Что значит слово музыка
МУЗЫКА
Полезное
Смотреть что такое «МУЗЫКА» в других словарях:
МУЗЫКА — Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Пейтер Музыка универсальный язык человечества. Генри Лонгфелло Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная… … Сводная энциклопедия афоризмов
МУЗЫКА — МУЗЫКА, (музыка устар.), музыки, мн. нет, жен. [греч. musika]. 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически организованных звуков и тонов. История музыки. «Из наслаждений жизни одной любви музыка… … Толковый словарь Ушакова
музыка — См … Словарь синонимов
МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия
МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь
музыка — и устарелое музыка. В литературном языке первой половины XIX века ударение музыка было нормативным. Так, А. Пушкин решительно предпочитал именно это ударение. Например: «Музыка будет полковая. Музыки грохот, свеч блистанье. » (Евгений Онегин) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыка — Музыка. С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Музыка — Музыка, услышанная во сне, обещает прекрасное времяпрепровождение. Мелодичная, приятная музыка – к удовлетворению и успокоению души. Какофония сулит неприятности в семье. Если музыка вам понравилась и вы получали от нее большое… … Большой универсальный сонник
МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия
Значение слова «музыка»
1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Симфоническая музыка. Теория музыки. История музыки. □ Музыка способна выражать психические движения, способна усиливать впечатление драматических моментов, способна дорисовывать воображению многое, «слову» уже не доступное. А. Серов, «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. || Произведение или совокупность произведений этого искусства. Музыка Чайковского. □ Я очень благодарен родителям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Станиславский, Моя жизнь в искусстве.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МУ’ЗЫКА (музы́ка устар.), и, мн. нет, ж. [греч. musika]. 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. История музыки. Из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает. Пшкн. Хозяин музыку любил и звал соседа певчих слушать. Крлв. || Произведение этого искусства, совокупность таких произведений. Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. М. Чайковского. Вокальная м. Инструментальная м. Духовая м. (для исполнения на духовых музыкальных инструментах). Духовная м. (церковная). || Исполнение, звучание произведений этого искусства. Тихая, громкая м. Танцевать под музыку. Похороны с музыкой. 2. Инструментальная музыка, в отличие от вокальной. М. и пение. 3. Оркестр (разг.). В саду играла м. Военная м. Полковая м. || Механический музыкальный инструмент (напр. оркестрион; простореч.). Завести музыку. 4. перен. Всякое организованное звучание с точки зрения его тональности, мелодики (книжн.). М. речи. М. голоса. 5. перен. (преимущ. со словом «вся»). Какое-н. дело, что-н. затеянное, налаженное (простореч. фам.). Испортил мне всю музыку. || Что-н. надоедное, хлопотное (простореч. фам.). Надоела мне вся эта м. Устанет когда-н. возиться. да сразу и кончит всю музыку. М. Грькй. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
му́зыка
1. искусство, использующее в качестве выразительных средств сочетания ритмически организованных звуков ◆ История музыки. ◆ Хозяин музыку любил и звал соседа певчих слушать. Крылов
2. произведение этого искусства, совокупность таких произведений ◆ Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. ◆ Музыка Чайковского.
3. исполнение, звучание произведений этого искусства ◆ Тихая, громкая музыка. ◆ Танцевать под музыку. ◆ Похороны с музыкой.
4. инструментальная музыка (1), в отличие от вокальной ◆ Музыка и пение.
5. разг. оркестр ◆ В саду играла музыка. ◆ Военная музыка. ◆ Полковая музыка.
6. прост. механический музыкальный инструмент (напр. оркестрион) ◆ Завести музыку.
7. перен. книжн. гармоническое, приятное для слуха звучание чего-либо ◆ Музыка речи. ◆ Музыка голоса.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дозирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова музыка
Словарь Ушакова
м у зыка (музыка устар.), музыки, мн. нет, жен. (греч. musika).
| Произведение этого искусства, совокупность таких произведений. Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. Музыка Чайковского. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Духовая музыка (для исполнения на духовых музыкальных инструментах). Духовная музыка (церковная).
| Исполнение, звучание произведений этого искусства. Тихая, громкая музыка. Танцевать под музыку. Похороны с музыкой.
Этимологический Словарь Русского Языка
Греческое – mousike (музыкальное искусство).
Слово «музыка» пришло в русский язык из итальянского или немецкого в XVII в. Первоисточником является греческое слово mousike. В древнерусском языке (XII в.) слово имело форму «мусикия».
Музыка – это «искусство, которое передает действительность ритмически и интонационно организованными звуками».
Культурология. Словарь-справочник
(гр. musike – буквально: искусство муз)
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
► Если бы вы мне помогли убедить его, совсем бы другая музыка пошла. Слепцов.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Символисты искали Музыки прежде всего и не умели дож даться Музыки после всего» (Г. Адамович, Од. и св., 87).
♦ Первую гильотину строил клавесинных дел мастер Т. Шмидт.
♦ У Толстого реакция на музыку была физиологическая: плакал от одного пробного звука «нижнего до 32-футовой октавы» нового консерваторского органа (восп. Сабанеева, СЗ 69, 1939, Сабанеев студентом сам показывал Толстому этот орган).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
м’узыка — как видно из Писания, широко использовалась в древности евреями при всяких торжественных событиях и при богослужении, но характер ее теперь трудно определить. Вероятно, это была более ритмическая, чем гармоническая музыка. Возможно также, это были протяжные мелодии, приспособленные для исполнения псалмов. Прекращение музыки и особенно пения (которое, по-видимому, было более распространено, чем отдельно музыка) считалось большим бедствием ( Иер.25:10 ; Иез.26:13 ). Наравне с пением и музыкой были распространены и танцы ( см. лики), даже и в религиозных целях ( 1Цар.18:6 ; 2Цар.6:14 ; Иер.31:4 ).
В Библии упоминаются следующие музыкальные инструменты:
струнные — арфа, гусли, псалтирь, цевница, цитра;
духовые — рог, свирель, симфония, труба;
ударные — кимвал, систра, тимпан.
Кроме того, упоминаются следующие музыкальные термины: Аламоф, Гефское орудие, Махалаф, Шошанним Эдуф ( см. ). ( см. тж пение)
Словарь музыкальных терминов
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Исполнение произведений искусства, отражающих действительность в звуковых образах, а также сами произведения этого искусства.
* Классическая музыка. Звуки музыки. *
Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)
В ряде случаев внутрикадровая М. становилась комментарием к изображению («Пепе ле Моко», 1937, реж. Ж. Дювивье, комп. В. Скотто, М. Игербушен), а закадровая М. выполняла функции внутрикадровой («Огни большого города», 1931, реж. и комп. Ч. Чаплин). Включение М. в ф. стимулировало ещё в 30-е гг. поиски пластич. выразительности.
В 40-е гг. в кино в осн. использовались принципы муз. озвучивания, сложившиеся в предшествующий период.
С 50-х гг. особое значение получило использование в кино муз. классики (Брамс в ф. «Любовники», 1958, реж. Л. Маль; Гендель в ф. «Виридиана») 1961, реж. Буньюэль; Моцарт в ф. «Эльвира Мадиган», 1967, реж. Б. Видерберг; Вивальди в ф. «Дикий ребёнок», 1970, реж. Ф. Трюффо, края становится в контексте ф. выразительницей вечных духовных ценностей. Однако только в редких случаях единый принцип муз. озвучивания выдерживается в чистом виде. Значительно чаще указанные принципы использования М. сосуществуют в единой муз. концепции. Сложные, выразительные и ёмкие худож. композиции, в к-рых М. выполняет самые разнохарактерные функции и становится важнейшим элементом воплощения авторского замысла, представляют собой произв. реж. Л. Висконти («Туманные звёзды Большой Медведицы», 1965, музыка С. Франка; «Смерть в Венеции», 1971, музыка Г. Малера).
В музыкальном оформлении амер. ф. большую роль играет джаз. Участие Э. Эллингтона принесло успех ф. «Анатомия убийства» (1959, реж. О. Преминджер).
На основе М. к ф. создан ряд симфонич., хоровых, балетных произведений. См. также Музыкальный фильм, Мьюзыкл в кино, Балет и танец в кино, Опера в кино.
Эстетика. Энциклопедический словарь
вид искусства, создающий посредством звуков обобщенные образы различных внутренних переживаний человека и состояний внешнего мира.
Онтологические основания музыки. В древних культурах издавна существовали устойчивые традиции государственной регламентации художественного творчества, в том числе контроль властей за развитием музыкального искусства. Так, еще в древнем Китае из музыки изгонялось все то, что считалось нарушающим общепринятые представления о гармонии, казалось «аморальным» и угрожающим социальному порядку. За создание и исполнение «аморальной» музыки виновные подвергались уголовным наказаниям, вплоть до смертной казни. Являлосьли это чрезмерное внимание к нормативно-ценностной стороне музыкального искусства культурно-историческим казусом или же оно имело под собой какие-то глубокие и вполне оправданные основания? Ответ на этот вопрос ; содержался уже в древнекитайских философских системах даосизма и конфуцианства, для которых музыка была духовным началом, причастным к нормативным началам бытия. Даосизм видел в музыке непосредственное порождение Дао, этого перводвигателя Вселенной. Уже после того как из Дао возникла музыка, появились социальные нормы, правила морали и законы.
В конфуцианстве логика рассуждений была несколько иной. Согласно ей, пока не было социального порядка, не существовало и музыки. Лишь после того как правители-мудрецы утвердили иерархические отношения между властями и подданными, установили социальный порядок с помощью морали и права, они занялись упорядочением звуков и созданием музыки.
Древние натурфилософские умозрения открыли, что управа и музыки единая онтологическая основа. Она именовалась либо Дао, либо Логосом, либо Числом, задающим одновременно и размеры музыкальных интервалов, и содержание социальных нормативов. Обнаружив генетическое, структурное и функциональное сходство музыки и социальной нормативности, античность обратила внимание на два типа причинных связей между ними и онтологией миропорядка. С одной стороны, онтологические структуры мироздания равным образом предопределяют строй и музыки, и социального порядка. И наоборот, музыка и соционормативная реальность способствуют увеличению меры упорядоченности и гармоничности бытия в целом.
В средние века способность «быть», а значит «быть совершенным» рассматривалась как неотъемлемый атрибут Бога. Бог не только сам способен «быть», но и наделяет этой способностью все вещи. Тем самым он открывает перед ними возможность быть совершенными. Поскольку Бог пребывает во всех вещах, они «есть», «бытуют», и бытие для них является даром Творца своим творениям.
Совершенство в качестве атрибута Бога и бытия имеет несколько главных модификаций: а) благо и ведущая к нему нравственность; б) справедливость и восходящее к ней право; в) красота как предмет устремлений всех видов искусства, в том числе и музыки.
Дух разрушения и гибели в полной мере утвердился внутри так называемой атональной музыки. Создатель ее концепции и ряда произведений, написанных в ее ключе, австрийский композитор Арнольд Шенберг (1874-1951) превратил диссонанс в центральный принцип музыкального языка, создал эстетику додекафонии, позволяющую брать за исходную основу любой пьесы произвольно скомбинированную последовательность двенадцати любых звуков. Атональная музыка, отрицающая структурные принципы внутренней иерархии, общие для мироздания, социума, культуры, не подчиняющаяся нормативным началам тональности, лада, функциональной гармонии, избегающая консонансных аккордов, оказалась способна передавать лишь смутные внутренние ощущения, бессознательные импульсы, хаотичные всплески неуправляемых инстинктивных позывов, сумеречные, нервозные состояния человеческой души, мятущейся в своих темных томлениях или мечущейся в поисках любого выхода из лабиринта существования. Музыкальный язык Шенберга обнаружил также способность передавать обстановку внешней, надвигающейся на человека опасности, угрожающих разрушений, приближающейся гибели, наступающего хаоса и сопровождающей его тьмы.
Значение слова « Музыка »
В словаре Даля
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Фасмера Макса
му́зыка
с 1800 г., Крылов (см. Огиенко, РФВ 77, 185 и сл.), наряду с музы́ка (в настоящее время – просторечное), также у Пушкина (прочие примеры см. у Огиенко (РФВ 77, 164 и сл.)), музи́ка (XVI–XVII вв.; см. Огиенко, РФВ 66, 365), в эпоху Петра I (Смирнов 200), также у Котошихина (14). Еще раньше – др.-русск. мусикия (XII–XVII вв.), мусика (Котошихин 173 и сл.). Форма музы́ка пришла через укр. из польск. muzyka от чеш. musika, лат. musica, греч. μουσική «музыкальное искусство, музыка». Формы с ударением на начале слова могли быть получены через посредство австр.-нем. Мúsik (XVII в.; см. Шульц–Баслер 2, 162); см. Огиенко, РФВ 77, 188. Музыка «кандалы» (Мельников 5, 182), вероятно, от звона цепей. Напротив, замузю́кать «загалдеть», астрах. (РФВ 70, 131), возм., звукоподражательного происхождения.
••
(Ср. музыка, уже в 1696 г.; см. Фогараши, «Studiа Slavica», 4, 1958, стр. 66. – Т.)
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
искусство; стеб, маком, соул, регтайм, суинг, вербункош, рок, бит, симфоджаз, музон, блюз, эвтерпа, кантри, рейв, поп, джаз, медляк, хроматизм, кончерто гроссо, техно, регги, диско, музычка, мотет, рибоп, блуграс
В словаре Энциклопедии
В словаре Синонимы 4
бит-музыка, блуграс, блюз, вербункош, джаз, джаз-музыка, диско-музыка, кантри, киномузыка, кончерто гроссо, маком, мотет, музычка, поп-музыка, регги, регтайм, рейв, рибоп, рок, рок-музыка, соул, суинг, техно, хроматизм, эвтерпа, электромузыка
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
В словаре Словарь иностранных слов
1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно орга низованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая м. Инструменталь-ная м. Эстрадная м.
2. Исполнение таких произведений на музыкальных инструментах в отличие от вокального искусст ва. Двигаться под музыку.
3. перен. Звучание чего-нибудь, совокупность каких-нибудь звуков. М. голоса. М. морских волн.
Музыка
Содержание
Становление музыкального искусства
В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.
В рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее.
В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определённом строе).
Тем самым, в общественном музыкальном сознании высота звука отделяется от тембра голоса и речевой артикуляции; появляется категория лада. Возникают звукоряды и основанные на них мелодии. Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (музыкальный слух), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков. Обретая точную высоту, интонация становится способной воплотить более широкий и дифференцированный образный смысл. Он, с одной стороны, выступает как сохранившийся в интонационных формулах след их прошлого значения, связанного с контекстом музицирования, с первичным жанром; с другой стороны — продолжается процесс «вбирания» смысла в интонацию «извне», из образующихся новых связей музыки и слова, музицирования и его социокультурного контекста.
Специфика музыки
Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и художественных целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.
Особый аспект специфики музыкального искусства — соотношение его временной природы (любое музыкальное явление существует как необратимая последовательность интонаций и интонационных комплексов) и художественно-смысловой целостности. Первичный тип целостности в музыке представлен импровизацией — процессом музицирования, не имеющим функционально различимых средств для обозначения начала и конца пьесы. Впечатление целостности в этом случае создаётся благодаря тому, что элементы, составляющие импровизацию, интонационно родственны друг другу, будучи вариантами исходной мелодической, ритмической, гармонической модели. Близка импровизации вариационная форма, в которой, однако, различаются функции начала и конца (тема и её вариации, иногда завершаемые возвращением к исходной теме). Наиболее сложный тип музыкальной целостности представлен завершёнными музыкальными формами, в которых функции начала, развития и завершения выражены специальными музыкальными средствами (например, экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме). В этих формах звуковременной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу причин и следствий. Восприятие таких форм предполагает активность слушательского внимания, способного сравнивать, сопоставлять, удерживать в памяти прошлое и настоящее, предвосхищать будущее развитие музыкальной мысли. В завершённых формах время звучания обретает специфическую пространственность: способность «застывать» в логике соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика «формы-процесса» и «окристаллизованной формы». Завершённость музыкального произведения, в свою очередь, оборачивается процессуальностью в исполнительской интерпретации, которая оставляет в памяти слушателя завершённый образ произведения. Он снова развёртывается в процесс при знакомстве с другими исполнениями, трактовками, с различным осмыслением данного произведения в критике.
О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций, музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (медитативная практика отключения рационального мышления посредством определённых напевов, танцы в дискотеке, пение больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата). Нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине.
В то же время, по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщённым, абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики. [1] Кардинал эпохи Возрождения Николай Кузанский видел в музыке инструмент создания Вселенной. [2]
Теория музыки
Теоретические аспекты музыки изучает музыковедение.