Что значит слово кокошник
Значение слова «кокошник»
1. Старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком. Дуняша в пышном платье и высоком кокошнике кажется рослой, плечистой. Задорнов, Амур-батюшка.
2. Архит. Украшение на фасадах зданий в виде полукруглого щитка, напоминающее по форме такой головной убор (широко применялось в русском зодчестве 16—17 вв.). Двери [грановитой палаты] взяты в позлащенную искусную резьбу с пилястрами и высокими кокошниками. Шишков, Емельян Пугачев.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кокошник — в России старинный женский головной убор.
Кокошник — в русской архитектуре XVI—XVII веков: полукруглое или заострённое завершение фасада, свода.
КОКО’ШНИК, а, м. 1. Головной убор северорусских крестьянок в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом, с тульей сзади (встарину составная часть национального женского костюма, носимого и горожанками). 2. Украшение на фасадах зданий в русском стиле в виде полукруглого щита, напоминающее женский кокошник (архит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
коко́шник
1. истор. старинный русский праздничный головной убор замужних женщин ◆ А ежели бы её нарядить в сарафан, да косу заплести, да кокошник — лучше не надо. Мамин-Сибиряк, «Братья Гордеевы», 1891 г. ◆ Вот человеческий лик, намалёванный белилами и румянами, с насурмёнными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г. ◆ Головной прибор: кокошник, окаймляющий гладко причёсанные волосы и сзади стянутый бантом широкой ленты, висящей двумя концами как угодно низко. Ю. Н. Тынянов, «Малолетный Витушишников», 1933 г.
2. архит. в древнерусском зодчестве — ложная закомара, имеющая только декоративное значение ◆ Над углами четверика возвышаются небольшие тумбы, обработанные килевидными кокошниками. ◆ Вон, видишь, кровля кокошником изноровлена и гребни на ней прорезные? Евгений Лукин, «Катали мы ваше солнце», 1997 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: загрубелый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
КОКОШНИК
Смотреть что такое «КОКОШНИК» в других словарях:
КОКОШНИК — КОКОШНИК, кокуй муж. кокошко жен., костр. (от коковка? от кокош?) народный головной убор руских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы. Кика и сорока носятся только замужними, делаются из лубка, кузовком, а кокошник носят и девицы … Толковый словарь Даля
КОКОШНИК — КОКОШНИК, кокошника, муж. 1. Головной убор северорусских крестьянок в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом, с тульей сзади (встарину составная часть национального женского костюма, носимого и горожанками). 2. Украшение на… … Толковый словарь Ушакова
Кокошник — (головной убор) в России старинный женский головной убор. Кокошник (архитектура) в русской архитектуре XVI XVII веков: полукруглое или заострённое завершение фасада, свода … Википедия
кокошник — кокошничек, закомара Словарь русских синонимов. кокошник сущ., кол во синонимов: 9 • закомара (1) • кика … Словарь синонимов
КОКОШНИК — в архитектуре русских церквей 16 17 вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение. Часто кокошники располагаются ярусами … Большой Энциклопедический словарь
КОКОШНИК — старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в северных областях), в основном праздничный на твердой основе в форме гребня … Большой Энциклопедический словарь
КОКОШНИК — (Gymnadenia), род растений сем. орхидных. Цветки мелкие, лилово розовые, с запахом ванили или гвоздики, в соцветии колос. Губа 3 лопастная или треугольная. 10 видов, в умеренном поясе Сев. полушария, в СССР 2 вида. Широко распространён К.… … Биологический энциклопедический словарь
Кокошник — в архитектуре русских церквей XVI XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися ярусами у оснований шатров и барабанов глав. Кокошники.… … Художественная энциклопедия
кокошник — См. сорока В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
КОКОШНИК — головной убор замужней женщины в северо русских областях матерчатая шапочка с высоким твёрдым околышем … Этнографический словарь
Что значит слово кокошник
Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.
Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.
Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.
Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».
В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».
У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».
Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.
Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.
Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.
Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».
В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».
У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».
Значение слова кокошник
Словарь Ушакова
кок о шник, кокошника, муж.
1. Головной убор северорусских крестьянок в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом, с тульей сзади (встарину составная часть национального женского костюма, носимого и горожанками).
2. Украшение на фасадах зданий в русском стиле в виде полукруглого щита, напоминающее женский кокошник (архит.).
Энциклопедия моды и одежды
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
старинный русский женский головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом, стеклярусом, лентами, аппликациями из парчи и бархата. Кокошник имел матерчатое дно, спереди и по бокам украшался поднизями и рясной.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Архитектурный словарь
в архитектуре, ложная закомара, имеющая только декоративное значение. Кокошники располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий. Типичны для русской архитектуры 17 века; встречаются и в 16 веке.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Похожий на небольшую закомару декоративный элемент, за которым нет сводчатой конструкции, соответствующей внешнему контуру К.; имеет полуциркульную, трехцентровую, килевидную либо треугольную форму.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Этнографический Словарь
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком над лбом.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КОКОШНИК, а, м.
1. В старое время, преимущ. в северных областях: нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади.
2. В русской архитектуре 1617 вв.: полукруглое или заострённое завершение фасада, свода (спец.).
Словари
Старинный русский головной убор замужних женщин в виде разукрашенного и расшитого полукруглого высокого щитка надо лбом.
КОКО́ШНИК, кокошника, муж.
1. Головной убор северорусских крестьянок в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом, с тульей сзади (встарину составная часть национального женского костюма, носимого и горожанками).
2. Украшение на фасадах зданий в русском стиле в виде полукруглого щита, напоминающее женский кокошник (архит.).
1. В старое время, преимущ. в северных областях: нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади.
2. В русской архитектуре 1617 вв.: полукруглое или заострённое завершение фасада, свода (спец.).
КОКОШНИК, кокуй муж. кокошко жен., костр. (от коковка? от кокош?) народный головной убор руских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы. Кика и сорока носятся только замужними, делаются из лубка, кузовком, а кокошник носят и девицы: это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. Вот тебе кокуй, с ним и ликуй! говорят молодой.
| Кокошкик, у зодчих, полукруглые щиты, на стенах и на сводах церквей, обычно с писаными образами.
| Кокуй, день, праздник Купалы, игрища. Кокошить и пр. см. кока.
Русский народный женский головной убор в виде веера больших размеров или округлого щита вокруг головы, расшитого золотом, серебром, украшенного каким-либо узором; в старину его носили замужние женщины.
В боярской среде допетровской Руси кокошники, украшенные драгоценными камнями, носили в качестве свадебного или праздничного головного убора.
1. Старинный женский праздничный головной убор с нарядно разукрашенной (расшитой бисером, позументом и т.п.) и высоко поднятой надо лбом передней частью. Девушки в пышных сарафанах и кокошниках.
в архитектуре русских церквей XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение. Часто кокошники располагаются ярусами.
1. Старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком.
Дуняша в пышном платье и высоком кокошнике кажется рослой, плечистой. Задорнов, Амур-батюшка.
Украшение на фасадах зданий в виде полукруглого щитка, напоминающее по форме такой головной убор (широко применялось в русском зодчестве 16-17 вв.).
Двери [грановитой палаты] взяты в позлащенную искусную резьбу с пилястрами и высокими кокошниками. Шишков, Емельян Пугачев.
С 1830-х гг. К., особенно килевидный, воспринимается как семантически значимый эл-т рус. стиля. Уже в проектах К. А. Тона, начиная с ц. Св. Екатерины в Екатерингофе (1830), К. достигают такого крупного масштаба, к-рый не встречался в др.-рус. постройках. К. используется как киот с размещением в его поле икон и орнаментальных композиций в рус. стиле (П. П. Зыков); А. А. Парланд в храме Воскресения Христова (1883-1907) впервые применяет мотив одного гигантского К., завершающего фасад, впоследствии повторенный, например, В. А. Косяковым (церкви Староладожского и Киево-Печерского подворий в С.-Петербурге, в с. Кукобой) или П. А. Винорадовым (собор Перервинского мон.) и трансформировавшийся в работах мастеров неорус. стиля (А. П. Аплаксин).
Лит.: Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1981. № 29. С. 75-79; Попадюк С. С. Теория неклассических архитектурных форм. Русский архитектурный декор XVII в. М., 1998.
Кокошники, шитые жемчугом. Фото 1890-х гг.
Старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком над лбом.