Что значит слово левиафан
Значение слова «левиафан»
1. По библейскому сказанию: огромное морское чудовище или летающий дракон.
2. Книжн. О ком-, чем-л. поражающем своей величиной, силой. [Локомобилю] в особенности трудно дались здешние трясины, этому двадцатитонному левиафану. Леонов, Соть.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛЕВИАФА’Н, а, м. (книжн.). Что-н. огромное, поражающее своей величиной, силой. Мой альманах должен быть слоном или
Блнский. [По имени огромного хищного животного в библейской мифологии.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
левиафа́н
1. мифол. библейск. огромное морское чудовище (олицетворяющее хаос) ◆ Между самими именами животных, упоминаемых в книгах Ветхого Завета, попадаются имена некоторых, чисто баснословных, животных (левиафан, единорог, мраволев, онокентавры, сирены и пр.). А. С. Уваров, «Русская символика», 1864—1874 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. нечто огромное, чудовищное ◆ Но тут показался плывущий нам навстречу левиафан, из тех, что мы уже довольно повстречали на этой проклятой реке: гигантский белый корабль, движущийся необъяснимой силой. Александр Кабаков, «Последний герой», 1994—1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Рухнула империя, тоталитарный левиафан всплыл кверху брюхом, дух индивидуализма (нашего бедного индивидуализма, как сказал Борхес) воцарился на одной шестой части суши. Марк Амусин, «Освобождение», 2002 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пульсация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такой Левиафан?
Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и Левиафане
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.
Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:
Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)
Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:
Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:
Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Н емецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме «Так говорил Заратустра»:
«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ». Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его»
Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.
Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.
О самой книге Иова и вопросах, которые он задавал Богу можно прочитать в статье Андрея Десницкого:
Левиафан – каким был библейский монстр?
Левиафан – одно из самых грозных и известных созданий Ветхого Завета.
Не только мифы, но и христианские тексты упоминают о некоторых поразительных и жутких созданиях, порождённых воображением человека. Примером такого существа является Левиафан, легендарный морской зверь с огненной пастью.
Интересно, что во многих культурах существуют аналогичные образы, схожие с Левиафаном, а порой невероятно похожие на него создания-”близнецы”. Что рассказывают о Левиафане Ветхий Завет и другие источники? Мог ли существовать этот зверь на самом деле?
Левиафан – кто это?
Одно из самых известных упоминаний о Левиафане содержится в Ветхом Завете. В притче рассказывается, что Господь создал каждой твари по паре, однако некоторые существа не имели своей пары. Именно таким и стал Левиафан, жуткое морское чудовище.
По мнению исследователей, корни преданий о Левиафане следует искать в языческих преданиях о морских божествах и загадочных созданиях, обитающих на дне океана. В Книге Иова подробно рассказывается, каким был Левиафан. Он был сотворён зверем невероятной силы и величины.
Детальное описание Левиафана невольно навевает мысли о морском драконе. У существа были две челюсти, тело, покрытое чешуей, оно могло испепелять своим дыханием, заставлять воды моря испаряться.
Левиафан – мифологический монстр / © Marcin L / randice.artstation.com
Интересно, что созданий, не имевших пары и созданных в качестве символа безграничности власти Господа было двое – Левиафан и Бегемот. Позднее именем второго назвали демона.
Левиафан — морское чудовище, Бегемот — наземное чудовище и Зиз — воздушное чудовище
Библия Амброзиана, Ульм, 1238 год
Истоки образа
Изучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта.
Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана.
Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде.
Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием.
Он смотрит свысока на всех надменных (книга Иова, глава 41 стих 26)
© Isaac Watkins / artstation.com
В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов.
Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом.
«Антихрист на Левиафане»
Из книги Liber Floridus (“книга цветов”) — средневековая энциклопедия,
составленная между 1090 и 1120 годами Ламбером
Местонахождение: Гентский Университет
Тайны Левиафана
Но почему же для Левиафана Бог не создал пары, оставив животного одного? Как рассказывают библейские тексты, замысел Господа был крайне прост: сотворить живых существ, что могли бы размножаться, расселяясь по земле.
Некоторые из сказаний отмечают, что и для Левиафана вначале была создана самка, однако Бог сразу же осознал, насколько опасным станет появление в мире нескольких подобных зверей. Именно поэтому Господь уничтожил всех самок данного вида, оставив Левиафана без пары. Конечно, данный мифологический акт говорит о многом и, в первую очередь, подчёркивает силу животного.
Левиафан – гигантский морской змей / © Adam Blackwell / adamblackwell.artstation.com
Образ Левиафана стал очень популярен в литературе и кинематографе, он успешно используется в наше время. Особенно интересны метафорические трактовки данного чудовища. Например, в одноимённом фильме Андрея Звягинцева Левиафан символизирует государственную власть.
Не менее популярен Левиафан у современных писателей-фантастов. Американец Скотт Вестерфельд использовал название «Левиафан» для летающего корабля, что выполняет особую миссию.
В книжном цикле «Семь зверей Райлега» Ника Перумова Левиафан описывается как один из зверей и, надо признать, образ получился очень интересный и колоритный. Знаменитый книжный герой Бориса Акунина, Эраст Фандорин, также был связан сюжетной линией с кораблём «Левиафан», на котором произошли необъяснимые вещи.
Гюстав Доре «Уничтожение Левиафана», 1865 год
В чём кроется причина популярности образа создания, о котором писали ещё много столетий тому назад? На мой взгляд, Левиафан притягателен своей силой. В писаниях говорится, что одержать победу над ним не сможет никто, но уточняется, что во время Страшного Суда Левиафан падёт от рук архангела Гавриила либо погибнет сам. Вот он – образ могущества и величия, что всё равно не смогут быть бесконечно сильными и вершащими власть.
Живое Предание
Кто такой Левиафан?
Директор Школы библейской филологии, преподаватель СПбДА.
Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Рассказчик — иерей Алексий Волчков. Смотрите ролик или читайте его расшифровку:
Дорогие друзья, у нас сегодня беседа в жанре «Библейские слова в обыденной жизни» и сегодня мы поговорим о Левиафане. Известное слово, которое вошло в плоть культуры европейцев. Есть сочинение Гоббса «Левиафан», есть и понятие о Левиафане как о чем-то могучем, неподконтрольном власти человека, чья сила выше всех наших сил и усилий. Недавно вышел фильм нашего режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», и поэтому это слово нам всем знакомо. Впрочем, вот что еще называли Левиафаном люди в разные времена: газовые месторождения, разные виды вооружения — военные корабли, танки. Так назывался роман Бориса Акунина. У всех этих предметов есть нечто общее — это нечто громадное, мощное, вызывающее ужас.
Немногие люди знают, что Левиафан «родом» из Библии. В Библии несколько раз упоминаются Левиафаны, по-еврейски Ливъятан, и есть множество статей и книг, в которых описываются эти существа. Упоминаются в Библии и такие первобытные чудища, как Бегемот, Море-Ям, Рахав, Змей.
Этимология слова «Ливъятан» определяет его изначальное значение как «скрученный, свитый». Такие слова, как «венец», «петля», являются однокоренными с ним. Нечто живет в море, извивается, вьется и является воплощением чего-то первобытного и могучего.
Многие считают, что у Бегемота и Ливъятана были взаимоотношения. Бегемот жил на суше, Левиафан — в море, и между ними были своеобразные отношения, как у Чужого и Хищника. В Талмуде же сказано, что ни у одного, ни у другого существа пары не было, так как Всевышний уничтожил их пары, чтобы эти чудища не могли размножиться, потому что их сила почти сопоставима с силой Бога.
Как интерпретируется образ Левиафана и Бегемота в Библии? Есть две тенденции, и одна из них более древняя. Левиафан считался древним соперником Бога, который был почти равен по силе с Богом, и боролся с ним. Жители Месопотамии считали, что Бог создал мир из трупа побежденного змееобразного чудища. Конечно, в Библии не рассказано об этом явно, но отголоски предания о том, что была некая первобытная битва Бога с неким древним гадом, которого Бог одолел, остались. Например, смотрим псалом 73, стих 14: «Бог сокрушил голову Левиафана, отдал его в пищу людям». Или пророк Исайя, глава 27, стих 1, пишет: «В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, большим и крепким Левиафана, змея прямобегущего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». То есть Бог уже победил это чудовище, но во времена Апокалипсиса он победит его окончательно. Как отмечает Талмуд, из кожи Левиафана Господь сделает палатки, в которых будут жить праведные израильтяне. А мясо Левиафана будет подано на пире, в котором будут участвовать Авраам и все праведники.
Есть и другая традиция интерпретации образа Левиафана, более экологичная по отношению к древним чудищам. Псалом 103, читаемый каждый день на вечерне в каждом православном храме, говорит: «Это — море, великое, пространное. Там — пресмыкающиеся, которым нет числа, животные и малые, и большие. Там плавают корабли, там этот Левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс 103:25-26). Здесь Левиафан предстает как часть экосистемы, которую сотворил Бог, чтобы он играл в океане и радовал этим Бога.
Книга Иова также уделяет много внимания первобытным существам. Главы 41 и 42 целиком посвящены описанию Бегемота и Левиафана. Там есть слова: «Нет на Земле подобного ему, он сотворен быть бесстрашным, на все высокое смотрит смело, как царь» (Иов 41:25). Левиафан описывается как царственное существо, на которое невозможно возложить ярмо, которому невозможно вдеть кольцо в нос, которое нельзя обуздать. Бог говорит Иову: я создал Левиафана, и Бегемота можешь ли ты сотворить подобное? Я — Бог, а ты — Иов.
В апокрифических и новозаветных текстах торжествует негативное отношение к этим тварям. В Откровении Апостола Иоанна описывается «зверь, выходящий из моря с семью головами», — это Левиафан. «Большой дракон с семью головами» — тоже. В Откровении так же описывается последняя победа Бога над всеми его врагами, и будет низвержен древний дракон, древний змей, и Сатана. То есть Левиафан отождествляется с Сатаной.
Однако все же отношение к Левиафану в корпусе библейских текстов дает большую надежду на то, что и люди, и звери, и даже древние чудища — Левиафаны и Бегемоты — однажды будут жить мирно.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Левиафан: что означает это слово, и что за мифическое существо под ним скрывается?
Левиафан – что означает это слово, поможет разобраться древняя мифология. У людей, которые никогда не слышали об этом существе, слово «левиафан» всегда ассоциируется с чем-то большим, имеющим огромные размеры, страшным и сильным. Независимо от того, живое это существо или нет. Но изначально Левиафан был персонажем мифологическим. Также о нем есть упоминания в религиозных текстах.
Левиафан в древней мифологии
Левиафан является персонажем мифологии древнего восточного народа, проживавшего в городе Угарит на территории современной Сирии. Древние относили существо к морским чудовищам. Согласно мифам, Левиафан имеет множество голов и является спутником морского бога Яма. Легенда гласит, что Баал поверг многоголового Левиафана вместе с морским богом.
Помимо древнего сирийского народа, египетские евреи так же считали Левиафана чудовищем и боялись его. Согласно рассказам, Левиафан обитал в Ниле и охранял Египет от злых существ с восточной границы. Многие сравнивают его с крокодилом.
В других мифологиях Левиафан считался также морским чудищем, которое уничтожает и топит корабли.
Использование образов устрашающих чудовищ в искусстве в качестве метафоры – привычное дело, и образ Левиафана не стал исключением. Левиафан как персонаж древней мифологии нашел отображение в современном искусстве и даже в научных трудах. В 2014 году был выпущен фильм российского производства, в котором описывается библейский персонаж Иов. Фильм имел название «Левиафан». В ленте прослеживается метафора – под Левиафаном подразумевалась государственная власть, чье могущество и сила сравнимы с разрушительной силой морского чудовища. Картина служит уроком для людей. Режиссер не старался напугать зрителей, а лишь хотел их заставить задуматься.
В 1865 году художником Гюставом Доре Левиафан был запечатлен на гравюре. Она называется «Убийство Левиафана». На гравюре изображен огромный морской змей, который был повержен Богом.
Наиболее известное упоминание чудовища в искусстве принадлежит Томасу Гоббсу. Именно он написал известное произведение «Левиафан». В данной работе автор постарался разобраться в структуре права и государства. Произведение Гоббса носит философский характер и является актуальным по сегодняшний день.
Левиафан в религии
Левиафан как мифическое существо не раз упоминался в книгах Ветхого завета:
В книге Иова есть пассаж, в котором описывается борьба с Левиафаном. По сравнению с остальными книгами, в которых упоминается этот персонаж, из книги Иова можно почерпнуть наиболее подробное описание.
В книге Псалмов Левиафан описывается как существо, которое обитает в море. Он был создан богом, чтобы «играть в морской воде».
В книге пророка Исаии можно найти рассказ о том, как Бог сам тяжелым мечом сразил чудовище.
В толковательной литературе ветхозаветной традиции Левиафан упоминается в отдельном стихе мидраша «Берешит раба». Рабби Иди описывает чудовище как существо, не имеющее пары. На основании его описания можно сделать вывод, что во всех упоминаниях о Левиафане его относят к единственным в своем роде мифическим существам. Причина отсутствия пары заключается в том, что чудовище обладает губительной силой по отношению к другим существам и продолжение его рода может привести к гибели всего живого. При этом Бог изначально сотворил Левиафана женского и мужского пола. Но особь женского пола в дальнейшем была уничтожена, дабы предотвратить размножение. Также встречаются толкования, в которых нет упоминания об уничтожении женской особи. Но по определенным причинам размножение все равно было невозможно.
Мидраш «Ваикра Рабба» в одном из толкований упоминает, что Левиафан сражался с быком, и бой этот завершился гибелью обоих противников.
В еще одном толковании авторства Джона Мильтона Левиафан так же описывается как морское чудовище. Но среда его обитания – моря вблизи Норвегии.
Что конкретно означает слово «левиафан», можно узнать и в толковом словаре Ожегова. В нем Левиафан описан как библейское морское чудовище, а само слово применимо в качестве метафоры к чему-то или кому-то огромных размеров, поражающему своей мощью, силой и наводящему страх.
Согласно данному толкованию, одному из видов древних кашалотов так же было дано имя Левиафан. В одной из перуанских пустынь был найден скелет такого существа. Оно имело внушительные размеры, длинные мощные зубы, из-за чего и получило это название.
Тем, кому интересно узнать подробнее, что собой представляет Левиафан, что вообще означает это слово, стоит прочитать Ветхий завет, ознакомиться с египетской и ассиро-вавилонской мифологией. Практически всюду Левиафан описан как грозное морское чудовище, которое приносит разруху и наводит ужас на людей. Но все же, изучая мифологию разных народов, можно найти некоторые различия в его описании, что помогает лучше понять, для чего фантазия древних людей сотворила этого монстра, а следовательно, и особенности их мышления.