Что значит слово молиться 4 класс опк
Презентация к уроку
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)
— Как бы вы поступили в такой ситуации?
— Какое решение нашла девочка?
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)
— А что значит православная молитва?
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.
3. Чтение статьи учебника.
Ответы на вопросы после чтения учебника.
— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?
— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)
Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
— За то можно благодарить Бога?
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие. (Слайд 11)
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
V. Вторичное закрепление.
1. Осмысление прочитанного.
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)
1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)
Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.
Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)
3. Это интересно. (Слайд 15-16)
Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”
“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.
О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.
VII. Первичный контроль.
1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.
Установи линии соответствия.
2. Проверка. (Слайд 17)
VIII. Итог урока. (Слайд 18)
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.
— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.
— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.
— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.
— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.
Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.
Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.
Презентация по ОПК на тему «Православная молитва» ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Департамент образования Кстовского муниципального района МБОУ СОШ села Ближнее борисово Основы православной культуры Православная молитва Масягина Е.В., Учитель начальных классов, преподаватель курса ОРКСЭ. с. Б.Борисово, 2015
Основы православной культуры
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру. Франсуа Мориак Православная молитва Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру. Франсуа Мориак
ГОВОРИТЬ сообщать просить беседовать поучать болтать славить объяснять требовать заявлять благодарить ворчать молить МОЛИТЬ МОЛИТЬСЯ Как вы думаете, почему
ПРАВОСЛАВИЕ – умение правильно славить Бога, то есть молиться
Виды молитвы Молитва-просьба Молитва- благодарение Молитва-славословие
Молитва – просьба: «Подай, Господи!» Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха… Но,мудрея,человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите. Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.
Молитва – благодарение за всякое благодеяние Божие. МОЛИТВА БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ПО ИСЦЕЛЕНИИ ОТ БОЛЕЗНИ БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ЛЮБОВЬ БОЖИЮ И МОЛИТВА ОБ УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ К БОГУ БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬ БОЖИЮ В ОПАСНОСТЯХ И СОХРАНЕНИЕ ОТ ВРЕДА МОЛИТВА БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ПО ПОЛУЧЕНИИ ПРОСИМОГО
Молитва – славословие В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!»
В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души, как бремя, скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко. М. Ю. Лермонтов
Проведи линии соответствия. просительные молитвы благодарственные молитвы покаянные молитвы «Аллилуйя!» «Подай, Господи!» «Господи, помилуй!» «Слава Богу!»
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом. — Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах. — Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас. — Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу. — Молитва — это сила. «Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы». Мысли вслух:
1. Что значит слово «молиться»? 2. Что означает слово православие? 4. Что главное должно быть в молитве? 5.Нужно ли учиться молиться? Вопросы для повторения 3. Для чего люди учатся молиться постоянно?
Собери пословицы Богу молиться – вперёд пригодится. Молитва – полпути к Богу. Молитва места не ищет. Лихо думаешь – не молись. Свет в храме- от свечи, а в душе- от молитвы. С молитвой в устах, с работой в руках.
П. А. Вяземский (1792-1878) Молитва Ангелу-Хранителю Научи меня молиться, Добрый Ангел, научи! Уст твоих благоуханьем Чувства черствые смягчи! Да во глубь души проникнут Солнца вечные лучи, Да в груди моей забьются Благодатных слез ключи! Дай моей молитве крылья, Дай полёт мне в высоту; Дай мне веры безусловной Высоту и теплоту! Неповинных, безответных Дай младенцев простоту, И высокую, святую Нищих духом чистоту!
Молись, дитя, мужай с летами! И дай Бог, в пору поздних лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на Божий свет! И вновь тогда из райской сени Хранитель Ангел твой сойдёт И за тебя, склонив колени, Молитву к Богу вознесёт. И.С.Никитин
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация по «Основам православной культуры» на тему «Православная молитва» является сопровождением к уроку по данной теме. В ней содержится литературный и музыкальный материал, способствующий формированию у четвероклассников понятия о православной молитве и видах молитв.
Номер материала: 279178
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по ОПК на тему «Молитва» (4 класс)
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры» 4 класс
Урок № 4. Тема: « Православная молитва»
Цель: помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Задачи: показать роль молитвы в жизни православного человека; расширить знания учащихся о молитве; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»; научить осознавать разницу между материальными и духовными благами;
воспитывать доброту, терпение, умение благодарить;
развивать умение вести диалог, делать самостоятельно выводы, работать в парах.
— интерес к себе и окружающему миру;
— эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
— целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
— саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
— общеучебные универсальные действия: структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (как в диалоге, так и монологически).
— логические универсальные действия:
— анализ (с выделением существенных и несущественных признаков);
— умение задавать вопросы;
— допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями для работы в группах, карточки с заданиями для индивидуальной работы, презентации «Православная молитва», запись молитвы «Отче наш».
У: – Ребята, сегодня снова нам предстоит погрузиться в мир православной культуры, культуры, которая на протяжении уже тысячи лет живет на нашей земле. Давайте настроимся на урок: повернитесь к своему соседу и подарите улыбку друг другу.
– Настроение улучшилось? ( Да ). Все готовы работать, как обычно дружно и слажено? Тогда приступим.
2. Проверка домашнего задания.
У: – Что общего в словах Бог, богатый, убогий? (корень БОГ)
Богатый – это … человек, обладающий богатством, сокровищами.
У: Православные христиане считают, что богатство бывает истинное и кажущееся.
У: – Ребята, посмотрите видео, которое я вам подготовила, и постарайтесь понять, какое отношение оно имеет к нашему разговору.
Демонстрация видеоролика на песню С. Копыловой «Богатый и бедный» (Делает человека по-настоящему счастливым, остаётся навсегда. Приносит временное удовлетворение, может исчезнуть со временем.)
Распределите понятия по группам : духовные ценности, материальные ценности, любовь, взаимопонимание, семья, милосердие, знания, вера, деньги, имущество, драгоценности, автомобиль, здания.
Убогий – это…… («не от мира сего», блаженный, безумный, сумасшедший…)
У: – Почему таких людей называли убогими? (потому, что считали, что они «у Бога», Бог взял у них ум (такие люди приносят свой ум в жертву Богу, добровольно отказываются от разума), и Сам говорит их устами). (Икона св. блаж. Ксении)
— Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?
— Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? (Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски)
2. Сообщение темы и цели урока
— Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.
— Как вы думаете, как, с помощью чего человек общается с Богом? (с помощью молитвы)
Учитель: Может быть, кто-то уже догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Молитва)
У: На уроке вы узнаете о том, что такое православная молитва, какие бывают молитвы, как, когда и где православный человек может молиться, мы узнаем, что такое православие, благодать, вспомним, кто такие святые, познакомимся с самой известной молитвой христиан.
3. Работа по теме урока (Просмотр презентации)
— Давайте выясним, что такое православие. (Слово «православие» означает умение правильно славить Бога, правильно и славно сохранять учение Иисуса Христа.)
— Православные люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой.
— Значит, что такое молитва? (Обращение к Богу, разговор с Ним)
— В молитве всегда содержится не просто просьба, а мольба о помощи. Молитва всегда идёт от души, от самого сердца.
Когда человек оказывается в трудном положении, справиться с проблемой или бедой не в его силах, он обращается с просьбой о помощи к властелину, господину, который наделен большими возможностями и полномочиями. Приходит с поклоном, что означает его смирение и умаление себя, как не могущего справиться с данной проблемой. Приносит дары, чтобы сначала умилостивить, а затем отблагодарить за помощь. Восхваляет за милосердие, т.е. славит.
Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое емкое слово «молиться».
У: А как вы думаете, что мы приносим в дар Господу за его благодеяния? ( Наше чистое сердце и наши добрые дела).
Итак, слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться.
Работа с учебником. (с.12-13) Прочитать текст и ответить на вопрос: какие бывают виды молитв.
У православных людей есть три вида молитвы.
Самая распространенная молитва – это просьба . «Подай, Господи». Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.
Более редкая молитва – благодарение . Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.
В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий ангел решил спросить другого: «Что же ты летаешь туда сюда?»
— Я ношу Богу послания, которые начинаются –
-Но есть ещё молитвы покаянные. Прежде чем просить что-либо у Бога, сначала христианин кается пред Ним в своих грехах, т.е. просит у Бога прощения за свои плохие поступки, мысли. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
В результате коллективной работы получается кластер
-Тексты молитв можно взять из церковных книг или молиться своими словами. (Показ учащимся христианских книг: «Молитвослов», «Молитвенный щит»)
Знакомство с молитвой «Отче наш»
— Приходилось ли вам слышать выражение: это надо знать, как «Отче наш»!
— Что оно означает? ОТВЕТ: знать очень хорошо, повторить в любой момент.
— Почему выражения «как Отче наш» и «знать очень хорошо» имеют одинаковое значение? ОТВЕТ: потому, что на Руси все православные знали «Отче наш».
— А что такое «Отче наш»? ОТВЕТ: молитва, которую Иисус Христос дал людям.
Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так:
«Отче наш», озвучено (хор Минской духовной семинарии).
Молитва звучит на старославянском языке, а как её можно было бы перевести на русский?
— читаем текст учебника стр.14-15 и заполняем таблицу (работа в парах)
это – молитва христиан,
которую людям дал Иисус Христос
Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»
Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать необходимую еду, необходимое, без чего нельзя прожить
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение
Не ошибиться в сложном выборе между злом и добром
И избави нас от лукавого
4. Закрепление изученного.
Учеными доказано, что под действием слова изменяется молекула воды.
— В православии признается, что и человек меняется во время молитвы. Как ты думаешь почему? (На человека действует благодать).
— Что такое благодать?
— Какие люди являются святыми? (иллюстрация из учебника стр. 14)
— Что в их жизни значила молитва?
5. Физкультурная минутка (Слушание аудиозапись «Мелодия леса: шум листвы, пение птиц» выполнение расслабляющих упражнений для глаз, плеч, рук и т.д. )
Учитель: Теперь, когда мы знаем, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной.
Где и когда можно молиться?
(Христиане считают, что молиться Богу можно везде, потому что Господь находиться везде: и в доме, и в храме, и в пути.
Молиться можно в беде и в радости, вслух и про себя. Главное, чтобы молитва была искренней, от всего сердца.
У известного детского белорусского православного писателя Бориса Ганаго есть рассказ: « О чём молиться?» В нём два сюжета. Послушайте один из них.
Чтение рассказа учителем.
Как-то вызвали Гришу доказывать теорему по математике. Он ответил на “отлично” и успокоился: знал, что пятёрок у него много, и на следующий день его не спросят. А потому даже урок готовить не стал.
На этот раз вызвали новичка. Тот начал бойко отвечать. Гриша смотрел на него и шептал про себя:
— Ну, ошибись, ошибись. Но новенький говорил без запинки. Тогда Гриша стал к Богу взывать:
В этот момент новичок действительно запнулся, заволновался и, наконец, замолк. Учитель обратился к Грише:
Наш герой даже дар речи потерял.
— Ну что же ты, отличник? Иди к доске! Гриша покраснел и не двинулся с места.
— Что с тобой? Не выучил? Мальчик повесил голову.
И через секунду Гриша увидел в дневнике жирную двойку.
Шёл он домой и с упрёком говорил:
— С какими мыслями обращался к Богу Гриша?
-Как ответил Господь на его молитву? Помог Он Грише? Что произошло?
-Почему так получилось? Ведь Господь говорил: «Просите, и дано будет вам.»
-Какая молитва считается правильной?
-О чём нельзя молиться? Почему? (Неправильно желать в молитве зла и боли другим людям. Такую молитву Бог слушать не будет и даже может наказать человека за его злые помыслы.)
6. Обобщение и повторение
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. –
2. Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
3. Не смейте забывать учителей.
Ведь лучшее всё в нас —
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
Ложку лишнюю кладет,
— Вам бы, знаете, во флот
Мне бы лучше, вроде вас,
Шепчет юноша, скорбь затая,
Завтра утром в кровавую битву.
«Спаси, Господи, люди Твоя».
Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ
Задание 2. Проведи линии соответствия.
Знаешь ли ты кого-нибудь из русских святых? Напиши их имена.
Напиши имена людей, которые, на твой взгляд, внесли большой вклад в развитие русской культуры.
7. Подведение итога урока.
8. Домашнее задание.
— Спросить у своих близких, знакомых знают ли они молитвы?
— Часто ли в своей жизни они прибегают к молитвам?
Учитель: Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока? Оцените свою работу на уроке, покажите символы:
1.Если вам было все понятно и интересно – золотой колокольчик
2. Если у вас были затруднения, и не все было понятно- серебряный колокольчик
3.А если вы не поняли, о чем шла речь на уроке и вы волнуетесь и тревожитесь – синий колокольчик.
Учитель: Теперь, когда мы знаем, что такое православная молитва, мы можем назвать ее святыней?
Учитель: Человек, который умеет правильно и искренно молиться становится добрее и мудрее, а его душа становится чище и светлее, потому что в своем сердце он обращается к Богу!
Не зря в пословице молвится «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы».