочно гово­рить об антро­по­фа­гии, это людо­ед­ство в чистом виде. Как я уже гово­рил, пра­во­сла­вие выби­рает сре­дин­ный путь, кото­рый не дер­зает гово­рить, что это только символ. Это – символ, но за этим сим­во­лом стоит реаль­ность. И не дер­зает гово­рить о нату­ра­лизме, потому что в этом случае мы при­ча­ща­емся мерт­вой отдель­но­сти. Повто­ряю: живой Хри­стос входит в чело­века с тем, чтобы его пре­об­ра­зить, но все зави­сит от того, в каком состо­я­нии души чело­век при­ча­ща­ется. При­ча­ститься может каждый чело­век, если он крещен, а вот плоды этого При­ча­стия зави­сят от нрав­ствен­ной состав­ля­ю­щей у каж­дого кон­крет­ного чело­века.

Веду­щая. Если чело­век крещен и верит в истин­ность Святых Даров, нужно ли соблю­дать какие-то допол­ни­тель­ные усло­вия, чтобы при­ча­ститься?

О. Евге­ний. Совер­шенно верно, такие усло­вия нужны. Если чело­век крещен, и если при этом он не сомне­ва­ется, что это Тело и Кровь Хри­стовы, Святые Дары, все-таки Цер­ковь тре­бует от него допол­ни­тель­ной под­го­товки. Она заклю­ча­ется в посе­ще­нии бого­слу­же­ния, чтении Свя­щен­ного Писа­ния, нако­нец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обыч­ный стол, в лучшем случае читаем корот­кую молитву, а в худшем – просто кре­стимся и вку­шаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были свя­заны по своей суб­стан­ци­о­наль­ной форме Святые Дары и любые другие про­дукты, это пища, в конеч­ном итоге. Мы все-таки гово­рим, что это особая пища, а раз она особая, то наша под­го­товка к ней выра­жа­ется в том, что мы настра­и­ваем свою душу на опре­де­лен­ный лад. Ведь тело и душа очень тесно свя­заны. Мы при­ча­ща­емся с тем, чтобы полу­чить резуль­тат в душе, но до того как мы при­ча­ща­емся, мы воз­дей­ствуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необ­хо­ди­мый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычи­тал столько-то молитв или попо­стился и тогда бла­го­дать воз­дей­ствия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы дока­зы­ваем Богу — как, скажем, дока­зы­ваем неве­сте свою любовь, боль­ной матери свою заботу – мы дока­зы­ваем Богу, что мы тре­пе­щем перед этим Таин­ством. Мы боимся осквер­нить тот дар, кото­рый Бог нам дал, своим недо­сто­ин­ством. Хотя, конечно, болез­нен­ное вос­при­я­тие темы недо­сто­ин­ства не должно уво­дить нас в ту область, где чело­век из-за псевд­обла­го­че­стия вообще не при­ча­ща­ется. Я думаю так, что если вос­при­ни­ма­ешь При­ча­стие как лекар­ство, то чело­век, под­ходя к чаше, держит в своем уме одну про­стую мысль: «Я не достоин, Гос­поди, сделай меня достой­ным».

Веду­щая. Как часто нужно при­ча­щаться?

О. Евге­ний. Если гово­рить о цер­ковно-юри­ди­че­ской сто­роне, то если чело­век молится, ста­ра­ется испол­нять запо­веди, читает Свя­щен­ное Писа­ние, делает добрые дела, но при этом не при­ча­ща­ется, то речь идет только о боль­шей или мень­шей сте­пени отпа­де­ния его от цер­ков­ной пол­ноты. Потому что Гос­подь сказал: «Если не будете при­ча­щаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Если гово­рить о тех­ни­че­ской сто­роне дела, то, мне кажется, что это настро­е­ние, о кото­ром я сказал, жела­ние встре­титься с Богом, встре­титься для того чтобы испол­нить запо­ведь и полу­чить обнов­ле­ние – оно должно быть помно­жено на внут­рен­нее само­дис­ци­пли­ни­ру­ю­щее отно­ше­ние…

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Пат­ри­арх Кирилл:
При­ча­щай­тесь Тела и Крови Гос­под­ней. Суще­ствуют разные пред­рас­судки отно­си­тельно того, как часто нужно при­ча­щаться. Неко­то­рые гово­рят: раз в год, неко­то­рые — четыре раза в год. Это все не нахо­дит ника­кого под­твер­жде­ния ни в учении Спа­си­теля, ни в учении Церкви, ни в кано­ни­че­ском порядке цер­ков­ной жизни.

игумен Пётр (Меще­ри­нов):
Еван­ге­лие бла­го­вест­вует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избыт­ком ( Ин.10:10 ). Я есмъ путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Гос­подь, желая при­об­щить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избыт­ком», избрал для этого не какой-нибудь мыс­ли­тельно-интел­лек­ту­аль­ный или эсте­ти­че­ски-куль­тур­ный способ, а способ наи­про­стей­ший, наи­е­сте­ствен­ней­ший для чело­века – через вку­ше­ние.
Как пища входит в нас и рас­тво­ря­ется в нас, про­ни­кает до послед­ней кле­точки нашего орга­низма, так и Гос­подь захо­тел до самой нашей послед­ней моле­кулы про­ник­нуть в нас, соеди­ниться с нами, при­об­щиться нам, чтобы и мы до конца при­об­щи­лись Ему.
Ум чело­ве­че­ский отка­зы­ва­ется и не в силах понять страш­ную глу­бину этого дей­ствия Божия; воис­тину, это любовь Хри­стова, кото­рая пре­вос­хо­дит всякое разу­ме­ние (см. Еф.3:19 ).

свя­щен­ник Алек­сандр Торик:
Необ­хо­димо отме­тить, что в отдель­ных слу­чаях, обычно за мало­ве­рие свя­щен­ника или моля­щихся, Гос­подь допус­кает совер­шиться чуду – хлебу и вину стать реаль­ными чело­ве­че­скими плотью и кровью (подоб­ные случаи даже преду­смот­рены в свя­щен­ни­че­ском «Слу­жеб­нике» в инструк­ции для свя­щен­ни­ков, назы­ва­е­мой «Изве­стие учи­тель­ное», в раз­деле о непред­ви­ден­ных слу­чаях).
Обычно, по про­ше­ствии неко­то­рого вре­мени, плоть и кровь вновь при­об­ре­тают вид хлеба и вина, но известно исклю­че­ние: в Италии в городе Лан­чано уже много веков хра­нятся обла­да­ю­щие чудес­ными свой­ствами Плоть и Кровь, в кото­рые пре­ло­жи­лись хлеб и вино на Боже­ствен­ной Литур­гии (см. на сайте).

святой Алек­сий Мечёв († 1923):
«При­ча­щай­тесь чаще и не гово­рите, что недо­стойны. Если ты так будешь гово­рить, то нико­гда не будешь при­ча­щаться, потому что нико­гда не будешь достоин. Вы дума­ете, что на земле есть хотя бы один чело­век, достой­ный при­ча­ще­ния Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки при­ча­ща­емся, то лишь по осо­бому мило­сер­дию Божию. Не мы созданы для при­ча­стия, а при­ча­стие для нас. Именно мы, греш­ные, недо­стой­ные, слабые, более чем кто-либо нуж­да­емся в этом спа­си­тель­ном источ­нике… Я вас при­ча­щаю часто, я исхожу из того, чтобы вас при­об­щить ко Гос­поду, чтобы вы почув­ство­вали, как это хорошо – пре­бы­вать со Хри­стом».

святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
Бед­ствие для души — долго не при­ча­щаться Святых Таин: душа начи­нает смер­деть стра­стями и гре­хами, сила кото­рых воз­рас­тает по мере того, как долго мы не при­сту­паем к Таин­ству При­ча­стия.

игумен Силуан (Тума­нов):
Нельзя часто при­ча­щаться, гово­рят, а то при­вы­ка­ешь. Так, может, это неплохо — при­вык­нуть к хоро­шему?

Насчёт при­вы­ка­ния к свя­тыне – если вдруг кажется, что дей­стви­тельно есть такая опас­ность, надо уси­ли­ваться в осмыс­ле­нии свя­тыни и в том, чтобы гото­виться к встрече с ней, вот и всё. Встреча про­ис­хо­дит не ради резуль­тата, а ради Христа. Чув­ства в этом смысле вещь очень нена­деж­ная. Поэтому не чув­ству­ешь – может, оно и к луч­шему… Многие пра­во­слав­ные ведь гово­рят, что чув­ства нередко могут сыг­рать с тобой дурную шутку, и ты начи­на­ешь всё видеть в каком-то иска­жен­ном свете – это назы­ва­ется духов­ной пре­ле­стью. И уже пере­ста­ешь видеть правду, а видишь одни чув­ства.
свя­щен­ник Анто­ний

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин):
Свя­щен­ник при­ча­ща­ется на каждой литур­гии, однако, по словам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста («Тол­ко­ва­ние на Книгу Деяния апо­сто­лов»), он не имеет пре­иму­ществ перед миря­ни­ном в при­ня­тии Святых Тайн. Про­фес­си­о­наль­ного при­ча­стия Цер­ковь не знает; свя­щен­но­слу­жи­тель под­хо­дит к Святой Чаше как член Церкви, без каких-либо при­ви­ле­гий. Духов­ник может не допу­стить при­хо­жа­нина до При­ча­стия только в особых слу­чаях: если тот недо­ста­точно под­го­тов­лен, пре­не­бре­гает молит­вен­ным пра­ви­лом или же обра­щает При­ча­стие в повод для духов­ной гор­до­сти. Неко­то­рые люди по нерас­ка­ян­ным грехам не должны быть допу­щены до При­ча­стия и одного раза в году, а другие, счи­та­ю­щие При­ча­стие самым глав­ным в своей жизни, могут при­ча­щаться всегда на литур­гии, в соот­вет­ствии с под­го­тов­лен­но­стью к этому Таин­ству.

Архи­епи­скоп Амвро­сий (Ерма­ков):
Дости­же­нием лука­вого стало то, что ему уда­лось иска­зить наше отно­ше­ние к Боже­ствен­ному При­ча­ще­нию, к при­ня­тию Бога в Таин­стве Святой Евха­ри­стии. Хлеб насущ­ный, еже­днев­ное про­пи­та­ние, лекар­ство от стра­сти, нера­де­ния, от гре­хов­ных наклон­но­стей и духов­ных болез­ней мы пре­вра­тили в рос­кошь. Хри­сти­ане при­сту­пают к Свя­тому При­ча­ще­нию крайне редко. Еще есть немало храмов, где не при­ча­щают совсем на Рож­де­ство и на Пасху, где сами свя­щен­но­слу­жи­тели создают пре­пят­ствия веру­ю­щим к их соеди­не­нию со Хри­стом в таин­стве Евха­ри­стии, где бытует печально оши­боч­ное мнение, что при­ча­щаться часто – чуть ли не грех, и можно лишь в посты, и тогда это спа­си­тельно.
Но разве можно любить и не стре­миться к встрече и еди­не­нию? А если не любишь, что смогут дать эти несколько при­ча­ще­ний в год, если в жизни не дышишь ожи­да­нием встречи с Богом и жела­нием при­ча­ститься Его Боже­ствен­ных Даров.
В конеч­ном итоге при­ча­стие из живо­твор­ного Таин­ства, совер­ша­е­мого для всей хри­сти­ан­ской общины, нередко ста­но­вится неким чином, на кото­рый при­хо­дят попеть, почи­тать, посто­ять, а когда Хри­стос при­гла­шает: “При­и­мите, ядите, Сие есть Тело мое”, “Пийте от Нея вси! Сия есть Кровь моя Нового Завета, яже за вы, и за многия изли­ва­е­мая”, и Цер­ковь при­гла­шает: “Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите”, делают вид, что не заме­чают, не слышат… Но если Хри­стос не для вас, кто тогда вы? Чьи? Разве Хри­стовы?

пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский:
Вот ты завтра хочешь при­об­щиться Святым Тайнам Хри­сто­вым; не говори: я завтра буду при­об­щаться, а говори: если Гос­подь спо­до­бит при­об­щиться мне, греш­ному. Иначе бойся гово­рить.
Вот какой был случай у вас, в Петер­бурге. Жил на Сер­ги­ев­ской улице очень бога­тый купец. Вся жизнь его была — сплош­ная сва­дьба, и в про­дол­же­ние 17 лет не при­об­щался он Святых Тайн. Вдруг он почув­ство­вал при­бли­же­ние смерти и испу­гался. Тотчас же послал своего слугу к свя­щен­нику ска­зать, чтобы он пришел при­об­щить боль­ного. Когда батюшка пришел и позво­нил, то открыл ему дверь сам хозяин. Батюшка знал о его безум­ной жизни, раз­гне­вался и сказал, зачем он так насме­ха­ется над Свя­тыми Дарами, и хотел ухо­дить. Тогда купец со сле­зами на глазах стал умо­лять батюшку зайти к нему, греш­ному, и испо­ве­дать его, так как он чув­ствует при­бли­же­ние смерти. Батюшка нако­нец усту­пил его просьбе, и он с вели­ким сокру­ше­нием в сердце рас­ска­зал ему всю свою жизнь. Батюшка дал ему раз­ре­ше­ние грехов и хотел его при­об­щить, но тут про­изо­шло нечто необы­чай­ное: вдруг рот у купца сжался, и купец не мог его открыть, как он ни силился. Тогда он схва­тил долото и моло­ток и стал выби­вать себе зубы, но рот сомкнулся окон­ча­тельно. Мало-помалу силы его осла­бели, и он скон­чался. «Так, — заме­тил Старец, — Гос­подь дал ему воз­мож­ность очи­ститься от грехов, может быть, за молитвы матери, но не соеди­нился с ним»…

Кого свя­щен­ник может не допу­стить до При­ча­стия?

Тех, чьи пре­гре­ше­ния попа­дают под Цер­ков­ные каноны, запре­ща­ю­щие при­ча­щаться. Осно­ва­нием для запре­ще­ния в при­ча­ще­нии на опре­де­лён­ный срок может быть тяжкий грех (блуд, убий­ство, воров­ство, кол­дов­ство, отре­че­ние от Христа, явная ересь и т.п.), или совер­шенно несов­ме­сти­мое с при­ча­ще­нием нрав­ствен­ное состо­я­ние (напри­мер, отказ от при­ми­ре­ния с рас­ка­яв­шимся обид­чи­ком).

про­то­и­е­рей Олег Сте­няев:
Да испы­ты­вает же себя чело­век, и таким обра­зом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недо­стойно, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем ( 1Кор.11:28–29 ).
«Рас­суж­де­ние о Теле Гос­под­нем» и есть призыв к тому, чтобы, при­сту­пая к Чаше, хри­сти­а­нин вспо­ми­нал о Тайной Вечери, крест­ных стра­да­ниях, смерти и вос­кре­се­нии Иисуса Христа, как и Сам Гос­подь сказал: Сие тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние ( Лк.22:19 ).
Кроме того, «рас­суж­де­ние о Теле Гос­под­нем» — это вся Литур­гия с её после­до­ва­нием, молит­вами, пес­но­пе­ни­ями, екте­ни­ями. Сама она вклю­чает в себя рас­сказ о Жизни нашего Спа­си­теля — от Рож­де­ния до Смерти, Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния. Поря­док литур­ги­че­ского бого­слу­же­ния гото­вит при­шед­шего чело­века к самому важ­ному — к апогею всей жизни, а именно: к Евха­ри­стии и При­ча­стию. Ведь рас­суж­де­ние выра­жа­ется в слове или в неко­то­рых дей­ствиях, кото­рые порож­дают мыс­лен­ные образы, ассо­ци­а­ции. И все это дает нам литур­гия, чтобы хри­сти­а­нин под­хо­дил к Чаше осо­знанно, пони­мая, что он вку­шает Тело и Кровь Самого Христа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *