Что значит слово монахами

Значение слова «монах»

Что значит слово монахами

[От греч. μοναχός — уединенный, одинокий]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Институт монашества характерен для различных направлений христианства, индуизма, джайнизма и буддизма. Иногда к монахам причисляют и дервишей — но это спорно, поскольку есть формальные отличия — дервиши могли жениться, могли жить в своих домах и жить своей собственной жизнью. Появились монахи в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме, с III века н. э. монашество появилось и в христианстве (монахов нет только в протестантизме). При этом важно отметить, что монашество не является библейским по своей сути и было привнесено в христианство уже после написания Библии.

Традиция считает основателями христианского монашества египетских подвижников святых: Павла Фивейского (умер ок. 341 г.), Антония Великого и Пахомия на Востоке. Афанасия Великого и Мартина Турского — на Западе. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

МОНА’Х, а, м. [греч. monachos]. Член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам. Лицемерие аскетизма и развращенность монахов разоблачены еще свободомыслящими писателями эпохи Возрождения. Постричься в монахи. || перен. Об аскетически-воздержном, целомудренном человеке (разг. шутл. и ирон.). Живет монахом.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мона́х

1. религ. член религиозной общины, давший обет ведения аскетической жизни ◆ Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутреннею, не суть монахи. … Монах — значит уединенный: кто не уединился в самом себе, тот еще не уединён, тот ещё не монах, хотя бы и жил в уединённейшем монастыре. (Брянчанинов) Игнатий, «Правильное состояние духа», 1860–1866 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если монах ведёт себя согласно со своими обетами, он не страшилище, не чуждое, почти враждебное нам существо, не живой труп, а наоборот, великий духовный друг наш и отец, носитель духовной благодатной жизни, молитвенник за нас пред Богом. «Поучение (1949)», 2004 г. // «Журнал Московской патриархии» (цитата из НКРЯ) ◆ Вослед игумену-отцу // Монахи сходят по крыльцу // И прямо в трапезу идут. Лермонтов, «Боярин Орша», 1835–1836 г.

2. перен. аскет, человек, избегающий плотских радостей жизни ◆ Молодой, красивый, ― думал Матвей Савельев, закрыв глаза и притворяясь, будто уснул, ― ему бы за девицами ухаживать, на гармонии играть, а он живёт монахом, деньги не тратит, сапожонки худые и даже праздничной одёжи нет, не покупает. Максим Горький, «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910 г. ◆ Это вовсе не значит, что вы должны жить монахом. Виктор Левашов, «Заговор патриота», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Значение слова «монах»

Что означает слово «монах»

Православный энциклопедический словарь

Монах

Словарь Ефремовой

Монах

Словарь Ушакова

Монах

мон а х, монаха, муж. (греч. monachos). Член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам. Лицемерие аскетизма и развращенность монахов разоблачены еще свободомыслящими писателями эпохи Возрождения. Постричься в монахи.

| перен. Об аскетически-воздержном, целомудренном человеке (разг. шутл. и ирон.). Живет монахом.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Монах

Член религиозной общины, живущий в монастыре и давший обет вести образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава.

* Черней монаха не будешь (посл.) *

Православная энциклопедия

Монах

человек, посвятивший свою жизнь Богу путем принятия в торжественной обстановке ряда обетов, которые сопровождаются постригом волос. К подготовительной степени относят рясофорных монахов малой схимы. Они принимают три обета: послушания, целомудрия и нестяжательства. К более высокой степени относят монахов «ангельского образа» (великой схимы), или схимонахов. Они дополнительно принимают обет отречения от мира, то есть от всего мирского. Тех же, кто только готовится к постригу, называют послушниками: перед окончательным выбором эти люди проходят в монастыре ряд испытаний.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Монах

1) ♦ ( ENG monk)

человек, отрекшийся от мира, живущий обычно в монастыре и давший обеты бедности, целомудрия и послушания, чтобы посвятить всю свою жизнь Богу;

2) ♦ ( ENG friar)

член римско-католического ордена, дающий обет бедности и принимающий правило жизни (устав), сочетающее созерцание с деятельностью.

Словарь Ожегова

МОНАХ, а, м. Член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь. Постричься в монахи. Буддийские монахи. Жить монахом (о мужчине: вести строгий, суровый образ жизни).

Ни монаха (прост.) нисколько, совсем ничего. Ни монаха не видно, не слышно.

| ласк. монашек, шка, м.

| ж. монахиня, и, монашенка, и (разг.) и монашка, и (прост.).

| прил. монашеский, ая, ое. М. образ жизни (перен.: суровый, аскетический).

Словарь церковных терминов

Монах

Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Православие. Словарь-справочник

Монах

христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. В православной традиции монашеское отречение от мира – не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока – возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принимаемыми обетами: рясофорный монах (греч. «носящий рясу») – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы – принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы, или ангельского образа (схимонах) – принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор слова «монах»

Фонетический разбор слова «монах»

Значение слова «монах»

Синонимы «монах»

Разбор по составу слова «монах»

Карточка «монах»

Предложения со словом «монах»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Источник

Значение слова монах

Словарь Ушакова

мон а х, монаха, муж. (греч. monachos). Член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам. Лицемерие аскетизма и развращенность монахов разоблачены еще свободомыслящими писателями эпохи Возрождения. Постричься в монахи.

| перен. Об аскетически-воздержном, целомудренном человеке (разг. шутл. и ирон.). Живет монахом.

Православие. Словарь-справочник

христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. В православной традиции монашеское отречение от мира – не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока – возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принимаемыми обетами: рясофорный монах (греч. «носящий рясу») – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы – принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы, или ангельского образа (схимонах) – принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Православная энциклопедия

человек, посвятивший свою жизнь Богу путем принятия в торжественной обстановке ряда обетов, которые сопровождаются постригом волос. К подготовительной степени относят рясофорных монахов малой схимы. Они принимают три обета: послушания, целомудрия и нестяжательства. К более высокой степени относят монахов «ангельского образа» (великой схимы), или схимонахов. Они дополнительно принимают обет отречения от мира, то есть от всего мирского. Тех же, кто только готовится к постригу, называют послушниками: перед окончательным выбором эти люди проходят в монастыре ряд испытаний.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Член религиозной общины, живущий в монастыре и давший обет вести образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава.

* Черней монаха не будешь (посл.) *

Вестминстерский словарь теологических терминов

1) ♦ ( ENG monk)

человек, отрекшийся от мира, живущий обычно в монастыре и давший обеты бедности, целомудрия и послушания, чтобы посвятить всю свою жизнь Богу;

2) ♦ ( ENG friar)

член римско-католического ордена, дающий обет бедности и принимающий правило жизни (устав), сочетающее созерцание с деятельностью.

Словарь Ожегова

МОНАХ, а, м. Член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь. Постричься в монахи. Буддийские монахи. Жить монахом (о мужчине: вести строгий, суровый образ жизни).

Ни монаха (прост.) нисколько, совсем ничего. Ни монаха не видно, не слышно.

| ласк. монашек, шка, м.

| ж. монахиня, и, монашенка, и (разг.) и монашка, и (прост.).

| прил. монашеский, ая, ое. М. образ жизни (перен.: суровый, аскетический).

Источник

Кто такой монах?

иеро­мо­нах Сергий (Рыбко)

Как ста­но­вятся мона­хами? Суще­ствует ли при­зва­ние к этому? Или мона­ше­ство – это опре­де­лен­ная сту­пенька для дости­же­ния цер­ков­ных высот?

— Бывает по-раз­ному, и не стану скры­вать: для кого-то мона­ше­ство явля­ется лишь сту­пень­кой для дости­же­ния высо­кого сана. Но все-таки боль­шин­ство из тех, кого я встре­чал на своем жиз­нен­ном пути,- люди, дей­стви­тельно горя­щие душой, всем своим суще­ством стре­мя­щи­еся к Богу. Никого не застав­ляют быть мона­хом, и в наше время мона­ше­ство – это особый испо­вед­ни­че­ский подвиг. По тече­нию, как известно, плывет только мерт­вая рыба. А монах – это чело­век, взяв­ший на себя подвиг ни много ни мало про­ти­во­сто­я­ния миру и злу, кото­рое есть в мире. Для этого тре­бу­ются особые внут­рен­ние силы, кото­рые нужно в себе вос­пи­тать. И, конечно, без Божи­его при­зва­ния, без сугу­бого Божи­его бла­го­сло­ве­ния, без бла­го­дати, кото­рая под­дер­жи­вает чело­века в этом подвиге, мона­хом быть невоз­можно.

— Вы знаете, что с подачи средств мас­со­вой инфор­ма­ции у нас бытует самое пре­врат­ное мнение о мона­ше­стве. Каково же, соб­ственно, цер­ков­ное учение о мона­ше­стве, и в чем сущ­ность мона­ше­ской жизни?

— Сразу скажу о наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных заблуж­де­ниях. В СМИ и во многих про­из­ве­де­ниях худо­же­ствен­ной лите­ра­туры, часто рас­смат­ри­ва­ется не просто образ монаха, но именно монаха като­ли­че­ского. В отли­чие от запад­ной лите­ра­туры, в рус­ской клас­си­че­ской лите­ра­туре я нигде не встре­чал образа раз­врат­ного монаха или монаха-пья­ницы. Возь­мем повесть Л. Тол­стого «Отец Сергий». Глав­ный герой – монах, чело­век ищущий, образ кото­рого вос­при­ни­ма­ется далеко не одно­значно. Но в конце концов он не сумел быть мона­хом, он не выдер­жал. То есть в этой пове­сти опи­сана тра­ге­дия жизни, тра­ге­дия поиска чело­века, отра­жа­ю­щая тра­ге­дию духов­ных поис­ков самого Льва Нико­ла­е­вича Тол­стого.

Пра­во­слав­ное учение о мона­ше­стве заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем. Есть спа­се­ние чело­века, то есть дости­же­ние им цар­ствия Божия; и оно должно совер­шиться еще в этой жизни: цар­ствие Божие внутри вас ( Лк. 17:21 ),- гово­рит Гос­подь в Еван­ге­лии. Спа­се­ние – это опре­де­лен­ная сте­пень победы над грехом, сте­пень духов­но­сти, чистоты, доб­ро­де­тели, кото­рой чело­век дости­гает в этой жизни. Но, кроме спа­се­ния, дости­же­ние кото­рого – цель всех хри­стиан, всех членов Церкви, есть еще духов­ное совер­шен­ство – свя­тость. Цель мона­ше­ства – дости­же­ние свя­то­сти.

Духов­ное совер­шен­ство есть полная победа над стра­стями, полная победа над злом – прежде всего в себе. Потом, если Бог бла­го­сло­вит, и чело­век дей­стви­тельно достиг­нет таких высот, он, конечно же, ста­но­вится носи­те­лем бла­го­дати в мире. Вы свет мира,- гово­рит Гос­подь.- Не может укрыться город, сто­я­щий на верху горы ( Мф. 5:14 ). Известно такое выска­зы­ва­ние пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского: «Стяжи мирный дух,- и вокруг тебя спа­сутся тысячи». Поэтому если чело­век стяжал духов­ное совер­шен­ство, он начи­нает сиять, как све­тиль­ник, через него начи­нает изли­ваться свет бла­го­дати Божией и пре­об­ра­жать окру­жа­ю­щий его мир.

— А не эгоизм ли это – зани­маться спа­се­нием исклю­чи­тельно своей души, когда чело­век где-то затво­ря­ется, молится и ничего не делает для ближ­них. И где в Еван­ге­лии напи­сано, что Гос­подь запо­ве­дует не жениться?

В Еван­ге­лии описан такой случай: уче­ники — апо­столы стали спра­ши­вать своего Боже­ствен­ного Учи­теля о разных пре­врат­но­стях семей­ной жизни, и Гос­подь сказал им: «Лучше чело­веку не жениться» (см. Мф. 19:10-11 ).

А что каса­ется неко­его «эго­изма» монаха, то это одно из заблуж­де­ний, при­су­щих совре­мен­ным людям. Счи­тают, что если монах ради спа­се­ния своей души пря­чется в мона­стыре, уходит в затвор, то таким обра­зом полез­ный член обще­ства, кото­рый мог бы много сде­лать, ничего не делает. Но это не совсем так. На самом деле монах делает очень много.

Прежде всего монах должен побе­дить зло в себе. Ведь и Гос­подь, прежде чем выйти на слу­же­ние миру, на про­по­ведь Слова Божия, уда­лился в пустыню, где пре­бы­вал сорок дней. Гос­подь – Бого­че­ло­век, поэтому Ему хва­тило сорока дней. А обык­но­вен­ному, страст­ному чело­веку для того, чтобы при­ве­сти свою душу в поря­док, для того, чтобы полу­чить хоть какие-то поня­тия о духов­ных пред­ме­тах, о добре и зле, о цар­стве небес­ном, чтобы уяс­нить себе Еван­ге­лие и начер­тать его на скри­жа­лях своего сердца, нужен, конечно, не один год. Ведь учить можно только тому, что знаешь сам, и людям можно дать только то, что имеешь. Чело­век уда­ля­ется в мона­стыр­ское уеди­не­ние именно для того, чтобы что-то стя­жать, а стяжав, при­не­сти и дать это людям.

Кроме того, в мона­стыре чело­век живет не один; в сред­нем мона­стыре пре­бы­вает от два­дцати до ста чело­век братии. И прежде всего монах совер­шает слу­же­ние своим бра­тиям. Сейчас боль­шин­ство мона­сты­рей вос­ста­нав­ли­ва­ется и в мона­стыре живут и рабо­тают труд­ники, палом­ники,- обык­но­вен­ные рус­ские люди, кото­рым тоже нужно что-то рас­ска­зать, что-то дать в духов­ном отно­ше­нии. Пра­во­слав­ные хри­сти­ане всегда посе­щали и посе­щают мона­стыри, а сейчас при­ез­жают целые авто­бусы палом­ни­ков. И далеко не всегда это бла­го­че­сти­вые, веру­ю­щие люди, кото­рые хотят про­ве­сти в мона­стыре празд­ник. Часто туда едут на экс­кур­сию, чтобы уви­деть какие-то исто­ри­че­ские досто­при­ме­ча­тель­но­сти и архео­ло­ги­че­ские находки, или просто позна­ко­миться и пого­во­рить с насто­я­щим мона­хом. И порой уез­жают они совсем дру­гими людьми.

Я принял мона­ше­ский постриг в таком извест­ном мона­стыре, как Оптина пустынь, был одним из первых ее насель­ни­ков. При­е­хал туда в 1988 году. Мне тогда было два­дцать восемь лет. Сред­ний воз­раст мона­стыр­ской братии был от два­дцати пяти до трид­цати двух лет. Моло­дежь, кото­рая при­ез­жала к нам, видела, что монахи – такие же люди, как и все, и зада­вала много вопро­сов. И мы нахо­дили общий язык. Боль­шин­ство из наших насель­ни­ков имели высшее обра­зо­ва­ние и пришли к вере из неве­рия. Очень мало было среди нас вос­пи­тан­ных в веру­ю­щих семьях – бук­вально два или три чело­века. Всех осталь­ных привел в мона­стырь духов­ный поиск, поиск истины, борьба с той без­ду­хов­но­стью, с тем злом и без­бо­жием, кото­рое они видели в мире. В мона­стыре еже­дневно бывали сотни, на празд­ники – тысячи людей. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство – люди не цер­ков­ные, даже неве­ру­ю­щие. Уди­ви­тельно, но шесть­де­сят про­цен­тов при­ез­жав­ших состав­ляла моло­дежь: школь­ники и сту­денты. Такое было время: конец вось­ми­де­ся­тых, ком­му­ни­сти­че­ская система трес­ка­лась по швам и руши­лась, и люди поехали в мона­стырь, чтобы что-то узнать о Боге. Поэтому монах – это не эгоист, это чело­век, кото­рый гото­вит себя к выс­шему слу­же­нию.

Если мы возь­мем исто­рию России и Рус­ской Церкви, то увидим, что, судьбы Пра­во­слав­ной Церкви тес­ней­шим обра­зом спле­та­ются с судь­бами нашего Оте­че­ства. А судьбы Церкви – это судьбы мона­ше­ства, потому что без мона­ше­ства Цер­ковь быть не может пол­но­цен­ной. Весь епи­ско­пат Церкви по кано­нам, то есть по цер­ков­ным зако­нам, состоит из мона­ше­ству­ю­щих. И боль­шин­ство святых, то есть людей, при­нес­ших самые бога­тые плоды миру,- монахи.

Монахи шли пер­выми в леса, в пустыни. Так пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский посе­лился в лесу, потому что желал под­ви­заться в уеди­не­нии, про­сить, молить Бога о своих грехах. Очень скоро к нему пришли уче­ники, потом был устроен мона­стырь. Около мона­стыря стали селиться люди; уче­ники при­хо­дили еще и еще. В резуль­тате возник город – Сер­гиев Посад; сейчас это рай­он­ный центр Мос­ков­ской обла­сти. Туда, где когда-то были глухие леса, где жили дикие звери, пришел один чело­век, и в резуль­тате – вырос город. Это типич­ная исто­рия постро­е­ния рус­ских горо­дов, многие города на Руси именно так и воз­никли.

Но далеко не всегда монахи шли в рос­сий­ские леса. Были дале­кие леса, где жили ино­родцы, языч­ники, кото­рые не знали об Истин­ном Боге, наци­о­наль­ная куль­тура кото­рых была очень далека от хри­сти­ан­ства. Этим людям монахи несли свет веры, про­по­ве­до­вали Слово Божие. Ведь про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ство нужно не словом, а делом. Один святой сказал, что свою силу слово полу­чает от силы жития. Когда люди видят святую, бла­го­че­сти­вую жизнь пра­вед­ника, тогда слово его дей­стви­тельно запа­дает в сердце.

Пре­по­доб­ный Герман Аляс­кин­ский – рус­ский святой. Начало своей духов­ной жизни он поло­жил в Троице-Сер­ги­ев­ской пустыни под Санкт-Петер­бур­гом, под­ви­зался на святом Вала­аме, и потом, по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­на­ча­лия, отпра­вился на про­по­ведь Слова Божия на дале­кую Аляску. Аляска тогда была тер­ри­то­рией Рос­сий­ской Импе­рии.

Свыше сорока лет пре­по­доб­ный Герман жил и про­по­ве­до­вал там. Он был про­стым мона­хом, не был даже свя­щен­ни­ком. Его жиз­нен­ный подвиг, его святая жизнь, мило­сер­дие, любовь к ближ­ним при­вели к тому, что жители Аляски при­няли пра­во­сла­вие. И до сих пор Аляска – пра­во­слав­ная, мест­ные жители – алеуты – в боль­шин­стве своем пра­во­слав­ные. Это жизнь и подвиг одного чело­века, в конеч­ном итоге – любовь одного чело­века. Потому что хри­сти­ан­ство есть любовь и мило­сер­дие. Если любви не имеем, то мы ничто ( 1Кор. 13:2 ). Тот чело­век, кото­рый не имеет мило­сер­дия и любви к ближ­ним,- не монах. Монах – это чело­век, кото­рый имеет любовь и не может ее удер­жи­вать в себе. Он обя­за­тельно поне­сет ее людям. Любовь пове­дет его и всегда научит, что нужно делать и что нужно гово­рить.

— В совре­мен­ном мире, где для многих сво­бод­ные отно­ше­ния без вся­кого брака – это норма, обет цело­муд­рия и без­бра­чия – совер­шенно непо­нят­ная вещь, безу­мие. Как совре­мен­ные люди могут это понять?

— На самом деле, это слож­ный вопрос. Совре­мен­ный мир – про­стите за рез­кость выра­же­ния – поме­шан на всех этих отно­ше­ниях. Совре­мен­ному чело­веку непо­нятно, как можно без этого обхо­диться, и он не верит тому, что есть люди, кото­рые могут про­во­дить свою жизнь в дев­стве, чистоте и цело­муд­рии. Тем не менее, такие люди есть. Цер­ковь бла­го­слов­ляет семей­ные отно­ше­ния, и в вен­чан­ном браке ничего гре­хов­ного нет. Люди должны рожать детей, чело­ве­че­ский род должен про­дол­жаться. Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь ( Быт. 1:22 ), — такая запо­ведь Божия была дана Адаму и Еве.

Но всегда были и есть те, кто хочет посвя­тить себя слу­же­нию Богу. И для того, чтобы удоб­нее было это слу­же­ние совер­шать, они не свя­зы­вают себя семей­ными узами. И на это есть Божие бла­го­сло­ве­ние. «Лучше чело­веку не жениться» ( Мф. 19:10 ; 1Кор. 7:26 ), — сказал Гос­подь, ведь тогда у него будет воз­мож­ность, силы и время на слу­же­ние Богу. Слу­жить Богу – это значит слу­жить ближ­ним, то есть тем, кто тебя окру­жает. Чело­век уходит в мона­стырь для того, чтобы, очи­стив­шись от стра­стей, стя­жать бо́льшую любовь.

Чело­век, кото­рый имеет семью, во многом очень огра­ни­чен. Семей­ный (иначе гово­рят – белый) свя­щен­ник имеет супругу – матушку, детей. Он должен как-то делить себя и свое время между при­хо­жа­нами, паст­вой и своей семьей. Семья есть семья: ее нужно кор­мить, оде­вать, о ней нужно забо­титься. А семья монаха – это святая оби­тель и все те, кого к нему при­во­дит Гос­подь для духов­ного обще­ния. И он имеет воз­мож­ность уде­лить этим людям больше вре­мени. Поэтому мис­си­о­неры чаще всего бывают из мона­хов.

Один епи­скоп рас­ска­зы­вал мне, что на самые тяже­лые при­ходы он посы­лает мона­хов. Почему так полу­ча­ется? Когда посы­лает семей­ного батюшку, тот гово­рит: «Вла­дыко, поми­луйте, у меня пятеро детей, чем я буду их кор­мить, где они будут жить, где учиться,- им же обра­зо­ва­ние надо дать». И это дей­стви­тельно так.

А монаха пошлют в мед­ве­жий угол, он выроет зем­лянку, будет жить и стро­ить храм. Хлеб да вода есть, что-то бабушки при­не­сут, какой-нибудь огурец соле­ный,- и больше ему ничего не надо. Монах пойдет туда, куда его пошлют, как в армии. Монах – это свое­об­раз­ный спец­наз. Свя­щен­ник из мона­хов не может отка­заться ни от какого при­хода, каким бы тяже­лым и труд­ным он ни был, поэтому мона­хов посы­лают в самые тяже­лые места.

Те монахи, кото­рые сейчас воз­рож­дают мона­стыри, едва начнут вос­ста­нав­ли­вать свою оби­тель, как сразу же им при­хо­дится воз­рож­дать и окорм­лять и какие-то другие храмы епар­хии, чаще всего, тоже бедные и раз­ру­шен­ные. И для того чтобы была воз­мож­ность все­цело слу­жить Богу и людям, чело­век при­ни­мает мона­ше­ство.

Другая сто­рона дела – это обще­ние с лицами про­ти­во­по­лож­ного пола. Можно смот­реть на жен­щину как на жен­щину, а можно смот­реть на нее как на созда­ние Божие, как на образ Божий. Эта духов­ная кра­сота, поверьте мне, гораздо уди­ви­тель­нее и выше, чем кра­сота телес­ная. Но уви­деть в других образ Божий может только чистый, цело­муд­рен­ный чело­век. Это в основ­ном досто­я­ние мона­хов. Видеть в чело­веке не тело, а пре­крас­ней­шее Божие созда­ние, искру Божию, то есть душу,- для этого тоже ста­но­вятся мона­хами.

Что же каса­ется брака, то, согласно кано­нам и пра­ви­лам Церкви, чело­век может жениться только до того, как примет свя­щен­ный сан. Свя­щен­ник второй раз жениться не может. Неже­на­тый чело­век, при­няв­ший свя­щен­ный сан, жениться уже не может. Таких свя­щен­ни­ков назы­вают цели­ба­тами; они не обя­за­тельно монахи, но, как пра­вило, потом при­ни­мают мона­ше­ский постриг.

Какова цель таких уста­нов­ле­ний Церкви? Отно­ше­ния свя­щен­ника с паст­вой не должны омра­чаться какими-то телес­ными вещами. Свя­щен­ник – это духов­ный пас­тырь, у него должны быть такие отно­ше­ния с пасо­мыми, как у отца с детьми. Неда­ром свя­щен­ни­ков назы­вают отцами. Есте­ственно, что между ним и его духов­ными детьми должна быть откро­вен­ность. Если в храм придет девушка и будет смот­реть на батюшку как на потен­ци­аль­ного супруга, то она и кокет­ни­чать начнет, и, разу­ме­ется, духов­ных отно­ше­ний не сло­жится. Если же она знает, что свя­щен­ник не имеет права жениться, она ему, конечно, все рас­ска­жет, обо всем сможет спро­сить и полу­чить совет.

— Отец Сергий, мона­ше­ство, как известно, имеет разные формы. Есть монахи, живу­щие в мона­сты­рях, есть монахи, кото­рые живут в городе, как Вы, совер­шают свое слу­же­ние на при­ходе. Ска­жите, несут ли совре­мен­ные монахи те аске­ти­че­ские подвиги, кото­рые опи­саны в книгах, в житиях святых?

— Формы мона­ше­ской жизни всегда были раз­но­об­раз­ными. С самого момента своего воз­ник­но­ве­ния – в тре­тьем веке – мона­ше­ство было гонимо. Оно и воз­никло как резуль­тат гоне­ний на бла­го­че­стие. Как это про­изо­шло?

Эпоха первых веков Хри­сти­ан­ства была эпохой муче­ни­ков; тогда все хри­сти­ане были гонимы. Потом хри­сти­ан­ство вышло из ката­комб и стало госу­дар­ствен­ной рели­гией Рим­ской импе­рии. Поскольку все чинов­ники должны были быть хри­сти­а­нами, есте­ственно, Кре­ще­ние начали при­ни­мать не только для спа­се­ния своей души, но и из мер­кан­тиль­ных сооб­ра­же­ний. Поэтому бла­го­че­стие стало уга­сать. Неко­то­рые, видя такую кар­тину, скор­бели, и стали уда­ляться в пустыню для того, чтобы сохра­нить настрой первых хри­стиан, апо­сто­лов – уче­ни­ков Гос­пода нашего Иисуса Христа и уче­ни­ков апо­сто­лов. Такие люди стали назы­ваться мона­хами.

Монах – значит уеди­нен­ный, но он не одинок, он не один. Монах – это чело­век, кото­рый пре­бы­вает один на один с Богом. Для того, чтобы было удоб­нее жить, монахи объ­еди­ня­лись в мона­стыри, тем более, что ново­на­чаль­ному монаху нельзя сразу уда­ляться в пустыню и жить одному. Сна­чала чело­век должен пре­тер­петь неко­то­рый искус, живя среди людей, научиться сми­ре­нию, послу­ша­нию, любви, мило­сер­дию. И только после этого, если будет Божия воля, можно ухо­дить на полное уеди­не­ние в пустыню. Таких всегда было мало.

В основ­ном монахи жили в мона­сты­рях, кото­рые пред­став­ляют собой особые обще­ства людей, близ­ких друг другу по духу и инте­ре­сам. Вы тоже, навер­ное, обща­е­тесь и дру­жите только с теми, кто вам инте­ре­сен и не ко вся­кому пой­дете в гости, не вся­кого будете при­ни­мать у себя. Круг наших друзей опре­де­ля­ется нашими инте­ре­сами. И мона­стырь – тоже как бы объ­еди­не­ние людей по инте­ре­сам.

В ответ на внеш­ние соци­аль­ные пере­мены и на гоне­ния, Цер­ковь, а вместе с ней и мона­ше­ство, изме­няли формы своей жизни. То, что сейчас довольно зна­чи­тель­ное число мона­хов под­ви­за­ется на при­хо­дах,- след­ствие особых усло­вий суще­ство­ва­ния мона­ше­ства при совет­ской власти, кото­рая с первых же дней обру­шила волну гоне­ний на Цер­ковь, и прежде всего на мона­ше­ство. Были уни­что­жены, заму­чены, сосланы в лагеря, рас­стре­ляны, каз­нены десятки тысяч мона­хов. Сейчас посте­пенно идет про­цесс кано­ни­за­ции, т. е. про­слав­ле­ния этих святых.

Все мона­стыри у нас в России были закрыты. Только один – Псково-Печер­ский мона­стырь – не под­вер­гался гоне­ниям, не был закрыт. Это про­изо­шло только потому, что тер­ри­то­рия, на кото­рой он нахо­дится, отошла к Эсто­нии, а Эсто­ния до 1939 г. не вхо­дила в состав Совет­ского Союза. В 1939 году мона­стырь закрыть не успели: нача­лась Вторая миро­вая война. А потом поли­тика госу­дар­ства изме­ни­лась, и оби­тель так и оста­лась откры­той. Это един­ствен­ный мона­стырь на тер­ри­то­рии России, кото­рый нико­гда не закры­вался.

Все осталь­ные мона­стыри были закрыты, раз­граб­лены, а их насель­ники либо рас­стре­ляны, либо сосланы в лагеря. Поэтому вполне есте­ственно, что те, кто вышел из лаге­рей, или те, кому уда­лось спа­стись от гоне­ний, жили где-то в миру, у род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых. Доста­точно часто они сели­лись в дерев­нях, жили в банях, под­ва­лах или рабо­тали в кол­хо­зах, напри­мер, сче­то­во­дами.

Я знал одну мона­хиню, схим­ницу. В 1916 году она ушла в мона­стырь и была постри­жена в воз­расте шест­на­дцати лет. В годы гоне­ний была сослана на Колыму, где про­вела девять лет. Она рас­ска­зы­вала обо всех тяжких испы­та­ниях, кото­рые при­шлось пере­жить. Вер­нув­шись с Колымы, она устро­и­лась рабо­тать мед­сест­рой: делала уколы старым, пожи­лым людям, при­но­сила им лекар­ства. Это тоже слу­же­ние хри­сти­ан­ского мило­сер­дия. За при­мер­ную работу ей дали квар­тиру. Ходила в храм, моли­лась. Когда вышла на пенсию, стала посто­янно слу­жить и при­слу­жи­вать при храме, при этом жила в квар­тире, кото­рую полу­чила. Многие мона­хини и монахи тогда так жили.

Потом, еще при Ста­лине, стали откры­ваться мона­стыри. При Хру­щеве гоне­ния воз­об­но­ви­лись: было закрыто около семи­де­сяти мона­сты­рей, дей­ству­ю­щих оста­лось только шест­на­дцать. При Бреж­неве мона­стыри, слава Богу, не закры­ва­лись, хотя испы­ты­вали очень силь­ный прес­синг со сто­роны госу­дар­ства. Первый, вновь откры­тый при совет­ской власти мона­стырь, уже в пост-бреж­нев­скую эпоху – Дани­лов. А с 1988 года нача­лось откры­тие и вос­ста­нов­ле­ние мно­же­ства святых оби­те­лей, и сейчас их суще­ствует уже более пяти­сот. Кстати, откры­тия такого мно­же­ства мона­сты­рей за такой корот­кий срок не было нико­гда и нигде в исто­рии Хри­сти­ан­ской Церкви.

Теперь несколько слов отно­си­тельно аске­ти­че­ского подвига. Без аскезы мона­ше­ства не будет. Конечно, совре­мен­ное состо­я­ние чело­ве­че­ства зна­чи­тельно отли­ча­ется от древ­него: и здо­ро­вье совсем не то, и пища не та, и эко­ло­ги­че­ская обста­новка сильно ухуд­ши­лась. Поэтому те тре­бо­ва­ния, кото­рые предъ­яв­ля­лись к мона­хам в древ­но­сти, сейчас явля­ются невы­пол­ни­мыми, и те подвиги, кото­рые они несли, невоз­можны для совре­мен­ных иноков. Но не это глав­ное. Монах – это не тот, кто заклю­чает себя в четыре стены, ничего не ест и не спит. Монах – это совер­шен­ный хри­сти­а­нин, а хри­сти­ан­ство есть любовь к ближ­нему и любовь к Богу. В этих двух запо­ве­дях выра­жено все Еван­ге­лие, монах посвя­щает всю свою жизнь их испол­не­нию. Значит, монах – чело­век, целью и смыс­лом жизни кото­рого явля­ется слу­же­ние ближ­нему. В этом отно­ше­нии совре­мен­ные монахи совер­шают свое слу­же­ние. Совер­шают на при­хо­дах, в святых оби­те­лях, вос­ста­нав­ли­вая с нуля или из раз­ва­лин святые мона­стыри. Нашему вре­мени в основ­ном свой­ственно нести подвиг стро­и­тель­ства, воз­рож­де­ния мона­ше­ской жизни.

Кроме того, монахи зани­ма­ются напи­са­нием и изда­нием духов­ных книг. Вели­чай­ший из духов­ных авто­ров XX века, на мой взгляд,- игумен Никон (Воро­бьев). Издана книга его писем «Нам остав­лено пока­я­ние». Среди совре­мен­ных духов­ных писа­те­лей мне более всего близок архи­манд­рит Лазарь (Аба­шидзе), кото­рый сейчас под­ви­за­ется в Грузии вместе с несколь­кими послуш­ни­ками в пустыне в Кав­каз­ских горах. Изда­тель­ство имени свя­ти­теля Игна­тия Став­ро­поль­ского, кото­рое суще­ствует при нашем храме, выпу­стило в свет одну из его книг: «Грех Адама». Она посвя­щена вопросу о том, воз­можно ли спа­се­ние некре­ще­ных мла­ден­цев и вообще некре­ще­ных. В Церкви суще­ствуют самые разные взгляды на эту про­блему, и автор книги, рас­смот­рев раз­лич­ные мнения, одно­значно дока­зал, что, если чело­век не родится от воды и Духа, не может насле­до­вать цар­ствия небес­ного ( Ин. 3:5 ). Поэтому без Таин­ства Кре­ще­ния спа­стись не может никто. Цер­ковь всегда знала только одно исклю­че­ние из этого пра­вила – когда чело­век был заму­чен за Христа, не будучи кре­ще­ным. Такой чело­век окре­стился своей кровью и счи­тался не только кре­ще­ным, но и святым муче­ни­ком. Ника­ких других при­ме­ров спа­се­ния некре­ще­ных Цер­ковь не знала на про­тя­же­нии всей своей двух­ты­ся­че­лет­ней исто­рии.

— Что делать моло­дому чело­веку, или, может быть, не очень моло­дому, у кото­рого появи­лось жела­ние посвя­тить себя мона­ше­ству? Что Вы ему посо­ве­ту­ете?

— Не очень моло­дому чело­веку я скажу, что в мона­ше­ство нужно ухо­дить в моло­дом воз­расте. Те люди, кото­рые пожили в свое удо­воль­ствие и на ста­ро­сти лет решают уйти в мона­стырь, боясь, что некому будет за ними уха­жи­вать в ста­ро­сти, посту­пают не совсем честно. Кроме того, в мона­стыре нужно тру­диться, а для этого надо иметь здо­ро­вье. И сам по себе аске­ти­че­ский образ жизни, посты, бого­слу­же­ния, кото­рые в мона­стыре и более длин­ные, и более частые, чем в миру, тре­буют опре­де­лен­ного физи­че­ского здо­ро­вья. Поэтому далеко не каж­дому чело­веку в годах нужно ухо­дить в мона­стырь.

Конечно, Про­мысл Божий при­зы­вает людей по-раз­ному. Но лучшие монахи все-таки «полу­ча­ются» из моло­дых. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит, что боль­шин­ство святых Пра­во­слав­ной Церкви ушло в мона­стырь в два­дца­ти­лет­нем воз­расте. Может быть, не ровно в два­дцать лет, а в два­дцать один, два­дцать четыре, два­дцать пять. Это самый бла­го­сло­вен­ный воз­раст, когда душа чело­века еще мягкая, еще ничем не запе­чат­лена: ника­кими гре­хами, поро­ками, навы­ками, заблуж­де­ни­ями. Душа его как чистый лист бумаги, на кото­ром можно писать святые пись­мена.

Кроме нашего жела­ния, нужно, прежде всего, чтобы была воля Божия на то, чтобы чело­век ушел в мона­стырь. Волю Божию надо искать. Как это дела­ется? Навер­ное, не должно быть так, что чело­век только кре­стился, только начал ходить в храм – и сразу посту­пает в мона­стырь. Всякое, конечно, бывает, но сна­чала нужно похо­дить в храм, стать пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит, что прежде чем стать мона­хом, нужно стать совер­шен­ным миря­ни­ном. Живя в миру, посе­щая святой храм, нужно поста­раться взять из сокро­вищ­ницы Церкви все воз­мож­ное, то есть достиг­нуть опре­де­лен­ного духов­ного уровня, стать насто­я­щим пра­во­слав­ным цер­ков­ным чело­ве­ком. Надо соблю­дать посты, кото­рые пред­пи­сы­вает Пра­во­слав­ная Цер­ковь, еже­дневно совер­шать молит­вен­ное пра­вило, регу­лярно, не реже одного раза в неделю, посе­щать храм. Пра­во­слав­ный чело­век должен ходить в храм во все вос­крес­ные дни: нака­нуне, т. е. в суб­боту вече­ром, и в вос­кре­се­нье утром,- а также в дву­на­де­ся­тые празд­ники, кото­рые так назы­ва­ются, потому что их две­на­дцать. Вообще, хри­сти­а­нин должен любить бого­слу­же­ние, любить духов­ную жизнь, обя­за­тельно читать духов­ные книги.

Тем, кто стре­мится к мона­ше­ству, необ­хо­димо полу­чить какое-то пред­став­ле­ние о мона­ше­ской жизни, читая тво­ре­ния Святых Отцов Пра­во­слав­ной Церкви, то есть тех, кто при­чис­лен к лику святых. Эти книги, напи­сан­ные свя­тыми людьми, повест­вуют о мона­ше­ской жизни, о внут­рен­нем мона­ше­ском подвиге, о том, как жили и как должны жить монахи, об исто­рии мона­ше­ства. До вступ­ле­ния в оби­тель должно понять, что такое насто­я­щее, под­лин­ное мона­ше­ство, чтобы не оши­биться, чтобы не полу­чи­лось так, что чело­век построил себе воз­душ­ные замки, а жизнь ока­за­лась совсем другой. Еще нужно знать, что мона­ше­ство XXI века сильно отли­ча­ется от того, что было в древ­но­сти.

Полу­чив пред­став­ле­ние о мона­ше­стве, затем, как пра­вило, берут бла­го­сло­ве­ние у своего духов­ного отца. И сна­чала едут в святую оби­тель посмот­реть, а потом уже реша­ются остаться. Вот что мог бы я посо­ве­то­вать жела­ю­щему под­го­то­виться к мона­ше­ской жизни и найти для себя оби­тель.

из книги “Воз­можно ли спа­се­ние в XXI веке?” Иеро­мо­нах Сергий (Рыбко)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *