Что значит слово лубок
Значение слова лубок
Словарь Ушакова
луб о к, лубка, муж.
3. Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания (ист.).
4. Коробка, лукошко из этого материала (обл.).
5. Лубочная картинка (см. лубочный во 2 знач.).
| перен. Лубочная литература (см. лубочный в 3 знач.).
Культурология. Словарь-справочник
(народная картинка) – вид графики, изображение с подписью, отличавшееся простотой и доступностью образов. Первоначально – вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев.
* ► Вот Ларион дубеченский тоже богатый, а, небось, лубки в вашем лесу дерет не хуже бедного. // Чехов. Моя жизнь // *
3. Липовая доска, на которой гравированы яркие красочные народные картинки с пояснительным текстом.
* ► Аляповатые лубки изображали их [чертей] в виде маленьких, смешных полуобезьян, с хвостами крючком и с птичьими ножками. // Короленко. История моего современника //* *
Энциклопедический словарь
(народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Словарь Ожегова
ЛУБОК, бка, м.
1. Кусок луба (во 2 знач.).
2. Твёрдая лечебная повязка [ первонач. из луба], шина (во 2 знач.). Наложить л. Рука в лубках.
3. Липовая доска, на к-рой гравировалась картинка для печатания, а также простая и доходчивая, обычно с поясняющей надписью картинка такого изготовления. Русский л.
4. То же, что лубочная литература.
| прил. лубковый, ая, ое (к 1, 2 и 3 знач.) и лубочный, ая, ое (к 1, 2 и 3 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— содранная с дерева кора липы. Л. употребляется или для получения мочала (см. Мочальное производство), или в виде сухого лубка идет на покрышку крыш деревенских строений. Для этой цели предназначают лубки, почему-либо непригодные для сдирки мочала. Их сушат после сдирки все лето в лесу, очищают зимой топором от толстой, растреснувшейся корки, распластывают, для чего приходится распаривать их на огне, сушат после распаривания снова под гнетом и, наконец, обделанными и распрямленными вывозят по зимнему пути из лесу. Толщина лубков колеблется от ½ до 3½ линий, длина от 1½ до 3 арш., ширина бывает около аршина.
Значение слова «лубок»
1. То же, что луб (во 2 знач.). — [Ларион] лубки в вашем лесу дерет. Чехов, Моя жизнь. Из липового лубка можно сделать легкую прочную посудину. Солоухин, Третья охота.
2. Мед. Твердая накладка в повязке на место костного перелома. Наложить лубок. Нога в лубках.
3. Спец. Липовая доска, на которой гравируется картинка для печатания.
4. собир. Род графического искусства — картинки, печатаемые с таких досок, отличающиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов. Русский лубок. Китайский лубок. Советский лубок. || обычно собир. Получившая широкое распространение в России с 17 в. разновидность этого искусства — народные картинки, печатавшиеся на отдельных листах в сопровождении пояснительного текста. Аляповатые лубки изображали их [чертей] в виде маленьких, смешных полуобезьян. Короленко, История моего современника.
5. Лит. Лубочная литература, лубочное издание (см. лубочный в 3 знач.).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
ЛУБО’К, бка́, м. 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. Из лубка кедра был сделан небольшой ящик. Пршвн. 2. То же — в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить л. Рука в лубках. 3. Липовая доска, на к-рой гравировалась картинка для печатания (истор.). 4. Коробка, лукошко из этого материала (обл.). 5. Лубочная картинка (см. лубочный во 2 знач.). || перен. Лубочная литература (см. лубочный в 3 знач.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
лубо́к
1. пласт или лоскут свежего слоя древесной коры; лыко, луб
2. изделие из такого слоя древесной коры; лубочное изделие
4. деревянная (липовая) доска, на которой гравировалась картинка для печатания
5. перен. картинки, печатавшиеся с таких досок и отличавшиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов, как род графического искусства; лубочная живопись
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лазаретный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ЛУБОК
Смотреть что такое «ЛУБОК» в других словарях:
лубок — лубок … Орфографический словарь-справочник
Лубок — народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих … Художественная энциклопедия
лубок — лыко, луб, картинка, повязка, шина, агитлубок, литература, лубочек Словарь русских синонимов. лубок сущ. • лыко • луб Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
ЛУБОК — (народная картинка) вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки … Большой Энциклопедический словарь
ЛУБОК — ЛУБОК, бка, муж. 1. Кусок луба (во 2 знач.). 2. Твёрдая лечебная повязка [первонач. из луба], шина (во 2 знач.). Наложить л. Рука в лубках. 3. Липовая доска, на к рой гравировалась картинка для печатания, а также простая и доходчивая, обычно с… … Толковый словарь Ожегова
Лубок — (народная картинка) – вид графики, изображение с подписью, отличавшееся простотой и доступностью образов. Первоначально – вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии… … Энциклопедия культурологии
Лубок — первоначально листовое изоиздание с примитивной, рассчитанной на невзыскательный вкус картинкой и подписью. По одной версии, свое название Л. получил от липовых досок, на которых резалась гравюра для таких картинок, по другой от короба, в котором … Издательский словарь-справочник
Лубок — (ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА, НАРОДНАЯ КАРТИНКА) 1) вид графики, картинка с подписью (часто стихотворной), отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначаемая для распространения в народных массах. Первоначально разновидность народного… … Реклама и полиграфия
Лубок — У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения). Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным… … Википедия
Лубок
Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев, Афанасий Куликов). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
Содержание
История
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).
В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппин; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.
В России
История
В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.
Цензура и запреты
Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».
Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».
Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.
В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.
Сюжеты картин
Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.
Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.
Типы лубков
Производство лубков
Гравёры назывались «фряжских [2] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.
Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.
Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.
Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.
XIX век
В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.
Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.
Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.
Эволюция развития русского лубка
Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)
Лубок — древнее русское искусство с заграничными корнями: суть, виды, жанры, история
Лубок — это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную. Термин «лубок» имеет славянское происхождение: лубом на Руси издавна называли внутреннюю часть коры деревьев. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века.
Лубок изначально был весьма популярным видом народного творчества. Позже, с развитием печатных технологий, одностраничные листы начали делать промышленным способом на полиграфических предприятиях.
История возникновения и развития лубка
Лубок имеет древние исторические корни. Первыми печатные и раскрашенные вручную изображения научились изготавливать китайские мастера в VIII веке. В Европе аналогичный вид графики появился лишь в XV веке в Германии после изобретения книгопечатания. Печатные формы изготавливали сначала из древесины, а затем из металла (меди).
Фольклорные картинки сатирического, патриотического и прочего содержания быстро распространились по всей Европе, а в XVI веке впервые попали в Россию. Здесь их в то время называли немецкими потешными листами. Вскоре русские умельцы научились самостоятельно изготавливать печатные формы на основе техники продольной ксилографии и офорта.
В конце XVII века лубок в России подвергся гонениям со стороны властей и руководства православной церкви. Высочайшим Указом Московского Патриарха от 1674 года запрещалось покупать отпечатанные еретиками-лютеранами листки. Единственной разрешенной формой изобразительного искусства тогда были иконы, которые следовало писать в строгом соответствии с древними византийскими традициями. А почти через полвека, в 1723 году был введен запрет на изображение на печатных листках царствующих персон.
Но действия властей возымели обратный эффект. Появилось огромное количество народных мастеров-кустарей, которые делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения. Поэтому в начале XVIII века в Москве была организована специальная печатная (Изуграфская) палата для выдачи разрешений на изготовление лубков. Позже эту функцию стали выполнять специально назначенные архиереи.
В середине XVIII века в России начали массово открываться фигурные (печатные) фабрики по производству лубочных картинок. Вплоть до конца XIX века лубок оставался единственным широкодоступным видом изобразительного искусства в Российской Империи.
В 1822 году специальным царским указом была введена полицейская цензура на изготовление любых печатных оттисков. Одновременно в России начинается бурное развитие новых техник печати: поперечной ксилографии и литографии, которые постепенно вытесняют лубок из печатного промышленного производства.
В начале Первой мировой войны лубочные листы еще используются в качестве политического плаката в России. Но уже через несколько лет, после Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно сдает свои позиции. Новая Советская власть делает ставку на более прогрессивные печатные технологии и быстро искореняет кустарное производство во всех регионах страны.
Типы, жанры и отличительные особенности лубка
Традиционный русский лубок имеет характерные особенности, которые отличают его от других видов изобразительного искусства. К ним относятся:
История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:
Сегодня старинное искусство лубка не пользуется особой популярностью среди ценителей прекрасного. Но многочисленные произведения древних мастеров все же находят своих благодарных зрителей в музеях и на выставках.
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим отличную возможность принять участие в арт-арт-аукционах в режиме онлайн. Здесь же можно напрямую купить картины, иконы, скульптуры у современных художников.