Что значит слово люцифер

Кто такой Люцифер и что он сделал

Узнайте все самое интересное и важное о Люцифере, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Люцифер в Библии

Что означает это имя — «Люцифер»? Люцифер (в переводе с латыни — “светоносный”), или Денница (утренняя звезда), – сотворенный Богом величайший из ангелов. В определенный момент, возгордившись, захотел стать выше Бога, за что был низвержен с Небес. Люцифер – одно из имен сатаны, которое было дано ему до грехопадения.

В Библии его называют Денница (“сын зари”), в средневековом христианстве и до сих пор – Люцифером. Как утренняя звезда предваряет наступление нового дня, а заря указывает на скорый восход солнца, так и Люцифер был вестником Божьей славы.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Книга пророка Исайи 14:12-15).

Кто такой Люцифер — история падения

Люцифер был сотворен Богом наивысшим и любимейшим из ангелов прежде сотворения видимого мира и человека. По словам Иоанна Дамаскина, Люцифер был поставлен для охраны всей землей (Точное изложение православной веры 4.18). Бог наделил его невероятной красотой и свободной волей. В результате Люцифер начал восхищаться самим собой и возгордился. Недостаточно ему стало управления только землей, возжелал он стать выше Бога. Он решил стать властелином всего, что сотворил Всевышний. Падший ангел увлек за собой третью часть всех небесных сил.

Так началась война между сатаной и архистратигом Михаилом. В результате Люцифер и другие ангелы, принявшие его сторону, были низвержены с Небес на Землю. (Откр. 12.7-9) Люцифер стал дьяволом, а падшие ангелы – бесами. Применительно к дьяволу можно отнести ряд нарицательных имен. Например, сатана, лукавый, нечистый дух, великий дракон, змей, враг рода человеческого, отец лжи.

Дьявол возненавидел человека как существо, которое по своему духовному потенциалу способно стать выше ангелов. А также из-за того, что человек стал любимым творением Бога, Его образом и подобием. Именно сатана в облике Змея подтолкнул Адама и Еву к грехопадению (первородному греху).

Он хитростью и обманом научает людей нарушать волю Бога. Так лукавый сеет ростки греха в душах, ожесточая сердца людей. Грех всегда удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди стали страдать и умирать. И только пришествие Иисуса Христа Сына Божьего дает возможность человеку получить исцеление и спасение.

Образ в искусстве

“Благий Бог сотворил ангелов. Однако от гордости некоторые из них пали и стали бесами. Бог создал совершенное творение – человека – для того, чтобы он заменил отпадший ангельский чин. Поэтому диавол очень завидует человеку – созданию Божию. Бесы горланят: «Мы совершили один проступок, и Ты нас тиранишь, а людей, у которых на счету так много провинностей, – Ты прощаешь». Да, прощает, но люди каются, а бывшие ангелы пали так низко, что стали бесами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся всё лукавее, всё злобнее. С неистовством они устремились на разрушение созданий Божиих. Денница был самым светлым ангельским чином! А до чего он дошел… От гордости бесы удалились от Бога тысячи лет назад, и по гордости они продолжают удаляться от Него и остаются нераскаянными” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца).

Стоит отметить, что в искусстве и культуре популярен образ сатаны как свободолюбивого ангела, восставшего против гнетущей власти Бога. Так, в поэме “Демон” М. Ю. Лермонтова сатана предстает как “печальный Демон, дух изгнания” и приобретает романтический ореол. Многие литературные романы (поэма Джона Мильтона «Потерянный рай») и современные фильмы (например, сериал “Люцифер”) искажают образ дьявола. Ему придаются величественные и даже благородные черты. Такое искажение не имеет ничего общего с реальностью и христианским понятием о Люцифере как о “лукавом” искусителе и “отце лжи”.

За что Бог изгнал Люцифера

Люцифер был наделен великим даром – личной свободой и способностью к самоопределению. Он мог выбирать между взаимной любовью к Богу или же эгоистической чувством к самому себе. Денница превосходил всех ангелов достоинством и красотой. Но его стремление сравняться с Богом и стать выше Него, привело его к неминуемой гибели.

Гордость (гордыня) – это грех, который лежит в основе всех поступков, неугодных Богу и преступлений. Это чувство собственного превосходства над всеми остальными, в том числе и над Господом. Именно из-за гордости началось падение самого великого из всех ангелов, именно этот грех является первопричиной других грехов.

«Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости, как эта злая гордость: она, как всеобъемлющая некая зараза, не довольствуется расслаблением одного какого члена, или одной части, но все тело повреждает смертельным расстройством, и стоящих уже на высоте добродетелей покушается низвергнуть крайне тяжким падением и сгубить. Всякая другая страсть довольствуется своими пределами и своею целью, и хотя тревожит и другие добродетели, однако против одной главным образом направляется, ее преимущественно теснит и на нее нападает» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин “Послание к Кастору, епископу Аптскому»)

Действие дьявола в мире

И чтобы не уподобиться падшим духам, человеку следует вести непрестанную борьбу со своей гордыней. Поиск человеческой славы, похвалы, превозношения себя над другими могут возрасти до небывалых масштабов. Тогда человек перестает видеть свои грехи и это ведет к неминуемой погибели.

Но если сатана не способен к раскаянию, то человек, обладая свободной волей, может принести искреннее покаяние в своих грехах. А значит, быть прощенным Богом и войти в Царствие Небесное. Самым действенным “лекарством” от гордыни является смирение и послушание Богу, Церкви и ее уставам, послушание советам Святых Отцов и опытных священников, а также молитва и пост.

“Исповедь лишает диавола прав над человеком»

Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца).

На человека верующего, ходящего в церковь, исповедующегося и приступающего к Причастию, сатана не может негативно воздействовать. Он не обладает никакой силой и властью над человеком, который обращается к Господу за помощью и старается соблюдать Заповеди Божьи. Напротив, если человек не придает особого значения своей духовной жизни, в таком случае сатана обладает большой властью и подталкивает человека к пропасти, где царствует грех.

“— Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права?

— Логика, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство — все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца)

«Злые духи пали по гордости и злобе, – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, – для всех человеков в том урок – смиряться пред Творцом, считать себя за ничто и все приписывать Творцу, и жить единственно Творцом и исполнением Его воли, и – дивны дела Твои, Господи! – то, чего не сумел и не захотел стяжать денница при всей своей мудрости…” (Из книги “Моя жизнь во Христе”, том 2).

Источник

Что значит слово люциферaz118

. над гнездом.

Loadour Earrowwing

Кто такой Люцифер на самом деле?
Генезис и семантика

Слово Люцифер – латинское по происхождению, и впервые мы его встречаем в римских текстах, где оно выступает персонификацией утреннего восхода Венера. Венера появляется на рассвете за некоторое время перед восходом Солнца, и как раз по этой причине в Древнем Риме ее называли Люцифер, что значит – «Несущая свет». Также использовался эпитет «Утренняя звезда» (древнеримские астрономы не различали понятий «звезда» и «планета»).

На самом деле Венера появляется не только перед восходом Солнца, но также сразу после заката. Римляне, само собой, это отмечали, потому что планета видна невооруженным взглядом, но полагали, что это два разных объекта. Поэтому вечернюю Венеру они называли другим именем – Ноктифер, что значит – «Несущая ночь». Ее же называли «Вечерней звездой», а позже Ноктифер трансформировалось в Геспер.

Греческий аналог Ноктифера – Веспер, греческий аналог Люцифера – Эофсоф, или Фосфор.

Семитские мифы

В шумеро-аккадской мифологии богиня Инанна (вавилонская Иштар) также ассоциировалась с Венерой. В ряде мифов (например, «Инанна и Шокалетуда», «Сошествие в Подземный мир») имеет место метафорическая интерпретация движения этой планеты в ее синодическом цикле (траектория по орбите). Согласно этим мифам, Инанна то спускается в Подземный мир вслед за Солнцем, то предваряет его возвращение.

Аналогичные эпизоды, связанные с божеством-персонификацией Венеры, встречаются также в ханаанской мифологии. В этом контексте интересен миф об Аттаре, которого также называли Утренней звездой. Согласно этому мифу, Аттар возжелал занять трон Ваала (персонификация Солнца), последовал за ним, но не смог добраться до небесного чертога, поэтому спустился в Подземный мир и стал править им. И тут не нужны никакие специализированные знания, чтобы увидеть параллель с апокрифической библейской легендой о Падшем ангеле.

Тут же можно привести миф о вавилонском царе-герое Этане, и другой ханаанский миф о воине-боге Хелале, посягнувшем на престол верховного бога Эля. Оба героя, разумеется, терпят крах. При этом многие исследователи (например, Герман Гюнкель) сходятся во мнении, что библейский миф об Адаме и Еве изначально имел аналогичную подоплеку. Якобы перволюди возжелали стать подобными богу, и впоследствии были изгнаны из небесного мира в нижний, земной.

Датировка всех этих мифов по археологическим источникам (например, таблички с эпосом о Гильгамеше и таблички из Музея имени Пушкина) – III-II тысячелетие до нашей эры.

Древнегреческая легенда о Фаэтоне

Ближайший к этой истории древнегреческий миф – это миф о падение Фаэтона, сына Гелиоса (Солнца) и океаниды Климены. Фаэтон попросил у Гелиоса пустить его к управлению солнечной колесницей, хотя знал, что даже Зевс не мог ею управлять. Далее миф имеет несколько интерпретаций, по одной – земля замерзла, так как Фаэтон увел колесницу слишком далеко, по другой – наоборот, едва не сгорела, из-за того, что Солнце приблизилось на критически близкое расстояние. Так или иначе, в финале Зевс поражает Фаэтона молнией, тот падает на землю и разбивается. Но здесь важно отметить, что с Фаэтоном греки сопоставляли Юпитер, а не Венеру, и в мифах о Фаэтоне отражен синодический цикл Юпитера.

Классические мифы о Люцифере

В классической эллинской мифологии Люцифер, Утренняя Звезда, как уже было сказано, является персонификацией Венеры. Изображался он как молодой мужчина с факелом в руке. На основании этого образа сегодня некоторые исследователи проводят параллели с Прометеем, но, на мой взгляд, эти сравнения умозрительны.

Повторюсь, Люцифер – римское имя, в Греции его знали как Фосфора или Эсфора. Люцифер был сыном зари-Авроры (Эос в Греции) и легендарного сына Гермеса по имени Кефал. Также упоминается, что у Люцифера был сын Сейкс, с которым связан один из самых романтических древнегреческих мифов, вполне вероятно, ставший прообразом истории о Ромео и Джульетте. Но для нас эта история сейчас не важна, кому интересно – может почитать оригинальный миф, он так и называется «Миф о Сейксе и Алкионе».

Нужно отметить, что Аврора, мать Люцифера, присутствует под именем Ушас в ведической традиции, под именем Аушрина у литовцев, и, как мы уже сказали, в Древней Греции под именем Эос. Доказано, в частности – голландским лингвистом Робертом Биксом, что все эти имена имеют единую прото-индоевропейскую предтечу, слово – Hewsṓs (позднее Ausṓs), вероятный перевод которого – Сияние, свечение. В свою очередь Hewsṓs восходит к протогерманскому Austrō, старогерманскому Ōstara и древнеанглийскому Ēastre.

Важно, что Люцифер и Эосфор как имена собственные широко использовались древнегреческими и древнеримскими астрономами и поэтами. Любопытно, что Овидий в «Метаморфозах» приписывает Люциферу еще одного сына – Дедалиона, великого воина, о котором почти ничего не известно. Также Овидий использует по отношению к Люциферу любопытный оборот, он пишет – «Аврора, воплощая прекраснейшее явление рассвета, широко распахивает свои малиновые двери и заполненные розами залы, а Стеллы (имеются ввиду звезды) взлетают в упорядоченном строе, установленном Люцифером, который уступил свое место в прошлом». Финальная часть предложения не совсем понятна.

А теперь самое важное – с самим Люцифером не связан ни один миф, как минимум – ни один из дошедших до нас. В связи с этим многие исследователи сомневаются, что он вообще имел статус бога. В пользу этого говорит в том числе запись в «Де Натура Деорум» Цицерона, где сказано, что Люцифер – это лишь поэтическое название Венеры.

Люфицер в христианстве

В 14 Главе Книги Исайи (часть Ветхого Завета) царь Новой Вавилонской империи (она же – халдейская империя, образовавшаяся после смерти Хаммурапи и распада его государства) по имени Навуходоносор Второй назван «Хайлель бен Шахар» (на иврите), что в переводе означает «Сияющий, Сын Зари» (в синодальном переводе – Денница). Причем интересующее нас слово – Хайлель, упоминается только один раз – в этом самом месте. Больше нигде в Ветхом Завете его нет.

Известно, что в иудаизме оборот «Хайлель бен Шарах» также относится к Венере, вероятно – как поэтическое название, но скорее всего изначально персонификация, потому что очевидна производная от имени бога-воина Хелала, посягнувшего на престол верховного бога Эля из ханаанских мифов.

Причем здесь Люфицер? А притом, что в 4 веке по заказу папы Дамаса Первого латинский священник, лингвист и историк Иероним сделал перевод Библии с иврита на латинский язык. Этот перевод получил название Вульгата и до сих пор признается в католицизме как каноничный и единственно верный.

Иероним был хорошо знаком с иудаизмом, поэтому оборот «Хайлель бен Шахар», которым, как он знал, евреи называют Венеру, он перевел как «Люцифер, Сын Зари». Напомню, что в русском синодальном переводе использовано слово Денница, потому что в древнерусском языке рассветную Венеру называли именно так – Денница (или Заря утренняя). То есть ивритское Хайлель, латинское Люцифер и древнерусское Денница – это синонимы, обозначающие утреннюю Венеру.

Затем, в 17 веке, английской король Иаков VI приказал сделать универсальный, как он назвал его – Авторизованный перевод Библии с латинского языка на классический английский. Этот перевод получил впоследствии название «Библия Короля Иакова» и признан каноническим вариантом для английского языка. Переводом занималось множество специалистов, перечислять их не имеет смысла. Гораздо важнее, что в качестве основы они, по всей видимости, использовали так называемую Библию Уиклифа. Этот перевод, точнее – условно систематизированную группу переводов отдельных ветхозаветных текстов, еще в 14 веке выполнил английский философ, переводчик и профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф. Так вот и в Библии Уиклифа и впоследствии в Библии Короля Иакова слово Люфицер оставлено без изменений в латинском написании. Вероятно, потому что в английском языке у него не было аналога.

Что касается сюжета искомого отрывка из Книги Исайи, то в этом отрывке пророк обращается к умершему царю Вавилона, говоря о том, что в прошлом его языческое государство претендовало на мировое господство, но ныне от было величия ничего не осталось (вероятно, имеется в виду уже упомянутая империя Хаммурапи, при котором Вавилон контролировал всю Азию).

Сам отрывок в синодальном переводе звучит так: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». То есть в действительности пророк обращается скорее к самому Вавилону, а не к его царю (такую версию высказывает, например, Герберт Вольф). И при этом он очевидно использует аллюзию на семитский миф, аналогичный греческому мифу о падении Фаэтона. Вряд ли это Иштар, учитывая, что слово использовано в мужском роде, скорее как раз миф об Аттаре, возжелавшем занять престол Ваала-Солнца, либо об уже упомянутом Хелале.

Существует несколько версий трактовки этого эпизода, например, Карл Лейни полагает, что речь здесь идет не о Навуходоносоре, а о его сыне Бальтазаре, который был регентом, и регентство его было неудачным. То есть вполне очевидно, что эта часть Книги Исайи является отсылкой к политическим реалиям того времени (речь, судя по всему, идет приблизительно о 6 веке до нашей эры, учитывая годы правления Навуходоносора и Бальтазара).

Интересно, что во всех современных переводах Библии на все языки мира слово Люфицер больше нигде не используется. Вместо этого в искомом эпизоде теперь применяется оборот «Утренняя звезда, сын зари».

Связь Люцифера с образом Сатаны

Учитывая, что кроме искомого эпизода из Книги Исайи слово Люцифер больше нигде не упоминаются по всему тексту Библии, очевидно, что к образу Сатаны, Падшего ангела, ставшего главным антиподом ветхозаветного Иеговы, Люцифер, как персонифицированная Венера, не имеет никакого отношения. Более того, сама концепция Падшего ангела, к которой якобы отсылает Исайя, поддержана лишь ограниченным числом исследователей (например, Сэмюэль Джексон, Чарльз Шерман).

Официально иудаистический раввинат отрицает существование Падших ангелов и не допускает веры в них. На самом деле сама концепция Падших ангелов упоминается лишь во Второй Книге Еноха, которая является апокрифическим трудом (эпизод с ангелом Семьязой и его воинами). При этом в Пиркей де-рабби Элиэзер, раввинский труд 11 века, приводятся две истории, первая – об ангеле из Эдемского сада, который соблазнял Еву, вторая – о том самом Семьязе из Книги Еноха, который со своими ангелами стал «входить к дочерям человеческим», отчего родились исполины Нефилимы – злобные и жестокие титаны, одолеть которых в итоге получилось лишь с превеликим трудом и они едва не опустошили землю.

Но, опять же, слово Люцифер нигде в этих мифах не встречается, даже в апокрифах. Да и само отождествление Сатаны с образом Падшего ангела зиждется всего на двух эпизодах из библейской мифологии. Первый из Книги Еноха, где речь идет о Пламенном Херувиме, что стоял по правую руку Иеговы, а затем возжелал получить свободу воли, каковую демиург даровал людям, и на этой почве поднял восстание. Был разбит Архангелом Михаилом. Михаил выбил из его короны Небесный изумруд (антипод сапфира Шетия), который впоследствии подобрал царь Мел(ь)хиседе́к и сделал из него чашу. Ту самую, в которую на Голгофе была собрана кровь Христа.

Но нужно понимать, что апокрифы – это не канонические тексты. Изначально в Танахе Сатана – это ангел-прокурор, который проверяет истинность слов людских душ, предстающих в посмертии перед Яхве, и истязает их в попытке выявить неискренность (аналогия с экзекуциями средневековых инквизиторов).

Исследователи католического направления и других ветвей христианства часто предполагают, что новозаветный дракон – как раз отсылка к ветхозаветному Вавилону, о котором говорит Исайя. Об этом пишут, например, Сигве Тонстад, Тертуллиан, Ориген и другие авторы, но никто из них, тем не менее, не отождествляет с сатаной, дьяволом или злом как таковым Люцифера. Это имя у них не встречается. Тертулиана стоит выделить особого – будучи карфагенянином, он являлся носителем языка Вульгаты, но среди множества имен сатаны в своих работах он никогда не упоминал Люцифера.

В поздних редакциях Евангелия от Луки, вероятно – под влиянием Вульгаты, появляется фраза «Я видел сатану, падающего, как молния с небес». Фраза отсылает к Книге Исайи, но здесь слово «сатана» вновь написано с маленькой буквы. И вновь – не Люцифер. Тем не менее, во всех поздних вариантах Библии на европейских языках (включая Библию Уиклифа) оборот «утренняя звезда» и его аналоги («денница» в русском синодальном переводе) записаны со строчной буквы. Потому что все переводчики последовали за Иеронимом, который Хайлель перевел как Люцифер, не видя причин ставить заглавную букву, потому что это не имя собственное, а метафорическое обозначение Венеры (здесь я пишу их с заглавных букв сугубо для расстановки акцентов).

Формирование и укоренение традиции

Первым автором, который назвал Падшего ангела именно Люцифером (с заглавной буквы), стал итальянский поэт 14 века Данте Алигьери. У него Люцифер – король ада, скрывающийся в самом нижнем круге, представляющем собой ледяную пустыню. Почему Данте использовал лед и холод? Вероятно, он был знаком со Второй Книгой Еноха, где небесный престол Иеговы описан, как трон из ослепительного пламени, окруженный реками огня. Соответственно, для него было логичным предоставить в распоряжение антипода Бога противоположную стихию.

А укорениться этому образу помог английский поэт Джон Мильтон, создав великолепную поэму «Потерянный рай», где центральным эпизодом выступает искушение Адама и Евы Падшим ангелом. В дальнейшем образ использовал Йост ванн ден Вондел, голландский поэт и драматург и множество других авторов. К этому моменту в среде христианских теологов нашлось немало приверженцев теории о том, что в Книге Исайи Вавилонский царь все же сравнивается именно с Падшим ангелом. Но противников этой теории нашлось не меньше, среди них – Джон Кальвин и Мартин Лютер.

Христос как Люцифер, другие упоминания

На самом деле идея отождествления слов «люцифер» и «сатана» на сегодняшний день выглядит абсолютно несостоятельной благодаря одному простому факту. В Откровении 22:16 Иисус назван (цитата) «звезда светлая и утренняя». В этом фрагменте нет самого слова «Люцифер», даже в Вульгате Иеронима, но отсылка абсолютно та же, что и в Книге Исайи. При этом в Пасхальном Ликовании (традиционное католическое песнопение на Пасху), а также в знаменитом гимне Хилари из Пуатье Иисус Христос уже конкретно обозначен эпитетом «Люцифер». Пример из гимна – «Tu verus mundi lucifer», что в переводе значит «Ты истинный светоносец мира». Пример из Ликования – «Flammas eius lucifer matutinus inveniat», перевод – «Пусть это пламя все еще горит Утренней звездой». И это не единичные примеры.

Следующий факт, напрочь разрушающий теорию о Люцифере, как Падшем ангеле. В Вульгате слово «Люцифер» помимо Книги Исайи использовано переводчиком еще четыре раза – в Евангелии от Петра (1:19), Евангелии от Иова (11:17 и 38:32) и в Псалмах 110:3. И ни в одном из этих эпизодов нет никаких отсылок или указаний на Падшего ангела, самые дотошные могут сами проверить.

И, наконец, третий факт. Два христианских епископа носили имя Люцифер – это Люцифер из Кальяри и Люцифер из Сиены. Причем тот, что из Кальяри, причислен к лику святых. Под занавес упомяну, что в Вульгате Люцифер – также эпитет Иоанна Крестителя.

Образ вне традиционного христианства

В ряде других сект (например, у мормонов и в Церкви Иисуса Христа и Святых последних дней) Люцифер выступает в более традиционном образе, но не как Падший ангел. Будучи изначально правой рукой Иеговы, он не соглашается с планом Бога и оказывается низвергнут в земной мир, где он мстит Отцу, уничтожая души людей, его любимых творений.

Что касается использования образа в поздней мистической традиции Нового времени, то здесь буквально – кто во что горазд. Например, у Рудольфа Штайнера, заложившего базис Антропософии, Люцифер – антипод Аримана, он образует метафизическую дуаду с Христом, как единственной верный путь для человека к достижению жизненной цели. По Штайнеру, Люцифер воплотился в земном мире за 3000 лет до Христа, оказал критическое влияние на мистерии Древнего Египта и Древнего Рима.

В Люциферианстве Люцифер – истинный бог и спаситель человечества от тирании Иеговы. Он выступает духовным наставником и хранителем знаний.

В «Сатанинской Библии» Антона Ла Вея Люцифер – один из четырех Принцев Ада, Хранитель Востока и Властелин Воздуха.

В трудах некоторых масонов, например – у Альберта Пайка, упоминается «Путь Люцифера», подразумевающий, по словам того же Пайка, отречение от эгоизма, лжи, эмоциональности и духовной слабости в пользу рационального просвещения. Тут же отмечу, что в конце 19 века французский журналист Лео Таксил серьезно опорочил масонство, создав крупную мистификацию, книгу, в которой рассказывалось, что Люцифер – истинный бог, противостоящий тирану Адонаю (еще одно ветхозаветное имя христианского Бога, наряду с Яхве). Таксил утверждал, что масоны поклоняются Люциферу и даже создали внутреннее тайное общество Палладио с чисто сатанинской доктриной, цель которой – управление человечеством. Несмотря на то, что мистификация Таксила была раскрыта Артуром Уэйтом (автором классического Таро), связь масонов с образом Люцифера до сих пор рассматривается многими исследователями эзотерики как реально существующая.

Также известно, что некоторые из ныне практикующих викканских ковенов базируют свои мировоззренческие концепции на работах Чарльза Леланда. Леланд был фольклористом и известен созданием «Арадии, или Евангелия от Ведьм», книги, вобравшей в себя едва сохранившиеся ритуалы языческих культов Тосканы, которые до 20 века дожили чудом. Согласно мифологии Леланда, Люцифер – персонификация света, брат Дианы, персонификации ночи. Диана, возжелав инцеста с братом, через который она хотела познать «истинный свет», попыталась возобладать над ним, но Люцифер сбежал и их вечная гонка олицетворяет универсальный принцип борьбы противоположностей и многие другие религиозно-философские доктрины. При этом у Леланда Люцифер также олицетворяет Венеру и одновременно Солнце, а Диана – Луну.

Выводы

Образ Люцифера в современной массовой культуре я не буду рассматривать, потому что сегодня это целая индустрия. Из последнего, что запомнилось, могу назвать, например, серию графических романов Нила Геймана, по мотивам которой сняли довольно популярный сериал.

Что касается библейского образа Люцифера, то, как мы только что увидели, никакого образа на самом деле нет. То есть Люцифер – всего лишь латинский поэтический эпитет рассветного восхода Венеры, при этом вполне вероятно, что он даже не имел статуса божества. В библейскую литературу (каноническую) он попал в прямом смысле – случайно. Просто потому, что Иерониму, автору Вульгаты (напомню – это первый полный перевод Ветхого Завета с иврита на латынь), это слово показалось удобным.

В дальнейшем с подачи Данте, Мильтона и других поэтов-романтиков Люцифер стал именем собственным и был отождествлен в массовом сознании с сатаной, Падшим ангелом. Позже этим образом бравировало множество сект, но сегодня веру в него, как в некое сверхсущество, сохранили разве что отдельные группы виккан.

PS
Интересно, что во всех современных переводах Библии на все языки мира слово Люфицер больше нигде не используется. Вместо этого в искомом эпизоде теперь применяется оборот «Утренняя звезда, сын зари».

13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
15 А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
17 И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *