Что значит слово небинарный
Гендерквир, агендер и гендерфлюид: Какие небинарные идентичности бывают и что они значат
При общении с небинарными персонами стоит сразу спрашивать, какое местоимение лучше использовать при обращении к ним. Одни выбирают «они» в единственном числе, чтобы не добавлять гендерированные окончания к словам, а другие — «он» или «она». Выбор местоимения зависит от небинарной идентичности. Во время подготовки материала с историями небинарных екатеринбуржцев мы решили спросить у сотрудника Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге Арсения Виноградова, какие небинарные идентичности бывают.
Небинары в городе: «Во мне есть намного больше, чем качества только мужчины или только женщины»
Арсений Виноградов
сотрудник Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге
Небинарная персона относит себя к любому гендеру, кроме четко мужского или четко женского. Небинарные люди могут быть женщинами и мужчинами одновременно, быть между или вне этих гендеров. Одни причисляют себя к трансгендерному сообществу, а другие — нет; кто-то выбирает для себя идентичность «небинарные», кто-то — идентичность из множества объединенных этим термином. Небинарность не является синонимом интерсекс. Иногда небинарные люди делают трансгендерный переход, выбирая те процедуры, которые актуальны для них. Это может быть как медицинский и юридический переход, так и только смена имени или местоимений, только гормональная терапия и так далее. Существует несколько распространенных небинарных идентичностей.
Демибой, демигерл — персоны, чья идентичность не полностью мужская или не полностью женская. Они могут ощущать частичную, разную по интенсивности принадлежность к одному из бинарных гендеров, но также чувствовать, что не вполне вписываются в строгие рамки мужской или женской идентичности. Другая часть идентичности этих персон может быть любой, не обязательно противоположной. Эта идентичность никак не зависит от пола, приписанного при рождении.
«Андрогинная персона», «андрогин», «андрогинность» на самом деле разные термины. Например, андрогинность — это не гендер, а внешняя репрезентация, когда персона не считывается как типично феминная или маскулинная. Словом андрогин исторически обозначали интерсекс-персон, но сейчас это не считается верным. Андрогин (или же андрогинная персона) может обозначать небинарную гендерную идентичность, которая сочетает мужскую и женскую (не обязательно в равной степени) или тяготеет к нейтральности.
Квиргендерная персона (гендерквир) — иногда используется как синоним небинарности, но является самостоятельной идентичностью. Название происходит от многозначного термина «квир», который описывает разные грани ненормативности в контексте сексуальности, гендера, политических взглядов и мировоззрения. Квир предполагает отказ от нормативных идентичностей и ярлыков, размывание бинарных категорий гендера. То есть квиргендерные персоны тяготеют к отказу от гендерных ярлыков в принципе.
Бигендерная персона — персона, которая ощущает принадлежность к двум гендерам. Часто так обозначают себя персоны, чувствующие принадлежность и к мужскому, и к женскому гендеру. В других случаях этот термин обозначает принадлежность к двум любым гендерам из спектра, например, принадлежность к гендерквиру и демибою одновременно. Если персона ощущает принадлежность к трем и более гендерам, то можно использовать термин «полигендер». Существует также термин «пангендер», который обозначает, что персона относит себя одновременно ко всем идентичностям гендерного спектра или что опыт персоны выходит за эти рамки.
Агендерная персона не ощущает принадлежности к какому-либо гендеру. Из-за этого такие люди не вполне относятся к небинарным, но их объединяет выход за рамки однозначно мужского или женского. Иногда агендеры в целом отрицают гендерную систему.
Гендерфлюидная персона — персона, гендерная идентичность которой изменчива. Не обязательно от мужского к женскому: самоощущение может меняться в рамках всего гендерного спектра. Гендерфлюидность — не переходный этап и может сохраняться на протяжении всей жизни. Также существует идентичность «гендерфлакс», которая меняется по шкале силы ощущения какой-либо идентичности, например, от агендерной до полностью женской или от агендерной до пангендерной.
«Кто-то посередине». Когда в мире отмечают День небинарных людей
Редакция, Общество, 6:16, 14.07.2021
Помимо женщин и мужчин в мире еще существуют так называемые небинарные люди – они считают себя «бесполыми», «кем-то посередине»
14 июля в странах Европы, некоторых странах Азии и Америке отмечают День видимости небинарных людей. Небинарный человек или гендерквир – это персона, которая не может отнести себя ни к женскому, ни к мужскому полу, абстрагируясь от этой двоичной классификации. Отсюда и название: ведь «бинарный» – это «состоящий из двух компонентов чего-либо».
Небинарный человек зачастую предпочитает использовать гендерно-нейтральные местоимения. В английском языке чаще всего используется нейтральное личное местоимение they – «они». Некоторые гендерквиры все же пользуются привычными для окружающих местоимениями.
Австралия, Канада, Дания, Германия, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Бангладеш включают небинарные варианты пола в паспортах. В 23 штатах США и Вашингтоне гражданам разрешают помечать свой пол как «X» в водительских удостоверениях.
В мае 2021 года известная американская певица Деми Ловато совершила каминг-аут и попросила называть себя «они». 28-летняя девушка заявила в своем аккаунте в Instagram, что она небинарная персона. Британский певец Сэм Смит также считает себя «кем-то посередине».
Актёр-трансгендер Эллиот Пейдж показал фото после удаления груди
По словам актёра, он с детства хотел быть похожим на мальчика и носить короткую стрижку, но из-за съёмок должен был выглядеть определённым образом и отращивать волосы
«Иногда сложно понять, к какому полу относится мое тело». Небинарный человек – о том, почему пора перестать делить общество на «мужское» и «женское»
Неджему 27 лет. У него есть хорошая работа, любимый человек и понимающие друзья. Это та часть его истории, о которой можно говорить даже с незнакомыми. Но есть и другая. Вместе с Неджемом и Центром «Жывая Бібліятэка» рассказываем, кто такие небинарные люди и как они живут в обществе, где все разделено на мужское и женское.
Уже три года Неджем работает удаленно, сейчас – в компании, которая занимается обработкой данных. Говорит, это именно то место, которое он всегда искал: «компьютер, я – и больше ничего лишнего».
До этого – учеба в БГУ на филологическом факультете, после – магистратура в ЕГУ, которую Неджем не окончил. Все как у всех – обычные заботы молодого человека. Уже позже появилось больше свободного времени, чтобы ближе познакомиться с собой и осознать свою гендерную идентичность.
О небинарности. «Если ты так о себе говоришь, то как к тебе обращаться – “оно”?»
– Вспомните школьные уроки физкультуры: учитель разделяет мальчиков и девочек в разные группы. У него это не вызывает никаких вопросов, ведь здесь все просто: ребенок идет либо в одну, либо в другую.
Но я всегда чувствовал, что не подхожу ни в одну из групп. Если люди вокруг меня знали, куда идти, то у меня такого понимания не было. Когда была возможность, то я шел к девочкам, потому что там хотя бы были те, с кем я общался лучше всего.
И такой подход во всем школьном образовании: уроки физкультуры, уроки труда, отдельные задания для девочек и мальчиков. Такое чувство, что это разделение заложено очень глубоко во все, что мы делаем, и каким-то образом указывает на то, кем мы должны быть.
Вопрос о том, почему у меня есть это чувство неправильности, я начал задавать только после окончания университета, когда появилось время, чтобы сесть и поговорить с собой. Тогда я узнал, что это называется небинарностью: мое самоощущение не входит в рамки мужского или женского.
– А как к тебе тогда можно обращаться?
– В русском языке я употребляю относительно себя местоимение «он» – я с этим живу уже 27 лет, мне так проще. Но при любой возможности стараюсь перестраивать предложение так, чтобы оно не было гендерно окрашенным.
В английском же языке, на котором я сознательно стараюсь разговаривать очень часто, я употребляю местоимение they («они»). И мне так намного комфортнее.
Глупый вопрос №1: Какой уборной ты пользуешься: мужской или женской?
– Если есть возможность, я хожу в уборные для людей с дополнительными потребностями. Если ее нет, то иду в уборную, обозначенную для женщин, потому что знаю: там я могу столкнуться с наименьшим количеством непонимающих взглядов и чувства тревоги.
Как-то на филфаке я выходил из мужского туалета и столкнулся с высоким молодым человеком. Я помню, как изменился его взгляд: «Что я здесь делаю? Я захожу в правильный туалет?» И в этой ситуации уже не у меня тревога возникла, а у него.
Был случай, когда на закрытой психологической встрече по сексуальности, которую вела врач-психиатр, нам всем нужно было представиться. До того как я объяснил ситуацию про свои местоимения, меня спросили: «Если ты так о себе говоришь, то как к тебе обращаться – “оно”?» Я объяснил, что «оно» относится к вещам, а люди — это не вещи. Поэтому, если не уверены или не знаете, то лучше просто спросите.
– Имя в паспорте менять не планируешь?
– Когда-то давно, в 2000-х, были популярны журналы для детей и подростков «Каламбур» и «Один дома». В них была рубрика с интересными фактами, одним из которых было то, что первую кошку с именем (которое известно истории) звали Неджем – «приятный, милый». Мне это понравилось, запомнилось, и я стал использовать его для регистрации e-mail, в соцсетях, но только с 2019 года пользуюсь им как именем. Позже узнал, что такое имя есть и в арабском языке – означает «звезда».
Сейчас меня крайне редко спрашивают, какое имя записано в паспорте, и его я использую в случаях, когда нужно заполнить документы, требующие паспортные данные. Называть свое официальное имя уже становится немного непривычным, но менять его в государственных документах не собираюсь. Просто по возможности буду продолжать пользоваться именем, выбранным самостоятельно, – это дань уважения к собственному росту и моей истории.
Об отношениях с обществом. «Сейчас я понимаю, какой это был п*здец: никто не должен через такое проходить»
– Ты говорил о своей гендерной идентичности с родителями, друзьями? Какая у них позиция на этот счет?
– С родителями на эту тему я разговаривал достаточно поверхностно. Просто я не думаю, что это их сильно интересует. Поэтому не вижу смысла детально рассказывать им о том, как я себя ощущаю.
Эту тему актуальнее обсуждать с друзьями и знакомыми, потому что чаще всего они понимают (хотя бы поверхностно), о чем я говорю. Я не читаю им лекций на тему гендерности – мы просто ведем об этом диалог, если кому-то из нас это интересно.
Ну и у меня есть офигенный молодой человек, с которым мы познакомились в приложении для знакомств. На первых порах рассказал ему, что я за рамками бинарности, и ему было все равно: во-первых, потому что он бисексуал, а во-вторых, потому что ему хорошо со мной.
А вот с незнакомыми людьми на эту тему я не говорю, если меня не спрашивают или нет повода. Ведь это не та история, о которой ты будешь кричать при знакомстве с кем-то.
– Сейчас ты сам можешь выбирать свое окружение. А как складывались отношения с одноклассниками?
– К людям, которые отличаются, дети относятся как к чужим. У меня был как раз этот случай. В начальной и средней школе я был самым маленьким в классе, к тому же с достаточно тихим характером. А такие ребята – легкая мишень для остальных.
В период подросткового возраста, конечно, ко мне стали возникать другие вопросы: кто мне нравится, поздравления с 8 Марта, потому что я не подхожу под ожидания других. Я постоянно опаздывал, мог пропускать первые уроки – мне не хотелось идти в школу. В каком-то плане отличия человека могут оказать влияние и на образование.
Кроме физического насилия, было и психологическое: в то время только появлялся «Вконтакте», и ребята из класса там создали группу, в которой обсуждали меня. Сейчас я понимаю, какой это был п*здец: никто не должен через такое проходить. Одноклассники спокойно рылись в моих вещах, бросали одежду на пол, на улицу, в лужу.
Мне кажется, некоторые учителя в школе думали, что с моим умственным развитием что-то не так: какие-то вещи я не мог делать, но лишь из-за того, что чувствовал себя в гиперопасности.
После 10-го класса при первой же возможности я перешел в другую школу. Это решение было принято быстро: сказать родителям, съездить на экзамены в гимназию и узнать, что я их сдал. Какое-то время в новом коллективе все было хорошо, но постепенно ситуация вернулась.
В университете было проще: там более взрослые понимающие люди, поэтому мне не было страшно туда идти. Да, было беспокойно, но вуз – это не такое закрытое пространство, как школа. В универе мне посчастливилось встретить очень классных людей, которые могли говорить на абсолютно разные темы, включая те, что волновали меня. К тому же там я встретил свою лучшую подругу – сейчас она мне как сестра.
О внешности. «В большинстве случаев меня называют девушкой, и это меня устраивает»
– Я выгляжу андрогинно. Это значит, что иногда сложно понять, к какому полу относится мое тело. В абсолютном большинстве случаев меня называют девушкой, и это меня устраивает. Я не исправляю людей, если не вижу в этом необходимости.
Я выгляжу так, как выгляжу, потому что так себя ощущаю. Мне не нравится сильно менять свою внешность в сторону маскулинности или феминности (мне вообще не нравятся эти слова, но они показательны при разговоре о теле) – на границе мне хорошо.
Мне нравится носить удобную, мягкую, качественную одежду, в которой мое тело чувствует себя свободным и гибким. Это то, что для меня важно. Раньше я носил мешковатые вещи, которые скрывали мое тело, но сейчас чувствую себя лучше всего в том, что облегает его. Я продолжаю учиться жить со своим телом в мире и использовать его так, как хочу. А еще заботиться о нем – это то, что будет со мной всегда.
– Расскажи о самых неприятных ситуациях, с которыми сталкивался из-за андрогинности.
– В 2016 году мне нужно было разбираться с крайне неприятным вопросом о призыве в армию и находиться две недели в стационаре на Бехтерева. В то время я только-только начал принимать антидепрессанты, но, находясь там, нельзя было пользоваться никакими медикаментами, что уже сделало этот опыт травматичным. Быть в помещении, где 10 человек каждый день пристально на тебя смотрят и видят в тебе чужого, страшно.
В один из дней в палате проводила уборку санитарка, с которой до этого мы еще не виделись. Заметив меня, она громко заявила, что я, наверное, потерялся и мое место на третьем этаже. Насколько я помню, там проводится лечение агрессивных людей. На втором этаже, где находится палата призывников, таких людей не было.
У меня началась паника. Мало того, что мне не нравилось в принципе быть в закрытом помещении в психиатрическом диспансере, так сейчас появилась вероятность перемещения в еще более закрытое место, где я не знал, что происходит.
Это именно те события, которые создают ощущение, что для меня здесь места нет и мне нужно его создавать, доказывая, что я – это на самом деле я.
Глупый вопрос №2: Где покупаешь для себя одежду?
– Почти вся моя одежда – из секонд-хендов. Мало того, что цены там намного ниже, чем в обычных магазинах, так и ассортимент непредсказуем и больше похож на лотерею, в которую я часто выигрываю, находя что-то подходящее.
Огромный плюс секондов в том, что там нет четкого разделения на мужскую и женскую одежду. Да, брюки могут висеть отдельно от юбок (я уже не говорю о том, что юбки – это в принципе одежда унисекс). Но, кроме этого, никто не контролирует, кто на какую одежду смотрит, кто что примеряет: всем все равно, и это очень удобно.
Я знаю, что мне не будут задавать вопросы о том, нужна ли мне помощь найти мужской отдел (как уже случалось в обычных магазинах), – я могу спокойно прийти, посмотреть все, что хочу, примерить, оплатить и уйти. И это очень классно.
О стереотипах. «На одном обывательском знании, что есть всего два набора хромосом, строится вся наша жизнь»
– Когда ты говоришь людям о своей гендерной идентичности, не сталкиваешься с таким мнением: «Это все пройдет, это сейчас так модно»?
– К счастью, нечасто такое слышу, потому что я не нахожусь в обществе людей, которые могут так сказать. И это классно, потому что мне не нравится отношение к гендерной идентичности как к чему-то модному – она просто есть или нет. Очень неприятно осознание того, что составная часть личности человека может стать чем-то, о чем говорят с точки зрения маркетинга, чтобы вызвать реакцию.
Чем меньше для общества тема гендерной идентичности становится новостью, тем меньше реакции «ты себя так называешь, потому что это модно». Про себя я скажу так: сейчас мне 27 лет, и ощущение небинарности у меня было всегда, с самого детства, – и оно никуда не исчезло. Было бы, наверное, удобно подстроить все ощущения под одну систему, которая для многих знакома, – но это так не работает.
– С какими еще стереотипами относительно небинарности и гендерной идентичности в целом ты сталкивался?
– Есть стереотип, что осознание своей гендерной идентичности наступает резко. Если кто-то говорит «я транс» или «я небинарен(-а)», нужно понимать, что это не пришло к ним просто так, из неоткуда. Мне кажется, нет достаточного уважения к опыту людей в этом вопросе, чтобы воспринимать их слова как данность.
Следующий стереотип: человек, который говорит о своей небинарности, хочет как-то изменить свою внешность. Ведь чаще всего у людей возникает самая близкая ассоциация с трансгендерностью.
Да, трансгендерные люди хотят изменить свою внешность и тело, чтобы быть ближе к противоположному полу, но у небинарных людей такого стремления может и не быть. Лично меня, например, моя внешность устраивает, и мне ничего не хочется менять. Внутреннее ощущение не настолько зависит от внешности, как может показаться.
Одно из ожиданий многих людей: мы имеем всю информацию, которой можем поделиться в понятной форме. Но даже те, у кого есть опыт жизни с какой-то гендерной идентичностью, не входящей в традиционные рамки, могут чего-то не знать, не уметь сформулировать. Ведь иногда мы даже сами себе не можем рассказать, как мы себя чувствуем.
Еще часто сталкиваюсь с таким: «Сейчас я дам тебе совет, который изменит твою жизнь». Иногда люди думают, что знают что-то лучше тебя, но так не надо – это никому не помогает. Мне кажется, причина такого поведения в том, что нам просто нравится все систематизировать: например, разделение на мужское и женское – отличный для этого пример.
Но системы изживают себя, как и система бинарности. Дело в том, что существуют не только известные нам группы женских и мужских хромосом (XX и XY), встречаются люди с хромосомным набором XXY, XXX. Но об этом люди чаще всего не догадываются или не считают это важным. Поэтому наша жизнь и наше общество продолжают строиться на знании, что есть только мужское и только женское.
Правда, каких-то перемен в такой системе в Беларуси сейчас точно не произойдет – это не входит в актуальную повестку дня. Но это не значит, что мы не должны об этом говорить.
Глупый вопрос №3: 23 Февраля или 8 Марта?
– Я не чувствую, что «подпадаю» под какой-то один из этих праздников. В одном коллективе, где я работал, была ситуация, когда пришел момент поздравлять мужчин с 23 Февраля. Я вообще не воспринимаю подобные праздники и необходимость поздравлять с ними всех вокруг – не всем это надо, не всем это подходит.
Но поздравление было преподнесено в качестве сюрприза, а у меня на тот момент не было еще достаточного внутреннего стержня, чтобы спокойно к этому отнестись, поэтому у меня был шок: я постарался уйти оттуда как можно раньше. Мне неприятно это вспоминать, потому что люди старались сделать приятно, но вот только сам праздник вызывает у меня много вопросов.
Похожая ситуация была в университете. Тех, кто подпадал под 23 Февраля, в группе было всего трое. И позже я узнал, что несколько человек, которые решали, что подарить нам, начали обсуждать меня не в очень приятных словах – ведь я не подхожу под традиционные подарки на этот праздник. Подарки не настолько приятны, когда сделаны под давлением.
– В чем, по-твоему, минусы бинарной системы?
– Она порождает очень много стереотипов касательно людей, находящихся в ней же. Когда-то гендерные роли были очень удобными: женщина должна была быть домохозяйкой, женой, матерью, а мужчина – работягой, сильным и смелым. Когда в послевоенное время необходимо было восстанавливать численность населения, эта стратегия была вполне оправдана.
Но то время прошло, и сейчас это неактуально – но все равно пропаганда такой системы продолжается. Мы по-прежнему видим в рекламе мужественных мужчин и женственных женщин. Мы привыкли к этому, и нужно много энергии, чтобы выйти из этой системы.
Например, в этой пропаганде стереотипов бинарной системы мужчины перестали чувствовать себя способными на выражение своих эмоций и чувств. Мы много говорим о женских проблемах – и это правильно. Но мы так же должны говорить и о мужских проблемах. И да, нет ничего страшного, что мужчина хочет ухаживать за собой, – это нормально, однако все косметические средства делают упор на женщин. Бинарная система предлагает кучу готовых решений, но не всем они подходят.
Жизнь людей, которые относят себя к бинарной системе, тоже должна быть лучше. Во-первых, довольные люди не будут находить поводы придираться к чему-то. А во-вторых, если они снимут с себя какие-то стереотипы, в которых живут, то будут замечать эти стереотипы в других сферах жизни и отказываться от них.
Бинарная система делает очень нехорошую вещь в плане воспитания людей, что впоследствии отражается на семейной жизни. У нас невероятно большое разделение на мужское и женское: уборные, залы с одеждой, обувь, образование – даже темы, на которые мы можем говорить, разделены. Я вижу в этом классический пример «разделяй и властвуй».
На сайте Центра «Живая Библиотека», который учит нас принимать других людей и стремиться к более толерантному обществу, вы найдете много историй других людей и любопытные ивенты.
9 фактов о небинарности, которые люди неправильно понимают
Сюзанна Вайс, 15 февраля 2018 г.
Когда люди видят меня или слышат мое имя, они обычно предполагают, что я женщина, и используют местоимения «она/её». Но они только отчасти правы. Я идентифицирую себя как женщину, но я также идентифицирую себя небинарной (да, можно быть тем и другим — подробнее об этом позже) и также обозначаюсь «они/их». К сожалению, это идентичность, которую многие люди всё ещё не понимают.
Это определение довольно широкое, потому что небинарность означает разные вещи для разных людей. Для меня это означает, что я отвергаю всю концепцию гендера. Взрослея, я никогда не чувствовали, что люди ошибаются, когда называют меня женщиной, но это чувствовалось как ярлык, налепленный на меня, который мне не подходит. Позже, в колледже, я узнали о небинарной идентичности, и она подошла мне. Конечно, у меня есть симпатии и антипатии, которые некоторые могут маркировать «феминными» или «маскулинными», но я не чувствую никакой необходимости обозначать их таким образом. Гендерная бинарность заставила меня чувствовать, что на меня навешан ярлык, и я не хочу идентифицировать себя с ним.
Вот некоторые факты о небинарности, которые люди склонны неправильно понимать, по моему опыту и опыту других небинарных людей.
1. Нет такой вещи как «Небинарный внешний вид»
Большинство людей понимают, что не нужно носить платья, чтобы быть цис-женщиной, или носить брюки, чтобы быть цис-мужчиной. Тем не менее, многие люди считают, что вам нужен андрогинный стиль, чтобы быть небинарными, делая предположение, что я и другие небинарные люди, которые носят женскую одежду, должны быть женщинами. Но невозможно сказать, как кто-то идентифицируется, на основании того, как они выглядят, вот почему так важно спрашивать.
«Мне бы хотелось, чтобы люди не использовали автоматически местоимения “она/её” только отттого, как я себя преподношу,» — говорит Келли Кантрелл, 19 лет, — «Они должны прекратить приписывать людям гендер на основе их самопрезентации».
«Я ношу длинные волосы, и я обозначена как феминная, воспринимаюсь как цис-женщина. Это не отменяет того факта, что я небинарная,» — соглашается 24-летняя Алайна Лири, — «Не существует какого-то конкретного способа выглядеть небинарными. У небинарных людей есть все виды представлений гендера, также как у женщин и мужчин».
2. Небинарная идентичность не исключает любой другой гендерной идентичности
Некоторые люди идентифицируют себя как небинарные и как мужчины или женщины или транс или как-то ещё. Я лично идентифицируюсь как небинарная женщина, потому что для меня эта идентичность признаёт и то, что мне не свойственна идентификация с каким-либо гендером, и что я была социализирована как женщина. Однако, наличие более чем одной гендерной идентичности означает разные вещи для других. 24-летняя Рей Нобл идентифицирует себя и небинарной, и женщиной, чтобы подчеркнуть, что она любит свое тело, обозначенное как женское, но не всегда чувствует, что оно точно представляет её.
3. Не все небинарные люди обозначаются местоимением «они/их»
Небинарные люди также могут называться различными местоимениями. Некоторые называются «они/их», некоторые — «она/её», некоторые и так и так, а некоторые кроме этого как-то ещё. Единственный способ узнать — спросить.
Точно так же некоторым небинарным людям всё равно, какие местоимения использовать, в то время как другие имеют сильное предпочтение и чувствуют себя глубоко неоцененными, когда это предпочтение не соблюдается. Ивен, 21 год, сравнивает это с чувством, когда называют не тем именем. «Мне по настоящему физически больно, когда кто-то называет меня неправильными именами,» — говорят они.
4. Мы — не интерсекс, трансгендерные, или ещё какие-то предположения других людей о нас
Существует некоторая путаница в понимании того, что значит быть небинарным. Некоторые приравнивают это к интерсексу, то есть к тому, чьё тело не классифицируется традиционно как мужское или женское, но это никак не связано с биологией. Интерсекс люди могут быть небинарными, но и не-интерсекс люди тоже могут. Другие приравнивают небинарных к трансгендерам, то есть идентифицирующим себя с гендером, отличным от того, который был назначен им при рождении. Некоторые небинарные люди считают, что это определение относится к ним, а другие — нет.
5. Небинарная идентичность — не причуда и не мода
«Люди все больше привыкают к идее трансгендерных людей, поскольку легче объяснить идею ощущения себя более приспособленными к “противоположному гендеру”, но что-то, что находится в середине или полностью отсутствует в гендерном спектре, все еще трудно объяснить,» — говорит Ивен, — «Есть люди, спрашивающие меня, как это чувствуется, и затем отвергающие ответ, когда я это описываю, или пытаются мне сказать, что это скорее мои причуды, а не подлинный опыт». Мандулли также сталкивается с идеей, что небинарная идентичность — это просто мода или, как они выразились, «изобретение с Tumblr». Быть небинарным — это не просто личностная черта или этап, это настоящая идентичность, существующая тысячи лет.
6. Мы не чувствуем себя «рождёнными не в том теле»
Это обычная история о трансгендерных людях, а также о небинарных людях, и хотя она верна для некоторых, она не делает идентичность того, кто не связан с рассказами о «рожденных в неправильном теле», менее обоснованной.
Я лично не чувствую, что родился не в том теле, я чувствую, что мне назначили неправильный гендер на основании неправильных представлений людей о моем теле. Моя небинарная
идентичность не является результатом химии моего мозга, это отражение моего несогласия со всей системой гендера.
«Нет никаких небинарных удостоверений, которые люди должны были бы получить за стресс по
поводу своих тел,» — говорит Мандули, — «Соответственно, дисфория может быть распространенной, и на нее иногда влияют способы, которыми общество (в целом и даже LGBTQ-специфические пространства) часто толкает людей в гендерно бинарные системы и заставляет небинарных людей чувствовать себя разбитыми, смущенными и неуверенными, как будто они делают что-то неправильное, “не определившись, наконец”».
«Точно так же небинарные люди не всегда чувствуют, что они “родились такими”,» — добавляет Мандули, — «У некоторых людей осознание (или даже дискомфорт от бинарного приписывания к мужчинам или женщинам) не появляется до более поздних этапов жизни,» — объясняют они, — «У некоторых мало, или вообще нет стресса, они просто признают для себя, что их гендер не укладывается в дихотомию “мужской/женский” и/или является чем-то более сложным».
7. Необязательно быть феминными и маскулинными в равной степени, чтобы быть небинарными
«Мне бы хотелось, чтобы люди знали, что небинарные — это не на 50% мужчина и 50% женщина,» — говорит Кей Баше, 23 года. Небинарные люди все идентифицируются как феминные и маскулинные разной степени, точно так же, как мужчины и женщины, и это может даже время от времени меняться. Некоторые вообще не идентифицируют себя с маскулинностью или феминностью.
Никто другой не может сказать о человеке, насколько он «маскулинный» или «феминный». Маскулинность и феминность — это просто произвольные ярлыки, которыми мы обозначаем определенные черты. То, что кажется маскулинным одной культуре или человеку, может показаться феминным другому. И нельзя сказать, что кто-то из них прав или ошибается.
8. Небинарность не нужно доказывать
Раньше я чувствовал себя обманщиком, когда говорил, что я не бинарный, потому что я ничего не делал иначе, чем когда идентифицировался как женщина. Я одевался так же, я поступал так же, и я не говорил о небинарности со многими людьми.
Быть небинарным не обязательно должно быть огромным делом. Вам не нужно делать что-то особенное, признаваться кому-либо или вести себя иначе, чем раньше. Суть гендера в том, что он полностью ваш личный, поэтому, независимо от того, что вы говорите о своём гендере, вы правы. Вы не можете ошибаться.
«Быть небинарным не так трудно и сложно, как может показаться,» — говорит Нобл, — «Это неприятно и странно из-за того, что трудно думать вне рамок, которые общество построило для нас, но, в конечном счёте, это термин, который приветствует и принимает любой смысл, который вы в него вкладываете. Это то, что вы можете создать для себя».
9. Изучение всех этих пунктов — не излишняя политкорректность, а необходимо чтобы быть приятным человеком
Почему стоит потратить время на то, чтобы отучиться от этих предположений, узнать о небинарной идентичности и попытаться понять, как люди в нашей жизни идентифицируют себя? Потому что это делает нас друзьями, партнёрами, членами семьи и людьми, более способными к поддержке.
«Людям, которые не идентифицируют себя вне назначенного им при рождении гендера, может быть трудно понять, что переживают небинарные и транс-люди в целом,» — говорит Ивен, — «Но учиться принимать, что люди живут совершенно по-разному, это часть человеческого бытия. Поддержка того, кто пытается чувствовать себя более комфортно в себе, — это то, к чему общество должно стремиться и поощрять».
Послесловие переводчицы
Я не согласна с приравниванием гендера к гендерной идентичности, которое сделано в п. 8. Гендер — социальный конструкт, это не тоже самое что гендерная идентичность, которая у каждой личности особенная. Если каждая наполняет термин собственным содержанием, он становится бесполезным в коммуникации с другими. Но уж как написали, так я и перевела. Разве что перевела «цис» не как самостоятельную часть речи (которая бессмысленна), а как часть составного слова.