Что значит слово нуар
Нуар — что это такое, суть и особенности нуарного жанра и стиля.
Нуар – это «жанр» в литературе, комиксах или кино, который очень сложно определить в какие-то конкретные рамки. Так как, это понятие довольно размытое, и что бы понять суть данного стиля необходимо разобраться во всех его аспектах.
Что такое НУАР — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Нуар — это специфический «жанр» творчества, который визуально характеризуется темными тонами, жестокостью и депрессивной атмосферой.
Происхождение слова «нуар».
Само слово Нуар (noir) пришло из французского и дословно переводится как «черный». В контексте кинематографа имеет определение – «черное кино». И именно французы ввели это понятие для категории фильмов отличающихся от всех остальных, большим количеством темных кадров и цинизма в сюжетной линии.
Даже по поводу самого термина — нуар, критики не могут прийти к согласию, жанр это или визуальный стиль который задает тон и настроение произведению.
Основные признаки нуарных фильмов:
Стоит отметить, что данные критерии являются весьма условными, к примеру, нуарная картина может быть не черно-белой, а цветной. Как и все виды искусства нуар развивается, есть «поздний нуар», «нео-нуар» в которых одни признаки сменяются другими.
Самый распространенный сюжет нуарных фильмов примерно таков:
Потрепанный жизнью детектив с крутым нравом, и проблемами с выпивкой, работает в утопающем в пороках городе. К нему приходит роковая женщина с чудовищной проблемой, грозящей смертью. Дальше начинается перипетия с расследованием, напряженными ситуациями, обилием насилия и непредсказуемыми сюжетными поворотами. Чаще всего, это не заканчивается хеппи-эндом, и в финале будет драматическая развязка.
Сейчас данный стиль используется не слишком часто, но картины снятые в данном жанре находят своих фанатов и ценителей.
Что значит слово нуар
Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.
Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. [1] [2] [3]
Содержание
Подходы к определению фильма-нуар
Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре) |
Происхождение термина
Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.
Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.
Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.
В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.
Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).
Художественные особенности «чёрного фильма»
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:
Фильмы нуар
Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
Фильмы-нуар других стран
Нео-нуар
Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):
Пародии на нуар
Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:
Литература
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Нуар» в других словарях:
нуар — Французское слово – «черный» * * * (Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов») … Кулинарный словарь
нуар д’ос — * noir d os. Черная краска. Черная жженая кость, костяная чернь. Виннер 1950 350 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
нуар — сущ., кол во синонимов: 1 • кинофильм (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
НУАР — ( Noir), Виктор (псевдоним; наст. имя и фам. Ив Сальмон (Salmon)) (27.VII.1848 10.I.1870) франц. журналист. В кон. 60 х гг. сотрудничал в радикальных газетах. В янв. 1870 стал секундантом франц. публициста и политич. деятеля П. Груссе, вызвавшего … Советская историческая энциклопедия
нуар — з.б.п., нуæрттæ … Орфографический словарь осетинского языка
нуарæвæрд — з.б.п., мин … Орфографический словарь осетинского языка
Нуар — НУАРЪ, франц. гор. въ Арденнск. деп нтѣ. Дѣло 29 авг. 1870 г. между войсками V франц. и XII саксонск. к совъ, во время движенія Шалонской арміи Макъ Магона на соединеніе съ Базеномъ (см. Франко прусскія войны1). Рано утр. 29 авг. XII к съ б.… … Военная энциклопедия
НУАР-ПУАНТ — (фр.). Технич. название натуральных черных страусовых перьев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
нуар де бужи — * noire de bougie. Название краски. Ламповая копоть, масляная сажа, кунжутная сажа, чернила копченые, ламповая черная, сажа смоляная, сажа терпентиная Noire de bougie. Виннер 1950 362 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Нуар в кино для чайников: как он появился и что нужно смотреть в первую очередь
Темная и дождливая ночь; редкие огни автомобилей, проезжающих по улице; мрачный мужик в плаще и шляпе закуривает сигарету и задумчиво выпускает дым в темноту… Уже чувствуете эту атмосферу? С момента своего зарождения в первой половине XX века нуар пользовался небывалой популярностью у широкой публики. И до сих пор востребован — в литературе, комиксах, играх, где угодно. Но самые яркие страницы истории стиля связаны с кино: о самом раннем, классическом периоде нуара в Голливуде и пойдет речь в нашем тексте.
Как и почти все влиятельные течения в кинематографе, нуар появился под тяжестью событий, происходивших в реальной жизни. Пережив индустриальный бум начала XX века, США погрузились в сложную эпоху «сухого закона» и Великой депрессии. На помощь уставшим от проблем американцам пришла индустрия развлечений: люди нашли отдушину в музыке, литературе и набирающем популярность кинематографе. Но высокое искусство массы не интересовало. Поэтому 20-30-е годы в США набирают популярность форматы, легче заходящие народу: бульварные романы, комиксы, хорроры — и нуар-кино.
Последнее естественным образом выросло из соответствующей литературы. В то время в США пользовались огромной популярностью романы Корнелла Вулрича, Дэшила Хэммета, Джеймса Кейна и Рэймонда Чендлера. От классики бульварное чтиво отличалось более грубым и прямым изложением, мрачной, гнетущей атмосферой, закрученным сюжетом — нередко детективным. Эти книги продавались огромными тиражами, но долгое время не воспринимались Голливудом как заслуживающие внимание первоисточники. В 30-е годы в кинематографисты, в первую очередь, старались поддерживать моральный дух нации, и такие беспросветные истории еще целое десятилетие будут добираться до больших экранов. Все изменится во время Второй мировой.
Появление нуар-фильмов именно в 40-х неслучайно. Американское общество, пережив трудное десятилетие и все с ним связанные потрясения, во-первых, несколько потеряло веру в государство и безоблачное будущее, во-вторых, погрузилось, пусть и на расстоянии, в другой ад — Вторую мировую войну. Эти колебания и события сильно повлияли в том числе и на кинематограф. Под гнетом проблем местное кино с каждым годом становилось все мрачнее, а темы и сюжеты — все более безрадостными. Тогда-то в Голливуде и вспомнили про то самое бульварное чтиво, которым американский народ зачитывался с конца 20-х годов, и постепенно начал экранизировать его. Подобная литература, которая, при всей популярности, все еще считалась «низким» жанром, вдруг, при помощи большого кино, будто прыгнула в высшую лигу.
В истории даже классического нуара есть и цветные картины («Ниагара»), и ленты, события которых разворачиваются днем («Печать зла»), и без роковых красоток («Потерянный уикенд»), есть — без очевидных детективов в главных ролях («Бульвар Сансет» и многие другие). Даже на заре этого стиля было много вольностей. Мне вообще кажется, что в отношении к нуару работает так называемый «эффект Манделы», когда человек, вспоминая о каком-то событии, модифицирует его в своем сознании или изначально воспринимает событие ошибочно. Не надо так: нуар сложнее, многограннее и интереснее, чем многие себе представляют. И точно редко ограничивается набором известных клише про дождь, Нью-Йорк, фетровые шляпы и сексуальных femme fatale.
Более того: нуар — не жанр, а стиль, который охватывает эпоху в мировом кино, проникая в другие жанры. Например, в мелодрамы («Касабланка»), вестерны («Преследуемый», «Высокая Сьерра»), триллеры («Ребекка») и так далее. При этом у нуара нет четких жанровых рамок: это просто набор инструментов и особенностей, которые сильно влияют на визуальный облик, атмосферу и общий тон фильма. Но не на фундаментальные особенности жанров! «Касабланка», несмотря на свой беспросветный окрас, который придают ей нуар-элементы, остается шпионской мелодрамой, а «Ребекка» — готическим триллером Хичкока. Характерные черты «черного кино» в этих картинах являются не только художественными приемами, но и приметой эпохи.
Еще один фактор, который сильно повлиял на внешний вид нуар-фильмов — экономия. Во время войны даже в США старались снимать дешево и быстро. Именно поэтому детективные нуар-картины сняты исключительно на черно-белую пленку (цветная тогда была очень дорогой), почти без съемок на улице — только в тесных и самых простых студийных декорациях, с блеклым освещением и без сложного грима. Все это пошло этим фильмам на пользу — именно из-за экономии появился их уникальный киноязык. Конечно, ближе к 50-м начали появляться нуары в цвете, но именно первые картины сформировали у зрителя четкий визуальный облик «черного кино» — с кривыми тенями, таинственными силуэтами, клубами дыма и грубой лексикой.
За почти 80 лет с выхода «Мальтийского сокола», первой значительной «черной» картины в истории, нуар сильно изменился и даже мутировал. У стиля появились многочисленные ответвления и переосмысления. Но мы остановимся только на классической эпохе «черного кино» — с 1941 по 1958 год. Основная часть — подборка лучших представителей жанра, обязательных для просмотра. И в дополнение — еще десятка отличных нуар-фильмов для особо продвинутых, кто уже затер классику до дыр.
«Мальтийский сокол» (1941)
Третья экранизация знаменитого романа Дэшила Хэмметта, с которой принято вести отсчет эпохи классического «черного кино». Как и многие картины в этом списке, «Мальтийский сокол» — это дико закрученный детектив с множеством героев, постоянно ускользающей интригой и густой напряженной атмосферой. Одна из лучших ролей Хамфри Богарта, а также первая американская картина с макгаффином в центре сюжета, введенным в большое кино за несколько лет до этого Альфредом Хичкоком.
«Тень сомнения» (1943)
Один из самых крутых и атмосферных фильмов Альфреда Хичкока из раннего американского периода его творчества. «Тень сомнения» построена на классическом приеме, когда мы до последнего не знаем, хорошим или плохим персонажем окажется один из главных героев. Сам Хичкок считал, что этот триллер про дуэль племянницы и странного дядюшки, который неожиданно возвращается в родовое гнездо — лучшая картина в его карьере.
«Двойная страховка» (1944)
Эталонный нуар от Билли Уайлдера — самого разностороннего режиссера в истории Голливуда. Именно «Двойная страховка» легитимизировала бульварное чтиво и вообще все «черное кино» на высшему уровне американского кино, получив в 1945 году семь оскаровских (пусть и холостых) номинаций. После выхода картины Уайлера нуар официально превратился в высокий жанр в Голливуде.
«Потерянный уикенд» (1945)
Еще одна (и не последняя) картина Уайлдера в списке — на сей раз триумфатор «Оскара». В 1946 году «Потерянный уикенд» выиграл 4 статуэтки, включая «Лучший фильм». Это не просто великолепный нуар, а еще и первое значимое высказывание в кино на тему алкоголизма. Это история одного уикенда из жизни талантливого, но пьющего писателя из Нью-Йорка, по ходу которого он постепенно погружается на дно синего ада. Цензура, действовавшая в Голливуде в то время, постаралась максимально облагородить фильм, заставив Уайлдера сделать в финале довольно дурацкий хэппи-энд. Но даже несмотря на это, «Потерянный уикэнд» и сегодня производит мощнейшее впечатление.
«Милдред Пирс» (1945)
«Глубокий сон» (1946)
«Убийцы» (1946)
«Леди из Шанхая» (1947)
Классический нуар Орсона Уэллса, который он согласился снимать, как и многие фильмы, только потому что ему были нужны деньги на другие проекты — в данном случае на театральный мюзикл «Вокруг света за 80 дней». По другой традиции, Уэллс сильно переписал сценарий, сильно изменив изначальный роман Шервуда Кинга «Если я умру до того, как проснусь». Финальный вариант не устроил студию Columbia Pictures и как следствие, прокат картины ограничился грайндхаусами и местечковыми кинотеатрами. Что не помешало ей стать классикой несколько десятилетий спустя, когда профильная пресса начала переосмысливать многие картины в карьере Уэллса. «Леди из Шанхая» — это мощнейшее, особенно во второй половине кино, новаторское и совершенно не устаревшее. Развязка в Китайском квартале, которой заканчивается фильм, со знаменитой сценой с зеркалами до сих пор остается визитной карточкой Орсона Уэллса.
«Бульвар Сансет» (1950)
Великая картина Билли Уайлдера об изнанке Голливуда. История сценариста, который убегая от коллекторов, случайно забредает в полузаброшенный особняк, где тихо живет бывшая звезда немого кино, мечтающая о камбеке, но уже в звуковом кинематографе. По моему мнению, это не только лучшая нуар-картина в этой подборке и лучший фильм Уайлдера, но и одна из лучших картин в истории Голливуда вообще. Если вы хотите посмотреть только один фильм из статьи, выбирайте «Бульвар Сансет».
«Печать зла» (1958)
Еще одна грустная история неравного противостояния Орсона Уэллса и студийных боссов: авторская версия «Печати зла» показалась им слишком путанной, мрачной и странной. В итоге последний классический нуар в истории, как принято считать, почти не снискал славы в США, зато подробно изучался в Европе. И внимание более разборчивой европейской прессы легко понять: в «Печати зла» столько уникальных элементов — от невыносимой красоты открывающей сцены, снятой одним кадром, до пугающих эпизодов убийств и издевательств, грузного Орсона Уэллса в своей самой эффектной роли — что их бы хватило на несколько фильмов. После того, как студийные боссы порезали, досняли и перемонтировали финальный вариант картины, Уэллс накатал им свой уже знаменитый 58-страничный доклад с авторскими правками. По нему Питер Богданович, большой голливудский режиссер, друг и биограф Уэллса, в итоге восстановил картину.
Что такое «Нуар»? Или в тёмном-тёмном городе
Всем тёмный и мрачный, раздающийся словно эхо, привет. Сомневаюсь, что большинство из читающих эту статью увлечено черно-белыми фильмами 40-х годов. Уж слишком специфический «продукт» — на любителя и ценителя. Но как всем известно, что всё новое-это хорошо забытое старое. Поэтому, я хочу вам рассказать историю такого замечательного и стильного жанра, как нуар. Кто знает, возможно этот жанр «заберёт в свою атмосферу» ещё пару десятков, а то и сотен человек. А какой же нуар без соответствующей музыки, в данном случае песни? Я тут подобрал одну композицию из одного крутого сериала, тоже сделанный под нуар (ну точнее под Нео-нуар). Понеслась.
Изобразительный образ нуара настолько мощен и выразителен, что его нельзя спутать с другими фильмами.
А знаменитый режиссёр Си́дни Ирвин По́ллак говорил про нуар следующее: «Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами».
Лично я считаю, что нуар не ограничивается лишь одним стилем, ведь это особый период, совмещающий в себе множество фактов американской истории 40-х годов.
Такую теорию о нуаре придумал не я, а теоретик кино, сценарист и режиссёр Пол Шрейдер (или Шредер). Я просто поддерживаю его точку мнения. Ибо как он говорит: «Нуар- это особый период в истории кино, как немецкий экспрессионизм или новая волна». Шрейдер считал, что для нуара характерны только 40-е и 50 –е годы, а также фильмы по этому жанру должны быть сняты только в Голливуде. Истоком этого жанра он считал Вторую Мировую Войну. Но со временем нуар обретёт совершенно новые формы стиля, но о них позже.
Начало активности жанра и его характерные особенности. Постепенное «взросление» жанра.
Давайте не будем забывать, что в нуаре запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма. Здесь вообще отсутствуют такие понятия, как «добро» и «наивность». Многие действующие протагонисты- это скорее антигерои, думающие исключительно о себе и преследующие только личные мотивы. Они с лёгкостью переступают закон и их не интересуют принятые нормы морали.
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуара»:
1) Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены появляются крайне редко.
2) В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло. Дабы передать душевные волнения или напряжённое состояние героя, используется специальный ракурс, названный «голландским углом».
3) Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень.
4) «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (саспенс), а не суета, погони, потасовки (экшн).
5) Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
6) Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
7) Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
8) Также возможно наличие зимней погоды и сильного снежного бурана во время темноты.
Лучше не идите в преступники, а то вот такие крутые парни вас «прихлопнут», не моргнув и глазом. Если что, данная игра называется Blues and Bullets. Она классная, рекомендую.
Принято считать, что именно фильм «Мальтийский сокол» и главный герой картины Сэм Спейд, сыгранный великолепным Хамфри Богартом, внесли в нуар все характерные особенности, которые мы обычно привыкли видеть в данном жанре. Его-то и считают первым нуарным фильмом.
Данный фильм, снятый в 1941 году режиссёром Джоном Хьюстоном по одноимённому роману Сэ́мюэла Дэ́шилла Хэ́ммета имел ошеломительный успех. В 1942 году «Мальтийский сокол» номинировался на премию «Оскар» в трёх категориях — лучший фильм, лучший сценарий (Джон Хьюстон), лучший актёр второго плана (Сидни Гринстрит). В 1989 году фильм одним из первых вошёл в Национальный реестр фильмов, учреждённый в США годом ранее.
А главного героя Сэма Спейда вообще считают «отцом прародителем» всех крутых детективов. Дальние отголоски влияния образа Спейда на детективный жанр проявляются даже у более современных персонажей видеоигр, в том числе широко известного Макса Пейна.
«У Спейда нет прототипа. Он скорее — идеал для множества частных детективов с которыми мне доводилось работать, вобравший в себя все лучшие их качества, и как некоторым из них могло показаться — даже в чём-то на них походивший, разумеется в лучшие их годы» — говорил Сэ́мюэл Дэ́шилл Хэ́ммет.
Скажите большое спасибо вот этому парню с сигаретой во рту. Это всё старина Сэм.
Хотя и в некоторых фильмах 1941 года уже были видны некоторые зарождающиеся элементы стиля в нуаре. Например в фильме «Гражданин Кейн» режиссёр Орсон Уэллс впервые применил абсолютно новаторские для того времени приёмы – флэшбеки, ломанную форму изложения, необычные операторские ходы. Хотя данный фильм сложно назвать нуаром, но именно Орсон заложил в «Гражданин Кейн» будущие нуаровские эффекты, которые потом Уэллс отразит в своих следующих фильмах как «Леди из Шанхая» (1947) и «Печать зла» (1958).
Ну а теперь поговорим о фильме, который считается не только достойным образцом нуара, а также одним из лучших кинокартин Голливуда. На экраны в 1944 году выходит «Двойная страховка» от режиссёра Билли Уайлдера.
Здесь присутствуют все самые главные элементы нуара – роковая женщина, старый и жадный муж этой самой красотки, и соблазнённый дамочкой главный герой, которого ей удаётся склонить к преступлению. Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице. И по сочетанию цинизма и пессимизма такому протагонисту ещё не было аналогов. Фильм был снят по мотивам одноимённой повести писателя Джеймса Кейна.
Ещё в 1935 году были попытки экранизировать данную повесть, но тогда цензоры кодекса Хейса (этакий этический и моральный кодекс Голливуда) запретили съёмки, посчитав историю слишком аморальной. Но в 1944 году, когда данный фильм вышел во всей красе, «Двойная страховка» стала шедевром и подняла планку нуара на новый уровень. Фильм выдвигался на «Оскар» по семи номинациям, но не взял ни одной. Ныне стабильно фигурирует в списке лучших фильмов IMDb. (в середине первой сотни).
Мужчины, будьте крайне внимательны с женщинами.
Также стоит отметить такой фильм, как «Убийцы» (1946) от режиссёра Роберта Сиодмака. Данный фильм снят по мотивам одноимённого рассказа писателя Эрнеста Хемингуэя.
Несмотря на то, что название фильма совпадает с названием короткого рассказа Хемингуэя, в действительности только первые двадцать минут напрямую связаны с ним. Всё последующее действие — абсолютно оригинальный сценарий на тему «почему события первых двадцати минут могли произойти». Структурно это один из самых сложных нуаров, состоящий из 11 флешбеков. Главные роли исполняют Берт Ланкастер и Ава Гарднер.
Кадр из данного фильма выглядит весьма привлекательно.
Также достоин внимания фильм «Мёртв по прибытии» (1950) от режиссёра Рудольфа Мате, известного по кинокартине в жанре пеплум «300 спартанцев» 1962 года. Данный фильм находится в общественном достоянии, то есть не смотря на то, что права на данную кинокартину уже истекли, этот фильм могут свободно распространять все без ограничений. По данной киноленте уже снято несколько ремейков, из которых мне хотелось бы отметить ужаснейший перезапуск «Мертв по прибытии» (1988). Козлы, запороли честь такой классной кинокартины.
В данном фильме заложен очень глубокий посыл: смерть человека является не результатом его осознанного поведения, а скорее она наступает из-за случайных событий и не контролируемых им обстоятельств. Главный герой переполнен мыслью о близкой смерти, он бегает по улицам мегаполиса и натыкается на людей, которым нет до этого никакого дела. Девочка играет с шаром, влюблённая парочка гуляет по улице, за спиной «ходячего трупа» — стойка с журналами «Жизнь». Главную роль исполняет Эдмонд О’Брайен.
Также рекомендую к просмотру фильм Билли Уайлдера «Бульвар Сансет», рассказывающий историю трагедии о забытых «звёздах» Голливуда. Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон. «Бульвар Сансет» снискал репутацию одного из лучших фильмов Билли Уайлдера, «лучшей кинокартины в истории о «подводных камнях» Голливуда и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён, например, по версии IMDb.
Ну и наконец также рекомендую фильм в жанре мелодрама-нуар «Гильда» (1946) от режиссёра Чарльза Видора. Здесь рассказывается история про парня, работающего на хозяина казино, и жену босса по имени Гильда, которую играет Ри́та Хе́йворт. В отличии от многих других нуаров, здесь местами действия выступают танцевальные залы ресторанов, апартаменты богатых казино и роскошных гостиниц. В 2013 году фильм был включён Национальный реестр фильмов США. И именно в данном фильме актриса Ри́та Хе́йворт, находившаяся тогда на волне популярности в 40-е годы, исполнила свою коронную роль.
Прежде чем переходить к следующему пункту, я скажу о фильмах, достойных упоминания.
1) Стеклянный ключ (1942).
2) Почтальон всегда звонит дважды (1946).
3) Чёрный ангел (1946).
4) Крайний срок- на рассвете. ( 1946).
5) Тень сомнения (1942).
Более современный нуар, или Нео-нуар.
Сначала я расскажу немного об этом персонаже. Филип Марлоу — вымышленный частный детектив из Лос-Анджелеса, который является героем рассказов и романов в стиле «нуар старой школы» писателя Рэймонда Чандлера. В своё время Марлоу играли такие актёры, как Хамфри Богарт («Глубокий сон» (1946)), Роберт Монтгомери («Леди в озере» (1947)), Дик Пауэлл («Убийство, моя милая» (1944)), Роберт Митчем («Прощай, моя красавица» (1975)), Эллиотт Гулд («Долгое прощание» (1973)), Джеймс Гарнер («Марлоу» (1969)) и Джеймс Каан («Пудл Спрингс» (1998)).
Вы обратили внимание на даты выхода этих фильмов? Из этого можно сделать вывод, что старина Филип подвергся этакой «культурной трансформации». Никого не напоминает?
Джеймс, отстань. Не тебя сегодня обсуждаем.
Джеймс, да хорош тебе. Ух, Бонд, появляется везде из ниоткуда.
Ну вернёмся к Филипу Марлоу. Детектив в большинстве романов представлен как потрёпанный жизнью циник, который с пессимизмом наблюдает за нравственным разложением американского общества и царящей в нём коррупцией. Он не колеблясь порой прибегает к насилию. Несмотря на резкость и частое употребление бурбона, Филип — персонаж положительный. Чандлер как-то заметил, что Марлоу смог бы соблазнить герцогиню, но он бы не притронулся к девственнице. Долг для него превыше всего, на Филипа не действуют чары роковых соблазнительниц нуарного мира, таких как Кармен Стернвуд из фильма «Глубокий сон».
Кадр из фильма «Глубокий сон».
Однако стоит отметить, что в «Долгом прощании» Роберта Олтмена (1973) предпринята попытка «деконструкции» этой культовой фигуры. Немного запутавшийся детектив просыпается в «хипповой» Калифорнии начала 1970-х. В данном фильме Марлоу представлен то ли импотентом, то ли асексуальным. В отличие от всех окружающих мужчин, он не испытывает никакого интереса к полуголым девицам, которые круглосуточно красиво проходят перед его окнами. Он единственный из персонажей, кто не состоит ни с кем в любовной связи. Бессилие Марлоу подчёркнуто его неспособностью разобраться с собственным котом и встречающимися ему на протяжении всего фильма собаками.
«Этот частный детектив настолько частный, что он, кажется, всё время разговаривает сам с собой, непрестанно комментируя свои действия, как бы стараясь убедить себя в собственном существовании — несмотря на почти полное безразличие окружающего мира ко всему, что он говорит и делает» — говорят корреспонденты The New York Times.
И это похоже на нуар?
«Долгое прощание» был враждебно встречен прессой. Журнал TIME писал, что это пощёчина всем любителям Филиппа Марлоу и «чёрного» жанра: «любопытно наблюдать, как Олтмен стебётся над тем уровнем мастерства, до которого ему еще расти и расти».
Но сейчас мы обсудим фильм, который действительно является настоящим Нео-нуарным детективом. Это «Китайский квартал» (1974) от режиссёра Романа Полански.
Седьмой по счету фильм Романа Полански и двадцать пятый в карьере исполнителя главной роли, Джека Николсона. Фильм делали не дебютанты, а профессионалы с большим опытом работы. Один только сценарий «Китайского квартала» писался более десяти месяцев, а потом было ещё несколько месяцев съёмок. Лос-анджелесский частный детектив Джейк Гиттес нанят состоятельной молодой девушкой Эвелин Малрей для расследования небольшого, но очень подозрительного дела. В ходе своей работы упорный сыщик оказывается втянутым в крупные махинации по спекуляции земельными участками и водой.
Снова классическое построение сюжета: одинокий коп с «кольтом» в кармане противостоит не просто злодею, а целому заговору. Также стоит отметить сложную и запутанную интригу: множество ложных сюжетных линий, второстепенных персонажей и внимания к незначительным деталям. Несмотря на все эти качества, «Китайский квартал» затягивает в пучину порока с самых первых кадров и не отпускает до финальных титров. Фильм получил довольно солидные награды, среди которых премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, а также «Золотой глобус» и премия «BAFTA». В 1990 году вышел сиквел «Два Джейка», поставленный Джеком Николсоном. Но к сожалению, сиквел встретили довольно прохладно. Я очень рекомендую вам посмотреть «Китайский квартал», просто классная картина.
А теперь поговорим о фильме, который в своё время просто «снёс башню» своей атмосферой. Это именно тот фильм, который провалился в прокате, но через несколько лет он получил статус культового, и учёные признали его лучшим научно-фантастическим кинопроизведением в истории. И конечно же, это «Бегущий по лезвию» от великолепного режиссёра Ридли Скотта.
Работа над данным фильмом не просто шла, она «кипела». Все декорации были построены вручную, компьютерной графикой в фильме даже и не «пахло«. Люди снимали всё во время настоящего дождя, как они сами признавались, что стояли словно в реке. Все были на нервах. Даже исполнитель главной роли Харрисон Форд чуть не подрался с Ридли Скоттом. Чтобы хоть как-то успокоиться, команда носила майки с надписью «Уилл Роджерс никогда не встречался с Ридли Скоттом». Художником и дизайнером в данном фильме работал известнейший Сид Мид, а музыка греческого музыканта Вангелиса просто пробивала до мурашек.
Такого вы нигде не встретите.
Также я хотел бы упомянуть сиквел, который будет называться «Бегущий по лезвию 2049». Картина должна выйти 6 октября 2017 года.
Теперь на очереди фильм «Мертвец» (1995) от режиссёра Джима Джа́рмуша. В главной роли всеми известный Джонни Депп
Это один из самых странных и неочевидных примеров нуара, в котором нет почти ничего из описанных признаков направления. Здесь нет больших и шумных городов, широкоугольных камер, фирменных «голландских углов» и соблазнительных женщин. И всё же фильм Джима Джармуша снят по всем канонам жанра. Режиссёр вложил в уста персонажей именно то мировоззрение, которое характерно для героев нуара: они полны негодования, но готовы к тотальному поражению. Философский вестерн в стиле «нуар» производит неизгладимое впечатление на зрителей своей атмосферой и тягучим ритмом повествования. Несмотря на то, что все в фильме гоняются друг за другом с пистолетами и всё действие строится по принципу «Ну, погоди!», трудно найти более гармоничный и успокаивающий фильм в американском кинематографе последних 20 лет. Кстати, многие операторы используют для «чёрно-белых съёмок» одноцветную плёнку, однако в данном случае Джармуш настоял на использовании киноплёнки с конкретными оттенками, которые были ему нужны именно для работы над «Мертвецом».
Следующий на очереди будет очень жёсткий фильм «Семь» (1995) от режиссёра Дэвида Финчера. В главных ролях: Брэд Питт и Морган Фримен.
Дэвид Финчер сделал жестокое кино, как бы отдавая дань классическим представителям жанра «нуар». Сюжет прост: в городе происходят загадочные убийства. Расследование поручено детективу Миллсу и детективу Сомерсет. Каждая жертва никак не связана с другими, и вычислить серийного убийцу практически невозможно. Конечно, если он сам этого не захочет. Преступник оставляет рядом с каждой жертвой «ключ» к разгадке мотива преступления. Таким ключом становятся семь слов, которые соответствуют семи смертным грехам.
Одна из первых работ Дэвида Финчера оказалась столь же стильной, сколь и сильной. В пространстве этого фильма зрителю никак не удаётся найти хоть одного достойного героя. Но всё же есть один светлый персонаж- это супруга одного из детективов, однако создатели фильма не оставляют нам никаких иллюзий по поводу её дальнейшей судьбы. Всё это вкупе сделало фильм одним из лучших образцов пост-нуара.
Следующим фильмом является «Человек, которого не было», (2001 год) от режиссёров братьев Коэнов. В главной роли- Билли Боб Торнтон.
Американских режиссёров, братьев Джоэла и Итана Коэнов, в мире кинематографа ценят за умение перевоплощаться. Они, как хамелеоны, постоянно принимают окраску того предмета, рядом с которым находятся в данный момент. Когда они снимали комедию про битника, то у зрителя складывалось полное ощущение, что они и сами такие же. В картине «Человек, которого не было» братья замахнулись не просто на один из видов нуара, а сделали немыслимое: они сняли пародию на пост-нуар. Так искусно играть с формой и жанрами могут только очень талантливые люди.
Забавно, что фильм был показан зрителю именно в серой гамме, хотя изначально был снят цветным. Действие картины разворачивается в 1949 году, в небольшом городе Санта-Роза, в Калифорнии. Повествование ведётся от лица Эда Крейна, вечно меланхоличного и печального мужчины лет 40, работающего в цирюльне. В одно хмурое утро он получает предложение от незнакомца изменить всю свою жизнь. Учитывая, что Эду терять особо нечего, он соглашается.
Теперь «Город грехов» (2005) сразу от нескольких режиссёров: Роберта Родригеса, Френка Миллера и Квентина Тарантино.
Режиссёр Роберт Родригес всё делает фанатично. Каждый его фильм настолько энергично погружает зрителя в воображаемый мир автора, что это напоминает ребёнка, который убежден, играя в машинки, что действительно находиться на настоящей гонке. Бэйсин Сити — город, который нельзя назвать гостеприимным. Им правят коррумпированные чиновники и мафия. Оставаться порядочным человеком в этом городе невозможно. В фильме, основанном на комиксах, главными героями стали самые обычные люди, у которых нет никаких суперспособностей. Зато у них есть злоба, отчаянье и жажда мести.
Ох, как я люблю эту серо-красную палитру цветов.
Роберт Родригес увлекает зрителей не просто посмотреть, что же такое Город грехов, но и стать участниками сюрреалистичного ( совмещающего сон и реальность) карнавала, действие которого развивается в стиле нуар.
Следующий идёт «Дзифт» (2009) от болгарского режиссёра Явора Гырдева. Главную роль исполнил Захари Бахаров.
Болгарский фильм «Дзифт» является одним из самых типичных представителей Нео-нуара. Картина рассказывает о событиях, которые произошли всего за одну ночь с парнем по кличке Моль. Он вышел из тюрьмы, в которой провёл 15 лет по ложному обвинению. Теперь он хочет найти бриллиант, ради которого всё это время терпел тюремную жизнь. Он совсем чужой в этом изменившемся и умчавшемся вперёд мире. Но Моль стремится к своей цели, как мотылек к огню.
До сих пор критики и историки кино спорят, как в Болгарии, где почти не развита киноиндустрия, мог появиться такой точный, стилистически выверенный фильм. Важно понимать, что режиссёр снимал не просто кино, которое ему нравится, а следовал жёстким рамкам жанра, которому более семидесяти лет. Оператор снимал картину на три типа камер: действие, которое происходит в шестидесятых, снято на 35 мм; сцены, которые происходят до тюрьмы, — на 16 мм, а видения главного героя — на 8 мм.
Ну и наконец-то мой любимый на данный момент сериал «Настоящий детектив»(2014-15 год), создателем которого является Ник Пиццолатто.
Ну наконец- то мы до него и дошли. Ведь именно этот сериал меня вдохновил на создание обзора про жанр нуар. На данный момент снято два сезона.
Актёры, играющие в первом сезоне: Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон и Мишель Монаган.
Актёры, играющие во втором сезоне: Колин Фаррелл, Рэйчел Макадамс, Тейлор Китч, Вин Вон и Келли Райлли.
Возможно вы догадались, что истории в каждом сезоне разные и персонажи там тоже различные.
Если в первом сезоне была рассказана история двух детективов, расследующих жестокое и странное убийство женщины в луизианских топях, то во втором сезоне показано, как целая группа людей ведёт расследование по поводу убийства чиновника городской администрации.
Однако формы повествования обоих сезонов во многом схожи. Не стану спойлерить, но скажу, что расследование какого-либо дела может охватывать несколько временных промежутков, где в каждом промежутке могут выясняться какие-либо подробности старого дела. Здесь вы не встретите положительных персонажей, у каждого свои личные тайны и скелеты в шкафу. Персонажи и диалоги в данном сериале просто потрясающие, особенно мне запали в душу протагонисты Макконахи из первого сезона и Фаррелла из второго. Я бы мог рассказать о характерах героев, но лучше проанализируйте их сами, так интересней.
Режиссёром первого сезона выступил Кэри Фукунага. Во втором сезоне Фукунага выступил в качестве исполнительного продюсера, а режиссёров там было несколько, но мне хотелось бы отметить Джереми Подесву, известного по сериалам «Игра престолов» и «Подпольная империя». Композитором данного сериала является Ти-Бо́ун Бёрнетт.
Первый сезон сериала получил очень восторженные отзывы от критиков, однако второй восприняли чуть менее прохладно, но он всё равно хорош. Безумно жду третий сезон.
Вот мы и прошлись по самому интересному, мрачному и стильному жанру. Но давайте не будем забывать о том, что нуар есть не только в кинематографе. Это еще и жанр книг, комиксов и даже компьютерных игр — вспомните «Max Payne» — нуар в современном мире со всеми его «достопримечательностями» — безысходностью, криминальными структурами, одиночеством главного героя против огромного замороженного города, цинизмом и несгибаемым желанием простого полицейского под прикрытием докопаться до ответа «Кто стоит за всем этим»? Ну, и роковые красавицы тоже там есть, и они тоже играют по своим правилам.