Что значит слово кавказ
Значение слова «Кавказ»
Северная граница Кавказа проходит по Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю и Керченскому проливу.
Южная граница Кавказа проходит по бывшей государственной границе СССР (ныне южные границы Грузии, Армении и Азербайджана c Турцией и Ираном). Площади пяти закавказских стран а также Северо-Кавказского федерального округа РФ вместе равно 356482 км².
В историко-географическом и экономическом отношении, в пределах Кавказа традиционно выделяют Северный Кавказ и Южный Кавказ. Северный Кавказ включает Предкавказье, северный склон Большого Кавказа преимущественно по водораздельному гребню (на востоке — до реки Самур), а также юго-западный склон Главного Кавказского хребта на его крайнем северо-западном участке и, традиционно, Черноморское побережье Кавказа (Черноморское побережье России до реки Псоу), хотя фактически (относительно Главного Кавказского Хребта) этот субрегион относится к Закавказью, так же, как и Абхазия.
С точки зрения современной политической географии (политико-административного деления), территория Кавказа разделена между Россией — Северный Кавказ и, частично, Закавказье по правому берегу реки Самур (Кавказ находится на юге (юго-запад) России), а также Азербайджаном, Арменией и Грузией. Турция не без основания считает свои восточные регионы также относящимися к кавказскому региону.
Кавка́з
1. геогр. регион, расположенный к югу от Восточно-Европейской равнины на границе Европы и Азии, преимущественно горная страна между Чёрным, Азовским и Каспийским морями ◆ Главный Кавказский хребет принято делить на Центральный Кавказ ― от Казбека до Эльбруса, Восточный ― к востоку от Казбека и Западный ― к западу от Эльбруса. Б. Н. Делоне, «Вершины Западного Кавказа», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
2. полит. историко-географический и экономический регион на границе Европы и Азии, на территории Кавказа [1] ◆ Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова постничество (существительное):
О происхождении названия кавказ
КАВКАЗ — назван в честь народа КАВКАС
Средневековые историки называли предков ингушей / ghalgha — КАВКАС. по сведениям Леонтия Мровели «Жизнь Картлийских Царей», при составлении которого было переработано большое количество литературы, включая древнееврейские и древнегреческие источники. По греческой традиции имена заканчиваются на «ос».. Этимология топонима «Кавказ» свидетельствует что это слово образовано от более древнейщего « Калка’с» «Cauca’s», нежели известное ингушское название в узком смысле «Галгай’цы Таргима» с горной Ингушетии
Л. Мровелли пишет «Дал Таргамос КАВКАСУ — земли от реки Ломека до рубежей Кавказа на западе побережьем Черного моря.
——————————————————————
Следует отметить что древними грузинскими историками «Кавкас» назван «младшим братом» своего народа и в том нет огорчения, ( по размерам народа «историю судят» бывает и в 21 веке), если учитывать что традиционно ингушские старшие братья уходят на другие территории рискуя ассимилироваться, а младшие остаются около отца и могил предков.
В СРЕДЕ ДРЕВНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ, «Г1АЛГ1А/GHALGHA» с божественным слогом — как ПОРОЛЬ, ВИП- пропуск в историю КАВКАЗА( Калка/Ghalgha)..
КАВКАСИОН — вместо НАХЧИ от Услара, ВАЙНАХ от Яковлева и тд
ПРАВИЛЬНЕЕ было бы «нахоязычные» народы Центрального Кавказа
— ингушей, чеченцев, бацбийцев — обозначать их древнейшим известным в мире этнонимом «КАВКАСИОН».. Возможно близкими кавкасионами окажутся кавказцы с кавказским расовым типом лица перешедшие на грузинские, тюркские и другие языки, которые сформировались более 5 тыс лет совместной жизни.
(Термин «вейнах» не стоит путать с сталинским понятием «вАйнах», введенным в оборот в 1928 г., когда сталинское правительство решило объединить Чечню и Ингушетию. П. Х. Акиева, как не стоит путать этноним нохчи, с выдумкой Услара нахчи.)
Значение слова кавказ
Топонимический словарь Кавказа
горная система между Черным, Азовским и Каспийским морями; в его осевой части проходит Главный Кавказский хребет (Главный Водораздел), северные склоны которого принадлежат России (Краснодарский край, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан), а южная – Грузии и Азербайджану. Название Кавказ упоминается древнегреческими авторами Эсхилом и Геродотом, в 5 веке до н.э., как Kaukasos, на древнерусском языке впервые упоминается в «Повести временных лет», в 12 веке, как Кавкасийские горы, т.е. название за 25 веков после первого упоминания сохранилось без существенных изменений. По мнению Е.М.Поспелова, название Кавказ как обобщающее для всей горной системы не было известно разноязычным кавказским аборигенам; не знали его и соседние восточные народы. Возможно, что изначально это название относилось лишь к Эльбрусу и означало «белоснежная гора» и лишь со временем распространилось на всю горную систему.
Католическая Энциклопедия
(греч. Καύκασος, лат. Caucasus) — регион, расположенный между Чёрным, Азовским и Каспийским морями и простирающийся от Кумо-Манычской впадины (на севере) до границы Грузии и Армении — с Турцией и Армении и Азербайджана — с Ираном (на юге). В наст. статье преимущественно рассмотрена история являющегося частью России Сев. К., в состав которого входят Краснодарский и Ставропольский край, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Сев. Осетия — Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан. История христианства в др. частях К. рассмотрена в статьях, посвященных соответствующим государствам.
По преданию, христианство появилось в причерноморских греч. колониях К. в I в. н.э. благодаря деятельности апп. Андрея Первозванного и Симона Кананита.
При имп. Юстиниане I Византия подчинила Абхазию и все черноморское побережье К., что привело к дальнейшему укреплению христианства. Юстиниан I обратил внимание на горские народы К.: к ним были присланы греч. священники и епископы и на территории Сев. К. образованы 4 епархии: Фанагория, Метраха, Зихополис, Никопсис.
Помимо Византии христианизация Сев. К. проводилась также Грузией. При груз. царе Адарнасе I (613–639) аланские и черкесские христиане в церк. отношении подчинялись Мцхетскому католикосу, но этот период не был продолжительным, и вскоре кавказские христиане вновь перешли под юрисдикцию Константиноп. патриархата.
В XIII в. катол. миссию на Сев. К. возглавили генуэзцы (лГенуя), впервые появившиеся на Чёрном море в 1169. Согласно Никейскому договору (13.03.1261) между Генуей и Византией, имп. Михаил VIII Палеолог предоставил Генуе права торговли на берегах Чёрного моря, а в 1265, опасаясь роста ее влияния, предоставил такие же права и Венеции. Если венецианцы осваивали преимущественно юж. берег Чёрного моря, то генуэзцы — северный и восточный. Активное освоение черноморского побережья К. относится к 1-й пол. XIV в.: в 1330–40 была основана главная в стратегическом отношении генуэзская колония на Сев. К. — Матрега (совр. станица Таманская), второй по значимости колонией-крепостью стала Копа (совр. Славянск на Кубани). В качестве фактории Копа упоминается в генуэзских документах с XIII в., а с сер. XIV в. она приобрела статус крупного торгового города.
Из др. колоний Генуи на Сев. К. наиболее значительными были Мапа (совр. Анапа) и Бата (совр. Новороссийск). В Мапе, осн. генуэзцами на месте древнегреч. колонии Синдика, ввиду мелководья причаливали лишь малые суда и торговля была незначительной. Но важное стратегическое положение Мапы побуждало генуэзцев всячески поддерживать это поселение, и к нач. XV в. здесь уже была крепость. Всего в течение XV в. на вост. побережье Азовского и Чёрного морей, от Таны (совр. Азов) до Севастополиса (совр. Сухуми) возникло 39 генуэзских факторий, в т.ч. Мауролоко (совр. Геленджик), Балзимаки (совр. Ейск). Были среди них и крупные поселения, но большинство представляли собой небольшие каботажные стоянки.
Заинтересованностью горских народов во взаимной торговле можно объяснить отсутствие сколько-нибудь значительных конфликтов между сторонами за два столетия активного пребывания генуэзцев на Сев. К.
В наст. время сохранились остатки т.н. Генуэзской дороги, в некоторых местах высеченной между скалами. Она берет начало от Анапы и через совр. поселок Холмский, станицы Саратовскую и Ханскую Краснодарского края уходит в Карачаево-Черкесию, на реки Кяфар и Большой Зеленчук; далее через селение Маруха на одноименной реке следует на Теберду, затем к Кубани и уходит в Карачай. Здесь дорога раздваивается: одна ее ветка перебрасывается через Главный Кавказский хребет, другая идет через Кабарду, по течению Терека, и выходит через Дагестан к побережью Каспийского моря. На этом направлении известны по крайней мере 3 колонии генуэзцев: Рим-гора, у нынешнего поселка Учкекен близ границы Карачаево-Черкесии со Ставропольским краем (на вершине горы располагалась генуэзская крепость), а в пределах Ставропольского края — колония Кислый Колодец (на месте нынешнего Кисловодска) и пос. Маджары при впадении р. Подкумка в Куму.
В XIV–XV вв. на К. катол. миссионерами, как правило, были францисканцы и доминиканцы. Особый импульс развитию миссий дало образованное Папой Иннокентием IV в 1252 Общество странствующих ради Христа братьев (Societas peregrinantium pro Christo).
Юж. К. входил в область миссион. деятельности Ордена доминиканцев, имевшего митрополию в Солтании, суффраганатами которой были еп-ва Телефиции (совр. Тбилиси) и Наксивана (совр. Нахичевань). В 1329 еп. Телефицийским стал Джованни из Флоренции. На Сев. К. миссион. деятельность вели в основном францисканцы, они же осуществляли пастырскую работу в некоторых областях Закавказья.
На Сев. К. и Черноморском побережье К. в юрисдикции францисканцев находились архиеп-во Матрега, еп-ва Каспийских гор, или Кумук (совр. Кумух), Майерия (совр. Георгиевск), Тиропезонда (совр. Пицунда), Сиба, Мапа, Лукучензе (на Кубани, возможно, Копа) и Севастополис.
В «стране кайтагов» (совр. Дагестан) ок. 1363 было образовано еп-во Каспийских гор (вскоре ставшее архиеп-вом). Первым епископом стал Лаврентий. Все его преемники были францисканцами: Иаков (с 1389), Мартин Русский, Бернард из Каффы (назначен 27.11.1396), Иоанн Гибилет из Каффы (назначен 31.07.1399), Амвросий Сципион из Каффы (назначен 24.10.1421), Корнелий (с 1433).
Из архиеп-ва Каспийских гор выделились еп-ва Тюмен, Дургали и Мишлак. Папа Бонифаций IX в послании от 8.10.1392 говорил о 10 тыс. католиков в «стране кайтагов».
Первым епископом Севастополиса, назначенным в 1329, был франциск. монах Пётр Геральд. Первым епископом Майерии был Николай (год его назначения и смерти неизвестен). Его преемником стал назначенный 21.07.1363 Папой Урбаном V францисканец Иоанн Спекули. Примерно 3 года спустя после кончины Иоанна 8.06.1366 на кафедру был назначен Николай из Нюмбурга, ставший последним епископом Майерии.
Францисканцы создали структуру Католической Церкви на Сев. К. и были ординариями в образованных епархиях, а также сформировали структуру Ордена францисканцев на Сев. К., включавшую 2 викариата: Аквилонарийский (северный) и Восточный. Аквилонарийский викариат состоял из кустодии Газария, в которую входила терр. Крыма, и кустодии Сарай, включавшей в себя Поволжье, Приазовье, Сев. К., а также кавказское побережье Каспийского и Чёрного морей. Точная дата основания Аквилонарийского викариата неизвестна. Вероятно, он был основан в то время, когда ген. настоятелем францисканцев был Бонавентура (1263–74). Первый документ, подтверждающий существование викариата — письмо главы Газарийской кустодии Владислава, написанное в Каффе 10.04.1278, в котором он сообщает о 5 монастырях викариата. Позже ген. настоятель францисканцев Бонаграция (1279–83) «направил много братьев в. Аквилонарию». Известны имена некоторых ген. викариев Аквилонарийского викариата: Конрад Пиганский (ок. 1300), Франциск Подийский (до 1371), Армандий Франкийский (после 1371), Валентин Тревизский (ок. 1460). К нач. XV в. викариат включал ок. 20 монастырей.
В состав кустодии Сарай входили монастыри Приазовья, Сев. К., Закавказья и Поволжья, расположенные в городах Сарай, Тана, Темрюк, Матрега, Кумук, Тарку, Майерия, Хаджитархан (совр. Астрахань), Органе (совр. Гурьев), Санкт-Иоаннес (в Поволжье), Велер (севернее Сарая), Аксарай (совр. Царёв), Угет (севернее Симбирска), Пизанит (на сев. побережье Азовского моря), Мамучи (совр. Шемаха, ок. Баку), Сальяны (юго-восточнее Баку) и 2 монастыря на границе с Грузией (точное местонахождение не установлено).
Вост. викариат охватывал терр. Армении, Грузии и совр. Турции. В состав викариата входили 3 кустодии: в Константинополе, Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) и Тебризе (в юрисдикции которой в т.ч. был монастырь в Телефиции).
Одно из последних свидетельств о структурах Католической Церкви на К. содержится в булле Папы Евгения IV еп. Корнелию, дающей ему разрешение взять с собой на К. 20 миссионеров-францисканцев. Сохранилось также сообщение о прибытии в Дагестан в 1486 доминиканца Винченцо.
В 1451 турки захватили Абхазию, тем самым положив начало распространению ислама на всей терр. К. Упорное сопротивление завоевателям оказали христиане из числа кабардинцев и, особенно, черкесы. В течение лета и осени 1475 турки и крымские татары захватили все гл. генуэзские колонии черноморского побережья К. Однако сопротивление христиан продолжалось. Турки и крымские татары совершали карательные экспедиции на К., разоряли непокорные аулы, убивали шогенов (христ. священников), уничтожали храмы.
С основанием Конгрегации по распространению веры миссия Католической Церкви на К. была продолжена стараниями отд. проповедников, однако по объективным причинам она не принесла значительных плодов. В 1808–25 в Моздоке работали иезуиты, построившие в 1810–11 катол. храм в неороманском стиле, а также открывшие приходскую школу и больницу. В царствование имп. Александра I началось постепенное присоединение терр. К. к Российской империи, завершившееся в 1864 с окончанием Кавказской войны. После Крымской войны 1853–56 на Сев. К. начали переселяться нем. колонисты из Поволжья. В основном они были протестантами (баптистами, штундистами, меннонитами), лишь 3 нем. колонии были католическими: Семёновка, Рождественская и Новониколаевская. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. катол. приходы на Сев. К. преимущественно входили в состав Пятигорского деканата Тираспольской епархии. К 1917 Пятигорский деканат насчитывал 23 131 чел. и состоял из приходов Пятигорска (1738 чел.), Владикавказа (1551 чел.), Грозного (580 чел.), Моздока (258 чел.), Темир-Хан-Шуры, совр. Буйнакск (360 чел.), Новороссийска (3580 чел.), Екатеринодара, совр. Краснодар (2500 чел.), Армавира (156 чел.), Ставрополя (1800 чел.), Рождественского (2638 чел.) и Семёновки (2750 чел.).
В годы коммунистического правления (1918–91) христиане К., как и верующие иных религий, подвергались систематическим гонениям. Возрождение Католической Церкви на Сев. К. началось в 1990-х. Были отреставрированы и открыты храмы в Анапе, Сочи, Владикавказе, Грозном (разрушен в годы Чеченской войны), Нальчике, Махачкале и др. городах и населенных пунктах.
22.07.1847 рос. пр-во заключило конкордат со Св. Престолом, по которому в т.ч. было определено, что катол. приходы в Кавказском и Закавказском крае будут принадлежать к Тираспольской катол. епархии. В 1850 на основании папского декрета управляющий армяно-катол. духовенством был подчинен Тираспольскому епископу. При этом в соответствии с текстом заключенного ранее конкордата была сделана особая оговорка: «. чтобы впредь до назначения армяно-католического епископа духовные требы армяно-католиков были исполняемы по особым каноническим правилам. ». Несмотря на то что рос. пр-ву и Св. Престолу не удалось прийти к согласию в вопросе о назначении армяно-катол. епископа, армяно-катол. население и духовенство К. продолжало настойчиво ходатайствовать об учреждении особой армяно-катол. епархии. Эти прошения были поддержаны Тираспольскими катол. епископами Ф.К. Цоттманом в 1880 и Й.А. Кесслером в 1905, а в 1906 — наместником на К. графом И.И. Воронцовым-Дашковым, предлагавшим включить в состав епархии не только Закавказье, но и Таврическую губернию. В 1907 с подобной просьбой обращался к кавказскому наместнику армяно-катол. патр. Павел IV Пётр XII Саббагян.
В 1909 между Св. Престолом и Россией было достигнуто соглашение о том, что до назначения армяно-катол. епископа по предварительному соглашению с рос. пр-вом во главе церк. управления армяно-католиков будет стоять дух. лицо с титулом архимандрита в должности апост. администратора. Первым администратором армяно-католиков Рос. империи был назначен 12.09.1909 архимандрит Саркис Тер-Абрамян.
В XIX — нач. XX в. центрами армяно-катол. общин на Сев. К. были Екатеринодар, Моздок и Кизляр. К кон. XIX — нач. XX в. в Екатеринодаре и по всей терр. Кубанского казачьего войска появились многочисл. общины армяно-католиков. В составе Апост. администратуры армяно-католиков Рос. империи была образована (вероятно, в 1909) Екатеринодарская армяно-катол. курация (приход). К 1913 в ее состав входила почти вся терр. Сев. К., в т.ч. Екатеринодар (365 армяно-католиков), станица Крымская (125 армяно-католиков; здесь была устроена первая на Сев. К. армяно-катол. часовня), а также часть Юж. России и Поволжья. Всего в Екатеринодарском приходе в 1913 было 2087 армяно-католиков (из них 1600 проживали вне Екатеринодара и станицы Крымской), настоятелем был свящ. Акоп Бакаратьян. В 1930-е пастырское служение среди армяно-католиков города и края осуществлял свящ. К. Дилургян (арестованный в 1937), который после возвращения из ссылки в Кировской обл. в 1939 некоторое время продолжал тайно служить в небольших городках и селах юга Краснодарского края.
В окрестностях Моздока с 1725 была армяно-катол. колония; поселение армяно-католиков здесь было утверждено на основании манифеста имп. Екатерины II от 25.06.1763. С образованием армяно-катол. екатеринодарского прихода армяно-катол. община Моздока вошла в его состав. По некоторым данным, приход составлял к сер. 1920-х 250 чел. и распался ранее 1930; храм, закрытый, вероятно, в 1930, не сохранился.
Армяно-катол. община Кизляра в кон. XVIII в. состояла преимущественно из бывших астраханцев. До конца 1860-х в городе действовала катол. часовня (впоследствии разобранная).
Современное положение Католической Церкви на К. На 2001 катол. епархия Св. Климента (с центром в Саратове) представлена на К. двумя деканатами: Краснодарским (Краснодарский край, Республика Адыгея) с приходами в Адлере, Анапе, Армавире, Ахтарском, Краснодаре, Лазаревском, Сочи, Туапсе и хуторе Семёновском, а также Северокавказским (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Сев. Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край) с приходами во Владикавказе, Георгиевске, Грозном, Кисловодске, Махачкале, Нальчике, Невинномысске, Новопавловске, Прохладном, Пятигорске, Ставрополе и Благовещенке.
В наст. время в приходах на терр. Северокавказского деканата работают (помимо епарх. клира) монахи из Конгр. миссионеров Святейшего Сердца Иисуса, а также монахини из Конгр. миссионерок Божественной любви, обитель которых находится в Нальчике.
Лит-ра: Зевакин Е.С., Пенчко Н.А. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII–XV вв. // Исторические записки 3 (1938), 72–129; Рамазанов Х.Х., Шахсаидов А.Р. Очерки по истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964; Хотко С.Х. Генуэзцы в Черкесии (1266–1475) // Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп, 1988, вып. 1, с. 141–160; Lemmens L. Geschichte der Franziskanenmissionen // VerЪffentlichungen des Internationalen Institutes fЯr Missionswissenschaftliche Forschungen 12 (1929); Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra Santa e dell’Oriente Francescano. Quaracchi, 1919–27. 5 vol.; Richard J. Les missionnaires latins chez les KaХtaks du Daghestan (XIV–XV siПcles) // Материалы XXV международного конгресса востоковедов. М., 1963, с. 606–612.