Что значит слово невеста
Значение слова «невеста»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НЕВЕ’СТА, ы, ж. Девушка или женщина, вступающая в брак. Я тебе невесту сосватаю. А. Острвскй. || Девушка, достигшая брачного возраста (разг.). У него дочери уже невесты. Невеста-девушка смышляла жениха. Крлв. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
неве́ста
1. девушка или женщина, вступающая в брак, имеющая жениха ◆ Вот в эту самую пору, сейчас вот, когда невеста уже одета и в церковь надо ехать, приехал бы я сюда и сейчас бы Зюзюшку за бока: давай сто тысяч, а то венчаться не поеду… А. П. Чехов, «Иванов», 1887 г.
2. о девушке, женщине, намеревающейся выйти замуж ◆ ― Да будто в окружности нет хороших и богатых невест? Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г.
3. разг. о молодой девушке (обычно достигшей брачного возраста) ◆ Ещё года два-три, и Зина ― уже невеста. А. В. Амфитеатров, «Княжна», 1889–1895 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дилетантка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Происхождение слова Невеста. Этимология, версии, корни
Кто такая невеста: 5 версий происхождения
Итак, существует несколько версий этимологии «невесты». Каждая из них до сих пор подвергается сомнению, а может, среди перечисленных и вовсе нет верных – решать только Вам.
По другой гипотезе, слово «невеста» означает «невесть что». Раньше жители деревень любили заключать браки между домами из соседних, а иногда и вовсе далеких сел. Так и повелось, что женихи встречали свою суженую очень далеко от дома, и не знали ничего ни о ее прошлом, ни о ней самой в настоящем. Для них такая женщина была действительно загадкой. И прозвали они ее именно из этих соображений «невесть что», то есть «невестой», ведь им было совсем ничего неизвестно о будущей жене.
Эта версия наиболее романтична из всех предыдущих. Некоторые исследователи пришли к выводу, что слово «невеста» означает «не ведающую» девушку. Имеется в виду, что незамужняя барышня – чистое создание, к которому никогда не притронулась мужская рука. Поэтому она вступает в брак в непорочном белом платье, она ничего не знает и «не ведает» о замужней жизни, у нее нет опыта. Эта версия наталкивает на мысль, что свадьба – это новый этап в жизни каждой девушки, открывающий неизведанный ранее мир любви.
Этой, последней в нашей статье, версии придерживается большинство исследователей, в том числе и знаменитый Макс Фасмер, автор еще одного «Этимологического словаря русского языка». Невеста – это праславянское слово, существовавшее еще до разделения славянских языков на восточную, южную и западную ветви. А происходит оно от двух производных: « ne », что означает отрицание и утраченного глагола « vesta », что значит «известная». Таким образом, невеста – неизвестная, незнакомая.
Эта версия указывает на очень древний обычай, когда, по традиции, жених мог видеть свою новобрачную только после церемонии. Как объясняет М. Фасмер, это «табуистическое название должно было защитить женщину, вступающую в чужой для нее дом, дом ее жениха, от злых духов». Именно поэтому невесты вступают в брак под венечным покрывалом – называемой в современности фатой.
Как оказалось, это только основные версии происхождения слова «невеста», но в точности, наверное, не скажет никто. Это тайна, которая только усиливает и лишний раз подтверждает магическое «таинство брака».
А закончить эту статью хотелось бы тем, с чего она началась: с иностранных слов. Самым красивым таким словом, которое в переводе на русский означает нашу «невесту»: «не весть что», «не весть откуда», «не ведающую» и «неизвестную», является латинское destinata, созвучное со словом destiny – судьба. А это значит, что невеста с латинского – это судьбоносная женщина, предначертанная мужчине самой жизнью…
Происхождение слова невеста
Неве́ста. Одна из версий появления этого слова гласит, что оно образовано приставкой не и исчезнувшим из языка словом веста — «знакомая», «известная». То есть буквально невеста означало «неизвестная родственникам жениха». Запрет на наименование невесты ее собственным именем объясняется традицией: это должно было защитить женщину, вступающую в чужой дом. Существует еще несколько этимологий этого слова.
Невеста. Древнерусское — невеста. Старославянское — невеста (жена сына). Общеславянское — nevesta. Слово «невеста» — славянское по происхождению, в русском языке известно с XI в. Первоначальное значение слова «невеста» — «нововводимая», а позднее невестой стали называть «девушку, имеющую жениха и готовящуюся вступить с ним в брак». Родственными являются: Белорусское — нявеста. Болгарское — невеста. Сербохорватское — невеста. Словенское — nevesta. Польское — niewiasta (женщина), narzeczona (невеста). Производные: невестин, невестка.
Неве́ста. Об этом слове известный современный этимолог М. Фасмер пишет: «Тут самым лучшим толкованием все еще остается самое старое, объясняющее его как «неизвестная». И впрямь у него тот же корень, что у «невежа». «Невеста» — новый член семьи, пока еще «неведомый» своим будущим родственникам, «незнакомка». Ведь в старинных русских песнях и жених (с точки зрения родичей невесты) тоже нередко называется «чужени́ном», «чужим».
неве́ста неве́стка, укр. невíста, блр. неве́ста, ст.-слав. невѣста νύμφη (Супр.), болг. невя́ста «невеста, молодая женщина», сербохорв. нѐвjеста «невеста, невестка», словен. nevẹ́sta — то же, чешск. nevěsta — тоже, слвц. nevesta, польск. niewiasta «женщина», в.-луж. ńewěsta Лучшей по-прежнему остается стар. этимология, которая видит здесь первонач. знач. «неизвестная» (см. не и ве́дать), ср. в.-луж. wěstу «известный, определенный», ńewěsty «неизвестный» (Штибер, ZfslPh 9, 382), ст.-слав. извѣстъ βέβαιος; см. Мi. ЕW 214; Ягич, AfslPh 24, 227; Бернекер, AfslPh 38, 269; Брандт, РФВ 23, 90; Зубатый, AfslPh 16, 404 и сл.; Фасмер, ZfslPh 20, 454; Шрадер-Неринг 2, 374 и сл.; Преобр. I, 599. Ср. алб. rē «невестка», букв. «новая». Табуистическое название должно было защитить женщину, вступающую в чужой для нее дом, дом ее жениха, от злых духов; этим же объясняется и наличие у нее свадебного покрывала; см. Брюкнер, «Slavia», 5, 421 и сл.; Słown. 362. Ср. еще русск. диал. чужо́й, чуже́нин «жених», арханг. (Подв.), в.-луж. přikhodna dźowka «сноха». Все прочие этимологии сомнительны; из соединения nе и vedǫ; ср. лит. nevẽdęs «неженатый» (И. IIIмидт, Verw. 49); не более удачно возведение к *nevověsta. От но́вый и веду́ (др.-русск. веду, вести «жениться»), вопреки Прусику (KZ 33, 160 и сл.), потому что остается необъясненным ě (ср. Бернекер, IF 10, 166; Зубатый, AfslPh 16, 404 и сл.). Неубедительно стремление Прусика толковать *věstа как прич. прош. страд. от *vedǫ, поскольку подобные формы не засвидетельствованы. Точно так же неубедительно произведение из и.-е. превосходной степ. (ср. др.-инд. náviṣṭhas «самый молодой»), т. е. первонач. *nevьsta, сближенное потом с věděti, вопреки Трубецкому («Slavia», 1, 12 и сл.; см. Коржинек, LF 57, 9 и сл.); невероятно и *nevě(i)sta у Вайана (RЕS 11, 9). Сомнительно объяснение из *nevě- «ново-» и *sthā-, т. е. «в новом состоянии» (Ильинский, AfslPh 24, 227 и сл.; 28, 456; Сб. Вс. Срезневскому 31), а также из *nevěvьsta от чеш. vdáti sе «выйти замуж», ср. др.-инд. víndatē, vindáti «достигает», vittás, вопреки Махеку (ZfslPh 18, 315 и сл.), из *nev-ēdtā, якобы прич. прош. страд. от *ēdō «беру себе», ср. др.-инд. ādаs «принимающий», āt-tas «принятый», вопреки Коржинеку (там же; ZfslPh 13, 416). Следует также отклонить сравнение с лит. nuo- и vaĩzdas «помолвка» или с не и лит. vaisà «плодородие», pavaĩsti «зачать», т. е. «не зачавшая», вопреки Бернекеру (IF 10, 166); против см. Младенов 347. Наконец, неприемлемо предположение о родстве с лат. nоvеrса «мачеха» с исходным *nevēsōr (Отрембский, РF 11, 287), против см. Вальде-Гофм. 2, 180; Лойман, «Glotta», 20, 282 и сл. Отсюда ласкат. неве́ня «невеста», псковск., тверск. (Даль), по аналогии собств. Ма́ня, Та́ня; см. до́ня [См. еще Трубачев, Терм. родства, стр. 90 и сл.; Мартынов, ВЯ, 1960, № 5, стр. 143; Откупщиков, «Этимол. иссл-ия по русск. яз.», IV, М., 1963, стр. 96 и сл. — Т.]
Неве́ста. Общеслав. Общепринятой этимологии нет. Наиболее предпочтительным до сих пор кажется объяснение слова как преф. производного (отрицание не-) от утраченного *věsta «известная», суф. образования от той же ( tt > ст) основы, что и ведать, весть (см.). В таком случае невеста буквально — «неизвестная, незнакомая».
Невестами в древности называли «порченных», либо не готовых к семейной жизни девушек
Прежде на Руси девушек, обученных всем премудростям замужества, способных стать заботливыми матерями, хорошими хозяйками, мудрыми и любящими женами, называли Вестами, именем Богини Весты — хранительницы семейного очага…
Веста — вестница Бога, чистая девушка…
Девушек, не ведающих, не обладающих этими премудростями, называли НЕвесты. Невесты — девушки, не готовые к семейной жизни. Либо того хуже — утратившие чистоту, порченные. Таких замуж не брали.
Весты вступали в Семейный СОЮЗ, игралась Свадьба. «Свадьба» расшифровывается как СВА – небо, БО — Боги, ДЕ – деяние, то есть Небесное Деяние Богов…
Невест замуж не брали, а если и случалось такое, то это дело называлось БРАКОМ … Славяне трактуют «брак» так, что кто-то из вступающих в союз, был «с браком», то есть до свадьбы он имел «контакт» с другими.
О том, какой смысл в связи с этим приобретает «брачная ночь» — предмет отдельного разговора.
Во многих языках «брак» означает «сломанную вещь», нечто «разрушенное, испорченное» (отсюда же слова «брань», «брать» и «бремя», т.е. вступающие в брак становились «обременены»).
Как корабль назовёшь, так он и поплывёт…
Сегодня, даже если девушка сохраняет до свадьбы свою чистоту и обучена всем премудростям будущей семейной жизни (что крайне редко, но еще случается), ее все равно называют невестой, а ее семейный союз именуют браком. Тем самым, на тонком (энерго-информационном) плане создаются негативные программы. Причем, с проведением всех необходимых иудохристианских черно-магических ритуалов.
Подмена понятий для того и была произведена, чтобы нарушить гармонию семейных отношений, разрушить родовой уклад и создать препятствие для появления на свет высокодуховных существ.
Христианский Обряд венчания является ритуалом черной магии, программирующим сознание на измену и несчастья
Сегодня популярным стало венчание в иудохристианской церкви. Одни видят в нем красивый обряд, другие отдают дань моде, третьи считают, что это таинство способно сделать брак более прочным. Однако, мало кто догадывается о магической подоплеке этого обряда. Не говоря уже об осознании его истинного смысла.
Венчание является ритуалом добровольного любовного приворота. Венчальные кольца несут символ энергии партнера, усиленный волей и энергией эгрегора церкви и влияющего на биополе человека как постоянный синхронизатор энергий двух людей, объединяя их и связывая пожизненно. Усиление этого ритуала осуществляется троекратным обменом колец молодожёнами.
С давних времен для невесты рекомендуется длинный шлейф подвенечного платья — есть примета, что чем он длиннее, тем дольше живут молодые. Но с эзотерической точки зрения длинный шлейф это заземление невесты и привязка по стихии земли.
Одевание (символическое держание над головой) корон (венков) — усиливает влияние церкви (её эгрегора) на венчаемых, закрепляя приворот от имени церкви и её Силы. Происходит отсекание энергий по сахасраре чакре и наложение блока эгрегором церкви. При этом происходит отбор энергии в эгрегор церкви — реально снижая время жизни венчаемых. Этому же закреплению союза церковью призван и обход аналоя трижды. Этакое магическое замыкание круга ритуала.
Суть любого обряда – привязка к тому или иному эгрегору. Однако, есть обряды, которые являются еще и программированием сознания, зомбированием. Обряд венчания в его нынешнем виде можно смело отнести к такого рода обрядам.
Недаром, большая часть тех, кто прошел через этот обряд, не могут вспомнить деталей происходившего, находясь во время обряда в неком полутрансе. Между тем, там есть на что обратить внимание.
Чего стоят только такие слова священника, произносимые им в ключевой момент венчания:
«Венчается раб божий (имя) с рабой божьей (имя) во славу Израиля!»
Или слова, которые священник говорит жениху и невесте:
жениху — «Возвеличься, жених, якоже Авраам. », «…благославися якоже Исаак»
невесте — «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревекка, умножься в потомстве, как Рахиль».
У любого здравомыслящего человека возникнет вопрос – какое отношение русские люди имеют к Аврааму, Исааку, Сарре и иже с ними?!
Еще больше вопросов появляется при более пристальном взгляде на этих персонажей:
Напомним, что согласно ветхозаветному преданию, Авраам являлся своей жене Сарре братом по отцу… Исаак являлся двоюродным дядей своей жене Ревекке… Рахиль — являлась двоюродной сестрой своему мужу Иакову… То есть налицо инцестуальные отношения (строго табуированные любой исконной Традицией). Но и это не предел их морального разложения.
“Но Сарра, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сарра Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее”. (Быт.16:1-8.)
Это говорится про ту самую Сарру, которую Авраам подкладывал под египетского фараона, когда ей было было уже за 60. При этом, он не соврал фараону, когда сказал, что она ему родственница. Просто это не мешало ей быть ему ещё и женой. Стоит ли удивляться, что Авраам и Сарра выбрали местом для своего жительства – Соддом…
«Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8)»
Сама же Рахиль впоследствии умерла при родах Вениамина – своего второго сына.
Вот вам и пожелания молодожёнам – своего рода чёрное программирование:
возвеличься как Сарра – которую подкладывали под каждого нужного человека,
будь весёлой, как Ревекка — у которой один сын предал другого,
умножься как Рахиль — которая умерла вторыми родами.
Хорошее пожелание счастья молодым…
А теперь задумаемся, каким чудесным образом эти более чем сомнительные с точки зрения любого нравственного закона люди вдруг оказались для нас эталоном поведения?!
Не менее напрашивающийся вопрос — почему данное «священнодействие» происходит во славу Израиля (?!)
Многие люди говорят о своем крайне негативном самочувствии, после того как они прошли через данный обряд. Ведь совершая обряд, вы, по сути, подписываете с эгрегором договор. Отныне, вы обязаны соблюдать все его догмы и условности, в противном случае – незамедлительно последует наказание.
Получается, что 99,99% венчающихся подписывает данный договор, даже не читая его. А значит, неизбежно навлекают на себя (и что хуже всего — своих детей) расплату.
И суть здесь не в том – какая религия плохая, а какая хорошая. Главное – делать свой выбор осознанно. Тогда едва ли кто-то захочет питать собой чужеродный эгрегор, не отдавая себе отчет о возможных последствиях.
Иными словами, вместо того, чтобы обратиться за освящением своего Семейного Союза к родным Предкам, под их защиту и покровительство, обращаясь к их многовековой мудрости – молодая русская семья зачем-то отдает себя во власть некой внешней (явно черномагической) силе, неосознанно становясь жертвой чужих догм.
Тем, кто надумал венчаться – есть смысл задуматься:
Хотят ли они быть как Сарра и Авраам… Или же всё-таки взять какие-то более достойные примеры для подражания?
Стоит ли удивляться, что супружеская жизнь для многих обвенчанных пар, запрограммированных на подобные беды и безнравственные поступки, становится несчастливой…
К этимологии слова «невеста»
К этимологии слова «невеста»
Чтобы разгадать хотя бы часть этих утраченных смыслов, а все смыслы разгадать вряд ли возможно, надо внимательно рассматривать свадебные обряды, которые когда-то проводились перед вступлением в брак молодой девушки. Например, существовал так называемый обычай «Черного стола», предшествовавший свадьбе-гулянке («Красному столу»), когда невесту обряжали в траурные одежды, как будто она собирается идти на похороны. Отголосок этого обычая есть и в оплакивании невесты, которой суждено было навсегда покинуть родительский кров,- то есть фактически «умереть» для своих родных и близких, потому что расстояния между древними поселениями зачастую не способствовали их дальнейшему общению.
Можно сказать, что невесту приносили в жертву извечному закону продолжения человеческого рода путем ее передачи в чужую семью, на что и указывает слово «невеста», которое можно разделить на части, связанные с санскр. nava+işţá (naveşţá ), что можно трактовать как «молодая или новая жертва». При этом соединение «a» с «i» давало «e» (сравните: «jīviteśa» (jīvita + īśa)).
Более того, слово «невеста» можно представить и в виде санскр. nava+sata, где «nava», как уже говорилось, «новый, молодой», а «sata» можно трактовать как «дар, богатство, изобилие».
С рассматриваемым словом «невеста» (naveşţá ) может быть связано слово «навестить», что указывает на то, что некоторые невесты все-таки имели возможность хотя бы один раз появиться в родительском доме. Впрочем слово «навестить» могло быть связано и с засыланием сватов, в обязанности которых входило не только убедить родственников невесты на определенных условиях отдать ее замуж, но и осмотреть саму невесту на предмет возможных изъянов, неприемлемых для жениха и новой семьи.
Рассмотрим санскр. «ni» подробней касательно образа невесты как будущей жены: 1. ni — вести домой (жениться); 2. ni — приводить ( в дом); 3. ni — войти, попадать в, превращаться в (невеста входит в новый дом и попадает в другой мир, превращаясь в жену); 4. ni — управлять (домашним хозяйством); 5. ni — остерегаться, не подпускать близко (наверное, это означает «блюсти» свою честь). Есть и такие значения как «ni» — уводить, похищать, захватывать, связанные с древним обычаем похищения невест, и «ni» — знак отрицания или умаления, в данном случае связанный с лишением некоторой свободы действия, что обусловлено необходимостью подчиняться мужу.
Стоит обратить внимание на то что диапазон «ni» достаточно широк: от «ni» — ведущий, руководитель, лидер до «ni» в смысле полного отрицания (истощения) термина, которому оно предшествует. Поэтому «ni» также имеет значения «в пределах», «до» (какого-то предела), а также «в, на, вниз».
Любопытно и вот это сообщение из Википедии: «В скульптурных изображениях, очень редких, впрочем, богиня Веста представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом». Вспомните, что санскр. «vesa» — одежда, внешний покров (покрывало), украшение.
Помимо этого «vāsū» и «yoṣaṇā» — девушка. Невесте на девичнике перед свадьбой с плачем заплетали две косы вместо одной, а после свадьбы никто уже кроме мужа ее кос не видел, так как они укладывались в качестве короны на голове и покрывались головным убором. Явная перекличка образа молодой жены с образом Весты с накинутым на голову покрывалом. Впрочем, и невеста с венком на голове соответствует этому образу и также образу славянской богини весны с таким же именем, которую тоже представляют с венком на голове.
Можно высказать предположение, что образы славянской богини весны Весты и хранительницы домашнего очага римской богини Весты символизируют переход невесты в новое качество молодой жены, когда первую и вторую ипостаси разделяет тот момент, когда невеста с условно свободным статусом становится женой, как бы запертой в четырех стенах дома.
Любопытно, что со словом nava-stha (новый статус) может быть связано слово «Авеста», которое трактуется как установленное, уложение, основа. Но в санскрите «avesta» — окружение, покрытие, что в общем-то соответствует понятию закона или уложения, ограничивающих жизнь определенными рамками и налагающих на человека определенную тяжесть ответственности. В том числе и поведение невесты подпадает под действие неписаных законов поведения будущей жены, которые предписывают ей вести себя уже не так, как она вела себя до получения ею статуса невесты.