Что значит слово оферта в договоре
Про оферту простыми словами
Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:
Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают.
Оферта превращается в договор в момент её акцепта.
Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату.
Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:
Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.
Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.
Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.
Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:
Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.
По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.
Публичная и непубличная оферта
Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.
Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.
Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.
А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт.
Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.
Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.
Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.
Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором.
Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.
Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю».
Пример, когда реклама не оферта
Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему 😦) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.
Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как изменить и отменить оферту
Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:
После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Павел Мищенко
Управляющий партнер Runetlex
Когда покупатель оформляет заказ в интернет-магазине, он соглашается на условия покупки, которые предлагает магазин. Юристы называют это «акцептовать оферту».
Кроме интернет-магазинов, оферту используют другие бизнесы: например, онлайн-школы и транспортные компании. Рассказываем, что такое оферта и как ее оформить, чтобы не возникло проблем с покупателями и законом.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор на конкретных условиях. Условия прописаны в самой оферте и менять их нельзя, можно принять или не принять.
✓ На сайте интернет-магазина продается книга за 500 ₽ — это оферта.
✓ Бумажный ценник в книжном — это тоже оферта.
✘ Блогер написал, что размещает у себя в канале рекламные посты, но не указал ни цену, ни правила размещения — это не оферта, потому что непонятно, что будут включать эти рекламные посты. С каждым рекламодателем блогеру нужно будет подписывать договор.
Оферта имеет силу, если в ней прописаны существенные условия для заключения договора. Существенные условия зависят от предмета договора: например, если речь о договоре на выполнение работ, цена — не существенное условие, ее не обязательно указывать, а срок нужно указать, это существенное условие.
Как принять оферту
Чтобы принять оферту и начать сотрудничество, не нужно подписывать договор. Как правило, достаточно выполнить действие, которое подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты — например, оплатить заказ или зарегистрироваться на сайте. Такое действие называется акцепт.
Что считать акцептом в каждом конкретном случае, написано в самой оферте.
Акцепт должен быть внятным и однозначным. Для клиентов-физлиц иногда достаточно поставить галочку или оставить контактные данные.
Для работы с бизнесом это не подойдет. Допустим, представитель заказчика нажал галочку «Согласен с условиями». Поставщик выполнил свою часть договора и ждет оплаты. Заказчик может отказать, и у него будет веский аргумент: договор не подписывали, а у человека, который акцептовал оферту нажатием галочки, не было на это полномочий.
Бизнес должен акцептовать оферту от имени компании, а не сотрудника. Однозначным акцептом в этой ситуации может стать скан письменного согласия с печатью и подписью директора или оплата с расчетного счета компании.
Варианты акцепта для физлиц и бизнеса
Для физлиц | Для бизнеса |
---|---|
Оплатите заказ |
Подтвердите кодом из СМС
Оформите заказ
Пришлите согласие с подписью и печатью
Чем оферта полезна бизнесу
Оферта упрощает жизнь бизнесу, облачным сервисам и интернет-магазинам, а для последних стала обязательной. Она помогает сэкономить время на заключении договора, защищает и покупателей, и сам бизнес и помогает избежать проблем с законом.
Помогает сэкономить время. Не нужно согласовывать условия с каждым новым клиентом и тратить время на подписание и пересылку бумажных копий договора. Как только клиент акцептовал оферту, можно приступать к работе.
Можно использовать и оферту, и бумажный договор. Оферту предлагать по умолчанию, а бумажный договор — самым несговорчивым клиентам.
Защитить покупателей. В оферте публикуются все важные условия покупки. Например, из оферты клиент может узнать, кто отвечает за доставку товара: продавец или транспортная компания, как только заказ покинет склад продавца.
Соблюсти закон и защитить бизнес от штрафов. С 1 января 2021 года все интернет-магазины обязаны публиковать оферту. Покупатель должен ее видеть при оформлении заказа.
Оферту должны публиковать все интернет-магазины, даже те, что работают через соцсети, а сайта у них нет.
Если интернет-торговец не публикует оферту, ему грозит штраф до 40 000 ₽.
Защитить бизнес от несправедливых претензий покупателей. Бывает, что услуга или товар не оправдывает ожиданий клиента не по вине поставщика. Например, компания подключила SIP-телефонию, но использует бесплатное приложение, поэтому качество связи хромает, а некоторым клиентам вообще не удается дозвониться. Чтобы претензий от таких контрагентов было меньше, оператор телефонии пишет в оферте, что не отвечает за качество связи, если клиент сам настраивал сервис.
Виды оферты
Оферты бывают для всех или для одного адресата — публичная или непубличная.
Публичная оферта не имеет конкретного адресата. Это предложение для всех, кто согласен работать на условиях, которые описаны в оферте. Например, меню ресторана — это публичная оферта.
Непубличную, или простую, оферту направляют конкретному человеку или компании. Например, краснодеревщик написал письмо руководителю интернет-магазина мебели и предложил купить книжный шкаф собственного производства за 250 000 ₽.
Счет-оферта. Если в документ непубличной оферты включить счет на оплату, получится счет-оферта, ее используют в сделках на небольшие суммы. Это документ, который может заменить счет и договор. В счете-оферте указывают название товара, работы или услуги, количество и стоимость, реквизиты сторон и условия сотрудничества. Чтобы заключить договор, нужно подписать счет-оферту и оплатить.
В теории права есть несколько разновидностей непубличной оферты: твердая, свободная и безотзывная. Но в гражданском кодексе и на практике используются только публичная и непубличная оферта, поэтому мы не будем углубляться в теорию.
Когда оферта подойдет
Публичная оферта подходит для продажи товаров и услуг, когда условия для всех одинаковые.
Онлайн-обучение. Для онлайн-школ без образовательной лицензии — это предложение ко всем желающим купить конкретный курс на указанных условиях.
B2B-продажи. Оферту иногда используют при работе с бизнесом. Например, это удобно для транспортных компаний и облачных сервисов — email-платформ и CRM.
Еще оферта используется в облигациях и в госзакупках малого объема. В рамках этой статьи мы не будем разбирать эти понятия.
Когда оферта не подойдет
Кажется, что оферта — универсальный инструмент, которым всегда можно заменить договор, подписанный сторонами. Но это не так.
Оферта не заменит договор в таких случаях:
Когда нужно написать «не является публичной офертой»
«Не является публичной офертой» обычно пишут на рекламе. Реклама — это не оферта, не предложение купить, а приглашение к переговорам. Цель рекламы — привлечь внимание к товару. Например, когда размещают на плакате неузнаваемый ноунейм-смартфон и пишут «Цена от 5000 ₽», — это реклама.
Когда покупатель приходит в магазин, он видит, что есть смартфоны с ценником 5000 ₽, а есть — по 150 000 ₽. Это уже оферта.
Чтобы покупатели не думали, что все смартфоны в этом магазине стоят 5000 ₽, на плакате есть примечание «предложение не является публичной офертой». Но оно не спасет, если продавец использовал в рекламе фото Айфона последней модели: придется продавать Айфон за 5000 ₽.
Что включить в публичную оферту
Оферта — документ, который содержит существенные условия сделки. У каждого бизнеса свои условия и потенциально спорные моменты, которые могут вызвать разногласия с клиентами. Мы собрали основные пункты, которые стоит продумать в оферте: информация о продавце, о предмете соглашения, условия акцепта, условия доставки товара или оказания услуги, ответственность сторон.
Информация о продавце. В оферте нужно указывать реквизиты организации и ее название с организационно-правовой формой — ООО или ИП. Если сделать не так, оферта не будет иметь силы.
Ограничения для покупателей. Если товар или услуга для определенного типа клиента, это тоже нужно прописать в оферте. Например, курьерская служба Pony Express работает по оферте с юрлицами, вот как она написала об этом:
Настоящий договор является официальным предложением (публичной офертой) акционерного общества «ФРЕЙТ ЛИНК» (далее — «Исполнитель») для юридического лица (далее — «Заказчик»), которое принимает настоящее предложение на указанных ниже условиях.
Нельзя ограничивать клиентов по социальному статусу, полу, вероисповеданию и другим критериям, которые могут расценить как дискриминацию.
Информация о товаре или услуге. Перечислите категории товаров или виды услуг, которые оказываете, и какие характеристики пишете. Например, точные размеры посудомоечной машины — неоспоримая характеристика, ее нужно написать. А если написать про материал «приятный на ощупь», это может вызвать разногласия: у людей разные представления о том, что приятно.
В оферте стоит предупредить, что цвет товара может отличаться от изображенного на фотографиях. Такой дисклеймер снимет большинство возражений клиентов, которые могут возникнуть: товары действительно редко по цвету соответствуют фото.
Условия акцепта оферты. Чтобы клиенты понимали, что нужно сделать для заключения договора, напишите об этом в оферте. Это может быть оплата, передача посылки, нажатие галочки возле фразы «Принимаю условия публичной оферты».Нельзя делать акцептом неподходящие действия. Например, факт прочтения оферты не может быть ее акцептом.
Обязанности и ответственность сторон. Бывают ситуации, когда качество поставляемой услуги зависит не только от исполнителя, но и от внешних факторов. Например, стабильность интернета зависит не только от провайдера, но и от роутера клиента. Провайдер не может отвечать за качество связи, которую дает неподходящий роутер. Если провайдер в оферте укажет список сертифицированных роутеров, претензии клиентов, использующих роутеры не из списка, будут несостоятельными.
В оферте о продаже товара нужны условия доставки и возврата.
Условия доставки. Если магазин отправляет заказы Почтой России, пропишите, кто несет ответственность за заказ после передачи перевозчику. Например, магазин авторской керамики отправил заказчику вазу, по дороге ваза разбилась. Магазину не придется компенсировать потери клиента из своего бюджета, если прописать в оферте, что с момента передачи почте за целостность заказа отвечает она.
Условия возврата товара. Когда клиент возвращает товар надлежащего качества, он имеет право получить обратно всю сумму за товар. У магазина есть законная возможность сократить сумму возврата: прописать в оферте, что при возврате из стоимости товара вычитаются расходы на интернет-эквайринг.
Если оферта на оказание услуг, обязательно укажите:
Если эти моменты не прописать в оферте, заказчик может позже начать требовать деньги за неоказание или некачественное оказание услуги.
Где разместить оферту
Оферту нужно опубликовать так, чтобы клиенты видели ее при оформлении заказа. Если покупатель не видит оферту, он не может ее акцептовать. И ссылаться на такой документ в случае разногласий не получится.
Если у компании есть сайт, ссылку на оферту размещают на одном из этапов процесса покупки: например, на шаге, где нужно заполнить контактные данные, или на шаге с выбором способа доставки.
Дополнительно ссылку на оферту можно найти в подвале сайта.
Если сайта нет и продажи только через соцсети, можно оформить оферту в гугл-доке и дать ссылку в описании профиля. Если бизнес работает через ВКонтакте, ссылку на оферту можно прикрепить в описании сообщества — главное, чтобы клиенты легко могли найти документ.
Как отменить или изменить оферту
Отменить оферту или изменить ее условия можно до акцепта и только для всех сразу. Изменения не подействуют лишь для тех, кто уже акцептовал условия в предыдущей версии, но еще не получил товар или услугу.
Если в продуктовом магазине случилась переоценка, но у творога забыли поменять ценник, придется продать творог по старой цене, даже если в прайс-листе он уже в два раза дороже. Отказать покупателю, которому так повезло, тоже нельзя.
Онлайн-школа или сервис по подписке тоже могут менять условия оферты, но лучше предупреждать об изменениях заранее, хотя бы за пять дней. Условия — это сроки доступа и формат обучения. А вот цену для тех, кто уже учится или оплатил курс, менять нельзя.
Например, онлайн-школа объявила, что через неделю стоимость доступа к лекциям будет выше. Если клиент оплатил годовую подписку или подписал оферту с фиксированной стоимостью, для него стоимость останется прежней, даже если он платит ее помесячно.
Отменить акцептованную оферту нельзя, придется расторгать договор. Правила расторжения договора тоже нужно прописать в оферте.
Какие бывают ошибки при подготовке оферты
Самая распространенная, но формальная ошибка — назвать оферту «Договор-оферта» или «Договор оферты». Оферта — это предложение заключить договор. Получается «Договор-предложение заключить договор». Это неграмотно, но на силу оферты не влияет.
Существуют ошибки, которые могут стоить бизнесу денег.
Смешать лицензию и услуги. Это важно для онлайн-курсов, школ и других компаний, которые предоставляют образовательные услуги или работают по подписке. В оферте нельзя использовать оба термина, потому что лицензионный договор и договор услуг — это принципиально разные документы. И порядок расторжения у каждого свой.
Например, если онлайн-школа работает по договору оказания услуг, клиент может отказаться от него в любой момент и потребовать свои деньги обратно. Подробно писали об этом в статье «Клиент хочет вернуть деньги за онлайн-курс. Можно ли возместить не всю сумму?»
Скопировать чужую оферту. Если скопировать текст чужой оферты и невнимательно заменить текст или вообще его не менять, может получиться бесполезный документ. Например, останется не то юридическое наименование или недействующие условия сотрудничества. Такая оферта не защитит бизнес в случае разногласий с клиентами, ведь ее условия не совпадают с действительностью.
Указать на сайте и в оферте разную информацию. Обычно клиенты ищут информацию о доставке в разделе сайта, который так и называется — «Доставка». Если в оферте написано, что доставка до семи дней, а в разделе «Доставка» — до четырех, может возникнуть спор с клиентом. Если дойдет до суда, неизвестно, какую информацию суд признает актуальной.
Включать условия, которые противоречат законодательству. Нельзя менять условия уже акцептованной оферты. Если в оферте написано, что цена оплаченного, но еще не доставленного товара может измениться курса доллара, это ничего не значит — продавцы не имеют права так делать.
Прием платежей в онлайне с Тинькофф Кассой
Принимайте оплату где удобно: на сайте, в приложении, в переписке.
Все виды платежей: Visa, Mastercard, «Мир», Google Pay, Apple Pay, СБП.
Поможем интегрировать прием платежей с облачной онлайн-кассой.
Зачем бизнесу нужна оферта и как грамотно её составить — инструкция от юриста Статьи редакции
Юрист и руководитель «Центра управления законом» Владимир Беляев подготовил для блога «Модульбанка» два материала об особенностях составления оферты на продажу услуг клиенту. Автор объяснил, зачем нужна оферта, в чём её отличия от договора на оказание услуг и привёл инструкцию по составлению оферты. Редакция vc.ru публикует оба материала.
Если вы продаете телефоны, уроки по Skype или самодельную мебель, вы обязаны подписать договор с клиентом. Если договора нет, Роспотребнадзор оштрафует за нарушение прав потребителей, а клиент не поймет, за что платит.
Еще без договора сложно договориться: кто-то обязательно о чём-то забудет, а сослаться будет не на что.
Репетитор: Ваня, я предупреждал, что если ты отменишь занятие за два часа, я не верну деньги за урок.
Ваня: Да нет, не было такого.
Репетитор: Ваня, мы же договаривались по телефону!
Ваня: Не помню такого. Договора нет, верните деньги.
Хорошая новость: не обязательно встречаться с клиентом, чтобы подписать договор. Подойдет, если клиент оплатит покупку на сайте и при оплате поставит галочку «Согласен с офертой». Плохая новость — это подходит не всем.
Оферта — это предложение заключить договор. Предлагать договор можно, как угодно.
Юрист сидит в кафе и говорит по телефону: «Час устной консультации стоит тысячу рублей, оплату принимаю по карте». Это оферта.
Потом юрист отложил телефон и написал электронное письмо: «Проконсультирую об исключительном праве на произведения за тысячу рублей. Платить на счет через «Яндекс.Деньги»». Это тоже оферта.
Юрист закрыл ноутбук. Его замечает бывший однокурсник, подходит и спрашивает о консультации. Юрист пишет на салфетке «Час устной консультации стоит 1000 рублей, оплату принимаю по карте». И это оферта.
Чтобы оферта была документом, а не просто разговором или письмом, в ней должно быть всё то, что важно для договора. Юристы называют это существенными условиями. Какие условия считаются существенными и как составить оферту, мы расскажем ниже. А сейчас вводим в тему, поэтому вот главное правило:
Если оферта отвечает на вопросы «кто что когда и как делает» и «сколько это стоит и как проходит оплата» — она законна. Её примет клиент, Роспотребнадзор и суд.
Часто компании пишут на сайте: «Работаем по договору-оферте» или «по договору оферты». Это ошибка. Договор и оферта — это разные термины: договор — соглашение сторон, оферта — приглашение его заключить.
Нельзя смешивать термины, а то будет недопонимание. Клиент оплатит услугу и будет ждать курьера с договором. А потом нажалуется в Роспотребнадзор. Скорее всего, компания отобьется, но разбирательство отнимет время. Проще использовать правильный термин: либо оферта, либо договор.
Оферта — это приглашение к договору
Оферта — не договор, а только приглашение его заключить. В магазине стоит телевизор и на нем ценник «7500 рублей» — это оферта. Но пока клиент не примет её условия, оферта не станет договором.
Принять условия оферты — не значит подписать её вживую и поставить печать. Подойдет любое действие клиента, которое покажет, что клиент согласился с условиями оферты. Часто компании используют факт оплаты покупки или регистрацию на сайте. На языке юристов это называется «акцептом».
Магазин продает бытовую технику. В оферте магазина могут быть такие фразы:
Оплата товара подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты.
Договор купли-продажи считается заключенным, когда магазин отправит клиенту уведомление о получении денег. Уведомление приходит на электронный адрес, который клиент указал при оплате.
Школа английского языка предлагает уроки в записи. Школа может написать:
Договор считается заключенным с момента регистрации на www.english-school.ru. Регистрация означает ваше согласие с условиями оферты. При регистрации вы заполняете форму школы и подтверждаете, что написали действующий контактный телефон и адрес электронной почты.
Условия оферты можно менять в любой момент. Но новые условия действуют только на новых клиентов. Если клиент согласился со старой офертой, для него условия не меняются. Как только клиент принимает оферту, компания и клиент обязаны её выполнять.
Магазин продает телевизоры. В понедельник телевизор «Радуга» стоил 7500 рублей. Иван оформил заказ, нажал галочку «Согласен с офертой» и вызвал курьера с Радугой на вторник.
Во вторник магазин поднял цену до 10 тысяч рублей, но Ивану нет до этого дела. Иван принял оферту в понедельник, поэтому для него действует цена понедельника — 7500 рублей.
В обратную сторону правило тоже действует. Если во вторник магазин снизил цену на две тысячи, Иван всё равно заплатит 7500 рублей — столько, сколько телевизор стоил, когда Иван подписал оферту.
Совет. Используйте оплату как подпись клиента на оферте или, на языке юристов, акцепт. Это надежно. При спорах вы докажете, когда клиент оплачивал покупку и с какой офертой соглашался.
Оферта станет договором после оплаты покупки
По закону, кто угодно может работать по оферте, ограничений нет. Оферта используется в тех же случаях, что и договор — когда вы что-то продаёте.
Оферта подходит для типовых услуг и товаров, которые продаются массово: телефоны, подписка на новости, шаблоны договоров, доставка плова из ресторана — всё, что не требует индивидуального подхода к клиенту.
Правило такое: если условия покупки одинаковые для всех клиентов, готовьте оферту, если нет — договор под каждого клиента.
У школы английского языка две услуги: живые курсы для групп и записанные уроки на сайте.
Записанные уроки одинаковы для всех учеников. Ученик оплачивает доступ на месяц, смотрит запись, потом проходит тест на сайте. Преподаватель не меняет программу, если урок слишком сложный или скучный. Для продаж таких уроков подходит оферта.
Живые курсы отличаются от группы к группе. Одна группа занимается, чтобы читать английскую прозу в оригинале. Поэтому преподаватель включает в программу Шекспира и предлагает читать пьесы по ролям.
Вторая группа готовится сдавать TOEFL — международный тест на знание языка. Преподаватель разбирает вопросы из тестов, учит понимать задания и воспринимать текст на слух.
Группы занимаются по-разному, поэтому школа готовит договор под каждую группу.
Оферта незаконна для товаров и услуг, которые нельзя продавать в интернете: алкоголь, табак, лекарства нетрадиционной медицины, услуги сетевого маркетинга, танки, яды, автоматы для казино, предсказания, бриллианты и поддельные дорожные знаки.
Ограничение устанавливает государство, платёжные системы и банки. Список ограничений может меняться, поэтому следите за законами. Например, в марте 2016 года правительство обсуждало возможность разрешить продажу алкоголя в интернет-магазинах.
Совет. Прежде чем использовать оферту, убедитесь, что вы предлагаете одинаковые условия для всех клиентов. Проверочный вопрос такой: «Я буду менять условия покупки под клиента?». Если будете, то используйте договор. Если нет — подойдет оферта.
Условия оферты одинаковые для всех клиентов
Бухучет для оферты такой же, как для договора. Налоговый кодекс не разделяет доход по оферте и договору, важна только система налогообложения.
Вы предприниматель на упрощёнке 6%, получаете в месяц 100 тысяч рублей. Ваш налог за квартал — 18 тысяч рублей, и не важно, как пришли деньги — по оферте или договору.
Документы для налоговой такие же, как для бумажного договора. Когда приходят деньги, вы подтверждаете, что клиент за них что-то получил. Для этого с клиентом надо подписать акт или товарную накладную.
Совет. Если вы на общей системе налогообложения, подписывать акты и накладные у клиентов обязательно. Так вы обоснуете доход компании, рассчитаете налоги и сдадите налоговую декларацию.
Для остальных систем нужны только накладные, если вы продаете товар, а от актов для услуг и работ можно избавиться.
Если вы индивидуальный предприниматель или ваша компания работает с физлицами, выставлять акты необязательно.
У вас две задачи — показать налоговой, на каком основании вы получили деньги, и подтвердить, что клиент доволен услугой. С первой задачей справится оферта, если в ней есть ваши реквизиты и её акцептовал клиент.
Со второй — строчка в оферте. Можно написать так: «Исполнитель и клиент не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг». Это законно. Юристы называют такое подтверждение «конклюдентное действие».
Фраза не избавит от споров с клиентом: если компания привезет телефон с браком или видео-урок не откроется — придется заменить товар или вернуть деньги. Но у налоговой вопросов не будет.
Если у вас компания, вы работаете с предпринимателями и юрлицами, используйте право на молчание: выставляйте акты, но не бегайте за подписью клиента. Правило такое: клиент получил акт и молчит, значит, доволен качеством. Формулировка в оферте может быть такой:
«Исполнитель выставляет акт каждый месяц до пятого числа. За пять дней заказчик принимает работу, подписывает оба экземпляра акта и возвращает один из них исполнителю.
Если заказчик не вернул акт за пять дней и не выставил письменную претензию по объёму, своевременности и качеству оказанных услуг, указанные в нём работы считаются выполненными качественно и вовремя, а их результат — принятым».
Такая фраза устроит налоговую: первичный документ для учета есть — это ваш экземпляр акта, факт оказания услуги подтверждает молчание клиента и отсутствие претензии. Если клиент пришлет акт — хорошо, нет — и бегать за ним не надо.
Еще стоит подстраховаться от недобросовестных клиентов. Представьте, клиент оплатил консультацию юриста по Skype, юрист её провел, а клиент говорит, что нет — не было такого, и требует вернуть деньги. Акт он не видел, и компания его обманула.
Чтобы такого не случилось с вами, отправляйте акты «Почтой России» и сохраняйте номер почтового отправления. Если клиент пожалуется Роспотребнадзору или суду, вы докажете, что акт отправляли, и клиент мог его оспорить.
Правило: клиент не присылает акт, значит, всё в порядке
С офертой вы быстрее получите деньги. В отличие от договора, оферту не надо подписывать вживую, клиенту достаточно оплатить покупку.
Ирина записала видеокурсы по бухгалтерии и продаёт их начинающим бухгалтерам.
Если Ирина работает по бумажному договору, продажа будет такой: 100 клиентов оставляют заявку на курс, Ирина распечатывает и подписывает 100 договоров, курьер развозит их по клиентам.
Клиент подписывает два экземпляра, курьер забирает один и отвозит обратно Ирине. И так сто раз. Ирина наняла студента на развозку договоров, одна поездка обошлась в 250 рублей.
Клиент оплачивает курс после подписи договора, поэтому от заявки до оплаты проходит неделя и больше. Ирина несколько недель ждала оплаты и потратила 25 тысяч рублей на доставку.
Если Ирина работает по оферте, процесс короче: 100 клиентов выбирают курс, оплачивают на сайте и всё — Ирина получает деньги.
Договор для типовых услуг — помеха: компания с задержкой получает деньги и рискует потерять клиента, пока тот ждет договор, а клиенту приходится дольше ждать покупку.
Оферта защищает компанию. Оферта — это официальный документ. Если напишете, что не отвечаете клиентам после семи вечера, а клиент это подпишет, условие законно. Клиенты всё равно могут звонить после семи, но у вас будет право не отвечать.
Используйте оферту, чтобы зафиксировать права и обязанности: что делаете вы и клиент, и при каких обстоятельствах.
Максим продает диетические блюда с доставкой на дом. Он написал в оферте:
«В состав продуктов включены ингредиенты, которые вызывают аллергию. Для каждого блюда на сайте указан его состав. Когда покупатель делает заказ в интернет-магазине, он подтверждает, что прочитал и понял состав блюд.
Покупатель обязан до покупки блюда узнать у врача, какие продукты вредны для здоровья, в том числе, из-за аллергии, беременности, диабета. Если есть ограничения по продуктам, прочитать состав блюд и не заказывать блюда, опасные для здоровья».
Если у покупателя аллергия на орехи, а он закажет салат с кешью, Максим не будет оплачивать лечение клиента.
Совет. Задача оферты — защитить вас от скандальных и невнимательных клиентов. Поэтому в оферте должно быть всё, что клиент может неправильно понять. Чтобы ничего не пропустить, продумайте весь ход работы с клиентом, найдите опасные места и опишите их.
Описывать можно любыми словами, главное конкретно. Максим из нашего примера может описать пункт так:
«Срок годности продуктов, которые мы привозим, истекает не раньше, чем через неделю. Если клиент обнаружит продукт, у которого до конца срока годности осталось меньше семи дней, мы возместим стоимость продуктов, но не больше 1000 рублей за один продукт».
Список потенциальных проблем составляйте до того, как попросите юриста подготовить оферту. Ответственный юрист спросит о проблемах, и вы сэкономите время — сразу отдадите список.
Если юристу всё равно и он не задает вопросы, список тем более пригодится. Без него юрист составит стандартную оферту, которая подойдёт любой другой компании из вашей сферы. Такая оферта хуже защищает от рисков.
Максим продаёт блюда с доставкой на дом. Курьеры иногда опаздывают на полчаса, клиенты злятся, грозят жалобами в суд и Роспотребнадзор. Максим решил предупредить клиентов о задержке.
Сначала в оферте такого пункта не было, поэтому Максим дописал: «При заказе блюда клиент указывает двухчасовый интервал для доставки. Курьеры стараются приехать вовремя, но могут задержаться. Если курьер задерживается, он звонит клиенту и договаривается о новом времени доставки».
Теперь, если клиент пожалуется, Максим докажет, что предупреждал о возможных задержках.
Стандартная оферта не включает особенности компании. Чтобы оферта помогала при спорах, потратьте время на список потенциальных проблем и опишите их в оферте.
Оферта защищает от рисков
Оферта полезна компании и клиентам. Компанию она защищает от рисков и экономит деньги, а клиенты с офертой понимают, за что платят и какие получают гарантии. Чтобы это сработало, оферту нужно грамотно составить.
Оферта — это предложение заключить договор. Поэтому в ней должны быть условия этого договора: что клиент покупает, как получает заказ, сколько товар стоит и как оплатить. Юристы называют такие условия существенными, без них оферта незаконна.
Проблема в том, что единого списка существенных условий для оферты нет. Условия зависят от предмета договора, и часто от мнения суда. Но обычно в оферте должны быть:
описание компании и клиента;
описание товара или услуги;
условия покупки. Стоимость, способы оплаты, условия возврата, замены, доставки;
условия оферты. Как клиент принимает оферту и когда меняются её условия.
Дальше всё зависит от того, что и кому вы продаёте. Если товар, существенные условия смотрите в требованиях к договору купли-продажи, если услуги — к договору подряда. Требования описывает вторая часть Гражданского кодекса. Каждая глава этой части — о конкретном типе договора, например, о договоре купли-продажи, подряда, поставки или аренды.
Чтобы составить список существенных условий для клиентов-физлиц, понадобится ещё два документа: закон о защите прав потребителей и правила продажи отдельных видов товаров. Если продаете через сайт, смотрите постановление о дистанционной торговле.
Для оферты нужны сведения о компании: название, ФИО генерального директора, реквизиты счёта, контакты. Так компания подтверждает, что это она отвечает за качество мебели, консультаций, уроков — всего того, что клиент покупает по оферте. Куда ставить сведения — неважно.
Совет. Разделите сведения на две части: в начале оферты — название компании, всё остальное — в конце. Так клиент не будет путаться в ОГРН и ИНН и быстрее перейдет к условиям покупки. Варианты для начала оферты:
ООО «Шмель», ОГРН 123456789121, ИНН 1234567, КПП 123456780, в дальнейшем именуемое Школа, в лице исполнительного директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании доверенности № 12/34 от 1 января 2017 года, публикует настоящий договор на оказание услуг по дистанционному обучению английскому языку, являющийся публичной офертой (предложением) в адрес физических лиц (далее клиент)
Школа английского языка «Шмель» предлагает заключить договор на условиях оферты
Все реквизиты будут в конце:
Нижняя Ивановская ул., 10, стр. 1
г. Москва, Россия, 123456
ИНН 1234567, КПП 123456780
«Балтийский банк» (ОАО), г. Москва
К/с 12345678911234567891, БИК 123456789
Генеральный директор: Обучаев Иван Иванович
Оферта объясняет, кто вправе купить товар на условиях из оферты: физические лица, компании, индивидуальные предприниматели.
Совет. Если ваши клиенты — не все физические лица или компании, сузьте круг клиентов. Например, у вас школа английского, но вы занимаетесь только с продвинутыми учениками. Мужчина, который учил английский в школе, зайдёт на сайт, примет условия оферты и потребует учить его. Чтобы такого не случилось, напишите, кто именно ваш клиент.
Клиенты — физические лица
Клиенты — физические лица, которые отправили заявку на обучение через сайт www.shmel.ru, и прошли собеседование с представителем школы по электронной почте shmel@shmel.com
Главное — не нарушать статью о дискриминации. По статье нельзя ограничить круг клиентов из-за пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, происхождения, семейного и социального положения, религии, места жительства, принадлежности или непринадлежности к каким-либо социальным группам. Иначе компания получит штраф до 100 тысяч рублей.
Исключение — когда не все клиенты физически могут воспользоваться услугой. Гинеколог не сможет осмотреть мужчину, поэтому врач вправе написать: «Оферта адресована женщинам». То же самое с доставкой. Если курьеры развозят заказы только по Самаре, напишите об этом: «Покупатели — физические лица, которые примут заказ в Самаре».
Оферта — это предложение заключить договор, а не сам договор. Она станет договором, когда клиент примет условия или, на языке юристов, акцептует. Без акцепта клиент не обязан платить за покупку.
Совет. В качестве акцепта выбирайте действие клиента, которое можно доказать. Для надёжного акцепта подойдет оплата за покупку: банк подтвердит, когда клиент акцептовал и какие условия оферты действовали на тот момент. Используйте фразу: «Договор заключается с момента акцепта — полной оплаты».
Компания вправе изменить условия оферты в любой момент: исключить доставку до квартиры, увеличить срок возврата товара с браком, поднять цены. Чтобы клиенты понимали, когда оферта изменится, об этом надо написать.
Компания вправе изменить оферту и договор. Изменения вступают в силу через 5 дней с момента публикации на сайте www.shmel.ru.
Изменения автоматически действуют для новых клиентов, поэтому ничего делать не надо. Если хотите, чтобы они заработали для старых — условия придется пересогласовать с клиентами и написать в оферте, как это будет. Правила пересогласования такие же, как для акцепта.
Совет. Надёжнее, если старый клиент сам соглашается на изменения, например, отправляет письмо. Тогда он не откажется платить, потому что не знал о повышении цены. В оферте это пишется так:
Компания вправе изменить оферту и договор. Компания сообщает об изменениях за 10 дней до вступления изменений в силу. Об изменениях клиент узнает по электронной почте, которую оставил при заказе. Если клиент не прислал согласие на новые условия по электронной почте за 10 дней, договор считается расторгнутым.
Еще для согласования подойдет звонок от клиента, SMS, сообщение в чате — любое действие, которое можно записать, и потом определить клиента, дату и время согласования.
Цель оферты — показать, что клиент получит после оплаты. Если яблоки, то сколько и какого сорта; если консультацию — от кого и по какой теме. Вот основные требования к описанию:
Для товара. Вес, размер, упаковка, цвет, особенности формы, условия хранения, из чего сделан, производитель, использовался раньше товар или нет, ремонтировался, срок годности и гарантии, правила безопасного использования и ограничения, сертификат качества.
Для услуги. Квалификация или должность сотрудника, который оказывает эту услугу; как выглядит результат услуги — пример урока, консультации, макета визитки; за какое время оказывается услуга — юрист отвечает на вопрос за день, урок идет 60 минут.
Совет. Необязательно описывать всё в оферте, можно сослаться на страницу сайта. Подойдут фразы:
Предмет договора — розничная продажа техники через сайт www.dom.ru. Товары описаны в разделе «Каталог».
Программа уроков: темы, сроки, учебные материалы — в приложении к оферте, по ссылке www.shmel/programma.ru/
Чтобы оферта была законной, подробно описывайте товары на сайте. Чем подробнее опишете, тем меньше времени потратите на разбирательства с клиентом и госорганами. Для примера смотрите каталог сайта Ozon.
Правило к цене такое: клиент должен понять стоимость заказа с учетом доставки, процентов за рассрочку, скидок и любых условий. Если доставка на следующий день стоит в два раза дороже, предупреждайте клиентов. Описать условия можно так:
Курьер привозит заказ за 7 рабочих дней. Доставку быстрее 7 рабочих дней клиент оплачивает отдельно. Тарифы на доставку — на сайте, в разделе «Доставка».
Стоимость товара не включает комиссию банков и платёжных систем. Комиссию клиент оплачивает сам и за свой счёт. Узнать комиссию можно при оплате покупки.
Совет. Не пишите на сайте «Сайт не является публичной офертой». Компании используют такую фразу, чтобы защититься от ошибок. Мол, если на сайте «Холодильник за 1000 рублей» вместо «10 тысяч», и клиент принял оферту, магазин не обязан продавать за тысячу. Но это не работает.
Сайт с описанием товара, ценой, условиями доставки и возврата — это оферта, поэтому клиент вправе получить товар на условиях с сайта. На сайте холодильник за 1000 рублей — магазин обязан продать за тысячу. Если клиент подаст иск, суд его поддержит. Вместо фразы «Сайт не является публичной офертой» лучше проверять цены на сайте. Так надёжнее.
Если описание цены занимает страницу и больше, не включайте его в оферту. Оферту сократит ссылка на сайт: «Стоимость товара указана в разделе «Каталог»».
Опишите способы оплаты: наличными курьеру, картой у курьера или на сайте, по счёту — все способы, которые есть у компании. Можно использовать формулировку: «Клиент оплачивает товар по безналичному расчету, на сайте или через терминал курьера».
Оферта объясняет, как клиент получит заказ — на почте, дома, из пункта самовывоза, срочной доставкой, и на каких условиях. Если есть ограничения или дополнительные требования, описывайте их тоже:
Курьер передает товар лично покупателю. Если за клиента товар получает другой человек, клиент должен позвонить в компанию и предупредить об этом. Без предупреждения курьер не отдаст товар. Новое время доставки клиент должен согласовать с компанией сам, по телефону или почте.
Совет. Подстрахуйтесь, если товар привозит не ваша компания, а служба доставки. Тогда перед клиентами, судом и Роспотребнадзором будет отвечать служба, а не вы. Подойдёт фраза:
Товары развозит транспортная компания ООО «Быстро». Она отвечает за срок доставки и отсутствие повреждений товара во время доставки.
Если вариантов доставки много, не включайте их в оферту. Для описания подойдёт ссылка на сайт: «Условия доставки описаны на сайте в разделе «Доставка»».
Компания обязана описать, как вернуть товар с браком, обменять на другой или отказаться от товара и забрать деньги, где и как с ней судиться. Требований к описанию нет, главное, чтобы клиент понял порядок действий:
Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. При конфликте клиент присылает претензию с описанием проблемы на service@shop.ru. У компании есть 30 рабочих дней на изучение претензии и ответ. Если клиента не устраивает ответ компании, клиент вправе обратиться в Арбитражный суд Москвы.
Совет. Описывайте в оферте всё, что может пойти не так: курьеры срывают сроки доставки, обещанные материалы не открываются, сайт перестаёт работать. Ваша задача — показать, что вы всё продумали и на стороне клиента.
Бухгалтерская компания, которая продает «облачную» 1С, напишет так:
Если 1С не будет работать час и больше, компания выплатит клиенту компенсацию: 1% от месячной стоимости за время, когда не работала программа. Чтобы получить компенсацию, клиент присылает письмо со скриншотом из личного кабинета, менеджер связывается за час и подтверждает компенсацию.
Подробно опишите условия, которые клиент может понять неправильно: когда отменять занятие или как узнать о проблемах с заказом. Формулировки такие:
Если ученик не подключается к Skype для занятия, преподаватель звонит ученику. Если ученик не отвечает полчаса, преподаватель засчитывает урок как проведенный.
Компания проводит на сайте профилактические работы, поэтому 1С может не работать. Профилактика длится 8 часов, компания сообщит о ней за две недели. Сообщение придет на электронный адрес, который оставил клиент при оплате заказа.
Продумайте ход работы, вспомните свои ошибки и жалобы клиентов и расскажите, как будете решать конфликты. Необязательно всё описывать в оферте: сделайте раздел на сайте и сошлитесь на него.
Заголовок. Закон не обязывает как-то называть оферту, но лучше ставить заголовок. Заголовок выручит, если вы продаете несколько продуктов на одном сайте, так клиент быстрее поймет, что покупает:
Оферта и договор для обучения на курсах
Оферта и договор на программу-тренажер для изучения слов
Акты. Этот пункт — для бухучета. Если кратко: индивидуальный предприниматель и розничная компания могут не выставлять акты. Для этого надо написать: «Компания и клиент не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг».
Защита персональных данных. Если магазин собирает электронную почту, телефон, домашний адрес, номер карты клиентов — это персональные данные, и магазин за них отвечает. Как за них отвечать, описывает закон о персональных данных — 152-ФЗ.
Принцип такой — описать в оферте, как вы используете данные клиента. Если подключаете к работе другие компании, об этом тоже надо сказать:
Покупатель разрешает продавцу обрабатывать свои персональные данные для проведения занятий и участия в программе лояльности.
Продавец вправе передавать персональные данные службе доставки.
За сохранность реквизитов банковской карты отвечает ООО «Деньги», www.money.ru.
Одной фразы в оферте мало, возможно, придется готовить положение о защите персональных данных и публиковать на сайте. Какие документы нужны и что в них писать — на сайте сервиса «Персональные данные». Там же можно бесплатно подготовить документы.
Чтобы оферта была надёжной, советуем предупреждать об условиях покупки, писать понятным языком и не выделять термины заглавными буквами. А теперь подробнее.
Привлечь внимание к условиям. Часто магазины публикуют ссылку на условия рядом с кнопкой «Оплатить», но саму ссылку не выделяют. Это законно, но опасно. Если клиенту не понравится покупка, он заявит, что условия не заметил, и пожалуется в Роспотребнадзор.
Чтобы не рисковать, сделайте подтверждение очевидным. Пока клиент сам не подтвердит, что прочел условия, деньги со счета не спишутся. Пример от сервиса по бронированию билетов «Туту.ру»:
Писать простым языком. Не все клиенты читают условия покупки: лень, некогда, польза непонятна. Чтобы клиентам захотелось читать, описывайте условия простыми словами. Писать простыми словами можно: нет закона, который требует использовать длинные и запутанные формулировки.
Составляйте оферту с заботой, как для бабушки:
Потребитель вправе уведомить компанию о недостаточном качестве товара посредством сети интернет в установленном порядке согласно закону «О защите прав потребителей».
Если телефон с браком, компания заменит телефон на другой. Для этого клиенту надо написать письмо на service@shop.ru c темой «Замена телефона».
Не писать термины с заглавной буквы. Есть оферты, где слова в середине предложения — с заглавной буквы: клиент, исполнитель, сдача и приемка работ, приложение и другие. Это термины.
Писать термины с большой буквы — юридическая традиция, а не закон. Но читать такое неудобно, заглавные буквы не дают сосредоточиться на смысле. Чтобы помочь клиенту разобраться в оферте, удалите лишние слова из предложения, выберите важное в абзаце и выделите цветом вместо заглавных букв:
По Договору Клиент обязан предоставить Компании Заявку до 5 марта
Клиент обязан предоставить компании заявку до 5 марта
Для оферты нет требований к оформлению. Можно уместить все условия на страницу, не называть пункты, а только пронумеровать и ставить их в любом порядке.
Покажем, как может выглядеть такая оферта и соберем её по инструкции. Продавец — школа английского языка «Шмель», она продаёт записанные уроки: ученики их смотрят на сайте, а потом проходят тесты.
Оферта и договор на уроки английского
Школа английского языка «Шмель» предлагает заключить договор на условиях оферты:
1. Клиенты — физические лица.
2. Предмет — уроки английского языка с тестами для проверки знаний.
3. Договор считается заключенным на неопределённый срок с момента акцепта оферты — полной оплаты услуги.
4. Школа вправе изменить оферту и договор. Изменения вступают в силу через 5 дней с момента публикации на сайте www.shmel.ru.
5. Стоимость, программа и форматов уроков — в приложении к оферте, на www.shmel/programma.ru/
6. Клиенты оплачивают уроки по безналичному расчету.
7. Школа и клиенты не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг.
8. Школа предоставляет клиентам право изучать уроки, проходить тесты и не предоставляет другие права.
9. Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. Подсудность споров — Арбитражный суд г. Москвы. Как решаются споры — в приложении к договору, на www.shmel/find-out/ru/
Нижняя Ивановская ул., 10, стр. 1
г. Москва, Россия, 123456
ИНН 1234567, КПП 123456780
«Балтийский банк» (ОАО), г. Москва
К/с 12345678911234567891, БИК 123456789
Генеральный директор: Обучаев Иван Иванович
Центр управления законом составил шаблон оферты — скачивайте его и настраивайте под себя. Чтобы было проще настроить, предлагаем готовые оферты: для курсов, двух рассылок, запчастей, сервисов Google и «Яндекса».