Что значит слово кантата
Значение слова «кантата»
1. Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв.) — стихотворение, написанное на определенный торжественный случай.
2. Крупное музыкальное произведение для пения, хорового и сольного, с инструментальным сопровождением, отличающееся обычно торжественностью.
3. Торжественная хоровая песнь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
КАНТА’ТА, ы, ж. [ит. cantata]. Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
канта́та
1. муз. крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра; торжественная хоровая песнь
2. филол. жанр торжественной лирики (распространённый в русской поэзии XVIII — начала XIX в.) — стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: е — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кантата
Б. В. Левик.
Полезное
Смотреть что такое «Кантата» в других словарях:
Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от… … Википедия
Кантата — (итальянск. cantata) принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Возникая на рубеже XVI и XVII вв. в Италии, К. обозначает первоначально вокальную пьесу вообще (pendant к… … Литературная энциклопедия
КАНТАТА — (ит., от лат. cantare петь). Духовная песнь, положенная на музыку и состоящая из арий речитативов, хоров и хоралов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТАТА 1) род вокальной пьесы с аккомпанементом… … Словарь иностранных слов русского языка
кантата — См … Словарь синонимов
кантата — ы, ж. cantate f., нем. Cantate <, ит. cantata. муз. Крупное музыкальное произведение для пения с инструментальным сопровождением; лирическая поэма торжественного характера. Сл. 18. Но разве вы меня хотите отпустить не пропевши ни одной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНТАТА — (итальянское cantata, от cantare петь), обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. Близка оратории. Возникла в 17 в. Вершина жанра в творчестве И.С. Баха (сохранилось около 200 духовных… … Современная энциклопедия
КАНТАТА — (итал. cantata от лат. canto пою), крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ( Москва П. И. Чайковского, Александр Невский С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий … Большой Энциклопедический словарь
КАНТАТА — КАНТАТА, кантаты, жен. (итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
кантата — КАНТАТА, ы, жен. 1. Крупное, близкое оратории, вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. 2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова
Кантата — (ит., лат., от canere петь) название вокальногопроизведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одногоголоса (мадригал) называлось К., в отличие от инструментальногосочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кантата — (ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим… … Энциклопедия культурологии
Значение слова кантата
Словарь Ушакова
кант а та, кантаты, жен. (итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.).
| Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Культурология. Словарь-справочник
(ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драм, разработки сюжета.
Католическая Энциклопедия
(итал. cantata, от лат. и итал. cantare — петь) — жанр светской и церк. вокально-инструментальной музыки.
Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. приобрела свой типичный вид: 2 или более арий, соединенных речитативами. К. писали все итал. композиторы эпохи барокко: Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. барочная К. была светским жанром, даже если писалась на дух. сюжеты. Развернутые К. иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя; Ино Г.Ф. Телемана). Франц. барочная К. также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.
В Германии жанр К. был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. превратилась в ведущий жанр протест. церк. музыки. Вначале нем. К. были преимущественно строфическими и основывались на протест. хорале; после публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. проникли речитативы и арии. Обычно нем. духовные К. завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству. Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.
В классическую эпоху в К. стали часто включать хор. Форма К. оказала сильное влияние на музыку мессы и др. церк. жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.
У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К. отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. произошло сближение или слияние К. с др. жанрами: балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).
В России К. начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).
Лит-ра: Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1; Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. cantare — петь) — стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно по какому-либо торжественному случаю.
Рб: роды и жанры литературы
Род: лирические жанры
Перс: В. Тредиаковский, И. Бехер
* «Кантата возникла на рубеже XVI—XVII веков в Италии, во Франции; в России появилась в XVIII веке. Попытки возродить кантату с новым содержанием были предприняты в революционной поэзии. но большого распространения не получили» (В.А. Никонов). *
Словарь музыкальных терминов
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG cantata)
музыкальная форма, прямо относящаяся к чтению Священного Писания и составляющая часть богослужения. Кантату поют в противоположность сонате, к-рую играют на музыкальных инструментах.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАНТАТА, ы, ж.
1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.).
| прил. кантатный, ая, ое (к 1 знач.).
Кантата
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии,а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
В русской музыке
Первые русские кантаты возникли в XVIII веке (сочинены П. А. Скоковым).
В числе кантат начала XIX века — «Пир Петра Великого» и «Последний день Помпеи» А. Н. Верстовского (первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. К. Арнольда).
«Кантаты» эти исполнялись и в инсценированном виде — с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай». [1]
В ссылке Пушкин прочитал в «Вестнике Европы» известие о сочиненной Верстовский кантате «Черная шаль» и в письме к П. А. Вяземскому от апреля 1824 года просил передать композитору «усердный поклон». Через несколько месяцев Пушкин посылает Вяземскому нотную запись цыганской песни «Старый муж, грозный муж», которую услышал в Бессарабии, и просит показать ее композитору.
Верстовский написал кантату на стихотворение Пушкина «Пир Петра Великого» с народной песней «На матушке, на Неве-реке молодой матрос корабли снастил» и позднее вспоминал: «Эту песню я часто игрывал покойному Пушкину, и она приводила его в восторг». [2]
«Последний день Помпеи» написана в связи с чествованием К. П. Брюллова, вернувшегося в Россию после пятнадцатилетнего пребывания за границей. После Одессы, где, приветствуя прибывшего из Константинополя художника, М. С. Воронцов вдохновенно говорил об уважении и благодарности, которые каждый русский чувствует к творцу «Последнего дня Помпеи», Брюллову отдавала дань восхищения Москва. 28 января 1836 года в Мраморном зале Московского художественного класса ценители искусства устроили торжественный обед, начавшийся в пять часов и сопровождавшийся музыкой. Сначала распорядитель обеда, директор Московского художественного класса Михаил Федорович Орлов, предложил тост за государя императора, затем подняли бокалы за здоровье знаменитого живописца. Тогда и прозвучали эти стихи, положенные на музыку А. Верстовским, они были исполнены прекрасным московским оперным певцом Н. Лавровым. Не знаю творца стихов, но они прекрасны по звучным выражениям сильного чувства! — восхищался один из слушателей. Имя автора стихотворения держалось втайне; утаил его, а может быть и не знал, и М. Ф. Орлов, передавший в «Московские ведомости» текст гимна. Понятно, почему так и не был назван сочинитель: хвалебная песнь Брюллову звучала от всей просвещенной Москвы, передавая общее настроение духовного подъема и признательности за то, что именно в сердце родной ему России выразилось «во всем своем блеске» неподдельное чувство любви гения к родине. [3]
Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка изменились и кантаты. воплощающие образы родной страны («Москва» П. И. Чайковского), историко-легендарные («Песнь о вещем Олеге» Римского-Корсакова), запечатлевающие картины природы («Из Гомера» Римского-Корсакова, «Весна» Рахманинова), К. углублённо-философского плана (лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» [4] и «По прочтении псалма» Танеева). К жанру кантаты близка поэма «Колокола» Рахманинова.
Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).
В СССР жанр кантаты был представлен такими произведениями, как «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, «Курские песни» Георгия Васильевича Свиридова, «Киров с нами» Николая Яковлевича Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-Кантата «На поле Куликовом» Юрия Александровича Шапорина. [5] и другие.
КАНТАТА
Смотреть что такое «КАНТАТА» в других словарях:
Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от… … Википедия
Кантата — (итальянск. cantata) принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Возникая на рубеже XVI и XVII вв. в Италии, К. обозначает первоначально вокальную пьесу вообще (pendant к… … Литературная энциклопедия
КАНТАТА — (ит., от лат. cantare петь). Духовная песнь, положенная на музыку и состоящая из арий речитативов, хоров и хоралов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТАТА 1) род вокальной пьесы с аккомпанементом… … Словарь иностранных слов русского языка
кантата — См … Словарь синонимов
кантата — ы, ж. cantate f., нем. Cantate <, ит. cantata. муз. Крупное музыкальное произведение для пения с инструментальным сопровождением; лирическая поэма торжественного характера. Сл. 18. Но разве вы меня хотите отпустить не пропевши ни одной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНТАТА — (итальянское cantata, от cantare петь), обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. Близка оратории. Возникла в 17 в. Вершина жанра в творчестве И.С. Баха (сохранилось около 200 духовных… … Современная энциклопедия
КАНТАТА — (итал. cantata от лат. canto пою), крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ( Москва П. И. Чайковского, Александр Невский С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий … Большой Энциклопедический словарь
кантата — КАНТАТА, ы, жен. 1. Крупное, близкое оратории, вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. 2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова
Кантата — (ит., лат., от canere петь) название вокальногопроизведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одногоголоса (мадригал) называлось К., в отличие от инструментальногосочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кантата — (ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим… … Энциклопедия культурологии