Что значит слово нечестивый
Словари
Тот, кто оскорбляет что-либо священное.
Оскорбляющий что-либо священное; греховный, порочный.
НЕЧЕСТИ́ВЫЙ, нечестивая, нечестивое; нечестив, нечестива, нечестиво (книжн. устар.). Оскорбляющий что-нибудь священное, грешный, порочный (с точки зрения какой-нибудь религии). Нечестивый поступок. Нечестивый человек.
Оскорбляющий что-л. священное; грешный.
Бесстыдный! старец нечестивый! Возможно ль. нет, пока мы живы, Нет! он греха не совершит. Пушкин, Полтава.
И нечестивое сомненье Проникло в сердце старика. Лермонтов, Демон.
1. Оскорбляющий что-либо священное; грешный, порочный.
► Бесстыдный! старец нечестивый! Возможно ль. нет, пока мы живы, Нет! он греха не совершит. Он, должный быть отцом и другом Невинной крестницы своей. Безумец! на закате дней Он вздумал быть ее супругом. // Пушкин. Полтава //; И нечестивое сомненье проникло к сердцу старика. // Лермонтов. Демон //
2. Безбожный, не исповедующий истинной веры.
► С небесной книги список дан тебе, пророк, не для строптивых, Спокойно возвещай Коран, Не понуждая нечестивых. // Пушкин. Подражание Корану //*
нечести́вый, нечести́вая, нечести́вое, нечести́вые, нечести́вого, нечести́вой, нечести́вых, нечести́вому, нечести́вым, нечести́вую, нечести́вою, нечести́выми, нечести́вом, нечести́в, нечести́ва, нечести́во, нечести́вы, нечести́вее, понечести́вее, нечести́вей, понечести́вей
прил., кол-во синонимов: 10
греховный, неправедный, грешный, богопротивный, многогрешный, порочный, от лукавого, внушенный дьяволом, безнравственный
Нечестивец, нечестивый
В ВЗ слово «нечестивый» [евр. раша, которое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также «безбожный» ], встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соломона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: «нечестивец», «нечестивцы». Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, – поэтому слово раша часто переводится и как «беззаконник». Н. являет собой полную противоположность праведному (⇒ Справедливость, праведность), или благочестивому.
I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ.
Безбожие – откровенное или скрывающееся под маской набожности – проявляется не только в отношении к Богу, но и в соответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч. 12:10 ). Н., «забывающие Бога» ( Пс. 49:22 ), полагают, что Бог с них за это не спросит ( Пс. 9:25 ), и поэтому становятся «развратителями» ( Пс. 1:1 ), «поступающими по своим нечестивым похотям» ( Иуд. 1:18 ). «Нет страха Божия пред глазами» их ( Пс. 35:2 ). Н. попирают Божий Закон ( Пс. 118:53 ) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста ( Пс. 49:16 ). «В устах их Ты близок, но далек от сердца их» ( Иер. 12:2 ). Н. ненавидят Божье наставление ( Пс. 49:17 ), и за это «им нет мира» ( Ис. 48:22 ; Ис. 57:21 ). «Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» ( Ис. 58:4 ). «Сердце нечестивого жестоко» ( Притч. 12:10 ). Н. «низлагает бедного и нищего» ( Пс. 36:14 ). Он «подсматривает за праведником и ищет умертвить его» (ст. 32). «Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее» ( Притч. 21:27 ). НЗ клеймит позором «нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» ( Иуд. 1:4 ).
II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦАМ
1) с человеч. т.зр., Бог «губит и непорочного и виновного» ( Иов. 9:22 ). Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: «всему и всем одно» ( Екк. 9:2 ), «праведного и нечестивого будет судить Бог» ( Екк. 3:17 ; ср. Мф. 25:31–46 );
2) над Н. свершится суд: «отросток корня Иессея» «духом уст Своих убьет нечестивого» ( Ис. 11:4 ). Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым «пример будущим нечестивцам». Господь знает, «как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:6,9 ). «. Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» ( Рим. 1:18 ), и «потому не устоят нечестивые на суде» ( Пс. 1:5 );
3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь ( Ис. 55:7 ): Господь не желает «смерти грешника», но хочет, чтобы он «обратился от пути своего и жив был» ( Иез. 33:11 ). Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им «всех уставов» Бога ( Иез. 18:21 ): «В правде своей, которую будет делать, он жив будет» ( Иез. 18:22 );
4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который «умер за нечестивых» ( Рим. 5:6 ), мы «будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим. 5:9 ). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» ( Рим. 4:5 ).
НЕЧЕСТИВЫЙ
Смотреть что такое «НЕЧЕСТИВЫЙ» в других словарях:
нечестивый — нечестивый … Орфографический словарь-справочник
НЕЧЕСТИВЫЙ — НЕЧЕСТИВЫЙ, нечестивая, нечестивое; нечестив, нечестива, нечестиво (книжн. устар.). Оскорбляющий что нибудь священное, грешный, порочный (с точки зрения какой нибудь религии). Нечестивый поступок. Нечестивый человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова
нечестивый — греховный, неправедный, грешный, богопротивный, многогрешный, порочный, от лукавого, внушенный дьяволом, безнравственный Словарь русских синонимов. нечестивый см. грешный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
нечестивый — ая, ое. 1. Оскорбляющий что либо священное; грешный, порочный. ► Бесстыдный! старец нечестивый! Возможно ль. нет, пока мы живы, Нет! он греха не совершит. Он, должный быть отцом и другом Невинной крестницы своей. Безумец! на закате дней … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Нечестивый — I м. разг. Тот, кто оскорбляет что либо священное. II прил. разг. Оскорбляющий что либо священное; греховный, порочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Нечестивый — I м. разг. Тот, кто оскорбляет что либо священное. II прил. разг. Оскорбляющий что либо священное; греховный, порочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
нечестивый — нечестивый, нечестивая, нечестивое, нечестивые, нечестивого, нечестивой, нечестивого, нечестивых, нечестивому, нечестивой, нечестивому, нечестивым, нечестивый, нечестивую, нечестивое, нечестивые, нечестивого, нечестивую, нечестивое, нечестивых,… … Формы слов
нечестивый — нечест ивый … Русский орфографический словарь
нечестивый — … Орфографический словарь русского языка
нечестивый — нечести/вый (порочный) … Слитно. Раздельно. Через дефис.
НЕЧЕСТИВЫЙ
Смотреть что такое «НЕЧЕСТИВЫЙ» в других словарях:
нечестивый — нечестивый … Орфографический словарь-справочник
нечестивый — греховный, неправедный, грешный, богопротивный, многогрешный, порочный, от лукавого, внушенный дьяволом, безнравственный Словарь русских синонимов. нечестивый см. грешный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
НЕЧЕСТИВЫЙ — НЕЧЕСТИВЫЙ, ая, ое; ив. Греховный, порочный. Н. грешник. | сущ. нечестивость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
нечестивый — ая, ое. 1. Оскорбляющий что либо священное; грешный, порочный. ► Бесстыдный! старец нечестивый! Возможно ль. нет, пока мы живы, Нет! он греха не совершит. Он, должный быть отцом и другом Невинной крестницы своей. Безумец! на закате дней … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Нечестивый — I м. разг. Тот, кто оскорбляет что либо священное. II прил. разг. Оскорбляющий что либо священное; греховный, порочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Нечестивый — I м. разг. Тот, кто оскорбляет что либо священное. II прил. разг. Оскорбляющий что либо священное; греховный, порочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
нечестивый — нечестивый, нечестивая, нечестивое, нечестивые, нечестивого, нечестивой, нечестивого, нечестивых, нечестивому, нечестивой, нечестивому, нечестивым, нечестивый, нечестивую, нечестивое, нечестивые, нечестивого, нечестивую, нечестивое, нечестивых,… … Формы слов
нечестивый — нечест ивый … Русский орфографический словарь
нечестивый — … Орфографический словарь русского языка
нечестивый — нечести/вый (порочный) … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Нечестивость Нечестивый
Кто праведно живет, тот нечестивцу враг.
Наказание нечестивцев так же предопределено божественным
решением, как заложено Богом в нас истребление ядовитых змей,
которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе.
Лучше умереть святым бедняком, чем богатым нечестивцем.
Нечестивость как качество личности – полное отсутствие благочестия; склонность оскорблять что-либо священное; быть греховным, неправедным и порочным.
Однажды философ Биант ((ок. 625 – ок. 540 гг. до н.э.) плыл на корабле среди нечестивых людей; разразилась буря, и они стали взывать к богам. «Тише! – крикнул Биант, – чтобы боги не услышали, что вы здесь!» Один нечестивец стал его спрашивать, что такое благочестие, – Биант промолчал. Тот спросил, почему он молчит. «Потому что ты спрашиваешь не о своем деле», – сказал ему Биант. Когда его родная Приена была захвачена врагом и все жители бежали, захватив с собой чуть ли не все свое имущество, Биант на обращенный к нему чей-то совет поступить таким же образом, ответил: «А я так и поступаю, потому что все свое ношу с собой».
Нечестивость – это полное отсутствие благочестия. Не дефицит, не временные перебои, а именно полная беда с благочестием. Благочестие (Благочестивость) как качество личности – способность иметь большой запас добрых дел, которые принесли реальную пользу людям; соизмерять свои поступки с Богом, жить в строгом соответствии с Божьими заповедями.
Каждому человеку небесная канцелярия открывает текущий счёт «Благочестие», на который поступают «средства» за бескорыстные, добрые дела, принесшие пользу людям. В то же время с этого счета изымаются средства при каждом непотребном поступке. Сподличал человек, предал кого-либо, совершил преступление, словом, нарушил каким-либо образом Божьи заповеди, и силы мироздания производят вычет с его счета «Благочестие».
У нечестивца устойчивое красное сальдо на счету «Благочестие». Невозможно пополнить благочестие, ведя порочное существование. Нечестивец – порочное дитя демонических сил. Неспособный на добрые дела, он исключает для себя любые формы благочестивой жизни.
Между тем, от благочестия зависит удача и успех, семейное счастье и отменное здоровье. К примеру, удачливость — это возможность получать какие-то блага за своё ранее накопленное благочестие, проявленное добро и заботливость о людях. Фаворитами удачи становятся те, кто посеял ранее добро. Человек посеяв добро в одном месте, получает удачу в другом месте. Так действуют законы Мироздания, в частности закон Справедливости.
Нечестивец каждый шаг своей жизни превращает во что-то богопротивное, безнравственное и аморальное.
Сидят беседуют поп и дьякон. Дьякон: — Вот батюшка до чего дожили… Иду вчерась по парку, а молодежь среди бела дня развратничает. Парни с девками обнимаются, целуются, тискаются… Поп: — Ну это что, сын мой… Вот еду я намедни в электричке, вышел в тамбур-с покурить, а там нечестивец поставил женскую особь в нижайший поклон и отъестествовал. А потом вытащил свой блудень, вытер об мою рясу и говорит: — Курить, Святой Отец, в тамбуре грешно…
Нечестивость враждебна и заносчива. Она пренебрежительно относится к Богу и Его Законам. Апостол Павел называет нечестивца «человеком беззакония в абсолютном смысле, — превозносящегося выше всего и выдающего себя за Бога» (2 Фес 2.3 сл, 8); он прибавляет, что «тайна беззакония уже в действии» в мире (2.7). Она, поистине, в действии с начала истории, с тех пор, как Адам пренебрег заповедью Божией (Быт 3.5,22).
Нечестивый человек – тот, кто творит нечестие, то есть порок, неправду, грех, не верующий или не знающий Бога или знающий, но не исполняющий его Законы. Нечестивость — не ругательство, а отчётливо проявленное своим образом жизни качество личности глубоко порочного человека. Порочность как качество личности – свойство при своде баланса достоинств и недостатков проявлять перевес вторых над первыми, демонстрировать образ мыслей и действий, противоположный соответствующей добродетели.
Все мы грешны. Но благочестивые люди стремятся личностно расти, развивать в себе положительные качества личности. Нечестивец смирился с тем, что он грешный и не желает что-то менять в своей жизни. Мало того, он утверждается во мнении, что его нечестивый путь правильный.
Нечестивость – поведение от лукавого, внушённое дьяволом. Будучи противоположной благочестию, нечестивость тестирует праведных людей на крепость их убеждений и веры.
Был такой великий мудрец Гилель (3648—3768 / 112 г. до н.э. — 8 г. н.э./), который несмотря на обрушившуюся на него славу и почёт, оставался доступным и скромным. Талмуд говорит: «Каждый человек должен быть смиренным, подобно Гилелю» (Шабат 30 б). О его выдержке и скромности Талмуд рассказывает такую историю. Один нечестивец заключил пари на очень крупную сумму — он ручался, что сумеет вывести Гилеля из себя. Этот человек явился к дому мудреца перед самым наступлением шабата, когда Гилель мылся, и стал кричать: «Где здесь Гилель?» (хотя всем было известно, где живёт глава поколения). Закутавшись в полотенце, Гилель вышел к нему. Тогда гость задал ему вздорный вопрос и, получив ответ, ушёл, но через несколько минут вернулся с новым, столь же пустым вопросом. Так повторялось несколько раз, и на каждый вопрос Гилель отвечал ему с удивительной доброжелательностью и серьёзностью, повторяя: «Сынок, ты задал очень важный вопрос! Не стесняйся, задавай все вопросы, которые у тебя накопились». Наконец, нечестивец не сдержался и обрушился на Гилеля с упрёками в том, что из-за него он потерял большую сумму денег, проиграв пари. Гилель не обиделся и сказал: «Стоит потерять сотни золотых монет, чтобы, в конце концов, научиться владеть собой» (там же 30 б-31а).
Нечестивость зачастую, когда ей это выгодно, хочет казаться справедливой и благостной.
Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не даёт им спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: — Но ты ещё и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестёр. Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев — старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: — Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на всё есть отговорки, я тебя не съем? Когда нечестивец решит сделать зло, он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.