Подлинник или репродукция: что означают эти слова, примеры
Что значат слова подлинник и репродукция
Слова «подлинник» и «репродукция» означают противоположным образом связанные между собой понятия. Если рассматривать обобщенно, то подлинник — это оригинал вещи, произведения или документа, а репродукция — это его копия, выполненная определенным образом в соответствии с существующими правилами.
Что значат слова дословно можно посмотреть в словаре Ожегова, Ефремова или Большой советской энциклопедии.
Что такое подлинник?
Подлинником чаще всего называют продукт творческой деятельности человека, какое-то произведение его труда, существующее в единственном экземпляре. Точный смысл этого слова имеет несколько трактовок:
Что такое репродукция?
Слово «репродукция» имеет латинские корни. Оно образовано из двух частей:
то есть в целом — произвожу повторно.
В медицине и биологии слово репродукция означает процесс воспроизводства вида, проще говоря — получение потомства. Понятие включает как животный мир, так и биологию человека.
В искусстве и истории данное понятие имеет чисто технический характер, характеризуя процесс досконального воспроизведения исторических и художественных ценностей, произведений с целью их сохранения и популяризации.
Репродукции часто используют музеи для демонстрации на экспозиции или временной выставке предметов искусства, в том случае, если сохранность оригинала можно обеспечить только при соблюдении сложных климатических условий. При этом важно максимально точно передать все нюансы оригинала.
Создание ‹репродукций› помогает сохранить подлинность великих произведений. Такая ‹репродукция› называется факсимильной и передает все особенности оригинала. Например, это могут быть мелкие повреждения, сколы или трещины, образовавшиеся за время хранения предмета.
Как их делают?
Можно создать путем копирования, фотографии, в отношении картин или скульптур — при помощи копирования вручную. В последнем варианте часто копия практически не уступает в исторической ценности оригиналу.
Это особенно актуально для художественных произведений, которые были скопированы при жизни автора им самим или людьми из ближайшего окружения. Современные технологии позволяют копировать скульптуры путем 3D-печати или заливки искусственного мрамора в формы, изготовленные с оригиналов. Так были выполнены дубликаты статуй для Летнего сада в Санкт-Петербурге.
При репродукции картин для их последующего распространения и продажи чаще всего используется фотокопия. При этом процессе особенно важно правильно установить освещение, чтобы случайные тени не искажали истинный вид картины или рисунка. Особенно важна цветопередача, сохранение оригинальной палитры и насыщенности красок.
Взаимодействие понятий
Понятие репродукция не существовало бы, не будь в мире подлинников — тех, оригиналов, с которых выполняется воспроизведение. Можно отметить, что подлинников в мире гораздо меньше, чем репродукций. Копирование вещей и явлений способствует их распространению, но при этом не умаляет значение оригинала.
В этом заключается различие между репродукцией и подделкой. Иногда после исследования выясняется, что некоторые художественные произведения в музее являются копиями — это снижает их стоимость в несколько раз.
Подделка, как художественных произведений, так и документов, незаконна. Она преследует цели сокрытия и замены оригинала для извлечения некой выгоды. Подделка может достаточно точно воспроизводить оригинал, но это не повышает ее ценность.
Создание репродукций выполняется открыто, в согласии с законом и при необходимости официально регистрируется. Если копии картин из музея отправляют на временную выставку в иное место, то в сопроводительных документах указывается, что это копия. Имеется информация о том, когда и как она создана.
Приходя в музей, посетители сталкиваются с разными предметами. Некоторые из них сотрудники музея называют оригиналами или подлинниками, про другие говорят – копии, еще есть репродукции, бывают макеты или модели, могут встретиться подделки.
Подлинное художественное произведение автора (художника, скульптора и т.д.) называют оригиналом (лат. originals – первоначальный) или подлинником. Также этот термин используется для обозначения художественного произведения, служащего образцом для копии.
Копия (лат. copia – множество) – художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее. Копия может исполняться самим автором оригинала, например, несколько раз повторенная А.К.Саврасовым картина «Грачи прилетели». Такой повтор может быть абсолютно тождественным и называться дублетом (франц. doublet – двойной). Иногда автор может повторить свое творение с некоторым изменением размеров и второстепенных деталей. Такая копия будет называться репликой или повтором.
Копии создаются и другими художниками с целью имитации или замены для экспонирования в другом музее, на выставке, в коллекции, для изучения особенностей оригинала в учебных целях, как подсобный материал для последующих репродукций и т.д.
Копия может стать почти полным двойником оригинала, повторять его размеры, материалы, технические способы и приемы исполнения, даже имитировать повреждения (например, копия В.О.Кирикова с «Троицы» Андрея Рублева). Но известны копии с переменой материала (в античности римские мраморные копии греческой скульптуры), приемов и техники (копия, выполненная Тицианом с портрета работы Рафаэля), размеров (копии А.Иванова с картин Тинторетто, Тициана и др.).
Есть и вольные копии, которые художник делает с любимых произведений, переосмысливая их особенности (например, П.Пикассо так переосмысливал «Менины» Веласкеса). Иногда такая вольная копия выглядит пародией (как «Джоконда с усами» М.Дюшана).
В музеях для создания экспозиции используются также копии в виде слепков, моделей и макетов. Модели и макеты являются важной частью экспозиций музеев исторического профиля, научно-технических музеев.
Издавна копия была способом распространения шедевров, признанных публикой. Сегодня известно более 60 старых копий с «Джоконды» и более 40 — «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи.
С XVIII в. в России копирование было органичной частью деятельности портретистов, независимо от их профессионального уровня. Написание почти каждого портрета сопровождалось созданием одной или нескольких копий. Портреты членов царской семьи, государственных и военных деятелей, представителей аристократических фамилий воспроизводились также в гравюрах, пастелях, миниатюрах, рисунках. Благодаря гравюрам в России стали известны многие шедевры европейского искусства.
В 1830-е гг. в связи с развитием художественного образования был разработан проект Эстетического музея (опубликован за подписью З.А. Волконской). Он задумывался как собрание гипсовых слепков или мраморных копий с лучших образцов скульптуры от древнего Египта до современности, копий с наиболее известных картин художников различных школ, макетов выдающихся памятников архитектуры античности и эпохи Возрождения. Эта идея, выдвинутая в 1830-х гг. профессорами Московского университета С.Т. Шевырёвым и Н.П. Погодиным, отчасти была воплощена в жизнь только в 1912 И.В. Цветаевым в Музее изящных искусств в Москве.
Еще один термин, связанный с представлением произведений искусства – репродукция (лат. reproductio – воспроизведение), т.е. его воспроизведение средствами полиграфии или фотографии.
Потребность в репродуцировании живописи и рисунка возникла уже в XVI в. с появлением шедевров мастеров Возрождения. Сначала для этого использовали печатание с доски – репродукционную гравюру, в том числе цветную – кьяроскуро. Затем появилась гравюра на металле и более сложные техники цветной гравюры.
В XIX в. техникой массовой репродукционной печати становится литография (плоская печать оттиском под давлением с плоской поверхности камня или металлической пластинки).
Со II половины XIX в. утверждаются фотомеханические репродукционные процессы в полиграфии, вытесняющие ручные способы. Получили распространение как тоновые одноцветные, так и многокрасочные репродукции, в т.ч. очень точно воспроизводящие оригинал факсимильные репродукции. Появление фотомеханической репродукции способствовало выпуску многочисленных (выходящих сериями и отдельно) изданий по искусству, в том числе альбомов, посвященных творчеству отдельного художника, «историй живописи», «картинных галерей» и пр.
Особо высокое качество репродуцирования сложных оригиналов достигалось в технике гелиогравюры, фототипии, а в ХХ в. – в технике шелкографии и электронного гравирования на печатных формах.
Добрый день, мои дорогие читатели. Рад видеть вас снова в своем блоге! Скажите, хотели ли бы вы дома иметь дома работу известного художника? Наверняка, многие скажут, что пожелали бы украсить свой интерьер работой любимого классика или современника.
Наслаждаться тонкой игрой цвета, изяществом изображенных форм или экспрессией композиции в домашней обстановке. Но, к сожалению, не все полотна мира доступны для размещения дома.
Что это такое
Репродукция картины – это технология и результат копирования исходного произведения путём фотографии, клише или ручного воспроизведения исходной картины. Специалист при этом старается как можно точнее передать цвета и пропорции оригинала.
С этим явлением каждый из нас сталкивался во время учебы в школе. На страницах учебников, в классах были размещены фотографии работ известных творцов. По этим фото мы писали сочинения, их мы рассматривали и анализировали.
Иван Айвазовский «9 вал», оригинал и репродукция Учителя старой закалки строго следили, чтобы дети говорили не «мы изучаем картину», а «мы изучаем репродукцию картины», чтобы дети четко разделяли эти два понятия.
Фоторепродукции позволяли нам, школьникам, познакомиться с великими произведениями мировой культуры не выходя из класса. Чтобы репродукция сыграла свою роль в обучении, мастерам приходилось выполнять большую работу.
Специалисты знают, что время технологического процесса копирования следует внимательно следить за равномерностью освещения полотна, отсутствием искажений при фотографировании, точностью передачи цветов.
В противном случае можно получить суррогат, который очень неточно будет передавать детали исходного изображения. Результат может быть напечатан на бумаге или холсте. При распечатывании следует учитывать возможности принтера/печатного станка, так как разные устройства могут по-разному передавать цвета.
Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
Технология изготовления
В Википедии перечислены следующие ключевые характеристики фоторепродукции:
Рассмотрим технологию изготовления с использованием холста.
Если вы самостоятельно напишете картину, качественно сфотографируете ее, обработаете изображение в редакторе для максимальной точности передачи цвета, напечатаете на домашнем принтере – то результат тоже будет считаться репродукцией. Правда, возможно, не совсем профессиональной, но это уже, как говорится, совсем другая история.
Василий Пукирев «Неравный брак»
Разберемся в терминах
Следует различать следующие понятия:
Авторская репродукция – репродукция, которую написал автор собственноручно. Ее оригинальность он подтверждает сам. Это вид интеллектуальной собственности и он, разумеется, не является подделкой.
Реплика – работа, выполненная автором оригинала. Она отлична от первоначального полотна, но, в целом, похожа на него. Реплика имеет свою художественную ценность.
Зачастую художник прибегает к данной технике для того, чтобы получить результат, который бы в большей степени устраивал его. Мастер может осуществить как бы второй сценарий в композиции своего полотна, не внося изменения на своем первом холсте.
Копия – точный повтор оригинала. Как правило, пишется другим мастером не для продажи, а для повышения уровня собственного мастерства и поиска своего стиля. Копия, как правило, отличается по размеру от исходного произведения.
Подделка – копия, выполненная с целью незаконной реализации. Продажа подделок незаконна и преследуется по закону.
На таких «произведениях» можно увидеть подделанную подпись создателя. Очень часто практически невозможно отличить подлинную работу от поддельной. Для экспертизы привлекаются различные специалисты, которые проверяют манеру живописи, «возраст» материалов и другие важные параметры.
В наши дни существует огромное количество самых разных материалов и технологий, позволяющих создавать точные копии известных шедевров.
Также мошенники могут выдавать за «Шишкина» холст другого, менее известного художника, подделав подпись творца. Поэтому не спешите брать Малых Голландцев задешево в каком-нибудь сомнительном ломбарде. Слишком велика вероятность того, что это просто подделка, изготовленная в кустарных условиях.
Павел Федотов «Сватовство Майора». Оригинал и копия автора.
Плагиат или легальная копия
В настоящее время общество стало намного внимательнее относиться к вопросам авторского права. Все объекты интеллектуальной собственности внимательно изучаются на объем заимствований.
Это касается и печатных изданий, и объектов изобразительного искусства, и музыкальных композиций. Копирование произведений без указания автора (или при присвоении авторства) с целью получения прибыли в России и за рубежом незаконно.
Чаще всего фоторепродукции картин используются в научных и просветительских целях. Также они могут быть задействованы в некоммерческих образовательных проектах. Во всех случаях обязательно требуется указание автора оригинала.
Вот еще несколько важных моментов:
Чтобы не попасть впросак и не получить штраф за изготовление копии какого бы ни было произведения, следует внимательно изучить законодательство своей страны.
Слева «Сеятель» Жан-Франсуа Милле. Справа «Сеятель» Ван Гога картина по мотивам оригинала.
Преимущества
Но если хочется хотя бы опосредованно прикоснуться к шедевру, то покупка фоторепродукции выручит вас. К тому же, многие из них размещены в Интернете в свободном доступе. А так же есть виртуальные туры по музеям.
В заключении
Друзья, сегодня мы с вами говорили о таком интересном и многогранном понятии, как репродукция картин. На самом деле, это очень хорошая вещь, так как она позволяет знакомиться с классической и современной живописью без серьезных затрат. А вы согласны?
Пишите в комментариях, есть ли у вас дома репродукции, если да, то каких авторов? Что вообще думаете о таком виде работ? Очень интересно услышать ваше мнение. Возможно, вам будет интересно узнать так же о натюрмортах.
На этом мы прощаемся с вами, но совсем ненадолго. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи в изучении теории и практики фотографии. Нас ждет впереди еще много интересных тем для обсуждения. До новых встреч!
Чем отличается копия картины маслом от репродукции?
В этой статье предлагаю разобраться с терминами — что есть репродукция, а что копия картины маслом. Начнём с того, что украшать свой дом — желание, присущее человечеству на протяжении всей его истории, начиная с наскальной живописи. Картины в доме всегда были признаком хорошего вкуса, интеллигентности, духовности и причастности хозяев к миру искусства.
Нас восхищают и привлекают внимание множество шедевров живописи, но любоваться ими ежедневно у нас нет возможности: произведения искусства либо представлены в галереях и музеях и не продаются ни за какие деньги, либо находятся в частных коллекциях.
Однако выход есть, и не один!
Современный мир движется вперед и технологии проникли во все сферы жизни не обошли они и высокое искусство. Самый быстрый способ получить шедевр это заказать его репродукцию.
Рассмотрим плюсы и минусы. Методом репродукции живописи принято называть способ печатного воспроизведение картины. Для печати существует большое разнообразие материалов: бумага синтетическая имитация холста, натуральной хлопковой или льняной холст. Кроме того этот способ очень быстрый и воспроизводит картину со стопроцентной точностью деталей.
Примеры нанесения пигмента при печати.
К тому же этот вариант довольно бюджетный.
Из этого следует мысль — почему же до сих пор существуют профессиональные художники копиисты. Почему до сих пор на их ремесло существует спрос?
Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим второй способ заполучить шедевр — это ручная работа мастера: написание живописи с нуля маслом. Основное преимущество перед печатью — живой мазок краски, ведь чтобы добиться той глубины светотени, добиться объёма, который создал автор шедевра, необходимо нанести десятки слоев полупрозрачной масляной краски, просушивая каждый предыдущий. При печати же машина прокатывает один слой пигментов и как бы точно не была воспроизведена картина она будет плоская и не живая, свет не будет играть на ней. Она не несёт энергии рук мастера. Ведь живопись от слова живой, значит подлинный, настоящий.
Кроме того диапазон картин, которые можно напечатать лимитирован. Так как годных для печати файлов фотографий картин ограниченное количеств. А качественные музейные файлы не так просто раздобыть и, как правило, они также довольно дорого стоят.
При этом профессиональный живописец способен воспроизвести любую картину.
Мастер владеет техникой и, кроме того, проводит дополнительную работу, изучая другие произведения автора и его приемы. Безусловно, заказывая картину у художника-копииста, следует приготовиться ждать, так как это кропотливый труд, требующий времени не только на саму работу, но и на весь технологический процесс. Как правило написание картины на заказ занимает от трёх недель до полутора месяцев. Ну и такая ручная работа стоит дороже быстрой работы станка по печати репродукций.
1.Полигр., фото. Воспроизведение и размножение изображения (рисунка, картины, чертежа, печатного текста) полиграфическими средствами или фотографическим способом. Сильным соперником литографии стала фототехника, появившаяся во второй половине XIX века. Это был самый гибкий и дешевый способ репродукции. Суворов, Искусство литографии.
2. Воспроизведенный посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок. На стенах, среди темных квадратиков фотографий и гравюр, появились две мрачные репродукции. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Магазин торговал репродукциями знаменитых картин. Голубов, Когда крепости не сдаются.
3.Психол. Воспроизведение чего-л. сохранившегося в памяти.
4.Биол. Воспроизведение организмами себе подобных; размножение. Репродукция птиц. Репродукция вирусов. || Способность к воспроизведению. Высокая репродукция семян пшеницы.
[От лат. re- — вновь и productio — производство, произведение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
К примеру, при репродукциях картин необходимо использовать определённую технику освещения, чтобы картина была освещена равномерно, все цвета и оттенки были переданы максимально точно. В цветной фотографии необходимо учитывать цветовую температуру осветительных приборов с характеристиками фотоплёнки. В цифровой фотографии необходимо учитывать баланс белого цвета. Необходимо разбираться в физике, светотехнике и экспонометрии.
Факсимильная репродукция — репродукция с точной передачей не только содержания, но и всех особенностей воспроизводимого объекта.
РЕПРОДУ’КЦИЯ, и, ж. [от латин. re — вновь и productio — продолжение]. 1.только ед. Воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии, клише и т. п. (тип.). 2. Картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом. Альбом с репродукциями картин известных художников.3.только ед. Воспроизведение того, что удержано в памяти (псих.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
репроду́кция I
1. воспроизведение какого-либо изображения — рисунка, картины, печатного текста и т. п. — средствами фотографии или полиграфии
2. картина, рисунок, текст, воспроизведённые таким способом
репроду́кция II
1. психол. процесс, заключающийся в воспроизведении запечатлённого и сохранении его в памяти