Что значит слово названному отцу
Значение слова отец
Словарь Ушакова
от е ц, отца, муж.
| Тот, у кого ь дети. Он уже отец.
2. Самец по отношению к своему потомству (преим. о племенных, породистых лошадях, собаках и т.п.; спец.).
6. Вежливое обращение к пожилому мужчине (прост.). Посторонись, отец!
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Массон о гвардейском офицере, который в 25 лет продал всех мужиков и оставил баб, чтобы заселять поместье собственными силами (Мельгунов, 7).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
От’ец — Отец Небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа и Отец всех верующих в Иисуса Христа. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения постоянно обращался к Отцу, называя Его Своим ( Мат.11:25 ; Лук.22:42 ; Лук.23:34 ; Иоан.11:41 ; Иоан.17:1 ) и никогда не называл Его «нашим» (совместно с учениками), но ученикам велел обращаться к Нему, как к «Отцу вашему» ( Мат.6:32 ; Иоан.20:17 ).
Словарь пчеловода
-ца, м. Улей, отпустивший рой.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Мужчина по отношению к своим детям.
4. Обращение к служителям церкви.
* Отцовские часы. Отцово наследство. Отчий дом. *
Библия: Тематический словарь
А. Различные значения слова
♦ источник или зачинатель:
♦ благосклонный к нуждающимся:
♦ один из родителей человека:
♦ прародители в целом:
1. Обязанности отца
♦ контролирует выполнение религиозных обрядов:
Быт 35:1–7; Исх 12:3; 1Цар 1:21
♦ ответственен за воспитание детей:
Быт 18:19; Втор 4:9,10; Еф 6:5
♦ удовлетворяет потребности детей:
♦ благословляет своих детей:
Быт 27:27–29,39,40; Быт 49:1-28
2. Обязанности детей
♦ уважать своих отцов:
♦ слушаться своих отцов:
Исх 20:12; Еф 6:1; Кол 3:20
В. Духовное значение слова
♦ Авраам — отец верующих:
Рим 4:11,16,17; Гал 3:7
♦ Павел — отец Его церкви:
1Кор 4:15; 1Фес 2:11,12
♦ Бог — Отец Иисуса Христа:
Мал 2:10; Деян 17:28,29
♦ Бог — Отец избранного Им народа:
♦ Бог — Отец верующих в Иисуса:
Мф 6:9; Ин 1:12,13; Гал 1:1,4
♦ христиане могут называть Бога «Авва» (Отец):
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG father)
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: см. зачинатель, см. родоначальник
Словарь Ожегова
ОТЕЦ, отца, стар. зват. отче, м.
1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. О. семейства (отец как глава семьи). Неродной о. (отчим). Приёмный о. (усыновивший или удочеривший ребёнка, детей). Названый о. (неродной, приёмный). От отца к сыну переходит чтон. (также перен.: от поколения к поколению). Посажёный о. Ради красного словца не пожалеет родного отца (посл.).
2. Самец по отношению к своим детёнышам.
3. мн. Люди предшествующих поколений. Проблема отцов и детей (проблема отношений старшего и младшего поколений).
4. мн. Люди, облечённые властью (устар. и разг.). Отцы церкви. Отцы города.
5. перен. Тот, кто является родоначальником, основоположником чегон. (высок.). Летописец Нестор о. русской истории.
6. перен., кому и кого. Человек, по-отечески заботящийся о подчинённых, младших. Командир о. солдатам (солдат). Наставник о. молодёжи. Ты наш о. мы твои дети (в старой речи: слова, обращённые к государю).
7. Обращение к пожилому мужчине или к мужу как к отцу своих детей (прост.).
8. обычно в сочетании с личным именем. Служитель церкви или монах, а также обращение к нему. Святой о. О. Сергий.
• Отец-мать (им. п. редко) (прост.) родители. Живёт у отца-матери на всём готовом. Вернулся к отцу-матери.
Отец (Царь) Небесный (высок.) то же, что бог (во 2 знач.).
| прил. отцовский, ая, ое (к 1 и 2 знач.), отцов, а, о (к 1 знач.) и отчий, ая, ее (к 1 знач.; стар.). Отцовские заботы. О. наказ. Отчий дом (также перен.: родимое место, родимый край).
«Названный отец»: значение слова. Отец как воспитатель
Сегодня взгляд невольно задерживается на сюжетах с участием мужчин. Папа везёт коляску с младенцем, маленькая девочка бежит навстречу к папе, папа с сыном едут наперегонки по велодорожке. Какое счастье, что такие отцы существуют! Хотя иногда кажутся исчезающим видом.
Важна ли биология?
Толковые словари твердят, что отец – это мужчина по отношению к своим детям. Однако всегда ли мужчина своим детям является отцом? Поставка биологического материала еще не означает качественного отцовства.
Настоящий отец – это прежде всего близкий человек, старший друг и советчик. Он рядом в любых жизненных ситуациях. Он в любую минуту готов протянуть руку помощи. Поэтому в данном понимании функции папы может выполнять порой старший брат, дедушка, дядя, названный отец. Значение слова «названный» говорит само за себя. Его назвали отцом. Или он сам назвался отцом. Он не является папой генетически, но выполняет важную роль в становлении и развитии семьи. Иногда лучше, чем биологический, любит, заботится, обеспечивает и возглавляет семью названный отец. Значение слова «отец» трактуется, таким образом, весьма широко.
Отец по призванию
Каждый из родителей отвечает за определённую область воспитания. Мама – это будни, папа – праздник. Для гармоничного развития ребёнку необходимы и будни, и праздники.
Активное отцовство несёт в себе сильное мужское начало, которое важно для детей обоих полов.
Папа может всё.
Только мамой он не может быть, поётся в детской песенке. И это сущая правда. Неверно думать, что отец нужен только после пяти лет. Связь с ним зарождается еще в период внутриутробного развития. После рождения малыша папа может делать всё то же самое, что и мама, кроме кормления грудью. Кто сказал, что отец не способен поменять подгузник или покатать коляску в парке? Покачать малыша, почитать книжку, спеть песню? Пусть эта песня будет не маминой колыбельной, а композицией группы «Любэ», но это будет папин уход за малышом, который по мере роста и развития ребёнка превратится в папино воспитание.
«Министерство иностранных дел»
Если представить семью как небольшое государство, то мама – это министерство внутренних дел. Она устанавливает распорядок дня, режим питания и ритуалы вокруг очага.
Папа даже играет с детьми иначе, чем мама. В игре он старший товарищ, а не родитель, он более активен, сам проникается духом игры. Часто дети, вырастая, помнят некоторые моменты общения с папой больше, чем занятия с мамой. Потому что игры с папой наполнены яркими эмоциями и впечатлениями на долгое время.
Отец способствует более смелому познанию мира, активному психомоторному развитию, он пробуждает креативность и фантазию.
Пример для подражания
Отец, как воспитатель, должен отвечать некоторым условиям и быть образцом для ребёнка. Как известно, существует активное и пассивное воспитание. Первое предполагает совершение действий, второе означает демонстрацию собственного поведения. Пассивное поддерживает активное, дополняет его.
В данном аспекте стать образцом может, естественно, и названный отец. Значение слова «образец» предполагает пример для подражания.
Так, несостоявшимся воспитателем будет тот отец, который, запрещая сыну играть в компьютерные игры, сам в них играет на виду у ребёнка.
Поначалу детям кажется, что папа не может поступать неправильно. Взрослея и видя разницу между словом и делом, ребята разочаровываются, отец теряет авторитет. Доказано, что дети, выросшие без авторитета отца, более склонны к асоциальному поведению, неуважению взрослых, и более того – к правонарушениям и даже преступлениям.
Сыновья быстро перенимают отцовскую модель поведения. У мальчиков, демонстрирующих очень сильную привязанность к отцу, копирование поведения может принимать самые крайние формы. Вплоть до того, что маленькие дети снимают шапку на улице в февральские морозы только потому, что папа без шапки. Наказывать малыша за это означает не признавать за ним права на подражание отцу. Лучше папе надеть шапку.
Дочка не подражает папе, однако на основании папиного поведения составляет мнение о мужчинах в этом мире, складывает образ «правильного» мужчины и пользуется этими наблюдениями потом во взрослой жизни. Если девочку воспитывал достойный отец, её муж обязательно будет чем-то напоминать папу.
Силовая структура
Если мамино воспитание более эмоционально, направлено на сам процесс, то папино более требовательно, логично и принципиально, направлено на результат.
Папино слово, а иногда даже взгляд дисциплинируют. Папа более строг, потому что меньше подвержен эмоциям. Папа требователен и менее гибок, чем мама. Во многих семьях папа является карающей инстанцией и, как правило, имеет больший авторитет, чем мама. Но мамы не должны обижаться, ведь, имея больший авторитет, отец несёт и большую ответственность. Папа ассоциируется с силой и властью, и именно папа, выводя ребёнка в окружающий мир, призван защитить его от этого самого мира.
Ребёнок, для которого папа – близкий человек, придёт и расскажет о неприятностях и обидчиках. Отец научит победить страх, добиться необходимой физической формы, завязать морской узел или поставить блок от приёма карате. При этом ни в коем случае он не допустит насмешек или унизительных фраз в адрес ребёнка. Насмешки могут быть причиной низкой самооценки, а также отдаления малыша от отца, появления нежелания больше делиться проблемами.
Ваятель счастливой мамы
Говорят, лучшее, что может дать отец своим детям, – это любить их маму. Пожалуй, нельзя не согласиться, ведь любовь к женщине означает вовлечённость в семью, желание находится рядом и искать пути компромисса в нелёгком деле воспитания будущего поколения. И не так важно, любит ли маму биологический или названный отец – значение слова «любить» от этого не меняется.
Шурин, деверь, золовка, сноха и другие: как называются родственники
Как называются родственники? Тесть и теща, свёкор и свекровь обычно всем известны, а вот такие слова как шурин, сват, деверь, золовка, сноха – вызывают затруднения у современных людей. Давайте разберемся, кто кому кем приходится в семье.
Родители и дети
Племянник и племянница — дети брата или сестры, а также деверя или золовки, шурина или свояченицы.
Дядя — брат отца или матери.
Тётя — сестра отца или матери.
Пасынок — сын мужа или жены от другого брака.
Падчерица — дочь мужа или жены от другого брака.
Сводные братья и сестры — дети от разных браков. Если отец/мать ребенка вступает в новый брак, то дети мачехи/отчима будут его сводными братьями/сестрами.
Единокровный брат, единокровная сестра — дети, у которых один отец (общая кровь), но разные матери.
Единоутробный брат, единоутробная сестра — дети, у которых одна мать (общая утроба), но разные отцы.
Супруги и их родители
Свёкор — отец мужа.
Свекровь — мать мужа. Происхождение этого слова означает «своя кровь».
Тесть — отец жены.
Тёща — мать жены. Именно про тёщу и ее отношения с зятем существует огромное множество анекдотов, высмеивающих их взаимную вражду и ненависть. Но есть и пословицы про добрые отношения между тещей и зятем, например: «У хорошей тёщи зятёк — самый любимый сынок».
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Про человека, втершегося в доверие, говорят «и сват, и брат». Есть также поговорка: «Брат — брат, сват — сват, а денежки не родня».
Сватья (не путать со свахой)— мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Сватья баба Бабариха у Пушкина – это на самом деле мать всех трех девиц, которые пряли поздно вечерком, так что ее ненависть к третьей сестрице и родному внуку труднообъяснима. Дальше по тексту сказки Пушкин подтверждает это в эпизоде, где князь Гвидон превратился в комара и укусил сватью бабу за нос: «Но жалеет он очей старой бабушки своей».
Сваха — женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков. Профессия, в наши дни исчезнувшая, но в прошлом весьма востребованная.
Зять — муж дочери, сестры, золовки. Другими словами, зять — мужчина по отношению к семье жены: ее родителям, братьям, сестрам.
Невестка — жена сына, брата, шурина. Другими словами, невестка — женщина по отношению к семье мужа: его родителям, братьям, сестрам.
Братья и сёстры супругов
Деверь — брат мужа.
Свояченица — сестра жены.
Свояк – муж свояченицы, то есть муж сестры жены. Свояками могут называть друг друга мужчины, женатые на сестрах.
Также иногда возникает вопрос, кого называют кумом и кумой.
Почему священников называют отцами
Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?
Беседа с прихожанкой. Фото: Анатолий Горяинов |
В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «. Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она. никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.
Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».
Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.
Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.
Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.
После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:
«На Моисеевом седалище[1] сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища[2] свои и увеличивают воскрилия[3] одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).
Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.
Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.
Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.
Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.
Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?
Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.
[1] Моисеево седалище – метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и переедал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля.
[2] Хранилища – повязки или коробочки со словами заповедей Божьих, которые учителя еврейского народа делали на лбу и на руках в соответствии с повелением Самого Бога. Такие повязки назывались «хранилищами», потому что хранили народ от забвения Бога.
[3] Воскрилия – для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, «воскрилия одежд» состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И «хранилища», и «воскрилия» должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти.
Отец, Тятя, Батя, Папа, Дед, Тётя
Отец, Батя, Папа, Тятя. Откуда появились все эти слова в русском наречии?
Папой стали звать главу семейства со времени включения в состав российской Империи территорий с установившимся там к этому времени католицизмом.
На вживление этого понятия повлияло также распространение культурных новшеств офранцузившейся части аристократического русского общества. У французов главу семейства звали словом Папа.
Глядя на них старались не отставать от моды и богатые люди. Этот западно-культурный тренд начался в 17 веке и особенно усилился в конце 18 века.
Все эти новации крутились в высших слоях общества. Не распространяясь в простонародье. Только через полтора столетия понятие папа стало заметно в среде крестьян и простых граждан, не гнушавшимся чтения книжек и общавшимся с господами.
Намного распространённее было слово Батя. Его привычнее было услышать в каждой деревне.
Батя, Баця, Батько, Баха, Бата – все эти слова идут от славянской ветви русского генезиса. Этимологи полагают, что изначально они обозначали у древних славян старшего брата в семье, старшего родственника. В таком обозначении это слово до сих пор употребляется у некоторых славянских народов, обозначая старшего брата в уменьшительно-ласкательном, семейно-родственном обращение к нему или к старшему родственнику.
Русские, украинцы, белорусы словом Батя обозначали вообще самого близкого старшего родственника, а ближе к 16 веку так стали звать Отца. При этом понятие Батя сохранилось при обозначении старшего по роду.
Слово Тятя было распространено среди самой младшей части семейного клана, в большей части это относилось к Отцу семейства. Это слово было очень распространено в простонародной среде до середины 20-го века. Это был некий синоним общеславянского традиционного понятия Тата.
Слово Тятя имело очень широкую географическую распространённость. Его можно было услышать в Архангельском лексическом районе, в районе Пскова, северо-запада (Псков), в Сибири, в Белоруссии.
Исследователи выдвигали множество версий происхождения этого слова.
Некоторые выводили слово Тятя от слова Батя или Батюшка. Тятей озвучивали батюшку малые детишки, ещё не умевшие говорить членораздельно и могшие только лепетать.
Слово и понятие Батя пришло в русский язык из протославянского, откуда оно вошло в славянскую лексику, а также в лексику соседних с ними народов.
У пруссаков слово Брати, литовское слово Бротер, латышское слово Братаритис, по всей видимости, были заимствованы из старославянской лексики, где они обозначали понятия Братства, то есть Брат, Братья, Братцы.
По мнению исследователей, которые опираются на данные лингвистов, древний славянский язык не стоял на месте, он развивался, менялись корни слов, появлялись новые буквы, исчезали другие. Так, со временем, для обозначения нового понятия в родовой семье буква р была опущена и словом Батя стали называть всякого старшего родственника.
В дальнейшем, с изменением семейных отношений, с выделением из общего рода отдельных, самостоятельных семей, слово Батя приобрело новое значение, как глава не рода, а семьи. Чтобы не путаться слово Батя в отдельной семье заменили на слово древнее слово Отец, которое выводят из слова Тятя-Отесь. Но, скорее всего, слово Тятя было заменено более древним и схожим по смыслу словом Отесь, тем более, что они были схожи и по произношению. К тому же изначально слово Отесь означало хозяин семьи, а не рода.
Тем не менее, понятие Брат сохраняется и сейчас в южнославянских лексиках в смысле Братарь, что обозначает родственников мужского пола вообще.
В таком же смысле у чехов и у морававов применяется слово Бата, у болгар слово Баща, у сербов слово Баха.
Православный священник, к которому прихожане обращаются как Батюшка, также считался братским членом славянской общины, причём, его статус был очень высоким, поскольку он говорил от имени Отца, Бога. То есть он был Братом, как и все, но в степени старшего члена Братины. Поэтому за ним закрепилось понятие слово Батюшка, иногда его называют Святой Отче.
Однако понятие Батюшка к архиерею или иноку не применяется, поскольку они не являются членами сельской Братнины, Братства.
Тем не менее, в официальном обращении слово Батюшка или Святый Отче не применяется, поскольку Отцом, согласно Библии является Господь. Исключение из этого правила относится только к тем, кто канонизирован, а также по отношению к особенно прославленным подвижникам христианского благочестия.
Выводили слово тятя также от слова тата индоевропейского происхождения. У древних индийцев есть понятие Татас, что означало глава семьи, кормилец.
Интересно, что похожие по написанию и произношению слова, относимые к главе семейства и к отцу есть повсеместно в европейских языках. У греков есть слово Тетта и Тата в понимании как отец, кормилец семьи, у сербов с хорватами есть Тата, у литовцев есть понятие Тевас, у алан есть слово Татё, у словен, словенцев, чехов, поляков есть понятие Тата.
Продвинутые лингвисты полагают, что слово Тятя произошло от Тете или Эте. От этого же слова и понятия происходит слово Дедис или Дед, а у литовцев оно произносилось как Тетис в понимании Батюшки,но не священника.
У хеттов библейских есть понятие, произносимое в древности как Атта в звательном падеже, точно как и у русских.
А у тюрков есть слово Ата, Атта, Атт в смысле Отец. По всей видимости от слова ата произошло слово Атаман, которое было позаимствовано у них казаками. Само же слово Ата восходит к индо-европейскому тата.
У кельтов есть понятие Отикос, то есть Хозяин, от которого историки производит слово Тата. Интересно, что в ирландском языке есть слово Айтех, в британском есть слово Озеч, также в понятии Отец. Хотя изначально слово Отесь означало понятие Хозяин. Происхождение этих слов нужно искать в происхождении самих кельтов, которые пришли в западную Европу со стороны Сибири, пройдя серьёзную культурную реконструкцию на территории восточно-европейских славян. Интересно, что автор Хазарского словаря Павич, словом Атех назвал хазарскую принцессу.
Современные исследователи, для которых это занятие является хобби, производят слово Тятя от готов, у которых оно обозначало вождь, лидер, глава. Есть и совсем уж экзотическое производство слова Тятя от скифов.
По всей видимости, и слово Тётя, также и слово Тесть имеют аналогичное происхождение.
Слово Тата встречается часто в письмах довоенного времени.