Что значит слово лежанка изразцовая

Значение слова «изразцовый»

Что значит слово лежанка изразцовая

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ИЗРАЗЦО’ВЫЙ, ая, ое. Прил. к изразец. || Сделанный из изразцов. Изразцовая печь.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

изразцо́вый

1. то же, что изразчатый, выложенный, покрытый изразцами ◆ Его собственный дворец был невелик, хотя высок, и заключал всего четыре комнаты с огромными сенями, уставленными шкафами с серебряной посудой, комнаты были обиты персидскими тканями, окна занавешаны золототкаными занавесями, изразцовые печки с серебренными решетками, потолки кидались в глаза превосходной резной работой, а пол был устлан богатыми восточными коврами. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск третий: XV–XVI столетия», 1862–1875 (?) г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит слово лежанка изразцоваяПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вершок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Главное меню

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Словарь. Составлен Наташей Пуше.

Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте.

Взмолиться – начать умолять, упрашивать.

Грех – здесь: что-либо предосудительное.

Девичник – в русском свадебном обряде: прощальная вечеринка с подругами в доме невесты накануне свадьбы.

Зелёное вино – водка.

Изразцовая – облицованная керамической плиткой. «Печь с лежанкой изразцовой»

Инда – так что даже; до того, что.

Ломливая – склонная к жеманству, упрямству без причины, самодурству.

Молва – слухи, толки.

Молодица – молодая замужняя женщина.

Названый – неродной, приёмный.

Наливное – созревшее, сочное.

Не кручинься – не грусти, не горюй, не тоскуй.

Обвенчаться – сочетаться браком по церковному обряду.

Подворье – дом с принадлежащими ему постройками.

Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между стеной и печью.

Прекословить – противоречить, возражать.

Приданое – то, что даётся невесте родителями при её вступлении в брак.

Прясть – скручивая волокна, превращать их в нити.

Ради – из-за чего-либо, по причине чего-либо. «Ради скуки».

Сват – человек, сватающий (предлагающий) жениха невесте или невесту жениху.

Святые – здесь: иконы с ликами святых.

Сенная девушка – дворовая (крепостная) девушка, находившаяся в услужении господ.

Снарядиться – отправиться куда-то.

Сочельник – канун христианских церковных праздников: Рождества и Крещения.

Тихомолком – незаметно, тайком.

Тужить – горевать, печалиться.

Хлопотать – здесь: суетиться.

Черкес – житель Северного Кавказа.

Источник

Словари

ИЗРАЗЦО́ВЫЙ, изразцовая, изразцовое. прил. к изразец.

|| Сделанный из изразцов. Изразцовая печь.

ГРУБА, грубка жен., курск., орл., вор. голландская или комнатная печь (русская варистая), особенно изразцовая;

| дымволок, очелыш и труба русской печи. Ще, твоя изба-та па чорному. аи с грубою?

| Яма грубой, печкой, подвалом, подкопом, пещеркой. Берлога грубою, печкой. Грубный, к грубе или к печи с грубою относящийся. Грубник муж. печник;

| мальчик, поступивший на выучку к ремесленнику бесплатно, за прислугу. Грубенъюнг горн. горный малолеток.

ПЕЧЬ 1 (печи обл.), пеку, печёшь, пекут, прош. вр. пёк, пекла, несовер.

1. что. Приготовлять в пищу сухим способом (без жиров и жидкостей), обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих угольях или с помощью раскаленного воздуха в печи, духовке. Печь пироги, хлеб. Печь яйца. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.» Крылов.

2. кого-что и без доп. Обжигать, обдавать сильным жаром (разг.). «А солнце печет и печет.» Чехов. «С утра нещадно пекло солнце.» Шолохов. Сегодня невыносимая жара, весь день печет.

КАРНИЗ, КОРНИШ corniche f., ит. Karnies, ит. cornice.

3. Уступ, тянущийся узкой полосой по обрывистому склону гор, круч, иногда на значительной высоте. БАС-1. Если идти вверх по реке, то с правой стороны видны какие-то карнизы, которые дальше переходя в широкие террасы. Арсеньев По Уссурийск. тайге. Линейка теперь катилась по узкому карнизу, на котором едва могли бы разъехаться два экипажа. В. Дмитриева Перед лицом смерти. // ВЕ 1915 11 34. Дорога спускается довольно полого, но в некоторых местах идет по карнизу на самом краю бездны. Остроумова-Лебедева Автобиогр. зап. 3 135. Было видно, как на фоне его <монастыря> белых стен шли люди по какому-то карнизу, устроенному над старыми деревянными сараями и избами, ютившимися под самым монастырем. Ф. Крюков И источнику исцелений. После Балты дорога вошла в ущелье и двинулась узким карнизом, высеченным в темных отвесных скалах. Ильф 12 стульев.

4. Поперечина над окном или дверью, на которую вешают шторы, драпри. БАС-1. Окошко окарнизывают, внизу вот, сбоку, все карниз получается. Карелия.

5. обл. Выступ над шестком рус. печи. Сл. Вологда. В другом углу была изразцовая печь с карнизом, на котором стояло два китайских, из белого фарфора, болванчика. Я. Полонский Старина и мое детство. // РВ 1890 2 124. Сажу смести с карнизу. Сл. гов. Прибайк. 2 12. Шел я верхом, шел я низом. У милашки нос карнизом. 1914. Елеонская 216.

6. Русская печка; верхняя часть под потолком. Говоришь бывало: поставь сушить обувь на карниз. Сл. гов. прибайк. 2 12.

7. Крыша, навес от дождя над воротами. Отец, как это верх у ворот называется, карниз, чо ли?+ Вот карниз от дожжа-то. Сл. гов. прибайк. 2 12.

8. обл. Желоб для стока воды с крыши. Сл. Вологда.

9. Одна из двух деревянных планок, на которых крепятся полки в избе. На карниз полицы-ти налаживали. Теперь карниз-от не в моде став. Карниза нет и полиц нет. Сл. Вологда.

КОРНИШ corniche f. Устар. Карниз. Для дела колонов, корнишев, каминов, пиедесталов, статуев. 1737. ДАЭ 50. // Бирж. 148. Шварц обязывался вверенных ему учеников «обучать самой чистой скульптуре, а именно в дереве по новейшему вкусу делать консолы, тримоквадры, корниши, десупорты, трофей, вазы, урны и украшении разные целых комнат». 1774. Молева Пед. сист. 357. Фундаменты состояли иногда из корнишей Римских зданий прекрасной работы. 1811. Н. И. Тургенев Дн. // АБТ 3 106.

КАРНИЗ, КОРНИШ corniche f., ит. Karnies, ит. cornice.

3. Уступ, тянущийся узкой полосой по обрывистому склону гор, круч, иногда на значительной высоте. БАС-1. Если идти вверх по реке, то с правой стороны видны какие-то карнизы, которые дальше переходя в широкие террасы. Арсеньев По Уссурийск. тайге. Линейка теперь катилась по узкому карнизу, на котором едва могли бы разъехаться два экипажа. В. Дмитриева Перед лицом смерти. // ВЕ 1915 11 34. Дорога спускается довольно полого, но в некоторых местах идет по карнизу на самом краю бездны. Остроумова-Лебедева Автобиогр. зап. 3 135. Было видно, как на фоне его <монастыря> белых стен шли люди по какому-то карнизу, устроенному над старыми деревянными сараями и избами, ютившимися под самым монастырем. Ф. Крюков И источнику исцелений. После Балты дорога вошла в ущелье и двинулась узким карнизом, высеченным в темных отвесных скалах. Ильф 12 стульев.

4. Поперечина над окном или дверью, на которую вешают шторы, драпри. БАС-1. Окошко окарнизывают, внизу вот, сбоку, все карниз получается. Карелия.

5. обл. Выступ над шестком рус. печи. Сл. Вологда. В другом углу была изразцовая печь с карнизом, на котором стояло два китайских, из белого фарфора, болванчика. Я. Полонский Старина и мое детство. // РВ 1890 2 124. Сажу смести с карнизу. Сл. гов. Прибайк. 2 12. Шел я верхом, шел я низом. У милашки нос карнизом. 1914. Елеонская 216.

6. Русская печка; верхняя часть под потолком. Говоришь бывало: поставь сушить обувь на карниз. Сл. гов. прибайк. 2 12.

7. Крыша, навес от дождя над воротами. Отец, как это верх у ворот называется, карниз, чо ли?+ Вот карниз от дожжа-то. Сл. гов. прибайк. 2 12.

8. обл. Желоб для стока воды с крыши. Сл. Вологда.

9. Одна из двух деревянных планок, на которых крепятся полки в избе. На карниз полицы-ти налаживали. Теперь карниз-от не в моде став. Карниза нет и полиц нет. Сл. Вологда.

Из семьи, принадлежавшей к роду видных деятелей отечественной культуры и науки. В 1925 окончил Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова. Участвовал в литературной группе «Перевал (см. ПЕРЕВАЛ (литературная группа))», сотрудничал в журналах: «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Наши достижения» и др. Автор книг: «Времена года» (1926), «Изразцовая печка» (1929), «Эшелон опаздывает» (1932), «Истоки мужества» (1935), «Павлов на Оке» (1936), большой научной работы по теории русского стихосложения. В 1941 добровольцем ушел на фронт в составе писательской роты Краснопресненской дивизии Московского ополчения. Оказался в плену, до конца войны содержался в концентрационных лагерях. После освобождения проживал в Брюсселе, Нью-Йорке, американского гражданства не принял. В США опубликовал книгу стихов, сборники «В тени» (1968) и «Было завтра» (1972), печатался в сборниках поэтов-эмигрантов, был постоянным автором «Нового журнала». Много печатался в «Новом журнале», выпустил антологию «На перевале» (Нью-Йорк, 1954), куда вошла проза, критика и стихи «перевальцев», а также два сборника собственных стихотворений «В тени» (Нью-Йорк, 1968) и «Было завтра» (Нью-Йорк, 1972).

Скромный одноэтажный, обшитый тесом дом с мезонином, был построен еще в 1770-е гг. В 1843 Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич), к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), И. С. Тургенев (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев (см. ТЮТЧЕВ Федор Иванович), часто бывали актер М. С. Щепкин (см. ЩЕПКИН Михаил Семенович) и историк Т. Н. Грановский (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич). Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику», многие рассказы. В кругу семьи Аксаковых в августе 1849 Н. В. Гоголь впервые прочитал главу из второй части поэмы в прозе «Мертвые души».

В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к С. И. Мамонтову (см. МАМОНТОВ Савва Иванович). Он восстановил пришедшую в упадок усадьбу, попытавшись сохранить аксаковский дух. Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в стиле древнего псковско-новгородского зодчества в 1881-1882 гг. Впоследствии она стала фамильной усыпальницей Мамонтовых.

Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), В. Д. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) и Е. Д. Поленов, М. В. Нестеров (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич), К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, положившая начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву. Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина (см. ШАЛЯПИН Федор Иванович), К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич), регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы (см. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА).

Очень популярными были произведения керамической мастерской, организованной М. А. Врубелем (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович). Среди майоликовых работ мастерской: панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь» (по эскизу М. А. Врубеля, 1899-1903), декоративные вазы и скульптуры в стиле «модерн» (см. МОДЕРН).

В 1870-1890-е гг. в Абрамцеве возводится ряд построек в «русском стиле» (см. РУССКИЙ СТИЛЬ): керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман (см. ГАРТМАН Виктор Александрович), 1872), «Терем» (архитектор И. П. Ропет (см. РОПЕТ Иван Павлович), 1873), церковь (по проекту В. М. Васнецова, 1881-1882). В парке по рисунку В. М. Васнецова построили «Избушку на курьих ножках», сохранившуюся до наших дней.

В 1918 в Абрамцеве был открыт музей, экспозиция которого включает: мемориальную часть, посвященную Аксаковым, раздел крестьянского искусства, майоликовую мастерскую («Студию»), картинную галерею современных русских художников, постройки в парке.

Источник

Словари

Соблюдающий предписания религии; набожный.

Жил у них [Головлевых] тогда в доме некоторый благочестивый и прозорливый старик, которого называли Порфишей-блаженненьким. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.

В углу, у изразцовой печки, сидел седенький старичок с благочестивым, истомленным лицом. М. Горький, Тоска.

Прыгнуть на кого-, что-л., прыжком подняться куда-л.; вскочить.

Никита подошел к изразцовой печи с лежанкой, не касаясь руками вспрыгнул на лежанку. А. Н. Толстой, Детство Никиты.

Внезапно неразличимая в ночи фигура вспрыгнула на подножку пролетки. Лошадь стала. Федин, Города и годы.

Поддаваться действию огня, уничтожаться огнем.

Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Пушкин, Сожженное письмо.

Жарко горят дрова в изразцовой печи. М. Горький, Анекдот.

[Березовая роща] горела, и ветер гнал прямо на нас темные, шаткие столбы дыма. Каверин, Два капитана.

В полночь пил у них чай в тихой семейной обстановке, когда горел камин. Чехов, О любви.

[В инструментальной] горела железная печка и было дымно и душно. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

Сильно подгорать, пригорать.

Масло горит на сковородке. Пирог горит.

2. Давать свет, пламя.

Лампочка горит. Примус горит.

Электричество в Одессе давно не горело. О нем забыли. Паустовский, Время больших ожиданий.

3. Быть в жару, в лихорадочном, воспаленном состоянии.

Ночью она начала бредить; голова ее горела, по всему телу иногда пробегала дрожь лихорадки. Лермонтов, Бэла.

Иногда он [Кузьма] очень страдает. Рана его горит, лихорадка трясет его. Гаршин, Трус.

4. Становиться горячим, краснеть от прилива крови.

Но ей [Марьяне] было невыносимо жарко. Лицо ее горело, ноги не находили места. Л. Толстой, Казаки.

Быть охваченным каким-л. сильным чувством, со страстью отдаваться чему-л. (какому-л. чувству, делу).

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин, К Чаадаеву.

Выражать сильное чувство, напряженную мысль (о лице).

Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Тургенев, Бежин луг.

6. Сверкать ярким, ослепительным блеском (отражая свет).

В старый сад выхожу я, росинки, Как алмазы на листьях горят. Плещеев, Весна.

Брагин раскрыл коробку: внутри на бархатной подушечке жарко горели три изумруда. Мамин-Сибиряк, Дикое счастье.

Блестеть под влиянием какого-л. чувства, мысли (о глазах).

Одобрения Фомы и его горящие удовольствием глаза вдохновляли Ежова еще более. М. Горький, Фома Гордеев.

Преть, гнить, портиться при слеживании.

Сено горит в копнах.

8. на ком-чем. разг. Быстро изнашиваться, рваться.

— Куда ей шелковые платья? Ей и ситцевых не напасешься; так вот на ней все и горит, особенно башмаки: не успеваем на рынке покупать. И. Гончаров, Обломов.

Быть под угрозой срыва, провала из-за опоздания, упущения сроков.

Путевка горит. План горит.

10. Отбывать очередь при игре в горелки.

полностью, не жалея сил отдаваться работе.

голова горит; душа< (или сердце)> горит

о состоянии сильного возбуждения, волнения.

дело< (или работа и т. п.)> горит в руках

дело спорится, идет быстро.

— А работник-то был какой! Так все у него и горело в руках. Гладков, Повесть о детстве.

земля горит под ногами

1) о стремительно бегущем человеке;

2) о том, кто стремится уйти, уехать откуда-л.

нет оснований спешить, торопиться.

— на воре шапка горит

В ПРЫГНУТЬ // ВСПРЫГНУТЬ

Составляют гнездо пар с паронимами впрыгнувший // вспрыгнувший, впрыгнув // вспрыгнув.

ВПРЫГНУТЬ. Прыгнуть внутрь чего-либо, во что-то. Антоним выпрыгнуть. Впрыгнуть:

в вагон, в кузов машины, в лодку, в повозку, в окно, в отсек самолёта.

• [Бессудный:] Не впрыгни я в телегу, да не повороти ты живо, только б мне и на свете жить. А.Островский. На бойком месте.

ВСПРЫГНУТЬ. Прыгнуть на кого-что-либо, прыжком подняться на кого-что-либо. Антоним: спрыгнуть.

на подножку [вагона, трамвая], на коня, на турник, на крыльцо, на плечи кого-либо.

• Никита подошёл к изразцовой печи с лежанкой, не касаясь руками, вспрыгнул на лежанку, поджал ногу и спрыгнул на одной ноге на пол. А. Н. Толстой. Детство Никиты.

Разг. Греться, обогреваться.

Старик на вешнем солнце греет Уж остывающую кровь (Пушкин. Цыганы).

Я был очень молод, когда, бывало, сидя у изразцовой лежанки, где любила греть свои косточки покойница-бабушка, слушал рассказы её про старые годы (Мельников-Печерский. Бабушкины россказни).

ТАНЦОВАТЬ ОТ ПЕЧКИ

Этимологическим фундаментом многих фраз является указ ание на какое-нибудь бытовое явление или событие прошлого. Прямое значение словосочетания подвергается забвению или утрачивает свою реальную основу по мере того, как отходит в историю самый факт, давший жизнь фразе. Но фраза продолжает жить своими другими, переносными значениями или оттенками, которые наслаиваются на нее еще в то время, когда она относилась к конкретному жизненному явлению. Однако внутренние мотивы этого переносного употребления становятся все более и более смутными и непонятными. Их можно восстановить, лишь воспроизведя культурно-историческую обстановку того далекого или близкого прошлого, когда складывалось переносное значение фразы (иначе говоря, когда свободное сочетание слов семантически трансформировалось в целостную фразовую единицу). В качестве примера может служить фразеологическое единство танцовать от печки, из устной речи вошедшее в литературный оборот не ранее 40-х годов XIX столетия.

Для понимания социально-бытовой почвы, на которой сложилась эта идиома, интересен отрывок из неоконченного романа В. А. Слепцова «Хороший человек». Герой этого романа, «неслужащий дворянин» Теребенев, после бесплодных скитаний по Западной Европе возвращается в Россию. Он думает о том, «что ему предстоит делать в России, как трудна будет его роль, как он будет теперь служить народу. и вдруг почему-то вспомнил, как его учили в детстве танцовать.

Сконфуженный, потупившись, возвращается Сережа к печке, в сопровождении учителя.

Вся эта сцена представлялась Теребеневу с мельчайшими по дробностями. Он опять переживал ее всю, с начала до конца; все эти детские страдания, которые он испытывал пятнадцать лет тому назад, опять с тою же силою воскресли в нем, как будто он только сию минуту осрамился в танцах и возвращается к печке для того, чтобы опять начинать сначала.

Теперь это положение опять стало ему совершенно ясно: д еревня, Москва, Петербург, Европа, дошел до края, и опять туда, в деревню. Да, именно в деревню, потому что печка не в Петербурге, даже не в Москве, она там. в деревенском доме, стоит на том же месте, где стояла пятнадцать лет тому назад. И для того, чтобы начать сначала, необходимо вернуться опять туда же, к той же самой изразцовой голландской печке, стать в третью позицию и опять: раз, два, три, раз, два, три и т. д. и т. д.» (Слепцов 1903, с. 356-359).

В этой картине воспроизведена не только сцена танцования от печки, но и с необыкновенной полнотой и ясностью обозначены те «внутренние формы», те мотивы, которые привели к метафорическому переосмыслению, обобщению фразы танцевать от печки.

Этот последний пример современного употребления выраж ения танцовать от печки интересен не только потому, что в нем ярко отражается живое сознание переносного смысла этого фразеологического единства, но и потому, что здесь составные компоненты его выступают раздельно как подвижные, хотя и соотносительные части сложного синтаксического целого.

ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ

Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): [Бабушка] «обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по дпоясала и положила под святые». Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах.

На этом фоне легко объясняется фразеологизм хоть святых (вон) неси (выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном, безобразном» (БАС, 13, с. 469).

В словаре Даля под словом святой есть такое сообщение: Такой содом, что хоть святых вон неси, `образа, иконы’. Наменял святых (cл. Даля 1909, 4, с. 94). Здесь указывается общий смысл фразеологического оборота и намечается общий экспрессивный контекст его употребления.

Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем одноти пны:

О поговорке хоть святых вон уноси как выражении почтения к иконам писал С. В. Максимов: «. во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех. (. ) Зато говорят также и надвое «хоть святых вон выноси»: про тех, которые врут не в меру, «и святых выноси и сам уходи», и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного «поднялся содом»: пусть св. иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова, с. 443-444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях.

Для понимания той бытовой древнерусской основы, на кот орой сложилась древнерусская поговорка «хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).

В «»Путешествии по России» голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он прин осит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив, 1880, кн. 1, с. 48).

Источник

Статьи

Изразец от А до Я: путеводитель по изразцовой отделке печей и фасадов

Что значит слово лежанка изразцовая

Содержание

Проходя мимо старинного храма или находясь в гостях у владельца частного загородного дома, вы можете иногда заметить на стенах или печных конструкциях яркую, рельефную плитку. А если вы затеяли постройку сруба, если цените старые, добрые традиции древнего зодчества, в вашу голову может прийти мысль «кажется эти штуки называются изразцами…»

Что значит слово лежанка изразцовая

Действительно, скорее всего, это оно и есть, хотя люди бывает путают изразцовую майолику с лепниной или декоративной плиткой. Ведь современная отрасль отделочных материалов предлагает даже гипс и пенопласт для отделки фасадов и фальш-каминов. Нетрудно обмануться!

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамический элемент из обожженой глины для украшения печей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и часто украшенный росписью. Как правило, такой декор весьма ярок, и частенько используется в местах, где фантазия архитектора или дизайнера по интерьеру не ограничивается типовым решением.

Что значит слово лежанка изразцовая

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы как глазурованные глиняные элементы зданий и сооружений появились довольно давно. Похожая майолика встречается даже в древностях Востока. Благодаря своей красоте и долговечности она быстро оказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованная керамика нашла своих ценителей и в странах Западной Европы на территории таких стран, как Германия и Голландия. Бело-голубая отделка каминов и стен знакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветная майолика уходит корнями в далекое прошлое Новгородской земли. Если быть точными, речь идет о селе Богородицкое, располагавшегося вблизи Валдайского Иверского монастыря. Патриарх Никон в свое время большое внимание уделял строительству данного здания, поэтому к работам были привлечены лучшие ремесленники, в том числе и иностранные. Благодаря привлечению таких специалистов и было заложено основание для распространения многоцветной поливной керамики. Такие изразцы в народе назывались ценинными (хотя справедливости ради, следует отметить, что муравленые изразцы изначально не именовались таковыми).

Что значит слово лежанка изразцовая

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

Что значит слово лежанка изразцовая

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

Что значит слово лежанка изразцовая Ярославский изразец на фасаде древнего храма

Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.

Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.

Технология изготовления изразцов

Стоит отметить, что современные производства изразцов всё же несколько отличаются от древних. Технологии позволяют сделать всё быстрее и качественнее, с соблюдением норм и стандартов, что сложно реализовать при их отсутствии. А это означает повышение производительности, разумные сроки и рост показателей качества продукции. Так что ручной, творческий труд вполне может уживаться с нашим высокотехнологичным настоящим без ущерба для дела.

Итак, какие же этапы производства изразцов можно выделить?

После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.

А как же секреты? Давайте поговорим и о них.

Секреты производства изразцов — типичные ошибки

Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий

Современное дизайнерское искусство отличается от традиционного большим полетом фантазии и свободой решений. Поэтому совершенно нормально отказаться от некоторых привычных отделочных материалов и спокойно применять изразцы для достижения своих целей. Где вы можете порадовать заказчика майоликой?

Прежде всего, владельцев частного дома можно удивить предложением украсить фасад загородного дома изразцами в строгом или ярком, жизнерадостном стиле, в зависимости от поставленной задачи. Неслучайно же они применялись в древности! Декоративная поливная керамическая плитка заменяла в те времена красоту драгоценных камней. И способна составить конкуренцию и современным материалам.

Какой же уют без камина, у которого можно удобно присесть с кружкой кофея? Какая хозяйка, любящая готовить выпечку, откажется от печи? Какой гостеприимный хозяин скажет твердое «нет!» мангальному комплексу?

Печные конструкции создают неповторимую атмосферу в доме. Но только, если они действительно красивы. Наши мастера полагают, что только изразцы способны дополнить великолепием такие печные сооружения. Посмотрите, ведь это настоящие произведения искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *