Что значит слово миниатюры история 6 класс

Значение слова «миниатюра»

Что значит слово миниатюры история 6 класс

1. Цветной или одноцветный рисунок на страницах старинных рукописных книг, выполненный с целью иллюстрирования содержания (картинка) или украшения рукописи (заставка, орнамент и т. д.). В библиотеке, в тусклом, сумеречном свете, трудно было различить даже в лупу прелестные миниатюры, украшающие редкостное издание новелл Боккаччо. Никулин, России верные сыны.

2. Живописное произведение очень небольшого размера (картина, портрет), изящное и тонкое по исполнению, часто прикладного характера. Миниатюры 18 в. Палехская миниатюра. || собир. Такие картины, портреты как вид живописи. Искусство миниатюры.

3. Небольшое литературное или музыкальное произведение. Миниатюры молодого Чехова. Миниатюры Шуберта.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Миниатюрная живопись распространена также на востоке. В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастханская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.

МИНИАТЮ’РА и миньятю́ра, ы, ж. [от латин. minium — киноварь, сурик] (искус.). 1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами. 2. Небольшая картина, отделка к-рой отличается тщательностью, тонкостью и изяществом. || только ед., собир. Такие картинки, как род живописи. Искусство миниатюры. 3. перен. Произведение искусства небольших размеров, малой формы. Театр миниатюр. Собрание музыкальных миниатюр.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

миниатю́ра

1. искусств. небольшой рисунок в красках или разрисованная прописная буква в старинной рукописи, книге ◆ В то же время я пристрастился и вообще к лицевым рукописям, т. е. к таким, в которых какой-либо текст объясняется наглядно в миниатюрах. Ф. И. Буслаев, «Мои воспоминания», 1897 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений, через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. С. А. Есенин, «Ключи Марии», 1918 г. (цитата из НКРЯ)

2. искусств. живописное произведение (картина, портрет и т. п.) малых размеров, отличающееся тонкостью, изяществом рисунка и тщательностью отделки ◆ Другое отделение сей галереи состоит из картин небольшого размера или миниатюр, между коими занимают, конечно, первое место произведения кисти Анджелика du Fiesole. А. Д. Чертков, «Журнал моего путешествия по Австрии, Италии, Сицилии, Швейцарии и проч.», 1823–1825 г (цитата из НКРЯ) ◆ На его груди до сих пор хранится медальон с её миниатюрой, отданный ему Архаровым, когда ему минуло шестнадцать лет. Н. Э. Гейнце, «Коронованный рыцарь», 1898 г. ◆ Вчера выставку художественных произведений Фабереже, старинных миниатюр и табакерок в пользу женского патриотического общества посетила Августейшая покровительница общества Государыня Императрица Александра Федоровна и Их Императорские Высочества. «Известия» // «Новости дня», 22 марта 1902 г. (цитата из НКРЯ)

3. собир. вид живописи, для которой характерны такие произведения ◆ Чем больше входила иконопись в общую потребность русского народа и чем больше распространялась, тем больше в своём развитии стремилась она к сокращению размеров иконописных изображений до мелкого письма, сближённого с миниатюрою. Ф. И. Буслаев, «Общие понятия о русской иконописи», 1866 г. (цитата из НКРЯ)

4. произведение искусства небольших размеров, малой формы ◆ Миниатюры Шуберта. ◆ Миниатюры Чехонте никогда не появлялись в печати, так как их не пропустила бы тогдашняя цензура не только в подлинном их виде, но и в данной, значительно смягчённой передаче. В. А. Симов, «Из воспоминаний о Чехове», 1900-1935 г (цитата из НКРЯ) ◆ Бабушка и мама ездили в Кировский театр, смотрели какие-то хореографические миниатюры. А. И. Пантелеев, «Наша Маша», 1966 г. (цитата из НКРЯ)

5. жанр малых форм (в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде) ◆ Мосолова в своё время прославилась в жанре миниатюр (она положила начало первому в России театру одноактных пьес) и лишь в последние годы с успехом выступала в классическом репертуаре («Бешеные деньги», «Варвары»). Л. А. Малюгин, «Молодые», Новые пьесы в ленинградских театрах // «Советское искусство», Орган Всесоюзного комитета по делам Искусств при Совнаркоме Союза ССР, № 1 (407), 04 января 1938 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Излюбленными жанрами композиторов этой группы были интимный романс и инструментальная, преимущественно фортепианная, миниатюра. А. Воинова, «Грибоедов и музыка» // «Советское искусство», 16 января 1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Одеон» действует, а в «Олимпе» гастролирует театр миниатюр «Табакерочка Полишинеля», причём каждая программа называется «понюшка» — первая, вторая, третья и т. д. В. А. Каверин, «Перед зеркалом», 1965-1970 г (цитата из НКРЯ)

6. произведение одного из таких жанров ◆ В программу включены шуточная миниатюра «2 медведя 2» Э. Германа, интермедия «Сцена на маскараде», «научная» лекция о «заптанце» А. Бонди, миниатюра «Случай на границе» В. Ардова, хореографическая пантомима в постановке Кретова и новые эстрадные номера. «Вторая программа театра эстрады и миниатюр» // «Советское искусство», № 2 (582), 04 января 1939 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отец стал писать для эстрады. Он сочинял фельетоны, куплеты, миниатюры, интермедии. Он стал профессиональным репризёром и целыми днями выдумывал шутки. Сергей Довлатов, «Наши», 1983 г. (цитата из НКРЯ)

7. шахм. задача или этюд, в начальной позиции которых число фигур обеих сторон в сумме не превышает семи ◆ Любопытно, что эта миниатюра, сыгранная на закате шахматной карьеры Ботвинника, — одна из самых эффектных партий шестого чемпиона мира. Е. Гик, «Шахматные конкурсы красоты» (Партии-лауреаты) // «Наука и жизнь», № 9, 2008 г.

8. комп. уменьшенная до небольших размеров копия изображения для компактного представления пользователю ◆ Нужно подвести её указатель к одной из экранных кнопок панели в нижней части окна́, и над этой кнопкой в качестве «всплывающей подсказки» появится соответствующая миниатюра. Д. Усенков, «Windows Vista — две стороны медали» // «Наука и жизнь», 2007 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

МИНИАТЮРА

Смотреть что такое «МИНИАТЮРА» в других словарях:

Миниатюра — (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов.… … Художественная энциклопедия

Миниатюра — термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро эпического произведения. Термин М. совершенно не определен в стилевом и жанровом плане: в драматургии напр … Литературная энциклопедия

Миниатюра — из французской рукописи XV столетия. МИНИАТЮРА (французское miniature, от латинского minium киноварь, сурик), художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Миниатюра — МИНИАТЮРА литературный термин, заимствованный из живописи. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку и т. п. Происходит этот термин от слова «миниум» название красной краски (киновари или … Словарь литературных терминов

МИНИАТЮРА — франц. miniature, ит. miniatura, от miniatores, от minium, сурик, потому что монахи в средние века украшали свои рукописи рисунками суриком. Маленький портрет или картина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык … Словарь иностранных слов русского языка

Миниатюра — (фр. miniature, лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрой называли выполненные гуашью, акварелью и другими… … Энциклопедия культурологии

МИНИАТЮРА — (франц. miniature от лат. minium киноварь, сурик),1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др.… … Большой Энциклопедический словарь

миниатюра — реприза, интермедия, картина, нэцке, палех, нэцкэ, рисунок, юмореска, микроминиатюра, скетч Словарь русских синонимов. миниатюра сущ., кол во синонимов: 10 • интермедия (5) • … Словарь синонимов

Миниатюра — (от ит. miniatura Реклама и полиграфия

МИНИАТЮРА — МИНИАТЮРА, ы, жен. 1. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или… … Толковый словарь Ожегова

Источник

МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ

«Па­лео­ло­гов­ский ре­нес­санс» пер­вых де­ся­ти­ле­тий XIV века, свя­зан­ный с име­на­ми Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га и ря­да при­двор­ных ин­тел­лек­туа­лов (например, Фео­до­ра Ме­то­хи­та), на­шёл от­ра­же­ние в сти­ле та­ких ру­ко­пи­сей, как Еван­ге­лия из монастыря Пан­то­кра­то­ра (1301 год) и монастыря Ва­то­пед (1304 год) на Афо­не. Еван­ге­ли­сты на ми­ниа­тю­рах этих ру­ко­пи­сей изо­бра­же­ны в энер­гич­ных ра­кур­сах, фи­гу­ры под­чёрк­ну­то объ­ём­ны, их про­пор­ции пра­виль­ны, про­стран­ст­во ми­ниа­тюр име­ет глу­би­ну и чёт­ко ар­ти­ку­ли­ро­ва­но. В ми­ниа­тю­рах Но­во­го За­ве­та с Псал­ти­рью (1330-1340-е годы, ГИМ; 25 ми­ниа­тюр с изо­бра­же­ния­ми еван­ге­ли­стов, апо­сто­лов, ил­лю­ст­ра­ции гим­нов) про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты, сви­детель­ст­ву­ю­щие о но­вых тен­ден­ци­ях в искусстве (мас­сив­ность ар­хитектурных эле­мен­тов, из­бы­точ­ность дра­пи­ро­вок, ук­руп­не­ние мас­шта­бов фи­гур). В 1330-1340-е годы под влия­ни­ем уче­ния Гри­го­рия Па­ла­мы о Бо­же­ст­вен­ных энер­ги­ях и Фа­вор­ском све­те соз­да­ют­ся та­кие ру­ко­пи­си, как ми­но­ло­гий дес­по­та Фес­са­ло­ни­ки Ди­мит­рия I Па­лео­ло­га (Библиотека Бод­ли, Окс­форд), Чет­ве­ро­еван­ге­лие Исаа­ка Аса­на Па­лео­ло­га (1346 год, монастырь Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае). На вход­ных ми­ниа­тю­рах по­яв­ля­ют­ся мно­го­численные порт­ре­ты кти­то­ров (например, порт­рет Фео­до­ры Па­лео­ло­ги­ны и её до­че­ри Ев­фро­си­нии в ру­ко­пи­си Ти­пи­ко­на из монастыря Бо­го­ма­те­ри Вер­ной На­де­ж­ды, 2-я четверть XIV века, Лин­кольн-кол­ледж, Окс­форд). В позд­не­па­лео­ло­гов­ский пе­ри­од (по­сле по­бе­ды иси­хаз­ма на Со­бо­ре 1351 года) главным ху­дожественным мо­ти­вом миниатюры книжной ста­но­вит­ся свет, оду­хо­тво­ряю­щий ма­те­рию, что на­шло от­ра­же­ние в ру­ко­пи­сях 2-й половины XIV века: Ака­фист (1350-1360 годы, ГИМ; вы­пол­нен, ве­ро­ят­но, для пат­ри­ар­ха Фи­ло­фея), сбор­ник бо­го­слов­ских со­чи­не­ний Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на (Национальная библиотека, Па­риж, 1375 год, на­пи­сан пис­цом Ио­а­са­фом из монастыря Оди­гон). По­сле ди­на­мического сти­ля вре­ме­ни цер­ков­ных спо­ров во­зоб­ла­да­ла ут­вер­ди­тель­ная, ма­жор­ная то­наль­ность об­ра­зов.

Нор­тум­брий­ско-ир­ланд­ская миниатюра книжная (её так­же на­зы­ва­ют анг­ло-ир­ланд­ской или ост­ров­ной) соз­да­ва­лась в мо­на­сты­рях Ир­лан­дии и Бри­та­нии (Келс, Дар­роу, Лин­дис­фарн, Да­рем). Ес­ли в ран­них ма­ну­ск­рип­тах (Псал­тирь святого Ко­лум­ба­на «Ка­тах», начало VII века, библиотека Ирландской ко­ро­лев­ской ака­де­мии, Дуб­лин) ис­поль­зу­ют­ся лишь не­боль­шие ини­циа­лы с ти­пич­но кельт­ски­ми ор­на­мен­таль­ны­ми мо­ти­ва­ми спи­ра­лей и вих­ре­об­раз­ных за­вит­ков с рас­тру­ба­ми, ино­гда до­пол­няе­мы­ми го­ло­ва­ми птиц или дель­фи­нов, то в ру­ко­пи­сях конца VII-VIII веков («Кни­га из Дар­роу», 2-я половина VII века, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин; Лин­дис­фарн­ское Еван­ге­лие, ру­беж VII-VIII веков, Британский му­зей, Лон­дон) на­блю­да­ет­ся сплав ирландских и германских ор­на­мен­таль­ных тра­ди­ций, в ко­то­ром ино­гда чув­ст­ву­ет­ся опо­сре­до­ван­ное воз­дей­ст­вие копт­ско­го и си­рий­ско­го иск-ва [Кел­ское (Кел­лское) Еван­ге­лие, ру­беж VIII-IX веков, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин]. Гра­фич­но-пло­ско­ст­ное ре­ше­ние миниатюры книжной бы­ло обу­слов­ле­но влия­ни­ем юве­лир­но­го искусства северо-германских пле­мён с его мо­ти­ва­ми лен­точ­ных пле­тё­нок и борь­бы зве­рей. Ор­на­мент за­пол­ня­ет всё уве­ли­чи­ваю­щие­ся в раз­ме­рах ини­циа­лы и по­кры­ва­ет це­лые лис­ты («ков­ро­вые стра­ни­цы»). Со­хра­няя свои ма­ги­че­ские функ­ции, он уси­ли­ва­ет са­краль­ное зна­че­ние еван­гель­ско­го сло­ва и изо­бра­же­ний. Изо­бра­же­ния свя­тых, ан­ге­лов и сим­во­лов еван­ге­ли­стов стро­ят­ся по ор­на­мен­таль­но­му прин­ци­пу ли­бо све­де­ны к зна­ку (Еван­ге­лие из Эх­тер­на­ха, VIII век, Национальная библиотека, Па­риж).

Па­мят­ни­ки ме­ро­винг­ской миниатюры книжной ха­рак­те­ри­зу­ют­ся поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем сю­жет­ных ил­лю­ст­ра­ций. Ини­циа­лы и бу­к­вы со­став­ля­ют­ся из фи­гур птиц и рыб, с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мён слу­жив­ших сим­во­ла­ми Хри­ста (Ге­ла­зи­ан­ский са­кра­мен­та­рий, около 750 года, Библиотека Ва­ти­ка­на); впер­вые в ис­то­рии западно-ев­ропейские кни­ги по­яв­ля­ют­ся ан­тро­по­морф­ные ини­циа­лы с впи­сан­ны­ми в них изо­бра­же­ния­ми Хри­ста, свя­щен­но­слу­жи­те­ля и др. (Гел­лон­ский са­кра­мен­та­рий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Па­риж). От де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства по­ли­хром­но­го сти­ля эти па­мят­ни­ки унас­ле­до­ва­ли со­че­та­ние крас­но­го, жёл­то­го и зе­лё­но­го цве­тов.

При на­след­ни­ках Кар­ла Ве­ли­ко­го пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет реймс­ская шко­ла (820-830-е годы), в па­мят­ни­ках ко­то­рой транс­фор­ма­ция позд­не­ан­тич­ной тра­ди­ции идёт по пу­ти на­рас­та­ния об­ще­го бес­по­кой­но­го дви­же­ния, что дос­ти­га­ет­ся за счёт ри­сун­ка по­ры­ви­сты­ми бы­ст­ры­ми штри­ха­ми, под­чёрк­ну­той экс­прес­сив­но­сти жес­тов (Еван­ге­лие Эб­бо, около 816-835 годов, Городская библиотека, Эпер­не), по­строе­ния очер­ко­вых мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций на фо­не пей­за­жа (Ут­рехт­ская псал­тирь, около 816-834 годов, Библиотека университета, Ут­рехт). Эти же чер­ты свой­ст­вен­ны ми­ниа­тю­рам тур­ской шко­лы, соз­дан­ным в скрип­то­рии аб­бат­ст­ва Сен-Мар­тен (830-853 годы), но в срав­не­нии с очер­ко­вы­ми ил­лю­ст­ра­ция­ми Ут­рехт­ской псал­ти­ри их ком­по­зи­ции от­ли­ча­ют­ся чёт­ким по­строе­ни­ем. В Биб­ли­ях скрип­то­рия Ту­ра ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми ком­по­зи­ция «Majestas Domini» («Хри­стос во сла­ве», или «Ма­эстá») и по­свя­ти­тель­ные изо­бра­же­ния ко­ро­лей-за­каз­чи­ков. По­яв­ле­ние ис­то­ри­зо­ван­ных ини­циа­лов с еван­гель­ски­ми сце­на­ми свя­зы­ва­ют с со­бор­ным скрип­то­ри­ем Ме­ца (Са­кра­мен­та­рий Дро­го, около 850 года, Национальная библиотека, Па­риж), дос­тиг­шим рас­цве­та в середине IX века.

В X-XI ввеках в Ис­па­нии, изо­ли­ро­ван­ной от ос­таль­ной Ев­ро­пы му­сульманскими за­вое­ва­ния­ми, скла­ды­ва­ет­ся так называемое мо­са­раб­ское искусство со свои­ми са­мо­быт­ны­ми чер­та­ми. Пло­ско­ст­ное изо­бра­же­ние с ор­на­мен­таль­но трак­то­ван­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми фи­гу­ра­ми, как и в ме­ро­винг­ских па­мят­ни­ках, раз­би­ва­ет­ся на сег­мен­ты, ко­то­рые за­пол­ня­ют­ся яр­ки­ми ло­каль­ны­ми цве­та­ми; ко­ло­ри­стическое ре­ше­ние так­же на­по­ми­на­ет па­мят­ни­ки арабские ми­ниа­тю­ры (Биб­лия, 920 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ле­он). Ча­ще все­го ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся «Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис» Беа­та Лие­бан­ско­го (975 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ге­ро­на, и др.).

По всей Ев­ро­пе в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ши­ро­ко ил­лю­ст­ри­ру­ют­ся со­чи­не­ния гу­ма­ни­стов («Три­ум­фы» Ф. Пет­рар­ки, ми­ниа­тю­ры дель Кье­ри­ко, 1456 год, Библиотека Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция) и ан­тич­ных ав­то­ров («Иу­дей­ские древ­но­сти» Ио­си­фа Фла­вия, ми­ниа­тю­ры Ж. Фу­ке), ис­то­рические хро­ни­ки («Боль­шие фран­цуз­ские хро­ни­ки», художник Ж. Фу­ке, 1455-1460 годы, Национальная библиотека, Па­риж; художник С. Мар­ми­он, 1457 год, РНБ). Для биб­лио­фи­лов-ари­сто­кра­тов соз­да­ют­ся уни­каль­ные, рос­кош­но де­ко­ри­ро­ван­ные ру­ко­пи­си: Биб­лия Бор­со д’Эсте (1455-1461 годы; Библиотека Эс­тен­се, Мо­де­на; 2 то­ма, свыше 1 тысячи ми­ниа­тюр), Мо­лит­вен­ник императора Мак­си­ми­лиа­на I (1513 год, Ба­вар­ская национальная библиотека; в со­зда­нии ри­сун­ков и ми­ниа­тюр при­ни­ма­ли уча­стие А. Дю­рер, Х. Баль­дунг, Л. Кра­нахСтар­ший, Х. Бург­кмайр и др.). В XV-XVI веках ми­ниа­тю­ра­ми ук­ра­ша­лись не толь­ко ма­ну­ск­рип­ты, но и ин­ку­на­бу­лы.

В ис­лам­ском ис­кус­ст­ве в сред­ние ве­ка раз­ви­ва­ет­ся миниатюра книжная Егип­та, сти­ли­сти­че­ски свя­зан­ная с копт­ским ис­кус­ст­вом, а так­же Си­рии (под силь­ным ви­зантийским влия­ни­ем) и Ира­ка, где на­ря­ду с пыш­ны­ми сце­на­ми при­двор­ной жиз­ни рас­про­стра­не­ны ла­ко­нич­ные по сти­лю ил­лю­ст­ра­ции к на­учным трак­та­там («Фар­ма­ко­ло­гия» Дио­ско­ри­да, 1222 год, в различных му­зе­ях ми­ра). Иран­ская, аф­ган­ская и азербайджанская миниатюра книжная ор­га­ни­че­ски свя­за­на со всем ху­дожественным оформ­ле­ни­ем ру­ко­пи­си. Бо­га­тей­шие узор­ные ком­по­зи­ции, ли­рические пей­за­жи, тон­кий ли­ней­ный ритм, изы­скан­ные цве­то­вые со­че­та­ния оп­ре­де­ля­ют де­ко­ра­тив­ность их об­раз­но­го строя (ге­рат­ская шко­ла, теб­риз­ская, ис­фа­хан­ская, сред­не­ази­ат­ская, ши­раз­ская шко­лы). В XVI-XVII веках в Ира­не и других стра­нах по­яв­ля­ет­ся миниатюра книжная на отдельных лис­тах.

В ин­дий­ском ис­кус­ст­ве пло­ско­ст­ные, сти­ли­зо­ван­ные изо­бра­же­ния, чёт­кая кал­ли­гра­фическая ли­ния ран­не­сред­не­ве­ко­вой миниатюры книжной к XVI-XVII веках сме­ня­ют­ся стрем­ле­ни­ем к точ­ной фик­са­ции отдельных де­та­лей, тща­тель­но­му изо­бра­же­нию че­ло­ве­че­ско­го ли­ца при со­хра­не­нии тра­диционной пло­ско­ст­но­сти, схе­ма­тич­но­сти и де­ко­ра­тив­но­сти. Час­то встре­ча­ют­ся ге­рои­ко-ис­то­рические сю­же­ты («Ба­бур-на­ме», конец XVI века, Му­зей Вос­то­ка, Мо­ск­ва). Раз­ви­ва­ют­ся порт­рет­ный и ани­ма­ли­стический жан­ры (смотрите Мо­голь­ская ми­ниа­тю­ра).

Дополнительная литература:

Кон­да­ков Н.П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876;

Вла­ди­ми­ров М., Ге­ор­ги­ев­ский Г.П. Древ­не­рус­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1933;

Nordenfalk C., Gra­bar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;

Por­cher J. L’Enluminure française. P., 1958;

Про­тась­е­ва Т.Н., Щеп­ки­на М.В. Со­кро­ви­ща древ­ней пись­мен­но­сти и ста­рой пе­ча­ти. М., 1958;

Сви­рин А.Н. Ис­кус­ст­во кни­ги Древ­ней Ру­си XI-XVII вв. М., 1964;

Аза­рян Л.Р. Ки­ли­кий­ская ми­ниа­тю­ра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);

По­до­бе­до­ва О.И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. М., 1964;

Belting H. Das illuminierte Buch in der spät­by­zantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;

Gold­schmidt A. German illumi­nation. N. Y., 1970;

Weitzmann K. Studies in classical and Byzan­tine manuscript illumina­tion. Chi.; L., 1971;

idem. Byzantine book il­lu­mination and ivories. L., 1980;

Unterkir­cher F. Die Buchmalerei: Ent­wicklung, Tech­nik, Eigenart. Wien, 1974;

Po­pova O. Les mi­niatures russes du XIe au XVe siècle. Lé­ningrad, 1975;

The place of book illu­mination in Byzantine art. Princeton, 1975;

Ли­ха­че­ва В.Д. Ис­кус­ст­во кни­ги: Кон­стан­ти­но­поль, XI в. М., 1976; oна жe. Ви­зан­тий­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1977;

Spatharakis I. The por­trait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;

Nel­son R.S. The iconography of preface and mi­niature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;

По­по­ва О.С. Рус­ская книж­ная ми­ниа­тю­ра XI-XV вв. // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ру­ко­пис­ная кни­га. М., 1983; она же. Ви­зан­тий­ские и древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры. М., 2003;

Cutler A. The aristocratic psalter in By­zantium. P., 1984;

Пуц­ко В.Г. Ви­зан­тий­ские ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ру­ко­пи­си Чи­ка­го- Ка­ра­хис­сар­ской груп­пы в Мо­ск­ве // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1984. № 45;

Ла­за­рев В.Н. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской жи­во­пи­си. М., 1986;

Pächt O. Book illumination in the Middle Ages. Oxf. a. o., 1986.

Источник

Значение слова «миниатюра»

Что означает слово «миниатюра»

Словарь музыкальных терминов

Миниатюра

(ит. miniatura ) — небольшая музыкальная пьеса. Расцвет миниатюры связан с творчеством Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена. Жанр миниатюры распространен и в современной музыке.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Миниатюра

(от лат. minium — киноварь, сурик) — небольшое живописное изображение, иллюстрация в рукописной книге. Буквицы или первые строки средневековых рукописей писались красной краской, поэтому и изображение в этих книгах стали называть м. В период Средневековья в Византии, а также в странах Зап. Европы книжная м. достигла большого совершенства.

Словарь Ефремовой

Миниатюра

Дизайн. Словарь терминов

Миниатюра

МИНИАТЮРА (франц. Miniature, итал. Miniatura; от лат. Minium – киноварь, сурик) – в изобразительном искусстве: цветной или одноцветный рисунок, выполненный на страницах рукописной книги с целью иллюстрирования текста и украшения. В истории искусства миниатюра играла временами значительную роль (западноевропейское Средневековье, Византия, Индия, Иран, Средняя Азия, Азербайджан). В Древней Руси книжная миниатюра была известна издавна. До конца XIV в. ее исполняли на пергаменте, преимущественно яичными красками.

Словарь Ушакова

Миниатюра

1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами.

2. Небольшая картина, отделка которой отличается тщательностью, тонкостью и изяществом.

| только ед., собир. Такие картинки, как род живописи. Искусство миниатюры.

3. перен. Произведение искусства небольших размеров, малой формы. Театр миниатюр. Собрание музыкальных миниатюр.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Миниатюра

1. Небольшой рисунок в красках или разрисованная прописная буква в старинных рукописях, книгах.

* Рукопись украшена миниатюрами. *

2. Маленькая картина или портрет тонкой работы.

3. Небольшое литературное или музыкальное произведение.

* Сочинение-миниатюра. Миниатюры Шопена. *

Культурология. Словарь-справочник

Миниатюра

(фр. miniature, лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрой называли выполненные гуашью, акварелью и другими красками иллюстрации, инициалы, заставки и т.п. в рукописных книгах. Искусство книжной миниатюры достигло высокого совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название «миниатюра» перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах – табакерках, часах, перстнях. Миниатюра имеет место в литературе, театре, музыке, эстраде – так наз. жанр «малых форм». На миниатюре строится репертуар театров миниатюр.

Словарь Ожегова

МИНИАТЮРА, ы, ж.

1. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге.

2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры.

3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы (напр. интермедия, скетч, реприза). Театр миниатюр. Оркестровые миниатюры.

4. Изящное изделие очень маленького размера. Книжка-м.

Почтовые миниатюры картинки, рисунки на почтовых марках.

В миниатюре в малом виде, уменьшенном размере.

| прил. миниатюрный, ая, ое. Миниатюрная живопись. Миниатюрная техника.

Энциклопедический словарь

Миниатюра

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Миниатюра

— название, присвоенное исполненным красками картинкам, заставкам, фигурным прописным буквам, орнаментированным рамкам страниц и вообще иллюстрациям старинных рукописей. Название это происходит от «миниума» — красной краски (киновари или сурика), которой старинные каллиграфы расцвечивали инициалы и отмечали рубрики в своих манускриптах. Украшение рукописей рисунками было известно еще в глубокой древности, у китайцев, индийцев, персов и др. восточных народов. Очень часто употребляли его также египтяне, от которых дошло до нас немало папирусных свитков с иероглифическим текстом и рассеянными среди него раскрашенными фигурами и орнаментами. Однако М. получила впервые значение особой художественной отрасли только у греков. Они передали ее вместе с другими плодами своей цивилизации Риму, где со времени Августа особенно распространился обычай снабжать роскошные, назначенные для знатных и богатых людей списки беллетристических и ученых сочинений полихромными рисунками, служащими пояснением текста. К сожалению, таких иллюстрированных рукописей, относящихся к цветущей эпохе Рима, не сохранилось, и самые старейшие, уцелевшие до наших дней М., каковы, например, заключающиеся в двух манускриптах творений Вергилия (в ватиканской библиотеке в Риме) и «Илиаде» Гомера (в Амброзианской библиотеке в Милане) принадлежат уже позднейшей поре римского искусства, III—V вв. после Р. Х. После того как христианство восторжествовало над язычеством, было естественно, что М. стала применяться в широком размере к украшению богослужебных книг, домашних молитвенников и вообще рукописей религиозного и поучительного содержания. При этом она оставалась вначале верна принципам и духу античного искусства; изменился круг идей, доставлявший ей содержание, появились новые сюжеты, воспроизведение которых сделалось ее призванием, но характер ее рисунка, приемы композиции и способы технического исполнения ничем существенно не отличались от тех, каких держалась М. в последнюю пору язычества. Особенно возделывалась она в новой столице империи, Византии, где ее успехам много способствовали присутствие великолепного двора и любовь к блеску и роскоши как в высшем светском обществе, так и в духовенстве и где вследствие этих причин, влияния Востока и других условий местной жизни она мало-помалу приняла своеобразный пошиб, известный под именем византийского (см. Византийское искусство). Как на образцы ранних византийских рукописей с М., еще близкими по композиции, рисунку и манере исполнения к произведениям античного искусства, можно указать на хранящийся в ватиканской библиотеке пергаментный свиток истории Иисуса Навина, относящийся к VII или VIII столетию, но в котором иллюстрации бесспорно суть копии с М. более дальней старины, на отрывок книги Бытия VI столетия и сочинения врача Диоскорида, V—VI вв., принадлежащие венской Публичной библиотеке, а из позднейших памятников этого рода — на «Топографию» Козьмы Индикоплевста (VIII—IX вв.; в ватиканской библиотеке), проповеди св. Григория Назианского (IX в.; в парижской библиотеке), «Четьи Минеи» императора Василия II (X—XI вв.; в венской библиотеке) и многое др.

В то время, когда М. процветала в Византии, в Италии она находилась в упадке, разделяя в этом отношении судьбу прочих отраслей искусства. Иллюстрация рукописей в названной стране по завоевании ее лангобардами долго состояли из грубых, размалеванных красками очерков, представлявших детски неумелое воспроизведение искаженных первохристианских образцов и мотивов или столь же неискусное подражание византийским рисункам. Еще большим варварством отличались в начале средневековой эпохи М. по ту сторону Альп, в Германии, Франции и Британии. Изготовлением рукописей в это время занимались преимущественно в монастырях. Переписчик манускрипта (scriptor) иногда брал на себя и украшение его рисунками, но чаще предоставлял их исполнение кому-либо из своих товарищей, более искусному в этом деле и называвшемуся иллюминатором (illuminator), миниатором (miniator) или просто живописцем (pictor). Утратив способность видеть и воспроизводить формы природы, не имея почти никакого понятия о рисунке человеческого тела, миниаторы Запада, в противоположность византийским, заботились, главным образом, о наполнении рукописей затейливыми заставками и инициалами и сравнительно редко отваживались изображать сцены на сюжеты из текста. Их работы, которые таким образом можно с большим правом относить к каллиграфии, чем к живописи в настоящем смысле слова, были вообще неизящны, подчас уродливы; но сквозь их дикость в VII столетии начинает пробиваться наружу живой, свежий элемент, породивший новый, совершенной оригинальный стиль, вскоре водворившийся не только в М., но и во всей орнаментистике романского периода. Происхождением своим этот элемент обязан кельтскому племени, которым населена была Ирландия. Он появляется впервые, как элемент народный, в М. рукописей, изготовлявшихся в многочисленных и богатых монастырях этой страны. Отсюда он перешел в англосаксонские М., а из Англии, через посредство ирландских монахов, проник и на материк Европы. В инициалах и обрамленьях страниц эта ирландская и англосаксонская орнаментация представляет нечто чрезвычайно своеобразное и вместе с тем красивое; она состоит преимущественно из рисунков пером, иллюминированных разными красками и образующих тесемки, завитки, кресты и круги, проведенные смелой и твердой рукой; кривые линии иногда изгибаются и переплетаются между собой так замысловато и ловко, что за миниаторами нельзя не признать большого таланта и навыка. В игру линий нередко вводятся головы птиц и драконов, кусающих друг друга, или иные фантастические животные, трактуемые, однако, совсем в характере орнамента. Решаясь изобразить человеческую фигуру как ингредиент инициала или же как самостоятельную иллюстрацию, миниатор смотрит на свою задачу опять-таки с точки зрения орнаментиста, без малейшей заботы о передаче натуры, как бы даже с преднамеренным искажением ее форм: лица выходят у него безобразны, безжизненны, начерчены как каллиграфическое упражнение; рот принимает форму завитка с углом посредине, заостренным книзу; нос выведен в виде стержня, ограниченного с боков прямыми линиями и оканчивающегося внизу двумя правильными спиралями вместо ноздрей и т. д. Одежды на фигурах исполнены также без малейшего правдоподобия, с контурами и линиями складок, имеющими характер каллиграфических росчерков. Краски в инициалах и заставках представляют иногда очень удачные и красивые сочетания, но в изображениях человеческих фигур поражают крайне странным противоречием с цветами действительности. Так, например, в одном из четвероевангелий Сен-Галенского монастыря (в Швейцарии), колонии ирландских монахов, руки распятого Спасителя сделаны красными, а ноги синими. Из ирландских и англосаксонских рукописей с М. наиболее любопытными, сверх вышеупомянутой, можно признать Псалтирь блаженного Августина (VI века), хранящуюся в Британском музее в Лондоне, Евангеларий св. Кутберга (VII в., в том же музее), рукопись того же содержания в Троицкой коллегии в Дублине (VI или начала VII в.), четвероевангелие св. Вилиброда (в парижской Публичной библиотеке, начала VIII в.) и некоторые из числа манускриптов библиотеки вышеупомянутого швейцарского монастыря, вообще чрезвычайно богатой подобными памятниками.

1. Из венской Книги Бытия. 2. Из ирландской рукописи. 3. Из С.-Галленской «Золотой Псалтири». 4. Фигурная прописная буква XII столетия. 5. Из французской рукописи XV столетия. 6. Из итальянской рукописи XV столетия.

Фиг. 1. Из ирландской рукописи Троицкого коллегия в Дублине (Book of Kells), конца VI или начала VII вв. Фиг. 2. Из Отфридова Евангелия, в венской придворной библиотеке (IX в.).

Ирландский стиль, будучи перенесен во Францию, Германию и северную Италию, утратил многие из своих резких особенностей, так как в этих странах он не был национален и рядом с ним сильнее, чем на Великобританских островах, влияли на искусство античные предания и византийские образцы. В инициалах и заставках мотивы этого стиля в VIII столетии начинают видоизменяться от примеси к ним латинских и византийских и все чаще и чаще появляться в рукописях изображения отдельных фигур, например евангелистов, пророков, Спасителя, аллегорических олицетворений рек, моря и т. п., а в IX столетии миниаторы уже смело берутся за воспроизведение сложных сцен. При Карле Великом и его ближайших преемниках М. достигает до значительного, по той эпохе, процветания, благодаря покровительству, оказываемому ей государями, и размножению каллиграфических школ (scriptoria) при монастырях. Об этом свидетельствуют многочисленные дошедшие до нас рукописи того времени, хранящиеся в разных библиотеках. Важнейшие между ними: евангелие, изготовленное живописцем Годескальком в 781 г. и известное под названием «Les heures de Charlemagne» (в парижской Публичной библиотеке), евангеларий аббатства св. Медара (там же), так называемый Codex aur é us (в городской библиотеке Трира), виссобрунская рукопись легенды о св. Кресте (в мюнхенской придворной библиотеке), евангеларий Лотаря I (в парижской Публичной библиотеке), «Золотая Псалтирь» (в библиотеке Сен-Галленского монастыря), Библия Карла Лысого (в ризнице церкви С.-Паоло-Фуори-ле-мура, в Риме) и некоторые др. В М. этих манускриптов орнаменты представляют соединение античных мотивов с ирландскими и византийскими, инициальные буквы — путаницу хитро и со вкусом переплетающихся цветных ремешков и лент по цветному или золотому полю, с головками небывалых птиц и зверей, с листьями и стеблями невиданных растений. Что касается до лицевых изображений, то мы видим в них все более и более портящиеся античный стиль и мотивы; в типе некоторых голов, в зеленоватом фоне тела, в золотой отштриховке драпировок заметно византийское влияние; краски и их оттенение отзываются позднеримской манерой; общее впечатление колорита — ярко-пестрое. Но особенности, отличающие эти произведения как от византийских, так и от ирландских, это — большая плавность линий, подвижность, округлость в фигурах и драпировках, оживленность композиции. Тотчас после смерти Карла Лысого (877) искусство М. во Франции стало понижаться, но зато в Германии, в которую, по всей вероятности, занесли его лотарингские монахи мецской и прюмской школ, оно нашло себе сильную поддержку в императорах Саксонского дома и усердное возделывание в нарочно заведенных для него монастырских мастерских. Ризница гильденсгейского собора, бамбергская городская и придворная мюнхенская библиотеки содержат в себе немало рукописей времен Оттонов, в отношении обилия и роскоши иллюстраций не уступающих однородным с ними памятникам Каролингской эпохи. В большинстве этих иллюстраций видны любовь к делу и технический навык художников, но рисунок фигур делается в них чем дальше, тем хуже. Только в XII столетии замечается поворот к лучшему, обозначающий собой переход от романского стиля к готическому. Византийские предания не забываются совершенно, но в значительной степени ослабевают в памяти художников, которые начинают руководствоваться прежде всего своим собственным чувством, своим собственным пробуждающимся влечением к природе, приглядываться к ее формам и явлениям, воспроизводить ее по памяти, не решаясь, однако, прямо копировать с нее. В их рисунках все лица, за исключением Бога-Отца, Христа, Богородицы, апостолов, пророков и патриархов, которых исстари принято облекать в идеальные одеяния, являются в костюмах тогдашнего времени. Фигуры становятся удлиненными, тонкими, гибкими. Их позы более или менее изысканы, принужденны, но в общих чертах натуральны, смелы и не лишены своего рода грации. Физиономии получают оттенок молодости и свежести; их выражение — то мечтательное и сентиментальное, то улыбающееся и дышащее счастьем. Одежда стремится обрисовывать формы фигур, образует узкие, красиво ломающиеся складки, ниспадает с ног и ложится около их ступней. Вместо золотого фона, перед тем окружавшего фигуры почти постоянно, теперь начинают делаться излюбленными фоны в виде шахматной доски, составленной из золотых и цветных квадратиков, или в виде ковра с пестрым цветочным и лиственным узором. Среди рукописей с М., относящихся к этой переходной поре от романтики к готике, важнейшие — «Hortus deliciarum», написанная игуменьей Геррардой фон Ландсберг в 1159—1175 гг. (к сожалению, погибшая в 1870 г. при пожаре страсбургской библиотеки), немецкая «Энеида» Генриха фон Вальдека, изготовленная около 1200 г. (в берлинской Публичной библиотеке), «Жизнь Марии», поэма Верингера Тегерзее, 1173 г. (там же), «Пленарий» игуменьи Агнессы, 1184—1203 гг. (в кведлинбургской городской библиотеке), «Евангеларий» Годегарда Гильденсгеймского, конца XII столетия (в соборной библиотеке в Трире) и некоторые др.

В раннеготическую эпоху по части миниатюрной живописи Франция снова стояла впереди других стран, и ее иллюстраторы рукописей или, как называли их тогда, «анлюминеры» (enlumineurs) славились повсюду. Их искусство шло рука об руку с ученостью, главным центром которой сделался Париж. Они производили массу рукописей с М., отличающихся очень умелой техникой, деликатностью и изяществом отделки. Готика давала для таких работ определенные архитектонические основные начала, отражала в них стиль своей скульптуры; не осталась без влияния на них также и живопись на стекле, пользовавшаяся в ту пору большим почетом. Самыми интересными иллюстрированными французскими рукописями этого времени считаются Псалтирь, изготовленная, как полагают, для короля Людовика Святого (в парижской Публичной библиотеке) и Часослов того же государя (там же). В Германии М. служила в рассматриваемую эпоху двоякой цели — иллюстрированию не только религиозных и богослужебных книг, но и сочинений мирского характера, каковы произведения миннезингеров и рыцарские романы. Когда дело шло об иллюстрировании евангелий, псалтирей и молитвенников, фантазия миниаторов, конечно, сдерживалась в известных границах догматики и иконографических преданий; но порыв ее к свободе находил исход для себя в побочных украшениях рукописей, каковы заставки, инициалы, обрамления страниц и самих религиозных изображений. Порыв этот нередко приводил художников к рисованию фантастических и юмористических фигур и сцен, совершенно в духе готической орнаментальной скульптуры. М. в религиозных рукописях обыкновенно исполнялись с большой роскошью, золотом и красками, тогда как в светских сочинениях они делались преимущественно в одних чертах, с легкой оттушовкой и иногда совсем без красок. Свежесть их концепции и наивная непосредственность вполне соответствуют характеру иллюстрируемой ими поэзии. Как на особенно тщательные М. этого рода можно указать на заключающиеся в рукописи «Тристана» Готфрида Страсбургского (в мюнхенской Королевской библиотеке) и на «Вейнгартнеровский кодекс миннезингеров» (в вюртембергской Публичной библиотеке).

Дальнейший и притом значительный шаг вперед делает М. повсюду в начале XIV столетия, когда вместо рисунков пером, иллюминированных красками без надлежащих нюансов, появляются настоящие картинки, исполненные кистью и гуашью, с обозначением светов, теней и полутонов. Пропорции фигур остаются еще чересчур удлиненными, а их позы жеманными; драпировки еще утрированно передают движение и ломаются резкими, сухими складками, свойственными готическим изваяниям, но рисунок вообще становится более правильным, мотивы изображений более привлекательными, колорит — все еще очень цветистый — более гармоничным и натуральным. Художники отбрасывают свой пестрый орнаментированный фон и начинают (прежде всего в Нидерландах) изображать события среди комнатной обстановки, стараясь притом передавать перспективную глубину сцены, а потом помещают действие на фоне голубого неба с подходящими пейзажной и архитектурной обстановкой. Изготовление рукописей, перестав быть занятием исключительно монахов и монастырских мастерских, делается весьма распространенной профессией мирян, среди которых появляются в большом числе каллиграфы и рисовальщики, удовлетворяющие возросшему при дворах владетельных особ и в высшем обществе запросу на роскошные иллюстрированные молитвенники и книги для чтения. Во второй половине X IV столетия таким мастерам особенно покровительствовали во Франции король Карл V и его братья, герцоги Иоанн Беррийский и Филипп Смелый Бургундский. Из их собраний происходят многие великолепные рукописи, хранящиеся в парижской Публичной библиотеке (каковы, например, «Les grandes heures» и Псалтирь герцога Иоанна и так называемый «Бельвильский Служебник») и рассеянные по другим книгохранилищам Западной Европы. Блестящие успехи живописи вообще, которыми был ознаменован ХV век в Италии и Нидерландах, не могли остаться без влияния на М. В работах иллюстраторов рукописей, точно так же, как и в станковых и стенных картинах этой поры, все сильнее и сильнее отражаются стремления художников зорко всматриваться в природу и воспроизводить ее формы и явления с возможной правдой. Выбор сюжетов для М. и их обработка становятся более разнообразными и свободными, не связанными никакими преданиями и ярче отражающими индивидуальность художника; композиция приобретает большую естественность, рисунок — правильность и плавность, колорит — близость к тонам природы и гармоничность, а орнаментация букв и заставок — изящество и благородство. «Миссале» герцога Бетфордского (в Британском музее в Лондоне), принадлежавший ему «Бреварий» (в парижской Публичной библиотеке), «Служебник» бургундских герцогов (в брюссельской Королевской библиотеке), «Хроника» Геннегоуса (там же), молитвенник Анны Бретанской (в Луврском музее), Библия венгерского короля Матфея Корвина (в ватиканской библиотеке в Риме) и многие другие великолепные рукописи свидетельствуют о высоком состоянии миниатюрной живописи в течение XV века.

В древности М. исполнялись, по-видимому, способом энкаустики или близким к нему, собственно же в Средние века — красками, разведенными на яичном белке, яичном желтке, гумми или клее, причем позолота производилась посредством листового золота или порошка этого металла и кисти. Новейшие М. пишутся акварельными, очень мелко растертыми красками на гладкой или мелкозернистой, хорошо проклеенной бумаге, на особо приготовленных дощечках какого-либо плотного дерева, на эмалированных металлических пластинках, всего же чаще на слоновой кости и пергаменте. Миниатюрист, которого деликатность работы принуждает почти постоянно смотреть на нее через увеличительное стекло, действует весьма тонкой кистью, пунктируя или заштриховывая ее кончиком тельные части изображения и исполняя ею с обычным приемом гуашной живописи драпировки и задний план, а иногда распространяя пунктир и на все части М.

Ср. Aug. comte de Bastard, «Peintures et ornem ents des manuscrits. pour servir à l’histoire des arts du dessin depuis le IV sc. de l’ere chrétienne jusqu’à la fin du XVI sc.» (П., 1835 и сл.); Н. Reuss, «Sammlung d. sch önsten Miniaturen des Mittelalters aus den XIV—XV Jahrhundert» (B., 1867); J.-F. Denis, «Histoire de l’ornamentation des manuscrits» (П., 1847); F. W. Unger, «La miniature irlandaise, son origine et son d é veloppement» (в «Revue Celtique», П., 1870); F. H. v. d. Hagen, «Handschriftengem älde und andere bildliche Denkmäler der deutschen D ichter des XII—XIV Jahrhundert» (Б., 1853); B. Bucher, «Geschichte der technischen K ü nste» (I т., Штутгарт, 1875); A. Lecoy de la Marche, «Les manuscrits et la miniature» (один из томиков Кантеновской «Biblioth è que de l’enseignement des beaux-arts») и проч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *