Что значит слово орнамент
Орнамент
(от лат. ornamentum — украшение)
Относительно происхождения О. нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего О., широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного содержания. В О., особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии О. имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение О. относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита О. достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, О. теряет своё господствующее положение и познавательное значение, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему О.; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране. Особенного развития достигает О. там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы О., во многом определяющие национальные художественные традиции.
К числу определяющих формальных особенностей О. относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей О. поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать О. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, О. может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.
Лит.: Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99; Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.
Антаблемент (фрагмент) и капитель храма Зевса Сосиполиса в Магнесии на Меандре. Мрамор. 2 в. до н. э. Археологический музей. Стамбул.
База колонны из Тель-Тайната (Сирия). Базальт. 8 в. до н. э. Восточный институт университета в Чикаго.
Покрывало из Лагартеры (пров. Толедо, Испания). Фрагмент.
Керамический сосуд в стиле «камарес» из дворца в Фесте (Крит). 19—18 вв. до н. э. Археологический музей. Ираклион.
Глиняная чаша из Эсихи (пров. Севилья, Испания). Неолитическая эпоха. Институт Валенсии. Мадрид.
Аттическая амфора (деталь). Керамика. 8 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.
Ваза из Суз (Иран). Керамика. 4-е тыс. до н. э. Лувр. Париж.
Каменный портал церкви Лусаворич в монастыре Нор-Гетик (Армения; 13 в.).
Поливное керамическое блюдо. Таджикистан. 19—20 вв.
Деревянный фриз (фрагмент). Владимирская губерния. 2-я половина 19 в. Русский музей. Ленинград.
Окно левой апсиды церкви Петра и Павла в Ярославле. 1695—1701 (не сохранилась).
Бека Опизари (Грузия). Оклад иконы «Спас из Анчисхати» (чеканка по металлу; фрагмент). 1184—93. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.
Серебряная цата. Великоустюжская эмаль. 2-я половина 17 в. Исторический музей. Москва.
Войлочный ковёр-«сырмак» (фрагмент). Казахстан.
Глиняная кружка из Кара-Тепе. Конец 4-го — 1-я половина 3-го тыс. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
Фигурка птицы из стоянки Мезино (близ Новгорода-Северского). Бивень мамонта. Поздний палеолит. Копия.
Глиняный сосуд из стоянки Ленковцы (Среднее Поднестровье, Украинская ССР). Глина. Начало 3-го тыс. до н. э. Исторический музей. Львов.
Фрагмент глиняного сосуда (лесная полоса Европейской части СССР). Эпоха неолита.
Михраб мечети аль-Джуюши в Каире. 1085. Фрагмент.
Фриз тронной комнаты Палаццо Реале в Неаполе. Стукко. Начало 19 в. Фрагмент.
Дверная перемычка (Новая Зеландия). Дерево. Оклендский институт и музей.
Юрай Далматинец (Джорджода Себенико). Лоджия деи Мерканти в Анконе. 15 в. Фрагмент фасада.
Орнамент – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово орнамент? Пытаешься разобраться, что такое орнамент? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «орнамент» в словарях русского языка
Орнамент это:
Орнамент
1.Узор из ритмически упорядоченных геометрических или стилизованных растительных и животных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. отт. Украшающие элементы в речи, в музыкальном произведении.
Орнамент
Орнамент
м.
1) а) Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. б) Украшающие элементы в речи, в музыкальном произведении.
2) Украшение мелодии (о трелях, фиоритурах и т.п.).
Орнамент
Орнамент
Орнамент
Орнамент
живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов орнамент В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, например трель
Орнамент
(от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Орнамент
орнамент м.
1) а) Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. б) Украшающие элементы в речи, в музыкальном произведении.
2) Украшение мелодии (о трелях, фиоритурах и т.п.).
Орнамент
(орнамент устар.), орнамента, м. (латин. ornamentum).
1. Живописное, графическое или скульптурное Украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. животный орнамент (см. животный). растительный орнамент (см. растительный). Серебром отливают колонны, орнаменты ворот и мостов. Некрасов. – Украшение подобного рода на предметах обихода.
2. Украшение мелодии, напр. трель, фиоритура (муз.).
Орнамент
Значение слова орнамент
Словарь Ушакова
орн а мент (орнамент устар.), орнамента, муж. (лат. ornamentum).
| Украшение подобного рода на предметах обихода.
2. Украшение мелодии, напр. трель, фиоритура (муз.).
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – ornare (украшать, оснащать).
В русский язык слово «орнамент» пришло из немецкого в начале XIX в.
Орнамент – живописное или скульптурное украшение из геометрических, стилизованных растительных, животных и других элементов. Некоторые исследователи предполагают, что это слово проникло в русский язык еще во времена Петра I.
Энциклопедия моды и одежды
Возникновение орнамента относится к древним эпохам истории. В эстетической культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая появившаяся культура вырабатывали свою систему орнаментов. Орнамент является важным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
(лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Архитектурный словарь
мелкомасштабные лепные и живописные изображения, чаще всего геометрического и растительного характера, на стенах, предметах интерьера и т. п.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Художественное украшение, узор, построенные на ритмическом сочетании геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы;
2) муз. то же, что орнаментика.
► лат. ornamentum «украшение, орнамент». Заимств. из польск. ornament «украшение» (Фасм., III, 133) или нем. Ornament (Смирн., 214) в Петровскую эпоху.
Впервые фиксируется в Сл.Даля (II, 1268). Как музыкальный термин слово орнамент начало употребляться во второй трети XIX в. Фиксируется в Сл.Ушак. (II, 852).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Художественное украшение, узор из повторяющихся элементов.
* Сложный орнамент. Восточный орнамент. *
Дизайн. Словарь терминов
ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum – украшение) – узор с повторяющимися в определённом порядке рисунками. Орнамент, составленный из линий и геометрических фигур, называют геометрическим. Орнамент, который состоит из листьев, ягод, цветов, называют растительным. Узор орнамента может быть составлен и из чего угодно – из птиц, бабочек, животных, домов и даже букв и слов. Орнамент может быть написан красками на разных предметах, а может быть вырезан на деревянной мебели. Можно увидеть и вышитый цветными нитками орнамент на полотенцах и скатертях. С давних пор мастера, делающие посуду и мебель, строящие дворцы, украшали свою работу красивыми узорами. Каждый народ имеет свои неповторимые орнаменты. Геометрические орнаменты Древней Греции никогда не спутаешь с растительным орнаментом России или Украины. Пышные росписи восточных дворцов отличаются от четких геометрических узоров Древнего Египта.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ОРНАМЕНТ, а, м.
1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
2. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, напр. трель.
| прил. орнаментный, ая, ое и орнаментальный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— исполненное в одной плоскости, вылепленное рельефно или резанное вглубь, одноцветное или иллюминованное красками изображение, служащее в архитектуре украшением различных частей зданий (полов, потолков, карнизов, фризов, капителей колонн, самых стен и пр.), а в художественно-промышленных производствах употребляемое для придания красивого вида изделиям всякого рода (вазам и другим сосудам, ювелирным вещам, коврам, материям для одежд и комнатного убранства, обоям, мебели и т. д.). Из самого назначения О. вытекают главные требования, которым он должен удовлетворять: необходимо, чтобы он не имел самостоятельного значения, какое представляет напр. картина, но был вполне подчинен украшаемому им предмету, сколь возможно более соответствовал ему по стилю и величине, согласовался с его материалом, не затемнял собой его общей формы и расчленений, а только скрывал их наготу, уничтожал их монотонность и через то возвышал эстетическое достоинство предмета. Художник, занимающийся сочинением О., или, как его обыкновенно называют, орнаментист, обязан постоянно подчиняться этим требованиям. Ему необходимо помнить разницу между его задачей и задачей живописца или скульптора в строгом смысле слова и постоянно иметь в виду, что напр. О., прекрасный для пола, непригоден для потолка, что основание вазы нельзя орнаментировать точно так же, как ее корпус или крышку, что обрамление окна, как бы оно ни было изящно, не может быть целиком превращено в раму для картины, что те украшения, которые как нельзя лучше идут к ювелирному изделию, теряют всякую прелесть в керамике, и т.д. При всем том, орнаментисту открыт широкий простор при выборе мотивов для его композиции. Их доставляют ему в изобилии два источника — геометрия и природа. Прямая и всевозможные кривые линии, ломаясь под различными углами, изгибаясь, пересекаясь одни с другими и образуя в промежутках разнообразные фигуры — треугольники, квадраты, ромбы, многоугольники, звезды, круги, эллипсы, мениски и пр. — дают несчетное множество комбинаций, из которых художник, наделенный изобретательностью и вкусом, может составлять весьма изящные и сложные узоры. Красоту подобного О., называемого «линейным» или «геометрическим», обусловливают, главным образом, ритмичность и плавность движения образующих его линий и соразмерность частей этих последних. К числу простейших форм геометрического О. принадлежат зигзаги, меандры, кружки, синусоиды, циклоиды, волюты, спиры, посты и пр. Что касается до природы, то в ней элементы для О. доставляет преимущественно растительный мир. Формы этого мира — ветви, листья, цветы и плоды тех или других растений, — переходя в О., воспроизводятся либо с возможной близостью к действительности, либо в упрощенном и измененном виде. В первом случае, растительный О. называется «естественным», а во втором — «стилизированным». Последний, возникший еще в древности и породивший, между прочим, в античном искусстве пальметы, розетки и аканфовые капители, по своему характеру приближается к геометрическому О. и потому весьма часто употребляется в соединении с ним. Естественный растительный О. был любим преимущественно в эпохи, пристрастные к блеску и роскоши, и доныне играет важную роль в орнаментации многих произведений. Особенно благодарные результаты получаются через его сочетание с чисто геометрическими мотивами. Животное царство, со своей стороны, представляет неисчерпаемое обилие форм, которые, в известных случаях, способствуют к оживлению и уразноображению орнаментальной композиции. В нее могут входить все породы живых существ, млекопитающие, птицы, рыбы, гады, насекомые, моллюски и даже человеческая фигура, коль скоро они в ней уместны и не нарушают общих требований от О. Воспроизводить их в совершенно натуральном виде, со всеми деталями, допускается только тогда, когда своей реалистичностью они не убивают прочих составных частей данного О., приведены в прямую связь и согласие с ними, не вредят общему впечатлению. В большинстве случаев, формы животного царства получают в О. упрощенный вид, изображаются лишь в главных чертах, без выделки подробностей, и более или менее сфантазированными. Таким образом, наряду с натуральными детскими, мужскими и женскими фигурами, лошадьми, птицами, бабочками, явились небывалые крылатые гении, сирены, тритоны, гиппокампы, грифоны; человеческие лица превратились в чудовищные или комические маскароны, торс мужчины или женщины стал изображаться выступающим из середины цветка, как бы его приростком, и т. д. Наконец, ингредиентами O. могут быть всякого рода неодушевленные предметы, каковы напр. воинские доспехи, принадлежности религиозного культа, музыкальные инструменты, орудия искусств и ремесел, изображаемые группами (так наз. трофеи) или отдельно, в значении символов и эмблем.
По способу исполнения, орнамент бывает троякого рода: 1) впалый, т. е. резаный или гравированный вглубь на гладкой поверхности, 2) плоский, исполненный чертами, одним каким-либо тоном или многими красками (полихромный О.) на плоскости, и 3) рельефный. Впалый О. может быть превращен в плоский, если его углубления будут заполнены каким-нибудь стекловидным сплавом, как напр. в ячеистой эмали и чернети, или веществом другого рода, чем фон, как напр. в деревянной и металлической инкрустации. Плоский О. находит обширное применение в особенности при росписи стен зданий, при живописи на вазах, при украшении тканых изделий и обоев узорами, при вышивках, плетении кружев, иллюстрировании книг и т. п. Он является также в мозаике как штучной, так и наборной. Преимущество рельефного О. перед прочими состоит, главным образом, в эффекте игры света и теней, производимой возвышенными и углубленными местами изображения, а потому он употребляется тогда, когда этот эффект может оживлять ту или другую часть в архитектуре здания, то или другое пространство в художественно-промышленном изделии, не подвергаясь при этом порче от трения и прикосновения к ним чего бы то ни было. Он очень хорош для стенных и дверных панно, для фризов антаблемента, для колонных капителей, но не годится для полов и стенных панелей, — превосходно идет к картинным рамам, обрамлению зеркал, фигурным резным алтарям и ларцам, многим произведениям золотых дел мастерства, наружности сосудов, но совершенно неудобен для украшения внутренности последних. Изображение в О. этого рода может значительно выдаваться над фоном и даже представлять собой как бы настоящее скульптурное произведение, обходящееся без фона, или же оно может возвышаться над фоном весьма немного. В первом случае О. называется высокорельефным, во втором — низкорельефным или полурельефным. Иногда О. образуется только двумя поверхностями, из которых одна служит фоном, а в другой находится изображение; такому О. присвоено название плоскорельефного и полурельефного (mezzorilievo).
Видоизменение и постепенное усовершенствование О. шли в тесной связи с развитием образных искусств вообще. Самые простые орнаментальные формы мы находим на глиняных сосудах и на орудиях, дошедших до нас от так наз. доисторической эпохи. Это — ломаные прямые линии, образующие зигзаги или взаимно пересекающиеся, волнообразные кривые, извивающиеся полосами, маленькие кружки, спирали и пр. Почти такой же незатейливый О. представляют нам изделия более поздних времен, принадлежащие племенам, еще не вышедшим из состояния дикости. Много общего с ним имеет также орнаментация предметов, открытых при раскопках остатков древней Трои, в Микенах, Тиринее и на о-ве Кипре. Однако, еще в эту младенческую пору искусства делаются попытки вводить в линейный О. фигуры животных, начерченные грубо и сухо, лишь со слабым намеком на действительность, — попытки, благодаря которым мало-помалу развивается животный О. древнейших греческих ваз. У ассирийцев, наряду с линейным О., употреблялся растительный, господствующими мотивами которого были розетки, распустившиеся и нераспустившиеся цветы, пальмовые ветви, кедровые шишки и пр. Равным образом и египтяне очень любили растительный О., причем брали для него формы из своей отечественной флоры, преимущественно формы лотоса и других водяных растений; кроме того, в их орнаментистике важную роль играли стилизированные воспроизведения животных, каковы напр. скарабеи, змеи-уреи, ибисы и т. д.; узоры же египетских тканей имели по большой части геометрический характер. Искусство классической Греции, получив элементы О. из Азии, развило их блестящим образом и создало в высшей степени изящный, оригинальный стиль орнаментики, отличающийся строгой систематичностью — стиль, в котором каждый О. подчиняется украшаемому предмету, соразмеряется с ним, соответствует его характеру, отличается в одном случае простотой, в другом — сложностью. Особенность греческой орнаментики составляют полное стилизирование растительных форм, приведение их к прочно установленному типу и употребление выработанных таким образом мотивов согласно определенным правилам. Главные элементы линейной и растительной орнаментики греков — меандр, пальмета и аканфовый лист.
1. Нимрудский орнамент. 2. Хорсабадский орн. 3. Египетский орнамент гроба мумии. 4. Орнамент египетских колонн. 5—9. Греческие меандры на вазах. 10. Греческие пальметы на вазах. 11. Греческий орнамент на вазах. 12. Греческий орнамент на вазах. 13—16. Помпейская живопись. 17. Римский стенной орн. 18. Римский стенной орн. 19. Древнехрист. мозаика. 20—21. Древнехрист. мозаика. 22. Арабская мозаика. 23. Арабская рукопись. 24. Романская стенная живопись. 25. Романская стенная живопись. 26. Романская стенная живопись. 27. Романская стенная живопись. 28—29. Готическая стенная живопись. 30—31. Ирланд. инициалы. 32. Итал. Возрожд. 3 3. Инициал D (с 5 ядрами герба Медичи). 34. Из Ватиканских лож. 35. Из служебника Льва X. 36. Венецианская эмаль. 37. Итальянский книжный орнамент. 38. Франц. орн. XVI в. 39. Франц. интарсия. 40. Готич. резьба из дерева. 41. Орнамент готического свода.
Греческий О. перешел к этрускам и римлянам. Первые внесли в него, вместе со своим народным оттенком, некоторую сухость и грубость; вторые развивали его постепенно, и в эпоху императоров довели до поразительной роскоши. Мотивы архитектурной орнаментации у римлян остались почти совершенно так же, что и у греков, но только разрабатывались с большей пышностью; для украшения же стенных пространств и полов, римляне гораздо обширнее пользовались растительными формами, совсем не стилизируя или мало стилизируя их, и любили включать в композицию фигуры человека и животных. Римские мозаики и декоративные стенные фрески нередко представляют центральное изображение, светло рисующееся на красном, черном, желтом или ином цветном фоне и обрамленное гирляндами цветов и плодов, полосами извивающихся ветвей, или бордюром, в состав которого входят фигурки человека и разных животных, небывалые чудовища, части фантастических зданий, лабиринты и пр. Как на образцы этой роскошной орнаментации можно указать на остатки стенной росписи, уцелевшие в развалинах Помпеи, римских термов, загородных вилл и колумбариев. Христианское декоративное искусство вначале было сколком с языческого, даже пользовалось его эмблемами и символами для выражения идей новой религии; но по перенесении столицы всесветной империи из Рима в Константинополь, образовался в орнаментике, точно так же как и в архитектуре, особый византийский стиль, в котором к унаследованному от греко-римского искусства примешалось много восточного. Характерные черты этого стиля — довольствование лишь геометрическими и растительными мотивами, пристрастие к бьющей в глаза полихромии, стремление производить впечатление блеском золота, серебра и дорогих камней; сильным контрастом ярких красок. Из античных и византийских элементов сложилось декоративное искусство последователей ислама — азиатских и африканских арабов, испанских мавров, персов, турок и племен Средней Азии. Основанием арабского и вообще мусульманского О. служат комбинации кругов, многоугольников, трапеций, треугольников, менисков и других геометрических фигур, с примесью сильно сфантазированных растительных мотивов. Поклонники Магомета, при живости своей фантазии, тем усерднее возделывали этот геометрический и растительный О., тем замысловатее изобретали его формы, тем больше увлекались эффектами красок, что религия воспрещала им изображать живые существа. Этому воспрещению не покорялись только персияне, О. которых, вначале близкий к арабскому, в конце средних веков подвергся влиянию Индии и Китая.
42—43. Китайская эмаль. 44. Японск. эмаль. 45. Японск. живоп. 46. Из индийск. рукоп. 47. Из индийск. рукоп. 48. Персидск. ковер. 49. Персидск. чернеть. 50. Персидск. керамика. 51. Персидск. керамика. 52. Франц. керамич. живопись XVII в. 53. Дерев. инкрустация XVI I ст. 54. Франц. вышивка XVII ст. 55. Франц. вышивка. 56. Франц. металлич. инкрустация XVII ст. 57. Комнатн. живопись XVIII ст. 58. Франц. живопись на фарфоре XVIII ст. 59. Рус. стен. жив. XVII ст. 60. Русская стенная живопись XVII ст. 61. Русская стенная живопись XVII ст. 62. Русская стенная живопись XVII ст. 63. Рус. керамика XVII ст. 64. Рус. эмаль XVII ст. 65. Рус. эмаль XVII ст. 66. Рус. эмаль XVII ст. 67. Рус. орнамент на свече XVII ст.
Византийский О. лег также в основание древнерусского, заимствовавшего, кроме того, немало элементов из Центральной Азии и от финских племен, населявших наше отечество; в него проникло также кое-что с европейского Запада. От греко-римской орнаментики произошла романская, господствовавшая в Европе с Х по XIII стол. Не довольствуясь усвоением античных элементов, которые в ней значительно исказились, она обратилась к прямому наблюдению природы, извлекла из нее новые мотивы и в своих композициях отводила особенно видное место фантастическим фигурам животных. В готическом О., явившемся на смену романского, преобладающее значение получили снова растительные формы, сперва в сильно-фантастической, а потом в натуралистической обработке, которая под конец превратилась в капризную игру вычурностями и пустую забаву. В XV ст. итальянское Возрождение возвратило О. к простоте и благородной стильности долго забытых и заброшенных памятников греко-римского декоративного искусства, которые приобрели теперь значение образцов, единственно достойных подражания. Художники Италии пересадили призванный снова к жизни стиль во Францию и Германию. Первая из этих стран долго следовала ему неуклонно, порой внося в него черты, обусловливаемые национальным вкусом; вторая разрабатывала его более свободно, в натуралистическом духе, с припоминанием готических преданий. Дальнейшее уклонение в сторону натурализма и, вместе с тем, усиленное стремление к роскоши представляет нам орнаментика позднего Возрождения, эпоха стилей барокко и рококо, следовавших один за другим. Гоняясь за пышностью и блеском, О. барокко нередко впадает в неосмысленную обремененность и крайнюю напыщенность, тогда как стиль рококо отличается причудливостью и игривостью форм, не лишенных, однако, своеобразной грации. Реакцией против разнузданности этого стиля явилась сперва чопорная и некрасивая орнаментика так наз. париковского стиля, а потом мнимо-близкое, но на самом деле манерное подражание античным образцам, характеризующее стиль первой французской империи. Царство этого стиля окончилось вскоре после падения Наполеона. В орнаментике 1815— 7 0 гг. наблюдаются неустойчивость, спутанность принципов, робость и холод. Только после того, как художники, благодаря новейшим успехам образованности и в особенности распространению специальных училищ и изданий, стали, с одной стороны, более внимательны, чем их предшественники, к памятникам своего старинного искусства, а с другой — более основательно знакомы с художественными произведениями чужих стран и античного мира, — архитектура и орнаментика вступили на широкий, свободный путь. Стили всех эпох — Возрождения, барокко, рококо, империи, византийский, арабский, романский, готический и пр. применяются к делу, смотря по роду задачи, по большей части уместно, правильно, без примеси элементов, нарушающих их характер, причем внимание, главным образом, обращается на общий эффект декоративной композиции, основанный столько же на рисунке, сколько и на вкусных сочетаниях красок. Современная орнаментика не гнушается даже, когда это может содействовать упомянутому эффекту, почерпать для себя данные из самородного искусства крайнего Востока — Китая и особенно Японии, которая с незапамятных времен создала у себя декоративный стиль, нисколько не похожий на все европейские ни по принципам, ни по формам и краскам, но тем не менее чрезвычайно живой и изящный. Ср. G. Semper, «Der Stil in den technischen und tektonischen Kü nsten;» (2 изд., Мюнхен, 1879, в 2-х ч.); Jacobsthal, «Grammatik der Ornamente» (2 изд., Берлин, 1879); Owen Jones, «The grammar of ornament» (Лондон, 1856; нем. изд. Лейпциг, 1865); Racinet, «L’Ornement polychrome» (Париж, 1881—87); Li èvre, «Les arts décoratifs a toutes les é poques» (Париж, 1873); Ch. Blanc, «Grammaire des arts d é coratifs» (Париж, 1882); Kanitz, «Katechismus der Ornamentik» (4 изд., Лейпциг, 1891); Riegl, «Stilfragen, Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik» (Берлин, 1893); H. Mayeux, «La composition d é corative» (Париж, 1884), F. S. Meyer, «Systematisch geordnetes Handbuch der Ornamentik» (Лпц., 1895).