Что значит слово люмпен
Значение слова «люмпен»
Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу. К ним относят безработных, заключённых, психически больных, нищих, бродяг, проституток и тому подобных.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоёв в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального неравенства и кризиса.
лю́мпен
1. разг. представитель деклассированного слоя общества, отчужденный от собственности, оторванный от производственной деятельности, утративший профессиональную квалификацию ◆ На самом же деле прочитанная мною запись в анкете не имела к моему деду никакого отношения, а была вынужденной мерой, поскольку происхождение от люмпена или пропойцы считалось самым благонадежным в эпоху диктатуры пролетариата. Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пристраститься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Люмпены — кто это такие
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество — одна из сложнейших систем, ярким признаком которого выступает иерархичность.
Оно похоже на большой многоэтажный дом, где каждый этаж характеризуется своим уровнем дохода, власти, престижа.
Нам хорошо известно, кто находится на самом верху — олигархи, политики, звезды шоу-бизнеса и спорта, крупные бизнесмены.
Но кто обитает в подвале дома-общества, как им живется и есть ли у них шанс покинуть эти чертоги? Давайте вместе разберемся.
Люмпены — это.
Люмпен (с нем. Lumpen – лохмотья) — это собирательное понятие, обозначающее массы людей, которые в силу определенных причин оказались исключены из гражданского общества.
Это слово введено в оборот теоретиком коммунизма Карлом Марксом для общего названия бездомных, нищих, бродяг, криминальных личностей и иных асоциальных элементов. Также в эту категорию принято включать людей, лишенных собственности и профессии, перебивающихся случайными заработками и рассчитывающих на различные формы господдержки.
Категория люмпенов формируется из разных слоев в результате процессов люмпенизации. Они находятся внизу социальной лестницы и выступают составной частью андеркласса. Последний иначе называется социологами «социальным дном» и отличается высокой степенью социального неблагополучия.
Процесс люмпенизации
В обществе под влиянием неблагоприятных факторов (война, революция, насильственная смена власти, неудачные реформы и другие) может начаться процесс люмпенизации.
Это социально-регрессивное явление, которое отличается выпадением больших масс людей из принятого ритма социальной жизни и сопровождается формированием обширного «социального дна».
Его основу составляют нищие и обездоленные с ярко выраженной негативной оценкой происходящего. Параллельно массово распространяется психология люмпенов в рамках прогрессирующего социального кризиса.
В России проблема люмпенизации обострилась в 90-е годы XX века, когда в результате рыночных реформ четверть населения оказалась за чертой бедности. Типичными явлениями общественной жизни стали социальная незащищенность граждан, безработица (что это?) и рост преступности.
Люмпены в политике
В политическом плане люмпенизация делает общество крайне нестабильным, готовым на любые радикальные потрясения. Подобная ситуация случилась в России в 1917 году, когда миллионы людей вследствие социально-экономического кризиса, вызванного Первой мировой, оказались нищими и обездоленными.
Вскоре большинство из них поддержали крайних радикалов большевиков, которые организовали и провели Октябрьскую революцию, повернувшую вспять историю страны.
В политологии используется понятие люмпен-пролетариат. В эту категорию включаются деклассированные представители рабочего класса, которые утратили идейную связь со своей общностью.
Они не привязаны к месту и профессии, лишены глубоких социальных корней и готовы на любые потрясения, так как терять им особо нечего.
Эти слои отличаются особой радикализацией взглядов и могут быть использованы экстремистскими силами для подрывной и террористической деятельности.
Еще одна отличительная черта люмпен-пролетариев — неспособность к организованной политической борьбе, а также отрицание социальных и политических устоев, в том числе идеи государства. Неслучайно они часто рекрутируются анархистами (это кто?) для достижения своих целей с помощью стихийного разрушительного бунта.
В XXI веке люмпены стали опорой реакционных сил, стремящихся к власти путем переворотов. Организаторы «цветных революций» с успехом делают на них ставку для смещения неугодных режимов.
Признаки люмпенов
Люмпены как социальная категория характеризуются следующими признаками:
Со временем у люмпенов формируется собственный образ жизни и стиль поведения. Для них свойственно отрицание моральных устоев, присущих большей части общества.
По мнению ряда исследователей, люмпенизированные слои отличаются повышенными социальными притязаниями и одновременным нежеланием прикладывать усилия для достижения желаемых целей.
Люмпены и маргиналы
Нередко при ответе на вопрос кто такие люмпены их не совсем правильно отождествляют с маргиналами.
На самом деле, маргиналы — это люди, которые занимают пограничное положение в социальной иерархии между социальными группами и культурами.
Зачастую они испытывают влияние противоречащих друг другу ценностей, что вызывает социальную дезориентацию. В отличие от люмпенизации, вызываемой неблагоприятными факторами в развитии общества, групповая маргинальность возникает как следствие трансформации социальной структуры и образования новых социальных групп.
У маргинала есть шанс преодолеть пограничное положение, адаптируясь к требованиям новой группы. Например, мигрант, переехавший в другую страну на ПМЖ, со временем усвоит ценности нового для себя общества и примет его «правила игры». Аналогичные процесс происходит с жителем деревни, отправившимся жить в город.
Люмпену свое положение изменить значительно сложнее, так как «социальное дно» формирует мировоззренческие ценности, которые оказывают влияние на личность человека. Это своего рода каста с билетом в один конец, вернуться из нее к нормальной жизни крайне сложно.
Люмпены и маргиналы — неодинаковые понятия. Первый способен занимать стабильное положение в своем микросоциуме и даже иметь в нем большой авторитет. Второго можно фигурально охарактеризовать, как «чужой среди своих».
Заключение
Существование люмпенов — это неизбежный результат социального расслоения, которое закономерно возникает в рыночных реалиях.
Люди, проигравшие конкуренцию за место под солнцем, опускаются в нижнюю часть социальной иерархии. Здесь велика вероятность остаться без работы, заняться криминалом или уйти в хронический запой. Без поддержки окружающих вырваться из этого круга практически невозможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (6)
Спасибо! Очень интересно и познавательно!
Использует марксистский термин, и при этом транслирует антисоветскую пропаганду.
Ну, хоть в конце суть написал, хоть и иносказательно.
Люмпенизация, обнищание, деградация масс населения — это результат капитализма.
По-русски говоря, люмпены — это бомжи. В обществе к ним сложилось негативное отношение и даже отвращение, хотя та же русская пословица говорит, что никто из нас не застрахован от тюрьмы и от сумы. Обстоятельства в жизни могут сложиться разные и не у всех людей крепкие нервы, психика, финансовые возможности.
Помнится, Христос говорил Своим ученикам, что нищие будут всегда. Не для того ли, чтобы сердца у людей не ожесточились и они научились быть милосердными к таким люмпенам? Ведь та же Библия говорит, что подающий милостыню бедному даёт взаймы Господу.
Во главе цветных революций точно не люмпены стоят, а вполне себе грамотные и обеспеченные люди, именно они и имеют внешнюю поддержку, ну а люмпены — это штыки, которые используются для силового сценария свержения власти.
А вот у нас же есть несистемная оппозиция, она, выходит, и состоит из люмпенов, правда, я бы не сказал, что у этих ребят низкие доходы.
Да это всё безответственные люди, которые ничего не хотят делать, ни к чему не стремятся, им рабочие места создают, но эти люмпены предпочитают стоять в очереди за миской бесплатного супа, но не работать.
Люмпен – кто это?
Иногда при описании каких-то не очень хорошо одетых людей Вы можете услышать или увидеть слово «люмпен» (ударение на первый слог). Звучит красиво… но что значит «люмпен» на самом деле?
Люмпен – это человек, который осознанно ведёт асоциальный образ жизни и не пытается его улучшить. Говоря простыми словами, люмпен – человек, который опустился на самое дно или очень к нему приблизился, и не очень-то собирается оттуда выбираться. Раньше так называли самый бедный рабочий класс, который был на гране нищеты.
Если о люмпене говорят в наши дни, то определение может быть несколько иным. В современном значении, люмпен – это человек, которые не имеет ничего в собственности (квартиры, машины и т.п.), не имеет постоянного места работы или ведёт порочный образ жизни.
Сейчас к люмпенам относят следующие категории граждан:
Если Вы сравните все эти категории, то сможете заметить, что у всех люмпенов есть одна общая черта – отсутствие мотивации к действую. Может быть, они и хотели бы жить лучше, но прикладывать для этого усилия они намерены. Алкоголикам хорошо, если им хватает на очередную «чекушку», сознательные иждивенцы висят на шее у родителей – они ведут неплохую жизнь, ничего не делая.
Классические люмпены – попрошайки на вокзале, в электричке или переходе. Вместо поиска хоть какой-то работы они предпочитают просить деньги у других, и, зачастую, тратят их на алкоголь.
Слово «люмпен» пришло к нам из немецкого языка и означает «отрепье», а сам термин ввёл Карл Маркс – для обозначения экономически деклассированных слоёв населения, которых изгнали или исключили из гражданского общества.
Стоит понимать, что люмпен и маргинал (в сфере финансов) – это разные понятия. Первый – это опущенный на дно человек, который не стремится оттуда выбраться, второй – человек с особым мировоззрением или попавший в затруднительную финансовую ситуацию не по своей воле и отторгнутый обществом.
Меня бесит, когда путают термины Маргинал и Люмпен.
Ужасно бомбит, когда люмпенов называют маргиналами..
например,выросший и живущий среди православных, но при этом буддист.
Либо, отличный пример, когда папа исламист иранец, а мама русская христианка и оба родителя навязывали ребенку принципы своих культур.
вот цитата википедии :
Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
В современном русском языке это слово ошибочно употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент).
Лю́мпен (нем. Lumpen — «лохмотья», люмпены, люмпен-пролетариа́т, нем. Lumpenproletariat) — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее люмпенами стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах.[1]
Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью[2].
Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу[3]. К ним относят безработных, заключённых, психически больных, нищих, бродяг, проституток и тому подобных.[3]
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоёв в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального неравенства и кризиса.
Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но не примкнул к новому слою общества. Мультикультурализмом здесь не пахнет.
Так шта, засунь википедию энциклонгам в жoпу, и пользуйся редактируемыми (а лучше, рецензируемыми) источниками. Убирай нахyй отсюда тег Grammar Nazi, бо не дорос еще.
Бесит меня, когда школота тупая жизни учит.
А меня бесит, когда всякая школота прикрывается понятиями из Википедии, статьи в которой может написать любой дебил вообще непонятно о чем. Почитай Маркса, дорогая, может, ты хоть что-то поймешь, хотя я сомневаюсь.
А насчет Википедии, как говорила моя преподаватель по истории русского театра: «Любая ссылка на Википедию приравнивается к расстрелу. И поверьте, руки у меня уже далеко не по локоть в крови».
Хотя тег посмешил, спасибо, такого «граммар-наци» я еще не видела)
Ну вот и все. Слово Lumpenproletariat въелось в мозг и теперь всех божей в метро я называю только так.
как старательно википедия обходит смысл слова. Сказали многое, но саму суть старательно не сказали. Политкоректность))
То чувство, когда ты наполовину люмпен. (Живу «случайными» заработками)
в каких же вы кругах крутитесь, где так часто путают эти слова?
Серые будни Миши Гуся с голубым отблеском прошлого
Почему у Миши появилось прозвище Гусь, никто не знает. Возможно, по фамилии, которую тоже никто не знал. Как по мне, этому нескладному худому и насквозь пропитому мужику больше подходило прозвище «Хамелеон» — у Миши была необычная форма астигматизма, к тому же он отлично сливался с окружающей средой. Неслышной тенью крался вдоль палисадов и заборов по каким-то своим гусиным делам и так же неслышно вырастал за спинами, когда кто-нибудь начинал пить.
Но чаще всего сразу полтора стакана ему никто не давал, приходилось обходиться малым. И тогда Миша впадал в пограничное состояние. Забирался в чужие палисадники и скулил под окнами, скребя кривыми грязными пальцами по стеклу. Неслышно подкрадывался к отдыхающим на лавкам старухам и клянчил копейки на водку. Пытался безуспешно сшибать мелочь у местных пацанов.
Потом, как правило, находил какую-нибудь отраву, вроде боярышника или тройного одеколона, выпивал через фильтр — засаленную тельняшку, обязательный гусиный атрибут — и вырубался где-то под забором.
Несколько раз Мишу били. От пьяной злобы, от желания самоутвердиться, просто от плохого настроения. Тогда Гусь начинал махать руками, словно мельница, и верещать так истошно, что даже самые агрессивные обычно сдавали назад. Так он и жил на Крестах, обычный тощий и неопрятный алкоголик Миша Гусь. Возможно, и сейчас живет, но маловероятно — слишком уж давно я его не видел и слишком неразборчив он был в плане выпивки.
Главным праздником Гуся был день ВДВ. Он вытаскивал побитый молью и временем почерневший берет, напяливал на немытую голову. И честное слово, поступь Миши становилась тверже, а алкогольные возможности организма увеличивались. К тому же, Мишу привечали в этот день куда охотнее. То соседи нальют полстакана, жалостливо качая головой: «Наш-то дурачок опять за свое». То прибьется к гуляющим в городе ордам гуляющим десантников. Те вроде как тоже не гоняли Гуся.
Конечно, никто не верил, что Миша служил в ВДВ. Нашел где-то берет, тельняшку спер. А что ходит и пыжится — да пусть себе. Будем считать, что день рождения у мужичка. Тем более, о настоящих именинах не помнил, кажется, даже сам Гусь.
Но он служил. Служил на самом деле, это записано даже в военном билете, который я случайно разок увидел. Более того, служил действительно в ВДВ и даже застал немного Афганистана. Во всяком случае, Гусь утверждает, что стоял в окружении при штурме дворца Амира. Скорее всего, не врет. Врал бы — сказал, что штурмовал. А так в окружении.
Даже упоминал о какой-то медали. Но показать, понятное дело, не мог. Пропил, видимо, уже давно. Если она вообще и была.
Такой вот он, Миша Гусь. Пропивший прошлое, настоящее и утопивший будущее в стакане бормотухи, где слабой искоркой нет-нет да и сверкнет его боевое прошлое.
ЛЮМПЕН
Смотреть что такое «ЛЮМПЕН» в других словарях:
люмпен — пролетариат, бродяга, босяк Словарь русских синонимов. люмпен см. бродяга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
люмпен — а, м., одуш. ( … Словарь иностранных слов русского языка
Люмпен — лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
люмпен — пролетарии деклассированные, выпавшие из жизни общества люди бродяги, нищие, мелкие уголовники и т.п … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
люмпен — ПРОЛЕТАРИАТ – Сыйнфый җәмгыятьтә үзләренең сыйнфый йөзләрен югалткан кешеләр катлавы (сукбайлар, хәерчеләр һ. б.) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Люмпен — пролетариат (от нем. Lumpen «лохмотья») термин введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие). В… … Википедия
люмпен — ЛЮМПЕН, а, м Разг. Человек, отчужденный от собственности, нищий, опустившийся, лишенный нравственных принципов и критериев (первоначально о представителях пролетариата). В трудах прошлого века люмпен пролетариат осуждался разве только за… … Толковый словарь русских существительных
Люмпен — м. 1. Представитель деклассированного слоя общества, оказавшийся отчужденным от собственности, оторванным от производственной деятельности, утративший профессиональную квалификацию, лишившийся нравственных принципов; нищий, бродяга, опустившийся… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
люмпен — л юмпен, а … Русский орфографический словарь
люмпен — (2 м); мн. лю/мпены, Р. лю/мпенов … Орфографический словарь русского языка